Научная статья на тему 'Основные тенденции развития духовного образования в Сибири в ХVШ - начале ХХ в'

Основные тенденции развития духовного образования в Сибири в ХVШ - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНЫЕ СЕМИНАРИИ / НИЗШИЕ ДУХОВНЫЕ УЧИЛИЩА / ЖЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА / ВЫСШЕЕ СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RELIGIOUS EDUCATION / SEMINARIES / LOWER RELIGIOUS SCHOOLS / GIRLS DIOCESAN COLLEGES / HIGHER SECULAR EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оруджев Дмитрий Романович

Анализируются тенденции развития духовного образования в Сибири в XVIII начале ХХ в. Сделан вывод, что духовные учебные заведения стали первыми учебными заведениями в крае, открытие которых в ХVШ-ХIХ вв. было обусловлено насущными потребностями расширявшегося государства, однако к началу ХХ в. рост количества духовных учебных заведений в регионе практически прекратился, а их выпускники все чаще стали выбирать светские учебные заведения для продолжения образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends in the development of theological education in Siberia in the 18th - early 20th centuries

The aim of this article is to examine the main trends in the development of theological education in Siberia in the 18th early 20th centuries. This article used commemorative books of individual regions and educational institutions, as well as studies of authors who dealt with the problems of the development of the spiritual and secular education of Siberia. The article considers the problem of the Russian Empire's preservation of new annexed territories which could be solved using Christianization of the local aboriginal population. The process was based on the establishment of theological educational institutions that trained clergy-preachers, spiritual teachers and mentors of the masses. It had a beneficial effect on the voluntary Russification of the local population. Thus, the first educational establishments in the Siberian region became seminaries and colleges. They were opened in the 18th and 19th centuries as a result of the urgent needs of the expanding state. After the founding of the first seminary in Tobolsk, there was an urgent need to open seminaries in other diocesan centers. To prepare students for learning in theological seminaries, religious schools were opened in towns; they gave primary spiritual education. Girls from families of the clergy could receive education in religious schools for the social class diocesan schools, similar in program to the programs of women's gymnasiums. However, by the early twentieth century seminaries began to experience the outflow of students who went to higher education institutions and increasingly chose secular professions instead of spiritual, due to the lack of pastoral callings among young people and a desire to be better off than the clergy, who had a meager existence. The attempt of the Church to curb the trend by prohibiting representatives of the clergy to engage in worldly activities were not successful. The trend of the outflow of students from religious educational institutions began because of the growth of the number of secondary and vocational schools in Siberia, against which the number of religious educational establishments remained unchanged. The indirect cause of this was special rules of admission to first Siberian universities that welcomed, due to the lack of graduates of general educational institutions, students of theological seminaries. Thus, the growth of religious schools, necessary for the state, almost stopped by the beginning of the twentieth century, which was associated with the choice graduates of the religious schools made in favor of secular education. These trends reflect the significant changes taking place in society, becoming one of indicators of the need for reforms.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития духовного образования в Сибири в ХVШ - начале ХХ в»

Вестник Томского государственного университета. 2017. № 422. С. 140-144. Б01: 10.17223/15617793/422/20

УДК 93(371+261.5)

Д. Р. Оруджев

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ

В ХУШ - НАЧАЛЕ ХХ в.

Анализируются тенденции развития духовного образования в Сибири в XVIII - начале ХХ в. Сделан вывод, что духовные учебные заведения стали первыми учебными заведениями в крае, открытие которых в ХVШ-ХIХ вв. было обусловлено насущными потребностями расширявшегося государства, однако к началу ХХ в. рост количества духовных учебных заведений в регионе практически прекратился, а их выпускники все чаще стали выбирать светские учебные заведения для продолжения образования.

Ключевые слова: духовное образование; духовные семинарии; низшие духовные училища; женские епархиальные училища; высшее светское образование.

Российская империя образовывалась и расширялась благодаря вновь присоединенным землям. С 1646 по 1914 г. территория России увеличилась с 14,1 до 21,8 млн км2, а население - с 7 до 178 млн человек [1. С. 10-11]. Зачастую эти территории были языческими, как, например, Сибирь, и для удержания этих земель в составе России требовалась христианизация местного населения. Поэтому насущной необходимостью стало основание в Сибири духовных учебных заведений для подготовки профессиональных кадров духовенства, которое должно было нести христианскую проповедь в массы, сохраняя этим принадлежность к православию русских переселенцев и приобретая в качестве крещеных инородцев новых верноподданных. Таким образом, в результате борьбы с местным язычеством первыми учебными заведениями, воздвигнутыми на сибирской земле, стали духовные школы, находившиеся в ведении Синода.

Историю открытия средних духовных учебных заведений в крае принято вести от открывшейся в 1743 г. в г. Тобольске на базе архиерейской школы духовной семинарии. Основание семинарии в центре Сибири, роль которого в ХУШ в. играл Тобольск, во многом было определено необходимостью христианизации коренного населения края. «На протяжении всей своей истории духовное образование в Тобольской епархии играло заметную роль в просвещении многочисленных народов Севера. В XIX - начале XX в. в Тобольске на национальные языки были переведены многие священные и богослужебные тексты, издавались пособия по изучению языков, составлялись словари. Все это повлекло за собой медленный, но неуклонный процесс просвещения сибиряков», -отмечает исследователь Э.Г. Бурнашев [2].

Однако одной семинарии на всю огромную Сибирь не хватало. Воспитанники из других городов, проходящие обучение в семинарии Тобольска, не хотели возвращаться в родные города на пастырское служение. Это было обусловлено большими расстояниями между населенными пунктами, бездорожьем и нежеланием служить в необжитых местах. В результате священнические вакансии епархиальных центров пустовали, поэтому в 1780 г. была открыта еще одна духовная семинария, но теперь уже в центре Восточной Сибири - в г. Иркутске [2. С. 124]. Причины ее открытия были сходными с причинами открытия Тобольской семинарии: значительная удаленность Ир-

кутска от центра страны и преобладание инородческого населения над русским.

Тем не менее наличие даже двух средних духовных учебных заведений (по одному на Западную и Восточную Сибирь) с количеством учащихся, не превышавшим несколько десятков человек, не решало кадровых проблем духовного ведомства, поэтому правительством в XIX в. было решено открыть еще несколько семинарий в Сибири: в 1858 г. начали функционировать Томская и Якутская духовные семинарии, в 1895 г. - Красноярская. Именно Красноярская духовная семинария и стала последним открытым в Сибири в дореволюционный период средним духовным учебным заведением, хотя в планах Синода было открытие подобных учебных заведений во всех губернских и областных центрах, но в Омске, как столице Акмолинской области, духовная семинария основана не была. И все же открытие духовных семинарий в большинстве епархиальных центров дало возможность обучать детей местного духовенства без затрат с их стороны времени и финансов на дорогу и проживание, а также готовить кадры для местных регионов. Таким шагом была фактически решена проблема нехватки священников в приходах.

Кроме духовных семинарий - средних духовных учебных заведений, занимавшихся подготовкой кадров к священническому служению, в Сибири также были открыты и низшие духовные учебные заведения. К ним относились церковно-учительские школы, занимавшиеся подготовкой научно-педагогических кадров для духовных семинарий, и духовные училища, в которых происходила как подготовка детей духовенства к поступлению в духовные семинарии, так и профессиональных дьячков, чтецов и псаломщиков для приходов и монастырей. Одним из первых учебных заведений такого рода стало Томское духовное училище, открытое в 1746 г., в 1818 г. к нему добавились Тобольское, в 1819 г. - Якутское и Енисейское, в 1884 г. - Красноярское. Духовные училища находились под патронажем семинарий, в правление которых ежемесячно поступали донесения начальников училищ об успехах и поведении учеников.

Не обделенными вниманием остались и девушки, рожденные в семьях священников. Для них открывались такие учебные заведения, как женские епархиальные училища, занимавшиеся подготовкой регентов церковных хоров и жен для будущих священнослужи-

телей. Основой для их создания стало открытое в 1866 г. в Тобольске первое в Сибири женское духовное училище. Епархиальные женские училища относились к духовному ведомству Синода и действовали в конце Х1Х в. в Томске, Тобольске, Омске, Красноярске и Чите. Курс, преподаваемый в женских епархиальных училищах, был схож с курсом женских гимназий и включал как общеобразовательные дисциплины, так и практические занятия по рукоделию, а также содержал в себе как обязательные, так и необязательные предметы. Епархиальные женские училища относились к сословным учебным заведениям и были созданы непосредственно для обучения дочерей священников, желающих в будущем стать женами священников, и подготовки их к такой жизни. Несмотря на это, в некоторых из них за плату могли обучаться девушки других сословий. В епархиальных училищах, как и в гимназиях, создавались специальные педагогические классы, выпускницы которых вместе с аттестатом зрелости получали свидетельства со званием домашних наставниц. В силу этого многие исследователи относят епархиальные училища к категории средних общеобразовательных учебных заведений.

В результате к концу Х1Х в. в Сибири уже действовало довольно большое количество духовных учебных заведений, имевших в совокупности немалый удельный вес в общем составе образовательных учреждений. Так, например, в Томске два из пяти средних учебных заведений носили духовный характер (духовная семинария, епархиальное женское училище), в число низших профессиональных учебных заведений входили духовное училище и церковно-учительская школа [3. С. 32]. В Тобольской губернии во второй половине Х1Х в. в губернском центре были сосредоточены духовная семинария, епархиальное женское училище, духовное училище [4. С. 65]. В Восточной Сибири лидирующие позиции по числу учебных заведений занимала Иркутская губерния. К началу ХХ в. в Иркутске функционировали духовная семинария, мужское и женское духовные училища [5. С. 32]. Однако, как отмечает О.Е. Наумова, «высоко оценивая вклад Иркутской семинарии в развитие образования и культуры Восточной Сибири, не следует в то же время забывать, что в целом, по российским меркам, это было все же сравнительно небольшое учебное заведение. Так, по данным 1837 г., в среднем по России в одной семинарии (всего их было 43) обучалось 350 чел., а в Иркутской - всего 80» [6. С. 397]. В центре Енисейской губернии - Красноярске, в 1897 г. действовало 27 учебных заведений, в число которых входили епархиальное женское училище, духовная семинария, духовное училище [7. С. 84]. В Забайкальской области в Чите функционировало епархиальное училище и духовное училище - в Нерчинске [8. С. 57]. Меньше всего учебных заведений во второй половине Х1Х в. было открыто в наиболее слабо заселенном сибирском регионе -Якутской области, но преимущественно инородческий состав ее населения заставлял власти большее внимание уделять именно развитию духовного образования, поэтому на ее территории в числе четырех средних учебных заведений были два духовных: ду-

ховная семинария и женское епархиальное училище [9]. В целом в конце Х1Х в. на территории Сибири действовало не менее 40 средних общеобразовательных школ (с учетом прогимназий и женских епархиальных училищ) и не менее 37 профессиональных (средних и низших) учебных заведений, в числе которых было 17 духовных [10. С. 23].

В начале ХХ в. с проведением в Сибирь железной дороги, ростом переселенческого движения и ускорением промышленного развития края количество общеобразовательных и профессиональных учебных заведений различных типов в крае продолжало расти. Так, к 1905 г. средних общеобразовательных школ в Сибири насчитывалось уже более 50. Новые средние школы открывались в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске, Кургане, Барнауле и других городах края [11. С. 371-372]. При этом число духовных учебных заведений в крае изменилось незначительно. Так, в Томске к действовавшим ранее духовной семинарии, епархиальному женскому училищу, духовному училищу и церковно-учительской школе не добавилось больше ни одного духовно-образовательного заведения [12. С. 58]. Всего на территории Томской губернии духовное образование было представлено одним епархиальным женским училищем, духовной семинарией и двумя духовными училищами (в Томске и Барнауле) [3. С. 32]. Неизменным осталось число духовных учебных заведений и в Тобольске. В другом крупном городе Западной Сибири - Омске, с 1904 по 1910 г. число низших и средних учебных заведений увеличилось с 21 до 37, при этом в городе так и не была открыта духовная семинария, и лишь в 1906 г. здесь появилось женское епархиальное училище [13. С. 108-109]. В Восточной Сибири в начале ХХ в. в Иркутске действовали духовная и церковно-учи-тельская семинарии, духовные мужское и женское училища [5. С. 46]. В Красноярске и Чите количество духовных учебных заведений осталось неизменным. В Якутске функционировали духовная семинария, женское епархиальное училище, мужское духовное училище [9]. Что касается высших духовных учебных заведений, к коим относились духовные академии, то таковых в Сибири не было, однако в 1905 г. планировалось открыть духовную академию в Томске, чему помешали революционные события и нестабильная ситуация в стране.

Таким образом, на фоне увеличения в Сибири в начале ХХ в. количества средних общеобразовательных школ до 89 и средних и низших профессиональных учебных заведений до 70 [14. С. 140], очевидно, что количество духовных учебных заведений почти не увеличилось, следовательно, доля их в составе учебных заведений края заметно сократилась. Причины фактической консервации системы сибирского духовного образования объясняются не только кризисом и революционной обстановкой в стране, но и падением престижа духовного образования, дававшего мало шансов на обеспечение достойного существования, равно как и ослаблением религиозности вообще.

Специфика учебной программы в духовных семинариях заключалась в том, что все предметы в них разделялись на гражданские и профессиональные.

Гражданские предметы преподавались до 4-го класса, окончив который, воспитанники могли покинуть семинарию для освоения мирских профессий. Профессиональные предметы преподавались на протяжении оставшихся двух лет. Поэтому, как отмечает О.В. Ищенко, «изучение специальных теологических дисциплин, обязанность участия в церковных службах воспринимались семинаристами как тяжелая ноша, неизбежная обуза, протест против которой выливался в различные формы» [11. С. 27]. Отток учащихся из духовных школ в светские учебные заведения был серьезной проблемой для церкви. На протяжении ХГХ в. Святейший Синод предпринимал регулярные попытки установить фактический запрет перехода семинаристов на гражданскую службу, издавая соответствующие указы и распоряжения [2. С. 79], но остановить этот процесс духовному ведомству не удавалось.

Поскольку отнюдь не все воспитанники семинарий оказывались в этих сословно-образовательных учебных заведениях по своей воле, многие из них желали освоить профессии, альтернативные пасторскому служению, и использовали духовные учебные заведения как некий трамплин для скачка на новый уровень жизни через получение высшего образования. Для этой цели воспитанниками семинарий со всей России использовался открытый для занятий в 1888 г. Томский императорский университет, который имел специфические правила приема. Преимущество, даваемое при поступлении в высшие учебные заведения России выпускникам классических гимназий в Сибири, в силу малого количества последних, реализовано быть не могло. Поэтому в Томский университет разрешено было принимать выпускников духовных семинарий, реальных училищ, кадетских корпусов, ряда коммерческих училищ и некоторых других средних учебных заведений. В результате в числе зачисленных в первый год открытия университета 72 человек 40 оказались выпускниками духовных семинарий [15. С. 5].

Открытие Томского университета еще больше усилило проявившуюся ранее тенденцию к оставлению семинаристами своих учебных заведений после четырех классов семинарии, в которых преподавались общеобразовательные и специальные предметы, для выбора светской профессии. В Томском университете выпускники семинарий чаще всего поступали на медицинский факультет и заметно реже - на юридический, поскольку все же специфика получаемого ими духовного образования определяла стремление помочь человеку в борьбе с недугами - телесными и душевными.

Отчеты Томского университета свидетельствуют о том, что за первые двадцать лет его существования образование в нем получили 3 758 человек, из которых более половины (1 955 человек) - выпускники духовных семинарий. В результате очевидного преобладания в составе студентов Томского университета выпускников духовных семинарий необходимо отметить тот факт, что на обучение в данный университет приезжали выпускники духовных семинарий со всей России. Подтверждением этого являются также материалы отчета Томского университета 1913 г., в котором отмечается: «Особенно велик у нас процент студентов из духовного сословия... Семинаристы поступают к нам, главным образом, из Европейской России. 25-летний опыт показывает, что это вполне хорошая, даже лучшая часть в составе нашего студенчества» [15. С. 13-14].

Тем не менее открытие в Сибири в начале ХХ в. большого количества светских средних общеобразовательных учебных заведений (гимназий и реальных училищ) привело к изменению доли выпускников духовных семинарий в составе студентов Томского университета [6]. Так, если в начале 1900-х гг. она составляла 44,4% от общего количества обучающихся, то за период с 1908 по 1917 г. удельный вес выпускников духовных семинарий сократился с 43,6 до 22,6% [14. С. 42].

Во втором сибирском вузе - Томском технологическом институте, доля семинаристов изначально была очень невелика, составляя, например, в 1904 г. лишь 6% [14. С. 68]. И хотя, согласно правилам приема, в институт допускались выпускники духовных семинарий, но слабая естественнонаучная и математическая подготовка не давала возможности семинаристам сдать вступительные экзамены и продолжать учебу в вузе. Вместе с тем в составе открытых в 1910 г. в Томске Сибирских высших женских курсов, поступать на которые разрешалось и выпускницам епархиальных училищ, почти пятую часть составляли девушки из духовного сословия (около 19%) [17. С. 8].

Таким образом, проведенный анализ развития духовного образования в Сибири в ХУШ - начале ХХ в. свидетельствует о том, что духовные заведения стали первыми учебными заведениями в крае, открытие которых в ХУШ-ХК вв. был обусловлено насущными потребностями расширявшегося государства. Однако к началу ХХ в. рост количества духовных учебных заведений в регионе практически прекратился, а их выпускники все чаще стали выбирать светские учебные заведения для продолжения образования. Указанные тенденции отражали заметные изменения, происходившие в обществе, став одним из индикаторов необходимости проведения реформ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало ХХ в.). Генезис личности, демократической семьи, граждан-

ского общества и правового государства. СПб., 2000. Т. 1. 548 с.

2. Бурнашев Э.Г. Генезис духовного образования в Тобольской епархии в XVIII - начале ХХ в. // Современные проблемы науки и образо-

вания. 2011. № 4. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4775 (дата обращения: 11.03.2017).

3. Краткий исторический очерк учебных заведений г. Иркутска. Б/м., Б/г. 246 с.

4. Памятная книжка Томской губернии на 1914 г. Томск, 1914. 123 с.

5. Копылов Д., Прибыльский Ю. Тобольск. Свердловск, 1975. 234 с.

6. Памятная книжка Иркутской губернии на 1887 г. Иркутск, 1887. 254 с.

7. Наумова О.Е. Развитие духовного образования в Восточной Сибири в XVIII - первой половине XIX вв. // Вестник Иркутского государ-

ственного технологического университета. 2015. № 6 (101). С. 393-397.

8. Ищенко О.В. Развитие общего и профессионального женского образования в Сибири во второй половине XIX - начале ХХ вв. // Истори-

ческие, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 2, ч. 3. С. 82-85.

9. Памятная книжка Забайкальской области на 1897 г. Чита, 1897. 110 с.

10. Оглезнева Т.Н. «Жителям тамошнего края представить способ к обучению...» (Народное образование в Якутии XIX - начала ХХ веков) // Электронный журнал Илин. 2000. № 2 (21). URL: http://ilin.sakhaopenworld.org/2000-2/33.htm

11. Ищенко О.В. К вопросу о причинах волнений в духовных семинариях Сибири начала ХХ в. // Уральский исторический вестник. 2008. Т. 3, № 4 (21). С. 22-27.

12. История Сибири. Л., 1968. Т. 3. 511 с.

13. Город Томск. Томск, 1912. 250 с.

14. Алисов Д. А. Культура городов Западной Сибири (вторая половина XIX - начало XX вв.) : учеб. пособие. Омск, 2002. 196 с.

15. Толочко А.П., Ищенко О.В., Сковородина И.С. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв. (опыт истории в контексте современности). Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. 223 с.

16. Попов М.Ф. Краткий исторический очерк императорского Томского университета за 25 лет его существования (1888-1913). Томск,

1913. 38 с.

17. Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов за осенний семестр 1910/11 акад. года. Томск, 1911. 23 с. Статья представлена научной редакцией «История» 27 июня 2017 г.

MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THEOLOGICAL EDUCATION IN SIBERIA IN THE 18TH - EARLY 20TH CENTURIES

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 422, 140-144. DOI: 10.17223/15617793/422/20

Dmitriy R. Orudzhev, Surgut State University (Surgut, Russian Federation). E-mail: orudzhev93@yandex.ru Keywords: religious education; seminaries; lower religious schools; girls diocesan colleges; higher secular education.

The aim of this article is to examine the main trends in the development of theological education in Siberia in the 18th - early 20th centuries. This article used commemorative books of individual regions and educational institutions, as well as studies of authors who dealt with the problems of the development of the spiritual and secular education of Siberia. The article considers the problem of the Russian Empire's preservation of new annexed territories which could be solved using Christianization of the local aboriginal population. The process was based on the establishment of theological educational institutions that trained clergy-preachers, spiritual teachers and mentors of the masses. It had a beneficial effect on the voluntary Russification of the local population. Thus, the first educational establishments in the Siberian region became seminaries and colleges. They were opened in the 18th and 19th centuries as a result of the urgent needs of the expanding state. After the founding of the first seminary in Tobolsk, there was an urgent need to open seminaries in other diocesan centers. To prepare students for learning in theological seminaries, religious schools were opened in towns; they gave primary spiritual education. Girls from families of the clergy could receive education in religious schools for the social class - diocesan schools, similar in program to the programs of women's gymnasiums. However, by the early twentieth century seminaries began to experience the outflow of students who went to higher education institutions and increasingly chose secular professions instead of spiritual, due to the lack of pastoral callings among young people and a desire to be better off than the clergy, who had a meager existence. The attempt of the Church to curb the trend by prohibiting representatives of the clergy to engage in worldly activities were not successful. The trend of the outflow of students from religious educational institutions began because of the growth of the number of secondary and vocational schools in Siberia, against which the number of religious educational establishments remained unchanged. The indirect cause of this was special rules of admission to first Siberian universities that welcomed, due to the lack of graduates of general educational institutions, students of theological seminaries. Thus, the growth of religious schools, necessary for the state, almost stopped by the beginning of the twentieth century, which was associated with the choice graduates of the religious schools made in favor of secular education. These trends reflect the significant changes taking place in society, becoming one of indicators of the need for reforms.

REFERENCES

1. Mironov, B.N. (2000) Sotsial 'naya istoriya Rossii perioda imperii (XVIII — nachalo XX v.) Genezis lichnosti, demokraticheskoy sem 'i, gra-

zhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva [Social history of Russia during the period of the empire (18th - early 20th centuries) The genesis of the individual, democratic family, civil society and the rule of law]. Vol. 1. St. Petersburg: Izd-vo "Dmitriy Bulanin".

2. Burnashev, E.G. (2011) Genezis dukhovnogo obrazovaniya v Tobol'skoy eparkhii v XVIII - nachale XX vv. [Genesis of spiritual education in the

Tobolsk diocese in the 18th - early 20th centuries]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern problems of science and education. 4. [Online] Available from: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4775. (Accessed: 11.03.2017).

3. Anon. (n.d.) Kratkiy istoricheskiy ocherk uchebnykh zavedeniy g. Irkutska [A brief historical outline of educational institutions in Irkutsk]. [s.n.].

4. Vinogradov, P.T. (ed.) Pamyatnaya knizhka Tomskoy gubernii na 1914 g. [Memorial book of Tomsk Province for 1914]. Tomsk: Tipografiya

Gubernskogo upravleniya.

5. Kopylov, D. & Pribyl'skiy, Yu. (1975) Tobol'sk [Tobolsk]. Sverdlovsk: Sredne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo.

6. Larionov, D.D. (ed.) (1887) Pamyatnaya knizhka Irkutskoy gubernii na 1887 g. [Memorial book of Irkutsk Province for 1887]. Irkutsk: tipografiya

A.A. Sizykh.

7. Naumova, O.E. (2015) Development of religious education in Eastern Siberia in the 18th - first half of the 19th centuries. Vestnik Irkutskogo

gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 6 (101). pp. 393-397. (In Russian).

8. Ishchenko, O.V. (2011) General and professional women education development in Siberia in the second half of the 19th - the beginning of the

20th centuries. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul 'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2:3. pp. 82-85. (In Russian).

9. Trans-Baikal Statistics Commitee. (1897) Pamyatnaya knizhka Zabaykal'skoy oblasti na 1897 g. [Memorial book of the Trans-Baikal region for

1897]. Chita: Tipografiya Zabaykal'skogo Oblastnogo Pravleniya.

10. Oglezneva, T.N. (2000) "Zhitelyam tamoshnego kraya predstavit' sposob k obucheniyu..." (Narodnoe obrazovanie v Yakutii XIX - nachala XX vekov) ["Give the inhabitants of the region a way to learn" (Public education in Yakutia in the 19th - early 20th centuries)]. Ilin. 2 (21). [Online] Available from: http://ilin.sakhaopenworld.org/2000-2/33.htm.

11. Ishchenko, O.V. (2008) On the subject of causes of unrest in the seminaries of Siberia at the beginning of the 20th century. Ural'skiy istoricheskiy vestnik — Ural Historical Journal. 3:4 (21). pp. 22-27. (In Russian).

12. Okladnikov, A.P. & Shunkov, V.I. (1968) Istoriya Sibiri s drevneyshikh vremen do nashikh dney (v 5 tomakh) [History of Siberia from ancient times to our days: in 5 vols]. Vol. 3. Leningrad: Nauka.

13. Malinovskiy, I.A. et al. (1912) Gorod Tomsk [The city of Tomsk]. Tomsk: Sibirskoe tovarishchestvo pechatnogo dela.

14. Alisov, D.A. (2002) Kul 'tura gorodov Zapadnoy Sibiri (vtoraya polovina XIX — nachalo XX vv.) [Culture of the cities of Western Siberia (second half of the 19th - beginning of the 20th centuries)]. Omsk: Omsk State University.

15. Tolochko, A.P., Ishchenko, O.V. & Skovorodina, I.S. (2005) Razvitie professional'nogo obrazovaniya v Zapadnoy Sibiri v kontse XIX — nachale XX vv. (opyt istorii v kontekste sovremennosti) [The development of vocational education in Western Siberia in the late 19th - early 20th centuries (experience of history in the context of modernity)]. Omsk: Omsk State University.

16. Popov, M.F. (1913) Kratkiy istoricheskiy ocherk imperatorskogo Tomskogo universiteta za 25 let ego sushchestvovaniya (1888-1913) [A short historical sketch of the Imperial Tomsk University for 25 years of its existence (1888-1913)]. Tomsk: Tipo-litografiya Sibirskogo Tovarishchest-va Pechatnogo Dela.

17. Typolithography of the Siberian Partnership of Printing. (1911) Otchet o sostoyanii i deyatel'nosti Sibirskikh vysshikh zhenskikh kursovza osenniy semestr 1910/11 akad. Goda [Report on the status and activities of the Siberian Higher Women's Courses for the Fall Semester of 1910/11 academic year]. Tomsk: Tipo-litografiya Sibirskogo tovarishchestva pechatnogo dela.

Received: 27 June 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.