Научная статья на тему 'Основные тенденции развития таможенного законодательства в свете вступления в силу таможенного кодекса Евразийского экономического союза'

Основные тенденции развития таможенного законодательства в свете вступления в силу таможенного кодекса Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
642
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / EAEU / ФТС / ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / PROBLEMS OF LEGAL REGULATION / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CUSTOMS LEGISLATION / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / CUSTOMS CODE / FTS RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанов Р.Г., Терентьев Р.В.

В статье выявлены основные тенденции правового регулирования таможенных правоотношений, проанализированы новации Таможенного кодекса ЕАЭС, связанные с либерализацией таможенного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степанов Р.Г., Терентьев Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the main trends in the legal regulation of customs relations, analyzes the innovations of the customs code of the EAEU related to the liberalization of customs legislation.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития таможенного законодательства в свете вступления в силу таможенного кодекса Евразийского экономического союза»

УДК 342.9:339.543:334.784

Р. Г. Степанов, Р. В. Терентьев

Основные тенденции развития таможенного законодательства в свете вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза

В статье выявлены основные тенденции правового регулирования таможенных правоотношений, проанализированы новации Таможенного кодекса ЕАЭС, связанные с либерализацией таможенного законодательства.

The article reveals the main trends in the legal regulation of customs relations, analyzes the innovations of the customs code of the EAEU related to the liberalization of customs legislation.

Ключевые слова: ЕАЭС, ФТС, проблемы правового регулирования, таможенное законодательство, Таможенный кодекс.

Key words: EAEU, FTS Russia, problems of legal regulation, customs legislation, customs code.

Современный этап развития таможенного законодательства связан с очередным преобразованием норм всех уровней, вызванным вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [3] (далее ТК ЕАЭС). За последние тридцать лет это уже пятый кодифицированный акт в сфере таможенного регулирования, действующий на территории Российской Федерации. Сама по себе такая динамика изменений законодательства не может быть оценена положительно, так ка отсутствие стабильных норм таможенного права серьёзно затрудняет деятельность участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), вынужденных приспосабливаться к постоянно меняющимся правилам регулирования в указанной сфере. В то же время каждая новая редакция Таможенного кодекса воплощает в себе новые подходы к изложению правовых норм, учитывает потребности участников таможенного процесса, старается выявить и ликвидировать пробелы в правовом регулировании и неточности в изложении норм. Таким образом, существует возможность выявить достаточно широкий аспект

© Степанов Р. Г., Терентьев Р. В., 2018

269

нововведений, связанных с вступлением в силу ТК ЕАЭС, которые могут быть расценены как шаг вперед в системе таможенного регулирования.

В рамках настоящей работы нет возможности затронуть все такие нововведения как из-за ограниченного объема статьи, так и по причине отсутствия достаточного количества правоприменительной практики, усугубленной задержкой вступления в силу нового Федерального закона «О таможенном регулировании». В данной связи представляется возможным проследить некоторые тенденции, связанные с улучшением правого положения участников ВЭД, созданием более благоприятных условий для осуществления внешней торговли. Усилия органов государственной власти и участников ВЭД по созданию более благоприятного климата внешнеторговой деятельности проявляются как в действиях организационно-политического характера, примером чего может служить Хартия добросовестных участников ВЭД [5], так и в создании усовершенствованных правовых норм.

Направленность современного законодателя на формирование массива норм, применение которых будет способствовать смягчению административных барьеров на пути перемещения товаров через таможенную границу, очевидна. От кодекса к кодексу (Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 г. (далее - ТК РФ) - Таможенный кодекс Таможенного союза [4] (далее - ТК ТС - ТК ЕАЭС) законодатель стремился к наиболее полному воплощению основных принципов взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, содержащихся как в актах международного права, так и в нормах национального законодательства.

К их числу можно отнести принцип минимизации таможенного контроля, принцип уважения прав и законных интересов участника ВЭД и др.

В рамках данных процессов можно зафиксировать такие тенденции, как уменьшение сроков совершения таможенных операций таможенными органами, увеличения сроков совершения таможенных операций участниками ВЭД, сокращение перечня документов, необходимых для совершения таможенных операций, расширение перечня льгот, предоставляемых участникам ВЭД, исключение излишних таможенных формальностей. Все указанные тенденции нашли свое отражение в новом ТК ЕАЭС.

ТК ЕАЭС зафиксировал целый ряд сокращенных, по сравнению с ТК ТС, сроков совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов. В первую очередь необходимо отметить сокращение одного из основных сроков, связанных с таможенной очисткой товаров - срока выпуска товаров. ТК РФ предусматривал трехдневный общий срок выпуска (что казалось революционным нововведением в 2003 г), ТК ТС фиксировал

двухдневный срок, ТК ЕАЭС (ст.119.1) устанавливает, как общий, четырехчасовой срок для принятия решения о выпуске.

Сокращены сроки завершения таможенного транзита, которые в соответствии с ТК ТС составляли (ст. 225.5) 24 ч, сокращены до 4 ч (п. 7. с. 151).

В то же время законодатель увеличивает, причем иногда существенно, те сроки, которые даются для совершения таможенных операций участнику ВЭД. Так, например, новым кодексом (п.3 ст.151 ТК ЕАЭС) увеличен до 3 ч срок уведомления таможенного органа о завершении транзита (в ТК ТС - 1 ч), увеличен (п.1. ст.152 ТК ЕАЭС) срок совершения таможенных операций после завершения таможенного транзита (8 ч. вместо 3), делает основным четырехмесячный срок временного хранения (ст. 101 ТК ЕАЭС). Последнее изменение, связанное со сроком временного хранения, примечательно тем, что таким образом законодатель ликвидирует необходимость совершения ненужной формальности - продления срока временного хранения, которая была предусмотрена ТК ТС, в которой фактически было трудно отказать участку ВЭД, ввиду того, что не требовалось обоснования продления такого срока.

Несомненной новацией ТК ЕАЭС является исключение обязанности прилагать к электронной декларации документы, подтверждающие заявленные сведения, что должно, безусловно, способствовать более эффективному функционированию системы электронного декларирования. В п. 7. ст. 109 ТК ЕАЭС говорится о том, что «7. Подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары...».

Свидетельством либерализации таможенного законодательства и иллюстрацией нового подхода к взаимоотношениям таможенных органов являются нормы устанавливающие статус уполномоченного экономического оператора [2], прежде всего расширяющие перечень специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору (ст. 437 ТК ЕАЭС).

Вместе с тем необходимо отметить, что указанные тенденции, связанные с упрощением деятельности участника ВЭД, будут реализованы только в случае проведения целенаправленной политики Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС). Сами по себе нормы ТК ЕАЭС не могут гарантировать существенного изменения во взаимоотношениях участников ВЭД и таможенных органов, хотя бы потому, что ТК ЕАЭС предоставляет таможенным органом широкие права по увеличению сроков совершения таможенных операций, истребованию дополнительных документов, сокращению перечня льготных таможенных операций. Так, например, наряду с введением четырехчасового срока выпуска товаров, новый ТК ЕАЭС преду-

сматривает возможность совершения операций по выпуску за пределами десятидневного срока, необходимого для совершения длительных операций таможенного контроля. Такие сроки могут быть продлены в случае назначения экспертизы, при необходимости дополнительных проверок, связанных с соблюдением запретов и ограничений, не носящих экономического характера. Причем, на наш взгляд, формулировка кодекса позволяет применять эти исключения достаточно широко. Возможность для широкого применения исключений содержится и в ст. 325 ТК ЕАЭС, в соответствии с которой: «Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации», при этом, в соответствии со ст. 109 ТК ЕАЭС срок выпуска автоматически продляется до двух дней, т.е. у таможенного орган есть все организационные и правовые возможности не менять общий порядок и сроки совершения таможенных операций, которые сложились в период действия ТК ТС. На наличие существенных проблем, связанных с реализацией на деле принципа уважения прав и законных интересов участников ВЭД, постоянно заявляют представители предпринимательского сообщества [1].

Таким образом, полномасштабная реализация нововведений возможна только в результате целенаправленной реализации политики ФТС в данной сфере, которая в настоящий момент требует дополнительного анализа.

Безусловно, указанные тенденции правового регулирования должны найти подтверждение в тексте закона «О таможенном регулировании», окончательная редакция которого не утверждена законодателем на момент написания настоящей статьи.

Список литературы

1. Гладких А. Пора ли отказаться от услуг таможенного представителя? [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/45884-pora-li-otkazatsya-ot-uslug-tamozhennogo-predstavitelya--.html/ (дата обращения: 13.03.2018 г.)

2. Казанцева Н.Г., Калачева Л.Г. К вопросу о принятии и перспективах введения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Таможенное дело. - 2017. - № 1. - С. 17-21.

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. [Электронный документ] // Консультант плюс: справ.-правовая система (дата обращения: 13.02.2018 г.)

4. Таможенный кодекс Таможенного Союза // СЗ РФ. - 13.12.2010. - № 50. - Ст. 6615.

5. Хартия добросовестных участников ВЭД. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dobro-ved.ru/ (дата обращения: 13.03.2018 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.