_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-10-15 УДК 316.4
ОСНОВНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Лисица К.Э.1, Листопадова Е.В.2, Туркулец С.Е.3, Скрынникова Н.В.4
12 Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 4Владивостокский филиал Российской таможенной академии
Аннотация. В статье дан анализ сущности и структуры жизненной стратегии, представлены основные теоретические позиции современных российских социологов к типологии жизненных стратегий, предложена авторская типологизация жизненных стратегий на основе многоуровневого подхода. На материалах, проведенных авторами полуформализованных интервью студенческой молодежи хабаровских и владивостокских вузов, авторы сконструировали траектории жизненных стратегий дальневосточных студентов, которые определяют перспективы студенческой молодежи на российском Дальнем Востоке. Цель статьи - на основе эмпирических материалов представить основные траектории жизненных стратегий дальневосточных студентов. Определено, что в целом жизненные стратегии студентов-дальневосточников определяются их отношением к процессу обучения, образовательной успешностью/неуспешностью, ценностными ориентациями, экономическими, политическими и социокультурными условиями развития страны и региона; профессиональным самоопределением и личным опытом, полученным в ходе различных социальных взаимодействий.
Ключевые слова: жизненная стратегия, молодежь, студенчество, траектории жизненных стратегий.
MAIN TRAJECTORIES OF LIFE STRATEGIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE RUSSIAN FAR EAST
Ksenia E. Lisitsa1, Evgeniya V. Listopadova2, Svetlana E. Turkulets3, Natalia V. Skrynnikova4
12 3Far Eastern State Transport University, 4Vladivostok branch of the Russian Customs Academy
Abstract. The article provides an analysis of the essence and structure of life strategy, presents the main theoretical positions of modern Russian sociologists on the typology of life strategies, and proposes the author's typology of life strategies based on a multi-level approach. Based on the materials of semi-formalized interviews with student youth from Khabarovsk and Vladivostok universities, the authors constructed the trajectories of life strategies of Far Eastern students, which determine the prospects of student youth in the Russian Far East. The purpose of the article is to present the main trajectories of life strategies of Far Eastern students based on empirical materials. It has been determined that, in general, the life strategies of Far Eastern students are determined by their attitude to the learning process, educational success/failure, value orientations, economic, political and socio-cultural conditions of development of the country and region; professional self-determination and personal experience gained in the course of various social interactions.
Keywords: life strategy, youth, students, trajectories of life strategies.
Введение.
Жизненные стратегии, воплощаясь в реальное поведение и деятельность личности, определяют ее жизненный путь. От того, насколько эффективны будут жизненные стратегии в период социально-экономической и социально-политической нестабильности, зависит реализация личностного потенциала человека, его самореализация и самоактуализация, и в целом удо-
влетворенность жизнью. Для молодежи формирование жизненной стратегии выступает одновременно этапом и промежуточным итогом процесса социализации.
Жизненная стратегия молодого человека непосредственно связана с его планами на будущее, и, как правило, включает в себя такие элементы, как получение образования, профессиональную карьеру, семейное благополучие и многое другое.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
В этой связи, можно утверждать, что понятие «жизненная стратегия» является многоплановым, междисциплинарным.
Современное российское общество переживает новый этап кардинальных социальных преобразований. Прежде всего, это связано с изменением положения России в мире. Выход из Болон-ского процесса, отказ от внедрения так называемых европейских ценностей, не являющихся характерными для российского общества, возрождение отечественных традиций образования и культуры с учетом новейших достижений науки и техники требуют формирования новой когорты интеллектуально-подготовленных и социально-ориентированных субъектов созидательно-преобразовательного процесса. Такой когортой должна стать российская молодежь и, прежде всего, ее наиболее социально-активная и профессионально-подготовленная часть - студенчество.
Студенчество живо откликается на происходящее в стране, играет заметную роль в общественных процессах, активно включается в научные, просветительские, волонтерские, спортивные проекты.
В процессе своей жизнедеятельности молодые люди строят планы на будущее, исходя из накопленного личного опыта социальных взаимодействий, опираясь на приобретенную в процессе социализации систему ценностей, с учетом полученных знаний, умений и навыков и в целях выстраивания своей жизненной стратегии.
Стратегия индивида представляет собой субъективное проектирование событий своей будущей профессиональной или личной жизни, которое может меняться, пересматриваться по мере своей реализации.
Обсуждение.
Е.Н. Рядинская достаточно глубоко проанализировала сущность и структуру жизненной стратегии, и выявила, что жизненная стратегия включает в себя:
- «базовые» ценности;
- образ будущего (наличие/отсутствие);
- совокупность представлений о прошлом, будущем, настоящем;
- смысл жизни (наличие/отсутствие);
- жизненные цели, средства и способы достижения целей (наличие/отсутствие);
- удовлетворенность жизнью.
Также, важными параметрами являются уровень ответственности, степень активности, инициативность, самостоятельность [1, с. 59].
Отечественные исследователи выделяют целый ряд типологий жизненных стратегий.
К.А. Абульханова-Славская предлагает следующую классификацию: жизнеориентирование, жизнестроительство и жизнетворчество [2, с. 8].
Ю.М. Резник говорит о стратегиях жизненного благополучия (жизнеобеспечение), жизненного успеха (жизнестроительство) и жизненной самореализации (жизнетворчество) [3].
Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выявили четыре типа жизненных стратегий на основе соотношения выраженности индивидуального своеобразия и творческой активности: творческую уникальность, пассивную индивидуальность, активную типичность, пассивную типичность [4].
Н. Федотова предлагает рассматривать следующие типы жизненных стратегий молодежи: пассивная рефлексивно-запаздывающая, пассивная умеренно-приспособительная, активная позитивно-карьерная, активная позитивно-инструментальная, активная криминально-карьерная [5, с. 59].
Л.И. Дементий и В.Е. Купченко отмечают, что в различных возрастах распространенными являются три типа жизненных стратегий: самореализующийся, фаталистический и конформистский [6, с. 163].
Н.И. Легостаева утверждает, что указанные типы жизненных стратегий можно дополнить следующими типами: критерий социализации: пассив-ноосваиваемая и активнопреобразующая; критерий взаимодействия с внешним миром: конформная, консенсусная, конфликтная; критерий доминирования ценностных ориентаций: прагматические и гедонистические; критерий социального действия (по М. Веберу): целерациональ-ные, ценностно-рациональные, традиционные; временной критерий: краткосрочные (неделя-месяц), среднесрочные (месяц-год), долгосрочные (1-3 года) [7, с. 96].
По нашему мнению, типологизацию жизненных стратегий можно осуществить, исходя из многоуровневого подхода:
- макроуровень - «жизненная стратегия-цель»;
- мезоуровень - «жизненная стратегия-средства»;
- микроуровень - «жизненная стратегия-результат».
«Жизненная стратегия-цель» представляет собой идеальную модель, долгосрочный жизненный план молодого человека и включает в себя образ будущего, в котором находят отражения желаемые социокультурные характеристики общества, страны проживания, а также «вершины» собственной жизни (карьера, семейное положение, материальное состояние). Как правило, кон-
© Лисица К.Э., Листопадова Е.В., Туркулец С.Е., Скрытникова Н.В. 39
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
струирование такой стратегии требует от молодого человека серьезной рефлексии, глубокой продуманности своего будущего, соотнесения его с образом социального будущего (страны, мира). Он готов идти на определенные ограничения, даже испытывать некоторые лишения, но уверен, что все это будет способствовать достижению конечной цели.
«Жизненная стратегия-средства» - это среднесрочный жизненный план, который находится в прямой зависимости от институциональных образований, где планируется реализация конкретных планов, в первую очередь, предусматривает способы достижения, желаемого будущего (место будущей работы, размер зарплаты, варианты проведения досуга, возможность свободного времяпрепровождения и др.). Данный тип стратегии зависит от тех отношений, в которые будет вступать молодой человек в процессе реализации своей жизненной стратегии, от взаимодействий с коллегами, руководством, друзьями, родственниками и т.п. Такая стратегия характерна для прагматиков, которые не способны или просто не хотят планировать свою жизнь далеко вперед, для них главное - в ближайшее время обрести комфортные условия существования. Хотя они понимают, что для этого им следует рассчитывать на себя, необходимо получить хорошую специальность, устроиться на работу и обеспечить себе безбедное существование.
«Жизненная стратегия-результат» - краткосрочная стратегия, в которой речь идет только о личностных сиюминутных желаниях и удовольствиях. В рамках данной стратегии, молодой человек не думает о завтрашнем дне, все его планы связаны с удовлетворением насущных потребностей «здесь и сейчас». Как правило, такие стратегии конструируют те, для кого вопросы трудоустройства, материального обеспечения не актуальны либо по причине полной обеспеченности со стороны родителей, либо по причине полного безразличия, лени и социальной апатии. Очевидно, что среди студентов крайне мало таких. Но вместе с тем, отдельные случаи встречаются.
Результаты.
В 2023-2024 гг. нами был проведен ряд полуформализованных интервью (№ = 22) со студентами выпускных курсов и недавних выпускников хабаровских и владивостокских вузов по вопросам основных элементов структуры жизненных стратегий, перспектив реализации стратегий, а также эффективности современной государственной молодежной политики.
В ходе интервью были заданы следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы необходимым строить жизненные планы, стратегии на будущее? Если да, то на какой период это целесообразно делать?
2. Как Вы считаете, что является наиболее важным при конструировании жизненных стратегий?
3. Что, по Вашему мнению, должна включать жизненная стратегия человека?
4. Традиционно считается, что в основе планов на будущее лежат ценностные ориентации личности. Какие ценности Вы считаете наиболее важными?
5. Что такое, по Вашему мнению, патриотизм?
6. Необходимо ли осуществлять патриотическое воспитание в школе, вузе?
7. Каково Ваше отношение к молодым людям, сознательно ушедшим добровольцами для участия в СВО?
8. Как Вы оцениваете «массовый побег» за рубеж молодых людей после объявления частичной мобилизации осенью 2022 года?
9. Каково Ваше мнение по поводу форм и способов государственной поддержки лиц, участвующих в СВО (добровольно или в рамках мобилизации)?
10. Как Вы считаете, насколько эффективна в настоящее время государственная молодежная политика?
11. Связаны ли Ваши планы на будущее с отъездом из России? С Дальнего Востока?
12. Каким Вы видите будущее России? Дальнего Востока?
В подтверждение наших теоретических выводов приведем выдержки из проведенных нами полуформализованных интервью:
Даниил А. (23 года) (формулировки вопросов интервью см. в Приложении 3):
«1. Конечно, планы строить нужно. Мы ж живем не сегодняшним днем. Нужно думать, где лучше жить, работать... Хочется и жилье свое приобрести... Для этого ж нужно прикидывать, где заработать на него... А потом семья, пойдут дети... Придется думать, где им лучше учиться... Ясное дело, что планы должны быть. Ну а на какой срок? Это, наверное, каждый раз по-разному... Все зависит от того, что ты планируешь... Всегда есть какие-то... не то чтобы планы, скорее, мечты... Это о чем-то далеком, на перспективу... А есть планы на завтра... на месяц... на лето... где отдохнуть...
2. Самым главным при построении планов должно быть, чтобы желания совпадали с возможностями. Ну, чтобы реально все было, а не просто какая-то фантастика... чего никогда не сможешь достичь... Ну и, наверное, важно, чьи интересы ставишь на первое место:
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
просто лично для себя чего-то хочешь добиться или для близких, родных... Это, наверное, даже важнее всего. Особенно если ты в семье живешь... Муж, отец... Хотя понятно, что само выражение «жизненная стратегия» - это ты для себя строишь, но в то же время не только.
3. Ну, не знаю, это как-то слишком по-научному.... Если строишь какой-то план на будущее, то, наверное, задумываешься, как его потом реализовать... Нужны какие-то средства... То есть, в плане должна быть цель и средства.Говорят же, что «цель оправдывает средства» ... Так вот, так не должно быть. Нужно ставить правильную цель - ну там, например, свой бизнес открыть... Но чтобы не «по головам», а сам, потихоньку, постепен-но.выучиться сначала, опыта поднабраться... связи. Денег поднакопить... И начать... Но все это очень сложно в наше время.
4. Ценности... Это то, о чем сейчас по всем каналам говорят? Традиционные ценности... так, кажется, правильно? Ну да, наверное, от них зависит, для кого ты свой план будешь составлять - только для себя или нет. Это жизнь и любовь близких, родных... Семья, конечно, это как основа всего. Еще чтобы, как я сказал, не «по головам», а честно все делать, не за счет других... А что еще сюда? Здоровье? Ну да, а без него вообще ничего не сможешь.Конечно. Друзья, наверное, тоже важно. Дружба - это ж ценность? Без них тоже ничего не сможешь. Еще чтобы в обществе все честно было. Без коррупции. Это как назвать? Социальная справедливость? Вот это все и нужно учитывать, когда стратегию строишь.
5. Патриотизм.Это, наверное, тоже к ценностям. Да? Ну, здесь у кого как. Кто-то не хочет здесь жить. Ну и пусть сам решает, где и как ему лучше. Почему нет? Я не собираюсь никуда уезжать. Здесь тоже можно жить хорошо. Если устроишься, заработаешь, не будешь ныть. А, ну про патриотизм. Это любовь к Родине. Я русский, и чувствую себя в душе русским. значит, наверное, патриот. Горжусь этим? Не знаю, это как-то слишком громко. Просто родился здесь, живу здесь, разговариваю на русском, все вокруг меня - друзья, родные - тоже так. По-другому не представляю. Горжусь тем, что наши первые в космос полетели, что спортсмены хорошие. особенно раньше. Ну музыка, поэты, писатели.Что еще? На самом деле, наши много чего первыми сделали. И хорошо. Я, кстати, жалею, что не родился в СССР. Там много чего было хорошо. И в мире уважали. А сейчас не то. Начинают опять бояться понемногу. Но как к русским относятся. Просто бред.».
Этот и следующий респонденты относятся к тем, кто строит свои «жизненные стратегии-цели».
Денис Ф. (22 года)
«1. Каждый человек всегда строит планы на будущее: где учиться, потом, где работать, заводить или не заводить семью, детей и т.п. Просто не всегда он делает это как бы сознательно что ли. Ну не прямо вот - строю планы.Но если не планировать, то ничего и не будешь делать. А на какой срок? Это от ситуации и от того, что планируешь зависит. Если насчет учебы, то понятно: когда и куда поступать, потом - продолжать, например, после бакалавриата магистратуру и проч. или нет. Ну а с работой как запланируешь? Устроился в хорошее место и работай себе. Карьера там, зарплата не всегда от твоих желаний и планов зависит. Но можно, например, повысить или поменять квалификацию.
2. Что важно при планировании? Трудно сказать. Как тут решить, что важнее, а что нет. Ну, наверное, какая-то конечная цель должна быть. чего хочешь в конце концов получить: должность, высокую зарплату, или чтобы не на чужого дядю, а на себя работать или чтобы вообще не работать, но жить припеваючи. Вот от этого и зависит, что будет самым главным при построении планов. По мне так чтобы в семье было все хорошо, чтоб здоровы все, чтобы не от зарплаты до зарплаты, а хватало на основное спокойно. А то родителям тяжело приходилось в свое время. Вот чтобы не думать о том, где денег на еду, одежду достать.
3. Что включает жизненная стратегия.ну я вот как раз об этом и сказал., но еще сейчас важно, чтобы мир был. Это конечно не от меня зависит. Но если будет как сейчас, то особо стратегию не построишь. Я напланирую, а завтра бац и на войну. И что будет никто не знает. Как тут планы строить...
4. Не, ну ценности, это, конечно, да. Но опять же, я, например, люблю Родину, но просто боюсь, что убьют, поэтому и не иду на войну. Хотя пока не было такой ситуации: или иди или в тюрьму. А так, добро, честность, справедливость, любовь. Это все ценности и, понятно, что мы живем только потому, что они есть. А иначе было бы вообще все плохо.».
Представителем такой когорты молодежи, которая строит «жизненные стратегии-средства» является следующий респондент:
Александр В. (21 год)
«1. Жизненные планы - это просто способ как-то жить. Конечно, я планирую, что буду делать, когда закончу вуз. Но для меня главное -какая будет зарплата, смогу ли отдыхать, где захочу. Это ж тоже важно: отработал сколько-то - нужно хорошо восстановить силы. Иначе будешь только на лекарства работать.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
2. Важно при планировании, чтобы ты мог реально повлиять на то, чтобы планы исполнились... Ну чтобы это от тебя зависело... А то планируешь, планируешь, а кто-то за тебя уже все решил. Важно, чтобы было комфортно, безопасно. Короче, как говорится, чтобы у нас все было и нам за это ничего не было...
3. Жизненная стратегия должна включать то, как я могу улучшить свою жизнь... Вот и все... А куда конкретнее? Ну чтобы материально и физически я ни в чем не нуждался...
4. Это все какие-то абстрактные вещи... Ценности... они становятся такими в каждом отдельном случае. А так не бывает каких-то как говорят общечеловеческих ценностей. это все пустые слова... Что должно лежать в основе планов на будущее? Это мое личное желание жить лучше. А иначе зачем мне и планы строить?».
Исключением из общего правила молодых людей планировать жизненные стратегии на определенный период времени являются те, кто считает, что жить нужно «здесь и сейчас», «сегодняшним днем» и ничего не планировать на будущее. Такие люди формируют «жизненные стратегии-результат». И несмотря на то, что таких людей в среде студенческой молодежи не много, в ходе интервьюирования нам встретился представитель такой позиции:
Ангелина В. (22 года)
«1. Ничего не нужно загадывать наперед, а то не сбудется. Я вообще считаю, что жить нужно сегодняшним днем. Сложилось сегодня все хорошо - и круто... Не я должна что-то планировать, пусть мужчины это делают. Они должны обеспечивать женщин... У нас другие функции.другое предназначение.... Женщина - слабый пол. так же говорят. Вот поэтому пусть мужчины и крутятся. А планировать, да еще надолго. Нет, это не для меня.
2. Я уже сказала, что никаких стратегий строить не нужно.А главное для меня - чтобы я могла делать, что хочу в этот момент. Ну в смысле: хочу отдыхаю, хочу там чем-то занимаюсь, ну, короче, чтобы меня никто не доставал... И ничего не планирую на будущее... А то будешь мечтать и ничего не исполнится и будет полный облом... Лучше жить здесь и сейчас... И чтобы все для этого было.
3. Любовь, дружба, благородство. что там еще. Да, понятно, что все это есть и должно быть.Но все это к жизненным планам не имеет никакого отношения... Не путайте реальную жизнь и мечты. В реальной жизни не эти ценности главные ... Здесь нужно, чтобы были средства на жизнь, жилье, комфорт. Можно всего этого и безо всякой любви добиться. И, кстати, гораздо лучше... Ну в смысле эффективнее, быстрее. Или дружба... Ну хорошо,
есть у меня друзья, мы общаемся, гуляем вместе, но если мне придется делиться с ними тем, что мне самой нужно, то сама с чем останусь? Нет, это все из другой оперы.».
Проведенные эмпирические исследования, анализ вторичных данных позволяют утверждать, что в ходе формирования молодежью жизненных стратегий актуализируются противоречия, которые демонстрируют последствия влияния социокультурных рисков и угроз, с одной стороны, и незрелость, нестабильность, неопределенность положения молодежи как социальной группы в обществе риска - с другой.
На уровне оценки перспектив российского общества это проявляется в том, что молодые люди желают видеть его развитым, в котором можно реализовывать свои творческие замыслы, свои способности, но, вместе с тем, они не готовы чем-то жертвовать ради своего лучшего будущего в этом обществе.
На уровне оценки перспектив российского государства ситуация еще более противоречивая: его молодежь желает видеть сильным, справедливым, не коррумпированным, однако гражданскую активность, патриотизм и непримиримость к социальной несправедливости она проявить не желает.
Несколько лучше обстоит дело с перспективами регионального масштаба, здесь хоть противоречие и проявляется в том, что особую социальную активность в целях улучшения ситуации молодежь не планирует проявлять, но тем не менее свое будущее многие молодые дальневосточники связывают с регионом и в свои жизненные стратегии встраивают планы осуществления жизнедеятельности на Дальнем Востоке. По крайней мере в ближайшее время.
Но особого исследовательского внимания заслуживают противоречия личностного плана, возникающие при формировании молодыми людьми жизненных стратегий. Согласимся с белгородскими учеными в том, что «на вербальном уровне молодежь признает ключевую ценность здоровья, воспринимая его в качестве необходимого условия активной деятельной жизни, самореализации, рождения детей, тогда как на поведенческом уровне она зачастую игнорируется; парадоксальность подобных деклараций усиливается более чем невысоким запросом к продолжительности жизни и физическому долголетию. Отмечая свою высокую коммуникабельность молодежь, однако, стимулирует виртуализацию межличностных связей и отношений» [8, с. 83]. Утверждая в качестве важных духовных ценностей любовь, дружбу, честность, справедливость, приоритет все же современная молодежь отдает ценностям индивидуалистическим, потребительским: комфорт, материальный достаток.
Исходя из анализа социально-экономической, социально-политической и в целом социокуль-
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
турной обстановки, сложившейся в дальневосточном регионе, обобщая данные эмпирических исследований, проведенных дальневосточными социологами, а также по результатам собственных исследований, представляется возможным предложить типологизацию траекторий жизненных стратегий студентов-дальневосточников. Речь идет именно о таких траекториях, которые связаны с планами молодых людей остаться на Дальнем Востоке.
Траектория 1 - ценностно-ориентированная.
Молодые люди планируют свое будущее, связывая его с приверженностью к определенным ценностям: семья, любовь, здоровье, родной край, родная страна. Их жизненные стратегии связаны с Дальним Востоком потому, что они здесь родились и/или учились, потому что здесь живут/жили их родители, потому что они любят здешнюю уникальную природу, гордятся своим краем, страной. Даже те, кто планирует отъезд из региона, связывая его с профилем своей будущей профессиональной деятельности, говорят о возможности последующего возвращения в родные места именно по причине привязанности и любви к ним. Для тех, кто строит жизненную стратегию по такой траектории, главными в жизни являются не индивидуалистические, а общечеловеческие ценности.
Траектория 2 - профессионально-ориентированная.
Данная траектория ставит во главу угла карьерные устремления. Студенты-дальневосточники готовы осуществлять свои жизненные стратегии в профессиональном плане на Дальнем Востоке России, отмечая, что регион имеет значительные перспективы, преимущества перед другими регионами в плане реализации крупных инвестиционных проектов, финансовых вливаний, появления новых рабочих мест в передовых отраслях экономики. Молодежь конструирует свою жизненную стратегию с уверенностью в завтрашнем дне, в своих силах и способностях и с надеждой занять достойное место в иерархии профессионального мастерства.
Траектория 3 - личностно-ориентированная.
Молодые люди строят планы на будущее, исходя из стремлений к самореализации, но с позиции, прежде всего, самосохранения. Для них Дальний Восток - территория, на которой можно
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
относительно спокойно жить и работать, поскольку регион расположен далеко от очагов военных конфликтов, имеет неплохие перспективы развития, что может обеспечить нормальные условия жизни. Основной целью жизненной стратегии в рамках данной траектории является достижение спокойного, материально благополучного, комфортного существования.
Представленная типологизация не означает существования той или иной траектории в чистом виде. Речь идет о преимущественном векторе развития жизненной стратегии, о том, что в ней превалирует. Однако поскольку названные траектории предполагают их реализацию в пределах региона, то именно на них следует обратить внимание тем, кто заинтересован в прекращении оттока молодежи.
В большей степени, студенческая молодежь в настоящее время конструирует свои жизненные стратегии на среднесрочную перспективу. Обусловлено это социально-экономической и социально-политической ситуацией в стране и в мире. «Конструирование и реализация жизненных проектов молодежи на долговременную перспективу во многом зависит от того, насколько доступными для молодежи будут являться те или иные блага и ресурсы, насколько действенной будет институциональная поддержка, и насколько стабильными будут нормы и правила, регулирующие те или иные области жизнедеятельности российской молодежи» [9, p. 602-609].
Заключение.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что в целом жизненные стратегии студентов-дальневосточников определяются их отношением к процессу обучения, образовательной успешностью/неуспешностью, ценностными ориентациями, экономическими, политическими и социокультурными условиями развития страны и региона; профессиональным самоопределением и личным опытом, полученным в ходе различных социальных взаимодействий.
Влиять на процесс формирования жизненных стратегий молодежи в целях сохранения человеческого капитала на Дальнем Востоке можно и нужно с помощью всесторонне проработанной, материально обеспеченной эффективной государственной молодежной политики.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
© Лисица К.Э., Листопадова Е.В., Туркулец С.Е., Скрытникова Н.В. 43
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Литература:
1. Рядинская Е.Н. Анализ концептуальных подходов к структуре смысложизненных стратегий в контексте изучения трансформаций личности / Е.Н. Рядинская // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 1А. С. 52-63.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
3. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. М. : Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. 260 с.
4. Варламова Е.П. Психология творческой уникальности человека. М. : Ин-т психологии РАН, 2002. 256 с.
5. Федотова Н. Жизненные стратегии молодёжи / Н. Федотова // Человеческие ресурсы. 2003. № 2. С. 247-249.
6. Дементий Л.И. Жизненные стратегии : монография / Л.И. Дементий, В.Е. Купченко. Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2010. 168 с.
7. Легостаева Н.И. Жизненные стратегии «дневной» и «ночной» молодежи Санкт-Петербурга / Н.И. Лего-стаева // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 8(114). С. 92-98.
8. Кисиленко А.В. Проектирование жизненного пути или каким молодежь видит свое будущее? / А.В. Ки-силенко, И.С. Шаповалова // Социологические исследования. 2023. № 2. C. 83-94.
9. Gafiatulina N.Kh. Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of Russian youth / N.Kh. Gafiatulina [et. al.] // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. № 5. P. 602-609.
References:
1. Ryadinskaya E.N. Analysis of conceptual approaches to the structure of life-meaning strategies in the context of studying personality transformations / E.N. Ryadinskaya // Psychology. Historical and critical reviews and modern research. 2018. Vol. 7. № 1A. P. 52-63.
2. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life strategy. M. : Mysl, 1991. 299 p.
3. Reznik Yu.M. Life strategies of the individual (experience of complex analysis) / Yu.M. Reznik, E.A. Smirnov. M. : Institute of Man, Russian Academy of Sciences, Independent Institute of Civil Society, 2002. 260 p.
4. Varlamova E.P. Psychology of human creative uniqueness. M. : Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, 2002. 256 p.
5. Fedotova N. Life strategies of young people / N. Fedotova // Human resources. 2003. № 2. P. 247-249.
6. Dementiy L.I. Life strategies : monograph / L.I. Dementiy, V.E. Kupchenko. Omsk : Publishing house of Omsk state. University, 2010. 168 p.
7. Legostaeva N.I. Life strategies of «day» and «night» youth of St. Petersburg / N.I. Legostaeva // Monitoring of public opinion. 2013. № 8(114). P. 92-98.
8. Kisilenko A.V. Designing a life path or how do young people see their future? / A.V. Kisilenko, I.S. Shapovalo-va // Sociological research. 2023. № 2. P. 83-94.
9. Gafiatulina N.Kh. Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of Russian youth / N.Kh. Gafiatulina [et. al.] // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. № 5. P. 602-609.
Информация об авторах
Лисица Ксения Эдуардовна
аспирантка,
Дальневосточный государственный университет
путей сообщения
Листопадова Евгения Вячеславовна
кандидат социологических наук, доцент,
Дальневосточный государственный университет
путей сообщения
Туркулец Светлана Евгеньевна
доктор философских наук, профессор,
Дальневосточный государственный университет
путей сообщения
Скрынникова Наталья Валентиновна
кандидат философских наук, доцент,
кафедра иностранных языков, Владивостокский филиал Российской таможенной академии [email protected]
Ksenia E. Lisitsa
Postgraduate Student,
Far Eastern State University of Railway Engineering [email protected]
Evgeniya V. Listopadova
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor,
Far Eastern State University of Railway Engineering [email protected]
Svetlana E. Turkulets
Doctor of Philosophy, Professor,
Far Eastern State University of Railway Engineering [email protected]
Natalia V. Skrynnikova
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor,
Department of Foreign Languages,
Vladivostok branch of the Russian Customs Academy