Научная статья на тему 'Основные тенденции развития рынка информационных ресурсов в современной экономике'

Основные тенденции развития рынка информационных ресурсов в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2455
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INFORMATION RESOURCE / MARKET INFORMATION RESOURCES / INFORMATION TECHNOLOGY / DIGITAL DIVIDE / ECONOMIC GLOBALIZATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION TECHNOLOGY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Светлана Вячеславовна

Проведен анализ состояния рынка информационных ресурсов в современной России и выявлены основные тенденции развития рынка информационных ресурсов. Обосновано становление новой экономики России, анализ процессов которого позволяет оценить изменение роли рынка информационных ресурсов в развитии российского общества, выявить содействующие и сдерживающие факторы, а также выработать рекомендации, направленные на решение существующих внутренних проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY TRENDS MARKET INFORMATION RESOURCES IN THE MODERN ECONOMY

The analysis of market information resources in modern Russia and identified major trends in the market for information resources. Substantiates the formation of a new Russian economy, the analysis of processes which allows us to estimate the changing role of market information resources in the development of Russian society, to identify the contributing and limiting factors, as well as make recommendations aimed at addressing the existing internal problems.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития рынка информационных ресурсов в современной экономике»

УДК 338:004

С.В. ПЕТРОВА

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: информационный ресурс, рынок информационных ресурсов, информационные технологии, цифровое неравенство, глобализация экономики, информационное общество, информационно-коммуникационное развитие.

Проведен анализ состояния рынка информационных ресурсов в современной России и выявлены основные тенденции развития рынка информационных ресурсов. Обосновано становление новой экономики России, анализ процессов которого позволяет оценить изменение роли рынка информационных ресурсов в развитии российского общества, выявить содействующие и сдерживающие факторы, а также выработать рекомендации, направленные на решение существующих внутренних проблем.

S.V. PETROVA

KEY TRENDS MARKET INFORMATION RESOURCES IN THE MODERN ECONOMY

Key words: information resource, market information resources, information technology, information technology, digital divide, economic globalization, information society, information technology development.

The analysis of market information resources in modern Russia and identified major trends in the market for information resources. Substantiates the formation of a new Russian economy, the analysis of processes which allows us to estimate the changing role of market information resources in the development of Russian society, to identify the contributing and limiting factors, as well as make recommendations aimed at addressing the existing internal problems.

Анализ состояния рынка информационных ресурсов в современной России позволяет выявить качественные изменения, которые выражают основные тенденции их развития. Они обусловлены, с одной стороны, общецивилизационными трендами перехода к информационному обществу и глобализации экономики, а с другой - характеризуют конкретный исторический срез отечественной экономики - становление новой экономики России, анализ процессов которого позволяет оценить изменение роли рынка информационных ресурсов в развитии российского общества, выявить содействующие и сдерживающие факторы, а также выработать рекомендации, направленные на решение существующих внутренних проблем.

Становление информационного рынка невозможно без информатизации, под которой понимается социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Целью рынка информатизации является создание эффективной сбалансированной экономики, ориентированной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий, информационных продуктов и услуг.

Начавшиеся с 1990-х годов в нашей стране быстрые перемены в развитии информационного сектора экономики, формировании индустрии информационных услуг и информационного рынка, на мой взгляд, можно расценить как отправные моменты расширения процесса информатизации общества.

В качественном отношении процесс информатизации отражает наличие в стране достаточно серьезных предпосылок для успешного развития производства информационных ресурсов. К их числу мы относим: богатство исходных информационных ресурсов; наличие традиций и подходов к организации и управлению информационной деятельностью; имеющиеся мощности по генерации информации и система распространение информации; определенное правовое обеспечение; усиление процессов интеграции регионов; устойчивое развитие

всех секторов информационного рынка; увеличение доли финансовых потоков, направляемых на развитие информационной инфраструктуры и удовлетворение информационных потребностей общества; повышение внимания к вопросам информационной безопасности на индивидуальном, корпоративном и государственном уровнях; международное сотрудничество в области информатизации. Анализ изменений, обусловленных технико-технологическим базисом развития отечественных информационных ресурсов, показывает положительную, в целом, их динамику. Она сформирована действием как экстенсивных, так и интенсивных факторов роста информационных ресурсов.

Процессы экстенсификации и интенсификации рынка информационных ресурсов поддерживаются движущими силами развития информационного общества. Исходя из методологических подходов экспертов Европейского сообщества к их обоснованию в России присутствуют те основные движущие силы рынка информатизации, которые признаются таковыми мировым сообществом, и наблюдаются позитивные тенденции в их развитии, а именно: возрастает признание социальной роли информационных технологий; горизонтальное развитие рынка, т.е. ассортиментное развитие и увеличение предложение, которое опережает спрос; скорость развития спроса на индивидуальные услуги с развитием рынка увеличиваются; индивидуальные услуги в условиях развития рынка и конкуренции сокращаются; повышается уровень компьютеризации образования; растет компьютерная грамотность населения; расширяются сетевые услуги; расширяется реклама, пропаганда и внедрение «информационного образа жизни» -электронной переписки, торговли, банковских операций, телеработы, услуг для семей (резервирование билетов, домашние задания учащимся и т.п.), Интернет-услуг и др.; повышаются возможности более широкого участия сельского населения и периферийных районов страны в экономической и социальной жизни с помощью информационных технологий и др.

К качественным изменениям, оказывающим позитивное влияние на процесс информатизации российского общества, можно отнести также рост информатизации коммерческого сектора экономики, повышение уровня осознания возможностей информационных технологий и возрастание интереса к ним, «компьютерную революцию» в домохозяйствах и т.д.

Вместе с тем между субъектами Российской Федерации сложились существенные различия в уровне использования ИКТ населением, предприятиями и органами власти.

Важнейшим показателем, характеризующим уровень использования ИКТ населением, является доля домохозяйств, имеющих телефон. По данным Госкомстата, в 2003 г. наиболее высокие показатели были в Санкт-Петербурге (99%), Москве (96%), Корякском АО (90%), Ханты-Мансийском АО (85%). Наиболее низкие показатели характерны для таких субъектов Российской Федерации, как Эвенкийский АО (39%), Республика Дагестан (18%) и Усть-Ордынский АО (23%).

Безусловными лидерами по числу персональных компьютеров на 100 занятых являются Москва, Санкт-Петербург, Чукотский АО, Новосибирская область. Самые низкие значения по данному показателю имеют Республика Дагестан, Республика Мордовия, Амурская и Белгородская области, Коми-Пермяцкий АО, Республика Ингушетия.

Значительны различия между субъектами Российской Федерации по такому показателю, как число персональных компьютеров на 100 домохозяйств. Наиболее высокие показатели - в Ямало-Ненецком АО (39), Ханты-Мансийском АО (37), Москве (32). Наиболее низкий показатель - в Северной Осетии-Алании (2) и Ингушетии (1).

Существенные различия наблюдаются и по показателю «доля пользователей Интернета». Так, в Москве, Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийском АО данный показатель составляет около 30%, что более чем в 2 раза выше среднего показателя по России. Одновременно с этим в Липецкой, Читинской, Брянской областях данный показатель не превышает 7%. Наименее развит Интернет в отдаленных регионах.

Большие межрегиональные различия существуют в уровне развития сотовой связи. В Москве показатель использования мобильной связи близок к 100%. В отдельных субъектах Российской Федерации показатель распространения сотовой связи значительно ниже общероссийского. В Республике Калмыкия данный показатель составляет 5,5%, в Чукотском АО - менее 2%, а в Республике Дагестан только 1,6% жителей используют мобильную связь [3].

Важное значение для перспектив развития рынка информационных ресурсов имеет понимание того, что для повышения эффективности информационного производства и рынка необходимы благоприятные условия внешней макросреды. Производство информационных ресурсов должно, с одной стороны, удовлетворять информационный спрос, а с другой - выполнять государственно и социально значимые функции (например, оказание помощи правоохранительным органам и спецслужбам в борьбе с преступностью, уклонением от налогообложения, коррупцией, обеспечивать национальную безопасность и т.д.). Остановимся на различных аспектах проблем, связанных с выполнением этих двух групп функций.

Принятие «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» переводит в практическую область решение задач мониторинга развития информационно-коммуникационных технологий и «электронного правительства». Необходима комплексная программа исследований, направленных как на текущее отслеживание ситуации, так и на сопоставление места России среди других стран мира.

Задача создания комплексной системы индикаторов измерения различных аспектов информационно-коммуникационных технологий и методологии их практического применения начала формулироваться в конце 1990-х годов. К настоящему времени уже имеется существенный практический опыт и методический потенциал организации мониторинга. Международные интегральные показатели и индексы обычно составляются с целью проведения сопоставлений в исследуемой сфере в определенный период времени, и зачастую они не всегда пригодны для проведения ретроспективного анализа. Тем не менее ряд показателей (в том числе интегральный показатель GRICS, индекс восприятия коррупции, индексы ООН и ЕС) позволяют производить сопоставления в динамике с учетом специфики их формирования.

Исследование международных индексов является важным компонентом при разработке методик мониторинга качества государственного управления и развития «электронного правительства» в России.

Оценка уровня готовности стран мира к использованию «электронного правительства» осуществляется в рамках деятельности Департамента экономического и социального развития ООН, ежегодно публикующего отчеты, представляющие потенциал и возможности развития этих технологий в 191 стране мира.

Индекс готовности «электронного правительства» (E-Government Readiness Index) отражает характеристики доступа к «электронному правительству», главным образом технологическую инфраструктуру и образовательный уровень, чтобы представить, как страна использует возможности ИКТ для национального, экономического, социального и культурного развития. Этот ин-

декс позволяет сравнивать состояние и анализировать тенденции, существующие в пределах стран и регионов, а также между ними. Подчеркивается, что E-Government Readiness Index особенно интересен для глав правительств, политиков, специалистов, а также для представителей гражданского общества и частного сектора, поскольку позволяет проводить анализ состояния и позиции страны в мировом сообществе в области готовности к развитию и использованию «электронного правительства» [1].

Индекс впервые был опубликован в 2003 г. [4] (по материалам 2002 г.), затем были сформированы индексы 2004 и 2005 гг., потом наступила пауза (судя по всему, в 2006-2007 гг. информация для индекса не обрабатывалась, вероятно, в связи с подготовкой и проведением Всемирного саммита по информационному обществу). В 2008 г. был опубликован очередной индекс (Е-Government Readiness Report 2008) [2], данные которого относятся к 2007 г.

Такое резкое снижение позиции на фоне и так очень значительного отставания России от рейтинга ведущих стран мира в данном индексе требует отдельных комментариев и пояснений.

Во-первых, гипотеза, что реальный уровень инфраструктурной готовности к развитию «электронного правительства» в России в 2007 г. (индекс 2008 г. строился на основе данных 2007 г.) снизился по сравнению с аналогичным показателем за 2002 г. вызывает сомнение, так как, несмотря на все трудности и проблемы с реализацией программы «Электронная Россия», за пять лет практически вдвое увеличилось количество пользователей Интернета, еще большими темпами развивалась мобильная связь.

Во-вторых, также сомнительно, что уровень человеческого капитала в России (в индексе учитываются всего два показателя: уровень грамотности взрослого населения и охват обучением детей и молодежи) также либо резко снизился, либо успехи других стран превысили образовательный уровень в нашей стране.

В-третьих, по уровню веб-присутствия органов власти в указанный период (2002-2007 гг.) в России наблюдался явный прогресс, который зафиксирован несколькими независимыми исследованиями. В этом вопросе, естественно, есть существенные проблемы, которые связаны с недостаточным уровнем интерактивности и незначительным количеством электронных правительственных услуг, оказываемых населению и бизнесу. Однако стоит обратить внимание, что данный индекс фиксирует только «готовность» стран к развитию «электронного правительства», а не уровень развития электронных правительственных услуг.

Для более тщательного анализа необходимо обратиться к распределению значений внутри индекса, т.е. к значениям трех подындексов, из которых и складывается сам индекс готовности стран мира к использованию «электронного правительства» (таблица).

Значения индекса и подындексов готовности к использованию «электронного правительства», относящихся к России (по данным UN Global E-Government Readiness Report 2003-2008)

Год публикации отчета 2008 2005 2004 2003

Год сбора статистических данных, представленных в отчетах 2007 2004 2003 2002

Значение индекса готовности 0,5120 0,5329 0,5017 0,4430

Место России в рейтинге готовности 60 50 52 58

Подындексы:

- развитие правительственных веЬ-сайтов 0,3344 0,4538 0,3900 0,2230

- телекоммуникационная инфраструктура 0,2482 0,1947 0,1852 0,1850

- человеческий капитал 0,9589 0,9500 0,9300 0,9200

В общих чертах тенденции развития производства информационных ресурсов не должны отличаться от мирового опыта. Этим обеспечивается непрерывный активный переход в традиционных видах деятельности к информационному обслуживанию в различных режимах. В становлении новой экономики важное место должны занять маркетинговые исследования, главным образом конъюнктурные и рыночные, что может способствовать трансформации предприятий информационного бизнеса в центры информационного анализа с предоставлением пользователям дифференцированных информационных услуг по консультированию, лизингу, маркетингу, моделированию, а также оказания услуг по распространению технологий, информационных продуктов, неформальных методов усвоения накопленных знаний и опыта, патентных исследований и т.п.

Производство информационных ресурсов должно быть дифференцированным в соответствии с этапами жизненного цикла информационных продуктов и технологий, что позволит своевременно и безболезненно прекращать работу по неконкурирующим и дублирующим разработкам.

Особое внимание следует уделить созданию государственного механизма регулирования информационной сферы. Для этого следует определить роль органов государственного управления разных уровней, уточнить процедуры проведения государственной информационной политики и их правовое, экономической, финансовое и другое обеспечение. Необходима активизация роли государства в процессах интеграции производственного и информационного секторов экономики. Не ограничивая свободу предпринимательской деятельности, государство должно поддерживать корпорации при создании информационных систем (в частности, в первоначальных издержках), формировании информационной инфраструктуры.

Государство с помощью экономических и правовых функций должно устранить монополию в области информационного обслуживания, предоставить налоговые и кредитные льготы для развития информационного бизнеса, разработать стратегию подготовки кадров, переориентации от технико-управленческой направленности к деятельности информационных менеджеров, способных проводить рыночно-управленческий анализ фирменной деятельности.

Итак, информационный ресурс приоритетен по сравнению с другими материальными ресурсами. Вместе с тем с развитием информационной индустрии наблюдаются и негативные тенденции: увеличивается проникновение в частную жизнь людей, сокращается занятость, ухудшается здоровье пользователей информационных технологий и т.п.

Литература

1. Дрожжинов В.И. Электронные правительства и электронная демократия. Готовность номер?.. / В.И. Дрожжи-нов, А.А Штрик // !К8-оп!1пе. 2006. № 8 [Энектронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/ доу2006/аг^о^/едоуРеас1у^Мт!.

2. Основные индикаторы связи и информатизации за 2006-2007 гг. / Минкомсвязи РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minkomsvjaz.ru/cmsc/uploaC/Cocs/20080617084155VA.xls.

3. Путин В.В. О развитии информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации: доклад на заседании президиума Государственного совета. 16 февраля 2006 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2006/02/16/103997.shtm!.

4. Чугунов А.В. Мониторинг общественного мнения об использовании общественных пунктов доступа в Интернет и востребованности электронных правительственных услуг (2005-2007 гг.) / А.В. Чугунов // Информационные ресурсы России. 2008. № 1 (101). С. 2-7.

ПЕТРОВА СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - старший преподаватель кафедры государственного и инновационного управления, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (swet175@mail.ru)

PETROVA SVETLANA VYACHESLAVOVNA - senior teacher of state and innovative management chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.