и муниципального контроля» (действующая редакция от 28.11.2015) режим доступа www.consultant.ru/, дата обращения 30.12.2015
Analysis of the application of normative legal regulation of labor relations
Tamara Sergeevna Smirnova, senior teacher, Moscow aviation institute.
The author has studied the topic important and relevant focus. In this paper we consider the problem associated with unfair labor practices in human resource management service, as well as the state protects the rights and interests of workers. In particular, relying on labor law are examples of violations of the reception, registration, staff layoffs. In addition, attention is paid to the development of social activity of employees aimed at protecting their rights.
Keywords: protection of rights, the National Standard of the Russian Federation, social responsibility, labor inspection, the Labour Code of the Russian Federation, labor practices.
УДК 338.45
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ОТРАСЛИ
Наталья Петровна Суптело, канд. экон. наук, доц., доц. кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, e-mail: [email protected], Ольга Игоревна Медведева, магистрант кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, e-mail: [email protected], Московский университет им. С.Ю. Витте, http://www. muiv. ru
Статья посвящена анализу процессов, происходящих в отечественной издательской отрасли и на книжном рынке. В статье определено, что в условиях кризисных явлений в экономике спрос на продукцию книжной отрасли трансформируется, в том числе и под влиянием распространения электронных книг. Выявляются перспективные направления развития предприятий данного рынка.
Ключевые слова: книгоиздание; книжный рынок; электронные книги.
Решающее влияние на состояние и развитие российского книгоиздания и полиграфического производства в настоящее время оказывает финансово-экономический кризис, неизбежным следствием которого стало падение потребительского и коммерческого спроса на печатную продукцию.
Финансовый кризис затронул практически все сектора экономики, в том числе ощутимый удар он нанес по книжной полиграфии. Резкий отток заказов, сокращение тиражей, рост дебиторской задолженности и ряд других обстоятельств нарушили позитивный ход событий в книжном секторе рынка полиграфических работ.
На протяжении длительного периода Росстат фиксировал последовательное падение объема выпуска печатной продукции в натуральных показателях в секторах газетного, журнального и книжного производства, в пределах от 5 до 10%. Эти данные мы можем увидеть на рисунке 1.
Данные прошлого года говорят о падении основных показа-телей печати: по
Н. П. Суптело
сравнению с 2013 годом число выпущенных назва-ний снизилось на 7% (112126 названий книг и брошюр), совокупный тираж (485,5 млн экземпляров) сократился на 10,4%. [1]
300 -(
633,5
760,4
700 600 500 ФОО 300 200 100 О
665,5
716,6
612,5
540,5 541,7
185,5
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рисунок 1. Совокупный тираж книг и брошюр, выпущенных в РФ за период с 2005 - 2014 годы, млн. экз.
По данным государственной статистики в 2011-2014 гг. уровень издательской активности в основных рыночных тематических группах постепенно снижается. И в 2015 году в книжной отрасли продолжается спад производства по причине невозможности привлечения достаточных внутренних и зарубежных инвестиций. В настоящий момент зарубежные инвесторы не проявляют интереса к контентным отраслям, а высокая им-портозависимость книжной отрасли с низкой (фактически нулевой) долей экспорта сокращает и без того ограниченные возможности по возмещению падающего спроса. В связи с этим не все издательства способны поддерживать свою платежеспособность и оставаться действующими. На рисунке 2 представлена статистика действующих предприятий в отрасли издания печатной продукции в период с 2005 по 2014гг. [2]
6200 6000 5800 5600
5400 5200 5000 4800
6187
П
6133
5805 5841
5893
5989
5695
5884
5727
5326
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
■ общее число издательств
Рисунок 2. Число действующих издательств в России с 2008 - 2014 гг.
В 2014 г. в стране действовало 5326 издательств, что на 7% меньше, чем годом ранее. Опрос печатного ведомства показал, что большинство издателей уже столкнулись или ожидают падения реализации своей продукции, в том числе из-за того, что книжные магазины стали меньше брать книг на реализацию. Две трети опрошенных издательств отмечают подорожание стоимости полиграфических услуг. Главным образом это касается стоимости полиграфических услуг зарубежных полиграфических предприятий, которая фактически выросла из-за девальвации национальной валюты России.
Сезонный спад деловой активности в отрасли, общая неустойчивая экономическая ситуация в стране, всё чаще звучащие разговоры о повышении (введении новых) налогов и снижении доступности кредитов, наконец объявленные санкции не прибавляют рынку оптимизма.
Продолжается существенное снижение количества экземпляров книг и брошюр, выпущенных в расчёте на душу населения. Данные представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Число экземпляров книг и брошюр, выпущенных в расчете на душу населения в
2005 -2014гг.
Из рисунка 3 мы можем увидеть, что по данным 2014 года в России на душу населения издаются уже менее 3,5 экземпляров книг и брошюр. Это примерно на 14% меньше, чем в 2012 г., и почти на 40% меньше, чем в 2008 году. [3]
Каждый третий россиянин признает уровень своего благосостояния неудовлетворительным и, как следствие, экономит на приобретении книжной продукции в пользу вещей первой необходимости.
-
4 44 4,04
-2,02 -7,47 -3 65 "2Д8
■ Художественная литература
и Детсткая лтература
Учебная литература для школ и ВУЗов
н Профессиональная литература
¡¡Прикладная литература
На рисунке 4 представлена динамика продаж по категориям книг в 2014 году по сравнению с 2013 годом.
Спросом у покупателей книжной продукции пользуется художественная и детская литература в силу их популярности и относи-
I В натуральном выражении
I В денежном выражении
Рисунок 4. Динамика продаж в укрупненных тематических разделах в 2014г., в рублевых продажах, %
тельно невысокой стои-мости. Наименьший спад продаж в категории учебной литературы, это связано с требованиями министерства образования обеспечения учебных заведений изданиями по ФГОС. По остальным из рассматриваемых категорий наблюдается спад продаж.
Согласно прогнозам, приведенным в докладе Роспечати, к концу 2015 г. на книжном рынке страны произошло снижение экземплярного спроса на 20-25% как со стороны розничных предприятий, так и со стороны конечных покупателей. Столь значительное проседание не сможет сгладить даже предполагаемый рост средней цены реализации на уровне 20-25%. Поэтому ожидаемое снижение объема книжного рынка составит
порядка 2,5 млрд. руб. [4]
Подобную динамику мы могли наблюдать и в предшествующие годы, что наглядно представлено на рисунке 5.
Опираясь на данные рисунка 5, становится ясно, что прогнозы для отрасли книжного рынка неутешительны. С ухуд-шением благосостояния населения, спрос на при-обретение печатной проду-кции стремительно сокращается. И это связано не только с кризисом чтения и экономической обстановкой в стране. Интернет предостав-
2014 2015 2016 прогноз прогноз
Рисунок 5. Ежегодные темпы динамики книжного рынка России в денежном (руб.) и натуральном (экз.) выражении, %
ляет возможность читать много и бесплатно.
Несмотря на кризис, характерной чертой деятельности издательств в последние годы является поиск новых возможностей реализации товаров и постоянные попытки наращивания числа контрагентов. В своих планах на 2015 г. более 53% опрошенных издательств ответили, что будут и дальше расширять свою клиентскую базу, 32% отметили, что будут стремиться сохранить число контрагентов на существующем уровне, а 16% заявили, что планируют сократить их число. [4]
Издательства все чаще прибегают к социальным медиа как к эффективной площадке продвижения своей продукции: 56% книгоиздателей ловят потенциальных покупателей в социальных сетях. Среди маркетинговых ходов наибольшей популярностью пользуются публикации анонсов, пресс-релизов, рекламных сообщений, продвижение авторов, участие в жизни групп, связанных с литературой и чтением, проведение опросов, конкурсов, викторин.
Рассмотрим каналы сбыта, которые используют издательства для реализации своей продукции и поиска новых потребителей. Структура сбыта по данным за 2014г. представлена на рисунке 6.
4,19%
книжные магазины книготорговые сети интернет магазины некнижный ритейл киосковые сети
Как следует из рисунка 6, непрофильные для книжников площадки FMCG-cетей, предлагающие книги в качестве сопутствующих товаров, приносили издательствам стабильных доход в течение 2014 года, составив 13,15% от оборотов книжного рынка среди розничных каналов сбыта (лидируют с 53,18%
Рисунок 6. Доля розничных товаров сбыта 2014г., % от общего книжного оборота
книжные магазины). Эксперты подчеркивают, что высокие показатели FMCG- канала обеспечены не любовью к литературе, а расширением полок в FMCG-сетях в связи с продуктовым эмбарго из Еврозоны и сокращением поставок канцтоваров из Китая. Непрофильный ритейл принес издательствам доход в 6,67 млрд. руб. (на миллиард больше, чем в прошлом году).
Вместе с тем активно развиваться продолжит относительно недавно образовавшийся сегмент электронных книг. По данным компании «ЛитРес», по итогам 2015 г. рынок электронных книг в России может достичь объема в 2,1 млрд. руб. (1,9 млрд. руб. по текстовому формату плюс 150-200 млн. руб. по аудиокнигам). В прошлом году общий объем цифровой книги в России составил 1,5 млрд. руб., или 1,99% к обороту книжной отрасли по печатной книге. [6]
Наглядно тенденция роста продаж электронных книг представлена на рисунке 7. " Так, сейчас россий-
ский рынок электронных книг испытывает существенный рост. По итогам 2014 г. его объём составил почти 950 млн. руб., что в 2 раза больше предыдущего года, подсчитали аналитики компании «Лит-Рес». В 2015 г. продажи электронных книг увеличились на 80-100 %. По
-Издательства Москвы и Са н кт-П етербу рга
-Региональные издательства
2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рисунок 7. Доля электронных книг в рублевых продажах российских издательств, % (среди издательств, выпускающих электронные книги)
оценкам Российского книжного союза, несмотря на постепенный переход российских читателей к электронному формату книги, его доля составляла в 2014 г. только 1,5 %, в то время как на западных рынках - уже 20 %. [3]
Главным препятствием для развития рынка электронных книг в России компания J'son & Partners Consulting считает отсутствие культуры потребления цифрового контента и пиратство: хотя электронные книги читают 70% россиян, 92% из них скачивают их из интернета (в том числе пиратские копии) бесплатно. [4]
Хотя высокие темпы роста рынка электронных книг, наблюдаемые на протяжении ряда последних лет, пока не сильно отражаются на финансовых показателях деятельности издательств, данный рыночный сегмент остается одним из самых перспективных и многообещающих. Отраслевые эксперты уверены, что компенсировать потери от сокращения продаж бумажных книг за счет увеличения продаж электронных издательствам позволит усиление борьбы с пиратством.
О том, как развивается нелегальный рынок электронных книг в РФ, свидетельствуют данные исследовательского холдинга «Ромир». В ходе проведенного компанией опроса на тему чтения две трети россиян (69%) признались, что в последние годы стали реже покупать бумажные книги. Четверть респондентов (24%) продолжают покупать обычные книги с прежней регулярностью, а 7% стали это делать даже чаще. Тем участникам опроса, которые заявили о снижении своего интереса к бумажным книгам, был задан вопрос о причинах этого. Основных причин оказалось три: использование электронных книг (65%), рост цен на издания (27%) и уменьшение количества времени, уделяемого чтению (28%).
Исследование показало, что в целом семь из десяти жителей российских городов (70%) читают электронные книги (правда, пока наряду с традиционными книгами). Причем половина из них перешла на электронное чтение 1-3 года назад и еще почти четверть (23%) - в течение последнего года. [5]
В связи с вышеописанными тенденциями, можно утверждать:
1. Спрос на продукцию книжной отрасли будет формироваться, в основном, прочими масс-медиа, и будет сосредоточен на интернет-ресурсах. Произойдет частичный переход от книги, как продукта, к электронному контенту.
2. Продолжится процесс укрепления издательских позиций и консолидации на отечественных рынках, издательства будут развивать собственные торговые сети, как розничные, так и цифровые (сообщества, интернет-магазины, базы данных с возможностью подписки). Крупнейшие издатели будут создавать собственные ридеры, укрепляя, таким образом, свой бренд. Рынок станет менее фрагментирован, часть мелких издателей его покинут, будет продолжать развиваться проведение агрессивных маркетинговых ходов, базирующихся на связи книги с другими масс-медиа.
Литература
1. Воропаев А.Н. Книгоиздание в России 2008-2014 гг.: от кризиса к кризису// информационно-аналитический интернет-журнал «Университетская книга» 15.03.15. [Электронный ресурс] // URL: http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/4205-knigoizdanie-v-rossii-v-2008-2014-ot-krizisa-do-krizisa.html (дата обращения 13.07.2015)
2. Назариева Л. Мировой издательский бизнес уходит в цифровой океан // информационно-аналитический интернет-журнал «Университетская книга» 29.08.15. [Электронный ресурс] // URL: http://www.unkniga.ru/bookrinok/zarubez/4884-mirovoy-izdatellskiy-biznes-uhodit-v-tsifrovoy-okean.html (дата обращения: 06.09.15)
3. Отраслевой доклад-2014: «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития», 02.07.15// Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Российская книжная палата (пресс служба Роспечати), [Официальный сайт] // URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2015/bookmarket.html
4. Скопинцева Е. Книгоиздание устанавливает новые антирекорды // Экономика и жизнь. 2015. № 31. [Электронный ресурс] // URL: http://www.eg-online.ru/article/288097/ (дата обращения 25.08.2015).
5. Анурьев С. Объем рынка электронных книг//электронно-периодическое издание «Ведомости» 09.07.2015: [Электронный ресурс] // URL:
http://www.vedomosti.ru/technology/news/2015/07/09/599961-obem-rinka-elektronnih-knig-mozhet-dostignut-17-mlrd-rublei-v-2015-godu (дата обращения 13.07.2015)
ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ
Main trends of domestic publishing industry
Natalya Petrovna Suptela, candidate of Economics, associate Professor, assistant Professor of Urban economics and service sector department Moscow Witte University
Olga Igorevna Medvedeva, postgraduate of Urban economics and service sector department Moscow Witte University
This article analyzes the processes taking place in the domestic publishing industry and book market. In the conditions of crisis in the economy, the demand for products transformed the book industry, including under the influence of the spread of electronic books. Identify promising directions of development of the enterprises in this market.
Keywords: book publishing; book market; e-books.
УДК 330.4:338.26:004
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЛОГИСТИКОЙ ГОРОДА
Николай Вячеславович Лопухов, канд. техн. наук, доц. кафедры информационных систем и математического моделирования, e-mail: [email protected], Ольга Анатольевна Астафурова, канд. техн. наук, доц. кафедры информационных систем и математического моделирования,
e-mail: [email protected], Наталия Анатольевна Сальникова, канд. техн. наук, доц. кафедры информационных систем и математического моделирования,
e-mail: [email protected] Волгоградский филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», http://vlgr.ranepa.ru
В статье приведен обзор информационных систем и технологий, активно используемых и внедряемых в городской логистике для решения практических задач в сфере управления, городского хозяйства, а также в экологии региона.
Ключевые слова: логистика, городская логистика, информационные технологии, логистическая система, электронное правительство.
Введение
Значение логистики возрастает в крупных городах, с большой плотностью населения, развитой индустрией и промышленностью, где быстрыми темпами растет количество личного, общественного и грузового транспорта.
По мере развития транспорта растет его негативное влияние на жизнедеятельность города: пробки на дорогах, загрязнение окружающей среды, потребление энергии и многие другие нежелательные последствия. Городская логистика определяется как процесс, направленный на полную оптимизацию логистики и транспортной деятельности: частных компаний, государственных структур, а также жизнедеятельности граждан, при поддержке совре-