6. Иванов Д. Ю. Прикладная модель системы материального стимулирования (на примере предприятия специального машиностроения) // Проблемы управления. 2010.№ 6. С. 33-37.
7. Курилова А. А. Методические положения оценки рисков на предприятиях автомобильной промышленности // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 21-23.
8. Курилова А. А., Курилов К. Ю. Внутренний контроль и аудит на предприятиях автомобильной промышленности // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2013. № 4. С. 22-26.
9. Булов В. Г. Методы информационного обеспечения управления на предприятиях автомобильной промышленности // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия : Экономика. 2013. № 1 (27). С. 127-136.
10. Иванов Д. Ю. Экономико-математическая модель системы материального стимулирования работников предприятия специального машиностроения // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва (национального исследовательского университета). 2010. № 3. С. 54-62.
EVALUATION OF FINANCIAL RESULTS AUTOMOTIVE INDUSTRY
© 2015
K. Y. Kurilov, associate professor of the department «Finance and Credit», PhD, associate professor A. A. Kurilova, professor of the department «Finance and Credit», PhD, Associate Professor
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation. The Russian market of vehicles shows a negative trend, according to the results of 2013 the volume of car sales fell by 5.5 %, and up to 2014 by 7 % compared to the same period last year. The financial condition of Russian companies automotive industry also affected by the change of the exchange rate, which caused a significant increase in the cost of imported materials and purchased components. The forecast for 2015 is not reassuring, it is expected a significant drop in sales of vehicles. In this case, a decline in sales experienced all car manufacturers. In these circumstances, the domestic manufacturers the task of improving the efficiency of their financial and economic activity, which will provide sufficient financial stability of the automotive industry. Devaluation of the ruble, and therefore reduce the cost of labor and parts for the domestic market allows Russian automakers to strengthen its position in the market for a vehicle due to competitive prices for manufactured products. Therefore, it is urgent to analyze the financial results of the largest automotive company «AvtoVAZ» to develop on the basis of this analysis, measures to improve the performance of the Russian automotive companies. Keywords: automotive, profit margins, cost, revenue, efficiency.
УДК 657.6
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
© 2015
О. А. Луговкина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» О. Д. Ахметвалеева, магистр кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В данной статье представлены и раскрыты основные требования, предъявляемые к формированию публичной отчетности, а также указаны функции публичной отчетности. Обозначены участники рыночных отношений, которым необходимо составление и представление публичной отчетности. Публичная отчетность организации - это принцип отчетности, согласно которому компании, акционерные общества, организации обязаны ежегодно публиковать основные данные о результатах своей деятельности: балансы, акты инвентаризации и другую информацию, необходимую для проведения налогообложения и сбора экономической информации. Публичность отчетности, по существу, становится своеобразным способом ознакомления с коммерческой деятельностью той или иной организации. На сегодняшний день публичная бухгалтерская отчетность, по существу, становится визитной карточкой бизнеса, в которой содержится большой объем информации, а также играет весьма важную роль в стратегии, как финансирования, так и обычных бизнес-отношений. Публичная бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабаты-
46
вает экономически существенную информацию о совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. Публикуемая бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, его изменениях, а также о финансовых результатах ее деятельности.
Ключевые слова: публичная отчетность, принципы публичной отчетности, подходы к формированию показателей публичной отчетности, требования к публичной отчетности, функции публичной отчетности.
Публичная отчетность организации - это принцип отчетности, согласно которому компании, акционерные общества, организации обязаны ежегодно публиковать основные данные о результатах своей деятельности: балансы, акты инвентаризации и другую информацию, необходимую для проведения налогообложения и сбора экономической информации.
Многие организации, чья деятельность непосредственно связана с финансами, инвестированием и тому подобным, обязаны, согласно законодательства, ежегодно предоставлять свои бухгалтерские данные для ознакомления любому заинтересованному лицу [1]. К таким организациям относятся: банки; кредитные организации; биржи; страховые компании; открытые акционерные общества; инвестиционные фонды; фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных средств; общества с ограниченной ответственностью, которые разместили свои облигации или иные ценные бумаги публично.
Публичность отчетности по существу становится своеобразным способом ознакомления с коммерческой деятельностью той или иной организации.
На сегодняшний день публичная бухгалтерская отчетность по существу становится визитной карточкой бизнеса, в которой содержится большой объем информации, а также играет весьма важную роль в стратегии как финансирования, так и обычных бизнес-отношений [3].
Согласно ст. 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» под опубликованием бухгалтерской отчетности следует понимать ее публикацию в газетах и журналах, доступной пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространение среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность. Так же к функции публичной отчетности относят передачу бухгалтерской отчетности территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.
Годовую бухгалтерскую отчетность обязаны публиковать акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страхо-
вые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств.
За последнее время разработано три основных подхода к формированию показателей бухгалтерской публичной отчетности организации:
1. Для собственников организации в лице акционеров перед проведением общего собрания в открытой печати публикуется бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах в сокращенном виде.
2. Органам государственного управления представляется отчет о финансовых результатах по стандартной многоступенчатой форме, которая позволяет провести анализ формирования и условий возникновения финансового результата.
3. Кредиторам и инвесторам такая информация представляется также по стандартной форме, сопровождаемой различными формами дополнительной отчетности и пояснениями, позволяющими обеспечивать всей полнотой информации лиц, принимающих решение об инвестициях и условиях предоставления кредитов. Порядок формирования такой информации существенно различается в зависимости от конкретной ситуации. Хотя крупные инвесторы и кредиторы имеют свои аналитические отделы, которые могут на основе стандартных форм провести необходимый анализ бухгалтерской отчетности, тем не менее информационные запросы таких пользователей по степени детализации сведений зависят от используемых ими методик проверки отчетности [4].
Публикуемая бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, его изменениях, а также о финансовых результатах ее деятельности:
1) достоверной в соответствии с российским законодательством считается бухгалтерская отчетность, если она сформирована по правилам, установленным нормативными актами, определяющими порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на территории Российской Федерации;
2) для того чтобы бухгалтерская отчетность организации была полной, в ней следует отражать 47
информацию о деятельности не только самой организации, но и ее филиалов, представительств и иных структурных подразделениях, в том числе выделенных на отдельный баланс (если такие имеются);
3) так же организация должна соблюдать при составлении бухгалтерской отчетности требование существенности. Показатель признается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе бухгалтерской отчетности;
4) информация, представляемая в бухгалтерской отчетности должна быть нейтральна. Отчетная информация не является нейтральной, если она удовлетворяет интересам одних пользователей перед другими, а также если она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий;
5) при формировании бухгалтерской отчетности необходимо обеспечивать сопоставимость числовых значений показателей за отчетный и предшествующий отчетному периоды. Исключение составляет отчетность общества, публикуемая за первоначальный отчетный год;
6) требование преемственности предусматривает, что общество должно придерживаться принятой им для публикации формы бухгалтерской отчетности от одного отчетного года к другому. Изменение избранных для публикации форм отчетности допускается в случае изменения условий, в соответствии с которыми общество может (не может) публиковать отчетность в сокращенном виде, и иных случаях, обоснованность которых подтверждена независимым аудитором (аудиторской фирмой);
7) бухгалтерская отчетность публикуется на русском языке и в валюте Российской Федерации;
8) бухгалтерская отчетность публикуется в тысячах рублей. Общество, имеющее значительные обороты товаров, обязательств и т. п., может публиковать отчетность в миллионах рублей с одним десятичным знаком;
9) не допускаются никакие расхождения между показателями публикуемых форм бухгалтерской отчетности и соответствующими показателями годовой бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам [6].
Поскольку публичность бухгалтерской отчетности подразумевает, что ее в любой момент может прочесть кто угодно, для защиты предпринимателей и облегчения выполнения
подготовки документов приняты некоторые меры: допускается публиковать сокращенные формы отчетов, содержащие лишь итоговые показатели по необходимым разделам. Например, можно не включать промежуточные результаты и данные по отсутствующим показателям, если они отсутствовали и в прошлый отчетный период; допускается не включать в документы сведения, которые составляют коммерческую или иную тайну предприятия.
Отчетность, которая выкладывается на всеобщее обозрение, должна содержать: полное наименование организации и ее организационно-правовую форму; отчетную дату и отчетный период; четкое обозначение валюты и формата представленных числовых показателей; фамилию, имя, отчество и полную должность лиц, которые подписали отчетность; дату утверждения документов на общем собрании; адрес, по которому можно ознакомиться с данными отчетов и получить копию документов; сведения об отделении Государственного комитета статистики, в который предприятие передало свою ежегодную бухгалтерскую отчетность. Кроме того, необходимо ежегодно соблюдать единожды принятую форму публикации и вместе с новыми данными приводить данные за предшествующий период.
Годовую бухгалтерскую отчетность необходимо публиковать не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, а промежуточную - не позднее 60 дней по окончании отчетного квартала
[7].
Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, включая расходы на подготовку, издание и рассылку по почте специальной брошюры (буклета) с бухгалтерской отчетностью, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производством.
Суммы возмещения расходов на копирование и пересылку бухгалтерской отчетности, поступающие от заинтересованных пользователей, зачисляются на счет прибылей и убытков.
Публичная бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности [8, 9, 10].
Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля 48
достижения экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим побуждениям предпринимательства (получение прибыли и сохранение собственного капитала) [12, 13, 14, 15].
В последнее время публичность отчетности становится своего рода рекламным ходом для деятельности той или иной организации. От того, насколько грамотно и достоверно составлена публичная отчетность, может в значительной степени зависеть результат переговоров о сотрудничестве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаев А. С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. М. : Бухгалтерский учет, 2000.
2. Гогина Г. Н., Никифорова Е. В. Бухгалтерская финансовая отчетность и ее анализ : Учебное пособие / Тол. фил. СаГА. Самара : Самар. гума-нит. акад., 2004.
3. Камышенов П. И., Камышанов А. П. Бухгалтерская (финансовая) отчетность : составление и анализ. Издание второе, исправленное и дополненное. М. : Омега-Л, 2010. 232 с.
4. Качалин В. В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. 3-е изд. М. : Дело, 2000. 432 с.
5. Ковалев В. В., Ковалев В. В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения) : учеб. пособие. 2-е изд., пере-раб. и доп. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 432 с.
6. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет : Учебник. М. : ИНФРА-М, 2011. (Серия «Высшее образование»).
7. Ларионов А. Д., Карзаева Н. Н., Нечитайло А. И. Бухгалтерская финансовая отчетность : учеб. пособие. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. 208 с.
8. Пучкова С. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность : Учебное пособие. М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2010.
9. Соколова Е. С. Бухгалтерское дело : Учебник. М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.
10. Чинахова С. Е. Учет и внутренний контроль дебиторской задолженности при осуществлении факторинговых операций // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007.№ 5. С. 175-181.
11. Никифорова Е. В., Чинахова С. Е. Особенности учета дебиторской задолженности при осуществлении факторинговых операций // Вестник СамГУПС. 2009. № 3. С. 44-47.
12. Михайлова Д. В. К вопросу об аналитических возможностях бухгалтерской отчетности // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 125-127.
13. Никифорова Е. В., Шнайдер О. В. Бухгалтерская финансовая отчетность как основной источник информации инвестиционной привлекательности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Экономика и управление. 2013. № 2 (13). С. 48-50.
14. Великая Е. Г., Чурко В. В. Индикаторы оценки эффективности организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 57-61.
15. Филатова Е. В. Особенности консолидированной отчетности в холдинговых компаниях // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2013.№ 4. С. 35-36.
BASIC REQUIREMENTS FOR PUBLIC REPORTING
© 2015
O. A. Lugovkina, candidate of economical science of the chair «Accounting and Audit» A. D. Ahmetvaleeva, master of the chair «Accounting and Audit»,
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation. This article presents and describes the main requirements for the formation of public accountability, and identifies the function of public reporting. Indicated market participants who need preparation and presentation of public reporting. Public statements of the organization is the principle of accountability, according to which the company, joint stock company, organizations are required to annually publish basic data about the results of their activities: balance sheets, statements of inventory and other information required for taxation and the collection of economic information. Publicity statements essentially becomes a kind of introduction to commercial activities of one organization or another. Today public accounting report essentially becomes the hallmark of the business that contains a large amount of information, but also plays a very important role in the strategy, both Finance and normal business relations. Public accounting organization that serves as the main source of information about its activities as accounting collects, accumulates and processes economically significant information about committed or planned business operations and results of operations. The published financial statements should pro-
49
vide full and accurate understanding of the economic and financial situation of the organization, its changes, as well as on the financial results of its activities.
Keywords: public accountability, public accountability principles, approaches to the formation of public performance reporting requirements for public reporting, public reporting functions.
УДК 372.881.3
ИФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
© 2015
И. А. Лысов, экономист ООО «Ритейл-трейд», Тольятти (Россия) Н. В. Колачева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Результативность анализа финансового состояния предприятия во многом зависит от организации и совершенства его информационной базы. Основными источниками информации являются отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств, приложение к балансу и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса. В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Если выявляется недостаточность сведений для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности изменении в финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом состоянии. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Ключевые слова: анализ финансовых результатов, бухгалтерский баланс, информационная база, капитал, отчетность, прибыль, убытки, финансовый.
Информационная база анализа финансовых результатов предприятия формируется за счет внешних и внутренних источников информации. К внешним источникам относятся: Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информационных показателей этой группы служит основой анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия. Это необходимо при разработке комплексной политики управления прибылью, осуществления инвестиционной деятельности, выявления резервов роста прибыли, ориентируясь на достигнутый уровень среднеотраслевых показателей. К данной группе показателей относятся: национальный доход, чистый доход, среднеотраслевые нормы прибыли, средние нормы банковского процента, ставки налога на прибыль, данные об инфляции, ставка рефинансирования.
Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка. Система показателей данной группы является необходимой для оценки, анализа и принятия
решений в области ценовой политики и доходов по операционной деятельности, привлечения капиталов из внешних источников, определения затрат по обслуживанию дополнительно привлекаемого капитала, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений, осуществления краткосрочных финансовых вложений. В состав этих показателей включаются объемы продаж, свободные рыночные ниши, эластичность по цене и доходу, кредитные проценты в зависимости от сумм и сроков предоставления [1, с. 325].
Показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов. Система информационных показателей этой группы используется для осуществления оперативного анализа и регулирования отдельных аспектов формирования и использования прибыли. К ним относятся цены на сырье, комплектующие, материалы, на продукцию конкурентов, на товары-заменители, рентабельность хозяйственной деятельности конкурентов и контрагентов [2, ^ 260].