УДК 625.12.033.38 Комилов Т.О., ПурцеладзеИ.Б.
Комилов Т.О.
студент IV курса факультета «Строительная инженерия» Ташкентский государственный транспортный университет (г. Ташкент Узбекистан)
Научный руководитель: Пурцеладзе И.Б.
старший преподаватель кафедры «Инженерия железных дорог» Ташкентский государственный транспортный университет (г. Ташкент Узбекистан)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЗЕМЛЯНОМУ ПОЛОТНУ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные требования, предъявляемые к земляному полотну железных дорог. Приведены воздействия осевых нагрузок подвижного состава, которые влияют на устойчивости и прочности техническому состоянию земляное полотно.
Ключевые слова: земляное полотно, нагрузки, подвижной состав, устойчивость, прочность.
Земляное полотно является основным элементом нижнего строения и фундаментом всего железнодорожного пути. Оно представляет собой инженерную конструкцию в виде комплекса грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности.
По устойчивости, прочности и своему техническому состоянию земляное полотно должно обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с
1749
наибольшими конструкционными скоростями, установленными для всех обращающихся на дорогах типов вагонов и локомотивов.
Обеспечение надежной устойчивости и прочности во все времена года вне зависимости от сезонных неблагоприятных условий погоды, свойств отдельных грунтов, климатических и гидрогеологических условий, а также безопасности, срочности и непрерывности движения поездов есть основное эксплуатационное требование к земляному полотну, которое должно быть неизменяемым от действия текущей и стоячей воды, ветра, колебаний температур и атмосферной влаги.
На земляное полотно оказывают динамические воздействия осевых нагрузок подвижного состава, которые тем больше, чем выше скорости движения поездов. Под действием этих нагрузок земляное полотно не должно иметь значительных и неравномерных остаточных деформаций и осадок. Для нормальной работы необходимо, чтобы при максимальной грузонапряженности, наибольших скоростях движения поездов и нагрузок от подвижного состава в земляном полотне возникали только упругие деформации.
Земляное полотно должно быть правильно построено, уплотнено и иметь необходимые водоотводные, дренажно-осушительные, укрепительные и подпорные сооружения. При этом должно быть учтено большое разнообразие гидрогеологических, климатических, сейсмических и др. факторов, связанных с геофизическим расположением дороги.
Проектировать, строить и содержать земляное полотно необходимо так, чтобы его устойчивость была достаточной в любое время года, в т.ч. и тогда, когда грунты, из которых оно построено, подвергаются особо неблагоприятным воздействия от затяжных дождей, быстрого таяния снега, временного скопления и застоя воды у откосов, прохода весенних вод и других явлений природы.
Дефекты земляного полотна, связанные с неправильным проектированием, постройкой, плохим текущим содержанием, несвоевременным ремонтом, всегда приводили к ограничению скоростей движения поездов, уменьшению пропускной способности линий, большим перерывам и даже к авариям и
1750
крушениям поездов с человеческими жертвами и большими материальными убытками.
Четкая работа железнодорожного транспорта играет особо важную роль. Совершенно недопустимо уменьшение скоростей, перерывы движения, а тем более аварии и крушения поездов из-за плохого технического состояния земляного полотна. Нельзя мириться с появлением неожиданных катастрофических деформаций земляного полотна, нередко случающихся со старыми высокими насыпями, насыпями на поймах рек и на болотах.
Если при эксплуатации в земляном полотне неожиданно произошли деформации, нарушившие устойчивость его вызвавшие задержку в движении поездов, это показывает, что работники, которым было поручено содержание земляного полотна, своевременно не обнаружили возникновение и развитие в нем болезней. Современные достижения в области механики грунтов, индустриализация инженерно-геологических обследований и опыт эксплуатации позволяют предупредить развитие болезней, своевременно разработать осуществить технические мероприятия по предупреждению перехода заболевания земляного полотна в деформацию.
Важнейшей задачей работников путевого хозяйства, которым поручено содержание земляного полотна, является технически правильная его эксплуатация и такая организация текущего содержания и ремонта, которая обеспечивала бы надежную, исправную работу и недопускам появления больных и неустойчивых мест.
Обязанностью проектных и строительных организаций является экономично проектировать, быстро и качественно строить земляное полотно. Разумная экономия требует всемерно уменьшать стоимость постройки и содержания земляного полотна не в ущерб качеству, устойчивости и долговечности. Как при постройке, так и при текущем содержании необходим правильный технико-экономический учет всех особенностей среды и условий работы земляного полотна.
1751
К земляному полотну, кроме того, предъявляется дополнительное требование - создать необходимые условия для ремонта и эксплуатации верхнего строения пути, обеспечить устойчивое его состояние при значительном уменьшении затрат.
Таким образом, основными требованиями, которым должно отвечать земляное полотно являются следующие:
земляное полотно должно быть прочным и устойчивым, надежным и долговечным,
конструкции земляного полотна должны быть таким, чтобы расходы на его устройство, ремонты и содержание были минимальными при максимальной возможности механизации и автоматизации работ,
все поверхности земляного полотна, устройств при нем и полосы отвода должны быть спланированы и защищены так, чтобы атмосферная вода нигде не застаивалась и был бы обеспечен ее максимальный сток в стороны или в специальные водоотводные сооружения при минимальной впитываемости в грунт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ашпиз Е.С., А.М. Никонов, А.И. Гасанов и др. Железнодорожный путь: Учебник/ ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте". -544 с. 2013 г;
2. Колос, А.Ф. Земляное полотно железных дорог на слабых основаниях: учебное пособие / А.Ф. Колос, В.В. Ганчиц, В. А. Черняева. - Москва: УМЦ ЖДТ, 2018. - 301 с;
3. Kakharov, Z., Mirzakhidova, O. (2023). Soil Surface Compaction Analysis During the Construction of Railways and Roads. AFE 2023. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 706. Springer, Cham;
1752
4. Kakharov Z. Mechanisms of the processes of shear, slice, general compression and expansion of mass //E3S Web of Conferences. - EDP Sciences, 2023. - Т. 402. -С.12007;
5. Кахаров З. В. Железнодорожная конструкция для высокоскоростных дорог // Universum: технические науки. - 2022. - №. 5-4 (98). - С. 43-45;
6. Кахаров З. В. Земляные работы при возведении земляного полотна железных дорог //Вопросы технических наук в свете современных исследований.
- 2017. - С. 39-43;
7. Кахаров З. В. Анализ поверхностного уплотнение грунтов земляного полотно железных дорог вальцовыми катками // The Scientific Heritage. - 2020. -№. 47-1 (47). - С. 50-52;
8. Кахаров З. В. И др. Требование к верхному строения пути на высокоскоростных железнодорожных путях //Евразийский союз ученых. - 2021.
- №. 4-1. - С. 45-48;
9. Кахаров З. В., Эшонов Ф. Ф. Изменение состава веществ (материалов) в производстве //Научный журнал. - 2019. - №. 3 (37). - С. 22-23;
10. Кахаров З. В., Пурцеладзе И. Б. Ударный метод погружения свай //Universum: технические науки. - 2024. - Т. 3. - №. 5 (122). - С. 49-52;
11. Пурцеладзе И. Б., Мирзахидова О. М. Производства земляных работ при устройстве фундаментов //Инновационные научные исследования. - 2022. - №. 12-2. - С. 24;
12. Пурцеладзе И. Б., Рустамович Х. Г. А. Инновационные технологии для промышленных зданий //Barqarorlik va yetakchi tadqiqotlar onlayn ilmiy jurnali. -2022. - С. 556-558;
13. Хальфин Г. А. Р., Пурцеладзе И. Б. Напряженно-деформированное состояние двухслойного материала //Universum: технические науки. - 2023. - №. 4-3 (109). - С. 17-20;
14. Кахаров З. В., Пурцеладзе И. Б. Сырьевые материалы, применяемые при производстве цемента //Вестник науки. - 2023. - Т. 3. - №. 1 (58);
1753
15. Кахаров З. В., Пурцеладзе И. Б. Проблемы экономии энергоресурсов в строительстве //Инновационные научные исследования. - 2022. - №. 11-5;
16. Хальфин Г. А. Р., Пурцеладзе И. Б. Обоснование необходимости и целесообразности укладки сверхдлинных плетей на АО «Узбекистон Темир Йуллари» //Universum: технические науки. - 2022. - №. 3-3 (96). - С. 23-25;
17. Хальфин Г. А. Р., Пурцеладзе И. Б. Обоснование необходимости и целесообразности укладки сверхдлинных плетей на АО» Узбекистон темир йуллари //UNIVERSUM. - С. 23-25;
18. Пурцеладзе И. Б. Современные тенденции проектирования железнодорожных вокзальных комплексов //Barqarorlik va yetakchi tadqiqotlar onlayn ilmiy jurnali. - 2022. - С. 501-504;
19. Путь и путевое хозяйство (журнал): 2/99 Влияние геодинамических факторов на земляное полотно;
20. Цвелодуба Б.И. Сооружение ж.-д. земляного полотна. Сборник научных трудов ЦНИИС М: 1983. С. 5-25, 35-106;
21. Шахунянц Г.М. Железнодорожный путь. Учебник для студентов и аспирантов вузов железнодорожного транспорта. -3-е изд., перераб. И доп.-Москва: Транспорт, 1987. - 479 с
1754
Komilov T.O., PurtseladzeI.B.
Komilov T.O.
Tashkent State Transport University (Tashkent, Uzbekistan)
Scientific advisor: Purtseladze I.B.
Tashkent State Transport University (Tashkent, Uzbekistan)
MAIN REQUIREMENTS FOR RAILWAY ROADBED
Abstract: this article discusses the basic requirements for the railway roadbed. The effects of axial loads of rolling stock, which affect the stability and strength of the technical condition of the roadbed, are presented.
Keywords: roadbed, loads, rolling stock, stability, strength.
1755