Научная статья на тему 'Основные требования к качеству высшего педагогического образования'

Основные требования к качеству высшего педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маъмуров Б. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные требования к качеству высшего педагогического образования»

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Б. Б. Маъмуров

В статье освещены основные параметры качества высшего педагогического образования с позиций требований, предъявляемых к современному учителю, раскрыта сущность общего подхода к подготовке будущих педагогов, определены личностные качества учителя, востребованные современным обществом. В статье также приведены отдельные данные анкетного опроса, проведенного среди учителей, студентов, школьников, родителей, выявлена их оценка современного состояния вузовского и школьного образования.

Особое внимание в современном образовательном процессе придается овладению навыками получения знаний, которые объединяют в себе: мышление, объяснение, понимание, работу с информацией и общие умения в приобретении знаний. Помимо процесса получения непосредственных знаний в подготовку студентов входят формирование умений межличностного общения и таких качеств, как энергичность, старание, упорство, убежденность, дисциплинированность, ответственность и др. Современный учитель должен обладать всеми этими качествами.

Качество образования в учебных заведениях характеризуется показателями уровня общей подготовки выпускников конкретного образовательного учреждения. Руководители школ имеют свой взгляд на качество обучения. Они, прежде всего, хотят научить учащихся быть ответственными за свое поведение и думают о том, как их подготовить к самостоятельной жизни и выбору своего пути. Качество обучения обозначает овладение навыками критического мышления, умениями спрашивать с себя, постоянное размышление о различных событиях, явлениях.

Системы измерителей эффективной деятельности студентов учебных заведений в основном выявляют их интерес к чтению научных источников, усвоение новшеств в будущей специальности и проявление положительных чувств и качеств. Такие студенты представляются в будущем хорошими профессионалами, самостоятельно мыслящими специалистами. Они воспринимают образовательный процесс как процесс с неограниченными возможностями (имеется в виду непрерывное образование и самообразование). Будущие учителя определяют свою роль и место в личностно-ориентированном процессе обучения, составляют планы эффективной педагогической деятельности, определяют способы и технологии её реализации. Для этого требуется отобрать наиболее приемлемые задания и учебные предметы, использовать методы проектирования содержания и правильно выбрать образовательные траектории. Будущие учителя должны быть адаптированы к личностно-ориентированному образовательному процессу, усвоить опыт его проектирования и ориентироваться на социальные задачи, чтобы стать активными членами Узбекистанского общества, чувствовать ответственность за качество освоенных знаний и приобретенное профессиональное мастерство

224

и трудиться на благо всех членов общества (как и на своё собственное). Обеспечение качества современного высшего педагогического образования -особо важная задача, так как от этого зависит качество общего среднего и среднего профессионального образования. Оно (качество образования) отражает не только сумму накопленных знаний получателя образования, но и уровень профессионально-духовного развития будущего специалиста, его способность к творчеству и созиданию.

Мы обратились к группе учителей с целью определения влияния существующих в Узбекистанском обществе социально-культурных факторов на систему образования и профессиональные умения будущих учителей. Сначала учителя отметили важность названных факторов и охарактеризовали их. Как основной показатель качества высшего образования проявляется в результатах общего среднего образования? Как показали наши наблюдения, никаких изменений в деятельности учителей за последние пять лет не произошло. Определенная часть учителей по-прежнему считает обязательным компонентом своей работы полное управление деятельностью учащихся, их безоговорочное подчинение. И таких учителей, по нашим наблюдениям, оказалось около 60 %. Чтобы исправить это положение, будущих учителей необходимо ориентировать на всемерное развитие и поддержку способностей учащихся, признание их в качестве равноправных субъектов учебновоспитательного процесса, участников педагогического сотрудничества. Для этого будущим учителям следует усвоить опыт социального партнерства и общественной деятельности. Участвующие в опросе учителя и студенты категорично заявляли: «Школа не обеспечивает учащихся достаточными знаниями». Будущим учителям необходимо представлять конкретные задачи, которые им придется решать в первую очередь в процессе своей деятельности в общеобразовательной средней школе. Задачи эти заключаются в следующем: (а) формирование у школьников навыков самостоятельного решения жизненных проблем различного характера; (б) развитие умений самооценки и самопознания; (в) воспитание определенных личностных качеств; (г) развитие познавательных потребностей и возможностей учащихся, подготовка их к будущей трудовой деятельности. В ходе последующего исследования мы проводили устный опрос среди выпускников школ и их родителей. В результате наших бесед были выявлены отдельные аспекты состояния школьного образования. Мнения родителей и учащихся о результативности образовательного процесса во многом совпадают. Естественно, что родители судят о качестве образования по знаниям своих детей. Учителя же оценивают учащихся и по личным способностям, самостоятельной и творческой деятельности. Будущие учителя и молодые педагоги также признают необходимость проявления учащимися познавательной и творческой активности и считают формирование этих качеств одной из главных задач педагогической деятельности.

Из этого следует, что в высших педагогических учебных заведениях требуется развивать у студентов умения эффективного проектирования лич-ностно ориентированного учебно-воспитательного процесса. И наряду с этим особое внимание следует уделять совершенствованию личностных качеств будущих учителей.

225

Список литературы

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. - 216 с.

3. Махмудов М.Х,. Таълимни дидактик лойи^алашнинг назарий асослари: Пед. фан. док... дис. - Бухоро, 2004. - 332 б.

4. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена, 1995.-152 с.

5. Чечет Т.И. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно ориентированного обучения: дис. ... кан. пед. наук.- Волгоград, 1997. - 177 с.

226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.