Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №8/2021
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЖАНА КАСТЕКСА
THE MAIN TRENDS OF THE SOCIO-ECONOMIC POLICY OF THE GOVERNMENT OF JEAN CASTEX
УДК 328.13
Фетисов Андрей Владимирович, бакалавриат, Санкт-Петербургский Государственный Университет, г. Санкт-Петербург
Fetisov Andrey Vladimirovich, bachelor course, Saint Petersburg University, Saint Petersburg. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается политика правительства Жана Кастекса, который является премьер-министром Франции с 3 июля 2020 года. До этого он был назначен главным координатором по снятию карантинных ограничений в стране. Целью исследования является определение главных направлений политики нового правительства Французской Республики, а также выявление причин смены правительства летом 2020 года на фоне «коронакризиса». Автором выявлено, что на решение президента Франции сформировать новое правительство повлияла не только необходимость вывести страну из состояния экономического упадка, а главными направлениями внутренней политики кабинета Жана Кастекса стали внимание к экологической политике государства и поддержка населения и системы здравоохранения. Также сделан вывод, что на промежуточном этапе население Франции не стало больше доверять власти.
Annotation
The article examines the policy of the government of Jean Castex, who has been Prime Minister of France since July 3, 2020. Prior to that, he was appointed the main coordinator for lifting quarantine restrictions in the country. The purpose of the study is to determine the main policy directions of the new government of the French Republic and to identify the reasons for the change of government in the summer of 2020 against the background of the "coronacrisis". The author reveals that the decision of the French president to form a new government was influenced not only by the need to bring the country out of the state of economic decline. The main directions of the internal policy of the cabinet of Jean Castex were attention to the environmental policy of the state and support for the population and the health system. It is also concluded that at the intermediate stage, the population of France no longer began to trust the authorities.
Ключевые слова: Франция, правительство, внутренняя политика, премьер-министр, Жан Кастекс, коронавирус
Keywords: France, government, domestic policy, Prime minister, Jean Castex, coronavirus
Ситуация во Франции накануне смены правительства и её причины
Эпидемия Covid-19 стала для Франции сильным ударом в социальной и экономической сферах. Из-за жёсткого локдауна, длившегося два месяца, в стране началась экономическая катастрофа. Пострадали все отрасли промышленности Франции и бизнес, как крупный, так и средний и малый.
По сведению национального института статистики INSEE, ВВП Франции за время карантина снизился на 13,8%. В целом экономика Франции и до этого находилась в состоянии рецессии, сокращаясь два квартала подряд, чем можно объяснить определение «катастрофа» и такое низкое падение ВВП страны (в Германии это падение составило 10,1%, а в Бельгии 12,2%). Таким образом, Франция вошла в список «лидеров» Европейского союза по отрицательным
показателям роста ВВП. Это произошло, в частности, из-за того, что весной 2020 года во Франции было закрыто огромное количество мелких и средних хозяйств, упали инвестиции, сократилось потребление домохозяйств, прекратилась работа строительного сектора. Эти и многие другие факторы (сокращение транспортных перевозок в связи с закрытием границ, резкое сокращение доходов отельного и ресторанного бизнеса) стали причиной сокращения экспорта государства на 25,5%.
Для поддержки ключевых секторов экономики государства правительство Франции запустило масштабные программы помощи этим отраслям, что привело к неизбежному росту государственного долга, который не закончил расти в течение 2020 и в начале 2021 годов. По самому оптимистическому прогнозу, докризисное состояние экономики удастся вернуть в 2022 году.
Именно поэтому одной из важнейших целей правящих кругов Франции стал выход из кризиса, и одним из главных способов достижения этой цели является снижение роста государственного долга, так как он препятствует экономическому росту.
Также весной-летом 2020 года во Франции проходили муниципальные выборы. Они растянулись на такой долгий срок опять же из-за эпидемии Covid-19 в государстве. Первый тур прошёл 15 марта, прямо перед «закрытием» страны и началом локдауна, а второй тур неоднократно переносился, вследствие чего был проведён только 28 июня. На этих выборах партия Э. Макрона «Вперёд, Республика!» не получила высоких результатов, что прослеживалось уже после «весеннего» тура, и окончательно подтвердилось после «июньского». Во-первых, из-за эпидемии Covid-19 явка на выборы составила всего 41,6% -- антирекорд для Пятой Республики на муниципальных выборах. Во-вторых, партия Э. Макрона «проиграла» все крупные города страны (кроме Гавра - родного города премьер-министра Э. Филиппа, но и он смог выиграть свой город у соперника из коммунистической партии с большим трудом, не получив изначально 50% голосов). В Лионе партия президента раскололась на два лагеря, в Тулузе произошёл схожий
сценарий, а в Бордо сторонники Э. Макрона остались вне гонки. Наиболее болезненным для президентской партии стало поражение в Париже, где её кандидат не прошёл даже в городской совет. Между тем, кандидаты от партии «Европа - Экология - Зелёные» получили лидерство в Лионе, Страсбурге и других городах, социалисты - в Лилле и Ренне, а республиканцы - в Ницце и Нанси.
Стоит также заострить внимание на партиях, получивших успех на этих выборах - «зелёных», социалистов и республиканцев. Для «зелёных», получивших под контроль такие крупнейшие города, как Марсель, Лион и Бордо, эта победа стала беспрецедентным случаем. Кроме традиционных обещаний экоакти-вистов о модернизации системы здравоохранения и подключения всех слоёв граждан к механизму принятия решений, успех стал возможен благодаря популярности в Европе «зелёной» повестки и популярности экологической риторики в крупных городах с развитой транспортной системой. Также стоит упомянуть фактор молодости представителей «зелёной» партии - фактор «новых лиц», который в своё время помог Э. Макрону с успехом победить на президентских выборах.
Также стоит упомянуть, что для «старых партий» выборы 2020 года также стали успешными. Социалистам, которые уверенно получили лидерство в столице, и республиканцам, получившим большое количество средних и малых коммун, такое уверенное выступление послужило толчком для дальнейшего существования. Также у «старых» партий, как и у «зелёных», появились благоприятные перспективы для выбора в верхнюю Палату Парламента Франции.
Таким образом, летом 2020 года для президента Э. Макрона сложилась не самая благоприятная обстановка. К массовым выступлениям «жёлтых жилетов» и протестам из-за пенсионной реформы добавилось чрезвычайно сложное экономическое положение Французской Республики и крайне низкие результаты партии президента на муниципальных выборах. Вперёд вырвалась новая партия «Европа - Экология - Зелёные», а партии социалистов и республиканцев получили новый импульс для своего возвращения.
Такие результаты на муниципальных выборах говорят о снижении авторитета правящей партии и доверия к ней у населения. Структура партии не претерпела тех изменений, которые нужны для равномерного укоренения во всех регионах государства. В июне 2020 года президентом были недовольны 60% народа Франции, и эта тенденция наблюдается в течение всего срока Э. Макрона.
Президент счёл необходимым сразу же отреагировать на такой отрицательный результат своей партии, начав для этого вносить коррективы в свой курс, попытавшись взять всё в свои руки и вновь перехватить инициативу. В прессе циркулировало множество вариантов действий президента, основными из которых выделялись традиционные меры: досрочное переизбрание президента и изменение состава правительства. При этом второй сценарий представлялся наиболее вероятным, так как оно соответствует традициям Пятой Республики - президент в сложные периоды своего срока «жертвует» премьер-министром. Это и было приведено Э. Макроном и его командой в исполнение.
Другой, не основополагающей, но также важной причиной смены правительства стал слишком увеличившийся контраст между президентом Э. Макро-ном и премьер-министром Э. Филиппом. Этот дуэт изначально был нетрадиционным для Пятой Республики, так как сложился из политиков, до этого не сотрудничавших друг с другом. Различались также идеологические воззрения президента и премьер-министра - Э. Филипп принадлежал к партии республиканцев и выражал «правые» взгляды, а Э. Макрон, как известно, выступает за преодоление деления на «левых» и «правых». Здесь также отметить, что аналитики прогнозировали «полевение» курса Э. Макрона во внутренней политике, чтобы заручиться поддержкой соответствующего электората ввиду приближающихся выборов. Отставка «правого» премьер-министра в некоторой степени отразила эти прогнозы.
К тому же президенты в практике Пятой Республики обычно не долго уживаются с премьер-министрами, которые популярнее и в целом «сильнее» главы государства, а рейтинг Э. Филиппа к середине 2020 года стал расти, в то время
как рейтинг президента наоборот падать (в июне рейтинг премьера был выше на 12%). Назначение новым премьер-министром Жана Кастекса кажется вполне отвечающим обычным тенденциям Пятой Республики, так как новый премьер не являлся такой заметной личностью на политической арене страны. Также Ж. Ка-стекс выработал план выхода Франции из карантинных ограничений, что отвечало целям создания нового правительства. Этот план также одобрило 55% населения страны, посчитав его «удачно адаптированным».
Стоит заметить появившуюся в то время в общественно-политическом дискурсе Франции и других стран идею о создании правительства «национального единства». Она была обусловлена необходимостью выработки нового политического курса и эффективного управления государством в условиях тяжелейшего кризиса, который, по всей видимости, может продлиться несколько лет. Социологическая служба IFOP в своём исследовании, проведённом в апреле 2020 года, выяснила, что что 71% населения Франции желает видеть в новом правительстве министров из других партий. Такие события представлялись возможными ввиду сильного склона Э. Макрона к «левым», что уменьшало его видение как «президента богатых». Однако, с другой точки зрения, такая коалиция всё-таки не была возможна из-за нежелания многих французских политиков допускать в правительство Национальный фронт, а также главным образом из-за того, что президент исчерпал возможности для политического маневрирования и доверие населения. Именно поэтому новое правительство, собранное Э. Мак-роном, не является партийной коалицией.
По замечанию Ю. И. Рубинского, задача создания коалиционного правительства во Франции в принципе невыполнима ввиду исторических факторов. По мнению как правящих кругов Франции, так и политологов, сама президент-ско-парламентская конструкция Пятой Республики изначально была создана, чтобы предотвратить создание партийных коалиций, которые послужили одной из главных причин нестабильности поздней Третьей и всей Четвёртой Республик во Франции. Другой причиной стала всё более заметная конфронтация Э.
Макрона с партией «Национальный фронт» во главе с М. Ле Пэн, из-за чего президент не стал делать каких-либо шагов, открывающих путь к созданию коалиционного правительства.
Подводя итоги, можно заключить, что состояние французской экономики в июне 2020 года можно с уверенностью характеризовать как тяжёлое. Это послужило ещё одним ударом, подорвавшим доверие населения Франции к президенту, вслед за выступлениями «жёлтых жилетов» и протестов против пенсионной реформы. Четвёртым ударом стало поражение президентской партии «Вперёд, Республика!» на муниципальных выборах весной-летом 2020 года, в котором ведущие позиции заняли партия «зелёных», а также «старые» партии республиканцев и социалистов. Такой кризис своих позиций, а также тяжёлое экономическое положение государства заставили Э. Макрона пойти на изменение своей политической линии и сменить состав правительства и премьер-министра.
Основные мероприятия правительства Жана Кастекса в рамках социально-экономической политики и реакция французской общественности 15 июля 2020 года Жан Кастекс представил программу нового правительства Французской Республики, которая рассчитана на 600 дней (столько оставалось до окончания президентского мандата Э. Макрона). В ней отмечалось, что правительство сосредоточит усилия на возрождении экономики и борьбе с зарубежным влиянием.
Однако для начала нужно рассмотреть, как изменился состав нового правительства Франции. Сменился глава министерства внутренних дел, известный из-за скандалов, связанных действиями ведомства в ходе протестных акций «жёлтых жилетов». Также сменился министр юстиции, место которого занял известный адвокат Э. Дюпон Моретти. На своих постах остались министр иностранных дел, министр экономики, министр вооружённых сил и министр образования. Это сильно приближенные к президенту люди, что говорит о том, что Э. Макрон намеревался быть наиболее приближённым к деятельности этих ведомств и держать их под своим контролем, так как они занимают особо важное
место в кризисный период. По идеологическим воззрениям «левые» и «правые» в правительстве делятся поровну (по 8 членов), также портфели имеют центристы, экологисты и политики без четкой идеологической ориентации.
Однако на этих основаниях сложно сделать какие-либо выводы о желании Э. Макрона в тот период сместить политический курс влево. Например, как замечает уже упоминавшийся Ю. И. Рубинский, «подход к формированию правительства объясняется тем, что собственных квалифицированных кандидатур в своей партии не нашлось, поэтому пришлось использовать «перебежчиков» из других политических сил». Чтобы заключить, «полевела» власть Франции или нет, нужно подробнее рассмотреть программу правительства и его действия за определённый период времени.
Первым делом провозглашалось создание Генерального комиссариата планирования, точнее его воссоздание. В политическом и общественном дискурсе Франции состояние государства во время кризиса от пандемии не раз сравнивалось с состоянием после окончания Второй Мировой войны. Именно поэтому был воссоздан Генкомиссариат планирования, который существовал во время Временного правительства, возглавляемого Ш. де Голлем. Задача Генерального комиссариата - экономический анализ и разработка необходимых мер для стимулирования экономики.
Говоря об уменьшении иностранной зависимости, Ж. Кастекс обещал выделить €40 млрд для поддержки экономики, которая стала в определённых секторах слишком зависима от иностранных партнёров. Помощь включала в себя как налоговые льготы для предприятий, так и прямую финансовую помощь для них. Также €20 млрд выделялось на технологическое совершенствование производства, чтобы сделать его более экологичным.
Большое внимание в программе уделялось приоритету молодёжи, а также вообще населению страны. Имеется в виду создание оптимальных условий в государстве для появления рабочих мест, при этом планировалось потратить €1.5 млрд на программы переподготовки населения. Также внимание уделялось такой
острой проблеме, как сепаратизм, особенно религиозный. Правительство обещало к осени представить проект закона о борьбе с этим явлением.
Таким образом, можно заметить, что в программе правительства традиционно для Французской Республики уделяется большое внимание социальной сфере. Также новое правительство сделало акценты на экономической и «зелёной» тематике. Первое - ввиду кризисного положения экономики Франции, второе - ввиду усиливающихся позиций «зелёной» партии «Европа - Экология -Зелёные». Нельзя также забывать о том, что номинально правительство было создано для выхода Франции из кризиса и для скорейшего преодоления эпидемии Covid-19 и её последствий.
Экологическая политика любого государства тесно пересекается с его социальной и экономической политикой, поэтому стоит рассмотреть некоторые действия французской верхушки в сфере экологии. Как заметил Евросоюз, экологическая политика может и должна выступить мощнейшим толчком к восстановлению экономик европейских стран. Французское правительство согласилось с этим, и в сентябре 2020 года представило антикризисный план, в котором одним из главных способов экономического роста объявлялась забота об экологии.
В связи с этим Э. Макрон и правительство Франции в декабре 2020 года анонсировали постепенное снижение доли атомной энергетики в государстве, параллельно прилагая все возможные силы для развития станций, работающих на альтернативных источниках энергии. Также, по состоянию на начало 2020 года, Франция являлась страной с одним из самых больших процентов выброса углекислого газа в атмосферу (в агропромышленном секторе и просто от обычных автомобилей). В связи с этим правительством ещё 2018 года были приняты меры по декарбонизации промышленности (субсидии для предприятий, готовых использовать в производстве более экологически-дружелюбные технологии). Эти меры были также продолжены новым кабинетом министров. Стоит заострить внимание на выделении правительством средств на реставрацию жилых и
коммерческих зданий в соответствии с экологическими стандартами. До 2023 года планируется потратить около €2.7 млрд на усовершенствование школ, университетов и т. д. Также новое правительство продолжило курс на сокращение автомобилей, работающих на дизельном топливе.
Однако важнейшим направлением внутренней политики Франции является экономика - способность власти справиться с кризисом являлась и на данный момент является основным показателем успешности властей Французской Республики. В этой сфере правительством 3 сентября 2020 года был принят масштабный план по инвестициям - «France Relance», чья общая стоимость составила примерно €100 млрд. По этому плану власти Франции собираются перестроить экономику государства, используя кризис из-за пандемии Covid-19 как отправную точку или стимул. Согласно плану, правительство объявляло финансирование экологических приоритетов (о которых говорилось выше), сельского хозяйства и промышленности для повышения конкурентоспособности и для обеспечения суверенитета Франции в экономической сфере. Также в плане указывается о финансировании системы здравоохранения, сохранении рабочих мест и инвестициях в регионы. Сложное положение системы здравоохранения Франции в период кризиса вызвало необходимость инвестиции в эту сферу, обеспечив большую гибкость учреждениям. Включалось обязательное обеспечение качества медицинской помощи в правила финансирования больниц. Касательно сохранения рабочих мест, видно, что власти Франции старались не повторить сценария 2008-2009 годов, когда кризис вызвал безработицу, и, как следствие, расслоение общества. Для этого в плане по восстановлению также выделялись деньги для сохранения занятости в государстве, для достижения этой цели было объявлено финансирование структур «социальной и солидарной экономики». Средства направлялись на поддержку молодёжи и уязвимых слоёв населения. При этом отдельно указывалось, что финансовая поддержка распространится на регионы, и территориальным органам власти оказывалась помощь в финансировании их проектов.
Что касается реакции общественности Французской Республики на те мероприятия, которые были проведены правительством, то здесь сохраняется характерная для президентства Э. Макрона тенденция недоверия. Так, большинство населения не выразили доверия сентябрьскому экономическому плану правительства. 64% жителей Франции усомнились в эффективности и быстроте этого плана касательно восстановления экономики государства, а 80% сомневались, что план сможет благоприятно повлиять на их финансовое положение. Так как этот план по восстановлению экономики содержит в себе соображения правительства в области экологии и социальной политики, можно заключить, что население не вполне доверяло, соответственно, действиям властей в этих областях.
В период нахождения у власти правительства Ж. Кастекса не обошлось и без протестных акций населения. В конце ноября был одобрен в первом чтении законопроект о «Глобальной безопасности», статья 24 которого предусматривала наказание «за распространение изображения лица или другого элемента идентификации». Журналисты и журналистские профсоюзы, которые главным образом принимали участие в протестах, опасались, что этот закон поспособствует полицейскому насилию, так как журналистам будет запрещено фотографировать лица полицейских, используя их для журналистских расследований.
Не забыли жители Франции и про выступления «жёлтых жилетов», очередная акция которых состоялась в начале сентября 2020 года. Стоит заметить, что и в выступлениях против принятия закона о «Глобальной безопасности» в конце ноября были замечены протестующие, одетые в жёлтые жилеты. Акции протеста прошли несмотря на ухудшающееся эпидемиологическое положение во Франции. Также нужно заметить, что в сентябрьском выступлении приняло участие намного меньшее количество людей, чем в предыдущих акциях «жёлтых жилетов», с чем согласились даже сами участники протестного движения.
Также нельзя не упомянуть о политике властей Франции по отношению к исламизму. Нашумевшие происшествия, связанные с террористическими актами
радикальных исламистов, произошли во Франции в октябре и ноябре. Это вызвало немедленную реакцию Э. Макрона и всех правящих кругов Франции. В декабре правительство Республики одобрило законопроект «Об исламском сепаратизме», причём под сепаратизмом имелось в виду неофициальное двоевластие - власть светская и религиозная. В законе предлагался ряд мер, направленных на то, чтобы сделать французских мусульман более «светскими» и обеспечить религиозный нейтралитет. Несмотря на то, что такие действия близки «правым» взглядам, законопроект и мнение президента насчёт «сепаратизма» поддержало большинство французской общественности. Ожидаемо, что поддержка прозвучала со стороны «правых» политиков - М. Ле Пен сказала, что у Э. Макрона «есть догадки, в которых есть что-то верное», лидер республиканцев К. Жакоб также поддержал французских властей. Население Франции также в большинстве (75%) одобрило законопроект. Однако стоит заметить, что религиозные круги государства отнеслись к закону, а точнее к перспективам его выполнения, скептически. Такие мнения появились из-за практической остановки работы по исполнению религиозных мероприятий во время президенства Э. Макрона.
Подводя итоги, можно заключить, что основными курсами внутренней политики правительства Ж. Кастекса стали экономический, социальный и экологический, который связывал первые два в некоторых аспектах. Помимо различных мероприятий в области экологии, в начале осени правительство предложило крупномасштабный план по восстановлению экономики, который, однако, не был особо поддержан населением. Так как план охватывает многие сферы, в том числе социальную и экологическую, можно сделать вывод, что на первых порах население не выказало доверия действиям правительства в основных внутренних сферах. В то же время общественность поддержала закон об исламизме, а рассмотрение законопроекта о «Глобальной безопасности» вызвало новую акцию протеста. В этих условиях сложно делать вывод об идеологических сдвигах курса внутренней политики Франции, так как действия правительства и президента весьма разнородные. Несмотря на это, нужно заключить, что
правительственная верхушка государства старалась вовремя и правильно реагировать на все внутриполитические вызовы.
Таким образом, основными тенденциями социально-экономической политики правительства Ж. Кастекса на промежуточном этапе (на момент весны 2021 г.) можно выделить:
- большее, нежели до этого, внимание к экологической политике государства, что связано с усиливающимися позициями французской партии «зелёных».
- поддержка населения, регионов, сельского хозяйства и промышленности с помощью инвестиций (согласно плану France Relance)
- уделение внимания вопросам здравоохранения, в частности проведение массовой вакцинации населения
- попытка решения религиозных вопросов и проблем мусульманской идентичности
Промежуточным результатом политики правительства является увеличение темпов роста ВВП, однако в целом состояние экономики Франции остаётся тяжёлым, в частности новым вызовом стало введение нового «весеннего» локда-уна в государстве, что связано с плохой эпидемиологической ситуацией. Вместе с этим, как показывают исследования, население Франции не стало больше доверять власти - французы сомневались в решениях правительства и эффективности их мероприятий, что продолжается и весной 2021 года. В сторону власти звучит критика, что подкрепляется всё продолжающимся недоверием населения.
Литература
1. В Париже проходит масштабная акция протеста // https://ria.ru/20201128/protest-1586764178.html (28.11.2020)
2. Макрон настроился на третью волну // https://rg.ru/2021/04/01/vo-francii-s-3-aprelia-vvoditsia-obshchenacionalnyj-karantin.html (01.04.2021)
3. Отчаянное положение во Франции: Макрон надеется только на вакцину // https://ria.ru/20210403/france-1604030787.html (03.04.2021)
4. Сергей Матвеевич Фёдоров. Перспективы формирования «правительства национального единства» во Франции // Аналитические записки Института Европы РАН. - 2020. - №23
5. Премьер Франции представил программу правительства на ближайшие 600 дней // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8976445 (15.04.2020)
6. «Простые и ясные лозунги»: как Ле Пен навязала конкуренцию Макрону // https://www.gazeta.ru/politics/2021/02/10 a 13473998.shtml (10.02.2021)
7. Снова "желтые жилеты" в Париже. Полиция разогнала демонстрацию, сотни задержанных // https://www.bbc.com/russian/news-54134977 (12.09.2020)
8. Ю. И. Рубинский. Франция: сложный путь непартийных коалиций / Доклады института Европы РАН. - 2020. - №374
9. Эпидемия коронавируса спровоцировала экономическую катастрофу во Франции // https://inosmi.ru/politic/20200803/247855076.html (03.08.2020)
10. «Я здесь не в поисках внимания»: зачем Макрону новое правительство // https://www.gazeta.ru/politics/2020/07/06 a 13143049.shtml (06.04.2020)
Literature
1. A large-scale protest action is taking place in Paris // https://ria.ru/20201128/pro-test-1586764178.html (28.11.2020)
2. Again, the "yellow vests" in Paris. The police dispersed the demonstration, hundreds were detained // https://www.bbc.com/russian/news-54134977 (12.09.2020)
3. Desperate situation in France: Macron hopes only for a vaccine // https://ria.ru/20210403/france-1604030787.html (03.04.2021)
4. "I'm not here in search of attention": why does Macron need a new government // https://www.gazeta.ru/politics/2020/07/06 a 13143049.shtml (06.04.2020)
5. Macron tuned in to the third wave // https://rg.ru/2021/04/01/vo-francii-s-3-apre-lia-vvoditsia-obshchenacionalnyj-karantin.html (01.04.2021)
6. Rubinsky Yu. I. France: the difficult path of non-party coalitions / Reports of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences. - 2020. - No. 374
7. Sergey Matveevich Fedorov. Prospects for the formation of a" government of national unity " in France // Analytical notes of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences. - 2020. - No. 23
8. "Simple and clear slogans": how Le Pen imposed competition on Macron // https://www.gazeta.ru/politics/2021/02/10 a 13473998.shtml (10.02.2021)
9. The coronavirus epidemic provoked an economic catastrophe in France // https://inosmi.ru/politic/20200803/247855076.html (03.08.2020)
10. The French Prime Minister presented the government's program for the next 600 days // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8976445 (15.04.2020)
11. Age, expérience, origine partisane : qui sont les ministres et secrétaires d'Etat du gouvernement Castex ? // https: //www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2020/07/06/famille-politique-etudes-ou-precedentes-fonctions-decouvrez-qui-sont-les-membres-du-gouvernement-
castex 6045396 4355770.html (06.07.2020)
12. Compte rendu du Conseil des ministres du 14 avril 2021 // https://www.gouvemement.fr/conseil-des-ministres/2021-04-14#le-programme-de-stabilite
13. Compte rendu du Conseil des ministres du 3 mars 2021 // https://www.gouvemement.fr/conseil-des-ministres/2021-03-03#mesures-d-urgence-dans-les-domaines-du-travail-et-de-l-emplo
14. Comptes nationaux trimestriels - première estimation (PIB) troisième trimestre 2020 / https://www.insee.fr/fr/statistiques/4925348
15. Emmanuel Macron, la tentation d'une démission-réélection // https://www.lefigaro.fr/politique/emmanuel-macron-la-tentation-d-une-demission-reelection-20200611 (11.06.2020)
16. France relance : découvrez les portraits de la relance // https://www. gouvernement.fr/france-relance
17. Les Français restent sceptiques vis-à-vis du plan de relance // https://www.institutmontaigne.org/blog/sondage-les-francais-restent-sceptiques-vis-vis-du-plan-de-relance (10.09.2020)
18. Les indices de popularité, Juin 2020 // https://www.ifop.com/wp-content/uploads/2020/06/Indices-de-popularité-Juin-2020.pdf
19. Phase 2 du déconfinement : Edouard Philippe a convaincu // http://www.odoxa.fr/sondage/phase-2-deconfinement-edouard-philippe-a-convaincu (29.05.2020)
20. Résultats et suivi des taux de participation au premier tour des élections municipales et communautaires 2020 // https://www.interieur.gouv.fr/Archives/Archives-elections/Elections-municipales-2020/Resultats-et-suivi-des-taux-de-participation-au-premier-tour-des-elections-municipales-et-communautaires-2020 (15.03.2020)
21. Séparatisme: les français favorables aux mesures annoncées par macron, à l'exception de l'enseignement de l'arabe // https://www.bfmtv.com/societe/sondage-bfmtv-separatisme-les-francais-favorables-aux-mesures-annoncees-par-macron-a-l-exception-de-l-enseignement-de-l-arabe AN-202010070259.html (07.10.2020)
22. Séparatismes : "Macron pense que dire, c'est faire", fustige Le Pen https://www.rtl.fr/actu/politique/separatismes-macron-pense-que-dire-c-est-faire-declare-le-pen-7800884226 (06.10.2020)