Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

331
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

туры переговоров, понимании типа переговоров можно говорить об эффективном взаимодействии с партнерами.

Список использованных источников и литературы:

1.Дивненко О. В. Основы делового общения. Часть 1. Учебное пособие. -М.: Национальный институт бизнеса, 2004.

2.Дивненко О. В. Культура речи и деловое общение. Методические рекомендации. - М.: Национальный институт бизнеса, 2013.

3.Дивненко О. В. Основы коммуникативного взаимодействия. Учебное пособие. - М.: Национальный институт бизнеса, 2004.

4.Дивненко О. В. Консалтинг в сфере управления и связей с общественностью. Учебное пособие. - М.: Национальный институт бизнеса, 2008.

5.Добротворский И.Л. Переговоры на 100%: Технологии эффективных переговоров. - М., 2008.

7.Паттон Б., Фишер Р., Юри У. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. - М., Манн, Иванов и Фербер, 2013.

8.Селезнев В.Н., Дивненко О. В. Психология. Методические рекомендации. - М.: Национальный институт бизнеса, 2013.

Д. А. Лебедева Национальный институт бизнеса Научный руководитель - к.п.н., доцент О. В. Дивненко

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация. Анализируется важность коммуникативной компетентности в сфере делового общения. Рассматриваются подходы ряда исследователей к типам коммуникабельности деловых людей.

Ключевые слова: деловое общение, коммуникабельность, коммуникативные типы.

Как считают М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин, Ф. Розенцвейг, Ф. Эб-нер, О. Розеншток-Хюси, М. Библер, коммуникабельность - это способность человека налаживать деловые контакты, умение слушать и «слышать» собеседника, при этом соблюдая свои интересы [6].

Быть коммуникабельным - важное свойство для всех специалистов, которое может сыграть важную роль в трудный момент. Расположить к себе работодателя, договориться об изменении трудового договора, быстро «влиться» в сложный коллектив - все это легко сделает коммуникабельный человек.

Знание типов общения расширит наше понимание того, как действуют окружающие, и помогут пролить свет на их поведение. Кроме того, это поможет избежать самых серьезных ошибок и заблуждений. В качестве примера мож-

159

но привести классификации, предлагаемые различными специалистами.

В.П. Шейнов разделяет собеседников на позитивных, вздорных, всезнаек, болтунов, трусишек, хладнокровных и неприступных, незаинтересованных, «важных птиц» и «почемучек» [10].

Дж. Ягер выделяет следующие управленческие типы собеседников: ломака, решающий с ходу, разведчик, наставник, хвастун, рассказчик, манипулятор, ударник, скрытный, доморощенный психолог, везунчик, нытик [12].

А.П. Панфилова предлагает следующую классификацию деловых партнеров: мыслитель (когнитивный тип), собеседник (эмоционально -коммуникативный тип) и практик (практический тип) [7].

В соционике на основании четырех параметров - логика, этика, сенсорика и интуиция - все люди поделены на 16 типов: «Дон Кихот», «Дюма», «Гюго», «Робеспьер/Декарт», «Гамлет», «Максим», «Жуков/Македонский», «Есенин/Тутанхамон», «Наполеон/Цезарь», «Бальзак», «Джек Лондон», «Драйзер», «Штирлиц/Холмс», «Достоевский/Ватсон», «Гексли», «Габен». Существуют классификации, разработанные другими авторами, но все они, как и перечисленные, требуют отдельной углубленной подготовки к практическому использованию. Для успешной речевой коммуникации, особенно в сфере сервиса и туризма, предлагается упрощенная, удобная в использовании и проверенная опытом структура коммуникабельности.

Основные коммуникативные типы различаются на основе преобладания следующих речевых характеристик: доминантность; мобильность; ригидность; интровертность (К.Г. Юнг [11] и А. Аугустинавичюте [1]).

Доминантный собеседник стремится завладеть инициативой в речевой коммуникации, не любит, чтобы его перебивали. Он нередко резок, насмешлив, говорит чуть громче, чем другие. Чтобы добиться цели общения, особенно в деловой сфере, не рекомендуется перехватывать у доминантного партнера инициативу, перебивать, а также использовать выражения речевого давления («Хватит!», «Замолчи!», «Надоел!»).

Мобильный собеседник не испытывает никаких трудностей в речевой коммуникации. Он легко входит в разговор, говорит много, охотно, нередко интересно, часто перескакивает с темы на тему, не теряется в незнакомой компании. Это один из лучших типов для бытового общения. Однако в деловой сфере постоянное желание мобильного собеседника менять тему снижает эффективность речевой коммуникации. Поэтому следует через резюме, вопросы, выводы возвращать его к теме. Иначе можно с удовольствием проговорить весь день (особенно если оба партнера мобильные) и разойтись, так и не уяснив даже основные моменты темы.

Ригидный собеседник испытывает трудности обычно при вступлении в речевую коммуникацию. Когда же этап вступления позади, ригидный собеседник четко формулирует свою позицию, логичен, рассудителен. Этот тип наиболее хорош для конструктивного делового общения.

Интровертный собеседник не стремится владеть инициативой и готов отдать ее без особых возражений. Он нередко застенчив, скромен, склонен

принижать свои возможности, не любит разговоров на интимную тему. Резкие, грубые фразы могут выбить его из колеи, а присутствие при беседе посторонних (особенно незнакомых) лиц заметно сковывает его. Чтобы речевой контакт с интровертным партнером проходил нормально, следует постоянно вербально и невербально показывать, что вы уважаете его как интересного собеседника, цените его высказывания.

Специалисты в области управления [8,3,4] отмечают, что интроверты, являясь отличными исполнителями, редко бывают хорошими руководител я-ми. А если человек решил сделать карьеру в управлении, будучи интровертом? Что ж, можно попробовать. Но следует сдвигать тип общения в сторону ригидности, при этом жестко контролируя свою речь. И конечно, готовиться к каждой беседе, переговорам в несколько раз основательнее, чем может позволить себе человек, относящийся к мобильному или доминантному типу.

Таким образом, коммуникабельность является одним из главных качеств современного преуспевающего человека. Нужно развивать в себе это качество, чтобы расположить к себе работодателя, договориться об изменении трудового договора, быстро «влиться» в сложный коллектив и просто находить общий язык с окружающими людьми. Немаловажную роль играет и взаимосвязь управления и типов коммуникабельности людей. Ведь если руководителю не известны типы членов команды, то он не сможете точно определить, в чем команда будет испытывать недостаток.

Однако можно с уверенностью сказать, что решения команды будут эффективнее, если их принимают с учетом мнений всех типов. Кроме того, это поможет избежать самых серьезных заблуждений, так как руководитель окончательно убедится, что сделал все возможное. Каждый тип общения по-своему интересен, но незнание особенностей любого из них может привести к отрицательным последствиям. Естественно, далеко не всегда мы имеем дело с абсолютным проявлением в человеке того или иного типа коммуникабельности, но всегда какой-либо тип будет определяющим.

На взгляд автора статьи, актуальность данной темы заключается в том, что для менеджеров очень важна работа с людьми. Вне зависимости от специфики компании человек всегда трудится в коллективе и под чьим-либо руководством, поэтому его стремление понимать сослуживцев играет важную роль в профессиональной жизни. Каждый руководитель должен знать особенности типов коммуникабельности, чтобы работа его компании была более эффективной и направлена только на положительный результат.

Коммуникабельных людей отличает гибкость при контактах с различными людьми, умение быстро сориентироваться и не растеряться в нестандартных ситуациях. Такие люди выглядят уверенными в себе, быстро адаптируются к меняющимся условиям. Они незаменимы при проведении деловых переговоров и разборе конфликтных ситуаций. Они быстро завоевывают авторитет в коллективе и занимают лидерские позиции. Поэтому проблема знаний типов коммуникабельности стала для руководителей очень важной, потому что без базовых знаний продуктивное взаимодействие невозможно.

Список использованных источников и литературы:

1. Аугустинавичюте А. Соционика. - М.: «Чёрная белка», 2008.

2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М.: ИНФА-М,

2006.

3. Дивненко О.В. Консалтинг в сфере управления и связей с общественностью. Учебное пособие. - М.: Национальный институт бизнеса, 2008.

4. Дивненко О. В. Основы делового общения. Часть 1. Учебное пособие. - М.: Национальный институт бизнеса, 2004.

5. Дивненко О. В. Культура речи и деловое общение. Методические рекомендации. - М.: Национальный институт бизнеса, 2013.

6. Карнеги Д. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» -М.: 2006.

7. Панфилова А.П. «Делова коммуникация в профессиональной деятельности» - СПб.: Знание, 2004.

8. Филатова Е.С. «Личность в зеркале соционики» - М.: 2001, 2009

9. Что такое коммуникабельность? http://vse-temu.org/

10. Шейнов В.П. «Искусство убеждать» - М.: Приор, 2000.

11. Юнг К.Г. «Психологические типы» - Спб.: Азбука, 2001.

12. Ягер Дж. «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» -М., 1994.

М. А. Куракина Национальный институт бизнеса Научный руководитель - к.п.н., доцент О. В. Дивненко

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОНИМАНИЯ ЭГО-СОСТОЯНИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Аннотация. Даются характеристики основных эго-состояний (по Э. Берну). Рассматривается эффективность понимания данных состояний в рамках деловой коммуникации.

Ключевые слова: деловое общение, эго-состояния, трансакции, деловая коммуникация.

В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую позицию, которая обеспечит конструктивное решение вопроса. Чтобы верно определить эго-состояние другого человека, надо учиться улавливать оттенки отношений, развивать эмпатию и ассертив-ность [7]. Полезно научиться различать собственные эго-состояния, а в конфликтной ситуации попробовать переключиться с одного состояния на другое.

В 60-х гг. ХХ в. американский психолог Э. Берн разработал модель эго -состояний. Согласно этой модели «человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я - Родителя, Взрослого или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.