Научная статья на тему 'Основные тенденции развития образования в странах Европейского союза: общие ценности, подходы и требования к реализации образовательного процесса'

Основные тенденции развития образования в странах Европейского союза: общие ценности, подходы и требования к реализации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
877
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ЦЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / KEY COMPETENCES / MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INNOVATIVE TEACHING METHODS / THE EU'S FUNDAMENTAL VALUES / EUROPEAN IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антропова О.А.

В статье проанализированы основные тенденции развития образования в странах Европейского союза, направленные на формирование европейской идентичности, общих подходов и требований к реализации процесса образования, ориентированных на развитие ключевых личностных компетенций в течение всей жизни. Рассмотрены основные объединяющие ценности Европейского Союза, а также основные модели формирования европейской идентичности. Представлены ключевые компетенции, отвечающие потребностям устойчивого экономического роста, социальной сплоченности и дальнейшего развития демократической культуры в странах-участницах ЕС. В статье раскрываются основные аспекты реализации инновационных методов обучения, способствующих формированию ключевых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends in the development of education in the EU: Common fundamental values, approaches and requirements for the realization of the educational process

The article analyzes the main trends in the development of education in the European Union, aimed at the formation of European identity, common approaches and requirements for the realization of the education process, focused on the development of key competencies for lifelong learning. The main EU’s fundamental values, as well as the main models of formation of European identity in the context of integration processes development in the EU are considered. The key competencies that meet the needs of sustainable economic growth, social cohesion and further development of democratic culture in the EU member countries are presented in the article. The article reveals the main aspects of the implementation of innovative teaching methods that contribute to the formation of key competencies.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития образования в странах Европейского союза: общие ценности, подходы и требования к реализации образовательного процесса»

Общая педагогика, история педагогики и образования

О.А. Антропова

Основные тенденции развития образования в странах Европейского Союза: общие ценности, подходы и требования к реализации образовательного процесса

В статье проанализированы основные тенденции развития образования в странах Европейского союза, направленные на формирование европейской идентичности, общих подходов и требований к реализации процесса образования, ориентированных на развитие ключевых личностных компетенций в течение всей жизни. Рассмотрены основные объединяющие ценности Европейского Союза, а также основные модели формирования европейской идентичности. Представлены ключевые компетенции, отвечающие потребностям устойчивого экономического роста, социальной сплоченности и дальнейшего развития демократической культуры в странах-участницах ЕС. В статье раскрываются основные аспекты реализации инновационных методов обучения, способствующих формированию ключевых компетенций.

Ключевые слова: ключевые компетенции, современная образовательная среда, инновационные методы обучения, объединяющие ценности Европейского союза, европейская идентичность.

Современные тенденции развития образования в странах Европейского союза, как и в мире в целом, направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, а также потребностей сообщества в контексте приоритетных направлений общественного развития.

го g 5 ^ ^ s

X ^ X

о о S В основе преобразований в национальных системах образования нахо-g § § дятся процессы интернационализации, подразумевающие внедрение меж-^ ^ ^g дународного измерения в образовательные системы учебных заведений, g- о.s и глобализации, связанной с развитием рынка мировых образовательных 8 и услуг, формированием общих ценностей, подходов и требований к реализации процесса образования, ориентированных на развитие ключевых личностных компетенций.

Ключевые компетенции

В соответствии с Рекомендациями Комиссии европейских сообществ «Совершенствование компетенций в XXI веке: программа европейского сотрудничества в школах» (2008) основными вызовами и одновременно новыми возможностями для подрастающего поколения являются происходящие в мире экономические и социальные изменения, требующие совершенствования в ходе процесса получения образования: лингвистических, межкультурных, предпринимательских и иных актуальных компетенций [4].

Поскольку в будущем молодежь будет занята в сферах деятельности, которые сегодня пока еще даже не существуют, особенно значимым становится развитие творческих способностей и потенциала личности к инновационной деятельности.

Согласно упомянутым рекомендациям, осваивание ключевых для жизни компетенций начинается с ранних лет, когда дети «учатся учиться» ("leam to leam"). Этот процесс подразумевает критическое осмысление целей учебы, развитие самодисциплины, готовность работать автономно и в коллективе, самостоятельный поиск необходимой информации, в том числе с использованием информационных технологий.

В рекомендациях Европейской комиссии «О ключевых компетенциях для обучения в течение всей жизни» (2018) отражены восемь ключевых личностных компетенций, отвечающих потребностям устойчивого экономического роста, социальной сплоченности и дальнейшего развития демократической культуры в странах-участницах ЕС [5]. Ключевые компетенции развиваются с раннего детства на протяжении всей жизни в процессе реализации формального, неформального и информального образования.

Для целей данного документа компетенции определены как совокупность знаний, навыков и отношений (attitudes). При этом отношения (attitudes), как отмечено в документе, отражают умонастроение личности, ее расположение и склонность действовать или реагировать тем или иным образом на окружающих людей, идеи или жизненные ситуации.

К ключевым компетенциям, согласно Рекомендациям, отнесены: §

1) грамотность (literacy competence);

2) языковые компетенции (languages competence);

3) математические компетенции, а также компетенции в области науки и техники, инженерии (mathematical competence and competence in science, technology, engineering);

4) цифровая компетентность (digital competence);

5) компетенции в области социализации и обучения (personal, social and learning competence);

6) гражданская компетенция (civic competence);

7) предпринимательская компетенция (entrepreneurship competence);

8) культурная компетентность (cultural awareness and expression competence) [5].

Современная образовательная среда и инновационные методы обучения

Для развития у детей и молодежи ключевых жизненно необходимых компетенций возникает необходимость в гибкой среде обучения в образовательных организациях. Именно такая среда генерирует новые инновационные педагогические методики, основанные на междисциплинарном подходе и индивидуализации образовательных траекторий, что требует, в свою очередь, совершенствования компетенций учителей и вовлечения в образовательный процесс всех заинтересованных участников образовательного процесса.

Основой междисциплинарного подхода к обучению ("cross-discipline approach"), во многом созвучного с подходом, основанном на вовлечении всех возможных ресурсов в образовательный процесс ("whole school approach"), является партнерство между различным уровнями и субъектами образования [Там же].

Особое внимание уделяется сотрудничеству образовательных организаций с работодателями, организациями из сферы искусства, спорта, молодежными некоммерческим организациями, высшими учебными заведениями, научными организациями, сетевому взаимодействию между школами разных типов и уровней [2].

С целью развития компетенции в области социализации и обучения (personal, social and learning competence) применяются технологии социально-эмоционального обучения (social and emotional learning - SEL), а также активное приобщение школьников в процессе образования к искусству и спорту.

о

го О. Ч vo ш о

Компетенция в области социализации и обучения включает способность рефлексировать, эффективно распоряжаться собственным временем

о р ш

^ ^ ^ и получаемой информацией, конструктивно взаимодействовать с другими д о. ^ людьми, быть стрессоустойчивым, управлять своей учебой и карьерой,

О и справляться с неопределенностями и жизненными трудностями, «учиться учиться» (learn to learn), поддерживать свое физическое и эмоциональное благополучие, сопереживать другим людям и разрешать возникающие конфликты.

Социальное и эмоциональное развитие ребенка направлено на формирование знаний, навыков и отношений, связанных с заботой о других людях, управлением своими эмоциями, принятием решений и налаживанием позитивного взаимодействия с другими людьми [3]. Социально-эмоциональное обучение реализуется в русле следующих основных направлений:

- самосознание (self-awareness) - работа над самооценкой, выявлением и принятием своих эмоций, осознанием собственных интересов;

- самоуправление (self-management) - работа над тем, что помогает обрести душевное равновесие, избавиться от стресса, правильно выразить свои эмоции и преодолевать препятствия, устанавливать цели собственного обучения и составлять планы их достижения;

- социальное сознание (social awareness) - работа над тем, чтобы принимать других такими, какие они есть, развитие сочувствия к другим людям;

- навыки взаимоотношений с людьми (relationship skills) - навыки разрешения межличностных конфликтов, обращения за помощью в случае необходимости, поддержания здоровых отношений, основанных на положительных факторах;

- ответственное принятие решений (responsible decision-making) - принятие решений взвешенно, на основе оценки сопутствующих факторов и осознания последствий.

В контексте социально-эмоционального обучения особое внимание педагогов в начальной школе направлено на развитие у детей положительных эмоций по отношению к учебной деятельности и формированию связанных с этим положительных привычек. Данный метод признан эффективным в противодействии подростковой депрессии и суицидальному поведению, проявлениям насилия и агрессии в школах, в продвижении взаимного признания различий, принятие «инаковости» других людей. Технологии социально-эмоционального обучения активно используются также и в высшем образовании.

С целью повышения мотивации школьников к учебе используются методы изучения запросов, методы проектного, смешанного и игрового обучения

VQ Р

ш о

(inquiry-based, project-based, blended, arts- and games-based learning), методы экспериментального и трудового обучения (experimental learning, work-based learning).

В контексте Рекомендаций Комиссии Европейских Сообществ [1] образовательный процесс должен быть направлен на предоставление учащимся помощи в получении знаний, навыков и отношений применительно g^g-к реальным жизненным ситуациям (real life situation).

Одним из наиболее прогрессивных методов обучения, основанных на наблюдении за объектами и явлениями реального мира, является «фено-мено-ориентированное обучение» или «преподавание и изучение явлений» (phenomenon-based learning - PBL) [6]. В русле данного метода явления, под которыми подразумеваются конкретные феномены реального мира (например, человек, средства массовой информации, вода или энергия), изучаются как целостные явления с точек зрения различных наук в контексте интеграции различных предметов и образовательных сред.

В процессе обучения понимание и изучение школьниками того или иного феномена начинается с постановки вопросов и задач (например, почему самолет летит и остается в воздухе?). Учащиеся совместно вырабатывают ответы на вопросы или формулируют проблемы, связанные с интересующими их явлениями. В рамках такого подхода предполагается, что информация, полученная школьниками исключительно в рамках традиционного подхода к обучению, остается зачастую поверхностной отдельной деталью и не приводит к всестороннему пониманию детьми изучаемого объекта или явления.

Общие ценности и формирование европейской идентичности

Образовательные системы стран, входящих в ЕС, отличаются разнообразием, однако основаны на общих ценностях. Основные объединяющие ценности Европейского союза отражены в Лиссабонском договоре (2009) [1]. Это, прежде всего, уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, равноправие, правовое государство и соблюдение прав человека, плюрализм, терпимость, справедливость, солидарность.

Развитие интеграционных процессов в ЕС естественным образом связано с формированием общих ориентиров европейской идентичности.

Культурологическая модель формирования европейской идентичности (сиНига^ model of European identity formation) [7] предполагает формирование европейской идентичности на основе восприятия и исполнения индивидуумами социальных и правовых норм. Основным механизмом реализации

ro g 5

| о S этой модели в подростковой среде является социализация. Структурная g § § модель (structuralist model of European identity formation) предусматривает ^ ^ ^g воспитание чувства общности и единства с Европой и европейцами в русле g- о. s социального взаимодействия и общения с другими людьми. 8 и Формирование общеевропейской идентичности основано на развитии

гражданской компетенции (civic competence) как способности граждан к осознанию и принятию личной ответственности перед обществом, в полной мере участвовать в гражданской и социальной жизни общества, эффективно взаимодействовать с другими в личных или общественных интересах. Данная компетенция подразумевает: способность к критическому осмыслению основных событий в национальной, европейской, мировой истории и информации, распространяемой СМИ; понимание механизмов европейской интеграции и формирования европейской идентичности в контексте национальных культур; осознание разнообразия и культурной самобытности стран Европы и конструктивное участие в общественных мероприятиях.

Выводы

Современные тенденции развития образования в странах ЕС связаны с процессами интеграции, интернационализации и глобализации и направлены на гармонизацию национальных систем образования, формирование общих ценностей, подходов и требований к реализации образовательного процесса в контексте развития ключевых личностных компетенций с самого раннего возраста на протяжении всей жизни.

Для развития ключевых компетенций необходима гибкая среда обучения, способная генерировать новые инновационные педагогические методы и технологии, основанные на междисциплинарном подходе и индивидуализации образовательных траекторий. В этом контексте, в частности, рассматриваются методы изучения запросов, проектного, смешанного, игрового, экспериментального итрудового обучения, технологии социально-эмоционального и феномено-ориентированного обучения.

Интеграционные процессы в образовательных системах стран ЕС направлены, в том числе, на формирование общеевропейской идентичности в ходе воспитания чувства общности с Европой и европейцами и усвоения в процессе образования социальных и правовых норм.

Библиографический список §

1. Лиссабонский договор о Европейском Союзе. Право Европейского Союза. URL: http://eulaw.ru/treaties/teu (дата обращения: 01.11.2018).

2. A whole school approach to Tackling Early School Leaving. Erasmus+. EU's programme to support education, training, youth and sport in Europe. URL: http:// ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/project-result-content/360e3a02-40e9-4c17-b4f9-ca552f0cd970/A%20Whole%20School%20Approach.pdf (дата обращения: 18.08.2018).

3. Hirkic M. Social and Emotional Learning: Can Goodness be Taught? Youthtime magazine. 16.7.2015. URL: http://youth-time.eu/content/articles-2/social-and-emotional-learning-can-goodness-be-taught/ (дата обращения: 18.08.2018).

4. Improving competences for the 21st Century: An Agenda for European Cooperation on Schools. Communication from the commission to the European parliament, the council, the European economic and social committee and the committee of the religions. Commission of the European Communities. URL: https://eur-lex. europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=C0M:2008:0425:FIN:EN:PDF (дата обращения: 25.08.2018).

5. Proposal for a Council Recommendation on Key Competences for Lifelong Learning. European Commission. Brussels. URL: http://ec.europa.eu/transparency/ regdoc/rep/1/2018/EN/C0M-2018-24-F 1-EN-ANNEX-1-PART-1.PDF (дата обращения: 05.09.2018).

6. Silander P. Phenomenon based learning. 2015. Phenomenal Education. Site for educational leaders, policy makers, school principals and teachers. URL: http:// www.phenomenaleducation.info/phenomenon-based-learning.html (дата обращения: 10.08.2018).

7. The Development of European Identity/Identities: Unfinished business: Policy review. European Commission. 2012. URL: https://ec.europa.eu/research/social-sciences/pdf/policy_reviews/development-of-european-identity-identities_en.pdf (дата обращения: 15.08.2018).

Антропова Ольга Александровна - кандидат экономических наук; начальник научно-организационного отдела Института перспективных исследований, Московский педагогический государственный университет

о

го О. Ч VQ

ш о

E-mail: olga.antropova-2015@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.