Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / УЧИТЕЛЬ / РЕПЕТИТОРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бреслер М.Г., Шулаева А.С., Бурангулова Л.Р., Дьячкова Ю.Р.

В данной статье освещены процессы реформы образования в Китайской Народной Республике (КНР), связанные с переходом на новую стадию цивилизационного развития, от индустриального к информационному цифровому обществу. Основная цель данного исследования - анализ нового этапа реформы образования в КНР. В статье были применены следующие методы: эмпирический метод исследования, такой как анализ открытых источников, официальные документы, публикации в государственных СМИ Китайской Народной Республики, а также экспертные оценки ученых из России, Сингапура, Австралии и островного Китая. Также был применен метод качественного анализа - глубинное интервью. Было отмечено, что идет непрерывный поиск новых подходов к образованию, которые были бы конкурентными на глобальном рынке, но учитывали бы национальную специфику. Одним из основных документов, на который ссылаются авторы в исследовании, являются «Мнения по стандартизации развития учебных заведений вне кампуса», опубликованные в июле-августе 2021 г. от Генерального аппарата Государственного совета КНР. Данные документы были приняты с целью оптимизации системы образования КНР, на которую сильное влияние оказала пандемия COVID-19. Основная цель «Мнений» заключается в необходимости улучшить качество школьного и высшего образования, а также в стандартизации внеклассного образования в центрах дополнительного образования. Данные меры направлены на улучшение качества образования внутри страны. В статье даны краткие обзоры статей зарубежных ученых и освещены основные пункты законов с основными выдержками из ряда положений о роли учителя в КНР. Принятие новых реформ в Китае, а также ситуация с COVID-19 в мире повлияли на деятельность иностранцев, работающих в детских садах и центрах дополнительного образования, которые в период пандемии остались внутри страны. Данный закон наложил полный запрет на деятельность образовательных учреждений, тем самым оставив иностранцев без основного источника дохода за границей. В данной статье представлен ряд «глубинных» интервью с молодыми специалистами, имеющими опыт преподавания иностранных языков в Китае. Интервью было проведено на условиях полной анонимности, все имена в статье изменены. Было установлено, что информация, полученная от респондентов, имеет определенную ценность, так как позволяет оценить, как реформы в сфере образования отразились не только на самих китайцах, но и на иностранцах, работающих в КНР. В ходе интервью сделаны основные выводы, представленные в форме графиков и диаграмм, которые позволяют наглядно оценить результаты исследования. Данная статья охватывает события, которые происходят в Китае, начиная с лета 2021 года по сей день, в этом и заключается ее научная новизна, так как «Мнения» привнесли в систему китайского образования ряд существенных изменений, которые еще не были до конца изучены, и их влияние на китайское общество не полностью раскрылось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бреслер М.Г., Шулаева А.С., Бурангулова Л.Р., Дьячкова Ю.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS IN EDUCATION REFORM IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

This article highlights the processes of education reform in the People's Republic of China (PRC) associated with the transition to a new stage of civilizational development, from an industrial to an information digital society. The main purpose of this study is to analyze the new stage of education reform in China. The following methods were used in the article: an empirical research method, such as analysis of open sources, official documents, publications in the state media of the People's Republic of China, as well as expert assessments of scientists from Russia, Singapore, Australia and island China. The method of qualitative analysis - in-depth interview was also applied. It was noted that there is a continuous search for new approaches to education that would be competitive in the global market, but at the same time taking into account national specifics. One of the main documents referred to by the authors in the study is "Opinions on standardization of the development of educational institutions off-campus", published in July-August 2021 from the General Staff of the State Council of the People's Republic of China. These documents were adopted in order to optimize the education system of the People's Republic of China, which was strongly influenced by the COVID-19 pandemic. The main goal of the "Opinions" is the need to improve the quality of school and higher education, as well as the standardization of extracurricular education in the centers of additional education. These measures are aimed at improving the quality of education in the country. The article provides brief reviews of articles by foreign scientists and highlights the main points of the laws with the main excerpts from a number of provisions on the role of teachers in China. The adoption of new reforms in China, as well as the situation with COVID-19 in the world, affected the activities of foreigners working in kindergartens and additional education centers, who remained inside the country during the pandemic. This law imposed a complete ban on the activities of educational institutions, thereby leaving foreigners without a basic source of income abroad. This article presents a number of in-depth interviews with young professionals with experience in teaching foreign languages in China. The interview was conducted on the condition of complete anonymity, all the names in the article have been changed. It was found that the information received from the respondents has a certain value, as it allows us to assess how the reforms in the field of education have affected not only the Chinese themselves, but also foreigners working in China. During the interview, the main conclusions were drawn, presented in the form of graphs and diagrams that allow you to visually assess the results of the study. This article covers the events that have been taking place in China since the summer of 2021 to the present day, this is its scientific novelty, since "Opinions" have introduced a number of significant changes into the Chinese education system that have not yet been fully studied, and their impact on Chinese society has not been fully revealed

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Развитие образования

Бреслер М.Г. Bresler ММ.

кандидат философских наук, доцент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Бурангулова Л.Р. Вит^и^а L.R.

студент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 37.014.3(510)

Шулаева А.С. Shulaeva A.S.

студент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Дьячкова Ю.Р. Dyachkova J.R.

студент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федераци

DOI: 10.17122/2541-8904-2022-1-39-121-134

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В данной статье освещены процессы реформы образования в Китайской Народной Республике (КНР), связанные с переходом на новую стадию цивилизационного развития, от индустриального к информационному цифровому обществу. Основная цель данного исследования - анализ нового этапа реформы образования в КНР. В статье были применены следующие методы: эмпирический метод исследования, такой как анализ открытых источников, официальные документы, публикации в государственных СМИ Китайской Народной Республики, а также экспертные оценки ученых из России, Сингапура, Австралии и островного Китая. Также был применен метод качественного анализа - глубинное интервью. Было отмечено, что идет непрерывный поиск новых подходов к образованию, которые были бы конкурентными на глобальном рынке, но учитывали бы национальную специфику. Одним из основных документов, на который ссылаются авторы в исследовании, являются «Мнения по стандартизации развития учебных заведений вне кампуса», опубликованные в июле-авгу-

-121

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (39), 2022

Development of educaton

сте 2021 г. от Генерального аппарата Государственного совета КНР. Данные документы были приняты с целью оптимизации системы образования КНР, на которую сильное влияние оказала пандемия COVID-19. Основная цель «Мнений» заключается в необходимости улучшить качество школьного и высшего образования, а также в стандартизации внеклассного образования в центрах дополнительного образования. Данные меры направлены на улучшение качества образования внутри страны.

В статье даны краткие обзоры статей зарубежных ученых и освещены основные пункты законов с основными выдержками из ряда положений о роли учителя в КНР. Принятие новых реформ в Китае, а также ситуация с COVID-19 в мире повлияли на деятельность иностранцев, работающих в детских садах и центрах дополнительного образования, которые в период пандемии остались внутри страны. Данный закон наложил полный запрет на деятельность образовательных учреждений, тем самым оставив иностранцев без основного источника дохода за границей. В данной статье представлен ряд «глубинных» интервью с молодыми специалистами, имеющими опыт преподавания иностранных языков в Китае. Интервью было проведено на условиях полной анонимности, все имена в статье изменены. Было установлено, что информация, полученная от респондентов, имеет определенную ценность, так как позволяет оценить, как реформы в сфере образования отразились не только на самих китайцах, но и на иностранцах, работающих в КНР. В ходе интервью сделаны основные выводы, представленные в форме графиков и диаграмм, которые позволяют наглядно оценить результаты исследования. Данная статья охватывает события, которые происходят в Китае, начиная с лета 2021 года по сей день, в этом и заключается ее научная новизна, так как «Мнения» привнесли в систему китайского образования ряд существенных изменений, которые еще не были до конца изучены, и их влияние на китайское общество не полностью раскрылось.

Ключевые слова: образование, реформы, Китайская Народная Республика, учитель, репетиторство.

MAIN TRENDS IN EDUCATION REFORM IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

This article highlights the processes of education reform in the People's Republic of China (PRC) associated with the transition to a new stage of civilizational development, from an industrial to an information digital society. The main purpose of this study is to analyze the new stage of education reform in China. The following methods were used in the article: an empirical research method, such as analysis of open sources, official documents, publications in the state media of the People's Republic of China, as well as expert assessments of scientists from Russia, Singapore, Australia and island China. The method of qualitative analysis - in-depth interview was also applied. It was noted that there is a continuous search for new approaches to education that would be competitive in the global market, but at the same time taking into account national specifics. One of the main documents referred to by the authors in the study is "Opinions on standardization of the development of educational institutions off-campus", published in July-August 2021 from the General Staff of the State Council of the People's Republic of China. These documents were adopted in order to optimize the education system of the People's Republic of China, which was strongly influenced by the COVID-19 pandemic. The main goal of the "Opinions" is the need to improve the quality of school and higher education, as well as the standardization of extracurricular education in the centers of additional education. These measures are aimed at improving the quality of education in the country.

The article provides brief reviews of articles by foreign scientists and highlights the main points of the laws with the main excerpts from a number of provisions on the role of teachers in China. The adoption of new reforms in China, as well as the situation with COVID-19 in the world, affected the activities of foreigners working in kindergartens and additional education centers, who remained inside the country during the pandemic. This law imposed a complete ban on the activities of educational institutions, thereby leaving foreigners without a basic source of income abroad. This article presents a number of in-depth interviews with young professionals with experience in

Развитие образования

teaching foreign languages in China. The interview was conducted on the condition of complete anonymity, all the names in the article have been changed. It was found that the information received from the respondents has a certain value, as it allows us to assess how the reforms in the field of education have affected not only the Chinese themselves, but also foreigners working in China. During the interview, the main conclusions were drawn, presented in the form of graphs and diagrams that allow you to visually assess the results of the study. This article covers the events that have been taking place in China since the summer of 2021 to the present day, this is its scientific novelty, since "Opinions" have introduced a number of significant changes into the Chinese education system that have not yet been fully studied, and their impact on Chinese society has not been fully revealed.

Key words: education, reforms, People's Republic of China, teacher, tutoring.

Актуальность статьи обусловлена процессами реформ образования, которые затронули практически все развитые страны в связи с переходом на новую стадию цивили-зационного развития, от индустриального к информационному цифровому обществу. Новая формация требует массовой подготовки и переподготовки специалистов, обладающих новым креативным, инновационным и предпринимательским сетевым мышлением. Образование становится необходимым условием для построения устойчивого общества. В различных странах накоплен значительный опыт в реформе образования, изучение которого полезно для применения в нашей стране, с учетом национальной специфики.

Особо нужно выделить модель реформы образования в Китайской Народной Республике (КНР). Имея более чем двухты-сячпятисотлетнюю историю, если считать за отправную точку школу Конфуция, образование в КНР подверглось глубокой реформе во второй половине ХХ века. За короткий срок была создана система массового образования по советскому, на тот период самому передовому, образцу. Однако к концу XX века, на фоне процессов [четырех модер-

низаций], прежде всего модернизации науки и техники, модернизации промышленности, стала очевидна необходимость реформ системы образования. Дэн Сяопин провозгласил в 1983 году лозунг «Образование должно быть ориентировано на модернизацию, мир и будущее», дав начало новому этапу реформ в области образования [1].

Прямой перенос американской модели образования и общая тенденция в постсоци-

алистических странах на оптимизацию и коммерциализацию процесса образования в 1993-2010 годах привели к негативным тенденциям недостатка финансирования и практически себя исчерпали [2]. Поэтому в 20102020-х гг. была принята новая программа прорыва в области всех уровней образования. Плановые показатели были выполнены и даже перевыполнены. Как отмечает одна из ведущих экспертов Т. Л. Гурулева: «...доля валового коэффициента охвата высшим образованием населения с 24,2 % (2009) до 48,1 % (2018)...в первую сотню рейтинга ТНЕ-2020 вошли три вуза континентального Китая, а в первую сотню рейтинга QS-2020 — шесть» [3; 636]. Эти высокие количественные показатели, однако, недостаточны на этапе становления современного информационного/цифрового общества, которое в КНР обычно называют сетевым.

Несмотря на успехи, эксперты отмечают и серьезные недостатки, выявленные в настоящее время. Так, внедрение начального образования в сельских районах в целом способствовало снижению доли детского труда, но преимущественно у мальчиков (до 8 %), тогда как для девочек снижение было несущественным. Получение образования девочками впрямую коррелирует со снижением детской смертности, повышением уровня здоровья, заботой о питании, а также образовании и развитии когнитивных способностей у детей [4; 612-615]. Недостатки образования выявляются и в подготовке медицинского персонала, что особенно важно в связи с пандемией COVID-19. По данным экспертов, на «10,1 % уменьшилось время обучения базовым дисциплинам медицины, а нагрузка пре-

Development of educaton

подавателей выросла (1:25 до 1:32 студента с 2010 по 2018 годы)» [5; 395-397]. Снижение качества медицинского образования ведет к снижению доверия между врачами и пациентами [6; 151-153]. Эти негативные проявления есть и в других отраслях. Становление информационного/цифрового общества требует все большего числа специалистов, а значит расширения реформ образования на всех уровнях, от начального до высшего и непрерывного.

Методы. Основная цель данного исследования - анализ нового этапа реформы образования. Был использован анализ открытых источников, официальные документы, публикации в государственных масс-медиа Китайской Народной Республики, а также экспертные оценки ученых из России, КНР, а также стран региона - Сингапура, Австралии, островного Китая. Как было отмечено выше, становление информационного/цифрового общества, переход на новую стадию цивили-зационного развития требуют большего числа людей нового типа, креативных, способных к инновациям, активных предпринимателей. Как следствие, идет поиск новых подходов к образованию, конкурентных на глобальном рынке и в то же время с национальной спецификой.

Большие реформы меняют жизнь простых людей. Следствием реформы стал практический запрет на участие иностранцев в образовательном процессе. Авторы провели ряд «глубинных» интервью с молодыми специалистами, имеющими опыт преподавания иностранных языков в Китае. Интервью было проведено на условиях полной анонимности. По большей части молодые люди работали без надлежащего оформления, а в настоящее время их прежняя деятельность законодательно запрещена. Однако, с нашей точки зрения, информация, полученная от респондентов, имеет определенную ценность, так как позволяет оценить влияние реформ на рядовых граждан.

Реформа образования в КНР и прогнозы ближайшей перспективы развития. Для того чтобы КНР вышла на новый уровень развития, необходимо сперва построить

четкое и надежное сетевое пространство, с высокой вовлеченностью граждан. Оно должно адаптироваться к изменениям в основных социальных противоречиях и удовлетворять насущные потребности общества. «Мнения» включают в себя ряд общих требований как этого достичь: усилить идеологическое и экологическое руководство кибер-пространства, развивать культуру, мораль и стандарты поведения в сети. В «Мнениях» указано, что «При построении сетевой цивилизации граждане КНР должны придерживаться руководящих принципов - мыслей Си Цзиньпина о социализме с китайскими особенностями в новую эру, а также содействовать развитию цивилизованной сети и способствовать формированию идеологических концепций, культурных обычаев и правовой среды, чтобы реализовать создание так называемой «онлайн» и «офлайн» цивилизации» [7]. Построение такой интеграции и взаимного продвижения обеспечит сильную идеологическую гарантию, а также духовную мотивацию и поддержку общественного мнения, и хорошие культурные условия для всестороннего строительства современной социалистической страны и реализации цели второго столетия. Новое образование должно сосредоточиться на развитие личности учащегося с самых ранних лет [8]. Особое внимание здесь следует уделить эстетическому образованию [9], глубокому изучению иностранных языков [10; 150], физической культуре и спорту, причем упор сделан на цифро-визацию преподавания физической культуры [11; 640]. Важное внимание уделяется обучению навыкам межкультурной коммуникации [12; 130].

Таким образом, вследствие развития здоровой, развитой и продвинутой сети, которая подвластна партии Китая, правительство имеет возможность продвигать духовные и моральные ценности, стимулировать развитие ценностей китайской культуры, улучшать уровень предоставления общественных и образовательных онлайн-услуг. С заявлениями руководства согласны и ведущие эксперты региона. Реформа образования должна

соответствовать лучшим мировым образцам, но с учетом китайской специфики [13; 44-46].

«Мнения по стандартизации развития учебных заведений вне кампуса», опубликованные в июле-августе 2021 г. от Генерального аппарата Государственного совета КНР, были приняты, чтобы оптимизировать систему образования КНР, которая оказалось под влиянием пандемии СОУГО-19 и перехода на дистанционное обучение. Развитие цифрового общества и онлайн-цивилизации способно оптимизировать систему образования КНР путем развития учебных онлайн-курсов для учащихся, а также с помощью расширения доступа к необходимым ресурсам [14].

Основная цель «Мнений» заключается в двух главных аспектах. Во-первых, в необходимости улучшить качество школьного и высшего образования, а также оптимизировать выполнение домашних заданий. Предлагается конкретное решение, которое заключается в расширении качественных ресурсов для общеобразовательных учреждений, в сокращении разрыва между качеством образования в городе и сельских районах. По состоянию на 2020 год, в общей сложности, 26 провинций по всему Китаю прошли национальный контроль и оценку, а 2809 округов достигли среднего уровня развития обязательного образования на уровне округов, что составляет около 96,8 % от общего числа административных единиц. Также «Мнения» предусматривают не только путь активного создания высококачественного обязательного образования, но и содействие увеличению количества школ нового образца. Не стоит забывать и об улучшении качества обучения в классе. Необходимо структурировать учебный план и четко следовать стандартам учебной программы, сделать отведенные 45 минут урока максимально продуктивными. Немаловажным пунктом «Мнений» является снижение нагрузки на учащихся во время подготовки к выпускным экзаменам -[гаокао]. Тенденция получения только баллов, а не реальных знаний только мешает образовательному процессу, что ставит цель не только пересмотреть структуру единого государственного экзамена, но и поменять

Развитие образования

отношение самих учеников. Здесь важную роль играет учитель, не только как педагог, но и как наставник, ведь именно он способен создать в классе позитивную атмосферу, при этом не утратив рабочий настрой.

Во-вторых, согласно указу Си Цзиньпина, внеклассное образование должно быть полностью стандартизировано. Почти полное отсутствие свободы в преподавании и строгий учебный план, отвечающий всем канонам партии, должны охладить пыл учащихся заниматься вне школы [15; 66-70]. По всему Китаю массово закрывают центры дополнительного школьного образования. Таким образом, всё больше учащихся вынуждены оставаться в школе на так называемые «продлёнки». Партия считает это оптимальным вариантом, ведь так решилось бы сразу несколько проблем. В китайских школах уроки заканчиваются в 15:30, иногда родители просто не успевают забрать своих детей и отвести в центр. Согласно пункту об оптимизации и сокращении объёма домашнего задания, все письменные упражнения должны выполняться в классе под контролем учителя, тем самым снимается ответственность с родителей и хоть немного облегчается жизнь китайским ученикам. Распорядок дня школьника больше похож на «день сурка»: школа - центр - спортивная секция - домашнее задание, такая огромная и порой нецелесообразная нагрузка ложится на их маленькие плечи. «Мнения» призывают к активному решению вопросов, связанных с дополнительными уроками и оплатой учителям. Но здесь встает другой, абсолютно логичный вопрос: как замотивировать учителей оставаться после уроков? Насколько важна роль учителя в современном обществе? Ответы на эти вопросы важны для понимания целостной картины и тенденций развития образования в Китае.

Традиционная основа современных реформ. Учитель - [лаоши], по

Конфуцию, несет в себе основу знания, учения и познания мира, развитие глобальной сети может сыграть большую роль в продвижении данного образа в широкие массы граждан КНР, таким образом укрепив пози-

Development of educaton

ции «Мнений» в обществе. На протяжении веков, от династий Хань и Тан и династий Мин и Цин, существовало конфуцианство. В те времена учителя были хорошо образованы и высоко почитались, многие студенты служили учителям, в соответствии с конфуцианским моральным кодексом.

Со временем и с развитием общества, страна вступила в социалистическое общество. После 1980-х годов, в связи с энергичным развитием экономики и огромным спросом на таланты, люди всё чаще стали задумываться о важности образования и всё больше внимания стали уделять роли учителя. Перед учителями стояла главная задача: развивать таланты, тем самым развивая экономику страны. Поэтому, чтобы более точно понимать роль учителя в современном китайском обществе, необходимо знать истоки, а именно познакомиться с принятым в 1993 году Всекитайским собранием народных представителей - «Законом об учителях», статья 3 которого гласит: «Учителя - это профессионалы, выполняющие обязанности в области образования, а также несут ответственность за воспитание людей. Учителя обязаны быть верны делу народного образования» [16].

Однако в современном обществе существует большая проблема, а именно, в рамках нынешней системы образования обучение направлено на получение студентами высоких баллов на экзаменационных тестах, при этом игнорируется развитие талантов у учащихся. Это, несомненно, сказывается и на учителях, которые, в свою очередь, должны подчиняться законам и положениям, установленным государством. В Китайской Народной Республике понимают, что учитель является ключевой фигурой в реформе образования [17]. Современный учитель должен обладать навыками сетевой коммуникации, использовать мультимедиа средства и др. [18; 200201].

Стоит отметить, что государство намерено урегулировать вопрос системы образования, а именно, с 2019 года Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет утвердили положения о «Модернизации образования Китая до

2035 года». «Основные концептуальные требования модернизации: уделять больше внимания морали, всестороннему развитию, обучению по способностям и в любом возрасте, знаниям и действиям, интеграции и развитию, обмену опытом», — говорится в тексте «О модернизации образования до 2035 года»

(«Фтшпшх\к 2°35»)[19]- данная

модернизация также затрагивает и учителей - «седьмая задача: создание команды высококвалифицированных, профессиональных и инновационных учителей». Упор будет делаться на поэтапное улучшение системы повышения квалификации учителей, а также на улучшение социального статуса учителей.

Касаемо коммерческой сферы образования стоит отметить, что, согласно документу «Мнения по стандартизации развития учебных заведений вне кампуса», данная сфера образования подверглась огромным изменениям. Были запрещены репетиторские центры и услуги, а также иностранные инвестиции в эту область [20]. Существующие компании должны были регистрироваться как некоммерческие, а занятия были запрещены в выходные и праздничные дни. Таким образом, индустрия частного образования потерпела убытки в размере 70 миллиардов долларов США, многие люди потеряли работу, а акции компаний резко упали в цене. VIPKids, ведущая репетиторская компания, уволила своих зарубежных репетиторов. Duolingo, глобальное приложение для изучения языков, больше не доступно в китайских магазинах приложений.

Отношения Китая с его частными репетиторскими компаниями сложны. В последние годы они стали чем-то вроде необходимости, поскольку напряженная академическая среда практически заставляла детей посещать курсы, иначе они рисковали отстать от своих сверстников и не сдать гаокао. Некоторые из этих компаний, такие как TAL Education group и 13 других, были настолько успешными, что стали публичными. Другие с треском провалились, рухнув с поджатыми хвостами и даже не сумев вернуть родителям деньги за занятия, которых никогда не было.

Сюн Бинци, директор китайской исследовательской фирмы в области образования, сказал, что родители не хотят, чтобы их дети оставались позади, создавая беспокойство по поводу группового образования [21]. Источником этого беспокойства служит единый для всех в Китае вступительный экзамен в университет гаокао. Родители беспокоятся, что, если их дети плохо сдадут этот тест, они будут учиться в худшей школе, которая не подготовит их к будущим тестам, которые они впоследствии провалят. В долгосрочной перспективе это может подорвать их способность получить достойную работу и финансово обеспечивать себя во взрослой жизни.

Согласно руководящим принципам, реформы направлены на содействие здоровому развитию учащихся, повышение качества образования, облегчение финансового бремени родителей и установление правового управления сектором образования. Они сосредоточены на образовании по основным предметам, которое относится к 9 классам, охватывающим возраст примерно 6-15 лет. Онлайн-уроки должны длиться не более 30 минут, с интервалами между уроками не менее 10 минут, и заканчиваться к 9 часам вечера.

Активно развивающийся бизнес онлайн-образования ожидает более строгое регулирование. Региональным правительствам рекомендовано тщательно изучить существующие центры онлайн-обучения и повторно утвердить их в соответствии с новыми требованиями. Учреждения должны соблюдать законы Китая о кибербезопасности и защите данных и должны создавать механизмы защиты личной информации. Содержание уроков должно соответствовать образовательной политике партии. Это означает, что образовательный контент должен обеспечивать разделение религии и не должен содержать непристойностей, ссылок на насилие, террор и азартные игры, а также использовать любые онлайн-игры, не связанные с образованием.

Введен запрет на создание новых репетиторских центров, местные органы власти должны проводить отграничение между

Развитие образования

учебными центрами в области спорта, культуры и искусства, науки и техники и консультироваться с соответствующими департаментами для установления стандартов для каждой категории; центры репетиторства в базовом образовании не могут быть общедоступными или перечислены для финансирования, также запрещены иностранные инвестиции, а наем иностранных преподавателей и другого персонала должен осуществляться в соответствии с действующими правилами, и фирмы не могут нанимать персонал, базирующийся за пределами страны, для проведения репетиторской деятельности. Последнее впрямую касается иностранных преподавателей, в том числе и россиян, которые подрабатывали частными уроками иностранных, прежде всего английского, языков в Китае.

Опыт работы иностранных специалистов в области просвещения в Китае. Был проведен ряд «глубинных» интервью (N=15) с людьми, работавшими от полугода до года преподавателями английского языка в образовательных центрах, частных агентствах, занимались репетиторством. В период до 2020 года найм учителей-иностранцев был весьма популярным.

Анна (все имена изменены) работала в качестве иностранного учителя в языковом центре около полугода. «Первое впечатление было таково, что ученик, не важно, является ли преподаватель иностранцем или китайцем, будет одинаково с уважением относиться к нему. Все, в том числе ученики и их родители, обращаются к учителю по имени + то есть Anna ^ijffi (Анна лаоши, или Анна - учитель). Такое обращение уместно и в университете по отношению к самим учителям-китайцам, допустим ^ ^ jjrf] (Джан лаоши). Немного фамильярная форма обращения подкупает, как бы стирая условную субординацию, но она заложена вековой историей. В языковом центре урок состоял из однообразных игр и многократных повторений неведомых для китайских детей иностранных слов. Ходишь по кругу, хлопаешь в ладоши и повторяешь одни и те же слова. При таком автоматическом заучивании, что

Development of educaton

очень характерно для всего образовательного процесса, дети порой даже не вдумываются в значение слов. Плохо ли это? Отчасти да, ведь можно выучить хоть тысячу слов, но без понимания и контекста это не приведет к качественному результату. Но у такой методики есть и свои плюсы, например, это правильно поставленное произношение».

Анастасия отмечает, что методика преподавания в Китае отличается от принятой в России или Европе. «Особенностью преподавания является то, что учителя заботятся только о тех студентах, кто ходит на пары и заинтересован в учебе. Если студент не хочет учиться, то это абсолютно никого не волнует, как говорится, «насильно мил не будешь», особенно на китайском уроке. Но учителя очень тщательно подходят к старательным ученикам, они точно переспросят раз по двадцать, всё ли вы поняли, точно ли всё ясно. Ещё одна особенность именно китайского урока - это чтение вслух. Китайцы обожают читать вслух и всё повторять». Это суждение мы считаем особенно ценным, так как оно показывает именно китайскую специфику, а также явное влияние конфуцианства, чей принцип «учить ищущих знания» соблюдается и в настоящее время.

Синтез ответов «глубинных» интервью дал следующие результаты:

1. Срок работы в Китае составил от трех недель до шести месяцев. Целью работы прежде всего были: педагогическая практика, погружение в китайский язык и языковую среду, изучение китайской специфики работы и быта.

2. Преподавание в Китае респонденты не считают тяжелой работой. Они отмечают престижность статуса учителя, уважение к иностранным преподавателям. Немаловажно, что иностранным преподавателям платят несколько меньше, чем местным. Средняя заработная плата за урок до пандемии COVID-19 составляла 1500 рублей за часовой урок, так в месяц можно было заработать около 80-100 тысяч рублей.

Лидия: «Это считается маленькой зарплатой, ведь в среднем доход китайцев составляет 300-400 тысяч рублей в месяц. Поэтому

иностранные студенты легко соглашаются на такую работу, несмотря на явный риск».

3. Все участники «глубинных» интервью продолжают работать учителями английского языка в России. При этом отмечают, что при сопоставимых доходах в России требуется соблюдение гораздо большего числа формальностей. В то же время репетиторство в России развито. Респонденты, как правило, оформляются как самозанятые и платят требуемый налог.

4. Отношение к запрету преподавания иностранцев в Китае неоднозначное. Часть респондентов относится нейтрально, как к очередному изменению в законодательстве. Часть - негативно, так как им пришлось изменить свои перспективные планы. Часть экспертов находит и позитивные стороны этого явления.

Мария: «Отношусь к запрету скорее положительно, чем отрицательно, всё-таки у преподавателя должна быть определенная квалификация, и в то же время не понятен запрет на преподавание языка «ненативными» преподавателями, поскольку кажется, что «нативы» меньше разбираются в самой структуре языка и разговаривают как привыкли».

5. Большинство респондентов желали бы продолжить свою преподавательскую деятельность в Китае. Но, имея опыт, они рассматривают только законное предпринимательство, легальную работу.

Типичен ответ Натальи: «Мне бы хотелось пожить некоторое время в Китае, поэтому лучше всего подходит вариант с учебой. Закон обходить я не собираюсь, но мне кажется, что Китаю следовало бы предпринять другие меры для иностранных преподавателей, поскольку у многих «англичан» нет никаких преподавательских квалификаций, и по факту иностранец просто "светит лицом". Я бы прошла нужную подготовку, чтобы преподавать на законных основаниях и не переживать о своей безопасности».

В рамках проведенного исследования было проинтервьюировано пятнадцать человек, с разным опытом преподавания - от нескольких месяцев до года в Китае.

Опираясь на полученные данные, можем сделать следующие выводы.

1. Обратимся к графику на рисунке 1, на котором представлена среднемесячная зарплата иностранного учителя в Китае. Со слов респондентов, все цифры являются относительными, всё зависит от количества отрабо-

Развитие образования

танных часов и стоимости одного урока. Самая высокая средняя заработная плата в месяц для иностранного учителя с неполной занятостью составила 110 000 рублей. Согласно опросу, самую низкую зарплату назвали три человека в пределах 20 00030 000 рублей.

Рисунок 1. Средняя заработная плата в месяц, руб.

2. Обратимся к диаграмме на рисунке 2, на которой представлена интенсивность работы учителя в Китае, по мнению респондентов. На вопрос «Насколько работа в качестве репетитора интенсивна в Китае?» восемь респондентов ответили отрицательно (54 %). Дарья пишет: «Такая деятельность не особо интенсивна. Работать легко, китайцы не переживают в плане качества дополнительного

образования, родители довольны уже тем, что его ребенка обучает иностранец». Пять человек ответили, что считают данную работу эффективной (33 % от общего числа опрошенных). Два человека затрудняются ответить на данный вопрос. Татьяна говорит: «Не знаю, ко мне не было предъявлено никаких требований, опыта в преподавании у меня особо не было».

Рисунок 2. Интенсивность работы учителя в Китае

Development of education

3. Как показали результата опроса, почти все участники интервью продолжают работать учителями английского языка в России. Обратимся к диаграмме на рисунке 3. На вопрос «Вы продолжаете преподавать в России?» 11 респондентов ответили утверди-

тельно, что составило 73 %. Так, Светлана пишет: «Да, я преподаю в России, как учитель в государственной школе, так и в центре дополнительного образования». Четыре человека ответили отрицательно, что составило 27 % от общего числа опрошенных.

Рисунок 3. Количество человек, продолжающих заниматься преподавательской деятельностью в России

4. По результатам интервью был сделан вывод, что большинство респондентов не интересуется китайским законодательством и ситуацией в стране. Обратимся к графику на рисунке 4. Наглядно представлены ответы респондентов на вопрос «Каково ваше отно-

шение к запрету преподавания иностранцев в Китае?». Валерия говорит: «Отношусь к запрету скорее положительно, чем отрицательно». Она аргументирует свой ответ тем, что «все-таки у преподавателя должна быть определенная квалификация».

Не интересует Против запрета За запрет

Рисунок 4. Отношение к запрету преподавания иностранцев в Китае

5. Для подведения итогов респондентам был задан вопрос «Хотелось бы вернуться в Китай? В качестве кого?». Обратимся к диаграмме на рисунке 5. Восемь респондентов хотели бы вернуться в Китай на учебу (53 %). Екатерина пишет: «Хотелось бы вернуться в

Китай и продолжить учебу в университете. Впоследствии, может, и работать в университете с иностранными студентами». Пять человек ответили, что хотели бы вернуться на работу, что составило 34 %. Один из респондентов пишет: «Я бы могла вернуться

Развитие образования

однажды и опять поработать, только уже по рабочей визе». Два человека не хотели бы возвращаться в Китай, объясняя это отсутствием перспектив из-за закрытых границ.

■ Вернуться (работа) ■ Вернуться (учеба) Не хочу возвращаться

Рисунок 5. Желание вернуться в Китай

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современное общество четко понимает, что будущее зависит от детей и тех, кто их обучает, а именно преподавателей, поэтому необходимо создавать грамотные условия, как для ребенка, так и для преподавателя. Перегрузка рабочего дня ребенка влияет и на нервную систему, и на способность развивать таланты. Руководство Китайской Народной Республики обеспокоилось данным вопросом и начало принимать определенные меры к улучшению системы образования, не забывая и о необходимости развития талантов у населения, оно взяло на себя контроль каждого аспекта жизни ребенка. Структуриро-

Список литературы

1. Sui Y. (2020) The Modernization of Higher Education. In: Fan G., Popkewitz T. Handbook of Education Policy Studies. Springer, Singapore. Part 6.1 URL: https://doi. org/10.1007/978-981-13-8343-4_6 (дата обращения: 07.11.2021).

2. Wenjie Yang, Guorui Fan, Neoliberalism and Educational Reform in China in the 1990-2010s: Market Mechanism and Inequality in the Institutional Transformation, International Journal of Educational Research, Volume 109, 2021. URL:https://doi.org/10.1016/j. ijer.2021.101809 (дата обращения: 08.11.2021).

вание учебного процесса, оптимизация цифрового пространства, а также контроль над внеучебной деятельностью ребенка - главные направления реформы «Мнения по стандартизации развития учебных заведений вне кампуса».

Принятие новых реформ в Китае, а также ситуация с COVID-19 в мире повлияли в первую очередь на деятельность иностранцев Китае, работающих в образовательных центрах и оставшихся в период пандемии внутри страны. После принятия мер они были вынуждены вернуться в свои страны, так как не имели возможности продолжить работу.

3. Гурулева Т.Л., Бин В. Высшее образование в КНР: институты и механизмы государственного и партийного управления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2020. - Т. 20. - № 3. - С. 636-654. - URL: https://doi. org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-636-654 (дата обращения: 29.10.2021).

4. Tang C., Zhao L. & Zhao Z. Does free education help combat child labor? The effect of a free compulsory education reform in rural China. J Popul Econ 33, 601-631(2020). URL: https://doi.org/10.1007/s00148-019-00741-w (дата обращения: 08.11.2021).

Development of education

5. Pan S.Q., Chan L.K., Yan Y., & Yang X. (2020). Survey of gross anatomy education in China: The past and the present. Anatomical sciences education, 13 (з), 390-400. DOI: https://doi.org/10.1002/ase.1952 (дата обращения: 08.11.2021).

6. Jing Lin, Jing Zhou, Ling Wang, Health care reform in China from the perspective of physicians, Bioscience Trends, 2020, Volume 14, Issue 2, Pages 151-155, Released May 21, 2020. URL: https://doi.org/10.5582/ bst.2020.01015 (дата обращения: 10.11.2021).

ЬШ {^Тйрййййчйштёйж

Главное управление Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Главное управление Государственного совета выпустили «Заключения по укреплению построения сетевой цивилизации». http://www.news. cn/politics/2021-09/14/c_1127861062.htm (дата обращения: 05.11.2021).

8. Ling Y., Chung S.J. & Wang L. Research on the reform of management system of higher vocational education in China based on personality standard. Curr Psychol. URL: https:// doi.org/10.1007/s12144-021-01480-6 (дата обращения: 08.11.2021).

9. Li J., Xue E. (2020) Shaping the Aesthetic Education in China: Policies and Concerns. In: Shaping Education Reform in China. Exploring Education Policy in a Globalized World: Concepts, Contexts, and Practices. Springer, Singapore. URL: https:// doi.org/10.1007/978-981-15-7745-1_6 (дата обращения: 05.11.2021).

10. Xiong J. & Jiang X. (2020). Reflections on Foreign Language Education Policy Reform in China Under the Background of "One Belt and One Road" Initiative. Sino-US English Teaching, 17(5), p. 149-153. URL: https://doi. org/10.17265/1539-8072/2020.05.002 (дата обращения: 10.11.2021).

11. Shao J.and W. Liu. The Opportunity and Path of School Physical Education Reform in the Era of Big Data, 2021. 2nd International Conference on Big Data and Informatization Education, 2021, p. 683-687. URL: https://doi.

org/10.1109/ICBDIE52740.2021.00161 (дата обращения: 10.11.2021).

12. Song, M. Internet+ Teaching: A New Paradigm for Cross-cultural Communication Classroom Teaching Reform in China-Foreign Cooperatively-Run Schools. International Journal of Science Vol. 8 No. 7 2021. 128-131 р. URL: http://www.ijscience.org/download/IJS-8-7-128-131.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

13. Fan X. & Nyland B. (2020). The Role of Formal Curriculum Documents in Early Childhood Education Reform: China and Australia. In Comparative Perspectives on Early Childhood Education Reforms in Australia and China. p. 43-60. URL: https://link.springer.com/ chapter/10.1007/978-3-030-53475-2_4 (дата обращения: 10.11.2021).

14. Интервью c Представителем Министер-ства Образования Китая (2021) https://chinastocks.net/education-ru/minis-terstvo-obrazovaniya-kitaya-interviyu/?lang=ru (дата обращения: 05.11.2021).

15. Yueyun Zhang & Yu Xie (2016) Family Background, Private Tutoring, and Children's Educational Performance in Contemporary China, Chinese Sociological Review, p. 64-82. URL: https://doi.org/10.1080/21620555.2015.! 096193 (дата обращения: 10.11.2021).

16. lit! 1993 ^ I ft W й

Основные направления работы Государственной комиссии по образованию в 1993 г. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/moe_164 /201002A20100220_3430.html (дата обращения: 03.11.2021).

17. Higurashi T. & Zhang J. (2020). Curriculum change and teacher education reform in China in the age of globalisation. In School Reform and Democracy in East Asia. p. 45-67. URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/ edit/10.4324/9780429437557-3/curriculum-change-teacher-education-reform-china-age-globalisation-tomoko-higurashi-jian-zhang (дата обращения: 06.11.2021).

18. Bao M. & Liu G. Reflections оп the Modern Educational Technology to Promote the Reform of Higher Vocational Education in China. International Journal of Social Sciences in Universities Vol.4 No.3 2021. 200-201 pp. URL: http://www.acadpubl.com/Papers/Vol%20

4,%20No%203%20(IJSSU%202021). pdf#page=208 (дата обращения: 04.11.2021).

19. Коммюнике шестого пленума 19-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая http://www.moe.gov.cn/jyb_ xwfb/s6052/moe_838/201902/t20190223 _370857.html (дата обгашения: 10.11.2021).

■ 20. ф^Ф^М/Г щтмкт

£ ft М Й Ш^ШШ $ Ш й Ж»

Главное управление Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Главное управление Государственного совета опубликовали «Мнения о дальнейшем снижении нагрузки на домашние задания и нагрузки на обучение вне кампуса для учащихся на этапе обязательного образования», fjfjf [Синьхуа - информационное агентство] 2021.07.24. URL: http://www.gov.cn/zhengce /2021-07/24/content_5627132.htm (дата обращения: 12.11.2021).

21. Kevin McSpadden (2021) China's education reform creates havoc as students head back to school. South China Morning Post. 28 aug. 2021. URL: https://www.scmp.com/ economy/article/3146833/chinas-education-reform-creates-havoc-students-head-back-school (дата обращения: 12.11.2021).

References

1. Sui Yu. (2020) Modernization of higher education. In: Fan G., Popkevits T. Handbook of Education Policy Research. Springer, Singapore. Part 6.1 URL: https://doi.org/10.1007/978-981-13-8343-4_6 (accessed: 07.11.2021).

2. Wenjie Yang, Guorui Fan, Neoliberalism and Education Reform in China in the 1990s-2010s: Market Mechanism and Inequality in Institutional Transformation, International Journal of Education Research, Volume 109, 2021. URL: https://doi.org/10.1016Aj. ijer.2021.101809 (accessed: 08.11.2021).

3. Guruleva T.L., Bin V. Higher education in China: institutions and mechanisms of state and party management // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. - 2020. - Vol. 20. - No. 3. - P. 636654. - URL: https://doi.org/10.22363/2313-

Развитие образования

2272-2020-20-3-636-654 (accessed: 29.10.2021).

4. Tang S., Zhao L. and Zhao Z. Does free education help to fight child labor? The impact of the reform of free compulsory education in rural areas of China. J Population Economics 33, 601-631(2020). URL: https://doi.org/10.1007/ s00148-019-00741-w (accessed: 08.11.2021).

5. Pan S.K., Chan L.K., Yang Yu. and Yang, H. (2020). Overview of general anatomy education in China: Past and present. Education in the field of Anatomical Sciences, 13(3), 390400. DOI: https://doi.org/10.1002/ase.1952 (accessed: 08.11.2021).

6. Jing Lin, Jing Zhou, Lin Wang, Healthcare reform in China from the point of view of doctors, Trends in Biological Sciences, 2020, Volume 14, Issue 2, Pages 151-155, Released May 21, 2020. URL: https://doi.org/10.5582/ bst.2020.01015 (date of application: 10.11.2021).

& JT^ II % Ш ft £ IT

The General Directorate of the Central Committee of the Communist Party of China and the General Directorate of the State Council issued "Conclusions on strengthening the construction of a network civilization". http://www.news.cn/ politics/2021-09/14/c_1127861062.htm (accessed: 05.11.2021).

8. Ling Yu., Chung S.J. and Wang L. A study of the reform of the management system of higher professional education in China based on a personal standard. Carr Psychol. URL: https:// doi.org/10.1007/s12144-021-01480-6 (accessed: 08.11.2021).

9. Li J., Xue E. (2020) The formation of aesthetic education in China: politics and problems. Q: The formation of education reform in China. The study of educational policy in a globalized world: Concepts, contexts and practice. Springer, Singapore. URL: https://doi. org/10.1007/978-981-15-7745-1_6 (accessed: 05.11.2021).

10. Xiong J. and Jiang H. (2020). Reflections on the reform of foreign language education policy in China Against the background of the "One Belt and One Road" initiative. Chinese-

Development of education

American Teaching of English, 17(5), pp.149153. URL: https://doi.org/10.17265/1539-8072/ 2020.05.002 (date of application: 10.11.2021).

11. Shao J. and W. Liu. The possibility and path of school physical education reform in the era of big data, 2021 2nd International Conference on Education in the Field of Big Data and Informatization, 2021, p. 683-687. URL: https://doi.org/10.1109/ICBDIE52740. 2021.00161 (date of application: 10.11.2021).

12. Song M. Internet+ Education: A new paradigm for the reform of teaching in intercultural communication classes in China -Foreign schools run jointly. International Scientific Journal. Vol. 8 No. 7 2021. 128-131 p. URL: http://www.ijscience.org/download/IJS-8-7-128-131.pdf (date of application: 10.11.2021).

13. Fan, H., and Nyland, B. (2020). The role of official curricula in the reform of preschool education: China and Australia. In Comparative perspectives of preschool education reforms in Australia and China, pp.43-60. URL: https:// link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-53475-2_4 (date of application: 10.11.2021).

14. Interview with a Representative of the Ministry of Education of China (2021) https:// chinastocks.net/education-ru/ministerstvo-obrazovaniya-kitaya-interviyu/?lang=ru (accessed: 05.11.2021).

15. Yueyun Zhang and Yu Xie (2016) Family background, private education and academic performance of children in modern China, Chinese Sociological Review, pp.64-82. URL: https://doi.org/10.1080/21620555.2015.10961 93 (date of application: 10.11.2021).

16. 1 f t § 1993 ^ I ft 1 á Main directions of work of the State Commission on Education in 1993 URL: http://www.moe. gov. cn/jyb_sjzl/moe_164/201002/t20100220 _3430.html (accessed: 03.11.2021).

17. Higurashi T. and Zhang, J. (2020). Changing curricula and reform of teacher education in China in the era of globalization. In School Reform and Democracy in East Asia, p. 45-67. URL: https://www.taylorfrancis.com/ chapters/edit/10.4324/9780429437557-3/ curriculum-change-teacher-education-reform-china-age-globalisation-tomoko-higurashi-jian-zhang (accessed: 06.11.2021).

18. Bao M., Liu G. Reflections on modern educational technologies to promote the reform of higher professional education in China. International Journal of Social Sciences in Universities. Vol. 4. No. 3. 2021. 200-201 pages URL: http://www.acadpubl.com/Papers/Vol%20 4,%20no%203%20 (IJSSU%202021). pdf#page=208 (accessed date:04.11.2021).

19. Communique of the Sixth Plenum of the 19th Central Committee of the Communist Party of China http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/ s6052/moe_838/201902/t20190223_370857. html (date of annlication: 10.11.2021).

20. mm^fTtm

№ 4k ft ffi fn ft ig ij 11 ft ffi ft t £»

Main Department of the Central Committee of the Communist party of China and the General office of the State Council issued the "Opinions on further reducing the burden on homework and loads of off-campus training for students at the stage of compulsory education". 0p [Xinhua - News Agency] 2021.07.24. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2021-07/24/ content_5627132.htm (date of request: 12.11.2021).

21. Kevin McSpadden (2021) Education reform in China creates chaos when students return to school. South China Morning Post. August 28, 2021. URL: https://www.scmp.com/ economy/article/3146833/chinas-education-reform-creates-havoc-students-head-back-school (date of application: 12.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.