Научная статья на тему 'Основные тенденции в развитии сети радиофикации и радиовещания в медиакультуре Западной Сибири в послевоенный период (1946 1958 гг. )'

Основные тенденции в развитии сети радиофикации и радиовещания в медиакультуре Западной Сибири в послевоенный период (1946 1958 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
310
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕДИАКУЛЬТУРА / РАДИО / РАДИОФИКАЦИЯ / РАДИОВЕЩАНИЕ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / CULTURAL ORGANIZATION / MEDIACULTURE / RADIOS / RADIO INSTALLATION / RADIOBROADCASTING / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зяблицева Светлана Владимировна

Статья посвящена мало исследованной проблеме радиостроительства в Западной Сибири. Рассматривая радиофикацию и радиовещание в системе медиакультуры как двуединую структуру, автор анализирует организационные меры по оптимизации работы радио, темпы радиофикации региона, выявляет жанровые и тематические составляющие радиопрограмм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic trends in the development of the network of radio installation and radiobroadcasting of West Siberia in the postwar period (19461958)

The article is dedicated to the barely studied problem of radio-building in Western Siberia. Considering the system of radio installation and radiobroadcasting as the united structure, the author analyzes organizational measures for the optimization of the work of radio, rates of the radio installation of region, are revealed genre and subject components of radio-programs.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции в развитии сети радиофикации и радиовещания в медиакультуре Западной Сибири в послевоенный период (1946 1958 гг. )»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

УДК 008 : 654.19 (09) (571.1) В. ЗЯБЛИЦЕВА

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СЕТИ РАДИОФИКАЦИИ И РАДИОВЕЩАНИЯ В МЕДИАКУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

(1946 - 1958 гг.)

Статья посвящена мало исследованной проблеме радиостроительства в Западной Сибири. Рассматривая радиофикацию и радиовещание в системе медиакультуры как двуединую структуру, автор анализирует организационные меры по оптимизации работы радио, темпы радиофикации региона, выявляет жанровые и тематические составляющие радиопрограмм.

Ключевые слова: культурные учреждения, медиакультура, радио, радиофикация, радиовещание, Западная Сибирь.

Послевоенное решение проблем радиофикации Западной Сибири, связанных с восстановлением народного хозяйстве и ее важнейшей культурно-идеологической составляющей, проявились в ограниченных масштабах радиосети, на незначительных территориях, что было вызвано слабостью ее материальной базы. Начался этот процесс с административных реформ, направленных на организацию единых структур, занимавшихся вопросами расширения радиосети и ее технического обеспечения. Первым шагом в этом направлении стало объединение под эгидой Дирекции радиотрансляционных сетей (ДРТС), включавших в себя ранее лишь государственные радиостанции и радиоузлы и занимавшихся их строительством и эксплуатацией, практически всех имевшихся в регионе приемопередающих радиоорганизаций, включая ведомственные. Что означало создание единой государственной системы проводного радиовещания, вне которой оставалось лишь колхозное радио. О масштабности этой акции свидетельствует пример Кемеровской области, где преимущественно за счет радиоузлов, до того принадлежавших промышленным и аграрным предприятиям, их общее количество в системе областного Управления связи увеличилось с 43 в 1949 г. до 100 — в 1950 г. [1]. Одновременно, в связи с преобразованием в июле 1949 г. Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию в Комитет по радиоинформации и последовавшим за этим «разводом» технических и творческих коллективов и служб, на местах были организованы одноименные комитеты, объединявшие радиоредакции всех уровней — от областных (краевых) до районных и занимавшиеся исключительно подготовкой радиопрограмм [2].

Деятельность радиофикаторов, перешедших в ведение Министерства связи и его местных структур, в 1950-е гг. определялась принятым в ноябре 1949 г. постановлением Совмина СССР «О мерах по улучшению радиофикации СССР», особый пункт которого был посвящен ситуации в этой сфере в сельских районах. Исходя из реального положения дел, Совмин предписывал Министерству связи и его подразделениям на

местах, а также органам Советской власти «считать радиофикацию села важнейшей задачей» [3, с. 110], остававшейся приоритетной на протяжении всего последующего десятилетия. О том, с каких стартовых позиций начиналось решение проблемы на территории Западной Сибири, позволяет судить один из приказов отдела культпросветработы Алтайского крайисполкома, из которого следует, что в конце апреля 1950 г., на финише четвертой пятилетки, в крае только намечалось «завершить радиофикацию избчитален, сельских клубов, сельских и районных библиотек и районных домов культуры и организовать регулярное и систематическое слушание радиопередач с различными группами населения». Из дальнейшего текста приказа следует, что подобную работу можно было бы завершить и до появления правительственного постановления и особых указаний крайкома ВКП(б), поскольку требовалось-то всего ничего: «Если в селе есть электростанция, то приобрести приемник с питанием от электросети, если же не электрифицировано, то устанавливать батарейные приемники «Родина» [4].

Наиболее благополучно складывалась ситуация в Омской области, где массовая работа по радиофикации деревни началась раньше, чем в других сибирских районах. Только в 1949 — 1950 гг. здесь было оборудовано 198 радиоузлов, к которым подключились 55 тыс. новых абонентов. На 1 мая 1950 г. в области было радиофицировано 94,2 % деревенских домов [5, с. 256], за что омские радиофикаторы были удостоены похвалы министра связи СССР в передовой газеты «Правда», — в те годы это была большая честь [6]. Особенностью радиофикации сибирского села в конце 1940-х — начале 1950-х гг. явилось финансовое участие в этом процессе колхозов и совхозов. В той же Омской области агроучреждения только в 1949 г. выделили на эти цели более 4 млн рублей. В Кузбассе из 7045 радиоточек, пополнивших в 1950 г. радиосеть области, 3578, то есть ровно половина, были установлены за счет колхозно-совхозных средств. В Алтайском крае при долевом участии сельхозартелей в 1952 —1953 гг. появилось 186 радиоузлов, благодаря чему удалось радиофицировать 260 колхозов [7, с. 236, 269; 8].

Однако при всей значимости локальных достижений в радиофикации сельских территорий Западной Сибири, выпавших на конец 1940-х — начало 1950-х гг., регион в целом был очень далек от решения той «важнейшей задачи», которая ставилась правительством в ноябре 1949 г. Еще в 1952— 1953 гг. в Алтайском крае и Новосибирской области была радиофицирована лишь шестая часть колхозов, а радиоточки в эфирном и проводном варианте имели менее 12 % крестьянских дворов [9].

Для активизации процесса продвижения радио в деревню, недостаточные темпы которого наблюдались не только в Западной Сибири, но и в других районах страны, потребовалось принятие еще одного властного декрета, на сей раз — постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «О мероприятиях по дальнейшему развитию и завершению радиофикации сельской местности», опубликованного 4 мая 1954 г. Поставленная в нем задача — полная радиофикация села должна была быть решена к началу 1959 г. [3, с. 120]. Данные статорганов свидетельствуют о значительном прогрессе, достигнутом в радиофикации сибирского села в промежутках между 1951 и 1958 гг. С учетом низких темпов, отмеченных в этой сфере в начале 1950-х гг., легко предположить, что основные достижения пришлись на вторую половину этого периода. В Новосибирской области на 1 января 1959 г. было радиофицировано 97,9 % сельских населенных пунктов, в то время как в июне 1958 г. — лишь 39 % [10]. В целом по Западной Сибири уровень радиофикации деревенских дворов в 1950 — 1958 гг. поднялся с 12,7 до 70 %. Если в 1950 г. на каждую тысячу сельского населения региона приходилось 33 радиоточки, то через 8 лет показатель «плотности радиоточек» (т. е. их количество в расчете на одну тысячу жителей) здесь увеличился в 6 раз. При этом произошло выравнивание этого важнейшего критерия радиофикации на всем пространстве Западной Сибири, включая самый «сельский» в регионе Алтайский край, где в 1958 г. одна радиоточка или радиоприемник приходились не на 46, как в 1950 г., а на 6 человек [7, с. 269]. Это означало, что к концу рассматриваемого периода слушать радиопередачи на территории региона могла практически каждая крестьянская семья. За эти 8 лет численность трансляционных точек в регионе в среднем выросла в три раза, что позволило Западно-Сибирскому району по темпам радиофикации значительно опередить общероссийский показатель — 2,3 раза [11]. Во внимание в данном случае не берется численность эфирных радиоприемников, количество которых в личном пользовании граждан на этом временном промежутке постоянно увеличивалось. Если в 1949 г. у жителей Новосибирской области имелось около 10 тыс. радиоприемников, то в 1958 г. — 126,7 тыс., в том числе в сельской местности — 31,0 тыс. В Кемеровской области, где в 1950-е гг. продавалось до 7 и более тыс. радиоприемников в год, их количество возросло еще больше — с 7624 в 1950 г. до 194710 — в 1958 г. Из них 28444 (14,6 %) находились в пользовании сельских жителей, что было больше доли селян в общей численности населения области, составлявшей 12—13 % [12].

Одновременно в конце 1950-х гг. в медиакультуре Западной Сибири наметилась тенденция сокращения численности проводных радиоточек. Уже в 1957 г. их количество уменьшилось в нескольких промышленных центрах Кузбасса: Белове, Киселевске, Ленинске-Кузнецком, Осинниках, Прокопьевске. О том же свидетельствовал такой важный показатель, как динамика роста доходов системы радиообеспечения. Если с 1955 по 1956 гг. доход, полученный Кемеровским

областным Управлением связи, увеличился на один миллион рублей, то с 1957 по 1958 гг. — всего на 20 тыс. [13]. Не исключено, что тенденция сокращения радиоточек во многом являлась следствием плохого качества радиозвучания или его отсутствия, объяснявшихся, как отмечалось в отчете Кемеровского Управления связи за 1958 г., «не полным обеспечением линейными и установочными материалами», а также малоулучшив-шимся, по сравнению с военным временем, кадровым составом радиофикаторов. В 1958 г. в системе радиофикации Кузбасса работало всего 5 дипломированных инженеров, места остальных занимали техники или практики, не имевшие специального образования. В пяти районах области из 18 были вакантны должности начальников отделов радиофикации [14].

С позиций интересов периферийных радиостудий и их слушателей изменения со знаком минус в конце 1940-х — начале 1950-х гг. произошли и в структуре вещания. Если сразу после окончания войны наибольшую часть эфирного времени занимали передачи местного производства (так называемые «собственные»), то, начиная с конца 1940-х гг., основная его часть стала отводиться московским программам. К примеру, в Т омске в 1948 г. на 1,5 часа собственного вещания в сутки приходилось 15 часов трансляций программ Центрального радио [15, с. 747].

Перемены коснулись и организационной структуры местного вещания. В ноябре 1948 г. ЦК ВКП(б) принял решение, касающееся организации работы его районного звена. Учитывая, что «существование в районе двух редакционных аппаратов (редакции газеты и редакции радиовещания) вызывает ненужный параллелизм в их работе, непроизводительное использование редакционно-литературных сил и лишние затраты государственных средств», ЦК партии возложил подготовку и проведение радиопередач в сельских районах на редакции местных газет [3, с. 108]. В постановлении речь шла лишь о сельских районных радиоредакциях, однако в дальнейшем подобная форма «совместительства» стала применяться и в городах. На основании приказа Комитета по радиоинформации при Совмине СССР «О районном и городском радиовещании в Кемеровской области», начиная с ноября 1951 г., функции радиовещания перешли к газетам в Ленинске-Кузнецком, Белове, Осинниках [16]. В 1953 г. понизился и статус Комитетов по радиоинформации всех уровней, опустившихся на одну административную ступень и ставших отделами Комитетов культуры, что, впрочем, ничего не изменило в ситуации с радиовещанием [17]. Показателен в этом смысле ответ старейшей работницы Кемеровского областного радио К.И. Бровиковой. На вопрос: «Как повлияла на работу коллектива смена вывески ? » она, не задумываясь, ответила: «Никак не повлияла. Нами всегда командовал обком партии. Что скажут, то и делали» [18]. О том, что административные реформы в сфере радиовещания практически не влияли на жизнь редакционных коллективов, говорит и стабильность их организационных структур, не менявшихся с довоенных лет. Как правило, они были унифицированы и состояли из редакций общественно-политических, информационных, литературно-драматических, музыкальных, детских и, в отдельных случаях, как это наблюдалось и в газетах, — отраслевых программ. Поскольку первый набор на первое в стране отделение радиожурналистики Московского университета был сделан только в сентябре 1958 г., то художественно-творческий персонал радиоредакций, как правило, состоял из работников, ранее занимавшихся совсем другим делом.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

Практически в неизменном виде из довоенного периода в послевоенный в медиакультуру Западной Сибири были перенесены особенности, связанные с зональным распределением и тематическим содержанием программ и передач. Как и в 1931 г., когда вошла в строй Новосибирская станция РВ-76, они делились на те, которые предназначались для западносибирской аудитории, и те, что готовились для областных, городских и районных зон вещания. В первом случае ежедневно, кроме воскресенья, утром передавался обзор областных (краевой) партийной и комсомольской газет, а вечером — 10-минутный выпуск местных «Последних известий». В субботние дни в рамках обозрения «По Западной Сибири» с 15-минутными программами на «актуальную тему» в эфир выходили радиожурналисты Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской и Томской областей [19]. (Омская область в эту зону радиовещания не входила). Начиная с марта 1958 г. вместо этих разрозненных передач на волне станции РВ-76 начал выходить региональный тематический радиожурнал, подготавливавшийся местными журналистами на основании планов, согласованных со всеми радиокомитетами Западной Сибири. Как отмечалось в Постановлении Г оскомитета по радиовещанию, принятому в декабре того же года, журнал «оправдал свое назначение» [20], что было равнозначно указанию на распространение опыта западносибирских комитетов по всей стране. Наиболее удачными авторы постановления признали журналы «На стройках Сибири», «За технический прогресс», «Для работников сельского хозяйства» и несколько молодежных выпусков.

Очевидно пропагандистское содержание регионального журнала дополняли передачи той же направленности, выходившие на волне областных, городских и районных студий. Анализ так называемых микрофонных папок, содержащих поредакционный перечень передач, их периодичность и отведенное им время, показывает, что основную часть программ радиостудий любого уровня составляли общественнополитические передачи и циклы с явным преобладанием «политического» над «общественным». Об этом, в частности, свидетельствуют папки Новосибирского радиокомитета [21]. Если на передачи общественного блока (беседы для родителей, беседы врача, естественно-познавательные и т.п.) отводилось 2 часа в месяц, то только на консультации для изучавших историю КПСС и политэкономию, — пять. Одновременно отраслевыми редакциями выдавалось до 18—19 передач на промышленные и сельскохозяйственные темы, о содержании которых говорят их заголовки: «За высокую производительность труда», «Стройки новой пятилетки», «Хлеб — государству», «Агрономы у микрофона», «Трибуна передовиков социалистического соревнования», «За технический прогресс», «Битва за урожай», «Первая сверхплановая продукция» и т.п. Наглядное представление о масштабах пропагандистского, агитационного, промышленного и сельскохозяйственного вещания дает отчет Новосибирского комитета по радиоинформации за 1949 г., из которого следует, что за это время каждый находившийся в зоне его доступности мог прослушать 1031 передачу подобной тематики, в том числе «459 — официальных и 572 оригинальных», то есть подготовленных новосибирскими радиожурналистами. 120 из них, — отмечалось в отчете, — представляли собой «Беседы на производственные темы» и 123 — «Пропагандистские статьи на разные темы» [22]. Представляется, что подобная тематика, повторявшаяся из года в год на протяжении многих лет и рассчитанная более всего

на выполнение редакционных планов по разделу «Политико-массовое вещание», являлась одной из причин отторжения от радио значительной части слушателей, что стало заметно проявляться в конце 1950-х гг. Ведь аналогичные программы шли не только по региональным и областным, но также городским и районным радиоканалам.

По сравнению с довоенным периодом мало изменилось и содержание художественного блока радиопрограмм. Его особенности составили основу радио в контексте региональной медиакультура. В рамках собственного вещания передавались радиоспектакли, количество которых, к примеру, в Новосибирске, как и до войны, составляло 14 — 15 в месяц, под рубрикой «Театр у микрофона» транслировались спектакли местных и гастролирующих трупп, выступления драматических коллективов художественной самодеятельности. Значительная часть эфирного времени отводилась музыкальным программам, о чем, в частности, можно судить по плану редакции музыкального вещания Новосибирского радио на март 1955 г., предполагавшего проведение 47 передач в жанре оперы и оперетты, концертов камерной и легкой музыки, включая 10 выступлений собственного оркестра народных инструментов [23].

Подобно другим учреждениям культуры, художественные редакции радиовещания оказались под давлением партийных постановлений по вопросам литературы и искусства начала второй половины 1940-х гг., содержавших указание «Выводить художественномузыкальное вещание из застоя, опираясь на идеологические установки ЦК ВКП(б)» [24]. «Застой» в художественной редакции Кемеровского радио проявился, в частности, в передаче рассказов М. Зощенко, оперативно сменившихся чтением «Молодой гвардии» А. Фадеева и «Людей с чистой совестью» Вершигоры [25].

Подводя итоги сказанному, приведем цитату из постановления ЦК КПСС от 29 января 1960 г. «Об улучшении советского радиовещания», в котором отмечалось, что «многие радиопередачи слабо связаны с жизнью, ведутся неумело, шаблонно и поэтому не вызывают интереса и отклика у слушателей» [26, с. 130]. Фактически это было признание не только заметно ослабевшего влияния радио на слушателей в условиях во многом изменившейся во второй половине 1950-х гг. общественно-политической обстановки, но и ущербности советского радиовещания, что проявилось в не менявшемся тематически-жанровом консерватизме содержания радиопрограмм, их чрезмерной идеологизации. Указанные тенденции, по сути, сводили на нет действительно впечатляющие усилия государства по расширению союзного, в том числе западносибирского медиакультурного пространства.

Библиографический список

1. Государственный архив Кемеровской области. ГАКО. Ф. 428. Оп. 1. Д. 1. Л. 199; Д. 10 Л. 114.

2. Государственный архив Новосибирской области. ГАНО. Ф. 1698. Оп. 1. Л. 1.

3. Радио и телевидение в СССР. 1917 — 1963. Даты и факты. — М., 1965. - 180 с.

4. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. ЦХАФ АК. Ф. 1041. Оп. 1. Д. 115. Л. 240.

5. Крестьянство Сибири в период упрочения и строительства социализма. — Новосибирск, 1985. — 398 с.

6. Пеурцев, Н. За дальнейшее развитие советского радио / Н. Пеурцев // Правда. — 1953. — 7 мая.

7. Юмашев, А. С. Культурное строительство в западносибирской деревне (1953-1958) / А. Юмашев // Партийные организации

Западной Сибири в борьбе за построение социализма и коммунизма. — Новосибирск, 1963. — 380 с.

8. ГАКО. Ф. 428. Оп. 1. Д. 10. Л. 116.

9. ГАНО. Ф. 1020. Оп. 5. Д. 87. Л. 48; ЦХАФ АК. Ф. П-1. Оп. 97. Д. 1. Д. 74.

10. ГАНО. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 169. Л. 79; Ф 151. Оп. 1. Д. 610. Л. 62.

11. Народное хозяйство РСФСР в 1959 г. Стат. ежегодник. — М., 1960. — С. 386. Расчет автора.

12. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 33. Д. 25. Л. 4; Ф. 151. Оп. 1. Д. 610. Л. 69; ГАКО. Ф. 428. Оп. 1. Д. 10. Л. 120; Оп. 2. Д. 31. Л. 109 об.

13. ГАКО. Ф. 428. Оп. 1. Д. 10. Л. 39; Оп. 2. Д. 31. Л. 66.

14. ГАКО. Ф. 428. Оп. 2. Д. 31. Л. 69.

15. Историческая энциклопедия Сибири : в 3 т. Т. 3. — Новосибирск, 2009. — 950 с.

16. ГАКО. Ф. 1341. Оп. 1. Д. 97. Л. 19.

17. ГАНО. Ф. 1698. Оп. 1. Л. 1.

18. Интервью с ветераном Кемеровского радиокомитета и студии телевидения К. И. Бровиковой. Запись автора от 20 ноября 2008 г.

19. Анализ микрофонных материалов Кемеровского областного радио за 1946-1947, 1950 и 1958 гг. // ГАКО. Ф. 591. Оп. 1.

Д. 1. Л. 1-193; Д. 2. Л. 1-200; Д. 3. Л. 2-3; Д. 304. Л. 1-293; Д. 305. Л. 2305; Д. 306. Л. 5-70.

20. ГАНО. Ф. 1698. Оп. 1. Д. 167. Л. 8.

21. ГАНО. Ф. 1698. Оп. 1. Д. 37. Л. 2- 10.

22. ГАНО. Ф. 1698. Оп. 1. Д. 4. Л. 1 -4.

23. ГАНО. Ф. 1698. Оп. 1. Д. 37. Л. 10.

24. Работу художественных редакций — на уровень новых задач // Советская Сибирь. — 1946. — 27 сентября.

25. ГАКО. Ф. 1341. Оп. 1. Д. 97. Л. 21.

26. Советская печать в документах. Сборник док-ов. — М. : Гос. изд-во политич. литературы, 1961. — 560 с.

ЗЯБЛИЦЕВА Светлана Владимировна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры истории и педагогики.

Адрес для переписки: e-mail: ziabl2 @rambler.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2011 г.

©С. В. Зяблицева

УДК 18.7.01.791.83 в. А. БАРИНОВ

Дворец творчества детей и молодежи «Восточный», г.

Москва

ВЛИЯНИЕ КОМПОЗИЦИИ НА СПЕЦИФИКУ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ В ЦИРКЕ__________________________________________

Учитывая специфику циркового пространства, выстраивается и специфика культуры восприятия, как кругового видения, т.е. круговое движение, развитие события в условиях круга и циркового купола диктуют и специфику восприятия, что и отражает статья, где рассматривается одна из многих проблем, а именно, композиционное построение трюковой выразительности. Проблему культуры кругового восприятия ранее никто не рассматривал, поэтому статья будет интересна всем, кто интересуется проблемами цирка и психологией восприятии. Ключевые слова: цирк, манеж, купол, артист, искусство, образ, культура восприятия, представление, иллюзии, визуальная организация формы.

Композиция — это понятие, которое, либо подчеркивает единство деталей, либо стремится подчеркнуть их различие. Все зависит от контекста номера, его смыслового содержания. Слова «очертание» и «форма» часто употребляются как идентичные, но, оказывается, что у них есть различия, и довольно существенные. Так, очертание предмета есть форма, подразумевающая пространственные особенности воспринимаемого объекта. Но форма не есть облик предмета, так как несет в себе и отражает некое содержание. Часто говорят, что всякий облик есть форма некоторого содержания, т.е. форма играет определенную роль для выявления определенного содержания.

Композиция построения номера в цирковом выступлении должна отвечать типу ситуации в этом номере, распределению главных и неглавных, одинаковых и разных элементов, трюков и целых фрагментов номера. «Одинаковые элементы могут объединяться большей формой, что возможно, если число их, согласно правилу Миллера, превышает цифру «5» (правило Миллера гласит, что глаз способен воспри-

нимать одновременно как независимые сущности не более пяти объектов). Главный элемент должен быть решительно выделен. Однако два одинаковых элемента не связываются в единое целое. Должен быть введен третий доминирующий, способный установить единство . Этот главный элемент может выделяться величиной, крупной формой, местоположением в системе, пластичностью» [1, с. 190]. Пространственные и цветовые соотношения в своем единстве становятся опорами формы циркового номера. Одновременно смысловые соотношения элементов реквизита работают на формальную целостность и на поле значений, связывающих расположение номера со сферой цирка. Оригинальность творческого усилия артиста сказывается на изменении значимости номера в контексте пространства с местом его расположения. При этом именно само расположение выявляет его значение через цепь отношений, которыми он связан с явлениями и объектами, расположенными внутри и вне номера. Зрителю композиция номера предстает через образ среды и установки «видения» в этой среде, т.е.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.