мировая война 1914-1918 годов активизировала процессы женской эмансипации, открыв возможности проявления женщинами инициативы и самостоятельности в этот кризисный период российской истории.
1. Meyer A.G. The Impact of World War 1 on Russian Women’s Lives // Russia’s Women. Accommodation, Resistance, Transformation / Eds.
B.E. Clements, B.A. Engel, Christine D. Worobec. Berkeley, 1991. P. 219.
2. Никольский A. II Русская мысль. 1916. № 2.
C. 93.
3. Jane Mcdermid and Anna Hillyar Women and Work in Russia 1880-1930. A Study in Continuity through Change. L. -N. Y., 1998. P. 140.
4. Стайте P. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930 / Пер. с англ. М., 2004. С. 383.
5. Бочарникова М. В женском батальоне смерти (1917-1918) // Доброволицы: Сб. воспоминаний. М., 2001.
6. Богданов А. Война и женщина. Пг., 1914. С. 27-28.
7. Женщина и война. 1915. Март. С. 11-14.
8. Бочкарева М. Яшка: Моя жизнь крестьянки, офицера и изгнанницы. В записи Исаака Дон Левина. М., 2001. С. 118-119.
9. Stockdale, Melissa К., "My death for the motherland is happiness": women, patriotism, and soldiering in Russia's Great War, 1914-1917' // American Historical Review. 2004. № 1. P. 78-116.
10. Marina Yurlova Cossack Girl. L., 1934.
11. Война. 1916. №76. С. 10.
12. Кобзев И. // Родина. 1993. № 8-9. С. 75-77.
13. Сенин А.С. II Вопросы истории. 1987. № 10. С. 176-182.
14. Биржевые ведомости. 1917. 10 июня.
15. Половцев П.А. Дни затмения. Записки главнокомандующего войсками Петроградского военного округа генерала П.А. Половцева в 1917 г. Париж, 1918. С. 87.
16. Деникин А.И. Очерки русской смуты: Крушение власти и армии. Февраль - сентябрь 1917 г. М., 1991. С. 393.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX вв.
О.В. Медведева
Medvedeva O.V. The main tendencies in the development of library business in the Tambov Province in the late- 18th to the mid-19th century. The article looks at the period of emerging Orthodox libraries and then the development of early secular ones in the Tambov Province.
Зарождение библиотечного дела в Тамбовском крае относится к началу XVII века и связано с колонизаторской деятельностью Русской православной церкви. Первые библиотеки складывались в монастырях (Цнин-ском Троицком, Козловском Троицком и других), являвшихся единственными центрами грамотности и культуры, имевшей до конца XVII столетия духовный характер. В рассматриваемый период в связи с процессом секуляризации всех сторон общественной жизни страны монастыри утрачивают роль основных культурных и книжных центров.
Период конца XVIII - первой половины XIX века в истории России является временем реформ в области просвещения, образо-
вания и печати, направленных на расширение сети учебных заведений, рост книгопечатания и книжной торговли, формирование светской культуры. Глубокие изменения в социально-экономической, политической и культурной жизни российской провинции оказали влияние и на развитие библиотечного дела. В это время в Тамбовской губернии возникают первые светские специальные и общедоступные библиотеки, получают распространение православные и личные книжные собрания.
К 1779 году относится образование Тамбовской духовной семинарии, ставшей впоследствии обладательницей богатой библиотеки. В эпоху Екатерины II в губернии от-
крываются Тамбовское главное народное училище (1786) и малые училища в уездных городах. С созданием в 1802 году Министерства народного просвещения начинается упрочение и расширение образовательной системы в провинции. В Тамбове главное народное училище преобразуют в гимназию (1825), возникают светские приходские и духовные училища, Александринский институт благородных девиц (1843), в 1840-е годы получают распространение сельские училища Министерства государственных имуществ. Неотъемлемой составной частью образовательных учреждений, обеспечивающей учебный процесс, были библиотеки.
Первыми по времени основания школьными библиотеками являются библиотека духовной семинарии, которая начала складываться в 1780 году, библиотеки при Тамбовском главном и Козловском уездном училищах (соответственно 1786 и 1787 годы). В 181 1-1836 годах появляются библиотеки при всех остальных светских уездных училищах. Позднее складываются библиотеки духовных училищ, а также светских приходских - в Козлове, Темникове, Кадоме, Спасске, Шац-ке и Моршанске. Сохранились сведения о библиотеке Александринского института благородных девиц, начавшей формироваться через несколько лет после его открытия. К 1844 году относится первая информация о нескольких библиотеках при сельских училищах государственных крестьян.
Новым явлением стало открытие в 1788 году в Тамбове коммерческой библиотеки при книжной лавке вольной типографии А.М. Нилова, просуществовавшей до 1798 года, когда типографию продали губернскому правлению. Библиотека была ориентирована на получение прибыли за счет удовлетворения запросов читателей. Единственной в своем роде в Тамбовской губернии являлась также библиотека Липецких минеральных вод, возникшая вскоре после появления курорта(1804)[1].
Особым видом библиотек, начало формирования которых относится ко второй половине XVIII столетия, являются личные, находившие своих владельцев преимущественно в среде дворян, являвшихся, в отличие от основной массы населения, носителями особой, светской по своему существу, субкультуры. Освобожденные Екатериной II от
обязательного несения службы, они нередко проводили в своих усадьбах большую часть жизни, создавая там прекрасные библиотеки. В рассматриваемый период в Тамбовской губернии формировались усадебные библиотеки Муравьевых, Ниловых, Никифоровых, Вышеславцевых, Рахманиновых, Воронцовых, Загряжских, Протасовых, Бенкендорфов, Голицыных и других. Обладателями собственных книжных собраний являлись многие духовные лица: епископ Феофил, назначенный на тамбовскую кафедру в 1788 году, игумен Козловского Троицкого монастыря Варлаам, а также рядовые монахи, отдельные (грамотные) представители городского сословия и крестьянства, обзаводившиеся библиотеками из единичных книг, переписанных самостоятельно либо приобретенных на ярмарках. Создание домашних книжных собраний явилось важным показателем роста потребностей в чтении.
Пожалуй, самым знаменательным событием местной истории библиотечного дела и культуры в целом явилось возникновение Тамбовской публичной библиотеки, которая в ряду других губернских библиотек была создана по инициативе президента Вольного экономического общества Н.С. Мордвинова. Открытая для публики 6 декабря 1833 года, библиотека стала единственным постоянно действующим учреждением культуры Тамбовской губернии. К сожалению, финансовые трудности и политические ограничения конца 1840-х годов привели к временному закрытию публичной библиотеки в 1858 году.
На протяжении всего рассматриваемого периода наблюдается естественный рост фондов библиотек, причем интенсивность этого процесса различна для библиотек разных видов. Так, библиотеки монастырей и церквей в силу недостатка финансовых средств были невелики и росли достаточно медленно. К примеру, одна из лучших монастырских библиотек - Козловского Троицкого монастыря - в 1776 году состояла лишь из 63 названий (103 экземпляра) книг, а к 1849 году увеличилась до 201 названия (281 экземпляр) [2, 3]. На храмовую же библиотеку в среднем приходилось от 14 до 40 книг, и лишь немногие церкви (например, церковь села Шибряю Борисоглебского округа) располагали более значительными в количественном отношении библиотеками.
Объемы фондов школьных библиотек непосредственно зависели от выделяемых на их содержание государственных ассигнований, размеры которых определялись статусом учебного заведения. В середине XIX века библиотека гимназии, осуществлявшая руководство библиотеками всех светских училищ, получала от государственного казначейства сумму в 214 рублей 25 копеек. На содержание семинарской библиотеки отпускалось ежегодно 114 рублей 20 копеек. Минимальную сумму получали библиотеки уездных училищ - 42 рубля 85 копеек, а приходские училища не финансировались государством и содержались за счет городских дум и благотворителей. Неудивительно, что наиболее богатыми фондами обладали библиотеки средних учебных заведений: семинарии и гимназии. Каталог первой из них уже в 1808 году отражал 935 книг. Фонд гимназической библиотеки ежегодно пополнялся в среднем 50 книгами и составлял, к примеру, в 1817 году 378 названий, в 1827 году-443, в 1857 году - 1413 названий (4057 экземпляров), в то время как библиотеки уездных училищ были практически в 3 раза меньше, а библиотеки приходских училищ даже в 1856 году насчитывали от 2 книг в Темникове до 68 - в Кадоме [4-6].
Больших успехов в этом отношении добилась Тамбовская публичная библиотека, которая за счет привлечения дополнительных средств путем создания акционерной компании, стала обладательницей максимального среди провинциальных библиотек страны фонда. Если большинство российских публичных библиотек располагали фондами, не превышающими 2-3 тысячи экземпляров, то объем фонда Тамбовской библиотеки в 1835 году составлял 10348 экземпляров, в 1845 году - 12682, а в 1855 году достиг 13047 экземпляров. Особенно быстро фонд Публичной библиотеки рос в первые годы после ее открытия, в период с 1835 по 1840 годы, ежегодно пополняясь в среднем на 412 томов, в 1840-1845 годы - на 55 томов и в 1845-1850 годы - на 84 тома [7].
Состав фондов библиотечных учреждений определялся задачами, стоящими перед библиотеками того или иного вида, и зависел от политики, проводимой государством. Библиотеки монастырей и храмов, направленные на удовлетворение служебных и лич-
ных потребностей священнослужителей и монахов, составлялись из документов, не отвергаемых православной церковью. В их фондах превалировали богослужебные, богословские и церковно-исторические произведения, а также различные грамоты и выписи, являвшиеся составной частью монастырских архивов и первоначально входившие в состав библиотек. Светская литература была представлена единичными названиями, обычно поступавшими в библиотеки случайно, в результате пожертвований. Таков же был характер личных библиотек представителей духовного сословия. К примеру, библиотека отца Варлаама, состоявшая из 119 названий книг, содержала лишь несколько светских книг: «Эстамент Петра Первого», «Букварь», «Словарь юридический», «Азбука с правописанием», «Словарь» [8]. Характерной особенностью личных библиотек священников и монахов являлось то, что они практически всегда переходили из личного пользования в общественное. Так, келейная библиотека епископа Феофила, включавшая значительное количество книг духовного содержания на латинском и греческом языках, была завещана Тамбовской духовной семинарии.
Состав фондов библиотек учебных заведений определялся учебными программами. В семинарской библиотеке в силу специфики задач обучения наиболее укомплектованными являлись отделы теологии и философии. Немалую долю в фонде занимала также историческая и филологическая литература, особенно выделялись книги по риторике, необходимые для подготовки будущих проповедников. Интересен тот факт, что 43 процента в фонде в начале XIX века составляли книги на латинском языке, положенном в основу образования. В светских учебных заведениях в отношении качественного состава библиотечных фондов превалировали книги по истории и словесности, а также по богословию, философии, географии, математике. Библиотеки и светских, и духовных учебных заведений выписывали большое количество периодических изданий: «Северную пчелу», «Библиотеку для чтения», «Современник», «Северный архив», «Христианское чтение», «Московский телеграф» и другие.
Фонд коммерческой библиотеки при типографии Нилова состоял из изданий Тамбовской типографии и Московского универ-
ситета, преимущественно - пользовавшейся популярностью беллетристики: оригинальных произведений Г.Р. Державина, П. Захарьина, М. Сонцова, книг, переведенных местными дворянами. Библиотека Липецких минеральных вод содержала небольшое количество книг и журналов, присланных по приказу министра внутренних дел князя Куракина, в основном исторического и естественнонаучного характера.
Прекрасно подобранным фондом обладала Тамбовская публичная библиотека, созданная в целях «содействия народному просвещению» [1]. Более 50 процентов ее фонда составляла художественная литература, включавшая произведения блестящих представителей русской и мировой литературы. 15 процентов (по данным 1840 года) занимали книги по истории, географии и путешествиям, 20,6 процента - периодические издания, остальная часть фонда приходилась на литературу по юридическим наукам, философии, педагогике, физике и математике.
В начале XIX века формируются основные способы пополнения библиотек: покупка у частных лиц и в книготорговых точках, выписка через комиссионеров, пожертвования, поступления книг после смерти владельцев личных собраний. Процесс комплектования монастырских и церковных библиотек регламентировался указами Священного Синода, большая часть книг поступала сюда из Московской синодальной типографии. Библиотеки учебных заведений приобретали литературу через комиссионеров университета или Министерства народного просвещения и из Комиссии духовных училищ.
Характерным явлением эпохи являлся строгий контроль за библиотечными фондами, регулярно проводились ревизии и проверки, в ходе которых, в частности, изымалась запрещенная литература. Сохранением многих ценных и редких изданий мы обязаны, пожалуй, только частным библиотекам, владельцы которых формировали свои книжные коллекции, исходя преимущественно из своих личных взглядов и интересов.
Библиотеки каждого вида были открыты в основном для определенной группы читателей. Монастырские и церковные библиотеки были направлены на удовлетворение потребностей церковно- и священнослужителей, членов их семей и монахов. Библиотеки
учебных заведений (за исключением духовной семинарии) обслуживали преподавателей, лишь с 1840 года право пользования библиотеками получили и учащиеся. Практиковалась выдача книг посторонним лицам, однако она была ограничена в целях сохранности фондов. Книги из библиотеки Липецких минеральных вод выдавались всем «приезжим на воды больным» в целях «с пользою и приятностью проводить время» [1].
Формально для любого человека была открыта лишь Тамбовская публичная библиотека, но чтение книг здесь стоило внушительной суммы (30 рублей в год за получение книг на дом и 15 рублей - за чтение в читальном зале), по этой причине 80-90 процентов подписчиков, число которых в 1835 году составило 61 человек, а к 1849 году снизилось до 16, составляли дворяне, офицеры, духовенство и чиновники. Однако состав посетителей бесплатного читального зала (раз в неделю и в праздничные дни) был гораздо более демократичным и включал учащихся, ремесленников, разночинцев и крестьян. Стоит отметить, что по числу выдаваемых книг библиотека занимала первое место среди других губернских библиотек в 1830-е годы, когда ее ежегодная книговыдача насчитывала от 2500 до 4300 экземпляров [9]. Обслуживание читателей осуществлялось в удобном помещении специально построенного для библиотеки к 1845 году здания, а ориентироваться в фонде помогал систематический каталог, изданный в 1836 году и переизданный с дополнениями шестью годами позже.
Необходимо также указать на тот факт, что только в Тамбовской публичной библиотеке и библиотеке духовной семинарии существовала оплачиваемая должность библиотекаря. В монастырских библиотеках обязанности библиотекаря возлагались на одного из монахов, а в школьных - на одного из учителей и включали в себя обеспечение сохранности фонда, оформление заказов на книги и периодические издания, ведение каталогов и обслуживание читателей.
Таким образом, на протяжении конца XVIII - первой половины XIX века в Тамбовской губернии шел процесс становления и развития библиотек ограниченного пользования, являвшихся преимущественно непосредственной составной частью монастырей,
церквей, учебных заведений. Однако несмотря на то, что библиотеки были закрыты для большей части населения, очевидна тенденция, связанная с ростом их доступности и ориентацией не только на сохранение и пополнение фондов, но и на удовлетворение профессиональных, образовательных, просветительских потребностей читателей.
1. ГАТО. Ф. 178. On. 1. Д.4.
2. ГАТО. Ф. 212. On. 1. Д. 187.
3. ГАТО. Ф. 212. Оп. 1. Д. 491.
4. ГАТО. Ф. 105. Оп. 52. Д. 4.
5. ГАТО. Ф. 186. Оп. 14. Д. 134.
6. Холодный Г.М. Историческая записка о Тамбовской гимназии: 1786-1888. Тамбов, 1886. 328 с.
7. Абрамов К.И. Городские публичные библиотеки России: история их становления: (1830 -начало 1860-х гг.). М., 2001. 128 с.
8. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 42.
9. Абрамов К.И. II Библиотековедение. 2001. № 1.
С. 60-68.
ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИЧНОСТИ: ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ
О.П. Жалменова, Е.Н. Сафронова
Zhalmenova О.P., Safronova E.N. Medieval personality formation: the Japanese model. The article compares the Eastern type of civilisation and cultural evolution with the Western one.
Постигая прошлое, мы всегда стремимся разобраться в настоящем, определить будущие тенденции развития современного общества. В этом смысловом контексте особо важное и актуальное для нас значение приобретает решение вопроса о соотношении западной и восточной культур и цивилизаций. Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия.
Запад представляется как особый тип цивилизационного и культурного развития1.
1 Западная модель общества сформировалась в Европе примерно в ХУ-ХУП веках. Предпосылки западной культуры и идеологии закладывались еще в античности и средневековье. Основными вехами ее предыстории были следующие: опыт демократии античного полюса, становление в рамках его культуры различных философских систем и первых образцов теоретической науки, а затем - сформировавшаяся в эпоху средневековья Европы христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как «созданного по образу и подобию Бога». В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определяющих последующее развитие общества. В системе этих установок формировались убеждения в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления буржуазно-демократических
Однако этому типу культур противопоставляется восточный тип, получивший синкретическое название «традиционного общества».
Познание различных эпох истории, в том числе отдаленных, и, может быть, не связанных с нашим временем, прямо или косвенно дает нам возможность увидеть в человечестве как единство, так и многообразие, обнаружить повторяемость в истории.
Сталкиваясь с теми же потребностями и проявлениями человека, мы глубже понимаем структуру и функционирование общества, законы его движения. Сталкиваясь же с различием и многообразием форм жизни человека в других периодах или в иных цивилизациях, культурных регионах, мы верно постигаем свою собственную самобытность, наше место во всемирном процессе. Таким образом, равно необходимо знание общего и индивидуального, единства и многообразия.
В каждом из нас в различной степени присутствует человеческое прошлое. Это то, что произошло и, в силу определенного порядка вещей, господствует в нас, постольку, поскольку настоящее его только мало соотноситься с тем длительным прошлым, в ходе
форм правления, становления гражданского общества и правового господства государства.