LOCALIZATION OF MARGIANA TOWNS OF PARTHIAN PERIOD
V. A. Gaibov, G. A. Koshelenko, G. V Trebelyeva
The article is an attempt to dovetail data about nine towns of the Parthian period given in Claudius Ptolemy’s “Geographic Guide” with the results of the work on making an archeological map of Merv oasis that were obtained during archeological exploration carried out by Central Asia expedition of the Academy of Sciences of the USSR in the 80-90-s of the 20th c. Using previously proposed procedure (Gaibov, Trebelyeva, 2006. p.p. 157-164) the authors put forward the following identification of Margiana towns: Alexandria of Margiana = Erk-kala/Gyaur-kala; Sena = Novy Kishman; Aratkha = Stary Kishman; Guriane = Chilburdge; Argadina = Gebekly-depe; Yasonion = Gechigran; Ariaka = unnamed monument # 212; Rayah = Djin-depe; Nissayah = Meruchak or Bala-Murgab.
Key words: Claudius Ptolemy, Margiana, Merv oasis, archeological map, Parthian period, localization of towns.
© 2011
Р. В. Тихонов
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КЕРАМИКИ БАКТРИИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
В керамике эллинистической Бактрии отчетливо прослеживаются две основные тенденции развития. Первая, связанная с греческим влиянием, характеризуется наличием исконно эллинских форм, которые в местных условиях претерпевают ряд изменений, приемов их отделки (штамповый орнамент, частичное ангобирование), а также распространение граффити на сосудах.
Кроме иноземного заимствования, продолжают свое развитие и местные традиции. Они выражены в бытовании «баночных» сосудов, некоторых типов столовой и в большинстве своем кухонной и хозяйственной посуде. Кроме того, исконно восточными остаются способы формовки и приемы декоративного оформления (простой орнамент, анго-бирование).
Ключевые слова: керамика, эллинизм, Бактрия, греческие новации, местные традиции.
Эллинистический период в истории Бактрии ознаменован значительными изменениями в области культуры и искусства. Это было обусловлено, с одной стороны, распространением греческих новаций, а с другой — сохранением местных традиций. В результате их взаимодействий был выработан совершенной новый стиль культуры, оказавший воздействие на дальнейшее развитие страны.
Тихонов Роман Владимирович — ассистент кафедры всеобщей истории ЕГУ им. И. А. Бунина. E-mail: [email protected]
Гончарное дело не осталось в стороне от данного процесса. К греческому влиянию следует отнести появление таких исконно эллинских сосудов, как фиалы, чаши мегарского круга, рыбные блюда, кувшины типа ойнохои, кратеры, амфоры, арибаллы, аски и некоторые другие1. Однако в условиях восточного государства морфология многих из них претерпевает ряд изменений. Яркий тому пример дает амфора. Для удобства перевозки и хранения гончары перестали формовать острое дно, а вместо него появилось плоское дно, а иногда и небольшой поддон. Это объясняется, видимо, тем, что транспортировка вина и масла осуществлялась по су-
2
хопутным торговым путям .
С другой стороны, некоторые типы греческой посуды стали настолько популярными, что, появившись в эллинистический период, просуществовали вплоть до наших дней. Так, например, у современных народов, населяющих Среднюю Азию, одним из наиболее популярных типов столовой посуды является так называемая пиала, которая не только созвучна с фиалой, но по форме и функциональному назначению напоминает древнегреческий сосуд для питья.
Под воздействием греческих новаций бактрийские гончары применяют некоторые способы отделки сосудов — штамповый орнамент, частичное ангобирова-ние. Существует несколько точек зрения относительно времени появления штампового орнамента. По мнению Г. А. Пугаченковой, «лишь в кушанское время по всей Бактрии применяется на некоторых сосудах оформление штампиками, а также нанесенная палочкой-пунсоном несложная орнаментация в виде круговых или прямых линий и точечных вдавлений»3. Согласно Н. С. Сычевой, штамповый орнамент в Бактрии появился несколько ранее, а именно во II-I вв. до н. э. Именно к этому времени относится блюдо из Тулхарского могильника4. Ш. Р. Пидаев связывает появление данного типа декорирования посуды с влиянием юечжей5.
Однако результаты археологических исследований позволяют говорить о появлении и распространении штампового орнамента в эллинистическое время. Он отмечен для керамического ассортимента не только греческого полиса на эллинистическом Востоке, которым, несомненно, является Ай-Ханум, но и других типов поселений6.
Одним из первых штамповых орнаментов, появившихся в Бактрии эллинистической эпохи, являются пальметтообразные, отмеченные в комплексе посуды Ай-Ханум7. Большинство исследователей интерпретируют его как символ древа жизни. Принцип четырехкратности как обозначения четырех сторон света восходит еще к энеолитическому искусству и продолжает свое развитие в кушанское время8.
Среди керамического ассортимента Тепаи Денистон имеется чаша мегарско-го типа небольших размеров, покрытая штамповым орнаментом с внешней сторо-
1 Абдуллаев 2010, 48-52, 56-57.
2 Тихонов 2010, 98.
3 Пугаченкова 1979, 90.
4 Сычева 1978, 25.
5 Пидаев 1975, 70.
6 Gardin 1973, fig. 3-4; Денисов 1980, рис. 1; Абдуллаев 2005, рис. 1; Drijinina, Boroffka 2006, fig. 3.
7 Gardin 1973, fig. 14.
8 Цепова 2000, 112.
ны сосуда. Сохранилась лишь половина чаши, а ее дно, судя по незначительным остаткам нижнего фрагмента, было оформлено в виде розетты. Сохранившуюся поверхность сосуда украшает растительный орнамент. На верхней полосе был помещен стебель растительного побега, от которого отходят дугообразные листочки. Такие же, но вертикальные побеги подразделяют чашу на четыре сегмента. Посередине между побегами схематические изображения крупных листьев с заостряющимися концами9.
Следует отметить, что во время археологических исследований пока не найдены сами штампы. Только лишь по устному сообщению Ш. Р. Пидаева О. Цеповой, «в шурфе на цитадели Старого Термеза был найден штамп в виде четырехгранной призмы с четырьмя видами мотивов на вершинах»10.
Частичное покрытие сосудов ангобом наиболее ярко представлено в комплексе Кобадиана11. В Греции частичное ангобирование появляется уже в V в. до н. э. и постепенно заменяет высокохудожественную роспись на вазах. Видимо, прав был В. Д. Блаватский, считавший, что изготовление данного дешевого товара в значительных количествах требовало от гончаров упрощения техники производства, которая привела к появлению и развитию такого приёма, как частичное покрытие сосуда лаком12.
Однако данное утверждение, на наш взгляд, неприемлемо для Бактрии. Здесь в эллинистический период не отмечено высокохудожественной росписи на сосудах, а рельефная керамика представлена в незначительном количестве, да и по композиции уступает греческим образцам. Поэтому не было необходимости в упрощении техники производства посуды. Не исключено, что местные гончары под влиянием греческой продукции восприняли данный приём, но он в новых условиях Бактрии не прижился. Это можно объяснить и тем, что ангобирование было несколько дешевле лакового покрытия, а посуду, покрытую ангобом, могло себе позволить подавляющее большинство населения страны.
В эпоху эллинизма цветовая гамма ангобного покрытия несколько расширяется. Получает достаточно широкое распространение черный ангоб, который, видимо, имитировал лак на античных вазах13. Кубкообразные горшки Джигатепа характеризует красный, реже черный ангоб, нанесенный до середины сосуда14.
С греческим влиянием также, видимо, следует связать распространение граффити на сосудах. Этот прием известен для керамического комплекса ряда памятников. На некоторых из них упоминаются греческие денежные единицы и меры жидкостей, что представляет собой важное значение для характеристики экономических отношений в Бактрии15.
Несколько иной характер носят надписи на керамике еще одного центра эллинизма в Средней Азии — Афрасиаба. Здесь был найден фрагмент цилиндроконического кубка с процарапанной надписью, которая, по мнению Г. В. Шишкиной,
9 Денисов 1980, 104.
10 Цепова 2001, 102.
11 Сычева 1978, 251.
12 Блаватский 1947, 56.
13 Яаргп, ВаМ, Огепе!;, Яа^Ьтапоу 2006, 102.
14 Пидаев 1984, 112.
15 Яаргп 1983, 322; Ртвеладзе 2002, 101-102.
означает женское имя в родительном падеже и является примером вотивных надписей, распространенных в греческом мире16.
Бактрия являлась типичным восточным государством со своими многовековыми традициями, которые не могли быть мгновенно подавлены. Все это привело к сосуществованию наряду с исконно греческой посудой, таких форм как кубки, цилиндроконические сосуды с подкосом в придонной части, хумы, хумчи и многие другие. Следует отметить, что не только греки оказали влияние на местное население, но и бактрийцы привносили свои устои в эллинский уклад жизни. Наиболее ярким примером подобного взаимодействия может служить наличие в керамическом комплексе эллинистического полиса Ай-Ханум сосудов для хранения — хумов и хумчей. Дело в том, что для греков традиционными тарными сосудами являлись пифосы, которые в Бактрии, судя по всему, были заменены хумами, обладающими подобными морфологическими и функциональными характеристиками.
Характерной бактрийской особенностью комплексов керамики эллинистического периода является наличие цилиндроконических сосудов с подкосом в придонной части, которые повсеместно встречаются при раскопках ряда памятников17. Также к местным формам можно отнести некоторые типы столовой (кубки), а также в большинстве своем хозяйственную и кухонную посуду, которая демонстрирует дальнейшее развитие бактрийской гончарной школы.
Следует также отметить, что бытование цилиндроконических форм с подкосом в придонной части на протяжении раннеэллинистического периода характерно не только для Бактрии. Так, например, в Маргиане на городище Эрк-кала в стратиграфическом шурфе (ХХ111-ХХХ горизонты) наряду с керамикой типа Яз-111 имеется значительное количество фрагментов раннеэллинистических типов. В. А. Гаибов констатирует, что «на протяжении всего IV в. до н. э. для Мерв-ского оазиса оставалась характерной только керамика типа Яз III, для большей части III в . до н. э. (может быть, начиная примерно с 280 гг. до н. э.) — керамический комплекс, сочетавший в себе черты Яз III и раннеэллинистической керамики»18.
Способы формовки керамических сосудов Бактрии были традиционными. Как правило, столовая посуда изготавливалась на гончарном круге, а хозяйственная в свою очередь лепной формовкой. Все типы столовой посуды обжигались в печах, которые обнаружены на территории Бактрии. Особенно интересными в данном отношении выглядят полученные результаты археологических исследований крепости Кампыртепа, где было открыто два типа гончарного производства. Здесь, видимо, для изготовления парадной столовой керамики был приглашен специалист-керамист, работавший непостоянно. Его мастерская и некоторые формы столовой посуды вскрыты в пригородной зоне памятника19. В свою очередь, процесс изготовления хозяйственной, более грубой посуды был налажен местными жителями в домашних условиях. В пользу этого свидетельствуют обнаруженные обжигательные горны на территории собственно крепости.
16 Шишкина 1975, 69.
17 Дьяконов 1953, 280; Зеймаль 1971, 84-93; Абдуллаев 1976, 44-45.
18 Гаибов 2004, 606.
19 Болелов 2001, 15-17.
Хозяйственная посуда, сформованная от руки, также отличается своим качеством. Так, например, на Душанбинском городище имеются сосуды, изготовленные из двух кусков глины, а по мере готовности соединены в одну форму, причем место соединения заглажено менее тщательно, что привело к различной ширине стенок одного сосуда20.
В эллинистическую эпоху применялись керамические формы для изготовления будущих сосудов. Одну из подобных форм нашли археологи Л. М. Сверчков и А. А. Восковский в слоях греко-бактрийского времени на цитадели Кампыр-тепа21. Следует отметить, что данный технологический прием был известен на территории Средней Азии предшествующего времени. На Болдайтепа, в стратиграфических слоях, относящихся к периоду «Нижний Болдай-П», большая часть посуды изготовлена с помощью гончарного круга. Обращают на себя внимание цилиндроконические сосуды. Их цилиндрическое тулово и коническая донная часть формовались отдельно, причем коническая часть тарной посуды имеет остатки песчаной подсыпки. Т. И. Зеймаль считает, что «профиль донной части имеет сложный контур, а на внутренней поверхности горизонтальные бороздки, характерные для сосудов, сформованных на круге. Можно предположить, что формовка конической части осуществлялась в чаше-форме, внутренняя поверхность которой была посыпана песком»22.
Наиболее простым орнаментом являлось нанесение концентрических и волнистых линий острым инструментом по сырой глине. На крупных тарных сосудах, в частности хумах отмечены пальцевые вмятины и вдавления, которые, судя по всему, продолжают традицию декоративного оформления крупных сосудов предыдущих эпох.
Все-таки следует отметить, что орнамент в Бактрии не получил столь широкого распространения, как в некоторых историко-культурных областях Средней Азии. Так, например, для керамики Хорезма ГУ-П вв. до н. э. характерной особенностью является достаточное количество орнаментированных сосудов23. На поселении Калалы-гыр 2 встречается орнаментальная композиция, состоящая из нескольких поясков, покрывающих верхние две трети профиля сосуда24.
В заключение следует отметить, что в керамическом ремесле Бактрии отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая, связанная с влияние греков (эллинские формы и отделка сосудов), и вторая — местная (некоторые типы столовой, а также в большинстве своем хозяйственная и кухонная посуда, способы формовки, ангобное покрытие и простой орнамент).
ЛИТЕРАТУРА
Абдуллаев А. А. 1976: Отчёт о раскопках Тамошо-тепе в 1972 г. // АРТ. 12, 38-47.
Абдуллаев А. А. 2005: Душанбинское городище в античный период // АРТ. 30, 152172.
20 Абдуллаев 2005, 155.
21 Сверчков, Восковский 2006, 25.
22 Зеймаль 1971, 86.
23 Болелов 2000, 26-29.
24 Там же, 140.
Абдуллаев К. 2010: Греческие типы в керамике Согда и Бактрии // ПИФК. 1, 46-61.
Блаватский В. Д. 1947: О технике росписи арибаллических лекифов // КСИИМК. 15, 51-57.
Болелов С. Б. 2000: К вопросу о соотношении типов и орнаментов в керамике (по материалам Калалы-гыр 2 в Левобережном Хорезме) // Средняя Азия. История. Археология. Культура / Т. Г. Алпаткина (отв. ред.). М., 26-32.
Болелов С. Б. 2001: Гончарная мастерская III-II вв до н. э. на Кампыртепа (К вопросу о керамическом производстве и организации ремесла в Северной Бактрии эпохи эллинизма) // МТЭ. Вып. 2. / Э. В. Ртвеладзе (ред.). Ташкент, 15-30.
Болелов С. Б. 2010: Расписная хозяйственная посуда древнего Хорезма (по материалам Калалы-гыр 2) // ПИФК. 1, 122-142.
Гаибов В. Г. 2004: Раннеэллинистическая керамика Маргианы // ПИФК. 14, 600-608.
Денисов Е. П. 1980: Отчет о работах Дангаринского отряда // АРТ. 15, 96-109.
Дьяконов М.М. 1950: Работы Кафирниганского отряда // МИА. 15, 147-186.
Зеймаль Т.И. 1971: Древнеземледельческое поселение Болдай-тепе // МКТ. Вып. 2. / Б. А. Литвинский (ред.). Душанбе, 81-101.
Пидаев Ш. Р. 1975: О генезисе штамповых орнаментов на керамике античной Бактрианы // ОНУ 1, 69-73.
Пидаев Ш. Р. 1984: Керамика Джига-тепе (из раскопок 1976 г.) // Материалы Советско-Афганской археологической экспедиции. Вып. 3. / И. Т. Кругликова (ред.). М., 112-124.
Пугаченкова Г. А. 1979: Искусство Бактрии эпохи Кушан. М.
Ртвеладзе Э. В. 2002: Надписи и знаки Кампыртепа // МТЭ. Вып. 3 / Э. В. Ртвеладзе (ред.). Ташкент, 101-108.
Сверчков Л.М., Восковский А. А. 2006: Стратиграфия, периодизация и хронология нижних слоёв Кампыртепа // МТЭ. Вып. 5. / Д. Я. Ильясов (ред.). Ташкент, 21-46.
Сычёва Н. С. 1978: Античные элементы в керамике Северной Бактрии — Тохариста-на кушанского времени и проблема связей Кушанского царства с греко-римским миром // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов Советского Востока / Г. А. Кошеленко (ред.). М., 250-257.
Тихонов Р. В. 2010: Эллинистическая керамика Северной Бактрии в свете новых археологических исследований // ПИФК. 3, 90-101.
Цепова О. 2000: Декорированная керамика Кампыртепа // МТЭ. Вып. 1. / Э. В. Ртвеладзе (ред.). Ташкент, 90-101.
Цепова О. 2001: Керамика со штамповым орнаментом из Кампыртепа // МТЭ. Вып. 2. / Э. В. Ртвеладзе (ред.). Ташкент, 101-112.
Шишкина Г. В. 1975: Керамика конца IV-II вв. до н. э. (Афрасиаб II) // СА. 2, 28-51.
DrujininaA. P., Boroffka N.R. 2006: First preliminary report on the excavations at Takht-i Sangin 2004 // BMM. 3, 57-69.
Gardin J.-C. 1973: Les ceramiques. Fouilles d'Ai Khanoum // MDAFA. T. XXI. / P. Bernard (eds.). Paris, 121-188.
Rapin C., Grenet F. 1983: Inscription economiques de latresorerie hellenistique d'Ai Khanoum. L'onomastique iranienne a Ai Khanoum // BCH. 1, 315-381.
Rapin C. A., Baud A., Grenet F., Rakhmanov Sh. A. 2006: Les recherches sur la region des Portes de Fer de Sogdiane: bref etat des questions en 2005 // ИМКУ 35, 102-112.
PRINCIPAL TRENDS IN BACTRIAN CERAMICS OF THE HELLENISTIC
PERIOD
R. V. Tikhonov
Ceramics of Hellenistic Bactria display evidence of two principal development trends. The first one, connected with Greek influence, is characterized by original Greek forms that suffered a number of changes, by finish techniques (stamped ornament, partial engobe), and frequent graffiti on vessels. Alongside foreign borrowing there exist local traditions. These are represented by ‘jar’ vessels, some table and, for the most part, kitchen and household utensils. Besides, modeling and ornamentation retain original oriental forms (simple ornament, engobe).
Key words: Hellenism, Bactria, Greek innovations, ceramics, local traditions.