Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обеспеченность медицинскими кадрами / государственная программа / национальный проект. / provision of medical personnel / state program / national project.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Агамов Загир Хидирович, Азиатцева Евгения Викторовна, Дороншоева Диана Авзалшоевна, Савзиханов Руслан Темирханович

Цель данного исследования – анализ тенденций обеспечения медицинскими кадрами государственной системы здравоохране-ния в период реализации государственных программ и национальных проектов в сфере здравоохранения. Материалы и методы: статистические сборники Минздрава России за 2012–2023 гг., нормативные правовые акты, паспорт национального проекта. Использованы методы описательной статистики, аналитический метод. Результаты. Выявлено сокращение показателей обеспе-ченности врачами, средним медицинским персоналом и соотношением врач/средний медицинский персонал и несоответствием их целевым значениям, установленным в государственных программах и национальных проектах по развитию здравоохранения. Выявлены различия в значениях целевых показателей государственных программ и национальных проектов. Заключение. Опреде-лена необходимость принятия срочных мер по устранению сокращения обеспеченности медицинскими кадрами. Различия в динамике показателей кадрового обеспечения свидетельствуют о неоднородности уровня развития регионов и подготовленно-сти их к мероприятиям в рамках госпрограмм и нацпроектов по достижению целевых показателей. Необходимы меры по устра-нению территориальных диспропорций, а также поиск механизмов выравнивания различий между субъектами Российской Фе-дерации. Различия в значениях индикаторов достижения целей государственных программ и национальных проектов затрудняют их оценку и определяют необходимость формирования иерархии госпрограмм и нацпроектов, а также разработку научно обос-нованных целевых показателей с учётом региональных особенностей и потребностей населения в медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Агамов Загир Хидирович, Азиатцева Евгения Викторовна, Дороншоева Диана Авзалшоевна, Савзиханов Руслан Темирханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS IN PROVIDING MEDICAL PERSONNEL TO THE STATE HEALTHCARE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of this study is to analyze trends in the provision of medical personnel to the state health care system during the implementa-tion of state programs and national projects in the field of health care. Materials and methods. Statistical collections of the Ministry of Health of Russia for 2012–2023, regulatory legal acts, passport of national project. Methods of descriptive statistics and analytical were used. Results. A reduction in indicators of the supply of doctors, paramedical personnel and the ratio of doctor/nursing medical personnel and a discrepancy between their target values established in state programs and national projects for the development of healthcare was revealed. Differences in the values of target indicators of state programs and national projects have been identified. Conclusion. The need to take urgent measures to eliminate the reduction in the supply of medical personnel has been identified. Differences in the dynamics of staffing indicators indicate the heterogeneity of the level of development of regions and their preparedness for events within the framework of state programs and national projects to achieve target indicators. Measures are needed to eliminate territorial imbalances, as well as to search for mechanisms to equalize differences between the constituent entities of the Russian Federation. Differences in the values of indi-cators for achieving the goals of state programs and national projects complicate their assessment and determine the need to form a hierarchy of state programs and national projects, as well as the development of scientifically based target indicators, taking into account regional characteristics and the needs of the population for medical care.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2024.3.0z0z.4

ORIGINAL ARTICLE УДК 614.2

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

З.Х. Агамов1' 2, Е.В. Азиатцева2, Д.А. Дороншоева3, Р.Т. Савзиханов4

'Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, ул. Воронцово поле, д.12, стр. 1, Москва, 105064, Россия 2Городская поликлиника № 115, ул. Демьяна Бедного, д. 8, г. Москва, 123308, Россия 3Клинико-диагностический центр № 4, ул. Крылатские Холмы, д. 3, г. Москва, 121 609, Россия 4Дагестанский государственный медицинский университет, пл. им. В.И. Ленина, д. 1, г. Махачкала, 367012, Республика Дагестан, Россия

Резюме. Цель данного исследования - анализ тенденций обеспечения медицинскими кадрами государственной системы здравоохранения в период реализации государственных программ и национальных проектов в сфере здравоохранения. Материалы и методы: статистические сборники Минздрава России за 2012-2023 гг., нормативные правовые акты, паспорт национального проекта. Использованы методы описательной статистики, аналитический метод. Результаты. Выявлено сокращение показателей обеспеченности врачами, средним медицинским персоналом и соотношением врач/средний медицинский персонал и несоответствием их целевым значениям, установленным в государственных программах и национальных проектах по развитию здравоохранения. Выявлены различия в значениях целевых показателей государственных программ и национальных проектов. Заключение. Определена необходимость принятия срочных мер по устранению сокращения обеспеченности медицинскими кадрами. Различия в динамике показателей кадрового обеспечения свидетельствуют о неоднородности уровня развития регионов и подготовленности их к мероприятиям в рамках госпрограмм и нацпроектов по достижению целевых показателей. Необходимы меры по устранению территориальных диспропорций, а также поиск механизмов выравнивания различий между субъектами Российской Федерации. Различия в значениях индикаторов достижения целей государственных программ и национальных проектов затрудняют их оценку и определяют необходимость формирования иерархии госпрограмм и нацпроектов, а также разработку научно обоснованных целевых показателей с учётом региональных особенностей и потребностей населения в медицинской помощи.

Ключевые слова: обеспеченность медицинскими кадрами, государственная программа, национальный проект. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Финансирование. Исследование проводилось без спонсорской поддержки.

Для цитирования: Агамов З.Х., Азиатцева Е.В., Дороншоева Д.А., Савзиханов Р.Т. Основные тренды обеспечения медицинскими кадрами государственной системы здравоохранения Российской Федерации. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: Реабилитация, Врач и Здоровье. 2024; 14(3):151-155. https://doi.0rg/10.20340/vmi-rvz.2024.3.0z0z.4

MAIN TRENDS IN PROVIDING MEDICAL PERSONNEL TO THE STATE HEALTHCARE SYSTEM

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zagir Kh. Agamov1, 2, Evgeniya V. Aziattseva2, Diana A. Doronshoeva3, Ruslan T. Savzikhanov4

1N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, 12 Vorontsovo Pole str., building 1, Moscow, 1 05064, Russia 2City polyclinic No. 115, 8 Dem'yana Bednogo str., Moscow, 123308, Russia 3Clinical and Diagnostic Center No. 4, 3 Krylatskie Kholmy str., Moscow, 121 609, Russia 4Dagestan State Medical University, 1 V.I. Lenin Square, Makhachkala, 367012, Republic of Dagestan, Russia

Abstract. The purpose of this study is to analyze trends in the provision of medical personnel to the state health care system during the implementation of state programs and national projects in the field of health care. Materials and methods. Statistical collections of the Ministry of Health of Russia for 2012-2023, regulatory legal acts, passport of national project. Methods of descriptive statistics and analytical were used. Results. A reduction in indicators of the supply of doctors, paramedical personnel and the ratio of doctor/nursing medical personnel and a discrepancy between their target values established in state programs and national projects for the development of healthcare was revealed. Differences in the values of target indicators of state programs and national projects have been identified. Conclusion. The need to take urgent measures to eliminate the reduction in the supply of medical personnel has been identified. Differences in the dynamics of staffing indicators indicate the heterogeneity of the level of development of regions and their preparedness for events within the framework of state programs and national projects to achieve target indicators. Measures are needed to eliminate territorial imbalances, as well as to search for mechanisms to equalize differences between the constituent entities of the Russian Federation. Differences in the values of indicators for achieving the goals of state programs and national projects complicate their assessment and determine the need to form a hierarchy of state programs and national projects, as well as the development of scientifically based target indicators, taking into account regional characteristics and the needs of the population for medical care.

Key words: provision of medical personnel, state program, national project. Competing interests. The authors declare no competing interests.

Funding. This research received no external funding.

Cite as: Agamov Z.Kh., Aziattseva E.V., Doronshoeva D.A., Savzikhanov R.T. Main trends in providing medical personnel to the state healthcare system of the Russian Federation. Bulletin of the Medical Institute "REAVIZ": Rehabilitation, Doctor and Health. 2024;14(3):151-155. https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2024.3.0Z0Z.4

© Агамов 3.X., Азиатцева E.B., Дороншоева Д.А., Савзиханов Р.Т., 2024 |(сс) 0 ®]

Н Агамов Загир Хидирович, azxur@rambler.ru ™ |Ж™

Введение

Доступность и качество медицинской помощи являются приоритетными направлениями развития здравоохранения Российской Федерации, для реализации которых необходимо обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами системы здравоохранения.

Последнее десятилетие в Российской Федерации, как на государственном уровне, так и на региональном, реализуются государственные программы (далее госпрограммы) и национальные проекты (далее нацпроекты) в сфере здравоохранения, ведущим направлением которых, является устранение дефицита медицинских кадров [1]. При этом, показатель обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом является целевым показателем достижения запланированных мероприятий.

Несмотря на реализацию госпрограмм и нацпроектов, в большинстве регионов отмечается снижении доступности и качества медицинских услуг, сохраняются проблемы с обеспечением медицинскими кадрами, особенно в первичном звене: отмечается снижение показателей обеспеченности медицинскими кадрами, укомплектованности их должностей, высокие показатели совместительства.

Стоит отметить, что возможности субъектов Российской Федерации в части реализации программ развития здравоохранения отличаются в зависимости от уровня социально-экономического развития субъекта. При этом в крупных городах, население которых увеличивается за счёт миграционного прироста и роста продолжительности жизни граждан, с увеличением доли населения старше трудоспособного возраста и соответствующим ростом потребности в медицинской помощи вопросы обеспеченности медицинскими кадрами приобретают особую значимость [2].

В связи с этим вопросы обеспечения медицинскими кадрами крупных городов и степень их соответствия целевым показателям госпрограмм и нацпроектов требуют отдельного изучения.

Цель данного исследования - анализ тенденций обеспечения медицинскими кадрами государственной системы здравоохранения в период реализации госпрограмм и нацпроектов.

Материалы и методы

Данные по показателям кадрового обеспечения в Российской Федерации, Москве и Санкт-Петербурге получены из статистических сборников Минздрава России за 2012-2023 гг.: ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Медицинские кадры.

Для сопоставления фактических показателей кадрового обеспечения с целевыми использованы нормативные правовые акты и паспорт нацпроекта:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»»;

- паспорт федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами».

Использованы методы описательной статистики, аналитический метод.

Результаты

За период исследования показатель обеспеченности врачами снизился в РФ - на 9,6%, в Москве -на 21,4%, в Санкт-Петербурге - на 7,7%. Данный показатель существенно выше в Санкт-Петербурге, чем на всех рассматриваемых уровнях (рис. 1).

Общим для всех территорий является значительное сокращение врачей в 2013-2014 гг. с последующим ростом в 2020 году.

Показатель обеспеченности средним медицинским персоналом сократился в РФ - на 11,1%, в Москве - на 26,8% и в Санкт-Петербурге - на 1%. Самые низкие значения данного показателя определяются по Москве (рис. 2).

За период исследования показатель соотношения численности врачей к среднему медицинскому персоналу претерпевает однообразные колебания, характеризующиеся ростом в 2013-2014 годах с последующим сокращением к 2023 году. В Москве и Санкт-Петербурге в 2023 году данный показатель составил 1:1,4. На протяжении всего периода данный показатель на уровне страны превышает аналогичные показатели в Москве и Санкт-Петербурге (рис. 3).

Рисунок 1. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в РФ Москве, Санкт-петербурге за 2012-2023 гг.

Figure 1. Provision of doctors per 10 thousand population in the Russian Federation in Moscow, St. Petersburg for 2012-2023

Рисунок 2. Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. населения в РФ, Москве, Санкт-петербурге за 2012-2023 гг. Figure 2. Provision of secondary medical personnel per 10 thousand population in the Russian Federation, Moscow, St. Petersburg for 2012-2023

2,5

2,5 2,3 2,1 1,9 1,7 1,5 1,3 1,1

2,2

1,5

1,3 2012

1,3

2013 2014

2,4

2,4

2,3 2,3

2015 2016 2017 2018 » РФ » Москва —

1,4

2019 СПб

1,4 2020

1,4 2021

1,4 2022

1,4

1,4 2023

Рисунок 3. Соотношение врач/средний медицинский персонал в РФ, Москве, Санкт-петербурге за 2012-2023 гг. Figure 3. Ratio of doctor/nursing staff in Russia, Moscow, St. Petersburg for 2012-2023

Показатель обеспеченности врачами и соотношение врач/средний медицинский персонал установлены как целевые индикаторы выполнения мероприятий в рамках госпрограмм, при этом отмечаются различия в значениях целевых показателей в зависимости от версии госпрограммы. Так, в государственной программе от 2012 года [2] определено два контрольных года по достижению целевых показателей: обеспеченность врачами к 2015 году до 44,4 на 10 тыс. населения, к 2020 году - 44,8 на 10 тыс. населения; показатель соотношения врач/ средний медицинский персонал к 2015 году -

до 1:2,2, к 2020 году - 1:3. В версии данной государственной программы от 2014 года [3] по данным показателям представлены иные целевые значения (табл. 1).

Федеральным проектом «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» [4] предусмотрены также отличные от представленных ранее значения индикативных показателей и добавлен показатель обеспеченности средним медицинским персоналом (табл. 2).

Таблица 1. Целевые показатели кадрового обеспечения государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» Table 1. Target indicators of staffing of the state program of the Russian Federation "Development of health care"

Показатель Год

2013 2014 215 2016 2017 2018 2019 2020

Обеспеченность врачами (на 10 тыс. нас.) 41 40,2 40,2 37,2 37,3 37,4 37,5 37,5

Количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача 2,2 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8

Таблица 2. Целевые показатели федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»

Table 2. Target indicators of the federal project "Provision of qualified personnel to medical organizations of the healthcare system"

Показатель Год

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Обеспеченность врачами (на 10 тыс. нас.) 37,90 38,4 38,9 39,5 40,1 40,7

Обеспеченность средним медицинским персоналом (на 10 тыс. нас) 86,80 87,8 89,1 90,4 92,3 95,1

При сопоставлении фактически достигнутых показателей по Российской Федерации, Москве и Санкт-Петербургу с целевыми выявлено, что показатель соотношения врач/средний медицинский персонал ниже установленных в госпрограмме «Развитие здравоохранения» на всех рассматриваемых уровнях, при этом в Москве и Санкт-Петербурге значительно. Целевым показателям обеспеченности врачами при заданном госпрограммой тренде на снижение в 2013-2020 гг. соответствуют фактические значения по Российской Федерации, при этом данный показатель ниже целевых значений, установленных в федеральном проекте «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». В Москве и Санкт-Петербурге фактические показатели обеспеченности врачами выше целевых значений, при этом в Санкт-Петербурге существенно. Фактические показатели обеспеченности средним медицинским персоналом ниже целевых, при этом в Москве существенно.

Таким образом, период исследования характеризуется сокращением показателей обеспеченности врачами, средним медицинским персоналом и соотношением врач/средний медицинский персонал и несоответствием их целевым значениям, установленным в госпрограммах и нацпроекте.

Заключение

Выявленные негативные тенденции в обеспеченности населения медицинскими кадрами определяют необходимость принятия срочных мер к их устранению с учётом меняющейся возрастной структуры населения Российской Федерации в сторону постарения и растущей потребности в медицинской помощи.

Незначительные колебания показателей обеспеченности медицинскими кадрами в Российской Федерации на фоне существенных динамических сдвигов в отдельных регионах, таких крупных городах как Москва и Санкт-Петербург, свидетельствуют об асимметричности и неоднородности уровня развития регионов и подготовленности их к мероприятиям по достижению целевых показателей в рамках госпрограмм и нацпроектов. Необходимы меры по устранению территориальных диспропорций, а также поиск механизмов выравнивания различий между субъектами Российской Федерации.

Выявленные различия в значениях индикаторов достижения целей госпрограмм и нацпроектов затрудняют их оценку и определяют необходимость формирования их иерархии, а также разработки научно обоснованных целевых показателей с учётом региональных особенностей и потребностей населения в медицинской помощи.

Литература [References]

1 Агамов З.Х. К вопросу о реформах здравоохранения Москвы (обзор публикаций). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;3:455-463. Agamov Z.Kh. On the issue of Moscow health care reforms: a review of publications. Problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2022; 3: 455-463. (In Russ). https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-3-455-463

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/24/2012 "On approval of the State program of the Russian Federation "Development of Healthcare". (In Russ).

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Resolution of the Government of the Russian Federation dated 04/15/2014 No. 294 "On Approval of the State program of the Russian Federation "Development of healthcare". (In Russ).

4 Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Federal project "Provision of qualified personnel to medical organizations of the healthcare system". (In Russ). URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/kadry

Авторская справка Агамов Загир Хидирович

Канд. мед. наук, старший научный сотрудник, Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко. ОРСЮ 0000-0002-3745-4888; БРИЧ-код: 6401-1074; azxur@rambler.ru

Вклад автора: концепция и дизайн исследования, анализ данных, написание и редактирование текста.

Азиатцева Евгения Викторовна

Заведующая отделением, Городская поликлиника № 115.

ОРСЮ 0009-0009-3898-3771; e.aziatceva@mail.ru

Вклад автора: сбор и обработка данных, написание текста.

Дороншоева Диана Авзалшоевна

Заведующая отделением, Клинико-диагностический центр № 4. ОРСЮ 0009-0002-2472-9069; dianadoronshoeva@gmail.com Вклад автора: сбор и обработка данных, написание текста.

Савзиханов Руслан Темирханович

Канд. мед. наук, доцент кафедры урологии, Дагестанский государственный медицинский университет. ОРСЮ 0000-0001-9103-2822; БР1Ч-код: 5851-8050; ruslanst@mail.ru

Вклад автора: сбор и обработка данных, написание текста.

Author's reference Zagir Kh. Agamov

Cand. Sci. (Med.), Senior Researcher, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health. ORCID 0000-0002-3745-4888; SPIN-Kog: 6401-1074; azxur@rambler.ru

Author contribution: study concept and design, data analysis, writing and editing.

Evgeniya V. Aziattseva

Head of therapeutic department of City polyclinic № 115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID 0009-0009-3898-3771 ; e.aziatceva@mail.ru

Author contribution: data collection and processing, text writing.

Diana A. Doronshoeva

Head of therapeutic department of Clinical diagnostic center №4. ORCID 0009-0002-2472-9069; dianadoronshoeva@gmail.com Author contribution: data collection and processing, text writing.

Ruslan T. Savzikhanov

Cand. Sci. (Med.), Associate Professor Department of Urology of Dagestan State Medical University.

ORCID 0000-0001-9103-2822; SPIN-Kog: 5851-8050; ruslanst@mail.ru

Author contribution: data collection and processing, text writing.

Статья поступила 12.07.2024

Одобрена после рецензирования 30.07.2024

Принята в печать 31.07.2024

Received July, 12th 2024

Approwed after reviewing July, 30th 2024

Accepted for publication July, 31st 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.