Научная статья на тему 'Основные тенденции развития российского рынка молока и молочных продуктов'

Основные тенденции развития российского рынка молока и молочных продуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2269
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хандакова О. П.

Статья содержит анализ развития российского рынка молока и молочных продуктов. Рассмотрены отдельные сегменты производства молочной продукции питьевого и сухого молока, кисломолочных продуктов, йогуртов, масла животного, мороженого и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mein trends of the dairy products development in Russia

The article presents analyses of Russian dairy products market. Certain parts of the dairy products market have been considered such as production of milk, powder milk, fermented milk products, yoghurts, fat, ice-creams etc.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития российского рынка молока и молочных продуктов»

Социальное развитие, социальная защита населения выходят на первый план в XXI веке и становятся приоритетным видом безопасности [1].

Литература

1. Серебряников В.В., Янковский Р.Г. Социальная безопасность как исследовательская проблема // Вестник Российской академии наук. 1996. Т. 66. № 4. С. 291-296.

2. Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М.: Деловой экспресс, 2000. 248 с.

3. Зачесов В.П., Филоненко В.Г. Транспорт Якутии: проблема материально-технического обеспечения. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. 316 с.

4. Федорова Е.Н. Население Якутии. Прошлое и настоящее. Новосибирск: Наука, 1998. 206 с.

5. Муравьев Д. Региональный взрыв // Газета «Взляд». 25.03.20006.

6. Янковский 'Р.Г. Глобальные изменения и социология безопасности. М.: Academia, 1999. 375 с.

7. Статистический ежегодник PC (Я). Якутск: Сахаполиг-рафиздат, 2005. 504 с.

FA. Vmokyrova, VA. Prochorov

The problems of life quality provision of the population in the Republic of Sakha (Yakutia)

The results of the comparative analysis of life quality of the republic’s population show that it is much lower than the life quality in the Russian Federation by many indicators. There is insufficient security of republic‘s interests and its citizens. The main principles of the republic’s safety provision are considered in the study

—###—

УДК 637.1

О.П. Хандакова

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

Статья содержит анализ развития российского рынка молока и молочных продуктов. Рассмотрены отдельные сегменты производства молочной продукции - питьевого и сухого молока, кисломолочных продуктов, йогуртов, масла животного, мороженого и др.

Молочная промышленность является одной из подотраслей пищевой промышленности. Предприятия молочной промышленности вырабатывают цельномолочную продукцию, масло сливочное, сыры, сухое молоко, заменители цельного молока, молочные консервы, мороженое, молочный сахар и казеин.

Молочная промышленность представляет собой широко разветвленную сеть перерабатывающих предприятий и включает важнейшие отрасли: цельномолочное производство, маслоделие, сыроделие, производство консервов сгущенных, производство сухих молочных продуктов, производство мороженого.

Каждая из подотраслей имеет свои специфические особенности.

Основным сырьем, использующимся для производства продукции в отрасли, является молоко, поэтому состояние отрасли во многом зависит от состояния сельскохозяйственного производства.

Согласно данным, полученным Государственным комитетом по статистике, основной тенденцией, наметившейся за последние два года в целом по хозяйствам всех

категорий РФ, является снижение объема выпускаемого молока. Так, если в период с 2000 по 2002 гг. производство молока ежегодно увеличивалось, то с 2003 г. стало постепенно снижаться (рис. 1) [1].

34000

33500

у & г 33000

d Э2б00

J К 32000

31б00

31000

33507

Э290б

ЭЭЭ74

Э1992

2GGG

2GG1

2GG2

Годы

2003

2GG4

Рис. 1. Производство молока в хозяйствах всех категорий РФ, тыс.т

U бб

Как видно из данных табл. 1, объем производства молока в 2004 г. снизился на 4,2%, в т.ч. сельскохозяйственные организации - на 6,5%, хозяйства населения -на 2,6%. За этот же период крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели произвели молока на 8,9% больше, чем в 2003 г. В этот же период производство молока в Дальневосточном федеральном

округе (ДВФО) снизилось на 3,4%. Сельскохозяйственные организации и хозяйства населения ДВФО произвели молоко соответственно на 7 и 5% меньше, чем в 2003 г., тогда как крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели произвели на 34,1% больше [2].

Таблица 1

Производство молока по Российской Федерации (тыс. тони)

Регион Хозяйства всех категорий В том числе

01.12. 03 г. 01.12. 04 г. 01. 12. 04 г. к 01.12. 03 г., % Сельскохозяйственные организации Хозяйства населения Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

01.12. 03 г. 01.12. 04 г. 01.12. 04 г. к 01.12. 03 г., % 01.12. 03 г. 01.12. 04 г. 01.12. 04 г. к 01.12. 03 г., % 01.12. 03 г. 01.12. 04 г. 01.12. 04 г. к 01.12. 03 г., %

РФ 33374,4 31992,3 95,8 15390,1 14388,2 93,5 17163,2 16710,2 97,4 821,1 893,9 108,9

Центральный федеральный округ 7310,3 6899,7 94,4 4399,4 4148,3 94,3 2812,7 2652,7 94,3 98,1 98,8 100,7

Северо- Западный федеральный округ 2141,1 2007 93,7 1364,7 1316,1 96,4 726 644,1 88,7 50,3 46,8 93,3

Южный федеральный округ 4730,5 4599,8 97,2 1541,3 1392,4 90,3 2999,7 3009,1 100,4 189,5 198,4 104,7

Приволжский федеральный округ 10482,9 10238,5 97,7 4645,4 4363,4 93,9 5557,9 5556,1 100 279,6 318,9 114

Уральский федеральный округ 2206,1 2150,8 97,5 892,4 863,3 96,8 1266,2 1240 97,9 47,5 47,4 99,7

Сибирский федеральный округ 5873,8 5488,1 93,4 2406,7 2175 90,4 3351,8 3184,2 95 115,2 128,9 111,9

Дальне- восточный федеральный округ 629,8 608,4 96,6 140,2 129,8 93 448,8 424 94,5 40,7 54,6 134,1

56 -а-

Большая часть выпускаемого молока в разные годы производилась хозяйствами населения. В последние годы производство молока этой категорией по отношению к другим хозяйствам возрастает. В 2004 г. 52,2% от общего объема производимого молока было выпущено хозяйствами населения (в 2000 г. - 50,9%, в 2003 г. - 51,4%). Это увеличение объясняется тем, что количество частных предприятий производителей молока с каждым годом возрастает. Одновременно производство молока государственными промышленными организациями сокращается.

В табл. 2 приведен рейтинг федеральных округов с крупными центрами - производителями молока в 2004 г. [3].

Таблица 2

Рейтинг федеральных округов производителей молока в 2004 г.

Место Регионы РФ Объем выпуска, т

1 Приволжский федеральный округ 10238,5

Республика Башкортостан 2061,9

Республика Татарстан 1523,1

2 Центральный федеральный округ 6899,7

Московская область 987,3

Воронежская область 725,8

3 Сибирский федеральный округ 5488,1

Алтайский край 1297,8

Омская область 858,6

Новосибирская область 822,6

4 Южный федеральный округ 4599,8

Краснодарский край 1353,2

5 Уральский федеральный округ 2150,8

Свердловская область 676,5

6 Северо-Западный федеральный округ 2007

Ленинградская область 565,4

7 Дальневосточный федеральный округ 608,4

Республика Саха (Якутия) 190,4

Как видно из материалов этой таблицы, наибольшее количество молока выпускает Приволжский округ, куда входят крупнейшие производители молока - республики Башкортостан и Татарстан. Последующие места занимают Краснодарский (Южный) и Алтайский (Сибирский) края. Остальные округа и регионы значительно уступают вышеприведенным республикам и краям.

На российском молочном рынке сложилась парадоксальная ситуация: при стойкой тенденции к снижению производства сырого молока выпуск молочной продукции возрастает: в 2004 г. произведено цельномолочной продукции на 250 тыс. т (3%), молочных консервов на 53 туб (7%), сыров жирных на 3 тыс. т (0,9%) больше, чем в 2003 г. (табл. 3).

Таблица 3

Производство в Российской Федерации сырого молока и молочных продуктов в 2000-2004 гг.

Наименование 2000 2001 2002 2003 2004 2004 к 2003,%

Производство молока, тыс.т 32277 32905 33507 33374 31992 95,9

Производство молочной продукции

Цельномолочная продукция в перерасчете на молоко, тыс.т 6722 7267 8063 8472 8723 102,96

Масло животное, тыс.т 269 272 281 285 271 95,1

Сыры жирные, тыс.т 224 259 318 349 352 100,9

Мороженое тыс.т 352 367 374 387 377 97,4

Сухое молоко, тыс.т в том числе, цельное обезжиренное 168 222 196 193 191 99

77 111 92 95 87 91,6

91 111 104 98 104 106,1

Молочные консервы, туб. 618 675 722 760 813 107

В результате снижения производства сырого молока в 2004 г. практически прекратился рост производства масла животного, мороженого и сухого молока (как цельного, так и обезжиренного).

Производство цельномолочной продукции в России в последние годы продолжает увеличиваться. В 2001 г. прирост объемов продукции составил 8,1, в 2002 г. - 10,95, в 2003 г. - 5,07, а в 2004 г. - 2,96%. Таким образом, среднегодовой темп наращивания объемов производства в последние 4 года составил 6,77%. В табл. 4 представлен выпуск цельномолочной продукции в перерасчете на молоко в 2004 г.

Таблица 4

Производство цельномолочной продукции в РФ по регионам в 2004 г., т

Федеральный округ Производство цельномолочной продукции в перерасчете на молоко, т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2004 г. к 2003 г., % Доля региона, %

Всего по России 8723398 102,96 100

Центральный 3162045 104,03 36,25

Северо-Западный 1026383 101,73 11,77

Южный 877507 102,62 10,06

Приволжский 1769527 100,8 20,28

Уральский 685809 104,2 7,86

Сибирский 1002059 104,7 11,49

Дальневосточный 200068 103,87 2,29

и 57

Самые крупные районы - производители молока и молочных продуктов - Центральный и Приволжский округа, суммарная доля которых в общем объеме производства молочной продукции России превышает 56%. Значительная часть молочной продукции, выпускаемой Центральным округом, производится на заводах Москвы и Московской области (32% и 19% соответственно) [3].

Цельномолочная продукция включает в свой состав большой ассортимент разнообразной молочной продукции, среди них питьевое молоко, кисломолочные продукты, йогурты, глазированные сырки, творожные массы с наполнителями. Крупнейшими производителями питьевого молока являются Республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский и Алтайский края и другие области (табл. 5).

Таблица 5

Крупнейшие регионы-производители питьевого молока, тыс.т [2]

Регионы 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

1 Республика Башкортостан 1747,9 1885,6 2050,7 2061,9

2 Республика Татарстан 1405,7 1468,1 1516,4 1523,1

3 Краснодарский край 1347,3 1414,5 1418,5 1353,2

4 Алтайский край 1267,5 1355,2 1373 1297,8

5 Московская область 1020 1021,3 1029 987,3

6 Новосибирская область 999,3 1020,4 950,9 822,6

7 Ростовская область 870,8 921,2 940,3 908,9

8 Нижегородская область 846,5 838,3 770,4 698,4

9 Омская область 848,2 945,5 911,7 858,3

10 Саратовская область 835,2 852,2 964,2 866,8

К наиболее известному представителю класса кисломолочных продуктов и популярному среди потребителей молочной продукции относится йогурт. Объемы промышленного производства йогурта в РФ представлены в табл. 6 [4].

Таблица 6

Промышленное производство йогуртов, тыс. т

Тип йогурта 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Вязкие 153 194 247 283 309

Питьевые 92 137 181 258 327

ВСЕГО: 245 331 428 541 636

Темп роста, % 135,1 129,3 126,4 117,6

Из материалов этой таблицы видно, что в период с 2001 г происходит снижение темпов роста рынка йогурта. Если в 2001 г. темп роста составил 35,1% по отношению к 2000 г., то в 2004 г. - всего 17,6% по отношению к 2003 г. Снижение темпов роста объясняется замедлением динамики производства по вязким йогуртам на рынке Москвы и Московской области, где потребление йогуртов приблизилось к европейскому уровню. Дальнейшее развитие рынков этих йогуртов ожидается в основном за счет сбыта в регионах.

Самый динамичный сектор молочных продуктов с 2000 г. - питьевые йогурты. В 2003 г. выпущено 258 тыс. т

этого продукта, рост по отношению к 2002 г. - 42,5%. В 2004 году выпущено уже 327 тыс. т. Объем его производства увеличился за счет производства пользующихся повышенным спросом рынка сокосодержащих йогуртов.

На протяжении длительного периода практически отсутствует рост объема производства масла животного (в 1998 г. выработано 276, в 2003 г. -285, в 2004 г. - 271 тыс. т). Маслоделие является одним из самых емких производств по затратам молочного сырья на единицу продукции. Поиски снижения себестоимости животного масла привели к широкому использованию растительных жиров взамен молочного жира, однако такие жировые продукты (спреды) не пользуются достаточным спросом как у населения, так и у оптовых потребителей (Минобороны, МВД, ГУИН, МЧС и др.). Это привело к тому, что на отечественный рынок стало поступать в больших количествах импортное сливочное масло, преимущественно из стран СНГ. Доля импортного масла в общих ресурсах масла ежегодно растет и составляет в настоящее время более 50%.

В последние годы сыродельная отрасль молочной промышленности развивается динамично. Среднегодовой темп роста объема производства сыров жирных в последние 4 года составил 12,3%. Более высокими темпами в сыроделии росли объемы производства плавленых сыров, их доля в объеме выработки сыров всех видов превысила 40% [2].

Основными регионами-лидерами в производстве сыров являются Воронежская область - 41,2, Алтайский край

- 30,4, Республика Татарстан - 24,9, Краснодарский край

- 24,8 тыс.т.

Производство мороженого в 2004 г. составило 377 тыс. т, что на 2,6% меньше, чем в 2003 г. Снижение объемов производства этой продукции наблюдается впервые с 2000 г. Так, среднегодовой прирост с 2001 г. по 2003 г. составлял 3,2%.

Сокращение объема выпуска мороженого в 2004 г. произошло в результате усиления инфляции и низкой платежеспособности массового покупателя.

Согласно опросным данным 50 российских производителей мороженого в IV квартале 2004 года, установлено, что основными причинами снижения его производства являются: погодный фактор и конкуренция ме^ду производителями - соответственно 82 и 74% респондентов, рост себестоимости мороженого - 42% участников опроса, слабая рекламная поддержка - 33%, снижение вкусовых качеств мороженого - 16% [5]. Только 14% опрошенных отмечают неверно выбранную маркетинговую стратегию, 12% - отсутствие собственного розничного сбыта предприятий. В качестве возможных причин были также отмечены: отсутствие собственных морозильных ларей, низкий технологический уровень производства, высокое предложение продукции на рынке, агрессивное позиционирование продуктов параллельного спроса, падение покупательского спроса из-за отсутствия рекламы данного продукта.

Продолжается сокращение производства сухого молока. Динамика производства такого молока показывает, что после незначительного увеличения объема выпускаемой продукции в 2001 г. произошло сокращение его производства, и в 2004 г. оно сократилось на 14% [6].

Основным производителем сухого цельного молока является Московская область, которая в 2004 г. выпустила 12,3 тыс. т, и второе место занимает Алтайский край -11,1 тыс. т.

Основным производителем сухого обезжиренного молока являются Республика Башкортостан - 8,9 тыс. т, Белгородская - 8,4 тыс. т, Тверская - 7,9 тыс. т и Новосибирская - 7,1 тыс. т области [3].

В связи с существующим высоким спросом на рынке и в кондитерской промышленности производство молочных консервов в 2004 г. выросло по сравнению с 2002 г. и составило 813 тыс. т. Среднегодовой темп прироста производства этой продукции в молочной промышленности составил 7,1%. Самые крупные регионы-производители

- Центральный, Сибирский и Приволжский, суммарная доля которых в общем объеме выпуска молочных консервов превышает 80%. В Дальневосточном округе продукция не производится.

Таким образом, ориентируясь на приведенные данные, можно утверждать, что в нашей стране уменьшается производство сырого молока и одновременно увеличивается производство некоторых переработанных молочных продуктов, в частности, цельномолочной продукции (особенно йогуртов), сыров различных сортов и молочных консервов. По различным причинам сократилось произ-

водство масла животного (в том числе сливочного), мороженого и сухого молока. Одной из основных причин такого сокращения стало снижение объема производства молока-сырья и направление его на производство более рентабельной продукции.

Главная тенденция развития молочной промышленности заключается в том, что по мере развития и повышения благосостояния страны развивается производство молочной продукции и растет спрос на нее. В будущем можно ожидать, что производители молочной продукции продолжат наращивание объемов производства и наиболее успешными окажутся предприятия, выпускающие разнообразный ассортимент данной продукции по доступным ценам с четкой ориентацией на группы потребителей.

Литература

1. Россия: экономическая конъюнктура, 2004: Информационно-аналитический сборник. Вып. 1. М.: Госкомстат, март 2005. 625 с.

2. Производство молока по данным Росстата за 2004 // Молочная промышленность. 2005. № 2. С. 5-6.

3. Горощенко Л.Г. Российский рынок молочных продуктов // Молочная промышленность. 2005. № 3. С. 10-15.

4. Евдокимов О.Г. Развитие российского рынка йогуртов / / Молочная промышленность. 2005. № 1. С. 30-34.

5. Елхов В. Обзор российского рынка мороженого. Исследования Союза мороженщиков России. http://www.dairyunion.ru/ stat5.doc

6. Сергеев В.Н. Молочная промышленность - третий год XXI века // Молочная промышленность. 2004. № 11. С. 4-15.

О.Р Kha.nda.kova

Mein trends of the dairy products development in Russia

The article presents analyses of Russian dairy products market. Certain parts of the dairy products market have been considered such as production of milk, powder milk, fermented milk products, yoghurts, fat, ice-creams etc.

—4МН*-----------------

УДК 338.45 (571.56)

Н.В. Ларионова

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

В статье систематизирование изложены теоретические проблемы инновационной инфраструктуры в промышленности. Анализируется влияние инновационного фактора на эффективность функционирования отраслей промышленности. Выявляются различия в уровне эффективности в зависимости от степени влияния инноваций. Предлагается рассматривать результативность влияния инновационного фактора на показатели эффективности в качестве критерия управленческой деятельности в промышленности.

Промышленная политика определяется как система услуг, человеческого капитала. Промышленная политика

мер, направленных на развитие национальной экономи- является частью (звеном) структурной политики как под-

ки, новейших технологий и продуктов с высокой степе- системы социально-экономической политики государства.

нью обработки, современных информационных и других Промышленность представляет одну из отраслей эконо-

U 59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.