Научная статья на тему 'Основные типы русского маркетри, классифицированные по художественным признакам'

Основные типы русского маркетри, классифицированные по художественным признакам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
471
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Артикульт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / APPLIED ART / МЕБЕЛЬ / FURNITURE / МАРКЕТРИ / MARQUETRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миронова Александра Сергеевна

Техника маркетри, появившаяся в России в XVIII веке, была воспринята местными мастерами своеобразно. Большинство предметов, выполненных в этой технике, имеют ряд отличий от европейских образцов. В статье даются основные сведения о технике и истории появления маркетри в России, и предлагается типология русского маркетри в мебели XVIII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TYPES OF RUSSIAN MARQUETRY, CLASSIFIED BY ARTISTIC SIGNS

Technique of marquetry, appeared in Russia in the 18 century, was adopted by local craftsmen in a peculiar way. Most of the items made in this technique show some differences from the European models. The article investigates outline of the emergence of marquetry in Russia, and provides a version of historical typology of Russian marquetry furniture of the 18 century.

Текст научной работы на тему «Основные типы русского маркетри, классифицированные по художественным признакам»

оа

оа ^

ы ы ы

CN h-' Os (Л

A.C. Миронова

студентка 4 курса кафедры реставрации факультета Истории искусства РГГУ [email protected]

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РУССКОГО МАРКЕТРИ, КЛАССИФИЦИРОВАННЫЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ

Техника маркетри, появившаяся в России в XVIII веке, была воспринята местными мастерами своеобразно. Большинство предметов, выполненных в этой технике, имеют ряд отличий от европейских образцов. В статье даются основные сведения о технике и истории появления маркетри в России, и предлагается типология русского маркетри в мебели XVIII века.

Technique of marquetry, appeared in Russia in the 18 century, was adopted by local craftsmen in a peculiar way. Most of the items made in this technique show some differences from the European models. The article investigates outline of the emergence of marquetry in Russia, and provides a version of historical typology of Russian marquetry furniture of the 18 century.

Ключевые слова: прикладное искусство, мебель, маркетри

Keywords: applied art, furniture, marquetry

Термин маркетри имеет французское происхождение (франц. marqueterie)1 и на русский язык переводится, в частности, как наборное дерево2. Традиционно под ним понимается вид мозаики из фи1урных, различающихся по цвету и текстуре пластинок фанеры, наклеивающихся на основу. Техника наборного дерева (или маркетри) как один из видов деревянной мозаики появилась в XVI веке с изобретением фанеропильного устройства, которое позволяло делать шпон одной толщины.

В Россию техника маркетри попадает из Европы, где она была известна «с XVI века и в разное время в разных странах отличалась высоким уровнем исполнения (например, в XVII веке изготовлением наборной мебели славились нидерландские мастера; в середине XVIII столетия прекрасные образцы в этой технике создавали французские мебельщики). С конца XVIII века интерес к маркетри в европейских странах несколько снижается, хотя в Англии декор в технике набора продолжает применяться и на рубеже XVIII и XIX веков, а в России именно в последней четверти XVIII столетия способ украшения мебельных предметов наборными композициями достигает своего расцвета»3.

Хотя впервые русские предметы наборного дерева, созданные пенсионерами, возникают еще во время правления Петра I, расцвет маркетри в России традиционно связывают с именем императрицы Екатерины II. Наиболее тесно маркетри связано с художественными паркетами, что нередко позволяло хорошим мастерам с успехом заниматься и тем, и другим одновременно4.

На данный момент известен ряд имен мастеров, создававших маркетри, среди которых самые известные Г. Козлов, братья Насковы, Н. Васильев, И. Кимель, X. Мейер, М.Я. Веретенников. В ходе исторического развития русского маркетри выработались несколько вполне самостоятельных типов.

Типология русского маркетри основана на особенностях наборных композиций и на

© Миронова A.C., 2014

1 Золотова Е. Ю. Французско-русский словарь терминов искусства, М., 2003. С. 127.

2 Золотова Е. Ю. Указ. соч. С. 127.; Золотова Е. Ю. Указ. соч. С. 219.; Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: Т. 6. СПб, 2007. С. 9.

3 Ботт И.К., Канева М.Н. Русская мебель. СПб., 2003. С. 91.

4 Там же, С. 405.

H

нн

п

а »

»

3!

»

s »

а а.

а» »

S »

а

л-S4 ы

ы

А. Миронова Основные типы русского маркетри,

52 классифицированные по художественным признакам

V© специфике самого мебельного произведения. По характеру использования мебель маркетри 1>

(ч делится на репрезентативные, часто - подарочные предметы, в которых, несмотря на их

Г4!

м функциональное назначение, предпочтение отдавалось эстетическому аспекту, и на бытовые

и предметы, имеющие одновременно и утилитарные, и эстетические функции в равной степени, се

1—1 По сюжетно-композиционным особенностям изображения маркетри делятся на большее

количество типов. К первому типу относятся маркетри с орнаментальными мотивами. Это мо1ут быть как самостоятельные произведения, так и элементы, включенные в маркетри другого типа. Могут изображаться растительные (стол ломберный, конец XVIII века, музей-усадьба «Кусково»5) или геометрические орнаменты (паркетри) в виде «трельяжной сетки, иллюзорно объемных кубов и других подобных геометрических мотивов»6 (туалетный столик, Насковы, 1776 год, Государственный музей-заповедник «Царское Село»7). Довольно часто к орнаментам прибегали в произведениях бытового характера, на что указывает целый ряд произведений.

Ко второму типу маркетри относятся довольно редкие натюрморты с фруктами (столик-бобик, последняя четверть XVIII века, Китайский дворец-музей в г. Ломоносове8) и встречающиеся более часто изображения цветов, принципы построения которых сходны (столик-бобик, 1780-1790 годы, Государственный музей-заповедник «Петергоф»9). Зачастую изображению цветов или корзинке с цветами отводится центральное место, в то время как остальная поверхность предмета покрывается маркетри с геометрическим набором (паркетри) или фанеруется одним-двумя листами шпона с интересной текстурой (столик-бобик, последняя четверть XVIII века, Государственный Эрмитаж10).

К третьему типу относятся архитектурные пейзажи (стол с панорамой Кусково, 1770-1780 годы, Н. Васильев, музей-усадьба «Кусково»11). Изображаться мо1ут панорамы или виды городов (стол с панорамой Твери, 1779 год, Н. Васильев, Калининский историко-краеведческий музей12; стол ломберный с изображением перспективы улицы Константинополя, 1797 год, М.Я. Веретенников, ГИМ13), или садово-парковые павильоны, представлявших предмет гордости ^ владельцев (бюро-цилиндр с панорамой Московского Кремля, 1770 годы, Н. Васильев, в Государственный музей-заповедник «Царское Село»14). Подобные предметы зачастую были (ц подарочными, поскольку данный тип предполагал высокии уровень репрезентативности.

К четвертому типу относятся изображения аллегорических сюжетов. Такие примеры ^ относительно редки (бюро-цилиндр, 1790 годы., М.Я. Веретенников, Государственный музей-Ц заповедник «Царское Село»15; бюро-цилиндр, 1795-1796 годы., М.Я. Веретенников, К Государственный музей-заповедник «Гатчина»16; стол ломберный, 1770 годы, Н. Васильев, ^ Государственный музей-заповедник «Петергоф»17) и так же являлись примерами Р репрезентативной мебели.

^ К пятому типу относятся маркетри, изображающие жанровые, бытовые сценки (стол

2 ломберный, 1790 годы, М.Я. Веретенников, Государственный Эрмитаж18; стол ломберный, 1770 Ц^ годы, разворот столешницы, Н. Васильев, Государственный музей-заповедник «Петергоф»19).

5 Русское наборное дерево восемнадцатого века. М., 1989. №.135-136.

3 6 Ботт И.К., Канева М.Н. Указ.соч. С. 97.

¡¡1 7 Русское наборное дерево восемнадцатого века. М., 1989. №.36-39.

в 8 Там же. №118.

8" 9 Там же. №.127-128.

| 10 Там же. №.123-124.

5 11 Там же. №.80-88.

>¡5 12 Там же. №.60-66.

>8

13 Там же. №.191-194.

14 Там же. №.48-59.

в» 15 Там же. №.173-180.

16 Там же. №.181-189.

17 Там же. №.67-75.

[14] 18 Там же. №.160-168.

19 Там же. №.67-75.

A. Mironova The main types of Russian marquetry,

classified by artistic signs 53

Жанровые композиции в чистом виде встречаются нечасто, однако к ним прибегали известнейшие Й мастера своего времени, что, возможно, было связано с характером заказа. ы

К шестому типу относятся наборные композиции с китайскими мотивами: изображением 71 восточной архитектуры (стол-бобик, 1770-1780 годы, Государственный Эрмитаж20; стол-бобик, ^ 1770-1780 годы, Китайский дворец-музей в г. Ломоносове21) или жанровых сценок на фоне китайской архитектуры (стол, 1773 год, Г. Козлов, Государственный музей-заповедник «Царское Село»22), что отражает неугасающий интерес к «китайщине» и восточной экзотике. К этому же типу относятся настенные панно из Китайского дворца (Большой китайский зал, 1762-1768 годы, Китайский дворец, Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум»23). В данном типе, как и в предыдущих, существует деление на вещи парадные и бытовые. Во втором случае могла схематично изображаться китайская архитектура в русском ее понимании, помещенная в центр, например, стола, в то время как остальная поверхность столешницы украшалась трельяжной сеткой (стол-бобик, 1770-1780 годы, Государственный Эрмитаж24).

Из всех вышеперечисленных типов наиболее часто встречаются первый и второй типы. Изучение особенностей типологии маркетри дает нам ключ к пониманию места мебели маркетри в парадном и бытовом интерьере XVIII века, специфику требований и художественных пристрастий ее владельцев, что позволяет, в свою очередь, лучше осветить эпоху бытования данных предметов.

Н

1-Н

п

ЛИТЕРАТУРА

1. Ботт, Ириада, Канева, Мария. Русская мебель. СПб., 2003.

2. Власов, Виктор. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: Т. 6. СПб, 2007.

3. Золотова, Екатерина. Французско-русский словарь терминов искусства, М., 2003.

4. Русское наборное дерево восемнадцатого века. М., 1989.

REFERENCES

1. Bott, Iraida. Kaneva, Maria. Russkaya mebel'. [ Rissian furniture] Saint-Petersburg, 2003. C^

2. Vlasov, Victor. Novyj enciklopedicheskij slovar' izobrazitel'nogo iskusstva: T.6. [New encyclopedic Dictionary of fine art] Saint- ^

Petersburg, 2007.

a

3. Zolotova, Ekaterina. Francuzsko-russkij slovar' terminov iskusstva. [ French-Russian dictionary of art terms] Moscow, 2003. jjj

55

4. Russkoe nabornoe derevo vosemnadcatogo veka. [ The Art of Marquetry in Einghteenth Century Russia] Moscow, 1989. *•«

sa

a

I

8s

a a a. a» a 5 a a

fa

ы о h-k -U

Ы

20 Там же. №.44-45. £

21 Там же. №.46-47. w

22 Ботт И.К., Канева М.Н. Указ.соч. Ил. № 10.

23 Русское наборное дерево восемнадцатого века. М., 1989. №.9-14. [ 15 ]

24 Там же. №.44-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.