Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»'

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
739
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / РЕДУКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Любовь Николаевна, Лаврова Мария Сергеевна

Актуальность темы определяется возрастанием научного и практического интереса к феномену профессионального выгорания. Специфическая напряженность, ответственность, интенсивная коммуникация, характерная для деятельности специалистов профессий типа «человек-человек», сказывается на самочувствии и психологическом благополучии, влияя на эффективность субъекта труда и стабильность трудовой организации. Анализируются концептуальные подходы к пониманию феномена профессионального выгорания в отечественной и зарубежной психологической науке; представлены модели указанного феномена, разработанные специалистами в данной области, описывающие его структуру и динамику. Автор приходит к выводу, что профессиональное выгорание есть неоднозначное, сложное и многогранное явление, требующее глубокого и всестороннего изучения, а также профилактики и психологической коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костина Любовь Николаевна, Лаврова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN THEORETICAL APPROACHES IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE TO THE PROBLEM OF PROFESSIONAL BURNOUT OF REPRESENTATIVES OF PROFESSIONS OF THE «PERSON-TO-PERSON» TYPE

The relevance of the topic is determined by the growing scientific and practical interest in the phenomenon of professional burnout. Specific tension, responsibility, intensive communication, characteristic of the activity of a specialist in the profession of the «person-to-person» type, affects the state of health and psychological well-being, affecting the efficiency of the subject of labor and the stability of the labor organization. Conceptual approaches to understanding the phenomenon of professional burnout in domestic and foreign psychological science are analyzed; presents the models of this phenomenon, developed by specialists in this field, describing its structure and dynamics. The author comes to the conclusion that professional burnout is an ambiguous, complex and multifaceted phenomenon that requires deep and comprehensive study and prevention.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»»

УДК 159.9; ББК 88.8

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-3-43-48

NIION: 2018-0077-3/21-006 MOSURED: 77/27-024-2021-03-205

© Костина Л.Н., Лаврова М.С., 2021

Научная специальность: 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Любовь Николаевна Костина,

начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доцент

117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: kostin62@mail.ru Мария Сергеевна Лаврова,

адъюнкт первого года обучения факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: marija0408@mail.ru

Аннотация. Актуальность темы определяется возрастанием научного и практического интереса к феномену профессионального выгорания. Специфическая напряженность, ответственность, интенсивная коммуникация, характерная для деятельности специалистов профессий типа «человек-человек», сказывается на самочувствии и психологическом благополучии, влияя на эффективность субъекта труда и стабильность трудовой организации. Анализируются концептуальные подходы к пониманию феномена профессионального выгорания в отечественной и зарубежной психологической науке; представлены модели указанного феномена, разработанные специалистами в данной области, описывающие его структуру и динамику. Автор приходит к выводу, что профессиональное выгорание есть неоднозначное, сложное и многогранное явление, требующее глубокого и всестороннего изучения, а также профилактики и психологической коррекции.

Ключевые слова: выгорание, профессиональное выгорание, профессии типа «человек-человек», профессиональная деятельность, деперсонализация, эмоциональное истощение, редукция профессиональных достижений.

THE MAIN THEORETICAL APPROACHES IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE TO THE PROBLEM OF PROFESSIONAL BURNOUT OF REPRESENTATIVES OF PROFESSIONS OF THE «PERSON-TO-PERSON» TYPE

Lyubov N. Kostina,

Head of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Service Activities of Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychology, Associate Professor

12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: kostin62@mail.ru Maria S. Lavrova,

First-year Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the MIA of Russia named after V^. Kikot' 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: marija0408@mail.ru

Abstract. The relevance of the topic is determined by the growing scientific and practical interest in the phenomenon of professional burnout. Specific tension, responsibility, intensive communication, characteristic of the activity of a specialist in the profession of the «person-to-person» type, affects the state of health and psychological well-being, affecting the efficiency of the subject of labor and the stability of the labor organization. Conceptual approaches to understanding the phenomenon of professional burnout in domestic and foreign psychological science are analyzed; presents the models of this phenomenon, developed by specialists in this field, describing its structure and dynamics. The author comes to the conclusion that professional burnout is an ambiguous, complex and multifaceted phenomenon that requires deep and comprehensive study and prevention.

Keywords: burnout, professional burnout, professions of the «person-to-person» type, professional activity, depersonalization, emotional exhaustion, reduction of professional achievements.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Костина Л.Н., Лаврова М.С. Основные теоретические подходы в психологической науке к проблеме профессионального выгорания представителей профессий типа «человек-человек». Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 43-48.

Интерес к изучению профессионального выгорания представителей профессий «человек-человек» в настоящее время набирает особую популярность. Наряду со сложностью, ответственностью и многоплановостью решаемых трудовых задач деятельность специалистов «помогающих профессий» насыщена эмоциональным и интенсивным профессиональным общением и поддержанием взаимодействия с людьми, выполнением разнообразных функций - передачи культурного опыта другому поколения; оказания человеку помощи (психологической, медицинской, юридической и пр.) и воздействия на людей; управления деятельностью людей, отдельных групп и т.д. Сопряженность таких профессий с высоким нервно-психическим напряжением и стрессами, необходимость принятия ответственных решений (порой в экстремальных и опасных условиях) может привести к ухудшению субъективного благополучия и здоровья специалиста, возникновению и развитие профессионального выгорания. В этой связи очевиден интерес к изучению данного феномена в психологической науке, а также решению психоприкладных задач.

Впервые научно обоснованный термин «выгорание» употребил американский ученый, психиатр Г. Фрейденбергер в своей работе «Выгорание персонала» (1974) для описания состояния деморализации и усталости, наблюдаемые им у работников психиатрических организаций [17]. В отечественной психологии сведения о выгорании мы находим в трудах Б.Г. Ананьева (1968), который употребил такой термин как «эмоциональное сгорание» с целью обозначения отрицательных симптомов (утомление, агрессия и др.), проявляющихся у специалистов профессий типа «человек- человек» [1].

Масштабные исследования профессионального выгорания начались с 80-90-х годов прошлого столетия благодаря деятельности таких ученых, как К. Маслач, С. Джексон, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Н.В. Гришиной, В.Е. Орла, Е.С. Старченковой и др., а также более детальному и глубокому изучению стресса, с которым связывали причины возникновения указанного феномена (А.В. Алексеев, А.Я. Анцупов, В.А. Бодров,

Л.А. Китаев-Смык, И.Ю. Кобозев, Л.З. Куликов, Р. Лазарус, Г. Селье, С. Фолькман и др.).

Несмотря на большой интерес к проблеме профессионального выгорания, в настоящее время в психологии имеются разногласия по поводу самого термина «выгорание». Существуют разнообразные варианты перевода английского аналога «burnout»: эмоциональное сгорание (Т.В. Фор-манюк, Т.С. Яценко), эмоциональное перегорание (В.Д. Вид, Е.И. Лозинская), эмоциональное выгорание (В.В. Бойко), психическое выгорание (Н.Е. Водопьянова) и, конечно, профессиональное выгорание (К. Маслач, Т.Н. Рогинская). Такое разнообразие определений относится к одному и тому же явлению и вызвано выделением какого-либо конкретного компонента, входящего в структуру выгорания. Но выделение, например, эмоциональной составляющей не показывает всей полноты рассматриваемого феномена. Наиболее полно его сущность отражена в термине «профессиональное выгорание». Основанием для этого служит тот факт, что его проявление возможно лишь в контексте профессиональных отношений, так как «синдром выгорания в большей степени характеризует работу человека, чем его самого» [6, С. 34].

Неоднозначно и понимание генезиса выгорания. Существует большое количество взглядов и моделей к рассмотрению феномена профессионального выгорания, его структуре, детерминантам и механизмам протекания как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Для систематизации и более четкого понимания мы проанализировали теоретические подходы (системный, личностный, субъектно-деятельностный, ситуационный, процессуальный и структурный) применительно к профессиям типа «человек-человек».

Системный концептуальный подход к исследованию и объяснению феномена профессионального выгорания представлен в работах В.Е. Орла, В.В. Лукьянова, А.А. Обознова, А.С. Чернышева и др. В рамках этого подхода предпринимается попытка описания и понимания интересующего феномена с позиций теории систем и интеграль-ности. Профессиональное выгорание трактуется как единое, постоянно развивающееся образова-

ние (система) во всем единстве и взаимодействии входящих в него элементов (психоэмоциональное истощение, цинизм, снижение самооценки профессиональной эффективности) [10]. Данный подход позволяет перейти от изучения отдельных типичных составляющих к изучению системной организации; выявить иерархическую структуру; не просто осуществлять констатацию конкретных связей между отдельными подсистемами, а анализировать их с точки зрения имеющегося взаимовлияния и взаимодействия; а также проследить динамику зарождения и дальнейшего развития феномена [11; 12, С. 56-60; 13, С. 90-101]. Так, использование данного подхода к профессиям типа «человек-человек» позволяет утверждать, что негативное воздействие на отдельный элемент нарушает оптимальное функционирование системы на различных уровнях и требует не столько точечной, сколько комплексной работы.

Сторонники личностного подхода (М.В. Борисова, Н.В. Гришина, Л.Г. Дикая и др.) утверждают, что профессиональное выгорание есть самостоятельное состояние личности, основывающееся на роли ценностно-смысловой сферы. По их мнению, неспособность человека выделять и продуцировать новые смыслы в трудовой деятельности, неоптимальным образом осуществлять поиск смысла жизни и собственного предназначения в профессиональной деятельности приводит к снижению удовлетворенности трудом и развитию выгорания. Другими словами, основной фактор зарождения и дальнейшей трансформации профессионального выгорания, а также его механизмы заключены в индивидуальных особенностях субъекта труда [11; 12, С. 56-60; 13, С. 90-101; 19, С. 1-9]. Учитывая специфику деятельности человека как субъекта труда в профессиях типа «человек-человек», отметим, что значимым является не только формирование внутренней готовности личности профессионала к самостоятельному выбору и реализации поставленных целей, но и ее включение в разнообразные ценностные и смыс-лообразующие контексты в рамках профессиональной коммуникации.

Сторонники субъектно-деятельностного подхода (Л.А. Китаев-Смык, А.Б. Леонова, E.A. Hartman и др.) рассматривают профессиональное выгорание специалистов как целостное, психическое образование, основными причинами развития которого является специфика профессиональной деятельности сферы «человек-человек». Так, Л.А. Китаев-Смык отмечает, что в ходе осуществления профессиональной деятельности, особенно в экстремальных условиях или ситуациях, со-

провождающихся сильными стрессовыми переживаниями, при рутинном характере работе и отсутствии поддержки со стороны руководства у специалиста возникают негативные личностные изменения, нарушающие защитные механизмы психики и приводящие к его дезориентации [7, С. 749-750]. Кроме того, Ю.М. Охотников утверждает, что наряду с указанными изменениями у субъекта труда развиваются психические расстройства и возникают психосоматические заболевания [14].

Об отдельном, самостоятельном состоянии личности профессионала, характеризующимся эмоциональным истощением, цинизмом и профессиональной неэффективностью, говорят сторонники ситуационного подхода к пониманию феномена профессионального выгорания (Н.Е. Водопьянова, А. В. Ракицкая, П. Сидоров, Е.С. Старченкова, K. Maslach, A. M. Pines, S.E. Jackson и др.). Так же, как и сторонники субъектно-деятельностного подхода, они склонны утверждать, что в основе выгорания лежат организационные факторы. Профессиональное выгорание развивается как реакция в ответ на длительную включенность субъекта труда «в ситуации, требующие очень высоких эмоциональных затрат» [3; 4, С. 443-463; 8, С. 44; 18]. Поэтому в профессиях типа «человек-человек» крайне важно уделять внимание ресурсообеспече-нию специалиста на разных уровнях психологической регуляции.

Представители процессуального (динамического) подхода (В.В. Бойко, Л.Д. Демина, И.А. Раль-никова, Т.И. Рогинская, Р. Бродски, Дж. Гринберг, М. Буриш, К. Чернис и др.) рассматривают профессиональное выгорание как процесс, механизм психологической защиты, вырабатываемый самой личностью, который разворачивается во времени и состоит из нескольких четко определенных фаз. К таковым относятся: «медовый месяц» - удовлетворенность профессиональной деятельностью, проявление энтузиазма; «недостаток топлива» -появление симптомов усталости на фоне профессионального стресса; «хронические симптомы» -проявление раздражительности, агрессии, возникновение чувства подавленности; «кризис» - переживание неудовлетворенности эффективностью в работе, развитие хронических заболеваний; «пробивание стены» - переход переживаемого состояние в острую форму, которая может спровоцировать появление опасных заболеваний) [5, С. 128]. Указанные фазы, следующие одна за другой, позволяют дозировать и экономить расход энергетических и психологических ресурсов [2, С. 85-95.].

Ученые структурного подхода (В.А. Ганзен, Е.С. Картавая, Н.В. Мальцева и др.) рассматри-

вают профессиональное выгорание как сложное структурно-динамическое образование. Оно состоит из ряда конкретных элементов (эмоциональное истощение, негативные установки по отношению к другим, негативное отношение к себе, своим профессиональным достижениям) и формируется вследствие действия разнообразных факторов профессиональной деятельности и представляет негативный эффект профессионализации (стагнация, профессиональные кризисы) [9].

Взгляд на динамику протекания профессионального выгорания у специалистов также неоднозначен и зависит от конкретной концептуальной модели. В настоящее время существует следующие модели. Сторонники однофакторной модели (И. Аронсон, А. Пайнс) предполагают наличие в структуре феномена профессионального выгорания только лишь одного компонента - истощения, синтезирующего в себе физическую, эмоциональную и когнитивную сферы [20]. Ученые Д. Диерендонк, X. Сиксма, В. Шауфели в рамках двухфакторной модели утверждают, что выгорание есть синтез эмоционального истощения и деперсонализации [5, С. 145]. Сторонники наиболее популярной в настоящее время трехфакторной модели профессионального выгорания (К. Мас-лач, С. Джексон и др.) соглашаясь со структурой, предложенной в рамках двухкомпонентной модели, к эмоциональному истощению и деперсонализации добавляют третий компонент, связанный непосредственной с профессиональной деятельностью человека - редукцию профессиональных достижений [21, С. 397-422]. Четырехкомпонентная модель является частным случаем трехкомпонентной: в ней деперсонализация разделена на две составляющие, связанные с контактом с окружающими людьми и отношением к профессиональной деятельности, соответственно [16, С. 55-62]. Полагаем, что с учетом особенностей представителей профессий типа «человек-человек» четырехкомпонентная модель может быть охарактеризована как наиболее полная, поскольку включает специфические составляющие профессионального выгорания, связанные с межличностными контактами.

Таким образом, очевидность профессионального выгорания специалистов типа «человек-человек» вызывает интерес ученых к изучению этого феномена и решению различных психопрактических задач. Несмотря на различие позиций ученых трактовке этого феномена в каждом из них можно выявить общие тенденции. Так, например, элементы, входящие в структуру изучаемого феномена, в каждом подходе схожи: деперсонализация или цинизм, эмоциональное истощение, редукция

профессиональных достижений или снижение самооценки профессиональной эффективности. При этом каждый подход отражает разнообразные грани механизма возникновения, развития и протекания профессионального выгорания, ставит акценты на отдельных аспектах, обусловливающих его генезис (на роли ценностно-смысловой сферы, особенностях профессиональной деятельности или же на функционировании механизмов психологической защиты). В проводимом исследовании профессионального выгорания представителей профессии типа «человек-человек» мы придерживаемся эклектического подхода, который позволяет объединить имеющиеся научные подходы, выделенные учеными акценты. Анализ теоретических подходов не исчерпывает всей глубины проблемы, поэтому предстоит дальнейшее изучение профессионального выгорания специалистов профессий «человек-человек» как основы для научного исследования особенностей профессионального выгорания психологов органов внутренних дел с целью разработки Программы психокоррекции данного психологического феномена.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л., 1968.

2. Бойко, В. В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. : Питер, 2004. 473 с.; Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3. С. 85-95.

3. Водопьянова, Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов субъект-субъектных профессий) : дисс. ... докт. психолог. наук / Н. Е. Водопьянова. СПб., 2014. 554 с.

4. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья ; под ред. Г. С. Никифорова. 2000. С. 443-463.

5. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. СПб. : Питер, 2005. 336 с.

6. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е. В. Ермакова // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 34.

7. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык. М., 2009. С. 749-750.

8. Лукьянов, В. В. Выгорание и профессионализация / [Лукьянов В.В. и др.] // Сборник на-

учных трудов. Курск: Изд-во Курск. Гос. Ун-та. Курск, 2013. 440 с.

9. Мальцева, Н. В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя : дисс. ... канд. психол. наук / Н. В. Мальцева. Екатеринбург, 2005. 190 с.

10. Орел, В. Е. Синдром «Психического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала / В. Е. Орел // СПЖ. 2006. № 23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-i-stilevye-osobennosti-povedeniya-i-deyatelnosti-professionala (дата обращения: 02.05.2021).

11. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. М.: Институт психологии РАН, 2005. 330 с.

12. Орел, В. Е. Системогенетический подход к проблеме профессиональных деструкций / В. Е. Орел // Ярославский психологический вестник. 2009. Вып. 25. С. 56-60.

13. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орел // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 90-101.

14. Охотников, Ю. М. Психология стресса и стрессоустойчивого поведения: практические задания и упражнения: практикум / Ю. М. Охотников. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018.

15. Охотников, Ю. М. Профилактика профессионального выгорания сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних / Ю. М. Охотников, Н. С. Марьина // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. №1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-professionalnogo-vygoraniya-sotrudnikov-podrazdeleniy-po-delam-nesovershennoletnih (дата обращения: 18.05.2021).

16. Полякова, О. Б. Категория и структура профессиональных деформаций / О. Б. Полякова // Национальный психологический журнал. 2014. № 1 (13). С. 55-62.

17. Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс]: Центр дистанционного образования. URL: http://www. elitarium.ru/2005/01/12/sindrom_professionalnogo_ vygoranija.html. (15.03.2015), С. 11.

18. Старченкова, Е. С. Психологические факторы профессионального «выгорания»: на примере деятельности торгового агента : дисс. ... канд. пси-холог.наук / Е. С. Старченкова. СПб., 2002. 203 с.

19. Трущенко, М. Н. К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы / М. Н. Трущенко // Материалы международной заочной научной кон-

ференции «Психология: традиции и инновации». Уфа, 2012.С. 1-9.

20. Halbesleben, J. R. Burnout in organizational life / J. R. Halbesleben, M. R. Buckley // Journal of Management. 2004. Vol. 30. Р. 859-879.

21. Maslach, C., Job burnout / C. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leiter // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. Р. 397-422.

Bibliographic list

1. Ananyev, B. G. Man as an object of knowledge / B. G. Ananyev. L., 1968.

2. Boyko, V. V. Energy of emotions / V. V. Boyko. 2nd ed., additional and revised St. Petersburg : St. Petersburg, 2004. 473 p.; Roginskaya, T. I. Burnout syndrome in social professions / T. I. Roginskaya // Psychological Journal. 2002. vol. 23, No. 3. Pp. 85-95.

3. Vodopyanova, N. E. Resource support for countering professional burnout of labor subjects (by the example of specialists of subject-subject professions) : diss. ... doct. psychological sciences / N. E. Vodopyanova. SPb., 2014. 554 p.

4. Vodopyanova, N. E. The syndrome of mental burnout in communicative professions / N. E. Vodo-pyanova // Psychology of Health ; edited by G. S. Ni-kiforov. 2000. Pp. 443-463.

5. Vodopyanova, N. E. Burnout syndrome diagnosis and prevention / N. E. Vodopyanova, E. S. Starch-enkova. St. Petersburg : St. Petersburg, 2005. 336 p.

6. Ermakova, E. V. The study of emotional burnout syndrome as a violation of the value-semantic sphere of personality (theoretical aspect) / E. V. Ermakova // Cultural-historical psychology. 2010. No. 1. p. 34.

7. Kitaev-Smyk, L. A. Psychology of stress. Psychological anthropology of stress / L. A. Kitaev-Smyk. M., 2009. Pp. 749-750.

8. Lukyanov, V. V. Burnout and professionaliza-tion / [Lukyanov V. V. et al.] // Collection of scientific papers. Kursk: Publishing House of Kursk. State. Unta. Kursk, 2013. 440 p.

9. Maltseva, N. V. Manifestations of mental burnout syndrome in the process of teacher profes-sionalization : diss. ... cand. psychological sciences / N. V. Maltseva. Yekaterinburg, 2005. 190 p.

10. Orel, V. E. Syndrome of "Mental burnout" and the stylistic features of the behavior and activities of professional / ve eagle // SPM. 2006. No. 23. Address: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-i-stilevye-osobennosti-po-vedeniya-i-deyatelnosti-professionala (date accessed: 02.05.2021).

11. Orel, V. E. Syndrome of mental burnout of the person / V. E. eagle. Moscow: Institute of psychology RAS, 2005. 330 p.

12. Orel, V. E. Systemogenetic approach to the problem of professional destructions / V. E. Eagle // Yaroslavl Psychological Bulletin. 2009. Issue 25. Pp. 56-60.

13. Orel, V. E. The phenomenon of "burnout" in foreign psychology: empirical research and prospects / V. E. Eagle // Psychological Journal. 2001. Vol. 22. No. 1. Pp. 90-101.

14. Okhotnikov, Yu. M. Psychology of stress and stress-resistant behavior: practical tasks and exercises: practicum / Yu. M. Okhotnikov. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, 2018.

15. Okhotnikov, Yu. M. Prevention of professional burnout of employees of juvenile affairs units / Yu. M. Okhotnikov, N. S. Maryina // Psychology and pedagogy of official activity. 2019. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-professionalnogo-vygoraniya-sotrudnikov-podraz-deleniy-po-delam-nesovershennoletnih (accessed: 05/18/2021).

16. Polyakova, O. B. Category and structure of professional deformations / O. B. Polyakova //

National Psychological Journal. 2014. No. 1 (13). Pp. 55-62.

17. Samoukina, N. V. Professional burnout syndrome [Electronic resource]: Distance Education Center. URL: http://www.elitarium.ru/2005/01/12/ sindrom_professionalnogo_vygoranija.html . (15.03.2015), P. 11.

18. Starchenkova, E. S. Psychological factors of professional "burnout": on the example of the activity of a sales agent : diss. ... cand. psychologist.Sciences / E. S. Starchenkova. St. Petersburg., 2002. 203 p.

19. Trushchenko, M. N. On the issue of burnout syndrome: traditional research approaches and the current state of the problem / M. N. Trushchenko // Materials of the international correspondence scientific conference "Psychology: traditions and innovations". Ufa, 2012. Pp. 1-9.

20. Halbesleben, J.R. Burnout in organizational life / J. R. Halbesleben, M. R. Buckley // Journal of Management. 2004. Volume 30. Pp. 859-879.

21. Maslakh, S., Burnout at work / S. Maslakh, V. B. Shaufeli, M. P. Leiter// Annual review of Psychology. 2001. Volume 52. Pp. 397-422.

Социальная психология : учебник / под ред. А. М. Сто-ляренко. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 207 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Учебник содержит полную и четко структурированную систему современных социально-психологических знаний - важного раздела психологической науки. Это знания о психологии групп и поведения человека в группах, - знания нужные для жизни и деятельности каждому образованному человеку. Развитие человека, его права и свободы учеба, труд, семья, торговля, менеджмент, преступность, культура, досуг, жизненные кризисы, пьянство, наркомания - все так или иначе вплетено в систему социально-психологических связей и зависимостей. Понимание их и умение разбираться в них - важнейшее условие жизненных успехов.

Учебник ориентирован на широкий круг читателей, использование в вузах самого различного профиля, готовящих кадры, чья деятельность требует достаточной социально-психологической компетентности.

Содержание учебника включает весь минимум социально-психологических знаний, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Оно открывает и возможность его профилирования при подготовке будущих профессионалов разных направлений деятельности.

rVhl |>члвц**а A.V. Cicrapi'U-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.