Научная статья на тему 'Основные тенденции, перспективы и исторические предпосылки реализации программы взаимодействия государства и религиозных объединений'

Основные тенденции, перспективы и исторические предпосылки реализации программы взаимодействия государства и религиозных объединений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
254
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / КОНФЕССИОНАЛЬ НАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПО ЛИТИКА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INTERACTION OF THE STATE AND RELIGIOUS COMMUNITIES / CONFESSIONAL POLICY / POPULATION POLICY / EDUCATION POLICY / SOCIAL POLICY / MIGRATION POLICY / MILITARY POLICY / INFORMATION POLICY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Назаров А. А.

Исследуется выдвинутая В.В. Путиным в период избирательной кампании 2012 г. про грамма по организации взаимодействия государства и религиозных объединений в Рос сии. Программа рассматривается на основе изучения ретроспективы взаимодействия конфессиональных структур и органов государственной власти в Российской империи. Анализируются российские традиции и исторические предпосылки государственноцерковного взаимодействия. Рассматриваются перспективы воплощения данной про граммы на практике, а также возможные проблемы, которые могут возникнуть в про цессе ее реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects, historical background and problems of implementation of the state cooperation programs, and religious associations

The article explores advanced V.V. Putin during the election campaign in 2012 on the organization of the program cooperation between the state and religious associations in Russia. The program is considered on the basis of a retrospective study of interaction between religious institutions and public authorities in the Russian Empire. Analyzes the Russian tradition and the historical background of church-state interaction. Prospects of realization of the program in practice, as well as the possible problems that may arise during its implementation

Текст научной работы на тему «Основные тенденции, перспективы и исторические предпосылки реализации программы взаимодействия государства и религиозных объединений»

УДК 322.2

А.А. НАЗАРОВ

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Исследуется выдвинутая В.В. Путиным в период избирательной кампании 2012 г. программа по организации взаимодействия государства и религиозных объединений в России. Программа рассматривается на основе изучения ретроспективы взаимодействия конфессиональных структур и органов государственной власти в Российской империи. Анализируются российские традиции и исторические предпосылки государственно-церковного взаимодействия. Рассматриваются перспективы воплощения данной программы на практике, а также возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе ее реализации.

Ключевые слова: взаимодействие государства и религиозных объединений, конфессиональная политика, демографическая политика, политика в области образования, социальная политика, миграционная политика, военная политика, информационная политика.

The article explores advanced V.V. Putin during the election campaign in 2012 on the organization of the program cooperation between the state and religious associations in Russia. The program is considered on the basis of a retrospective study of interaction between religious institutions and public authorities in the Russian Empire. Analyzes the Russian tradition and the historical background of church-state interaction. Prospects of realization of the program in practice, as well as the possible problems that may arise during its implementation. Keywords: interaction of the state and religious communities, confessional policy, population policy, education policy, social policy, migration policy, military policy, information policy.

Проблема взаимодействия государства и религиозных объединений в той или в иной степени затрагивается на выборах любого уровня. Однако в 2012 г. во время проведения избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации эти вопросы стали играть совершенно особую роль. Эта избирательная кампания запомнилась, с одной стороны, выдвинутыми В.В. Путиным тезисами намечен-

© Назаров А.А., 2016

ной программы по взаимодействию государства и религиозных объединений, а с другой - направленными против реализации этой программы антицерковными акциями, проведенными оппозиционно настроенными активистами. Причем между этими событиями прослеживалась прямая взаимосвязь. Тезисы программы взаимодействия государства и религиозных объединений были обнародованы на встрече В.В. Путина с духовными лидерами российских конфессий, состоявшейся

8 февраля 2012 г. в Свято-Даниловом монастыре. Антицерковные выступления начались по истечении десяти дней после ее обнародования. Организованная внесистемной оппозицией антицерковная кампания была направлена на срыв этой программы.

Уже 19 февраля была сделана первая попытка панк-группы «Pussy Riot» провести скандальный «панк-молебен» в московском Богоявленском соборе. Целью акции была дискредитация В.В. Путина и осквернение одного из главных храмов Русской православной церкви. Через два дня, 21 февраля 2012 г., в храме Христа Спасителя была проведена повторная получившая всемирную известность акция панк-группы «Pussy Riot». Вслед за этим в ряде оппозиционно настроенных средств массовой информации была развернута кампания против поддержавшей программу духовной иерархии Русской православной церкви. На смену редким антицерковным статьям, которые изредка появлялись в интернете в предшествующие годы, пришел вал критики Русской православной церкви и ее духовного лидера. Внимание общественности было сконцентрировано на «имуществе» Патриарха Кирилла - часах [6], квартире [1], «яхте» [2] и «даче» [12]. Предметом широкого обсуждения стали марки автомобилей священнослужителей [5] и участие духовных лиц в дорожно-транспортных происшествиях [4]. Под влиянием антицерковной пропаганды в ряде регионов России и в некоторых зарубежных странах были совершены осквернения православных храмов, поклонных крестов и икон. Антицерковные акции показали непримиримое отношение внесистемной оппозиции к самой идее расширения взаимодействия церкви

и государства, а также на возможные препятствия, которые могут возникнуть на пути реализации программы.

Содержание программы базировалось на российских традициях конфессионального управления. В.В. Путин не только подтвердил значимость религиозных ценностей для поддержания стабильности российского общества, но и выступил за расширение сферы деятельности традиционных конфессиональных объединений. Он предложил трактовать конституционные нормы об отделении религиозных объединений от государства не как изоляцию церкви от государства, а как систему взаимодействия государства и всех традиционных конфессий. В.В. Путин предложил развивать «деятельное, прямое, эффективное, ежедневное участие религиозных организаций в жизни общества и государства» [11].

В.В. Путин наметил основные сферы взаимодействия религиозных организаций и государства. Основными направлениями совместной работы должны были стать:

• демографическая политика;

• политика в области образования;

• социальная политика;

• миграционная политика;

• военная политика;

• информационная политика.

В рамках проведения демографической политики религиозные организации, по его мнению, могли сыграть определяющую роль в деле укрепления семейных ценностей. Для решения этой проблемы в каждом населенном пункте России при участии религиозных организаций должны были быть созданы центры поддержки семьи.

В сфере образования предполагалось сформировать многоуровневую

систему духовного воспитания. Духовное воспитание должно было быть введено на всех уровнях образования: в дошкольных образовательных учреждениях, в школах и в высших учебных заведениях. В российских университетах одним из предметов гуманитарного цикла должна была стать теология. В рамках намеченных преобразований планировалось создание системы государственного финансирования образовательных учреждений, созданных при участии религиозных организаций. Светские и духовные образовательные учреждения должны были быть уравнены «и в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей, преподающих предметы, которые входят в образовательный стандарт» [11].

В процессе реформирования социальной политики должны были быть разработаны новые правила финансирования социальных учреждений. Некоммерческие организации, созданные при участии религиозных организаций, должны были получить возможность участвовать в конкурсах «на государственные и муниципальные задания по оказанию социальных услуг, должны иметь такой доступ наравне с бюджетными учреждениями» [11]. Предполагалось, что представители религиозных организаций войдут в наблюдательные советы при социальных учреждениях различного типа: детских садах, интернатах, домах престарелых, тюрьмах и колониях.

В рамках модернизации миграционной политики религиозные организации должны были подключиться к решению проблемы социально-культурной адаптации граждан, приезжающих в Россию из других государств.

Важная роль отводилась религиозным организациям в рамках проведения военной политики. Духовные лидеры российских конфессий были призваны активизировать процесс возрождения института военного духовенства в подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Новые подходы в информационной политике должны были создать необходимые условия для «отражения в информационном пространстве интересов граждан, которые связывают свое мировоззрение с ценностями православия и других наших традиционных конфессий» [11]. Для этого было намечено не только увеличить число программ духовного содержания и объемов эфирного времени, выделяемого религиозным организациям на федеральных телевизионных каналах, но и решить не менее значимую задачу -наполнить нравственным содержанием программы светского вещания.

В реализации предложенной программы так или иначе были заинтересованы все традиционные конфессиональные объединения и в первую очередь Русская православная церковь, которая имела для этого наилучшие организационные возможности.

Для снижения остроты возможных проблем реализация данной программы должна проходить поэтапно при соблюдении исторических и конфессиональных традиций и региональной специфики. С нашей точки зрения, на первом этапе эта программа может быть реализована только в тех регионах, где большинство коренного населения принадлежит к одной конфессии. Необходимо учитывать и соотношение в регионах числа православных приходов и численности православных, соотношение сторонников традиционного мусуль-

манства и других направлений ислама. В Восточной Сибири важно учитывать соотношение между последователями буддизма и шаманизма. В любом из выбранных регионов федеральные и региональные органы власти должны будут не только контролировать процесс участия религиозных организаций в проводимых мероприятиях, но и влиять на персональный состав участников с целью исключения возможности участия в программе сектантов и религиозных экстремистов.

В процессе подготовки и реализации программы деятельность государственных и конфессиональных органов управления должна получить широкое освещение в региональных и федеральных средствах массовой информации. В светских и религиозных программах целесообразно провести обсуждение намеченных реформ с привлечением экспертов и представителей конфессиональных объединений. Необходимо также подготовить цикл программ по освещению участия религиозных организаций в проведении намеченных мероприятий в сфере социального обеспечения, в органах образования, в армии и на флоте. Хорошо подготовленная информационная кампания может не только повлиять на формирование положительного отношения большей части общества к проводимой реформе, но и изменить отношение к ней представителей либерального движения. Важно, чтобы каждый гражданин понимал, что в процессе реализации программы взаимодействия государства и религиозных организаций может быть найден ключ к решению многих проблем современного общества. Этот ключ надо искать прежде всего в истории взаимодействия государства и религиозных объединений в

дореволюционной России и в определенном восстановлении того положения, которое занимала православная церковь в жизни российского общества в дореволюционный период.

Существующие ныне такие, казалось бы, неразрешимые демографические проблемы, как низкий уровень рождаемости, большое количество абортов, высокая доля разводов и значительное число неполных семей дореволюционной России были неизвестны. Эти проблемы не имели значительных масштабов вследствие того, что регулирование семейных правоотношений вплоть до 1918 г. осуществлялось в соответствии с религиозными нормами под непосредственным контролем церквей и религиозных общин, что положительным образом сказывалось как на сохранении семьи и брака, так и на росте рождаемости.

Проблема низкой эффективности работы учреждений социального обеспечения также может быть решена. Русская православная церковь имеет многовековой опыт работы в этой сфере. Благотворительная и богоугодная деятельность была одним из важнейших направлений деятельности православной церкви со времен крещения Руси князем Владимиром. Для оказания помощи нуждающимся при монастырях и церковных приходах на церковные и частные пожертвования создавались богоугодные заведения: богадельни, приюты, странноприимные дома и больницы. Сироты и вдовы, престарелые и неимущие, больные и увечные всегда находились под особым покровительством церкви.

Создание системы духовного воспитания в образовательных учреждениях может оказать влияние на решение проблемы нравственного воспита-

ния подрастающего поколения. Система духовного образования и воспитания была составной частью начального, среднего и высшего образования в дореволюционной России. Монастырские и архиерейские школы, Славяно-греко-латинская академия были первыми образовательными и воспитательными учреждениями. В появившихся в XVIII в. светских школах Закон Божий преподавался со времен их создания. В соответствии с уставом 1786 г. в учебную программу первого, второго и третьего классов народных училищ было включено изучение Катехизиса, Евангелия и Священной истории [8]. Со времен правления Александра I система духовного образования и воспитания действовала на всех уровнях обучения: в училищах приходских, уездных, губернских (гимназиях) и в университетах. В приходских и церковно-приходских школах учащиеся, помимо письма и арифметики, изучали Закон Божий и церковное пение. Все церковно-приходские школы находились под надзором преподавателей Закона Божьего и епархиальных управлений. В гимназиях изучение религиозных дисциплин проходило в течение всего курса обучения. В первом классе гимназий изучалась Священная история Ветхого Завета, во втором -Священная история Нового Завета, в третьем и четвертом классах изучали Большой Катехизис, в пятом классе - Историю Церкви, в шестом классе - толкование Священного Писания, а в седьмом - обязанности христианина [3]. На уроках латыни гимназисты переводили теологические трактаты Климента, Августина и Тертуллиана, а на уроках греческого - труды Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. В университетах изуча-

лось богословие, а на юридических факультетах - курс церковного права.

Возрождение военного духовенства в армии и на флоте может оказать влияние и на ситуацию с дедовщиной. Проблемы дедовщины как социального явления в дореволюционной армии не существовало. Одной из причин этого могло быть участие священнослужителей в воспитании личного состава. Полковые священники и корабельные иеромонахи не только совершали религиозные обряды, но и поддерживали боевой дух в воинских подразделениях, проводили воспитательную работу с личным составом. Высокую оценку военным командованием деятельности священнослужителей в армии подтверждали установленные для них штатные должности. Должность обер-священника армии и флота (протопресвитера) приравнивалась к рангу генерал-лейтенанта и III классу; дивизионные благочинные имели ранг VI класса, равный званию полковника, полковые священники - ранг IX класса (штабс-капитана), а диаконы - ранг X класса (поручика).

Значимость военного духовенства в армии подтверждали и размеры денежного содержания священнослужителей. Размер жалования зависел от духовного звания, должности, рода войск и расположения подразделения. Жалованье представителей военного духовенства соответствовало денежному содержанию военнослужащего соответствующего чина. Обер-священнику армии и флота выплачивалось жалованье в размере 3000 руб. в год; обер-священнику армии - 2500 руб., обер-священнику отдельного корпуса - 1800 руб. Жалование полковых священников было приравнено к окладам армейских или гвардейских пехот-

ных капитанов (300-400 руб.) соответственно. Дивизионным священникам полагалась доплата в размере 50 руб. за выполнение обязанностей благочинного [10]. Близкое по размеру содержание выделялось военному духовенству других конфессий: протестантским пасторам, католическим капелланам [9] и мусульманским имамам [7].

Традиции взаимодействия церкви и государства не только свидетельствуют о влиянии, которое оказывали религиозные организации на жизнь российского общества, но и подтверждают возможность успешной реализации намеченной в 2012 г. программы.

Однако эта программа, как и некоторые другие намеченные к реализации вопросы внутренней политики, отступили на второй план вследствие обострения внешнеполитической об-

становки, реакции России на события в Сирии и Украине, а также введенных странами Запада антироссийских экономических санкций. Однако по мере решения этих проблем вопросы внутренней политики вновь должны выйти на первый план. Этому способствует начало нового предвыборного цикла 2016-2018 гг., в течение которого должны пройти выборы депутатов Государственной Думы и Президента России. А это, в свою очередь, должно подтолкнуть депутатов Государственной Думы и Администрацию Президента активизировать работу по рассмотрению законопроектов, необходимых для реализации намеченной Президентом программы по расширению взаимодействия государственных и муниципальных органов с религиозными объединениями.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Мальцева А. Пыльное дело. Патриарх Кирилл претендует на квартиру соседа. URL: http://www.newizv.ru/accidents/2012-03-26/161203-pylnoe-delo.html (дата обращения: 02.02.2015).

2. Рынска Б. (becky-sharpe). Яхта патриарха. URL: http://becky-sharpe.liveiournal.com/ 1565276.html (дата обращения: 27.03.2015).

3. Демков М.И. История русской педагогики. Т. 3. СПб, 1909. С. 60-64.

4. Евгений Шипилов, Анатолий Караваев. Осторожно, монахи на дороге! URL: http:// www.gazeta.ru/auto/2012/08/17_a_4 729265. shtml (дата обращения: 9.05.2015).

5. Ксенофонтий Огурцов. Об РПЦ в наши дни. URL: http://xenofonty.liveiournal.com/ 159365.html (дата обращения: 02.04.2015).

6. Кальман О. (Okalman). Духовные часы патриарха. URL: http://okalman.liveiournal.com/ 321630.html (дата обращения: 17.04.2015).

7. Полное собрание законов Российской империи. Т. 13. Отд. 2. № 11661. СПб.: Тип. 2. Отд. Собств. Его Императорского Величества канцелярии, 1839. С. 237.

8. Полное собрание законов Российской империи. Т. 22. № 16421. СПб.: Тип. 2. Отд. Собств. Его Императорского Величества канцелярии, 1830. С. 646-647.

9. Полное собрание законов Российской империи. Т. 25. № 18418. СПб.: Тип. 2. Отд. Собств. Его Императорского Величества канцелярии, 1830. С. 125.

10. Полное собрание законов Российской империи. Т. 28. № 21454. СПб.: Тип. 2. Отд. Собств. Его Императорского Величества канцелярии, 1830. С. 510-511.

11. Стенограмма встречи В.В. Путина с представителями религиозных конфессий России в Свято-Даниловом монастыре 8 февраля 2012 г. URL: http://www.patriarch.ia. ru/db/text/ 2005767.html (дата обращения: 01.04.2015).

12. ru-compromat. Богатства патриарха Кирилла: как глава РПЦ капиталы зарабатывал. URL: http://ru-compromat.livejournal. com/470841.html?tkread=270725 (дата обращения: 12.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.