Научная статья на тему 'Основные тенденции повышения эффективности эксплуатации рабочих органов фронтальных погрузчиков'

Основные тенденции повышения эффективности эксплуатации рабочих органов фронтальных погрузчиков Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
188
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Горнаков Н. Ю., Полунин Н. А., Ивахник В. Г., Шахова К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции повышения эффективности эксплуатации рабочих органов фронтальных погрузчиков»

скорости и абсолютные величины опускания кровли во время передвижения, повышается безо-пасность труда рабочих очистных забоев и надежность работы крепи [3]. Вместе с тем, увеличение силового контакта с боковыми породами, ведет к увеличению нагрузки на гидроцилиндры передвижения Я и как следствие - снижение скорости передвижения секции крепи V (рис. 1, линия 1) [4], факт наличия такого влияния является общепризнанным. Стабилизировать скорость передвижения секции крепи при увеличении нагрузки на гидроцилиндры можно за счет ужесточения механической характеристики (рис. 1, линия 2).

Наиболее простым и надежным способом получения такой характеристики является применение в гидросистеме регуляторов потока жидкости. Регулятор по-

1. Докукин А.В., Коровкин Ю.А., Яковлев Н.И. Механизированные крепи и их развитие. - М.: Недра, 1986.

2. Кияшко Ю.И. Обоснование параметров секций механизированных крепей очистных комплексов для тонких пологих пластов с неустойчивыми кровлями. Дисс. ...кан. тех. наук. - М.: МГГУ, 1982.

3. Суслов Н.И. (ИГД им. А.А. Скочинского) Гидравлические системы передвижки механи-

тока (рис. 2, а) представляет собой два последовательно включенных сопротивления. Одним сопротивлением является клапан давления с проходной щелью г, другим — щелевой дроссель. Рабочая жидкость под давлением Рр поступает в клапан давления, откуда через щель г проникает в подклапанную полость, а затем через щелевой дроссель поступает в полость гидроцилиндра передвижения (рис. 2, б).

При помощи щелевого дросселя, изменяя его проходное сечение, можно задать любую скорость исполнительному механизму в пределе диапазона регулирования.

Применение регуляторов потока жидкости в гидросистеме передвижения секции крепи с активным подпором кровли может обеспечить повышение скорости крепления забоя.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

зированных крепей с подпором кровли: Экс-пресс-информ./ ЦНИЭИуголь. - М., 1980.

4. Солод В.И., Пастоев И.Л., Зекунов А.Г., Богданов В.М. Механическая характеристика гидропривода передвижки угледобывающих комплексов и агрегатов. //Расчет и конструирование горных машин и комплексов. /Под общ. ред. А.В. Топчиева. - М.: Недра, 1971.

— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------

Журавлев М.М. - аспирант кафедры "Горные машины и оборудование" Московский государственный горный университет.

© Н.Ю. Горнаков, Н.А. Полунин, В.Г. Ивахник, К.И. Шахова,

2005

УДК 622.621

Н.Ю. Горнаков, Н.А. Полунин, В.Г. Ивахник, К.И. Шахова

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАБОЧИХ ОРГАНОВ ФРОНТАЛЬНЫХ ПОГРУЗЧИКОВ

Семинар № 16

Современные тенденции в повышении технических возможностей рабочих органов фронтальных погрузчиков и, в частности, их режущих кромок, характеризуются активным поиском передовых конструктивных и технологических решений, обеспечивающих оптимальное нагружение этих наименее долговечных элементов за счет повышения их износостойкости.

Опыт строительной компании ООО «САМОРИ-ТРЕЙД», эксплуатирующей на нерудном сырье (гранитный щебень и песок) фронтальные погрузчики зарубежных фирм «Са1егрШаг», «Уо1уо» и др., определил целесообразность замены прокатных сталей, используемых в зарубежных странах для изготовления режущих кромок, на литейную продукцию повышенной износостойкости.

К повышению износостойкости режущих кромок рабочих органов фронтальных погрузчиков была привлечена инновационно-технологическая организация

Московского государственного горного университета - Инженерный центр (ИЦ), ориентированный на активное участие вузовских новшеств в инновационном преоб-

Рис. 1

разовании промышленности. На рис. 1 и 2 приведены элементы рабочего органа фронтального погрузчика (емкость ковша 3,8 м 3 ) с усовершенствованной рабочей кромкой.

В результате сотрудничества ООО «САМОРИ-ТРЕЙД» с ИЦ МГГУ установлено, что в общем случае характер нагружения рабочих органов фронтальных погрузчиков связан как с неравномерными нагрузками боковых режущих кромок, по сравнению с центральными режущими кромками, так и наличием, как правило, абразива, значительно снижающего эксплуатационный ресурс режущих кромок в целом.

Такой характер нагружения диктовал выбор материала и способов его упрочнения, создающих комплекс физико-

механических свойств, обеспечивающих как прочностные, так и триботехнические свойства. В этой связи представлялось целесообразным использование комплексно-лигированных сталей, так как легирование стали большим количеством элементов, гораздо эффективнее по влиянию на свойства, чем одним или двумя в том же количестве.

Комплексное легирование конструкци-

Рис. 2

Таблица 1

Зависимость растворимости элементов в железе

Легирующий элемент Растворимость, атом % Аг,%

Са, N О, Б <0,25 >15

№> 2-20 <15

А1, Б1, N1 50 <10

Си, N1, Мп, Сг 100 <5

онных сталей основывается на том факте, что легирующие элементы действуют на свойства стали, усиливая их. Следует отметить, что для работы в условиях, где действуют статические и динамические нагрузки, и присутствует абразивная среда, могут использоваться только комплекснолегированные стали. [1, 2].

Работы в этом направлении выполняются в ИЦ МГГУ, и в результате для производства литых деталей была применена комплекснолегированная сталь 36ГДФРЛ. Выбор такой стали, базируется на основе теории легирования. В основе этой теории лежит анализ растворимости легирующих элементов в железе и влиянии их на критические точки, что определяет расширение или сужение а и у - твердых растворов [3]. Растворимость элементов в а - железе приведена в табл. 1.

Вопрос растворимости для процессов легирования имеет первостепенное значение, поскольку при этом ставится задача равномерного распределения легирующего элемента в решетке металла.

В качестве количественной характери-

стики легирующей

ности элемента предложена величина д:

Д=(имэф - иэ эф)\ Скл. (1)

где имэф, иэ эф- эффективные потенциалы ионизации железа и легирующего элемента; Скл - растворимость легирующего элемента в кластерах [1].

В табл. 2 приведены значения влияния легирующих и модифицирующих элементов на величину д; Скл соответствует предельной растворимости элемента в твердом состоянии.

Содержание легирующего элемента в жидком железе можно выразить следующим образом:

А = С/ Скл (2)

Если А<1,то расплав однороден, если А>1, то возникает сложная неоднородная структура с неравномерным распределением легирующих элементов. При наличии в стали нескольких легирующих элементов, величины А суммируются по правилу аддитивности.

Кроме того, легирование Мп снижает критические скорости закалки и увеличивает прокаливаемость; Си- упрочняет твердый раствор; V и В измельчают зерно в стали, повышая пластичность и надежность и также увеличивают ее прокаливаемость. Поэтому такой химический состав стали ока-

Таблица 2

Влияние лигирующих и модифицирующих элементов на металл

Элемент Скл и эф Н Элемент Скл иЭ эф Н

Железо - 3,00 - Модифицирующие элементы

Никель 50,0 3,20 -0,44 Титан 0,70 2,85 +20,8

Марганец 50,0 3,66 -1,32 Цирконий 0,50 2,87 +26,0

Хром 12,0 3,47 -3,91 Церий 0,04 2,25 +1920

Алюминий 1,5 3,14 -9,00 Кальций 0,02 1,86 +2000

Кремний 4,2 3,84 -20,0 Стронций 0,001 1,64 +10000

Углерод 8,6 4,86 -21

Ниобий 1,9 3,42 -22,10

Ванадий 1,6 3,71 -44,40

Вольфрам 4,0 3,81 -81

зался целесообразным для литых деталей рабочих органов фронтальных погрузчиков. В состав таких сталей должны входить 4-5 лигирующих элемента при пониженном содержании углерода, обеспечивающем достижение требуемой прочности и удельной вязкости [4].

Работы в этом направлении выполняются в ИЦ МГГУ и в результате была применена как износостойкая сталь 36ГДФРЛ, так и приоритетные способы термообработки [4,

5].

При исследовании литейных свойств этой марки стали, установлено, что она обладает хорошей жидкотекучестью, хорошо заполняет литейную форму и не накладывает больших ограничений на конструктивное исполнение отливок. Узкий интервал кристаллизации стали 36ГДФЗЛ, уменьшает ликвацию по химическому составу и обеспечивает равномерность свойств в детали.

Практические работы с износостойкими марками сталей показали, что в ряде случаев сталь 36ГДФЗЛ может заменять высокомарганцовистую сталь 110Г13Л, уменьшая технологические трудности литья и последующей обра-ботки. Использование стали 36ГДФЗЛ и расширение области ее применения возможно только в случае правильно назначенной термической обработки. Комплексное легирование затрудняет точное попадание в состав и в связи с этим увеличивает разброс свойств после окончательной термической обработки или требует специального оборудования управляемого ЭВМ, в котором режимы корректируются по химическому составу. В ИЦ МГГУ для выравнивания свойств и повышения пластичности и износостойкости заключительной операцией обработки стального литья изделия подвергаются магнитно-импульсной обработке (МИО), которая применяется для изменения микроструктуры улучшаемой стали [4]. Измельчение структуры при МИО весьма важно для литых деталей. Такое изменение структуры приводит к увеличению пластичности, как при статическом, так и при ударном нагружении.

Обработка МИО литых улучшенных деталей на твердость ИЯС 28-32 позволяет получить следующие механические свойства:

• предел прочности си - 900-1000 МПа; относительное сужение у - 38-50 %;

' предел текучести ст 780-950 МПа; ударная вязкость КСУ 0,5-0,8 МДж/м2

Легирование стали 36ГДФРЛ, обеспечивающееся главным образом карбидосодержащими элементами, что снижает обезуглероживание стали при технологических режимах производства и упрочнения, повышает усталостную прочность. Введение в сталь титана измельчает зерно в стали и повышает ее пластичность, легирование молибденом снимает отпускную хрупкость и дает возможность вести отпуск стали на температуру свыше 350 °С с охлаждением ее на воздухе.

В результате исследований литейных свойств новой марки стали установлено, что она обладает хорошей жидкотекучестью, следовательно, хорошо заполняет литейную форму и не накладывает больших ограничений на конструктивное исполнение отливок. Узкий интервал кристаллизации стали 36ГДФРЛ уменьшает ликвацию ее по химическому составу и обеспечивает равномерные свойства стали.

Практические работы с износостойкими марками сталей показали, что сталь 36ГДФРЛ может в ряде случаев заменять высоколигированную сталь 110Г13 и уменьшить технологические трудности литья и последующей обработки. Использование стали 36ГДФРЛ и расширение области ее применения возможно только в случае правильно назначенной термической обработки. Вхождение в сталь 4-х легирующих элементов затрудняет точное попадание в состав и в связи с этим большой разброс по свойствам стали после различных режимов термической обработки. Только изменением зерна нельзя объяснить повышение долговечности стального литья, достигаемое с использованием МИО. Помимо изменения микроструктуры происходят изменения на

кристаллическом уровне. Рентгеновские исследования литейных образцов, прошедших МИО, показывают изменения в параметрах кристаллической решетки. В материале литейной детали создаются сжимающие напряжения, величина которых колеблется от 200 до 700 МПа в зависимости от режимов МИО.

С 2004 года из стали 36ГДФРЛ для ООО «САМОРИ-ТРЕЙД» начато мас-штабное изготовление режущих кромок фронтальных погрузчиков. Опытно-про-мышленные образцы изготовленные из этой марки стали хорошо себя зарекомендовали на испытаниях в производственных условиях.

Внедрение в производство стали 36ГДФРЛ и других износостойких марок стального литья направлено как на решение проблемы поиска эффективных заменителей высокомарганцовистой стали 110Г13Л, так и повышение эксплуатационных свойств этой традиционной марки стали за счет применения МИО.

Практические вопросы повышения износостойкости режущих кромок фронтальных погрузчиков согласуется с технической направленностью строительной компании

ООО «САМОРИ-ТРЕЙД» в конструктивно-техноло- гических аспектах повышения эксплуатационного ресурса рабочих органов фронтальных погрузчиков в целом, так как ремонт ковшей зарубежной дорожностроительной техники является очень дорогостоящим мероприятием.

Так, в результате инновационнотехнологической связей ИЦ с ООО «СА-МОРИ-ТРЕЙД» планируется комплекс работ, при разработке которых будут использованы:

• рациональный способ утилизация бывших в употреблении режущих кромок фронтальных погрузчиков;

• уникальные технологии улучшения физико-механических свойств различных материалов (в частности металлов и резинотехнических изделий) за счет МИО, обеспечивающей их упрочнение и повышение эксплуатационных характеристик;

• конструктивно-технологические новшества, способствующие эффективному приготовлению асфальтно-бетон-ных смесей за счет повышения качества исходных сырьевых компонентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Браун М.П. Комплекснолегированные конструкционные стали, Киев: Наукова думка, 1965, 292 с.

2. Винокур Б.Б, Бейнисович Б.Н., Геллер А.Л., Натансон М.Э. Легирование конструкционных сталей. М. Металлургия,1977, 220с.

3. Ершов Г.С., Бычков Ю.Б. Физико-химические основы рационального легирования сталей и сплавов. М., Металлургия, 1982, 359 с.

4. Ивахник В.Г., Сухов А.М., Шахова К.И. Инновационные и технологические аспекты повышения износостойкой сталелитейной продукции горного профиля. - Мировая горная промышленность, 1997, № 2, с. 60-64.

5. Способ термообработки изделий из износостойкой ферромагнитной стали. Патент РФ № 2085595, 1997.

— Коротко об авторах -------------------------------------------------------

Горнаков Н.Ю., Полунин Н.А. - ООО «САМОРИ-ТРЕЙД»,

Ивахник В.Г., Шахова К.И. - кандидаты технических наук, Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.