УНИВЕРСИТЕТА Основные тенденции конституционно-правового регулирования имени o.e. кутафина(мгюА) экономики Китайской Народной Республики на рубеже XX—XXI веков
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ НА РУБЕЖЕ XX—XXI ВЕКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются сущность и основные тенденции конституционно-правового регулирования экономики Китайской Народной Республики на рубеже XX—XXI вв. После разрушающего периода «культурной революции» социалистический Китай встал с 1978 г. на путь «либеральных реформ и открытости миру». Одним из очевидных последствий на этом пути стала тенденция на возрождение и повышение роли «социалистического права с китайской спецификой». В эпоху реформ важное значение придается Конституции Китайской Народной Республики 1982 г. и законам как основе механизма правового регулирования в различных сферах жизни китайского общества, включая экономику. Раскрываются особенности построения правовой системы Китая, в том числе причины незначительной доли общегосударственных законов. Анализ поправок к Конституции КНР позволяет увидеть основные черты последовательного развития конституционно-правового регулирования экономических отношений «с китайской спецификой», выраженной конституционным принципом «социалистической рыночной экономики». Неотъемлемой частью этого процесса является развитие конституционно-правового регулирования международных экономических отношений Китая.
Ключевые слова: Китай, конституционно-правовое регулирование, экономика, тенденции, «социалистическое право с китайской спецификой», конституция, конституционные поправки, законы, смешанная экономика.
dfk
Валерий
Валентинович
НЕВИНСКИЙ,
профессор кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2021.77.1.081-089
© В. В. Невинский, 2021
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
V. V. NEVINSKIJ, Professor of the Chair of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Professor [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 THE MAIN TRENDS OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATING THE CHINESE PEOPLE'S ECONOMY REPUBLICS AT THE TURN OF THE XX AND XIX CENTURIES Abstract. The article examines the essence and the main trends of constitutional and legal regulation of the Chinese economy at the turn of the 20th and 21st centuries. One of the obvious consequences along the way is the tendency to revive and enhance the role of "socialist law with Chinese specificity". In the era of reform, the 1982 Constitution of the People's Republic of China and the laws as the basis of the legal regulatory mechanism in various spheres of Chinese society, including the economy, are important. The peculiarities of building China's legal system, including the reasons for a small share of state laws, are revealed. The analysis of amendments to the Constitution of the People's Republic of China allows us to see the main features of the consistent development of constitutional and legal regulation of economic relations "with Chinese specificity" expressed by the constitutional principle of the "socialist market economy." Keywords: China, constitutional and legal regulation, economy, trends, "socialist law with Chinese specificity", constitution, constitutional amendments, laws, mixed economy.
Постановка вопроса
Ориентация Китайской Народной Республики с конца 70-х гг. XX в. на всеохватывающую модернизацию посредством глубоких реформ и открытости в международном общении стимулировала развитие механизма правового регулирования. Особое значение придается совершенствованию конституционно-правового регулирования основ экономических отношений. Это находит отражение в следующем.
Во-первых, возвышается роль Конституции Китайской Народной Республики 1982 г. в установлении основ экономических отношений на фоне общего повышения роли права в системе социальных регуляторов1.
1 См.: Конституция Китайской Народной Республики // URL: https://chinahelp.me/information/ konstitutsiya-knr-1982-g-s-izm-1988-1993-1999-2004-gg (дата обращения: 10.01.2021) ; Конституционная реформа в Китае. 09.03.2018 // URL: https://ruchina.org/china-article/ china/1501.html (дата обращения: 10.01.2021).
УНИВЕРСИТЕТА Основные тенденции конституционно-правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюА) экономики Китайской Народной Республики на рубеже XX—XXI веков
Во-вторых, некоторым ключевым положениям общественно-политической концепции «социалистического рыночного хозяйства» (ведущей роли государства в организации экономики; совмещении централизованного планирования со свободой экономической конкуренции; сочетания государственной, кооперативной и частной собственности и пр.) придается юридическая сила основополагающих конституционных принципов экономического и социального устройства государства, которые подлежат соблюдению и защите.
В-третьих, расширяется пространство конституционно-правового регулирования посредством прогнозного регулирования законами и подзаконными актами экономических отношений на длительную перспективу в соответствии с официальной концепцией превращения Китая до 2050 г. в «богатое, могущественное демократическое, цивилизованное модернизированное социалистическое государство».
Вопрос о тенденциях конституционно-правового регулирования экономики Китайской Народной Республики необходимо рассматривать в контексте с развитием роли права как одного из социальных регуляторов и с ведущими направлениями преобразования основ экономических отношений в китайском обществе с 1978 г.
Общая тенденция возрождения и развития национальной системы права
Если брать за исходную точку отсчета 1978 г., когда после переосмысления разрушающего воздействия реформ периода «культурной революции» (1966—1976 гг.) а
р у б
Китай стал на путь «либеральных реформ и открытости миру», то прежде всего необходимо обратить внимание на общую тенденцию постепенного возрождения на обновляемой основе правовой системы страны как одного из основных
i ы
социальных регуляторов общественных отношений.
конов, 800 общегосударственных подзаконных административных актов и свыше
в2
Принимаемые в последующем законы и иные правовые акты лишь точечно дополняют
□
За исторически короткий срок, по официальному признанию — до 2011 г., § была создана «социалистическая правовая система с китайской спецификой». □ Для представителей англосаксонской или романо-германской правовых семей ы созданная и развивающаяся сегодня система права Китая действительно специфична. В частности, в ней можно обнаружить элементы социалистического ща права, традиционного права прошлых эпох, принципы и нормы международного що права, ориентирующие предписания органов руководящей политической партии — Коммунистической партии Китая, содержание которых составляют поли- мо тико-правовые нормы. и □ При этом до наших дней действуют лишь около 250 общегосударственных за- т е
пг
10 000 местных правовых актов2. Здесь мы вновь встречаемся со спецификой: ои
--то
2 Официально считается, что правовая система Китая восстановлена после ее разруше- я Ш
ния в годы «культурной революции» (1966—1976), о чем было провозглашено в 2011 г. т1
ья
систему принятых законов и подзаконных актов. При этом устоявшейся является прак- 1ости
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
во-первых, по официальному признанию, к 2011 г. удалось сформировать фундамент правовой системы, который в дальнейшем должен лишь точечно дополняться отдельными законами или изменяться; во-вторых, является устоявшейся практикой предоставление широких полномочий в области правотворчества местным органам государственной власти; в-третьих, регулирование большинства общественных отношений осуществляется преимущественно подзаконными актами.
Тенденция на возвышение авторитета Конституции и законов государства
Проведение крупных социально-экономических реформ, объективная потребность в развитии сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, признающими высшую юридическую силу закона и формально определенных международных правовых актов, обусловили возвышение в правовой системе авторитета Конституции Китайской Народной Республики и законов.
Согласно Конституции КНР, Конституция «в форме закона зафиксировала результаты борьбы народов Китая, определила основной строй и основные задачи государства». Она устанавливает стратегические цели, базовые общественные ценности и принципы устройства государства, основы взаимоотношений с государством граждан, их различных объединений. При этом как основной закон страны она «имеет высшую юридическую силу»; «все народы страны, все государственные органы и вооруженные силы, все политические партии и общественные объединения, предприятия и учреждения руководствуются положениями Конституции как основным критерием своей деятельности, ответственны за соблюдение Конституции и претворение ее в жизнь» (преамбула).
Одновременно с возвышением роли Конституции провозглашается и особая роль законов в государстве3. Так же, как в отношении Конституции, относительно законов конституционно оговаривается требование строгого соблюдения их всеми субъектами правовых отношений. При этом, отмечая, что «Китай управляется на основании законов», Конституция КНР устанавливает: никакие законы,
тика предоставления широких полномочий в области правотворчества местным органам государственной власти и регулирования большинства общественных отношений преимущественно подзаконными актами. См.: Современное право Китайской Народной Республики (обзор законодательства 1978—2010 гг.) / под ред. Л. М. Гудошникова, П. В. Трощинского. М., 2012. Часть 1 : 1978—2001 гг. С. 4—5.
3 По смыслу ст. 62 и 67 Конституции КНР, в системе права Китая выделяются «основные законы», принимаемые Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП), «и другие законы», принимаемые Постоянным комитетом ВСНП, хотя ни Конституция, ни китайские законы не оговаривают формально-юридические отличия между названными категориями законов. Суть, очевидно, в особой важности отдельных законов для государства и народа как «основных законов». См.: Кононкова Н. В. Правовая регламентация законотворческой деятельности в КНР // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-reglamentatsiya-zakonotvorcheskoy-deyatelnosti-v-knr (дата обращения: 10.01.2021).
УНИВЕРСИТЕТА Основные тенденции конституционно-правового регулирования Q/
имени o.e. кугафина(мгюА) экономики Китайской Народной Республики на рубеже XX—XXI веков
административные положения и местные положения не должны противоречить Конституции (ст. 5).
Упомянутое выше незначительное число общегосударственных законов, обусловленное традициями, сложившейся формой правления и государственного режима, не уменьшает важности их роли в механизме правового регулирования экономических и социальных отношений. На это указывает и Закон Китайской Народной Республики от 15 марта 2000 г «О правотворчестве», принятый в целях «нормализации функционирования государственной правотворческой системы, построения и совершенствования системы законов социализма с китайской спецификой... управления государством в соответствии с законом, строительства социалистического правового государства» (ст. 1)4.
Правда, при этом сохраняется высокая политико-правовая сила официальных документов руководящих органов правящей Коммунистической партии Китая, которые на практике чаще всего предшествуют регулированию общественных отношений законами. Закон же или административный акт вступит в силу тогда, когда его положения будут апробированы на практике.
Своеобразный путь формирования законодательной основы правовой системы Китая (сформирована «база» законов с продолжением точечного наращивания ее посредством принятия отдельных законов и внесения изменений в действующие законы) объясняется специфическим отношением к высокому авторитету закона и осторожностью правового регулирования в условиях интенсивного развития социально-экономических отношений внутри страны и экономических связей Китая в мировом пространстве.
В частности, это касается длительного периода подготовки первого Гражданского кодекса КНР, принятого после шестилетнего обсуждения 28 мая
~о
у
б m
2020 г. на заседании третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва (вступает в силу 1 января 2021 г.). Из 1 260 статей Кодекса многие регулируют вопросы собственности, договоров, прав личности, брака, семьи, наследования, гражданских правонарушений5. ы
До принятия единого базового свода гражданско-правовых норм были изданы □
отдельные законы, регулирующие важные вопросы основ хозяйственной жизни □
(об общих вопросах гражданского права, компаниях, договорах, вещных правах б
и др.). За рамками гражданско-правового регулирования в экономической сфере
приняты в последние 10—15 лет законы КНР «Об отмывании денег», «О борьбе с монополиями», «О благотворительности», «Об иностранных инвестициях» и др. ощ
В этой же сфере действуют несколько десятков налоговых законов, ведущее место среди которых занимает Закон КНР от 4 сентября 1992 г. «Об управлении q □
сбором налогов». При этом законодатель не спешит с принятием единого свода и □
налоговых правоположений — Налогового кодекса КНР.
□ □
л< ол □и
--ео
4 Закон КНР от 15.03.2000 «О правотворчестве» // URL: https://studfile.net/preview6128083/ яш (дата обращения: 10.01.2021). е н
5 См.: Бажанов П. Гражданский кодекс КНР: краткий обзор // URL:https://cnlegal.ru/civil_law/ china_civil_code_2020/ (дата обращения: 10.01.2021). ности
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Тенденция на конституционно-правовое закрепление экономического уклада «с китайской спецификой»
По сути, это придание устойчивости «смешанной» экономике. В период действия Конституции КНР 1982 г. в ее текст пять раз вносились поправки (в 1988, 1993, 1999, 2004, 2018 гг.), содержавшие около 40 изменений и дополнений. Большинство из них касались конституционно-правового регулирования вопросов внутренней и внешней безопасности Китая, реформирования системы государственного (административного) управления, внутри- и внешнеэкономических отношений. Регулирование экономических и связанных с ними социальных отношений отражает трансформацию официального партийно-государственного подхода к социально-экономическому развитию Китая на основе государственной политики «реформ и открытости».
В частности, поправкой 1988 г. установлены ограничения купли-продажи, присвоения, незаконной передачи земли в другие формы собственности (ч. 4 ст. 10); возможность развития частного хозяйства (ст. 11), являющегося «дополнением» к социалистической экономике. Тем самым китайская экономика стала приобретать многоукладный характер.
Поправка 1993 г. объявляет пребывание Китая на «начальной стадии социализма с китайской спецификой» и проведение государственной политики «реформ и открытости» (введение). При этом поправка заменила принцип всеобъемлющего «планирования экономики» на принцип «социалистической рыночной экономики», которая должна привести к образованию «зрелого социалистического общества». В этих же целях была легализована деятельность частных предприятий, открывшая простор для свободы предпринимательства (неотъемлемого признака рыночной экономики).
Поправка 1999 г. заменяет положение о нахождении страны на «начальной стадии социализма» тезисом о том, что страна «будет долго находиться на начальном этапе социализма» (введение); устанавливает в экономике стратегический курс на «развитие социалистического рыночного хозяйства» с признанием доминирующего положения общественной собственности в «основной системе экономики» и развития других форм собственности как дополняющих ее, с признанием в сфере распределения доминирующим фактором «распределения по труду» (ст. 6). Окончательно объявляется, что «частный сектор экономики» является составной частью «социалистической рыночной экономики» (ст. 11).
Поправка 2004 г. признала равноценной защиту частной и общественной собственности (ч. 2 ст. 11). Знаковым событием в жизни китайского общества стало закрепление положения о создании государством «института социального обеспечения, соответствующего уровню экономического развития» (ч. 4 ст. 14). Важное значение для экономических отношений имело и положение Конституции о том, что «государство уважает и гарантирует права человека» (ч. 3 ст. 33) (до этого Китай подписал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1997 г.) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1998 г.). Сложившаяся в мире идеология прав человека не совсем совпадает с традиционной китайской культурой. Но процесс универсализации человеческих ценностей не может не затронуть и китайское общество, тем более что он тесно
УНИВЕРСИТЕТА Основные тенденции конституционно-правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюА) экономики Китайской Народной Республики на рубеже XX—XXI веков
переплетается с экономической, политической и международной составляющими на современном уровне развития человечества.
Поправкой 2018 г. внесены изменения и дополнения в более чем 20 статей Конституции КНР. Знаковыми изменениями стали снятие ограничений сроков пребывания в должности Председателя КНР (согласно ст. 79 Конституции КНР было «не более двух сроков»); дополнения о необходимости «научного подхода к развитию», об «инновационном, скоординированном и экологическом развитии», которое обеспечивает качественное преобразование производства, торговли и потребления; о дальнейшей модернизации системы государственного управления, которая «должна точнее соответствовать интересам и воле народа, способствовать раскрытию преимуществ социалистической системы»; об усилении контроля за выполнением норм Конституции КНР во всех формах общественной жизни, в том числе посредством целенаправленной борьбы с коррупцией, для чего формируется вертикаль специальных государственных органов («проверочных комиссий»), непосредственно подчиняемых Всекитайскому собранию народных представителей; о цели построения под руководством КПК «великой современной социалистической страны»6.
Тенденция на конституционно-правовое регулирование развития отношений в области международного экономического сотрудничества
Пришедшая на смену политике «опоры на собственные силы» и «самоизоляции» государственная политика «открытых дверей» нашла отражение и в конститу- а
ционно-правовом регулировании страны, в том числе в нормах конституции о у
б
связанности будущего Китая «с будущим всего мира» (введение), о поощрении деятельности иностранных кампаний и вложения иностранных инвестиций в эко-
i ы
номику Китая на основе китайских законов (ст. 18 Конституции КНР).
чем суть? // URL: https://ekd.me/2018/02/kitaj-pravit-svoyu-konstituciyu-v-chem-sut/- (дата
Но так же, как и в случае с постепенным продвижением регулирования вну- □
тригосударственных отношений, в регулировании международных отношений, в □
том числе в сфере экономического взаимодействия, наблюдается определенная ы
последовательность. Конституционно-правовое регулирование в этой области ^
осуществляется синхронно с развивающимися внутриобщественными отноше- ща
ниями. Прежде всего акцент делается на максимальное приближение внутригосу- що дарственных экономических принципов к принципам экономических отношений,
доминирующим в развитых странах. мо
Постепенный переход к «рыночной экономике» и «правовому государству» и □
с «социалистическим лицом», формально-правовое признание прав человека т5
сг у
(хотя бы для «внешнего употребления») и подобные реализуемые государственные концепции в Китае способствуют его стремительному вхождению в мировые ОИ экономические отношения с серьезным экономическим потенциалом страны.
Т>
6 См.: Конституционная реформа в Китае. 09.03.2018 ; Китай правит свою конституцию: в
ья
обращения: 10.01.2021). ности
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Одновременно следует заметить, что на сегодня блок экономического законодательства (законов и подзаконных актов) в китайском праве наиболее развернут. В значительной мере этому способствовало вхождение Китая в 2001 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО), подготовительная работа к которому продолжалась в течение 15 лет. Китай взял на себя обязательства по приведению собственной правовой системы в соответствие с требованиями ВТО по целому ряду административно-правовых и финансово-экономических направлений в осуществлении внешней торговли по лекалам «классической рыночной системы» (установление режима свободы и равноправия форм собственности, свободы конкуренции, обеспечение прозрачности экономической политики, соблюдения антидемпинговых принципов, свободы торговли в рамках правил ВТО, предоставление хозяйствующим субъектам возможности судебного разбирательства спорных торговых вопросов и пр.).
Соответственно взятым обязательствам осуществлялась «ревизия» действовавших законов и подзаконных актов (около 30 министерств и государственных комитетов Государственного Совета КНР (правительство) внесли изменения в 2 300 правовых актов; подвергнуто изменениям более 1 150 законов и подзаконных актов провинций, автономных округов и городов центрального подчинения). Одновременно были приняты новые законы, в том числе о привлечении иностранных инвестиций («О хозяйственных предприятиях с участием китайско-иностранного капитала», «О хозяйственных предприятиях китайско-иностранного сотрудничества», «О предприятиях, основанных на иностранном капитале»)7.
Следует обратить внимание на то, что согласно существующему требованию ВТО, Китай взял на себя обязательство о включении внешнеторговых норм международного права в национальное законодательство, регулирующее внешнеторговые отношения. Все это, несомненно, способствовало развитию национального законодательства в области регулирования частной и общественной собственности, движения капиталов, ответственности субъектов экономических, в том числе торговых, отношений, стимулировало развитие механизма правового регулирования экономики в целом, социальной жизни и администрирования общественной и государственной жизни Китая8.
Усиление роли рыночного законодательства в механизме правового регулирования в значительной степени способствовало росту ключевых показателей
7 См.: Михеева И. В., Логинова А. С. Вступление Китая в ВТО и реформирование «экономического» законодательства // Российский юридический журнал. 2016. № 6 (111). С. 167—175.
8 При этом надо иметь в виду, что в политико-правовой доктрине Китая сформировалось устойчивое представление о высокой юридической силе официальных документов КПК и их приоритете над актами международного права. Это говорит о нацеленности государства на достижение в первую очередь собственных национальных интересов. Но в том случае, когда национальным интересам отвечают определенные нормы международного права, последние имплементируются в национальное право и реализуются. Это наглядно продемонстрировало организационно-правовое сопровождение внешнеторговых отношений в рамках ВТО. См.: Диденко Ю. Н., Мерзляков С. Э. Правовая система Китайской Народной Республики // Закон и право. 2019. № 7. С. 93.
УНИВЕРСИТЕТА Основные тенденции конституционно-правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюА) экономики Китайской Народной Республики на рубеже XX—XXI веков
уровня экономического и социального развития страны. Сегодня Китай занимает, по состоянию на 2020 г., первое место в мире по паритету покупательной способности населения, по объему внешней торговли, по темпам инновационного развития (один из самых высоких удельный вес расходов на образование и науку в валовом внутреннем продукте страны — 30 % от всех научно-технических работников в мире). По общему объему ВВП Китай делит 1—2-е места с Соединенными Штатами Америки.
Выводы
1. Опыт конституционно-правового регулирования экономических отношений в
Китае уникален, заслуживает обстоятельного сравнительно-правового исследования.
2. При сохранении определенной преемственности с традиционной правовой культурой конституционно-правовое регулирование входит в общее русло тенденций развития национальной правовой системы Китая в части регулирования экономических отношений. При этом оно испытывает воздействие мировых процессов на интернационализацию экономических отношений и регулирующего их права.
3. Достигнутый в короткие сроки высокий уровень социально-экономического развития Китая обусловлен менталитетом большей части населения, сформировавшимися формами правления и государственного режима. Однако достижения страны не снимают серьезные вызовы в экономической и иных сферах жизни китайского общества и государства. Конституционно-правовое регулирование остается лишь одним из легальных инструментов своевременного и эффективного реагирования на такие вызовы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Диденко Ю. Н., Мерзляков С. Э. Правовая система Китайской Народной Республики // Закон и право. — 2019. — № 7. — С. 89—94.
2. Михеева И. В., Логинова А. С. Вступление Китая в ВТО и реформирование «экономического» законодательства // Российский юридический журнал. — 2016. — № 6 (111). — С. 167—175.
3. Современное право Китайской Народной Республики (обзор законодательства 1978—2010 гг.) / под ред. Л. М. Гудошникова, П. В. Трощинского. — М. : ИДВ РАН, 2012. — Часть 1 : 1978—2001 гг. — 199 с.