Научная статья на тему 'Основные теоретические положения реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников на занятиях по иностранному языку'

Основные теоретические положения реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задорожная Ю. И.

В статье раскрывается понятие «духовно-нравственное воспитание» применительно к обучению английскому языку детей дошкольного возраста, подробно описываются и рассматриваются подходы и принципы, необходимые при реализации духовно-нравственного воспитания, приводятся примеры компетенций, которые формируются у дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания на занятиях по английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задорожная Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные теоретические положения реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников на занятиях по иностранному языку»

УДК 373.2

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2015 Ю. И. Задорожная

аспирант кафедры теории и методики преподавания иностранных языков и культур e-mail julzador@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье раскрывается понятие «духовно-нравственное воспитание» применительно к обучению английскому языку детей дошкольного возраста, подробно описываются и рассматриваются подходы и принципы, необходимые при реализации духовно-нравственного воспитания, приводятся примеры компетенций, которые формируются у дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания на занятиях по английскому языку.

Ключевые слова: иноязычное дошкольное образование, духовно-нравственное воспитание, дошкольное образование, аксиологический подход, гуманистический подход, коммуникативный подход, компетенция, компетентность, принципы реализации духовно-нравственного воспитания.

Одним из инновационных направлений в современном дошкольном образовании стало иноязычное образование (ИДО). Иностранный язык является обязательным компонентом образования в детских дошкольных образовательных учреждениях, так как он включен в образовательную область «познавательное развитие». Педагоги, родители, дети сегодня понимают, что раннее обучение иностранным языкам предоставляет прекрасные возможности для развития интереса к языковому и культурному многообразию мира, благотворно влияет не только на речевые способности детей, но и на их общее развитие [Тарасюк 2003].

Важнейшим подходом, соответствующим самой природе духовно-нравственного воспитания и определяющим эффективность и содержательность воспитательного процесса, является аксиологический подход.

Аксиологический подход ориентирует учебно-воспитательный процесс иноязычного дошкольного образования на усвоение общечеловеческих ценностей, а также постижение идеи самоценности личности [Коновалова 2009].

Сформулировать систему ценностей в иноязычном дошкольном образовании позволяют произведения устного народного творчества для детей, которые способны воздействовать на духовно-нравственную сферу личности посредством социокультурных образов (герои сказок, песен и др.). Являясь произведением народного творчества, песня или сказка демонстрирует самобытность народа страны изучаемого языка, его культурные национальные особенности.

На сегодняшний день многими исследователями отмечается кризис аксиологической составляющей иноязычного образования, критикуется содержание многих учебных курсов, которые ориентируют детей на усвоение ценностей иноязычной культуры в ущерб родной. В условиях нарастающей глобализации в мире все сильнее складывается образ человека, основными ценностными ориентациями которого становятся ценности прагматического характера (Е.И. Пассов). Понятия патриотизма, национальной гордости, национального самосознания теряются в

обществе массового потребления. В таких условиях особенно важно ориентировать воспитательный процесс на сохранение национальных ценностей при уважительном отношении к ценностям других стран и народов. И духовно-эстетическое воспитание не является исключением [Климов 2012].

Таким образов, аксиологический подход направляет процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников и приводит к усвоению дошкольниками следующих ценностей:

- гуманизма, основание которого составляют уважение, доброжелательное отношение к людям, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;

- ответственности, построенной на моральной готовности держать ответ за свои мысли и действия, а также соотносить их с возможными последствиями в личностном и социальном плане;

- долга, основой которого является осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед обществом, людьми и самим собой;

- совестливости, осуществляющей регулятивную функцию поведения человека в проблемных духовно-нравственных ситуациях;

- чувства собственного достоинства, ориентирующего человека на самоуважение и уважение других в процессе его жизнедеятельности;

- гражданственности, как чувства Родины, неразрывно связывающего человека с родным отечеством, формирующего у него потребность участвовать в судьбе своей страны [Лобачев 2010].

Аксиологический подход в духовно-нравственном воспитании дошкольников реализуется в тесной связи с гуманистическим подходом (Е.В. Бондаревская, В.А. Петровский, В.В. Сериков), который также является важной теоретической основой процесса духовно-нравственного воспитания.

Основой гуманистического подхода в иноязычном образовании дошкольников является общая идея гуманизации образования, которая заключается в необходимости организации процесса обучения и воспитания на гуманистической основе, а также в организации образовательного процесса на свободное и всестороннее развитие личности, способной принимать активное участие в жизни общества. Гуманистический подход предполагает организацию процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников на основании таких важных ценностей, как свобода выбора и ненасилие над личностью. В соответствии с основополагающими идеями гуманистического подхода процесс духовно-нравственного воспитания личности в системе иноязычного дошкольного образования должен быть направлен на формирование гуманистических отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Личность становится центром духовно-нравственного воспитания; важным с точки зрения гуманистического подхода является признание ее прав на развитие и совершенствование, а также проявление заложенных в ней способностей и потенциалов.

Реализация гуманистического подхода в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников в иноязычном дошкольном образовании создает необходимые условия для свободного и активного развития личности ребенка. В целом эти условия можно сформулировать следующим образом.

• Духовно-нравственное воспитание происходит на основе взаимодействия всех участников процесса, где каждый находится в центре внимания остальных.

• Приоритетным с точки зрения достижения целей духовно-нравственного воспитания становится самовыражение личности, оно важнее, чем демонстрация речевых и языковых знаний.

• Даже «неправильные» суждения поощряются, так как они указывают на самостоятельность дошкольников и их активное участие в процессе духовно-нравственного воспитания.

• Из процесса духовно-нравственного воспитания полностью исключается наказание и критика в адрес дошкольника.

• Участники процесса взаимодействуют на основании взаимопонимания, сопереживания и сотрудничества.

• Содержательная основа духовно-нравственного воспитания должна быть адаптирована к уровню языкового и психологического развития дошкольников.

Приоритетное место в процессе реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников в иноязычном дошкольном образовании отводится коммуникативному подходу, в соответствии с которым процесс иноязычного образования должен учитывать законы реального общения и отражать основные характеристики реальной коммуникации. При этом модель процесса общения предусматривает наличие таких существенных параметров общения, как

- личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения;

- взаимопонимание и взаимодействие речевых партнеров;

- ситуации как формы функционирования общения;

- содержательная основа процесса общения;

- система речевых средств, усвоение которых обеспечило бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения;

- функциональный характер усвоения и использования речевых средств;

- новизна общения [Пассов 2011: 38-39].

Все указанные параметры реального общения позволяют решать задачи духовно-нравственного восприятия на занятиях по английскому языку в ДОУ.

Коммуникация является основой постижения дошкольниками основных духовно-нравственных категорий и ценностных смыслов. В процессе иноязычного общения происходит овладение духовно-нравственным опытом. При этом коммуникативная деятельность дошкольников в процессе их духовно-нравственного развития способствует формированию у них коммуникативной компетенции.

Процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников на занятиях по иностранному языку невозможен без компетентностного подхода, отраженного в современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Компетенция - совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы [Полонский 2004]. Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются они в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно-познавательной, трудовой и др.).

Информационная компетентность представляет собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность

распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Информационная компетентность включает в себя умения:

1) ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.);

2) делать выводы из полученной информации;

3) понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности;

4) задавать вопросы на интересующую тему;

5) получать информацию, используя некоторые источники;

6) оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Технологическая компетентность определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

Технологическая компетентность предусматривает умения:

1) ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;

2) планировать этапы своей деятельности;

3) понимать и выполнять алгоритм действий;

4) устанавливать причинно-следственные связи;

5) выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;

6) использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.);

7) понимать и принимать задание и предложение взрослого;

8) принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;

9) организовать рабочее место.

10) доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Социально-коммуникативная компетентность выступает как готовность ребенка

получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Социально-коммуникативная компетентность способствует овладению следующими умениями:

1) понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;

2) получать необходимую информацию в общении;

3) выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

4) вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

5) спокойно отстаивать свое мнение;

6) соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

7) принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.);

8) уважительно относиться к окружающим людям;

9) принимать и оказывать помощь;

10) не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях [Открытый

класс].

Реализация духовно-нравственного воспитания дошкольников в иноязычном дошкольном образовании осуществляется с учетом ряда принципов.

1. Принцип ценностной ориентации. Ценностная основа процесса духовно-нравственного воспитания предполагает формирование у дошкольников жизненного опыта, способности ориентироваться в системе ценностей.

2. Принцип эстетической направленности. Эстетический компонент нравственного воспитания формирует у дошкольников представление и понятие о прекрасном в жизни, умение отличать доброе и красивое от плохого и уродливого.

3. Принцип индивидуализации усвоения духовно-нравственных норм общения и поведения. Индивидуальный принцип усвоения духовно-нравственных норм общения и поведения предусматривает, что речь любого человека, вне зависимости от его возраста, языка и национальности, индивидуальна по трем параметрам: по механизмам мотивации, по содержанию речевого высказывания и по способу формулирования мысли [Дмитриева, Кунцевич 2012: 23-27].

4. Принцип интегративности. Интегративное обучение помогает дошкольникам воспринимать мир во взаимосвязи всех его элементов, а также развивает у них желание, способности и умения проявить инициативу, нестандартность мышления, значительно способствует формированию опыта морально-нравственного поведения в различных жизненных ситуациях [Белкина 2012].

5. Принцип активности. Дошкольники должны направляться не только целями и задачами, которые ставит перед ними учитель, но и учиться самостоятельно ставить перед собой индивидуальные цели и задачи, а также прилагать определенные усилия для их достижения.

6. Принцип сознательности в усвоении духовно-нравственных норм общения, поведения, а также отношения к окружающему миру. Сознательное отношение к процессу духовно-нравственного воспитания предполагает формирование у дошкольников определенной духовно-нравственной позиции, которая в дальнейшем будет служить их руководством в решении важных духовно-нравственных проблемных ситуаций.

7. Принцип наглядности.

8. Принцип сохранения исторической памяти народа. Данный принцип формирует у дошкольников стремление к сохранению исторических традиций родного народа, формирует гордость за свое Отечество, его историю, его культуру.

9. Принцип целостности развивающейся личности. Процесс духовно-нравственного воспитания подразумевает формирование целостной личности дошкольника, ее целостного мировоззрения и миропонимания, а также целостного развития.

Таким образом, важнейшими подходами, соответствующими самой природе духовно-нравственного воспитания и определяющими эффективность и содержательность воспитательного процесса, являются аксиологический, гуманистический, коммуникативный и компетентностный подходы. В ходе всего воспитательно-образовательного процесса в разных видах активной детской деятельности формируются информационная, социально-коммуникативная и технологическая компетенции. Реализация духовно-нравственного воспитания дошкольников в иноязычном дошкольном образовании осуществляется с учетом перечисленных выше принципов.

Библиографический список

Белкина А. П. Интегрированное обучение как одно из условий развития школьника // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы 3-й науч.-практич. конф., посвящ. памяти росс. ученого-педагога Виталия Александровича Сластенина: 20-21 сентября 2012 года, Курск: в 2 ч. Ч. 2. Курск.: Курск. гос. ун-т, 2012. С. 27-31.

Дмитриева Л.Ф., Кунцевич С.Е. Английский язык для студентов, М. - Ростов-н/Д.: МарТ, 2008.

Климов С.Н. Воспитание должно быть национальным // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы 3-й науч.-практич. конф., посвящ. памяти росс. ученого-педагога Виталия Александровича Сластенина: 20-21 сентября 2012 года, Курск: в 2 ч. Ч. 2. Курск.: Курск. гос. ун-т, 2012. С. 361-367.

Коновалова О.В. Реализация аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов факультета иностранных языков // Вестник Костромского гос. ун-тв им. Н А. Некрасова. 2009. №1. С. 84-89.

Лобачев В. Основы духовно-нравственной культуры // Наука и религия. 2010. №6. С. 24-29.

Пассов Е.И. 40 лет спустя или 101 методическая идея. М.:Глосса-Пресс, 2006.

Тарасюк Н.А. Формирование профессиональной готовности учителя к иноязычному дошкольному образованию: дис. ... докт. пед. наук. М.: РГБ, 2003.

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Сайт]. URL: http://www.openclass.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.