Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ'

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная / геополитика / ситуация / сотрудничество / Россия / regional / geopolitics / situation / cooperation / Russia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жураева К.С.

В статье рассмотрены основные теоретические подходы к изучению геополитической ситуации в Каспийском регионе, изучены геополитическая значимость каспийских энергоресурсов в реализации региональных политик, проанализированы новейшие тенденции геополитической ситуации в Каспийском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC THEORETICAL APPROACHES TO STUDYING THE GEOPOLITICAL SITUATION IN THE CASPIAN REGION

The article considers the main theoretical approaches to studying the geopolitical situation in the Caspian region, explores the geopolitical significance of the Caspian energy resources in the implementation of regional policies, analyzes the latest trends in the geopolitical situation in the Caspian region.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Жураева К. С., магистр Ташкентский государственный институт Востоковедения

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАСПИЙСКОМ

РЕГИОНЕ

Аннотация: В статье рассмотрены основные теоретические подходы к изучению геополитической ситуации в Каспийском регионе, изучены геополитическая значимость каспийских энергоресурсов в реализации региональных политик, проанализированы новейшие тенденции геополитической ситуации в Каспийском регионе.

Ключевые слова: региональная, геополитика, ситуация, сотрудничество, Россия.

Zhuraeva K.S., master Tashkent State Institute of Oriental Studies

BASIC THEORETICAL APPROACHES TO STUDYING THE GEOPOLITICAL SITUATION IN THE CASPIAN REGION

Annotation: The article considers the main theoretical approaches to studying the geopolitical situation in the Caspian region, explores the geopolitical significance of the Caspian energy resources in the implementation of regional policies, analyzes the latest trends in the geopolitical situation in the Caspian region.

Key words: regional, geopolitics, situation, cooperation, Russia.

Методологическую основу статьи составили ключевые парадигмы теории международных отношений, в частности концепция политического реализма, а также использован системный анализ.

Как нам известно, сегодня мы много употребляем термины как: «Каспийский регион», «Южный Кавказ», «Центральная Азия» и т д. поэтому в научной среде сформировались различные трактовки термина «Каспийский регион».

В данном исследовании мы рассмотрим особенности внешней политики России в Каспийском регионе.

В связи с активизацией геополитических процессов в Каспийском регионе необходим дальнейший комплексный анализ происходящих региональных изменений и перспектив геополитического развития региона. В имеющихся на сегодняшний день исследованиях, посвященных Каспийскому региону, достаточно глубоко освещается динамика региональных геополитических процессов, что обусловлено возрастанием

роли Каспийского региона в современном мире. Стремление к сотрудничеству, тем не менее, в начале XXI века становится одним из императивов внешней политики государств региона. Перспективы развития сотрудничества в Каспийском регионе имеют большой общественный и научный интерес, т.к. от того, как будет развиваться региональное сотрудничество, будет зависеть способность государств Каспийского региона обеспечить свои национальные интересы. На современном этапе мирового развития и геополитических трансформаций приобретают особую актуальность исследования специфики южного направления внешней политики Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью выработки новой внешнеполитической линии России в ответ на усиливающуюся тенденцию влияния на Каспийский регион прикаспийских стран, «околокаспийских» государств, мировых центров силы.

Каспийское направление внешней и внутренней политики всегда было жизненно важным для России. Именно здесь своеобразно проявляется историческая матрица геополитических и этнополитических закономерностей российской политики. Геополитическое положение в наибольшей степени определяет характер внешнеполитических факторов обеспечения стабильного и безопасного развития региона. Другая важная характеристика Каспийского региона - его этнополитическая и этноконфессиональная специфика. Именно здесь происходили наиболее серьезные конфликты в межэтнической сфере, получили распространение религиозно-политический экстремизм и терроризм. Здесь же сохраняется реальная угроза целостности и безопасности России. Более того, в Каспийском регионе усилилось противоречие между процессами глобализации и регионализации в межгосударственной, межэтнической, конфессиональной и культурной сферах, не завершен «дележ» запасов углеводородов и путей транспортировки углеводородного сырья между мировыми акторами. лавный момент во взаимоотношениях государств Каспия в определении Статуса моря, заключался в том, что РФ остается прямым правопродолжателем договоров 1921 и 1940 гг. с Ираном. В соответствии с международным правом правовой статус и режим объекта совместного пользования претерпевают изменения в связи с переменами состава его пользователей. Фактически Россия предлагала прикаспийским странам условия, при которых они до заключения нового договора не могли бы осуществлять никакой деятельности на Каспии без согласования с Россией и Ираном. Формально Россия права, поскольку эти договоры никто не отменял, и согласно международному праву все прикаспийские государства должны были их соблюдать. Любые односторонние действия по их изменению нарушали бы существующий статус Каспийского моря, вели к дестабилизации обстановки в регионе. В целях поддержания региональной безопасности Россия должна иметь широкие возможности для укрепления своего влияния в регионе. Но для этого ей необходимо не ограничиваться

вопросами энергетического и военно-политического сотрудничества, а участвовать в решении актуальных для данного региона проблем.

В целом политика России, направленная на активизацию военно-политического сотрудничества в рамках ОДКБ, политического сотрудничества в ШОС и экономического сотрудничества по линии ЕврАзЭС, способна вести к укреплению позиций по всем направлениям. Она может усилить доминирование российских военных, политических и экономических стандартов в Центральной Азии. Для страны Центрально-Азиатского региона, такое сотрудничество взаимовыгодно и, более того, его активизация обусловлено необходимостью противостояния реальным угрозам: терроризму и экстремизму, наркобизнесу, транснациональной преступности.

В этой связи возрастает значимость определения внешнеполитических приоритетов России в Каспийском регионе постсоветского пространства и выявления эффективных политических механизмов реализации модели рационального партнерства.

Регион превратился в важнейшую ресурсную базу мировой экономики, и его значение будет возрастать по мере истощения энергоресурсов в других точках земного шара.

И как мы знаем, что появление новых независимых государств (ННГ) в значительной степени изменило геополитическую картину не только Евразии, но и всего мира. В результате этого и на прилегающем к Каспию постсоветском пространстве оказалась разрушенной, не только десятилетиями, а в некоторых случаях и столетиями налаживаемая, система социально-экономических, трансграничных, культурных, межнациональных и иных связей, но и естественно сложившаяся транспортная, энергетическая, военная инфраструктура, системы товарообмена и разделения труда. Место монолитного геополитического пространства СССР заняло фрагментированное «постсоветское» пространство, и вокруг Каспия появились еще три независимых государства (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) помимо России (как преемницы СССР) и Ирана. В связи с этим Каспий стал достоянием пяти государств и объектом притязаний государств и крупных транснациональных корпораций (ТНК).

Следует учитывать, что Каспий - объект, который находится под давлением целого комплекса нерешенных проблем, связанных с энергетическими, экологическими рисками, локальными конфликтами. До сих пор не согласованы многие аспекты правового статуса Каспийского моря, разграничение акватории моря, условия транзита энергоносителей и прокладки транскаспийских трубопроводов. Так, до распада СССР все возникшие споры вокруг Каспия решались Договором между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 г. и Договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 г. Установленные этими договорами режимы свободы судоходства и рыболовства (в последнем случае - за исключением десятимильной прибрежной зоны), запрет на

плавание судов под флагами не каспийских стран продолжают действовать в настоящее время, поэтому должны строго соблюдаться. Это в равной мере относится и к «старым», и к «новым» прикаспийским государствам, главы которых вместе со своими коллегами из других государств - участников СНГ заявили в Алма-атинской декларации от 21 декабря 1991 г., что гарантируют соблюдение вышеназванных договоров до определения юридического статуса Каспия.

Своевременность изучения различных аспектов Каспийского региона становится особенно очевидной, если учесть, что без всестороннего анализа ряда вопросов невозможно понять как глубинные явления и характер, так и основные тенденции развития стран и народов этого региона. Изучение геополитических нюансов регионального развития требуется для определения механизмов совместного решения проблем Каспия, без чего нельзя разработать и реализовать комплекс необходимых мер и создания пятью прибрежными государствами общей региональной структуры, функционирование которой способствовало бы эффективному сотрудничеству государств Каспийского региона и созданию системы региональной безопасности.

Глобализация привела к новым размежеваниям социокультурного характера, обострила проблемы этнической и религиозной идентичности. Ряд исследователей прогнозируют «столкновение цивилизаций», войны по культурно-религиозному признаку в качестве ближайшей перспективы мирового развития. В тоже время рассматриваются вопросы сторонниками концепций межцивилизационного и межкультурного диалога культурного взаимопонимания и этноконфессиональной толерантности. В связи с этим любые геополитические изменения в рамках каспийского направления не могут не затрагивать национальных интересов Российской Федерации, как и не могут изолировать ее от участия в них. Внимание к внешнеполитическим усилиям России в этом регионе вызвано и тем, что он по своему географическому расположению, богатым углеводородным запасам и другим параметрам является стратегически важным регионом России.

Особое внимание к геополитическому климату Каспийского региона со стороны Российской Федерации вызвано и тем, что специфические условия Каспийского региона определили исключительную для многонациональной и многокультурной пространства степень этнонациональной и конфессиональной мозаичности и многообразия. Эти и множество других факторов несут в себе огромный заряд конфликтогенности. К тому же многие из них относятся к сфере международных отношений региона и весьма трудно поддаются анализу с общепринятых подходов, основанных на реалистической, идеалистической, институциональной или иных парадигмах, традиционно используемых в теории международных отношений.

Актуальность этой проблемы можно увидеть том что, сегодня очень много исследований на эту тему. И российские, и Центрально Азиатские

ученые, исследователи, магистры, а также бакалавры. Например, проблемы Каспийского региона рассматривались и анализировались и зарубежными исследователями, и политологами, такими как Ж. Аттали, З. Бжезинский, Р. Блэкуилл, Г. Кемп, М.Т. Клэр, М. Коллон, Д. Кьеза, Дж. Макдугал, К.Е. Мейер, Т. Мейсан, Д. Морган, Ф. Моро-Дефарж, Р. Пайпс, А. Рар, Дж. Роберт, Т.А. Сайко, А. Тойнби, С. Хантингтон, П. Хопкирк и др.

Немало работ в отечественной и зарубежной литературе посвящено геополитическим, геоэкономическим, конфессиональным и иным проблемам региона.

Деятельность России в Каспийском регионе как важная составляющая внешней политики находит свое отражение в государственных программах, определяющих основные направления и механизмы международного экономического сотрудничества, в «концепциях внешней политики Российской Федерации» (1993, 2000, 2008) и стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009), других важных документах, определяющих современные и перспективные позиции России в мировом сообществе.

Вместе с тем многие важные геополитические аспекты регионального развития нуждаются в дальнейшем исследовании с учетом изменяющейся глобальной и региональной конфигурации сил.

Также эмпирическая база формировалась на основе разработанной программы исследований политических проблем регионального развития и региональных межгосударственных взаимоотношений Каспийского региона, в рамках которой были получены следующие эмпирические данные:

- материалы контент-анализа проблем Каспийского региона в программных документах основных политических партий и политических движений региона;

- материалы контент-анализа выступлений депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого, второго и третьего созывов, представителей партий и государственных органов за период 1994-2008 гг.; по вопросам безопасности, определения юридического статуса Каспийского моря, проблем всего региона;

- материалы анализа эффективности федеральных государственных и региональных программ (выполнявшихся и запланированных к выполнению на период 1994-2010 гг.), реализующих политические решения в сфере международных отношений;

- материалы изучения информационно-аналитических вестников и альманахов Парламента Российской Федерации, в которых публиковались записи дискуссий ведущих экспертов по проблемам Каспийского региона; внутренней и внешней политики региональных государств.

Как мы знаем, что после распада СССР начали создаваться такие интеграционные межгосударственные организации, как: ОДКБ (ДКБ), ЕврАзЭС, ШОС. Их деятельность направлена на сплочение региональных

акторов, восполнение имеющегося вакуума в международном правовом поле, совместную активность в области экономического политического и других видов сотрудничества. Важность региональных институтов взаимодействия определяется и тем, что благодаря им возникает новая и самостоятельная культура межгосударственных отношений в регионе. При явно обозначившихся проблемах в международном праве, появлении различных радикальных концепций будущего мироустройства каспийское и центральноазиатское сотрудничество преставляется естественным процессом в становления региона, определении специфики оегиональной модели сотрудничества.

Коренные изменения в политике каспийских государств произошли на третьем этапе под влиянием процессов глобализации (начало XXI в.). Усиле усиление интеграционной мотивации в их внешней политике, примером чему является проведение регулярных саммитов глав государств Каспийского ре- гиона, а также проведение региональных и международных мероприятий с участием официальных лиц и представителей экспертного сообщества каспийских государств свидетельствует о том, что идея укрепления регионального сотрудничества всерьез рассматривается в качестве одной из главных альтернатив развития региона в XXI в. Доказывается, что развитие трансграничного сотрудничества является существенной частью национальных интересов России в регионе, т.к. его укрепление будет способствовать наращиванию политического влияния России в Каспийском регионе, а также на более обширном пространстве Кавказа и Центральной Азии, а также модернизации всего Каспийского региона в духе современных тенденций глобализации и сохранению российского лидирующего положения в вопросах транспортировки каспийских энергоресурсов. Обеспечение региональной и национальной безопасности может быть достигнуто только на основе комплексной системы мер, направленных на профилактику, предотвращение, разрешение конфликтов (межэтнических, социальных, политических,

межконфессиональных) в регионе в целях достижения паритета интересов индивида, социальной общности, обществ и государств региона в целом. Тем не менее, Федеральный центр начал активные действия по наведению порядка в своих субъектах Каспийского побережья. И на современном этапе создание руководством России Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и назначение А.Г. Хлопонина полпредом, народы Кавказа возлагают огромные надежды. Надеются на стабилизацию и экономическое улучшение, создание рабочих мест, где скрытая безработица доходит до 60%.Принята новая программа развития СКФО до 2025 г.

В разные исторические периоды относительная значимость Каспия для геополитического развития как России, так и Евразийского пространства менялась. В частности, главные угрозы жизненно важным интересам государств региона исходят сегодня не извне, а являются следствием процессов, происходящих внутри самих государств и между государствами.

Исходя из этого, приоритеты задач регионального сотрудничества государств Каспийского региона. Повышение эффективности политики России в регионе требует принятия и реализации дополнительных внешнеполитических решений, которые обеспечивали бы четкую координацию деятельности министерств и ведомств в этой области под руководством Президента Российской Федерации в целях проведения единой линии России в отношениях с иностранными государствами и международными организациями, а для этого важно иметь целостное видение региональной модели сотрудничества.

Использованные источники:

1. Аманниязов К. Н. Каспийское море. Геология и нефтегазоносность.1. Алма-Ата 1999.

2. Барсегов Ю.Г. Каспий в международном праве и мировой политике. М. 1998

3. Ланда К.Г. Каспийский регион в современной геополитике: Монография. Екатеринбург - Ижевск: Изд-во Института Экономики УрО РАН, 2005. - 147 с. -10,0 п. л.

4. Ланда К.Г. Центральноазиатское направление Российской геополитики: Монография. - Махачкала: RIZO PRESS ПБОЮЛ ГАДЖИЕВ С.С., 2006. - 264 с. - 16,75 п. л.

5. Ланда К.Г. Каспийская модель регионального сотрудничества: Монография. - Москва: Изд-во РАГС, 2008. - 140 с. - 8,8 п. л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.