Научная статья на тему 'Основные типологии индивидуально-психологических свойств личности человека'

Основные типологии индивидуально-психологических свойств личности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1375
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулиненко А. И.

В работе представлены этапы развития исследований основных характеристик типологий индивидуально-психологических свойств личности с учетом современных представлений в отечественной и зарубежной психологической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные типологии индивидуально-психологических свойств личности человека»

Таким образом, анализ литературы показывает, что многочисленные теории по мотивации к трудовой деятельности приводят к выводу, что различные типы работников нуждаются в различных мотивирующих факторах для достижения эффективного труда.

Список литературы:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1991. - 234 с.

2. Агапцов С. А, Мордвинцев А. И., Фомин П.А. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия // «Корпоративный менеджмент». - 2006. - № 2. -С. 30-35.

3. Herzberg F.I. One more time: How do you motivate employees? // Harvard Business Review. - 1987. - Vol. 65 Issue 5. - Р. 109-120.

4. Herzberg F.I. The Motivation to Work. - New York: John Wiley and Sons, 1959. - 345 р.

5. Эффективный менеджер: Мотивация вашего коллектива: учебное пособие / The Open University. - 2006. - С. 24-27.

6. Robbins Stephen P., Judge Timothy A. Essentials of Organizational Behavior. - 9 ed. Upper Saddle River. - NJ: Prentice Hall, 2007. - Р. 67-84.

7. McGregor D. The Human Side of Enterprise. - New York: McGraw-Hill, 1960. - 340 р.

8. Steel P., Konig C.J. Integrating theories of motivation // Academy of Management Review. - 2007. - № 31. - Р. 889-913.

9. Steinmetz L.L. Nice Guys Finish Last: Management Myths and Reality. -Boulder, Colorado: Horizon Publications Inc., 1983. - Р. 43-44.

ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА © Кулиненко А.И.*

Университет Российской академии образования, г. Москва

В работе представлены этапы развития исследований основных характеристик типологий индивидуально-психологических свойств личности с учетом современных представлений в отечественной и зарубежной психологической науке.

* Аспирант кафедры Общей психологии. Научный руководитель: Шлыкова Н.Б., заведующий кафедрой Социальной психологии, доктор психологических наук, профессор.

Исследования индивидуально-психологических различий и построения классификаций и типологий личности имеют очень давнюю историю. Еще в античный период были описаны четыре темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. В ХХ веке, благодаря И.П. Павлову [1], в науку было введено понятие о типе высшей нервной деятельности, и данные темпераменты были описаны с помощью трех векторов: сила, уравновешенность и подвижность. Дальнейшие исследования школы Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына [2, 3] и других исследователей, обнаружившие сложный и многомерный характер свойств нервной системы, показали упрощенность этой классификации. В частности, в настоящее время нет никаких ни теоретических, ни экспериментальных оснований считать, что число основных типов нервной системы равно четырем. Есть отдельные работы, как отечественные, так и зарубежные, в которых число основных типов варьируется.

Параллельно шли исследования по построению классификаций и типологий личности и характера. Таких классификаций и типологий к настоящему моменту существует несколько десятков, поэтому остановимся лишь на наиболее распространенных из этих исследованиях.

Карл Густав Юнг [4] в начале ХХ века обнаружил, что среди его пациентов встречаются люди, которые стимулируются в большей степени своим внутренним миром, и те, кто стимулируется окружающей обстановкой и внешним миром. На основании этого он разделил людей на экстравертов и интровертов. Вторую важную особенность он обнаружил в функциях человеческого сознания, которое для него состояло из мышления, чувств, ощущений и интуиции. Следует отметить, что значение этих терминов для Юнга несколько отличалось от современного общепринятого. Мыслительную и чувствующую функции Юнг обозначил как рациональные (решающие), а ощущения и интуицию он отнес к иррациональному. Далее он предположил, что каждый человек в своей жизни отдает предпочтение какой-либо из перечисленных функций. В сочетании с упомянутыми выше двумя типами ориентации - на внешнее или внутреннее - у него получилось восемь типов личности. Теория К.Г. Юнга о психологических типах личности получила свое дальнейшее развитие по двум самостоятельным направлениям - соционика и типоведение.

Аугустинавичюте А. [5], развивая теорию Юнга, выделила 16 типов. Её теория в рамках соционики отличается более глубокой степенью детализации анализа психологического типа личности, чем теория Юнга.

К типологическому подходу относят модель К. Бриггс и И. Майерс [6], которые добавили к функциям, выделенным К.Г. Юнгом, еще одну характеризующую индивида пару функций и построили типологию на основании четырех полученных критериев. Четвертая пара функций - результат I процесс.

Итак, первая пара функций, по которой разделяют психотипы - экстраверсия (Extraversion, сокращенно E) I интроверсия (Introversion, I) - характе-

ризует источник энергии. Вторая пара функций - ощущение (Sensation, S) / интуиция (Intuition, N) - определяет предпочтения при работе с информацией. Третья пара функций - мышление (Thinking, T) / чувство (Feeling, F) - определяет основания в принятии жизненно важных решений. Четвертая пара функций - результат (Judgment, J) / процесс (Perception, P) - характеризует, каким образом индивид предпочитает организовывать свою деятельность и деятельность других: ориентируется ли он на восприятие информации и предпочитает гибкий стиль поведения, основанный на адаптации к ситуации (P), или склонен к более структурированному стилю, ориентируется на оценку и предпочитает, чтобы все было организовано и спланировано заранее (J).

Комбинации четырех пар функций дали 16 психотипов, позволяющих диагностику тонких индивидуальных различий, но для формирования проектных групп такой подход признаётся исследователями избыточным, объяснительная модель чрезмерно громоздкой.

В 1984 году Д.У Кейрси опубликовал основанный на этой модели собственный тест - Опросник Кейрси, упростил типологию К. Бриггс и И. Майерс [7]. Это привело к широкому применению Юнгианской типологии в области командного менеджмента. Д.У Кейрси объединил четверки сходных с точки зрения командной роли портретов в единые категории. Вместо психотипов ST, SF Кейрси описал другие две группы (SP и SJ) и соотнес полученные группы с классическими темпераментами Гиппократа-Галена. Всего получилось 4 типа: дипломат, стратег, логистик и тактик [7]. В основе различий типов Кейрси лежат разнонаправленные мотивы и ценности индивидов.

Вопросами построения типологии индивидуально-психологических свойств личности интенсивно занимался также британский психолог Ганс Юрген Айзенк [8], который разработал два основных вектора личности, обозначив их как 1) интроверсия - экстраверсия и 2) нейротизм - психотизм. Он разработал несколько опросников, выявляющих тип личности. Кроме того, исследованиями индивидуально-психологических свойств личности и построением типологий занимались такие исследователи, как РА. Уилсон, Т. Лири, В.В. Гуленко [9-11] и др. Также множество исследований было проведено в направлении психопатологической классификации личностных типов и акцентуаций характера.

В заключение можно сказать, что все попытки разбить людей на небольшое число типов по индивидуально-психологическим свойствам характеризуются двумя недостатками. Во-первых, только с малой уверенностью можно отнести отдельных людей к отдельным типам. В значительно большей степени проблема состоит в сложности любой попытки «рассортировать» людей, поскольку выборы той или иной стратегии поведения могут быть ситуационными, но могут быть обусловлены также факторами, не имеющими отношения к индивидуально-психологическим свойствам личности и даже противо-

речащими им. Это становится еще более справедливым при приближении индивида по какому-либо свойству к среднему показателю. Если он в той или иной степени находится посреди двух полюсов, то классификация зачастую является упрощением, а нередко даже искажением реальности.

Список литературы:

1. Павлов И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах II Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. - М., Л., 1951. - С. 77-88.

2. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд. Наука, 1961. - С. 9-20.

3. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Изд.: Наука, 1976. - С. 336.

4. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - СПб., 1994 I Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского). - СПб.: Азбука, 2001. - С. 197.

5. Аугустинавичюте А. Соционика: в 2-х т. Т. 1: Введение. Т. 2. Психотипы. Тесты. - СПб., Terra Fantastica, 1998. - С. 25-32.

6. Хеджес П. Анализ характера, или типология по Майерс-Бриггс. -М.: Эксмо, 2003. - 320 c. (Patrisia Hedjes. Understanding your personality. With Myers-Briggs and more, 1993).

7. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.М. Типы темперамента в практической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - С. 243.

8. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд II Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 111-131.

9. Уилсон Р.А. Квантовая психология I Пер. с англ.; под редакцией Я. Не-вструева. - К.: «Янус», 1998. - 224 с.

10. Лири Т. Семь языков Бога I Пер. с англ. - К.: «Янус»; М.: «Пере-свет», 2001. - 224 с.

11. Гуленко В.В. Структурно-функциональная соционика: Разработка метода комбинаторики полярностей. Ч. 1 - К.: Транспорт України, 1999. - 187 с.

ЛИЧНОСТНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ1 © Майборода Д.А.*

Псковский государственный университет, г. Псков

Показана необходимость исследования личностно-стилевых характеристик, способствующих профессиональной компетентности прак-

1 Работа выполнена в рамках проекта № 4199 аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)».

* Кафедра Общей и социальной психологии. Научный руководитель Парфенова Н.Б., заведующий кафедрой Общей и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.