оа
оа ^
ы ы ы
CN h-' Os (Л
A.C. Миронова
студентка 4 курса кафедры реставрации факультета Истории искусства РГГУ usteisiy@gmail.com
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РУССКОГО МАРКЕТРИ, КЛАССИФИЦИРОВАННЫЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ
Техника маркетри, появившаяся в России в XVIII веке, была воспринята местными мастерами своеобразно. Большинство предметов, выполненных в этой технике, имеют ряд отличий от европейских образцов. В статье даются основные сведения о технике и истории появления маркетри в России, и предлагается типология русского маркетри в мебели XVIII века.
Technique of marquetry, appeared in Russia in the 18 century, was adopted by local craftsmen in a peculiar way. Most of the items made in this technique show some differences from the European models. The article investigates outline of the emergence of marquetry in Russia, and provides a version of historical typology of Russian marquetry furniture of the 18 century.
Ключевые слова: прикладное искусство, мебель, маркетри
Keywords: applied art, furniture, marquetry
Термин маркетри имеет французское происхождение (франц. marqueterie)1 и на русский язык переводится, в частности, как наборное дерево2. Традиционно под ним понимается вид мозаики из фи1урных, различающихся по цвету и текстуре пластинок фанеры, наклеивающихся на основу. Техника наборного дерева (или маркетри) как один из видов деревянной мозаики появилась в XVI веке с изобретением фанеропильного устройства, которое позволяло делать шпон одной толщины.
В Россию техника маркетри попадает из Европы, где она была известна «с XVI века и в разное время в разных странах отличалась высоким уровнем исполнения (например, в XVII веке изготовлением наборной мебели славились нидерландские мастера; в середине XVIII столетия прекрасные образцы в этой технике создавали французские мебельщики). С конца XVIII века интерес к маркетри в европейских странах несколько снижается, хотя в Англии декор в технике набора продолжает применяться и на рубеже XVIII и XIX веков, а в России именно в последней четверти XVIII столетия способ украшения мебельных предметов наборными композициями достигает своего расцвета»3.
Хотя впервые русские предметы наборного дерева, созданные пенсионерами, возникают еще во время правления Петра I, расцвет маркетри в России традиционно связывают с именем императрицы Екатерины II. Наиболее тесно маркетри связано с художественными паркетами, что нередко позволяло хорошим мастерам с успехом заниматься и тем, и другим одновременно4.
На данный момент известен ряд имен мастеров, создававших маркетри, среди которых самые известные Г. Козлов, братья Насковы, Н. Васильев, И. Кимель, X. Мейер, М.Я. Веретенников. В ходе исторического развития русского маркетри выработались несколько вполне самостоятельных типов.
Типология русского маркетри основана на особенностях наборных композиций и на
© Миронова A.C., 2014
1 Золотова Е. Ю. Французско-русский словарь терминов искусства, М., 2003. С. 127.
2 Золотова Е. Ю. Указ. соч. С. 127.; Золотова Е. Ю. Указ. соч. С. 219.; Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: Т. 6. СПб, 2007. С. 9.
3 Ботт И.К., Канева М.Н. Русская мебель. СПб., 2003. С. 91.
4 Там же, С. 405.
H
нн
п
I»
а »
»
3!
»
s »
а а.
а» »
S »
а
л-S4 ы
ы
А. Миронова Основные типы русского маркетри,
52 классифицированные по художественным признакам
V© специфике самого мебельного произведения. По характеру использования мебель маркетри 1>
(ч делится на репрезентативные, часто - подарочные предметы, в которых, несмотря на их
Г4!
м функциональное назначение, предпочтение отдавалось эстетическому аспекту, и на бытовые
и предметы, имеющие одновременно и утилитарные, и эстетические функции в равной степени, се
1—1 По сюжетно-композиционным особенностям изображения маркетри делятся на большее
количество типов. К первому типу относятся маркетри с орнаментальными мотивами. Это мо1ут быть как самостоятельные произведения, так и элементы, включенные в маркетри другого типа. Могут изображаться растительные (стол ломберный, конец XVIII века, музей-усадьба «Кусково»5) или геометрические орнаменты (паркетри) в виде «трельяжной сетки, иллюзорно объемных кубов и других подобных геометрических мотивов»6 (туалетный столик, Насковы, 1776 год, Государственный музей-заповедник «Царское Село»7). Довольно часто к орнаментам прибегали в произведениях бытового характера, на что указывает целый ряд произведений.
Ко второму типу маркетри относятся довольно редкие натюрморты с фруктами (столик-бобик, последняя четверть XVIII века, Китайский дворец-музей в г. Ломоносове8) и встречающиеся более часто изображения цветов, принципы построения которых сходны (столик-бобик, 1780-1790 годы, Государственный музей-заповедник «Петергоф»9). Зачастую изображению цветов или корзинке с цветами отводится центральное место, в то время как остальная поверхность предмета покрывается маркетри с геометрическим набором (паркетри) или фанеруется одним-двумя листами шпона с интересной текстурой (столик-бобик, последняя четверть XVIII века, Государственный Эрмитаж10).
К третьему типу относятся архитектурные пейзажи (стол с панорамой Кусково, 1770-1780 годы, Н. Васильев, музей-усадьба «Кусково»11). Изображаться мо1ут панорамы или виды городов (стол с панорамой Твери, 1779 год, Н. Васильев, Калининский историко-краеведческий музей12; стол ломберный с изображением перспективы улицы Константинополя, 1797 год, М.Я. Веретенников, ГИМ13), или садово-парковые павильоны, представлявших предмет гордости ^ владельцев (бюро-цилиндр с панорамой Московского Кремля, 1770 годы, Н. Васильев, в Государственный музей-заповедник «Царское Село»14). Подобные предметы зачастую были (ц подарочными, поскольку данный тип предполагал высокии уровень репрезентативности.
К четвертому типу относятся изображения аллегорических сюжетов. Такие примеры ^ относительно редки (бюро-цилиндр, 1790 годы., М.Я. Веретенников, Государственный музей-Ц заповедник «Царское Село»15; бюро-цилиндр, 1795-1796 годы., М.Я. Веретенников, К Государственный музей-заповедник «Гатчина»16; стол ломберный, 1770 годы, Н. Васильев, ^ Государственный музей-заповедник «Петергоф»17) и так же являлись примерами Р репрезентативной мебели.
^ К пятому типу относятся маркетри, изображающие жанровые, бытовые сценки (стол
2 ломберный, 1790 годы, М.Я. Веретенников, Государственный Эрмитаж18; стол ломберный, 1770 Ц^ годы, разворот столешницы, Н. Васильев, Государственный музей-заповедник «Петергоф»19).
5 Русское наборное дерево восемнадцатого века. М., 1989. №.135-136.
3 6 Ботт И.К., Канева М.Н. Указ.соч. С. 97.
¡¡1 7 Русское наборное дерево восемнадцатого века. М., 1989. №.36-39.
в 8 Там же. №118.
8" 9 Там же. №.127-128.
| 10 Там же. №.123-124.
5 11 Там же. №.80-88.
>¡5 12 Там же. №.60-66.
>8
13 Там же. №.191-194.
14 Там же. №.48-59.
в» 15 Там же. №.173-180.
16 Там же. №.181-189.
17 Там же. №.67-75.
[14] 18 Там же. №.160-168.
19 Там же. №.67-75.
A. Mironova The main types of Russian marquetry,
classified by artistic signs 53
Жанровые композиции в чистом виде встречаются нечасто, однако к ним прибегали известнейшие Й мастера своего времени, что, возможно, было связано с характером заказа. ы
К шестому типу относятся наборные композиции с китайскими мотивами: изображением 71 восточной архитектуры (стол-бобик, 1770-1780 годы, Государственный Эрмитаж20; стол-бобик, ^ 1770-1780 годы, Китайский дворец-музей в г. Ломоносове21) или жанровых сценок на фоне китайской архитектуры (стол, 1773 год, Г. Козлов, Государственный музей-заповедник «Царское Село»22), что отражает неугасающий интерес к «китайщине» и восточной экзотике. К этому же типу относятся настенные панно из Китайского дворца (Большой китайский зал, 1762-1768 годы, Китайский дворец, Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум»23). В данном типе, как и в предыдущих, существует деление на вещи парадные и бытовые. Во втором случае могла схематично изображаться китайская архитектура в русском ее понимании, помещенная в центр, например, стола, в то время как остальная поверхность столешницы украшалась трельяжной сеткой (стол-бобик, 1770-1780 годы, Государственный Эрмитаж24).
Из всех вышеперечисленных типов наиболее часто встречаются первый и второй типы. Изучение особенностей типологии маркетри дает нам ключ к пониманию места мебели маркетри в парадном и бытовом интерьере XVIII века, специфику требований и художественных пристрастий ее владельцев, что позволяет, в свою очередь, лучше осветить эпоху бытования данных предметов.
Н
1-Н
п
ЛИТЕРАТУРА
1. Ботт, Ириада, Канева, Мария. Русская мебель. СПб., 2003.
2. Власов, Виктор. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: Т. 6. СПб, 2007.
3. Золотова, Екатерина. Французско-русский словарь терминов искусства, М., 2003.
4. Русское наборное дерево восемнадцатого века. М., 1989.
REFERENCES
1. Bott, Iraida. Kaneva, Maria. Russkaya mebel'. [ Rissian furniture] Saint-Petersburg, 2003. C^
2. Vlasov, Victor. Novyj enciklopedicheskij slovar' izobrazitel'nogo iskusstva: T.6. [New encyclopedic Dictionary of fine art] Saint- ^
Petersburg, 2007.
a
3. Zolotova, Ekaterina. Francuzsko-russkij slovar' terminov iskusstva. [ French-Russian dictionary of art terms] Moscow, 2003. jjj
55
4. Russkoe nabornoe derevo vosemnadcatogo veka. [ The Art of Marquetry in Einghteenth Century Russia] Moscow, 1989. *•«
sa
a
I
8s
a a a. a» a 5 a a
fa
ы о h-k -U
Ы
20 Там же. №.44-45. £
21 Там же. №.46-47. w
22 Ботт И.К., Канева М.Н. Указ.соч. Ил. № 10.
23 Русское наборное дерево восемнадцатого века. М., 1989. №.9-14. [ 15 ]
24 Там же. №.44-45.