Научная статья на тему 'Основные требования к методам и результатам определения стоимости средних, крупных и крупнейших предприятий'

Основные требования к методам и результатам определения стоимости средних, крупных и крупнейших предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ АКТИВЫ / ИМУЩЕСТВЕННАЯ СТОИМОСТЬ / АКЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОЦЕНЩИКОВ / СРОО / ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОЦЕНОЧНОЙ РАБОТЫ / ASSESSMENT OF THE COMPANY / TROUBLED ASSETS / PROPERTY PRICE / SPECIAL PRICE / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / SELF-REGULATING ORGANIZATION OF APPRAISERS / SROO / EXAMINATION OF THE QUALITY OF ASSESSMENT WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревуцкий Леопольд Давыдович

Автор анализирует основные методы определения стоимости экономически состоятельных средних, крупных и крупнейших предприятий, активы которых отнесены к классу проблемных, и требования к результатам их оценки. Рекомендует различать показатели как имущественной и бумажной (акционной) стоимости, так и инвестиционной привлекательности предприятий при смене собственника, а также разработать отдельные стандарты оценивания этих показателей. Делает вывод о том, что для указанного типа предприятий, поскольку все они имеют проблемные активы, должно быть обязательным проведение экспертизы качества оценочной работы и достоверности ее результатов. Предлагает создать для этих целей специализированную государственную комиссию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC REQUIREMENTS FOR METHODS AND RESULTS OF DETERMINING THE VALUE OF MEDIUM, LARGE AND SUPERLARGE ENTERPRISES

The author analyzes the main methods of determining the value of the economically affluent medium, large and major enterprises whose assets are classified as distressed, and requirements for the results of their evaluation. Recommends that the distinguished performance as an estate and paper (promotional) price and investment attractiveness of enterprises with a change of ownership, as well as to develop separate standards for evaluating these parameters. Concludes that for this type of enterprises, because they all have troubled assets, should be compulsory examination and quality assessment of the reliability of its results. Proposes to establish for this purpose a dedicated state commission.

Текст научной работы на тему «Основные требования к методам и результатам определения стоимости средних, крупных и крупнейших предприятий»

Основные требования к методам и результатам определения стоимости средних, крупных и крупнейших предприятий

Л.Д. Ревуцкий

независимый консультант по вопросам оценки стоимости предприятий, старший научный сотрудник, кандидат технических наук (г. Москва)

Леопольд Давыдович Ревуцкий rev_ld@mail.ru

Прежде чем рассматривать основные требования к методам и результатам определения стоимости средних, крупных и крупнейших предприятий, учитывая сложившиеся в экономике России реалии, необходимо определить градацию таких предприятий по социально-экономической значимости для государства, общества и народа. Предлагаю следующую классификацию:

• мелкие (индивидуальные, семейные, не использующие наемных работников);

• малые;

• средние (экономически малозначимые и экономически значимые);

• крупные, в том числе корпоративные;

• градообразующие;

• бюджетообразующие;

• транснациональные.

Количественные и объемные критерии

(показатели) различения указанных разновидностей предприятий по размерам (численность персонала, объем реализации продукции и услуг, справедливая стоимость активов, капитализация и т. д.) подлежат всестороннему обсуждению, согласованию заинтересованными сторонами, утверждению регулирующими органами и включению в законодательство Российской Федерации.

К крупнейшим естественно отнести предприятия трех последних из перечисленных видов.

Прежде всего следует напомнить читателям о том, что в соответствии с общепри-

нятыми в настоящее время рациональными представлениями стоимость экономически значимых средних, крупных и крупнейших предприятий в теоретическом и практическом плане, так же как и других видов имущества (собственности), является сугубо расчетной, как правило, однозначной величиной и в отличие от цены этих объектов не может быть договорной, твердой, назначенной, директивной, заказной, условной, компромиссной, формальной, бросовой, мифической, смехотворной и т. д.

В силу объективных обстоятельств, связанных в первую очередь с используемым набором (составом), возможной вариабельностью и качеством исходных данных, расчетная стоимость предприятий не может быть абсолютно точной, то есть не может быть выражена с точностью до рублей и даже десятков и сотен рублей. Округление полученных результатов расчета стоимости предприятий до тысяч для средних и до десятков тысяч и даже в некоторых случаях до сотен тысяч рублей для крупных и крупнейших предприятий, если цена вопроса - миллиарды рублей или условных денежных единиц, представляется вполне допустимым, тем более, если их окончательная цена будет устанавливаться в процессе соответствующего рыночного торга либо аукциона.

Как редкое исключение, бывают случаи, когда провозглашаемая стоимость предприятия существенно в большую сторону отличается от ее расчетной величины. Такая стоимость называется заявленной, или объявленной. В преддверии будущего

рыночного торга (в такой ситуации приобретатель, как правило, заинтересован в снижении запрашиваемой за продаваемое предприятие денежной суммы) собственник такого специфического товара может объявить ее завышенной по сравнению с расчетной величиной для того, чтобы, торгуясь, снизить объявленную стоимость на величину ее преднамеренного предварительного завышения.

Для повышения достоверности оценок стоимости предприятий рассматриваемых размеров для некоторых из них предусматривается обязательное проведение экспертизы отчетов о проведенных оценочных работах. Перечень предприятий, для которых проведение такой экспертизы должно быть неизбежным, устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации - куратором оценочной деятельности в нашей стране. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 мая 2010 года № 166 установлен следующий перечень групп предприятий-должников, в отношении которых проводится экспертиза отчетов об оценке их стоимости:

1) обязательной экспертизе назначаемыми членами экспертных советов саморегу-лируемых организаций оценщиков (далее -СРОО) подвергаются отчеты независимых профессиональных оценщиков либо оценочных фирм - коллективных членов СРОО

об оценке стоимости предприятий с государственным участием в их акционерном капитале, если более 25 процентов голосующих акций оцениваемого предприятия находится в государственной или муниципальной собственности;

2) обязательной экспертизе подлежат отчеты об оценке стоимости предприятий стратегического значения и предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации;

3) обязательна экспертиза результатов оценки стоимости предприятий экспертами СРОО по соответствующим запросам арбитражных судов либо судов уголовной юрисдикции;

4) обязательная экспертиза отчетов об оценке стоимости имущества проводится

для предприятий, включенных в программу приватизации на текущий год и ближайшие будущие годы;

5) обязательной экспертизе подвергаются отчеты об определении стоимости предприятий-банкротов, особенно тех, которые имеют финансовые обязательства (долги, задолженности), превышающие 100 миллионов рублей, градообразующих предприятий и предприятий, входящих в вертикально интегрированные промышленнопроизводственные структуры.

По перечисленным группам предприятий, помимо экспертизы отчетов об оценке их стоимости назначенными членами экспертных советов соответствующих СРОО, обязательно проводится проверка достоверности полученных результатов оценки стоимости таких предприятий силами сотрудников - экспертов Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). Кроме того, в некоторых случаях проводится так называемая инициативная (обычно по просьбе заказчиков либо приобретателей, налоговых органов или страховых компаний) экспертиза результатов выполненной оценки стоимости проблемных крупных и крупнейших предприятий независимо от участия или неучастия государства в их капитале. Такая работа, как правило, осуществляется штатными экспертами СРОО.

В СРОО наряду с экспертным отделом имеется контрольный отдел, работающий, в частности, с жалобами, поступающими на конкретные отчеты об оценке стоимости тех или иных предприятий. Как правило, жалобщиков не устраивают окончательные результаты выполненной оценочной работы и они пытаются их опротестовать. В этом отделе содержательная, методическая часть, то есть качество отчетов об оценке стоимости предприятий и степень достоверности полученных результатов оценки, не рассматриваются. Единственная задача контролеров этого отдела - выявление отклонений в форме представления рассматриваемого отчета об определении стоимости оцениваемого предприятия в сравнении с формой, регламентируемой действующим федеральным стандартом оценки предприятий,

то есть отклонений от стандартизированной формы такого отчета. Авторы отчета об оценке обязаны устранить замеченные недостатки в форме его представления. Для улаживания конфликтной ситуации контрольный отдел направляет рассмотренный отчет в экспертный совет СРОО на экспертизу, которая для жалобщика проводится бесплатно (за счет общества оценщиков). Если жалобщик не согласен с результатами экспертизы, он может обратиться в арбитражный суд, который обязательно назначит соответствующую судебную экспертизу и на ее основании рассмотрит результаты полученной оценки предприятия по существу и примет запрашиваемое судебное решение.

В обязанность контрольного отдела СРОО входит проверка отчетов о проведенных оценках всеми без исключения членами своего общества, как минимум один раз в три года.

Также эксперты СРОО не оставляют без внимания форму представленных на экспертизу отчетов об оценке стоимости предприятий, указывая на ее несоответствие утвержденному стандарту, если такое обнаружено, и необходимость приведения отчета к требуемому виду.

Гипертрофированное внимание контролеров и экспертов к форме отчетов об оценке предприятий не случайно: проще находить недостатки в форме представления отчетов, чем в их содержательной, методической части.

По нашему мнению, с целью достижения эффективности экспертизы и проверки Росимуществом прежде всего необходимо проводить анализ и оценку адекватности принятых методических подходов и методов определения стоимости рассматриваемой производственной собственности специфике решаемой задачи, состоянию и перспективам существования оцениваемых объектов, а также оценивать качество и достоверность исходных данных, использованных при проведении оценочной работы, и проверять безошибочность выполненных расчетов. В силу сложившихся обстоятельств профессионализм экспертов качества результатов оценки стоимости

предприятий часто бывает ниже уровня квалификации оценщиков, которые эту работу выполняли, либо не отличается от него, что не может не отражаться на полезности и эффективности осуществляемой экспертизы.

Экспертизы и проверки бесконфликтных отчетов об оценке стоимости предприятий всегда осуществляются на платной основе.

Несмотря на упомянутые квалификационные особенности практикующих сегодня экспертов итогов оценочной деятельности, еще раз подчеркнем принципиально важное требование к результатам определения стоимости экономически состоятельных средних, крупных и крупнейших предприятий: проведение экспертизы на уровне СРОО, проверка Росимуществом и государственная экспертиза (об этом речь пойдет далее) отчетов о выполненной оценочной работе по таким объектам должны быть обязательными без всяких исключений.

Для наведения хотя бы элементарного порядка в экспертных делах рассматриваемой специализации, повышения качества экспертной работы необходимо безотлагательно разработать учебную программу курса для подготовки преподавателей этой дисциплины в нескольких ведущих экономических университетах нашей страны, подобрать профессуру, способную эти курсы провести. Параллельно с подготовкой преподавателей для такого рода работы особое внимание следует уделить разработке первого учебника и первых учебных пособий по этому предмету специфических знаний для обучения будущих экспертов СРОО и Росимущества. Подготовленные проекты такой учебной литературы должны быть выставлены для всестороннего обсуждения заинтересованной общественностью, что поможет выявить достоинства и недостатки выполненных разработок и учесть высказанные по ним замечания и предложения. Только после завершения подготовки преподавательского состава и выпуска соответствующей учебной литературы можно будет приступить к профессиональному обучению будущих штатных и независимых экспертов СРОО, Росимущества и государственной экспертизы отчетов об оценке стоимости предприятий народнохо-

зяйственного значения. До тех пор пока вся эта большая работа не будет закончена, надеяться на достойное, высокое качество профессиональной деятельности экспертов соответствующих оценочных организаций и контролирующих их государственных органов не приходится.

Особого внимания требует решение давно назревшей проблемы - подготовка преподавателей, а затем и экспертов СРОО и Росимущества по актуальным вопросам судебно-оценочной экспертизы, а в более широком аспекте - подготовка профессионалов для проведения судебноэкономической экспертизы оценки стоимости проблемных активов. Первые публикации на эти темы уже появились [2, 3], чему можно только порадоваться.

Заканчивая освещение темы, касающейся вопросов экспертизы качества отчетов об оценке стоимости предприятий, представляется необходимым отметить еще два важных момента. Нельзя не заметить и не указать серьезнейший недостаток существующего положения, когда оценщик тех или иных активов и эксперт отчетов об оценочной работе состоят в одном и том же СРОО, что не дает гарантий полной независимости и объективности суждений эксперта. Стоит хорошенько подумать о том, как лучше нейтрализовать негативные последствия сложившихся обстоятельств. Не всегда декларируемую обязанность членов различных сообществ защищать честь мундира, даже если приходится наступать на горло собственной песне о справедливости, принципиальности, честности и добросовестности, никто не отменял. Кроме того, до сих пор остается открытым вопрос: кто должен и будет осуществлять экспертизу отчетов об оценке стоимости основных средств предприятий для целей перехода и после перехода на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), а также отчетов о кадастровой оценке стоимости проблемной и дорогостоящей недвижимости?

Качество и (особенно) достоверность полученной расчетной оценки стоимости предприятия интересуют не только его владельца - возможного продавца, но и потенциального покупателя - приобретателя

этой производственной собственности, а также государство в лице его налоговых органов, банки, страховые компании и потенциальных инвесторов в экономические проекты и бизнес-объекты страны, то есть покупателей их реально имеющихся активов и (или) натуральных либо виртуальных ценных бумаг. Основные последствия принятия за аксиому того, что стоимость предприятий является величиной расчетной, следующие:

1) для определения стоимости предприятий могут быть использованы методы только таких методических подходов, которые предполагают соответствующие расчеты искомой величины именно для оцениваемого хозяйственного объекта, а не для его аналога, степень аналогичности которого этому объекту, как правило, не поддается убедительному научному и техникоэкономическому обоснованию;

2) в связи с тем, что методы сравнительного (рыночного) подхода к решению задач определения стоимости штучных, уникальных по имеющимся активам предприятий не предполагают соответствующих расчетов искомых, характерных только для них параметров-показателей (тем более что ценообразующего рынка таких предприятий, особенно в нашей стране, практически не существует), использовать эти методы для решения подобных задач нельзя (применение этих методов не позволяет должным образом учитывать специфические организационные, технико-технологические, финансовые, социально-экономические и экологические особенности оцениваемых реальных предприятий);

3) каждый метод, применяемый для определения стоимости предприятий, должен предлагать концептуальную, частично развернутую и полностью развернутую расчетную формулу для корректного решения такой задачи и получения однозначного результата выполненного расчета;

4) структура расчетной формулы в обязательном порядке должна включать в себя стоимостеобразующие элементы, а также стоимостепонижающие и стоимостеповышающие компоненты (показатели) - драйверы оцениваемой стоимости;

5) при существующем уровне развития оценочной науки стоимость активов средних, крупных и крупнейших предприятий может быть определена только методами затратного и доходного методических подходов к решению подобных задач.

При затратном методическом подходе представляется необходимым использовать одновременно два метода:

1) определение восстановительной стоимости всей совокупности производственных основных фондов (средств, производственного основного капитала, промышленного капитала) предприятия с учетом всех значимых драйверов этой стоимости, прежде всего - всех видов износа имеющихся фондов;

2) определение стоимости замещения оцениваемого предприятия желательно новостроем из таких же либо аналогичных современных строительных конструкций и материалов и с таким же техникотехнологическим и организационным вооружением с учетом названных драйверов результата ее расчета.

Под восстановительной стоимостью активов предприятия понимается осовремененная на момент ее расчета стоимость всех разновременных числящихся на бухгалтерском балансе затрат на приобретение этих активов. Для получения такого показателя обычно пользуются индексным методом расчета, который по ряду причин не позволяет определять достаточно корректную величину искомой стоимости.

Между прочим, корректно установленная стоимость замещения для предприятий является сравнительно добротным ориентиром величины их справедливой имущественной стоимости.

К полученным такими методами стоимостям следует применять соответствующие повышающие либо понижающие коэффициенты пересчета, учитывающие общую экономическую ценность и инвестиционную привлекательность рассматриваемого предприятия, а также имеющиеся синергетические эффекты, если они есть и поддаются расчету. При отсутствии объективной информации для корректного определения величины этих коэффици-

ентов (недостаточность имеющихся исходных данных) их значения до поры до времени следует принимать равными единице. За окончательный однозначный результат определения стоимости оцениваемого предприятия указанными методами затратного подхода, по мнению автора, следует принимать наибольшую оценку величины этой стоимости.

Используя методы затратного подхода для решения задач определения стоимости предприятий, нельзя забывать хотя бы об основных недостатках этих методов. Два очевидных недостатка состоят в следующем:

1) неучет неосязаемых нематериальных активов предприятия в тех случаях, когда таковые имеются и представляются существенными;

2) возможное несоответствие размеров производственных основных фондов (далее - ПОФ) предприятия его нормативной продуктивности и, в частности, нормативному объему производства товарной продукции в стоимостном выражении. Степень такого несоответствия может устанавливаться путем сопоставления существующей нормы и факта капитальных вложений в строительство оцениваемого предприятия. Фактическое значение ПОФ предприятия может быть меньше либо больше установленной для него нормы. Избыток ПОФ может привести предприятие к банкротству. Недостаток фондов ведет к удорожанию и снижению конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции.

Профессиональный оценщик не может не учитывать эти серьезные недостатки и компенсирует их негативное влияние на величину оцениваемой стоимости введением в формулу для ее расчета соответствующих поправочных коэффициентов.

Стоимость экономически важных средних, крупных и крупнейших уникальных (штучных) предприятий с помощью доходного методического подхода целесообразно определять только нормативнодоходным, то есть ресурсным, методом решения подобных задач (методом прямой капитализации нормативного годового чистого дохода предприятия за последний от-

четный год) с учетом указанных драйверов такой стоимости, суть которого достаточно подробно изложена в работе [4]. Только при применении такого метода не требуется фантазировать по поводу прогнозных значений роста денежных потоков рассматриваемой экономической единицы на ближайшее и отдаленное будущее, и в нем полной мере используется стандартизированный принцип обязательного учета наиболее эффективного использования объекта оценки при определении его стоимости. Характерной особенностью применения этого принципа в ресурсном методе оценки стоимости предприятий является не сопоставление альтернатив строительства на их земельных участках торговых центров, гостиниц, казино и т. д., а определение их стоимости для режима полного использования имеющихся производственных и сбытовых возможностей, разумеется, с учетом расчетно-сметных затрат, фактически требующихся на подготовку и реализацию такого режима, если к моменту проведения оценки он не был достигнут. В указанном режиме работы предприятий их продуктивность, уровень экономической (деловой, производственной и коммерческой) активности и установленная стоимость достигают оптимальной (нормальной, должной, надлежащей, экономически и социально обоснованной, справедливой, оправданной и желательной) величины. При этом, что не менее важно, показатель стоимости предприятия безосновательно не подменяется показателями его капитализации либо инвестиционной привлекательности как специфического товара.

Ресурсный метод предполагает использование текущей (на момент расчета) безрисковой ставки банковского процента для определения коэффициента капитализации нормативного годового чистого дохода предприятия за рассматриваемый отчетный год.

В 2010 году сложилась нетривиальная ситуация, когда действующая в последнем квартале этого периода ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) (7,75%) и текущая безрисковая ставка банковско-

го процента для крупных и долгосрочных рублевых вкладов (6,0%) оказались существенно ниже объявленного статистическим ведомством годового уровня инфляции рублевых денежных средств (8,8%) соответственно примерно на 13,5 и 46,7 процента. В принципе такого не должно быть: Банк России фактически терпел убытки, кредитуя подведомственные банки, а процентные ставки на вклады физических и юридических лиц страны не компенсировали их инфляционные потери (некоторые серьезные экономисты утверждают, что в 2010 году реальный уровень инфляции в Российской Федерации достиг 16,5 процента). При этом текущие процентные ставки на выдаваемые банками кредиты превышают 18 процентов. Очевидно, что законодатели должны разработать законопроект и после его тщательного обсуждения принять закон, согласно которому ставки рефинансирования Банка России и банковского процента на вклады физических и юридических лиц резидентов и нерезидентов не должны быть ниже годового, хотя бы по данным государственной статистики, уровня инфляции денежных средств в экономике страны, что будет социально и морально справедливо.

В случае использования метода прямой капитализации нормативного чистого дохода предприятия для определения его стоимости с применением безрисковой ставки банковского процента объект оценки, как обменная ценность, уподобляется соответствующему денежному в кладу-депозиту в коммерческом банке при той же ставке процента, что позволяет получать безубыточную, но в то же время и бесприбыльную величину стоимости такого предприятия, то есть минимальное допустимое значение его стоимости. Отсюда напрашивается вывод, что для справедливой нормализации расчетной величины стоимости предприятия, установленной по безрисковой ставке банковского процента, ее следует увеличивать хотя бы на 3-5 процентов.

Иногда вместо использования безрисковой ставки банковского процента для капитализации нормативного годового чистого дохода предприятия рекомендуется применять среднеарифметическое значе-

ние суммы текущей безрисковой ставки и усредненной текущей кредитной ставки банковского процента. Сегодня это порядка 13,0 процента (6,0 + 20,0 : 2). Очевидно, что использование такого приема ведет к неоправданному занижению искомой стоимости оцениваемого предприятия.

После решения указанных задач определения стоимости предприятий рекомендуемыми методами затратного и доходного подходов сравнивают полученные показатели их стоимости друг с другом и за конечный результат проведенной оценочной работы принимают наибольшее значение искомой величины.

Легко заметить, что при такой процедуре установления окончательного результата оценки существенное манипулирование величиной стоимости оцениваемых предприятий с помощью каких-то произвольно выбранных «весовых» коэффициентов полностью исключается, так же как исключается и необходимость «подгонки» (часто производимой сегодня) полученных разными методами значений промежуточных оценок друг к другу (преднамеренной, ничем не обоснованной минимизации их различий по величине).

Автор этого текста, находясь в более чем зрелом возрасте, зафиксировал для себя и других людей не очень приятное явление -факт нашей жизни, которым хочет поделиться с читателями. Там, где проглядывается хоть какая-то реальная возможность украсть, обмануть, отнять у кого-нибудь деньги, ценности либо недвижимую или движимую собственность, рано или поздно непременно появляются мошенники (воры, разбойники, грабители, рейдеры и даже убийцы), готовые сделать это - присвоить себе то, что им не принадлежит. Если маячат сравнительно небольшие суммы денег либо относительно скромные объекты собственности (например пластиковые карты, драгоценности, банкоматы, квартиры, офисы, склады, мелкие магазины, автомобильная техника и т. д.), которыми можно поживиться, там действуют, как правило в одиночку или малочисленными группами, мошенники сравнительно мелкого калибра. Где пахнет наживой в сотни миллионов

и миллиардов рублей, не говоря уже об у. е., там орудуют влиятельные в своих сферах деятельности (хозяйственной и других) мошенники-воротилы крупного и крупнейшего масштаба (в частности отдельные олигархи), на которых работают специально нанимаемые высокопрофессиональные научные силы и юридические центры. Подобные деятели имеют мощное лобби в законодательных, исполнительных и судебных органах власти и располагают разветвленной службой безопасности, способны, используя бреши (лазейки) в действующих законах и под прикрытием силовых, надзорных и судебных ведомств, безнаказанно незаконно захватывать крупные бизнес-объекты, навязывать государству выгодную им экономическую политику, проникать во все имеющиеся уровни власти, подкупать средства массовой нформации, нанимать киллеров, выбивать неузаконенными методами долги, прикрывать преступников, избегать уголовной ответственности и прочее.

В свете изложенного представляется, что учредители некоторых существующих сегодня гигантских акционерных обществ -«голубых фишек», а также разномастные строители тех или иных финансовых пирамид (и особенно стоящие за ними в тени «кукловоды») создали и эксплуатируют крупномасштабные бизнес-казино, в которых в заведомо проигрышную игру втянуты многие тысячи экономически невежественных, малограмотных, доверчивых людей, в числе которых особое место занимают акционеры-миноритарии. Практически бесправным миноритариям этих компаний никто не гарантирует хотя бы беспроцентного возврата вложенных ими денежных средств и получения ощутимых дивидендов. Для принудительного выкупа акций, имеющихся у миноритариев, в то время когда это бывает необходимо, владельцы основных пакетов акций нанимают «придворных, карманных» оценщиков, которые по коррупционному заказу-сговору минимизируют, то есть максимально занижают, стоимость таких акций. При несогласии миноритария продать принадлежащие ему акции за сущие копейки его могут исключить из рее-

стра акционеров предприятия, иными словами, просто-напросто преступно лишить собственности. Обжаловать такие решения практически невозможно.

Размеры выплачиваемых дивидендов у бюджетообразующих компаний, как правило, строго контролируются власть имущими. Если власть прикажет какому-либо акционерному обществу (АО) выплатить акционерам дивиденды, их выплатят; прикажет воздержаться от выплат дивидендов - не выплатят. То же самое случается и с выплатой заработной платы работникам, в частности, градообразующих предприятий (пример - Пикалево) некоторых акционерных компаний. Чего стоят выплаты безразмерных заработных плат и бонусов зависимым членам советов директоров (наблюдательных советов) «голубых» АО, которые, если по-честному, должны работать на общественных началах. Мало им доходов от владения крупными и контрольными пакетами акций таких акционерных обществ, приобретенных практически за бесценок.

Поясню, зачем приведена вся эта весьма негативная, неприглядная, но правдивая информация. В свое время, еще в XIX веке, было придумано акционирование крупных и крупнейших предприятий в том виде, который существует сейчас, и появились фондовые биржи. (Первые ценные бумаги в форме акций появились гораздо раньше -в ХУ1-ХУИ веках как форма возвращаемого и обеспечивающего дополнительный доход займа.) «Умные» люди тут же ввели понятие якобы рыночной стоимости этих предприятий, которая путем умышленной подмены оценки реального капитала (стоимости реально имеющихся активов, имущества и земельных участков) этих объектов оценкой их так называемой капитализации, то есть спекулятивного бумажного, а ныне виртуального капитала, определялась с помощью управляемой текущей стоимости их акций на фондовых рынках. (Поскольку рыночная капитализация есть не что иное, как бумажная стоимость предприятий, далее будем использовать термин «бумажная стоимость».)

«Быки» и «медведи» умело играли в казино на фондовых биржах (периодически

чередовали повышение и понижение стоимости акций объектов листинга). Одни обогащались, другие разорялись, однако все забыли, что предприятие представляет собой имущественно-земельный либо земельноимущественный комплекс, имеющий не только фиктивную, бумажную, спекулятивную, успешно контролируемую акционную рыночную стоимость, но и реальную научно, экономически и социально обосновываемую стоимость тех производственных, земельных и социально-экономических ресурсов, которыми оно располагает. В последнее время акции предприятий, которые раньше существовали в документарном (бумажном) виде, были превращены в виртуальную форму в виде конкретной записи в соответствующем электронном реестре ценных бумаг АО.

Трудоемкость определения виртуальной рыночной стоимости предприятий методом дисконтирования «потолочных» будущих денежных потоков (методом ДДП), когда стоимость такого сложного имущественно-земельного комплекса рассматривается как стоимость ценной бумаги типа облигации с постоянным или переменным купонным доходом, повсеместно, но неуместно применяемого оценщиками в настоящее время, в десятки раз меньше трудоемкости проведения оценочных работ методами корректного определения восстановительной стоимости либо стоимости замещения оцениваемого предприятия, а также методами нормативно-доходного или нормативно-затратного подходов. При этом возможность придания видимого наукообразия методу ДДП всего лишь с помощью элементарной формулы сложного процента для неосведомленных людей - заказчиков оценки предприятий достаточно очевидна, и хорошие деньги зарабатываются оценщиками без существенных трудовых усилий, и профессионализм, глубокие знания оценочного дела здесь не требуются. Следует особо подчеркнуть, что на самом деле методом ДДП определяется не стоимость оцениваемого предприятия (как сегодня многие думают), а показатель инвестиционной привлекательности, то есть экономической эффективности приобретения такого объ-

екта, рассматриваемого как специфическая ценная бумага с постоянным либо периодически меняющимся доходом.

Такое положение не может сохраняться бесконечно долго. Рано или поздно заказчики оценок стоимости предприятий созреют, поумнеют и не станут платить за некачественно выполненную (по сути, недобросовестную, нечестную, мошенническую) оценочную работу с использованием методов, принципиально не пригодных для решения поставленных задач. Результат такой работы заведомо недостоверен и легко поддается подгонке к предварительно заказанной оценке стоимости любой величины.

Таким образом, исторически сложилось, что по одному и тому же предприятию в хозяйственный, зачастую и в рыночный, оборот введены и сосуществуют, когда это кому-то выгодно, два вида его стоимости: имущественная (имущественно-земельная или земельно-имущественная, если стоимость земельного участка предприятия существенно превышает стоимости его улучшения в виде непосредственно предприятия) и бумажная (виртуальная либо в некоторых случаях - в бумажной форме). С позиций рынка получается, что предприятие может торговаться как два совершенно разных товара на отдельных самостоятельных рынках: один в натуральном виде со всеми его организационными, техническими, технологическими, социальноэкономическими, финансовыми, сбытовыми и экологическими особенностями на соответствующем товарном рынке - рынке предприятий, другой в форме общего портфеля, долей и отдельных виртуальных спекулятивных ценных бумаг (преимущественно обыкновенных и привилегированных акций) - на фондовой бирже (на рынке ценных бумаг предприятий).

На протяжении многих лет и в настоящее время оценщики предприятий, применяя в большинстве случаев для решения таких задач в качестве основного метод дисконтирования денежных потоков, неправомерно и недобросовестно подменяют в личных интересах искомую реальную имущественную стоимость оцениваемого

объекта, соответствующую стоимости его материальных и нематериальных активов (всех видов имеющегося у него ресурсов), показателем экономической эффективности (экономической привлекательности) инвестиций в приобретение и эксплуатацию этого предприятия. Следствием такой подмены является упрощенная подгонка окончательного результата оценочной работы к предварительно заданной (продиктованной заказчиком) либо экспертно установленной величине определяемой стоимости или фатальность (полная неопределенность) полученной суммы, которая у разных оценщиков будет отличаться в разы и, как правило, не получит подтверждения в реальной жизни.

Нельзя не обратить внимание на неафишируемый факт часто встречающейся подмены оценки имущественной стоимости предприятий оценкой их капитализации, когда они акционированы, или показателем общей экономической эффективности инвестиционного проекта - приобретение и эксплуатация предприятия либо покупка портфеля, пакетов или отдельных экземпляров его ценных бумаг (обыкновенных и привилегированных акций). Здесь же в качестве примера такого факта уместно упомянуть недавнее событие - объединение отечественных фондовых бирж РТС и ММВБ, перед которым проведена оценка рыночной стоимости и капитализации РТС. Полученные оценки этих показателей -1 150,0 и 600,0 миллиона рублей, то есть разница примерно в два раза, и она характеризует цену предумышленной подмены одного показателя другим, если это будет сделано. О качестве работы оценщика и современном состоянии оценочного дела в указанном примере свидетельствует следующее: первоначальная оценка рыночной стоимости РТС - 750 миллионов рублей. Когда в РТС с этой оценкой не согласились, она сразу же была «уточнена» в сторону повышения более чем в 1,5 раза до указанной выше суммы. Есть основания полагать, что величина показателя инвестиционной привлекательности РТС, по всей вероятности, еще больше отличается от значений показателей ее стоимости и капитализации.

Безусловно, расчетные оценки стоимости предприятий подвержены влиянию не только объективных, но и субъективных факторов. Последние зависят в первую очередь от величины и качества накопленного практического опыта, способностей, навыков и умений, теоретической и экономической подготовленности, подкованности профессионального оценщика. Важнейшая задача науки и практики оценочной деятельности применительно к предприятиям - обеспечение существенного преобладания объективности получаемых оценок над субъективностью, полностью избежать которой не удастся никому и никогда. Однако регулирование параметра соотношения между ними в пользу объективности вполне возможно путем разработки и использования на практике ряда конкретных договоренностей в среде оценщиков предприятий, касающихся формирования набора и методов определения величины требующихся для расчета их стоимости исходных данных, особенно в случаях столкновения с проблемными промышленнопроизводственными активами, каковыми обычно являются активы экономически весомых (тяжеловесных) средних, крупных и крупнейших предприятий. Согласованные сообществом оценщиков предприятий договоренности должны беспрекословно соблюдаться, что будет способствовать повышению уровня объективности и воспроизводимости оценок стоимости одного и того же предприятия разными профессиональными оценщиками, то есть заметному улучшению качества оценочной работы.

Поскольку предприятия торгуются одновременно либо в разное время на двух самостоятельных, коренным образом отличающихся друг от друга рынках страны и мира (рынок промышленно-производственного имущества и рынок ценных бумаг предприятий), принципиально необходимо разработать, обсудить и принять (утвердить) отдельные, для начала федеральные, стандарты, а затем на их основе и международные стандарты оценки стоимости имущественных (имущественно-земельных или земельно-имущественных) комплексов предприятий и соответствующие стандарты

оценки стоимости их ценных бумаг (обыкновенных и привилегированных акций). Эти стандарты могут выпускаться как в виде отдельных документов, так и быть отдельными главами в федеральных, европейских, международных и других стандартах оценки (ФСО, ЕСО, МСО, стандарты ЯЮБ и другие).

В стандартах оценки имущественной и бумажной стоимости предприятий должны быть четко регламентированы порядок и методология решения оценочных задач такого рода.

Бесповоротное разделение понятий и показателей имущественной и бумажной стоимости предприятий и подкрепление этого разграничения разработкой соответствующих отдельных стандартов послужит заметным вкладом свежей отечественной идеи в развитие теории и практики определения справедливой стоимости предприятий и бизнеса в нашей стране и мире.

Здесь уместно отметить следующее. При определении имущественной стоимости предприятия понятия и показатели его стоимости и стоимости соответствующего бизнеса отличаются друг от друга. В частности, оформление правоустанавливающих и регистрационных документов не бывает бесплатным, и в оценке стоимости бизнеса, в отличие от оценки стоимости самого предприятия, эти расходы должны быть учтены. В случае оценки только капитализации предприятия понятия и показатели этой величины для самого предприятия и бизнеса на его основе являются синонимами. Другими словами, по методу расчета величины показателя капитализация предприятия и капитализация осуществляемого на нем бизнеса - это одно и то же, тогда как оценки имущественной стоимости предприятия и стоимости соответствующего ему бизнеса не равновелики (не одинаковы).

По мнению автора, стандарт оценки имущественной стоимости предприятий должен включать раздел, посвященный методологии определения общей экономической эффективности инвестиций в приобретение оцениваемого предприятия, то есть количественную оценку его инвестиционной привлекательности на момент расчета

этого показателя. При решении подобных задач без метода дисконтирования прогнозных значений учитываемых денежных потоков рассматриваемого предприятия не обойтись, и платой за использование этого метода будут известные сомнения по поводу степени достоверности получаемых результатов. Как правило, они не имеют подтверждения в будущей действительности.

Такой же раздел должен быть и в стандарте оценки стоимости обыкновенных и привилегированных акций предприятий. Оценка инвестиционной привлекательности указанных акций также должна базироваться на применении метода дисконтирования соответствующих ожидаемых в будущем денежных доходов от владения и управления этими ценными бумагами. Показатели инвестиционной привлекательности имущественных комплексов и ценных бумаг предприятий следует определять как для нормативных, так и для фактических значений ожидаемых денежных потоков.

В отличие от фактических значений ожидаемых денежных потоков и доходов нормативные значения такого рода показателей, соответствующие полному использованию производственных, производительных, социальных и сбытовых возможностей оцениваемых предприятий, в течение сравнительно продолжительных периодов календарного времени (3 года, 5, 10 лет) остаются стабильными (одинаковыми), что позволяет существенно упростить расчеты нормативной инвестиционной привлекательности имущественных и бумажных источников получения чистых доходов и прибыли. При этом уровень достоверности результатов выполняемых расчетов повышается из-за сокращения объемов «гадания на кофейной гуще» о том, что будет в будущем. Необходимость в расчетах стоимости реверсии в этих случаях отпадает.

Вероятно, со временем сообщество оценщиков производственной и сервисной собственности осознает целесообразность и практическую необходимость разработки отдельного (самостоятельного) стандарта оценивания инвестиционной привлекательности приобретения предприятий и их ценных бумаг. В более отдаленной перспекти-

ве и этот стандарт может быть разделен на два разных документа, регламентирующих порядок определения показателей экономической эффективности инвестиций в приобретение предприятий и различных по размерам пакетов их обыкновенных и привилегированных акций.

Есть еще одна чрезвычайно важная экономическая задача, которая для предприятий рассматриваемого размера требует обязательного решения. Государство не может позволить себе роскошь пускать на самотек, оставлять без тщательного контроля такое важное для него и всего нашего общества дело, как определение справедливой имущественной стоимости крупнейших отечественных предприятий, в большинстве своем монополистов, имеющих существенный вес в национальном богатстве и национальной экономике страны. Как правило, огромные разбросанные активы таких предприятий относятся к проблемным активам, определение общей стоимости которых требует привлечения специализированных оценочных фирм либо независимых профессиональных многоопытных оценщиков высшей квалификации. Выбор таких фирм и оценщиков не может быть доверен самим предприятиям, так как они получат возможность негативно влиять на величину результата оценочной работы, руководствуясь своими частнособственническими или корпоративными, а не государственными и тем более общественными интересами.

В экономически высокоразвитых странах такая работа поручается специализированным фирмам, действующим под эгидой их правительств. Например, в 2009 году в США создана и успешно работает частная компания (фирма) В^скЯсск (черная скала), назначенная советником-контрактором правительства [5], в зоне внимания которой находятся и безапелляционно оцениваются проблемные активы на общую сумму порядка 10 триллионов долларов.

Нечто подобное, с учетом национальных особенностей, сначала в виде чисто государственной организации, должно появиться и в нашей стране, например, под названием «Государственная комиссия по оцениванию (определению) стоимости про-

блемных экономических активов при Правительстве Российской Федерации» (кратко - Росгоскомоценка). Основные задачи такой Комиссии видятся в следующем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание и ведение электронной базы (электронного реестра) передовых отечественных оценочных фирм и независимых профессиональных оценщиков, способных добросовестно, со знанием дела, на базе накопленного опыта оценивать стоимость проблемных промышленно-производственных активов и гарантировать приемлемую достоверность получаемых результатов выполненной оценочной работы;

• создание и ведение электронной базы потенциальных клиентов этой Комиссии, то есть мощных средних, крупных и крупнейших предприятий страны, которые рано или поздно могут обратиться к ней с просьбой организовать работу по определению стоимости своих имущественно-земельных комплексов и обеспечить надежную экспертизу качества ее расчета;

• создание и ведение электронной базы профессиональных экспертов качества отчетов о проведенной оценочной работе и степени достоверности ее окончательных результатов;

• формирование и организация работы Ученого совета Росгоскомоцен-ки, основной целью которого будет рассмотрение и обсуждение всякого рода предлагаемых инноваций в области концепций, теории и практики оценивания стоимости проблемных активов страны, а также подготовка заключений о целесообразности их использования оценочными фирмами и независимыми профессиональными оценщиками в своей повседневной работе;

• формирование и организация работы Экспертного совета Росгоскомо-ценки, призванного тщательно рассматривать и обсуждать наиболее спорные отчеты о результатах определения стоимости важнейших для государства и общества проблемных промышленно-производственных ак-

тивов и принимать окончательное безапелляционное решение о величине их стоимости;

• разработка типовых норм времени и тарифов на работы по определению стоимости проблемных активов с учетом их структуры, многообъектности, разбросанности, сложности и других нормообразующих и тарифообразующих факторов;

• разработка и утверждение Кодекса этики взаимоотношений Росгоскомо-ценки с клиентами, оценочными фирмами и независимыми оценщиками, а также с экспертами качества работ по оцениванию справедливой стоимости проблемных активов.

Естественно ожидать, что клиенты, оценщики и эксперты Комиссии будут специализированы и сгруппированы по имеющимся в стране видам проблемных активов. Кроме того, эти активы следует первоначально ранжировать по размерам их капитализации.

В Ученый совет Комиссии должны быть приглашены наиболее яркие и продвинутые представители научной общественности страны, являющиеся признанными авторитетами и новаторами в области оценивания стоимости проблемных предприятий и бизнеса.

Состав Экспертного совета Комиссии должен формироваться из числа ведущих, наиболее опытных экспертов качества результатов оценочных работ по проблемным активам.

Как следует из изложенного, сама Комиссия конкретными оценочными работами и экспертизой их результатов не занимается. Она принимает и выдает заказы на определение стоимости конкретных проблемных активов, подбирает соответствующего исполнителя и эксперта для каждого заказа, устанавливает продолжительность выполнения и общую стоимость принимаемого заказа, заключает договоры с подобранными ею оценочными фирмами или же независимыми оценщиками и экспертами на оплату их труда (услуг). В отдельных случаях Комиссия может рассматривать и решать вопрос о целесообразности дублиро-

вания оценочной работы по одному и тому же проблемному активу. Также не исключается возможность дублирования экспертизы результатов одной и той же оценочной работы по конкретным проблемным активам, если возникает такая необходимость. Комиссия решает и вопросы материального и морального вознаграждения работы членов действующих при ней Ученого и Экспертного советов и остальных ее членов.

Огромным преимуществом именно такой организации работ по определению стоимости крупнейших проблемных активов страны является устранение возможности непосредственного влияния заказчиков на величину оценки, то есть повышение объективности и достоверности получаемых результатов оценочной работы, что, безусловно, соответствует интересам государства и общества.

Комиссия играет роль организационнокоммерческого посредника между заказчиком определения стоимости проблемного актива и оценщиком, выполняющим такую работу. Одним из ожидаемых результатов этого посредничества является бесконфликтность интересов всех сторон, участвующих в подобных делах, то есть исключение судебных разбирательств по поводу их несогласия с величинами полученных оценок стоимости предприятий.

В связи с известными коррупционными скандалами, связанными с результатами оценочной работы представителей могущественной международной четверки аудиторских фирм D&T, E&Y, KPMG и PWС, как правило, торгующих своей подписью с печатью, то есть брендом, а не качеством выполненных работ, их участие в определении стоимости отечественных проблемных активов следует допускать на общих основаниях с отечественными оценочными фирмами, не отдавая им унизительного предпочтения.

Некоторые конкретные вопросы взаимоотношений заказчиков, посредника и исполнителей оценочных работ, например порядок сбора и подготовки исходных данных для проведения соответствующих расчетов, возможности автоматизации трудоемких рутинных работ, нуждаются в специальной

глубокой проработке. Дополнительно придется поработать и над правовой стороной этих взаимоотношений.

Для повышения статуса Комиссия может быть назначена советником-контрактором Правительства Российской Федерации (по примеру компании В^ск^ск в США).

Есть основания полагать, что в ближайшем будущем все проблемы организации и практической деятельности Комиссии будут успешно решены, даже если называться она будет по-другому.

В заключение кратко повторим ключевые моменты изложенного в статье:

1) стоимость проблемных активов, также как и других товаров, является расчетной величиной, а их цена - величиной договорной между участниками замены их владельца;

2) необходимо строго различать понятия и показатели имущественной и бумажной стоимости, а также показатели инвестиционной привлекательности проблемных активов как товара (показатели экономической эффективности инвестиций в их приобретение);

3) имущественную стоимость проблемных предприятий следует оценивать методами затратного подхода (метод восстановительной стоимости и метод замещения), а также нормативно-доходным (ресурсным) методом доходного подхода к решению оценочных задач (за окончательный результат оценки принимают максимальный по величине показатель из трех полученных);

4) для регламентации оценочных работ рекомендуется разработать и внедрить отдельные, самостоятельные стандарты определения имущественной и бумажной стоимости, а также стандарты определения инвестиционной привлекательности приобретения имущественно-земельных комплексов предприятий, их бизнеса и ценных бумаг;

5) применение метода дисконтирования денежных потоков считается научно, теоретически и практически оправданным только для решения задач определения экономической эффективности инвестиций в приобретение предприятий, их бизнеса и ценных бумаг;

6) для определения справедливой стоимости наиболее важных средних, крупных и крупнейших предприятий, рассматриваемых как проблемные активы, в нашей стране рекомендуется создать специальную государственную Комиссию, которая будет выступать организационно-коммерческим посредником между заказчиком, исполнителем и экспертом оценочных работ по проблемным активам, и организовать ее работу.

Автору статьи хочется надеяться, что принятие предложенных в публикации нововведений будет способствовать повышению объективности, воспроизводимости и качества результатов выполняемых оценочных работ по дорогостоящим объектам экономики и, как отдаленное последствие, поспособствует росту национального богатства и благосостояния народа нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Положения о поряд-

ке подготовки заключений по отчетам об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от

7 мая 2010 года № 166.

2. Прорвич В. А. Судебно-оценочная экспертиза. Правовые, организационные и научно-методические основы : учебник. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 399 с.

3. Волынский А. Ф, Прорвич В. А. [и др.]. Судебно-экономическая экспертиза в судебном процессе. М. : Экономика, 2010. 514 с.

4. Ревуцкий Л. Д. Уточненная формула для определения экономически справедливой рыночной стоимости предприятий // Вопросы оценки. 2009. № 4. С. 38-42.

5. Голубицкий С. М. Чистильщик // Бизнес-журнал. 2009. № 11. С. 19-25.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

«АГЕНТСТВО ПРАВОВЫХ УСЛУГ»

Общество образовано в 1999 году и объединяет высококвалифицированных юристов, специализирующихся в разнообразных областях права

Юристы Агентства оказывают следующие услуги:

• сопровождение различных сделок с недвижимостью: аренды, приватизации, купли-продажи

• представительство в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по делам, связанным с нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о государственном заказе

• полное юридическое сопровождение хозяйственной деятельности организации

• юридическое сопровождение выкупа арендуемого имущества и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности

105554, г. Москва, ул. 11-я Парковая, д. 9/35; тел.: 790-75-47; e-mail: a123-1234@yandex.ru, сайт: http://klarikon.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.