УДК 811.161.1'367 (072.3)
UDC UDC 811.161.1'367 (072.3)
Е.Н. ПУЗАНКОВА
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, зав.кафедрой теории и методики обучения русскому языку и литературе, Орловский государственный университет E-mail: [email protected] Е.А. ХОВАНСКАЯ
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
E.N. PUZANKOVA
Doctor of pedagogical sciences, Professor, Vice rector for scientific work, Head department of the theory and technique of training in Russian and literature, Orel State
University
E-mail: [email protected] E.A. HOVANSKAYA
Candidate of pedagogical sciences, Senior researcher, Associate Professor, Department of theory and methods of teaching Russian language and literature, Orel State
University
E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
THE MAIN TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF SPEECH ABILITY OF PUPILS OF 2-5 CLASSES OF COMPREHENSIVE SCHOOL AT RUSSIAN LESSONS WHEN STUDYING THE ADJECTIVE
В статье рассматриваются основные тенденции развития речевой способности учащихся 2-5 классов общеобразовательной школы на уроках русского языка при изучении имени прилагательного, как-то: создание оптимальных условий для развития речи учащихся, лексико-грамматическое изучение языковых единиц, учет закономерностей психического развития ребёнка, применение дидактических принципов преемственности и перспективности в учебном процессе.
Ключевые слова: речевая способность, русский язык, имя прилагательное, развитие речи, лексика, грамматика, закономерности психического развития, принципы преемственности и перспективности.
In article the main tendencies of development of speech ability of pupils of 2-5 classes of comprehensive school at Russian lessons are considered when studying an adjective, somehow: creation of optimum conditions for development of the speech of pupils, lexical and grammatical studying of language units, the accounting of regularities of mental development of the child, application of the didactic principles of continuity and prospects in educational process.
Keywords: speech ability, Russian, adjective, development of the speech, lexicon, grammar, regularities of mental development, principles of continuity and prospects.
В последние десятилетия в России произошли большие изменения, направленные на демократизацию и гуманизацию образования. В условиях модернизации образования (обновление содержания и методики) особое место занимает индивидуализация образовательного процесса и социализация учащихся.
Важнейшей задачей школы в условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает и уже нельзя ограничиваться лишь усвоением определенной суммы знаний, является развитие у учащихся потребности и умения постоянно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, насколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования и уровня развития речи учащихся
2-5 классов позволил выявить следующие противоречия:
- между объективной необходимостью преобразований программно-методического обеспечения уроков русского языка и сложившейся системой, которая слабо реагирует на запросы современного языкового образования;
- между возрастающими требованиями к уровню развития речевой способности школьника, предполагающему активизацию речевой деятельности с учётом системы языка и недостаточным владением устной и письменной речью как детьми младшего школьного возраста, так и детьми подросткового возраста;
- между современными подходами к обучению русскому языку и недостаточным вниманием к личности школьника, его способностям;
- между стремлением обеспечить грамотное владение языком и речью и низким уровнем осознания закономерностей речевого развития, условий и способов его осуществления, а также недостаточным вниманием к системе языка, роли и месту, в частности, имени при-
© Е.Н. Пузанкова, Е.А. Хованская © E.N. Puzankova, E.A. Hovanskaya
лагательного в языковом образовании и речевом развитии учащихся начального и среднего (5 класс) звеньев обучения.
Необходимо создание оптимальных условий для развития речевой способности учащихся младшего (2-4 классы) и среднего (5 класс) звеньев обучения за счет развития речевой деятельности школьников на основе лексического и грамматического изучения языковых единиц, владения соответствующими компонентами данных языковых уровней, закономерностей психического развития ребёнка и соблюдения в учебном процессе дидактических принципов преемственности и перспективности в обучении.
Реальные условия для решения данной проблемы созданы психолого-педагогическими, лингвистическими, дидактическими, методическими исследованиями, а именно: концепциями взаимообусловленности развития и обучения Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других; особенностями понимания психолингвистической природы языковой личности Г.И. Богиным, Ю.Н. Карауловым, А.М. Шахнаровичем; психологическими исследованиями структуры языковой способности И.Н. Горелова, С.Ф. Жуйкова, А.В. Запорожца, Е.Н. Пузанковой, С.Л. Рубинштейна, Б.П. Теплова, И.С. Якиманской и других; лингводидактической теорией развития речевой способности Г.И. Богина; психолого-педагогической теорией языкового развития Т. К. Донской, А. В. Текучева и других; концепциями речевого развития М.Т. Баранова, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, С.И. Львовой, Л.П. Федоренко и других; основными положениями теории речевой деятельности Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, Н. Хомского и других; учениями о психолингвистических закономерностях владения и овладения речью Ж. Пиаже, о реализации принципов преемственности и перспективности в обучении русскому языку С.И. Львовой, Н.А. Плёнкина, Ю.А. Самарина и других.
Проблема развития речевой способности решалась нами на материале изучения имени прилагательного во 2-5 классах общеобразовательной школы. Такой подход обусловлен целым рядом причин.
Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение, так как с их помощью он выделяет и осознает в предметах, лицах, явлениях наиболее существенные для него качества в связи с его интересами и потребностями.
Кроме того, во 2-4 классах школьники получают первые теоретические сведения лингвистического характера, учатся грамотно пользоваться словами-прилагательными в письменной и устной речи. В 5 классе происходит работа на текстовом уровне, ученики используют выразительные и изобразительные возможности слов данной части речи. Однако исследования показывают, что учащиеся 2-5 классов недостаточно владеют словами этой части речи и не всегда могут определить их в тексте.
Следует отметить, что знакомство с прилагатель-
ными и первичное речевое развитие у учащихся происходит до 5 класса. Во 2 классе отрабатывается навык правописания окончаний прилагательных, одновременно с этим грамматическим навыком происходит речевое развитие, так как прилагательное - это особая часть речи, которой принадлежит максимум информативно -сти и образности.
Таким образом, постепенно учащиеся начинают понимать роль имен прилагательных как изобразительных средств и использовать их в описании предметов, явлений, для создания выразительности и эмоциональности высказывания.
Следовательно, необходимость изучения имени прилагательного продиктована следующими положениями:
1. Одна из основных задач школы - развитие речи учащихся. Её составляющей является обогащение словарного запаса детей. Языком дети овладевают задолго до школы. Однако их активный словарь очень беден. Считается, что расширение словарного запаса должно идти не за счет увеличения речевых единиц, а за счет совершенствования семантики каждого слова. Успешное усвоение темы «Имя прилагательное» способствует обогащению речи школьников.
2. Развитие речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя. Важным в работе по развитию речи является обучение школьников умению содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать свои и чужие мысли в устной и письменной форме. Имя прилагательное обладает большими выразительными и изобразительными средствами, делает речь образной и эмоциональной.
В содержание работы по развитию речи входит:
■ воспитание произносительной культуры речи учащихся (с учетом фонетических закономерностей языка), усвоение норм и правил выразительного чтения;
■ работа над морфемным составом слова, усвоение которого раскрывает назначение и использование языковых средств в устной и письменной речи;
■ лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии языка, а также из области лексической стилистики;
■ работа над морфологическими средствами речи, опирающаяся на грамотное использование словоформ на письме;
■ работа над предложением и словосочетанием, в основе которой лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающей законы связи слов и строения предложений, а также усвоение норм синтаксической стилистики;
■ развитие навыков связной устной и письменной речи.
3. Тема «Имя прилагательное» является очень интересной и оптимальной для развития речи учащихся. М.Р. Львов установил, что «достижение пика интенсивности» в усвоении имен прилагательных опережает систематическое изучение их в школьном курсе русского языка и приходится на 3 класс. Следовательно, нужно
так организовать учебный процесс в 1 классе, особенно во 2 классе, чтобы младшие школьники овладели именами прилагательными еще до «пика интенсивности», до 3 класса [Львов, 1978: 82], и сохранить познавательный интерес к изучению данной части речи в среднем звене общеобразовательной школы.
4. Функционирование слова-прилагательного в речи, в составе предложения, обуславливает необходимость рассмотрения его содержательной стороны в тесной связи с грамматическим оформлением, синтаксической функцией в предложении.
Процесс развития речевой способности учащихся (на материале изучения имени прилагательного) будет протекать успешно при условии взаимосвязанного развития и востребованности речевой деятельности учащихся с опорой на лингвистическую теорию и внимания к семантике языковых единиц на уровнях:
■ правильности, предполагающего владение достаточно большим лексическим запасом и знание основных строевых закономерностей языка и позволяющего тем самым строить высказывания и продуцировать их в соответствии с элементарными правилами данного языка;
■ интериоризации, включающего умения реализо-вывать и воспринимать высказывания в соответствии с внутренним планом речевого поступка;
■ насыщенности, выделяемого с точки зрения от-раженности в речи всего разнообразия, всего богатства выразительных средств языка в области фонетики, грамматики, лексики;
■ адекватного выбора, оцениваемого с точки зрения соответствия порожденного личностью текста всему комплексу содержательных и коммуникативных задач, положенных в его основу;
■ адекватного синтеза, учитывающего соответствие порожденного личностью текста всему комплексу содержательных и коммуникативных задач, положенных в его основу.
В процессе исследования нами были приняты в качестве установочных следующие положения:
1. Речевая способность является компонентом языковой способности.
2. Языковая способность как социально обусловленное образование, формируется на основе физиологических предпосылок с условием реализации коммуникативных потребностей личности (А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский С.Л. Рубинштейн и другие).
Языковая способность - «многоуровневая, иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития» [Лингвистический энциклопедический словарь, 1990: 617].
Понимание языковой способности в лингводидак-тическом русле (Т.К. Донская, Е.Н. Пузанкова) основывается на идеях взаимосвязи языка и мышления, языка и речи, ученик понимается как творческая языковая личность с языковой способностью, формирование и развитие которой одна из первоочередных задач обучения русскому языку.
Языковая способность личности представлена интеллектуальным, языковым и речевым компонентами. Каждый компонент языковой способности состоит из умений и способностей, без которых становится невозможным создание эффективных моделей обучения [Пузанкова, 2004: 13].
3. Лингвистическая и методическая науки в настоящее время уделяют большое внимание развитию языковой личности. Современная лингводидактика под языковой личностью понимает многослойную и многокомпонентную систему языковых способностей, которая готова осуществлять целый ряд речевых действий (говорение, аудирование, письмо и чтение) на разных языковых уровнях (фонетика, лексика, грамматика) и определенной степенью владения соответствующим компонентом языкового уровня.
4. Концепция структуры языковой личности соотносится с понятием языковой способности и прослеживается в общности речевых умений, навыков, готовностей с речевыми способностями, видов языковой компетенции, степени владения языком [Караулов, 1987]. Понятия языковой способности и готовности рассматриваются как равнозначные. Это проявляется в общности речевых умений, навыков, готовностей с речевыми способностями, видах языковой компетенции, степени владения языком.
5. Личность в языковом аспекте характеризуется не столько тем, как она осведомлена в языке, сколько тем, что она может с языком делать, то есть ее готовность производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи [Богин, 1975].
Речевая способность человека есть субстрат языка как системно-структурного образования, обеспечивающего единство всей системы человеческой речевой коммуникации [Богин, 1975].
Уровни и компоненты речевой способности языковой личности определялись на основе эталонного представления языка как системы (Г.И. Богин). Своеобразие становления данной модели состоит в поэтапном движении от одного уровня владения языком к другому, более высокому. Такие уровни представлены в виде: 1) уровня правильности, предполагающего знание достаточно большого лексического запаса и основных строевых закономерностей языка и позволяющий тем самым строить высказывания и продуцировать их в соответствии с элементарными правилами данного языка; 2) уровня интериоризации, включающего умения реализовывать и воспринимать высказывания в соответствии с внутренним планом речевого поступка; 3) уровня насыщенности, выделяемого с точки зрения отраженности в речи всего разнообразия, всего богатства выразительных средств языка в области фонетики, грамматики, лексики; 4) уровня адекватного выбора, оцениваемого с точки зрения соответствия порожденного личностью текста всему комплексу содержательных и коммуникативных задач, положенных в его основу; 5) уровня адекватного синтеза, учитывающего соответствие порожденного личностью текста всему комплексу содержательных и коммуникативных задач, положенных в его основу.
Речевая способность человека - это готовность субъекта к использованию языка в своей деятельности [Богин, 1975]. Речевая способность реализуется в речевой деятельности. Речевая деятельность представляет собой систему умений творческого характера, направленную на решение коммуникативных задач в зависимости от ситуации общения.
6. Речевая деятельность подразделяется на виды: говорение, слушание, чтение, письмо. Развитие речевой способности будет зависеть от того, насколько эффективно будет протекать процесс передачи мыслей посредством графического или звукового кода и декодирования полученных сигналов.
7. Результативность обучения зависит не только от возрастных особенностей учащихся, но и от содержания и методов учебно-воспитательной работы, проводимой в школе (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и другие).
Развитие речевой способности при обучении русскому языку и развитию речи будет успешно реализовы-ваться при соблюдении принципов преемственности и перспективности.
8. Осуществление преемственности и перспективности требует единого подхода к обучению, единых исходных позиций в обучении родному языку; ясного понимания того, что появляется нового в языковом развитии учащихся на каждом этапе обучения. Требование точности между начальными и средними классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся.
Реализация указанных положений позволит эффективно осуществлять школьное обучение и воспитание личности, адекватное современной социокультурной
ситуации в стране и мире [Хованская, 2008: 14].
Таким образом, основным условием эффективного развития речевой способности учащихся является решение проблем речевой деятельности при лексико-грамматическом изучении языковых единиц с учётом поэтапного прохождения от одного уровня к другому, более сложному: от уровня правильности к уровню ин-териоризации; уровню насыщенности; уровню адекватного выбора; уровню адекватного синтеза.
Кроме того, развитие речевой способности учащихся обеспечивается интеграцией процессов изучения лексико-грамматической стороны языковых единиц и развития речи.
Выделение основных этапов в языковом развитии и закономерностей в речевом развитии должно учитываться при разработке методики развития речевой способности учащихся.
При обучении русскому языку в начальной и средней школах можно обеспечить эффективное развитие речевой способности учащихся при соблюдении комплексного подхода по совершенствованию всех структурных компонентов языковой способности, ориентации на личность школьника.
Реализация принципов развивающего обучения, положенных в основу методики развития речевой способности учащихся при изучении имени прилагательного, способствует совершенствованию у учащихся не только языковой, но и речевой способности, а также обеспечивает становление самосознания, самооценки, собственной значимости личности каждого школьника.
Разработанная методика создаёт условия для развития творческой активности детей, их самостоятельность, что является залогом прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
Библиографический список
1. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека: учеб. пособие. Калинин: КГУ, 1975. 106 с.
2. КарауловЮ.Н. Русский язык и языковая личность; отв. ред. Д.Н. Шмелев. М.: Наука, 1987. 263 с.
3. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности; отв. ред. М.М. Гухман. М.: Наука, 1965. 245 с.
4. Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: «Советская энциклопедия», 1990. 685 с.
5. ЛьвовМ.Р. Тенденции развития речи учащихся: пособие для студ. пед. ин-тов. Вып. 2. М.: МГПИ им. В.И. Ленина. 1979. 79 с.
6. ПузанковаЕ.Н. Формирование языковой способности учащихся // Русская словесность. 1997. № 4. С. 48-53.
7. Пузанкова Е.Н. Формирование языковой способности учащихся при обучении русскому языку. Монография. Орел, Полиграфическая фирма «Картуш», 2004. 347 с.
8. Хованская Е.А. Развитие речевой способности учащихся 2-5 классов общеобразовательной школы на уроках русского языка при изучении имени прилагательного / монография. Часть 1. Орел, Изд-во ОГУ, 2008. 168 с.
9. Хамский Н.О. Язык и мышление; пер. с англ. Б.Ю. Городецкого. М.: Изд-во МУ, 1972. 122 с.
References
1. Bogin G. I. Levels and components of speech ability of the person: mamual. Kalinin: KGU, 1975. 106 p.
2. Karaulov U.N. Russian and language personality; edition D.N. Shmelyov. M.: Nauka, 1987. 263 p.
3. Leontyev A.A. The word in speech activity. Some problems of the general theory of speech activity; resp.edit. M. M. Gukhman. M.: Nauka, 1965. 245 p.
4. Linguistic encyclopedic dictionary/main editor V. N. Yartseva. M.: «The Soviet encyclopedia», 1990. 685 p.
5. Lviv M.R. Tendencies of development of the speech of pupils: a manual for students of pedagogical institutes- Issue 2. M.: MGPI named after V. I. Lenin, 1979. 79 p.
6. PuzankovaE.N. Formation of pupils' language ability //Russian literature. - 1997. № 4. Pp.48-53.
7. Puzankova E.N. Formation of pupils' language ability when teaching in the Russian language / the monograph. -Orel, Printing firm «Kartush», 2004. 347 p.
8. Hovanskaya E.A. Development of speech ability of pupils of 2-5 classes of comprehensive school at Russian lessons when studying the adjective / monograph. Part 1. Orel, Publishing house of regional public institution, 2008. 168 p.
9. Chomsky N. O. Language and thinking; translation from English by B. Yu. Gorodetsky. - M.: Publishing house of MU, 1972. 122 p.