Научная статья на тему 'Основные требования к шатунам двигателей при ремонте и способы повышения их надежности'

Основные требования к шатунам двигателей при ремонте и способы повышения их надежности Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
496
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Ключевые слова
восстановление / дефект / долговечность / изобретение / надежность / отказ / патент / ремонт / ресурс / упрочнение / шатун / restoration / defect / durability / invention / reliability / failure / patent / repair / resource / hardening / connecting rod

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Крупин Александр Евгеньевич, Денисов Николай Валерьевич, Калашов Александр Александрович, Миронов Евгений Борисович, Точилин Василий Николаевич

Введение. Объектом исследований, результаты которых представлены в данной статье, является одна из самых ответственных деталей кривошипно-шатунного механизма двигателя – шатун. Исследования, связанные с анализом надежности шатуна, вызваны проблемой, для решения которой в дальнейшем необходимо выбрать наиболее эффективную современную технологию повышения долговечности этой детали. Материалы и методы. Источниками для сбора и обобщения информации по дефектам шатунов двигателей и способам их устранения были технологические карты по ремонтно-восстановительным мероприятиям для различных марок двигателей, которые используются в сельском хозяйстве. Результаты. В статье изложены результаты анализа информации в отношении отказов, дефектов и неисправностей шатунов. Рассмотрены варианты устранения возникающих дефектов этих деталей и представлены данные о применяемом инструменте и оборудовании. Также указаны коэффициенты повторяемости возникающих дефектов шатунов. Представлен универсальный алгоритм технологического процесса подготовки к восстановлению (упрочнению) и перечень мероприятий, связанных с операциями послевосстановительных воздействий. В связи с тем, что данные детали имеют достаточно сложную конструкцию и работают в особо тяжелых условиях, научно-исследовательские мероприятия, направленные на повышение надежности шатунов, являются актуальными. Заключение. Собранная, обобщенная и скомпонованная информация по дефектам шатунов и способам их устранения позволит снизить затраты труда на поиск данных в различных литературных источниках, чем повысит культуру, качество и эффективность ремонтного производства данных деталей в целом. Проведенный анализ позволяет на основании рассмотренных дефектов и их преимущественного преобладания, а также с учетом существующих методов повышения надежности выбрать наиболее эффективную и рациональную технологию восстановления и упрочнения шатунов двигателей внутреннего сгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Крупин Александр Евгеньевич, Денисов Николай Валерьевич, Калашов Александр Александрович, Миронов Евгений Борисович, Точилин Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic requirements for engine connecting rods during repair and ways to improve their reliability

Introduction. The object of research, the results of which are presented in this article, is one of the most important parts of the crank mechanism of the engine-the connecting rod. Studies related to the analysis of the reliability of the connecting rod are caused by a problem, to solve which in the future it is necessary to choose the most effective modern technology to increase the durability of this part. The materials and methods. Sources for collecting and summarizing information on engine connecting rod defects and ways to eliminate them were flow charts for repair and restoration measures for various brands of engines that are used in agriculture. Results. The article presents the results of the analysis of information regarding failures, defects and malfunctions of connecting rods. The options for eliminating the arising defects of these parts are considered and data on the accepted tool and equipment are presented. Also indicated are the coefficients of repeatability of the arising defects of the connecting rods. A universal algorithm of the technological process of preparation for recovery (hardening) and a list of measures related to post-recovery operations are presented. Due to the fact that these parts have a rather complex design and operate in especially difficult conditions, research activities aimed at improving the reliability of the connecting rods are relevant. Discussion. The collected, generalized and combined information on connecting rod defects and ways to eliminate them will reduce labor costs for searching for data in various literary sources, which will increase the culture, quality and efficiency of repair production of these parts in general. Conclusion. The analysis made it possible, on the basis of the considered defects and their predominance, as well as taking into account the existing methods of increasing reliability, to choose the most effective and rational technology for the restoration and hardening of the connecting rods of internal combustion engines.

Текст научной работы на тему «Основные требования к шатунам двигателей при ремонте и способы повышения их надежности»

05.20.03 ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

05.20.03 УДК 631.35

DOI: 10.24412/2227-9407-2021-6-47-57

Основные требования к шатунам двигателей при ремонте и способы повышения их надежности

А. Е. Крупин , Н. В. Денисов, А. А. Калашов, Е. Б. Миронов, В. Н. Точилин

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия

*krupin-ngiei@mail. ru

Аннотация

Введение. Объектом исследований, результаты которых представлены в данной статье, является одна из самых ответственных деталей кривошипно-шатунного механизма двигателя - шатун. Исследования, связанные с анализом надежности шатуна, вызваны проблемой, для решения которой в дальнейшем необходимо выбрать наиболее эффективную современную технологию повышения долговечности этой детали. Материалы и методы. Источниками для сбора и обобщения информации по дефектам шатунов двигателей и способам их устранения были технологические карты по ремонтно-восстановительным мероприятиям для различных марок двигателей, которые используются в сельском хозяйстве.

Результаты. В статье изложены результаты анализа информации в отношении отказов, дефектов и неисправностей шатунов. Рассмотрены варианты устранения возникающих дефектов этих деталей и представлены данные о применяемом инструменте и оборудовании. Также указаны коэффициенты повторяемости возникающих дефектов шатунов. Представлен универсальный алгоритм технологического процесса подготовки к восстановлению (упрочнению) и перечень мероприятий, связанных с операциями послевосстановительных воздействий. В связи с тем, что данные детали имеют достаточно сложную конструкцию и работают в особо тяжелых условиях, научно-исследовательские мероприятия, направленные на повышение надежности шатунов, являются актуальными.

Заключение. Собранная, обобщенная и скомпонованная информация по дефектам шатунов и способам их устранения позволит снизить затраты труда на поиск данных в различных литературных источниках, чем повысит культуру, качество и эффективность ремонтного производства данных деталей в целом. Проведенный анализ позволяет на основании рассмотренных дефектов и их преимущественного преобладания, а также с учетом существующих методов повышения надежности выбрать наиболее эффективную и рациональную технологию восстановления и упрочнения шатунов двигателей внутреннего сгорания.

Ключевые слова: восстановление, дефект, долговечность, изобретение, надежность, отказ, патент, ремонт, ресурс, упрочнение, шатун.

Для цитирования: Крупин А. Е., Денисов Н. В., Калашов А. А., Миронов Е. Б., Точилин В. Н. Основные требования к шатунам двигателей при ремонте и способы повышения их надежности // Вестник НГИЭИ. 2021. № 6 (121). С. 47-57. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-6-47-57

Basic requirements for engine connecting rods during repair and ways to improve their reliability

A. E. Krupin , N. V. Denisov, A. A. ^lashov, E. B. Mironov, V. N. Tochilin

Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia

*krupin-ngiei@mail. ru

© Крупин А. Е., Денисов Н. В., Калашов А. А., Миронов Е. Б., Точилин В. Н., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Abstract

Introduction. The object of research, the results of which are presented in this article, is one of the most important parts of the crank mechanism of the engine-the connecting rod. Studies related to the analysis of the reliability of the connecting rod are caused by a problem, to solve which in the future it is necessary to choose the most effective modern technology to increase the durability of this part.

The materials and methods. Sources for collecting and summarizing information on engine connecting rod defects and ways to eliminate them were flow charts for repair and restoration measures for various brands of engines that are used in agriculture.

Results. The article presents the results of the analysis of information regarding failures, defects and malfunctions of connecting rods. The options for eliminating the arising defects of these parts are considered and data on the accepted tool and equipment are presented. Also indicated are the coefficients of repeatability of the arising defects of the connecting rods. A universal algorithm of the technological process of preparation for recovery (hardening) and a list of measures related to post-recovery operations are presented. Due to the fact that these parts have a rather complex design and operate in especially difficult conditions, research activities aimed at improving the reliability of the connecting rods are relevant.

Discussion. The collected, generalized and combined information on connecting rod defects and ways to eliminate them will reduce labor costs for searching for data in various literary sources, which will increase the culture, quality and efficiency of repair production of these parts in general.

Conclusion. The analysis made it possible, on the basis of the considered defects and their predominance, as well as taking into account the existing methods of increasing reliability, to choose the most effective and rational technology for the restoration and hardening of the connecting rods of internal combustion engines.

Key words: restoration, defect, durability, invention, reliability, failure, patent, repair, resource, hardening, connecting rod.

For citation: Krupin A. E., Denisov N. V., Kalashov A. A., Mironov E. B., Tochilin V. N. Basic requirements for engine connecting rods during repair and ways to improve their reliability // Bulletin NGIEI. 2021. № 6 (121). P. 47-57. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-6-47-57

Введение

Цель - собрать и сгруппировать основные сведения, необходимые для дефектации шатунов при ремонте, и проанализировать существующие варианты повышения надежности их работы.

Шатун является одной из наиболее ответственных деталей кривошипно-шатунного механизма двигателя. Его стержень воспринимает высокие знакопеременные, сжимающие, разжимающие и изгибающие нагрузки, а внутренние поверхности верхней и нижней головок подвергаются интенсивному механическому изнашиванию. Сложность диагностирования и ремонта шатунов заключается в проведении большого количества дополнительных работ, связанных с разборкой двигателя с целью доступа к этим деталям. Также следует отметить, что во время работы двигателя шатун совершает перемещения при больших скоростях движения. Этот факт наряду с высокой массой деталей вызывает необходимость подбора шатунов по массе, что особенно усложняет процесс ремонта многоцилиндровых двигателей.

Материалы и методы

Наибольшее распространение при обслуживании сельскохозяйственного производства получила техника (тракторы, автомобили, комбайны), в конструкцию которой входят двигатели марок Д-240, ЯМЗ-236, 238, 240, КамАЗ-740 и др.

С целью формирования материалов о безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости шатунов данных двигателей, а также с целью сбора и обобщения материалов, связанных с дефектами этих деталей и способами их устранения, проводился анализ различных литературных источников по эксплуатации, обслуживанию и ремонту двигателей перечисленных ранее марок [1, с. 189; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8, с. 590; 9].

Результаты

Результаты анализа информации в отношении отказов, дефектов и неисправностей шатунов, варианты устранения возникающих дефектов этих деталей и данные о применяемом инструменте и многая другая информация представлена в таблицах 1...3.

Таблица 1. Требования на дефектацию шатунов двигателей Д-240 Table 1. Requirements for defectation of connecting rods of D-240 engines

Размеры, мм I Dimensions, mm

№ дефекта / Defect number Контролируемый дефект / Controlled defect Способы и средства контроля / Methods and means of control нормальный и ремонтный I normal and repair допустимый в сопряжении с деталями / Valid in conjunction with parts Заключение / Conclusion

бу I used новыми / new

Трещины / Cracks Износ внутренней поверхности головки шатуна (проверять только при ослаблении посадки втулки) / Wear of the inner

surface of the connecting rod head (check only when the bush is loose) Износ внутренней поверхности втулки / Wear on the inner surface of the bushing Износ, овальность и конусность внутренней поверхности нижней головки

шатуна / Wear, ovality and taper of the inner surface of the lower connecting rod head

Изгиб и скручивание / Bending and twisting

Осмотр / Inspection

Остукивание. Нутромер индикаторный 35.. .50 мм / Tapping. Indicator bore gauge 35.50 mm

Нутромер индикаторный 35.50 мм / Bore gauge indicator 35.50 mm

Нутромер индикаторный

50-100 мм. Момент затяжки болтов крышек шатуна 19-21 кг/м / Indicator bore gauge

50-100 mm Tightening torque of the connecting rod cap bolts 19-21 kg/m

Приспособление для контроля шатунов / Connecting rod control device

Трещины не Cracks are 44 (+0,027) Ремонтные размеры / Repair dimensions 44,50 (+0,027)

допускаются / not allowed

Браковать / Reject

38 (+0,008; +0,020) Ремонтные размеры / Repair dimensions

81 (+G,G13)

- 44,G3 Ремонтировать

/ Repair

44,33 Ремонтировать

/ Repair

43,G3 Ремонтировать

/ Repair

38,G3 38,G6

37,73 37,76

i 38,33 38,36

81,G4 81,G4 Ремонтировать

/ Repair

Овальность и конусность не более / Ovality and taper no more:

G,G2

G,G4

G,G4

Непараллельность осей отверстий верхней и нижней головок шатуна (изгиб) на длине

100 мм допускается не более / The non-parallelism of the axes of the holes of the upper and lower heads of the connecting rod (bending) at a length of 100 mm is allowed no more than:

G,G4

G,G8

G,G8

Ремонтировать / Repair

Оси отверстий верхней и нижней головок шатуна должны лежать в одной плоскости. Отклонение (скручивание) на длине 100 мм допускается не более / The axes of the holes of the upper and lower connecting rod heads must lie in the same plane. Deviation (twisting) at a length of 100 mm is allowed no more than:

G,G6

G,12

G,12

Ремонтировать / Repair

Источник: составлено автором на основании данных

1

2

3

4

3

Помимо дефектов и размеров в таблицах 1.. .4 можно увидеть данные о средствах и способах контроля деталей, а также информацию о возможных вариантах устранения указанных отклонений от норматива.

На рисунке 1 представлен чертеж шатуна двигателя ЯМЗ-238 с указанием мест наиболее распространенных дефектов. Номера дефектов соответствуют позициям, указанным в таблице 2.

Рис. 1. Шатун двигателя ЯМЗ-238 и его дефекты Fig. 1. YAMZ-238 engine connecting rod and its defects Источник: [2, с. 6]

Таблица 2. Требования на дефектацию шатунов двигателей ЯМЗ-238 Table 2. Requirements for defectation of connecting rods of YAMZ -238 engines

№ дефекта на рисунке Наименование дефекта / Defect name Коэффициент повторяемости дефекта/ Defect repeatability coefficient Способ устранения дефекта / Defect elimination method

/ Defect No. in the picture поступающих на дефектацию / arriving for fault defection ремонтопригодных / maintainable основной / main допустимый / permissible

Износ верхней головки шатуна до диаметра более 56,04 мм / 1 Wear of the upper connecting rod 0,38

head up to a diameter of more than 56.04 mm

Износ внутренней поверхности нижней головки шатуна ^ до диаметра 93,05 мм /

Wear of the inner surface of the lower connecting rod head up to a diameter of 93.05 mm

Изгиб шатуна / Bending of the connecting rod Износ внутренней поверхности нижней головки шатуна до диаметра 93,05 мм / Wearing the inner surface of the lower head of the rod to the diameter of 93.05 mm

Уменьшение размера t (размер по основному срезу 5 41,4 (-0,16; -0,22)) / 0,73

Reducing the size t (size along the main cut 41,4 (-0,16; -0,22)) Источник: составлено автором на основании данных2

0,54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,83

0,84

0,42

0,59

0,9

1,0

0,85

Расточка под ремонтный размер / Boring for repair size

ЭИО с последующей расточкой под номинальный размер / EDM followed by boring to the nominal size

Хромирование, нанесение полимерных материалов / Chrome plating, application of polymer materials Хромирование, электроконтактная наплавка, полимерные материалы / Chrome plating, elec-trocontact surfacing, polymer materials

Правка / Edit Правка / Edit

Правка/ Straightening Правка/ Straightening

Наплавка под слоем флюса / Submerged arc surfacing

Железнение / Electroplating with iron

Таблица 3. Требования на дефектацию шатунов двигателей КамАЗ-740

Table 3. Requirements for defectation of connecting rods of KamAZ -740 engines

№ дефекта на рисунке Наименование дефекта / Defect name Коэффициент повторяемости дефекта/ Defect repeatability coefficient Способ устранения дефекта / Defect elimination method

/ Defect No. in the picture поступающих на дефектацию / arriving for fault detection ремонтопригодных / maintainable основной / main допустимый / permissible

1 Износ верхней головки шатуна до диаметра более 48,04 мм / Wear of the upper connecting rod head up to a diameter of more than 48,04 mm 0,8 1,0 Расточка под ремонтный размер / Boring for repair size Железнение / Electroplating with iron

2

Износ, овальность и конусообразность поверхности нижней головки шатуна более 85,05 / Wear, ovality and taper of the surface of the lower connecting rod head more than 85,05

0,8

Железнение / 1,0 Electroplating

with iron

Газопламенная

наплавка / Gas and flame surfacing surfacing

Вмятины, выработка на площадке под гайку / Dents, development at the site for a nut Изгиб на длине 100 мм более 0,2. Скручивание на длине 100 мм более 0,4 / The bend

at a length of 100 mm is more than 0.2. Twisting at a length of 100 mm more than 0.4 Источник: составлено автором на основании данных3

3

4

0,3

0,2

1,0

1,0

Цекование / Zecovanie

Правка / Straightening

Цекование / Zecovanie

Правка / Straightening

Из таблиц 2 и 3 видно, что существует несколько этапов и вариантов восстановления отверстий нижней и верхней головок шатуна, а именно: расточка под ремонтный размер; железнение; газопламенная наплавка; электроискровая обработка с последующей расточкой под номинальный размер; хромирование; электроконтактная наплавка; применение полимерных материалов [10]. Все эти методы зачастую сочетают в себе не только восстановление изношенных поверхностей деталей, но и одновременное их упрочнение, т. е. повышение износостойкости поверхностей по сравнению со стандартными деталями.

Рассмотрим перечень требований и контролируемых параметров, которые учитываются при оценке качества ремонта шатуна.

1. Раскомплектовывание шатунов с крышкой не допускается.

2. Трещины и обломы шатунов не допускаются.

3. Не допускаются шатуны, имеющие аварийный изгиб и скручивание.

4. При наличии сорванной резьбы шатуны не допускаются.

5. Контроль круглости и цилиндричности отверстия во втулке верхней головки шатуна.

6. Контроль круглости и цилиндричности поверхности верхней головки шатуна.

7. Контроль круглости и цилиндричности поверхности нижней головки шатуна. Шероховатость поверхности Rа = 0,63 мкм.

8. Контроль перекоса в плоскости осей отверстий нижней и верхней головок шатуна.

9. Контроль расстояния между осями отверстий нижней и верхней головок шатуна.

10. Контроль разности масс шатунов одного комплекта.

Результаты анализа неисправностей шатуна показывают, что одним из распространенных дефектов является износ отверстий верхней и нижней головок шатуна. В результате сбора информации и проведения патентного поиска были выявлены некоторые варианты повышения надежности шатунов двигателей, которые отличаются от способов восстановления дефектов, рекомендуемых заводами-изготовителями. Они могут быть реализованы за счет применения технологических методов упрочнения и восстановления, а также путем изменения их конструкции.

Один из вариантов восстановления нижнего отверстия шатуна - это шлифовка опорных поверхностей шатуна и его крышки и последующая расточка отверстия до номинального размера. Метод не получил широкого распространения, так как имеет существенный недостаток, который заключа-

ется в уменьшении межцентрового расстояния шатуна, а как следствие, снижение степени сжатия в камере сгорания.

Также известен опыт использования для восстановления нижних головок шатунов полимерной композиции. Состав: 1.1,5 массовые части - бронзовая пудра, 15.20 частей - тальк, 100 частей - специальный анаэробный герметик. Также применяются композиции, в состав которых помимо герметика входят эпоксидные смолы и эластомеры. При этом нет термовлияния и склонности покрытия к фрет-тинг-коррозии, но при этом некоторые компоненты имеют повышенную токсичность [11, с. 238].

Для восстановления нижних головок шатуна могут применяться и другие методы, к примеру, газопламенная наплавка с применением самофлюсующихся порошков [12, с. 340].

Состав электролита, г/л: двухлористое железо -200-250, хлористый марганец - 30-50, соляная кислота - 1-1,5. Режимы электролиза: температура электролита - 65-80 °С, плотность тока - 15-20 А/дм2. Загруженные в ванну шатуны прогревают (0,5-1 мин.) без пропускания электричества, затем подают ток пониженной плотности (2-3 А/дм2) на период времени 5-10 мин. Далее в течение 15-20 мин. повышают плотность до рекомендуемого значения и ведут железнение до получения требуемой толщины. После нанесения покрытия шатуны промывают и пассивируют в растворе, состоящем из азотнокислого натрия (50 г/л), технического уротропина (30 г/л), при температуре 60-70 °С на протяжении 1-2 минут и снова опять подвергают промывке. Далее проводится механическая обработка нанесенного покрытия [13, с. 152].

Известна технология восстановления изношенных поверхностей нижней головки шатуна, которая при этом позволяет повысить их ресурс путем нанесения комбинированного покрытия. Это достигается сочетанием электроискровой обработки с нанесением полимерных материалов. Также автором предложен метод прогнозирования долговечности шатунов [14].

Для повышения надежности шатунов помимо технологических способов восстановления и упрочнения этих деталей проводятся также исследования, направленные на изменение конструктивных особенностей этих деталей.

К примеру, Аюкин З. А. и соавторы предлагают внести изменения в конструкцию шатуна, выбранного за прототип для снижения концентрации напряжений на переходе задней стенки в основание и концентрации изгибных напряжений под головкой и в резьбе болта. Авторами данного решения

предлагается от основания шатуна в его тело выполнить коническую поверхность, а от задней стенки выполнить цилиндрическую поверхность под головку болта [15].

Также известно техническое решение, направленное на улучшение характеристик трения между отверстием верхней головки шатуна и поршневым пальцем (без запрессовывания вкладыша). Автор патента на изобретение Джианг Минг и его коллеги предлагают добиться указанного результата за счет того, что верхняя головка шатуна имеет гибкую конструкцию, позволяющую обеспечивать упругую деформацию отверстия верхней головки шатуна вдоль направления его оси. Это достигается путем выполнения гибкой опоры, сформированной двумя желобчатыми опорными частями, выступающими по сторонам отверстия вдоль его оси [16].

Одним из способов повышения надежности шатунов также является разработка Золотухина С. В., Ищенко В. И. и Сосновского А. П. Они предлагают исключить недостаток прототипа, связанный с тем, что возможна недопустимая деформация боковых стенок при затяжке Г-образных болтов. Это обусловлено ограниченными размерами ширины шатуна. Во избежание этого предложено выполнять ограничительную поверхность по радиусу, проведенному из центра, смещенного от оси цилиндрической поверхности в сторону от задней стенки шатуна [17].

Конструкция шатуна, автором которой является Бриттен Альфонс и др., позволяет увеличивать срок службы данной детали за счет снижения нагрузок в резьбовых соединениях головки шатуна. Это достигается тем, что основание 1 содержит на стороне, обращенной в противоположном направлении от крышки 2, вырез 3 в области резьбы. При этом вырез 3 по отношению к оси резьбового отверстия выполнен в эксцентрической форме (рис. 2) [18].

Рис. 2. Шатун по патенту на изобретение № 2629807 Fig. 2. Connecting rod under the patent for the invention № 2629807 Источник: [18, с. 2]

На рисунке 3 представлен шатун, конструкцию которого, а также способ нанесения покрытия разработал Уилльямс Рик Л. Данная конструкция шатуна предназначена для увеличения стойкости поверхности к изнашиванию и снижению влияния механического трения. Такая особенность придается конструкции нижней головки шатуна за счет того, что она имеет поверхность с покрытием 1 и поверхность без покрытия 2. При этом антифрикционное покрытие 1 имеет разрыв и состоит из двух областей 3 и 4. Причем данных участков с покрытием может быть и более двух [19].

Рис. 3. Шатун по патенту на изобретение № 2669540 Fig. 3. Connecting rod under the patent for the invention № 2669540 Источник: [19, с. 4]

Из области техники также известен шатун двигателя внутреннего сгорания, автором которого

является П. Р. Карпухин. Разработанная им конструкция направлена на увеличение несущей способности подшипника, позволяет исключить подводящий масляный канал, что, в свою очередь, способствует повышению прочности, надежности в работе и технологичности шатуна. Перечисленные преимущества достигаются за счет применения на рабочей поверхности втулки маслораспределитель-ных выемок вытянутой формы с целью увеличения съема масла с поршневого пальца [20].

Заключение

Собранная, обобщенная и скомпонованная информация по дефектам шатунов и способам их устранения позволит снизить затраты труда на поиск данных в различных литературных источниках, чем повысит культуру, качество и эффективность ремонтного производства данных деталей в целом. Результаты данной работы могут быть использованы на ремонтных предприятиях, которые занимаются обслуживанием двигателей, входящих в состав сельскохозяйственной техники, или на предприятиях, эксплуатирующих данную технику.

Проведенный анализ позволит в дальнейшем на основании рассмотренных дефектов и преимущественного преобладания одних отказов над другими, а также с учетом существующих методов повышения надежности выбрать наиболее эффективную и рациональную технологию восстановления и упрочнения шатунов двигателей внутреннего сгорания.

1 Руководство по ремонту двигателя Д-240 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://marauto.ru/rukovodstvo-po-remontu-dvigatelya-d-240-2/

2 Руководство по ремонту 236.01.01 на двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 всех комплектаций и исполнений [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sdsyar.ru/instructions/rukovodstvo_rem_236-238_doc_543.pdf

3 Технологическая карта № 1.3. Дефектовка деталей двигателя КамАЗ-740 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zinref.ru/avtomobili/Kamaz/005_00_00_KamazTexKarti_1989/010.htm

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пучин Е. А., Новиков В. С., Очковский Н. А. и др. Практикум по ремонту машин / Под ред. Е. А. Пучина. М. : КолосС, 2009. 327 с.

2. Задорожний Р. Н. Совершенствование технологии восстановления шатунов с косым разъемом : автореферат дис. ... канд. техн. наук. Москва, 2012. 18 с.

3. Юдин В. М. Повышение ресурса отремонтированных автотракторных двигателей совершенствованием технологии восстановления шатуна : автореферат дис. ... канд. техн. наук. Саратов. 2008. 20 с.

4. Задорожний Р. Н., Денисов В. А., Костюков А. Ю. Восстановление шатунов дизельных двигателей с косым разъемом // Труды ГОСНИТИ. 2010. Т. 105. С. 207-213.

5. Бурумкулов Ф. Х., Сенин П. В., Денисов В. А., Раков Н. В., Задорожний Р. Н. Патент 124206 РФ. Устройство для расточки отверстия нижней головки шатуна; заявл. 04.05.12; опубл. 20.01.13, Бюл. № 2.

6. Юдин В. М., Денисов А. С., Кулаков А. Т., Асоян А. Р. Совершенствование технологии ремонта нижней головки шатуна двигателя // Ремонт. Восстановление. Модернизация. 2008. № 3. С. 43-54.

7. Юдин В. М., Денисов А. С., Асоян А. Р. Оценка макрогеометрии нижней головки шатуна при ремонте // Проблемы транспорта и транспортного строительства. Саратов. 2007. С. 20-24.

8. Пантелеенко, Ф. И., Лялякин В. П., Иванов В. П., Константинов В. М. Восстановление деталей машин / Под ред. В. П. Иванова. М. : Машиностроение, 2003. 672 с.

9. Денисов А. С., Асоян А. Р., Юдин В. М. Повышение долговечности шатунных подшипников двигателя КамАЗ путем совершенствования технологии ремонта шатунов // Вестник СГТУ. № 3 (58). Выпуск 2. 2011. С.43-49.

10. Песковацков Д. Н. Анализ существующих методов восстановления шатунов // Наука без границ. 2019. № 7 (35). С. 38-42.

11. Черноиванов В. И., Голубев И. Г. Восстановление деталей машин (Состояние и перспективы). М. : ФГНУ «Росинформагротех». 2010. 376 с.

12. Пучин Е. А., Новиков В. С, Очковский Н. А. и др. Технология ремонта машин. М. : КолосС. 2007.

488 с.

13. Черноиванов В. И., Андреев В. П. Восстановление деталей сельскохозяйственных машин. М. : Колос, 1983.288 с.

14. Кильмяшкин Е. А. Восстановление шатунов автотракторных двигателей комбинированным методом : автореферат дис. ... канд. техн. наук. Саранск. 2001. 18 с.

15. Аюкин З. А., Хромых В. П., Сомов А. А., Ищенко В. И. Патент 92703 РФ. Шатун; заявл. 25.12.08; опубл. 27.03.10, Бюл. № 9.

16. Джианг Минг, СУХонгджи, Чен Ксиаоксун, ЛИ Веигуо, ВУХонглианг. Патент 2624135 РФ. Шатун двигателя внутреннего сгорания из жесткого материала с гибкой конструкцией; заявл. 20.15.12; опубл. 30.06.17, Бюл. № 19.

17. Золотухин С. В., Ищенко В. И., Сосновский А. П. Патент 2159875 РФ. Шатун; заявл. 16.12.98; опубл. 27.11.2000, Бюл. № 33.

18. Бриттен Альфонс, Бук Вальтер, Шефер Франк. Патент 2629807 РФ. Шатун; заявл. 03.12.15; опубл. 04.09.2017, Бюл. № 25.

19. Уилльямс Рик Л. Патент 2669540 РФ. Шатун с покрытием, узел двигателя и способ нанесения покрытия на шатун; заявл. 10.08.16; опубл. 11.10.2018, Бюл. № 29.

20. Карпухин П. Р. Патент 1883 РФ. Шатун двигателя внутреннего сгорания; заявл. 22.06.94; опубл. 16.03.1996.

Дата поступления статьи в редакцию 17.03.2021, принята к публикации 19.04.2021.

Информация об авторах: КРУПИН АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ,

кандидат технических наук, доцент кафедры «Технический сервис»

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: krupin-ngiei@mail.ru Spin-код: 1002-3800

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЕНИСОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

аспирант группы 17-АТО

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: n.deni7ow@yandex.ru Spin-код: 7151-6641

КАЛАШОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ,

старший преподаватель кафедры «Технический сервис»

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино,

ул. Октябрьская, 22а

E-mail: aleksandrkalashov@yandex.ru

Spin-код: 9018-9543

МИРОНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ,

к.т.н., доцент, доцент кафедры «Технический сервис»

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: mironov-e@mail.ru Spin-код: 4914-0670

ТОЧИЛИН ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ,

аспирант

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Княгинино,

ул. Октябрьская, 22а

E-mail: vasilij-tochilin@yandex.ru

Заявленный вклад авторов: Крупин Александр Евгеньевич: сбор и обработка материалов, написание окончательного варианта текста. Денисов Николай Валерьевич: проведение анализа и подготовка первоначальных выводов. Калашов Александр Александрович: поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках.

Миронов Евгений Борисович: оформление таблиц с результатами исследования. Точилин Василий Николаевич: подготовка литературного обзора.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Puchin E. A., Novikov V. S., Ochkovskij N. A. and others. Praktikum po remontu mashin [Workshop on machine repair], In Puchin E. A. (ed.), Moscow: Publ. KolosS, 2009, 327 p.

2. Zadorozhnij R. N. Sovershenstvovanie tekhnologii vosstanovleniya shatunov s kosym raz"emom [Improvement of the recovery technology of connecting rods with an oblique connector. Ph. D. (Engineering) thesis], Moscow, 2012, 18 p.

3. Yudin V. M. Povyshenie resursa otremontirovannyh avtotraktornyh dvigatelej sovershenstvovaniem tekhnologii vosstanovleniya shatuna [Improving the service life of repaired tractor engines by improving the technology of connecting rod recovery. Ph. D. (Engineering) thesis], Saratov, 2008, 20 p.

4. Zadorozhnij R. N., Denisov V. A., Kostyukov A. Yu. Vosstanovlenie shatunov dizel'nyh dvigatelej s kosym raz"emom [Restoration of connecting rods of diesel engines with an oblique connector], Trudy GOSNITI [Proceedings of GOSNITI], 2010, Vol. 105, pp. 207-213.

5. Burumkulov F. H., Senin P. V., Denisov V. A., Rakov N. V., Zadorozhnij R. N. Patent 124206 RF. Ust-rojstvo dlya rastochki otverstiya nizhnej golovki shatuna [Device for boring the hole of the lower connecting rod head]; zayavl. 04.05.12; opubl. 20.01.13, Byul. No. 2.

6. Yudin V. M., Denisov A. S., Kulakov A. T., Asoyan A. R. Sovershenstvovanie tekhnologii remonta nizhnej golovki shatuna dvigatelya [Improving the repair technology of the lower engine connecting rod head], Remont. Vosstanovlenie. Modernizaciya [Repairs. Recovery. Modernization], 2008, No. 3, pp. 43-54.

7. Yudin V. M., Denisov A. S., Asoyan A. R. Ocenka makrogeometrii nizhnej golovki shatuna pri remonte [Evaluation of the macrogeometry of the lower connecting rod head during repair], Problemy transporta i transportnogo stroitel'stva [Transport and transport construction problems], Saratov, 2007, pp. 20-24.

8. Panteleenko, F. I., Lyalyakin V. P., Ivanov V. P., Konstantinov V. M. Vosstanovlenie detalej mashin [Restoration of machine parts], In V. P. Ivanov (ed.), Moscow, Publ. Mashinostroenie, 2003, 672 p.

9. Denisov A. S., Asoyan A. R., Yudin V. M. Povyshenie dolgovechnosti shatunnyh podshipnikov dvigatelya KamAZ putem sovershenstvovaniya tekhnologii remonta shatunov [Improving the durability of the connecting rod bearings of the KamAZ engine by improving the technology of connecting rod repair], Vestnik SGTU [Bulletin of Saratov State Technical University], No. 3 (58), Vol. 2, 2011, pp. 43-49.

10. Peskovackov D. N. Analiz sushchestvuyushchih metodov vosstanovleniya shatunov [Analysis of existing methods of connecting rod recovery], Nauka bez granic [Science without borders], 2019, No. 7 (35), pp. 38-42.

11. Chernoivanov V. I., Golubev I. G. Vosstanovlenie detalej mashin (Sostoyanie i perspektivy) [Restoration of machine parts (Condition and prospects)], Moscow: Publ. «Rosinformagrotekh», 2010, 376 p.

12. Puchin E. A., Novikov V. S, Ochkovskij N. A. i dr. Tekhnologiya remonta mashin [Technology of machine repair], Moscow: Publ. KolosS, 2007, 488 p.

13. Chernoivanov V. I., Andreev V. P. Vosstanovlenie detalej sel'skohozyajstvennyh mashin [Restoration of agricultural machinery parts], Moscow: Publ. KolosS, 1983, 288 p.

14. Kil'myashkin E. A. Vosstanovlenie shatunov avtotraktornyh dvigatelej kombinirovannym metodom [Restoration of connecting rods of motor-tractor engines by the combined method. Ph. D. (Engineering) thesis], Saransk. 2001. 18 p.

15. Ayukin Z. A., Hromyh V. P., Somov A. A., Ishchenko V. I. Patent 92703 RF. Shatun [Connecting rod]; za-yavl. 25.12.08; opubl. 27.03.10, Byul. No. 9.

16. Dzhiang Ming, Su Hongdzhi, Chen Ksiaoksun, LI Veiguo, Vu Hongliang. Patent 2624135 RF. SHatun dvigatelya vnutrennego sgoraniya iz zhestkogo materiala s gibkoj konstrukciej [Internal combustion engine connecting rod made of rigid material with flexible construction]; zayavl. 20.15.12; opubl. 30.06.17, Byul. No. 19.

17. Zolotuhin S. V., Ishchenko V. I., Sosnovskiy A. P. Patent 2159875 RF. Shatun [Connecting rod], zayavl. 16.12.98, opubl. 27.11.2000, Byul. No. 33.

18. Britten Al'fons, Buk Val'ter, Shefer Frank. Patent 2629807 RF. Shatun [Connecting rod], zayavl. 03.12.15; opubl. 04.09.2017, Byul. No. 25.

19. Uill'yams Rik L. Patent 2669540 RF. Shatun s pokrytiem, uzel dvigatelya i sposob naneseniya pokrytiya na shatun [Coated connecting rod, engine assembly and method of coating the connecting rod], zayavl. 10.08.16, opubl. 11.10.2018, Byul. No. 29.

20. Karpuhin P. R. Patent 1883 RF. Shatun dvigatelya vnutrennego sgoraniya [Internal combustion engine connecting rod], zayavl. 22.06.94, opubl. 16.03.1996.

The article was submitted 17.03.2021, accept for publication 19.04.2021.

Information about the authors: KRUPIN ALEKSANDR EVGENIEVICH,

Ph. D. (Engineering), assistant professor of the chair «Technical service»

Address: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino,

Oktyabrskaya Str., 22a

E-mail: krupin-ngiei@mail.ru

Spin-code: 1002-3800

DENISOV NIKOLAY VALERIEVICH,

graduate student of the group 17-ATO

Address: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a E-mail: n.deni7ow@yandex.ru Spin-code: 7151-6641

KALASHOV ALEKSANDR ALEKSANDROVICH,

assistant professor of the chair «Technical service»

Address: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino,

Oktyabrskaya Str., 22a

E-mail: aleksandrkalashov@yandex.ru

Spin-code: 9018-9543

MIRONOV EVGENY BORISOVICH,

Ph. D. (Engineering), assistant professor of the chair «Technical service»

Address: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a E-mail: mironov-e@mail.ru Spin-Kog: 4914-0670

TOCHILIN VASILIY NIKOLAYEVICH,

the post-graduate student

Address: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino,

Oktyabrskaya Str., 22a

E-mail: vasilij-tochilin@yandex.ru

Contribution of the authors: Aleksandr E. Krupin: collection and processing of materials, writing the final text. Nikolaj V. Denisov: analysis and preparation of the initial ideas.

Aleksandr A. Kalashov: search for analytical materials in Russian and international sources. Evgenij B. Mironov: designed tables with results of the study. Vasiliy N. Tochilin: reviewing the relevant literature.

All authors have read and approved the final version of the manuscript.

The authors declare no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.