Научная статья на тему 'Основные тенденции развития мировых энергетических рынков: проблемы и перспективы'

Основные тенденции развития мировых энергетических рынков: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЫНКИ / GLOBAL ENERGY MARKETS / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / ENERGY BALANCE / ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / BREAKTHROUGH TECHNOLOGIES / РЫНКИ СБЫТА ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяинов Михаил Владимирович

Развитие и распространение прорывных технологий в мире может значительно изменить ландшафт международных потоков энергоресурсов, что представляет как ряд угроз, так и новые возможности для российского ТЭК. Нарушение баланса спроса и предложения на рынках нефти и газа в результате внедрения прорывных технологий способно в сравнительно сжатые сроки обрушить цены на нефть и газ. Подобная ситуация уже наблюдалась на рынке природного газа США в 2008-2011 годах, когда после наращивания добычи сланцевого газа цены на природный газ упали с 270 до 80 долларов за тысячу кубометров, и повторяется в настоящее время на мировом рынке нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main tendencies of development of world energy markets: challenges and prospects

The development and dissemination of advanced technologies in the world can significantly change the landscape of international flows of energy, which is as a series of threats and opportunities for the Russian energy sector. The imbalance of supply and demand in the oil and gas markets as a result of the introduction of advanced technologies capable of in a relatively short period of time to bring down the price of oil and gas. A similar situation has been observed in the US natural gas market in 2008-2011, when after increasing production of shale gas, natural gas prices have fallen from 270 to 80 dollars per thousand cubic meters, and is repeated in the current global oil market.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития мировых энергетических рынков: проблемы и перспективы»

Вестник Университета Российской академии образования № 2, 2016 l6l

Литература

1. Мировой рынок минеральных удобрений, 2007-2012 годы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ukrchem.dp.ua/2013/05/22/mirovoj-rynok-mineralnyx-udobrenij-2007-2012-gody.html.

2. Официальный сайт исследовательской компании «Abercade» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.abercade.ru/research/analysis/8991.html.

3. Официальный сайт «Международной ассоциации производителей удобрений» (IFA: International Fertilizers Industry Association) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fertilizer.org/

4. Официальный сайт статистического подразделения Продовольственной и сельскохозяйственной организация ООН (ФАО) (Food and Agriculture Organization, FAO) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://faostat.fao.org/.

5. Официальный сайт конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://unctad.org/en/Pages/Home.aspx

6. Официальный сайт компании «ЕвроХим» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurochem.ru/

7. Гендон А.Л. Анализ основных проблем и тенденций развития российских горно-химических компаний в современных условиях/ / Аналитический журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция», № III-2015 (июль-сентябрь) с. 187-191.

8. Фролов И., Зевакин Н. Минеральные удобрения. В поисках равновесия. Обзор отрасли: минеральные удобрения / Аналитический департамент ОАО «Промсвязьбанк». 2013 г., 22 с.

основные тенденции развития мировых энергетических рынков:

проблемы и перспективы

Горяинов М.В.

Мировые энергетические рынки, конъюнктура которых долгое время обеспечивала динамичное развитие энергетики и экономики страны, охвачены процессами глубокой трансформации, которые существенно меняют объемы и структуру спроса и ведут к обострению конкуренции на всех ключевых для России экспортных рынках энергоресурсов.

В то же время анализ состояния и перспектив социально-экономического развития России и ситуации на мировых энергетических рынках показывает, что энергетика России сталкивается со сложным комплексом внутренних проблем и неординарных внешних вызовов [2].

Среди основных внутренних проблем и ограничений развития следует выделить следующие:

— низкие темпы роста и текущая рецессия российской экономики, существенно замедляющие рост внутреннего спроса на топливо и энергию и снижающие инвестиционную активность в ТЭК;

© Горяинов М.В., 2016

— ухудшение ресурсной базы топливных отраслей по мере истощения действующих месторождений, снижение размеров и качества новых геологических открытий, что увеличивает капиталоемкость освоения сложных и удаленных провинций;

— технологическое отставание российского ТЭК от уровня развитых стран и высокий уровень зависимости от импорта некоторых видов оборудования, материалов и услуг, что в условиях санкций может отсрочить реализацию отдельных инвестиционных проектов;

— высокий износ инфраструктуры и производственных фондов;

— чрезмерная зависимость от внешних нестабильных энергетических рынков;

— ограниченные возможности привлечения доступных долгосрочных финансовых ресурсов.

Перспективы наращивания энергетического экспорта на европейском направлении сужаются по причине ограниченного спроса, а возможный прирост на азиатском направлении ограничен вследствие недостаточности экспортной инфраструктуры и необходимости масштабных инвестиций в ее развитие. Возникшие при девальвации рубля в 2014 году конкурентные преимущества российских энергоресурсов нивелируются в течение нескольких лет за счет высокой стоимости капитала и ограничений доступа к внешним инвестициям и технологиям. Все это требует радикального повышения гибкости экспортной политики, продуктовой и географической диверсификации поставок и, главное, существенного снижения издержек российских компаний [4].

Тем не менее некоторые изменения на мировых энергетических рынках создают для России и новые возможности. В частности, рост энергопотребления в развивающихся странах Азии в сочетании с выходом их на пределы собственной добычи угля может привести после 2025 года к значительному росту их потребности в импорте энергоресурсов — в первую очередь природного газа и угля, а также создаст дополнительное повышательное давление на цены.

Перспективными направлениями может стать развитие энергоемких и материало-емких промышленных производств в России, в том числе в кооперации с иностранными компаниями, а также увеличение экспорта электроэнергии, что будет стимулировать дополнительный экономической рост и увеличение востребованности энергоресурсов на внутреннем рынке [1].

К числу наиболее важных технологических направлений, развитие которых может привести к увеличению конкуренции на традиционных и потенциальных рынках сбыта энергоносителей, относятся разработка нетрадиционных углеводородов, развитие возобновляемой и распределенной энергетики, повышение энергоэффективности и новые технологии в энергопотреблении.

Так, развитие технологий разработки метангидратов, мировые запасы которых составляют по разным оценкам от 2,5 до 20 квадриллионов куб. м, может привести к перераспределению мировых потоков сырья и появлению новых источников газа в непосредственной близости от рынков сбыта (США, Канада, страны АТР), что соответствующим образом может повлиять на долю традиционных экспортеров газа.

Повышение энергоэффективности и развитие возобновляемой энергетики рассматривается в качестве приоритетов в энергетических стратегиях практически всех

Вестник Университета Российской академии образования № 2, 2016 163

развитых стран. Так, Энергетическая стратегия Европейского союза предполагает увеличение доли возобновляемой энергетики в структуре энергопотребления как минимум на 27 % по сравнению с 1990 годом, одновременно с сокращением выбросов парниковых газов на 40 % и повышением энергоэффективности на 30 %. В Германии к 2050 году прогнозная доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в потреблении энергоресурсов планируется на уровне 60 %, доля ВИЭ в структуре генерации электроэнергии — 80 %. В Китае целевая доля ВИЭ в генерации электроэнергии — 20 % к 2030 году, в США аналогичный целевой показатель — 20 % к 2020 году.

Тенденция к повышению энергоэффективности и ужесточению экологических требований будет способствовать развитию прорывных технологий в потреблении энергии, таких как строительство домов с нулевым потреблением энергии, «умные» дома, а также новые виды топлива для транспорта.[3] Прогнозы показывают, что при увеличении доли продаж гибридных и электромобилей до 80 % от общих мировых продаж легковых и малых коммерческих автомобилей сокращение спроса на нефть может составить до 25 %, при этом потребуется увеличить мощности генерации всего лишь на 8 %. Электрификация автопарка является одним из приоритетов в США. Япония делает ставку на водородную энергетику, поставив цели по наращиванию количества водородных заправочных станций до 160 (в 4 раза) путем софинансирования их строительства и стимулирования потребления (субсидий покупателям водородных автомобилей).

В этих условиях в зависимости от темпов и степени развития прорывных технологий в мире в перспективе до 2035 года можно выделить два варианта развития мировой энергетики: «эволюционный» и «прорывной».

В эволюционном варианте ключевую роль в мировом энергетическом балансе продолжит играть углеводородная энергетика, уровень потребления углеводородного сырья и продуктов его переработки будет оставаться стабильно высоким, по крайней мере до 2040 года. В этих условиях наибольшее влияние на конъюнктуру мировых энергетических рынков со стороны предложения окажет дальнейшее развитие технологий добычи нетрадиционных углеводородов, а со стороны спроса — повышение энергоэффективности, прежде всего в направлении дальнейшего совершенствования двигателей внутреннего сгорания. Указанные факторы в совокупности с темпами роста мировой экономики будут определять прогнозную динамику цен на углеводороды.

Снижение мировых цен на углеводороды обусловит приостановку наиболее дорогостоящих нефтегазовых проектов, что в перспективе сократит предложение сырья. При этом низкие цены на углеводороды приведут к нерентабельности проектов, направленных на энергосбережение и внедрение альтернативных источников энергии. И наоборот, рост мировых цен приведет к активизации инвестиций в нефтегазовый сектор, в том числе направленных на разработку нетрадиционных источников углеводородного сырья, а также в энергосбережение и развитие альтернативной (неуглеводородной) энергетики. Таким образом, мировой нефтегазовый рынок будет находиться в постоянном поиске равновесного состояния, что обусловит высокую волатильность цен на углеводороды.

В этих условиях критически важным для России становится развитие собственных компетенций в технологиях добычи и переработки углеводородов в целях снижения

издержек производства и обеспечения конкурентоспособности. В зоне риска оказывается разработка нетрадиционных запасов нефти с себестоимостью свыше 80 долларов за баррель (отдельные месторождения тяжелой нефти, баженовской свиты в зависимости от геологических условий, а также будущие проекты освоения арктического шельфа).

В случае реализации прорывного варианта развития мировой энергетики Россия может столкнуться с долгосрочным падением цен и объемов спроса на углеводороды. К таким последствиям приведет масштабное замещение традиционных углеводородов альтернативными энергоресурсами и возобновляемыми источниками энергии, повышение энергоэффективности в странах импортерах углеводородов, а также увеличение доли гибридных и электромобилей в автопарке. Каждое из этих изменений в отдельности и все они в совокупности приведут к сокращению объемов потребления традиционных углеводородных энергоресурсов.

В случае реализации прорывного варианта для сохранения конкурентоспособности российского ТЭК потребуется ускоренное освоение совокупности перспективных групп технологий, таких как ВИЭ, водородная энергетика, накопители энергии и интеллектуальные сети и др. При этом ключевые национальные проекты должны базироваться на тех технологических областях, где Россия имеет значимый научно-технологический задел и опыт масштабного внедрения подобных технологических решений. Недостающие элементы для формирования масштабных технологических решений могут быть получены посредством трансфера технологий через партнерства с иностранными компаниями, введения требований по локализации или развития отечественных разработок.

Независимо от реализации эволюционного или прорывного варианта развития технологиями первого приоритета, которые должны развиваться в первую очередь, являются: третичные методы нефтедобычи; технологии эффективной разработки наиболее привлекательных трудноизвлекаемых запасов углеводородов; нефтехимия; газомоторное топливо; атомная энергетика; энергоэффективность в ЖКХ, инфраструктуре и промышленности.

Литература

1. Завалько Н.А. Промышленность и цены: точки соприкосновения // В сборнике: СНГ: Внутренние и внешние драйверы экономического роста. Сборник материалов второй ежегодной международной научно-практической конференции. Москва, 2015. С. 31-34.

2. Лебедев Н.А., Рагулина Ю.В. Протекционизм и свобода торговли в системе экономической политики России: история и современность // Москва, 2013.

3. Рагулина Ю.В. О конкурентоспособности отечественной экономики [Текст] / Ю.В. Рагулина // Научное обозрение. — 2011. — № 5. — С. 486-491.

4. Ярощук А.Б. Механизмы вовлечения национальных предпринимательских структур в процессы мировой экономики и межстрановой экономической интеграции (на примере Европейского Союза) // Вестник УРАО. — М., 2014. — № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.