Научная статья на тему 'Основные тенденции историографии истории науки на Северном Кавказе'

Основные тенденции историографии истории науки на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ НАУКИ / HISTORY OF SCIENCE / ВЫСШАЯ ШКОЛА / НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / RESEARCH INSTITUTIONS / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / SCIENTIFIC STAFF / ОТРАСЛИ НАУКИ / BRANCHES OF SCIENCE / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калинченко Светлана Борисовна

В статье дан анализ научных трудов, посвященных истории становления и развития науки на Северном Кавказе. С позиций проблемно-хронологического подхода определены направления исследований по изучению организации научных учреждений, подготовки кадров, деятельности научных обществ, отдельных отраслей науки в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN HISTORIOGRAPHY OF SCIENCE IN THE NORTH CAUCASUS

The article studies the scientific papers on the history and development of science in the North Caucasus. From the standpoint of problem-chronological approach the areas of research to study the organization of scientific institutions, training activities of scientific societies, individual branches of science in the region are specified.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции историографии истории науки на Северном Кавказе»

2. Бугай Н. Ф. Цыгане России: общество, адаптация, консенсус (1900-2010). М.: Кучково поле; Лавандр, 2012. 352 с.

3. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-1235. Оп. 121. Д. 31. ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 130. Д. 5.

4. Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган - новый взгляд. Воронеж: Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 2000. 334 с.

5. Килин А. П. Политика перевода цыган на оседлый образ жизни: проблемы реализации (19261937) // Документ. Архив. История. Современность: сб. науч. тр. Вып. 5. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. С. 187-223.

6. Коллективизация сельского хозяйства на Северном Кавказе (1927-1937 гг.). Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1972. 822 с.

7. Платунов Н. И. Переселенческая политика Советского государства и ее осуществление в СССР (1917 - июнь 1941 гг.). Томск: Издательство Томского ун-та, 1976. 383 с.

8. Российский государственный архив экономики (далее - РГАЭ). Ф. 5675. Оп. 1. Д. 151.

9. РГАЭ. Ф. 5675. Оп. 1. Д. 141.

10. РГАЭ. Ф. 5675. Оп. 1. Д. 149. Л. 13 - 13 об.

11. Сон Ж.Г. «Корейский вопрос» в Азово-Черноморском крае в 1930-е годы // Голос минувшего. 2008. № 1-2. С. 87-104.

12. Сон Ж.Г. Российские корейцы: всесилие власти и бесправие этнической общности. 19201930. М.: Гриф и К, 2013. 533 с.

13. Центр документации новейшей истории Ростовской области. Ф. 8. Оп. 1. Д. 45.

УДК 93/99(470)

С. Б. Калинченко

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСТОРИОГРАФИИ ИСТОРИИ НАУКИ

НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

В статье дан анализ научных трудов, посвященных истории становления и развития науки на Северном Кавказе. С позиций проблемно-хронологического подхода определены направления исследований по изучению организации научных учреждений,

S. B. Kalinchenko

подготовки кадров, деятельности научных обществ, отдельных отраслей науки в регионе.

Ключевые слова: История науки, высшая школа, научные учреждения, научные кадры, отрасли науки.

THE MAIN TRENDS IN HISTORIOGRAPHY OF SCIENCE IN THE NORTH CAUCASUS

The article studies the scientific papers on the history and development of science in the North Caucasus. From the standpoint of problem-chronological approach the areas of research to study the organization of scientific institutions, training activities of scientific

Развитие современного российского общества зависит от ряда экономических, политических, духовных и иных факторов, среди которых все большее влияние приоб-

societies, individual branches of science in the region are specified.

Key words: history of science, higher educational institution, research institutions, scientific staff, branches of science.

ретают наука и образование. Государство использует научные исследования для создания экономики, военной мощи, идеологического оправдания своей политики и повышения

международного авторитета. Развитие российской науки связано не только с процессами ее институционализации в центре. Не менее важную роль играет деятельность ученых в российской провинции. Вызывает интерес становление и развитие науки на Северном Кавказе, где переплетаются национальные традиции и установки с современными социокультурными институтами, в том числе и научными.

Рассматривая научную литературу по проблеме становления и развития науки на Северном Кавказе, следует отметить, что обобщающего исследования по данной проблеме пока нет. Однако отдельные вопросы, касающиеся организации научных учреждений, деятельности ученых, институционали-зации науки в республиках региона и другие, затрагивались в различных научных трудах

В целом историографию истории науки на Северном Кавказе можно разделить на два хронологических периода - советский (1917 - конец 1980-х гг.) и постсоветский (с начала 1990-х годов по настоящее время), которые различаются теоретическими и методологическими подходами к изучению поставленной проблемы, репрезентативностью источниковой базы.

Советская историография рассматривала вопросы организации науки и деятельности ученых в тесной связи с процессами формирования новой советской интеллигенции, становлением советской культуры и построением социализма. Первыми научными работами, которые заложили указанные тенденции, явились труды 1920-1930-х гг. В произведениях того времени находили отражение процессы первого десятилетия советской власти: становление образовательных учреждений, борьба с неграмотностью, подготовка кадров учителей и научных работников и т. д. Несмотря на пропагандистский характер этих статей безусловной ценностью для исследователя является статистический и справочный материал, отражающий результаты советской политики в вопросах науки и образования. На Северном Кавказе это были труды В. П. Вельмина«Северо-Кавказская ассоциация научно-исследовательских институтов. (История возникновения и обзор деятельности)», А. И. Воскресенского, Н. Н. Сретенского «Научные работники и научные учреждения

Северо-Кавказского края», Я. Р. Гайлиса «Основные вехи научной работы на Северном Кавказе» и др.

Следующим этапом в изучении поставленной проблемы стали исследования конца 1930-х - начала 1950- гг. особенностью методологических подходов тех лет была опора на марксистко-ленинское мировоззрение. Большая часть опубликованных работ в рамках указанной проблемы была посвящена истории образования и развития вузов как основных социокультурных учреждений региона.

К таким работам можно отнести статьи

B. К. Дядькина «К 25-летию существования Се-веро-Осетинского государственного педагогического института имени К. Л. Хетагурова», О. А. Байрашевского «Дагестанский государственный медицинский институт за первое пятилетие своего существования (1932-1937 гг.)» и другие.

Достижения советского государства в области науки и техники конца 1950-х годов определили новый этап исторических исследований поставленной проблемы. Несмотря на то, что исследования этого периода анализировали роль КПСС в организации науки и культуры, авторы на большом фактическом материале убедительно показывали прогрессивные тенденции в развитии науки как в центре страны, так и в провинции. На Северном Кавказе появляются первые авторские работы обобщающего характера: А. А. Абилов «Борьба коммунистической партии за осуществление культурной революции в Дагестане», «Очерки советской культуры народов Дагестана», Б. А. Цуциев «Экономическое и культурное развитие Северной Осетии за годы советской власти» и др.

Одной из проблем, затронутой региональной историографией этого периода, стал вопрос о подготовке кадров, в том числе и научных. В этот период появляются работы, связанные с проблемой формирования национальной научной интеллигенции. Более обстоятельно этот вопрос был изучен

C. Т. Дедегкаевым «Борьба Коммунистической партии за создание советской национальной интеллигенции Северной Осетии». Проведя исследование на материалах Северной Осетии, он выделил два источника формирования научной интеллигенции в республике. Первый был связан с привлечением старой интел-

лигенции к решению народно-хозяйственных проблем; второй - с подготовкой кадров в вузах. При этом необходимым условием формирования нового поколения интеллигенции автор считал создание вузов и средних специальных учебных заведений. Несмотря на то, что ученым был собран значительный документальный материал, ему не удалось избежать тенденциозности при анализе материала, характерного для того времени.

Важным шагом на пути дальнейшего изучения проблемы стало издание историй народов Северного Кавказа, в которые вопросы науки и высшей школы исследовались в общеисторическом контексте, в структурной взаимосвязи с социально-экономическими и политическими процессами. (Очерки истории Дагестана: в 2 т. / ред. кол. Г. А. Даниялов и др., История Кабарды с древнейших времен до наших дней / ред. кол. Н. А. Смирнов; Бербеков Х. М. Очерки истории Кабардино-Балкарии / под. ред. М. П. Ким; История Северо-Осетин-ской АССР. Советский период и др.).

Именно в этот период местные ученые перешли к более детальному изучению отдельных исторических этапов развития науки в контексте культурного строительства. В дальнейшем научное сообщество также не стало предметом самостоятельного исследования, однако контекст культурно-исторических процессов, в том числе и истории науки в регионе был расширен. Духовная жизнь общества стала одной из составных частей всей общественной жизни, успешное функционирование которой было невозможно без материальной поддержки государства.

История организации и развития науки в изучаемом регионе, начиная с 1960-х годов, также получила новый импульс, особенно в контексте восстановления научного статуса краеведения. В работах Б. А. Цуцие-ва [11], М. С. Тотоева [9], А. И. Алиева [2], П. Н. Котова [6] в комплексе рассматривались вопросы экономического, социального, культурного строительства и отмечался высокий уровень духовного развития, достигнутый народами Северной Осетии и Дагестана, где отдельными параграфами затрагивались вопросы науки

К этому времени в национальных образованиях Северного Кавказа сложилась группа исследователей, которая занималась

преимущественно изучением вопросов духовной жизни общества, в том числе науки в региональном аспекте: М. Х. Герандоков, Х. М. Сабанчиев, Х. М. Хутуев, З. К. Джам-булатова, А. Д. Даниялов, Г. Ш. Каймаразов, А. К. Хачиров, Б. С. Кулов, И. Эфендиев и др.

Особое место в работах указанных авторов на большом фактическом материале рассматривались такие малоизученные вопросы, как научно-просветительская работа, подготовка научных кадров, становление вузов и научных учреждений в регионе.

Обобщающим исследованием по истории формирования и развития национальных отрядов интеллигенции в республиках Северного Кавказа, в том числе и научной, является монография Г. Ш. Каймаразова «Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе (по материалам Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР)». Рассматривая широкий круг вопросов: привлечение старых специалистов к хозяйственному строительству, подготовку кадров в период восстановления народного хозяйства, развертывание и совершенствование процесса подготовки национальной интеллигенции - ученый подробно исследует закономерности и особенности этих процессов в национальных образованиях региона. При этом в монографии показан не только процесс формирования и роста различных отрядов интеллигенции, но и вклад ее в развитие народного хозяйства и науки.

Исследователи, занимавшиеся изучением проблем культурного и научного строительства, отмечали, что к концу 1930-х годов в Северной Осетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии была в основном решена проблема создания национальных отрядов интеллигенции, в том числе и научной. Однако Э. А. Шеуджен в исследовании «Советская историография национально-культурного строительства на Северном Кавказе» справедливо подчеркивал, что за такой короткий срок многогранная и сложная задача создания кадров, в том числе и научных, в национальных районах Северного Кавказа могла быть решена весьма приблизительно и только по основным направлениям.

В целом авторы представленных работ не ставили перед собой задачу специального исследования проблемы изучения науки на

Северном Кавказе, а только затрагивали отдельные аспекты этой проблемы.

Одним из направлений историографии научного строительства в регионе являлась история становления высших учебных и научных заведений в республиках Северного Кавказа. Как правило, эти издания по тематике были приурочены к юбилейным датам, или же в них подводились итоги работы вуза за определенный период. В это время исследователи обращают внимание на написание истории отдельных вузов. Старейшим вузом на Северном Кавказе был нынешний СевероОсетинский государственный университет, который являлся первым учебным заведением, непосредственно готовившим учительские кадры для национальных областей. Однако значительный вклад в развитие науки региона, в создание высококвалифицированных кадров для народного хозяйства всех национальных образований Северного Кавказа, богатейший научно-педагогический опыт, накопленный за десятилетия существования, обусловили необходимость написания специального монографического исследования по истории Северо-Осетинского государственного университета. В этом плане значительно продвинулись вперед исследователи Дагестана (А. А. Абилов [1], А. М. Магидов [8], Д. Б. За-гиев [4] и др.). С конца 1960-х г. ими были написаны монографии, посвященные истории Дагестанского госуниверситета, сельскохозяйственного и педагогического институтов.

Впоследствии к юбилейным датам Северо-Кавказского горно-металлургического и Горского сельскохозяйственного институтов были изданы сборники, охватывающие и характеризующие все стороны деятельности этих вузов: научную, педагогическую, воспитательную, их вклад в развитие и укрепление культурных связей народов региона. Однако в этих изданиях недостаточно полно показаны трудности и проблемы, с которыми сталкивались вузы на начальном этапе своей деятельности в период становления.

Статья Г. И. Цибирова «Развитие науки и научных учреждений в Северной Осетии в переходный период», в которой обобщается опыт работы научно-педагогических учреждений Северной Осетии в исследуемый период, удачно восполняет пробел в исследованиях по вопросам подготовки научных кадров. Значи-

тельное внимание в статье уделено проблемам, с которыми столкнулись на начальном этапе становления первые вузы Северной Осетии: Политехнический институт и Терский институт народного образования. Автор отмечает основные события в жизни этих вузов, анализирует меры по совершенствованию научных исследований, учебного процесса и подготовки кадров для народного хозяйства. Статья. Г. И. Цибирова является первой попыткой обобщения опыта по созданию в Северной Осетии кадров научной интеллигенции через высшие учебные заведения.

История изучения научно-исследовательских институтов Северного Кавказа была представлена отдельными статьями, посвященными юбилейным датам научных учреждений или деятельности выдающихся ученых. (Мамбетов Г. Х. Кабардино-Балкарскому научно-исследовательскому институту 50 лет, Биюков М. И., Гочияева С. А., Шаманов И. М. Карачаево-Черкесскому НИИ - 50 лет, Пин-чуков В. М. СНИСХу - 50 лет. и т. д.)

В целом для советской историографии была характера зависимость ученых от официальной идеологии, запрет на изучение спорных вопросов, регламентированные научные дискуссии по актуальным проблемам развития науки и деятельности научной интеллигенции. Указанные черты свидетельствовали о кризисе советской методологии в отечественной историографии. Несмотря на это, изучение истории науки на Северном Кавказе без анализа трудов предшественников в современной науке невозможно по нескольким причинам. Во-первых, необходима научная преемственность изучения той или иной проблемы. Во-вторых, в результате критического анализа советской историографии, создаются новые методологические подходы изучения проблемы истории науки.

Со второй половины 1980-х гг. начался новый этап изучения проблемы истории науки на Северном Кавказе. Ученые активно обращались к ранее запретным темам, особенно это касалось вопросов взаимоотношения власти и ученых, науки в условиях тоталитарного государства.

Указанные тенденции в изучении истории науки получили свое развитие в начале 1990-х годов, когда стало актуальным изучение вопросов репрессированных ученых, социальной истории науки, истории истори-

ческой науки и т. д. К таким исследованиям относятся работы Л. Г. Берлявского «Отечественная наука и политика (1920-1930-е годы)», В. Я. Александрова «Трудные годы советской биологии», С. И. Романовского «Наука под гнетом российской истории» и др.

С начала ХХ1 века с новых методологических позиций стали переиздаваться истории Северо-Кавказских республик, в которых отдельные параграфы посвящены развитию науки и общественной мысли регионов. («История Северной Осетии. ХХ век»; «История Дагестана. ХХ век»).

В постсоветский период в региональной историографии, в контексте общих работ по истории культурной революции и местной интеллигенции в регионе, появились самостоятельные исследования ученых Т. А. Булыги-ной [3], М. Е. Колесниковой [5], Н. Д. Судав-цова [7], И. Т. Цориевой [10], посвященные истории высшей школы, науки, формирования кадров ученых и другие проблемы.

Среди специальных работ, затрагивающих изучаемую проблему, следует выделить исследование А. Н. Еремеевой «Российские ученые в условиях социально-политических трансформаций ХХ века». Автор с новых методологических позиций социальной истории науки, устной истории и др. рассматривает статус ученых в обществе, их профессиональную общественную деятельность в контексте социально-политических изменений в обществе, стратегии адаптации к идеологическому, организационному воздействию со стороны государства, партии и др. Особое внимание автор уделяет региональным аспектам проблемы, характеризуя научное сообщество не только столицы, но и северокавказской провинции на различных этапах развития отечественной истории ХХ века.

Таким образом, анализ историографии истории науки на Северном Кавказе показал, что единое исследование проблемы как целостного явления отсутствует. В представленных работах история науки носит фрагментарный характер. Многочисленные труды, связанные с вопросами истории науки на Северном Кавказе отражают различные аспекты проблемы, которые можно объединить в следующие направления: исследования по истории государственной политики в

области науки и образования, организация и управление наукой; труды по истории высшей школы; работы по истории научных обществ, научных школ и направлений; исследования по истории отдельных отраслей науки; работы по истории научной интеллигенции и роли ученого в жизни общества; подготовка кадров для научных учреждений; биографии ученых и организаторов науки.

При всем разнообразии фактического материала и многовариантности проблем советскую историографию отличает единство теоретических подходов. Их суть состоит в следующем. Наука, ее структурные элементы выступали в качестве инструмента идеологии, как в содержании, так и в функциях. Все главные принципы научности ставились в зависимость от партийности. Любое исследование исходило из посылки о прогрессивном, поступательном развитии советской науки. Критика советской науки строилась не на анализе внутреннего научного механизма, а на политических оценках. Отсутствием возможности беспристрастного творческого изучения проблемы можно объяснить тот факт, что в советской историографии отсутствует обобщающий труд по истории науки и научного пространства как страны, так и отдельных регионов, в том числе республик Северного Кавказа.

Постсоветскую историографию отличает публицистическая размашистость, субъективистская политизированность, она стимулировала поиски болевых точек истории науки в целом, ее отдельных отраслей и структурных элементов. В этой литературе были намечены пути научного поиска, которые получили свое развитие в современной литературе конца ХХ начала ХХ1 века. Разнообразные методологические подходы позволил нынешним историкам создавать работы, по-новому раскрывающие проблемы государственной политики в отношении науки в ХХ веке, организационных принципов управления, деятельности научных сообществ и выдающихся ученых, их социальный статус и т. д.

Поэтому остается перспективной задача изучения истории науки на Северном Кавказе на фоне общегосударственных преобразований и выявления региональной специфики проблемы.

Литература

1. Абилов А. А. Дагестанский государственный университет им. В. И. Ленина: Исторический очерк. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981. 318 с.

2. Алиев А. И. Исторический опыт строительства социализма в Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат 1969. 223 с.

3. Булыгина Т. А. Общественные науки в СССР. 1945-1985 гг. М.:ИГИ, 2000. 240 с.

4. Загиев Д. Б. Кузница кадров специалистов цветной металлургии. (К истории создания СКГМИ) // Известия СОНИИ. 1970. Т.28. С. 197-124.

5.Колесникова М. Е. Кавказское горное общество (страницы истории) // Из истории народов Северного Кавказа. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. Вып. 2. С. 98-106.

6. Котов П. Н. Победа культурной революции в Северной Осетии - проявление закономерности и особенности социалистического строительства // Труды СКГМИ. 1970. Вып. XXVI. С. 305-346.

7. Ованесов Б. Т., Судавцов Н. Д. Ставропольское медицинское общество // Ставропольский хронограф. Ставрополь: СКУНБ им. М. Ю. Лермонтова, 2002. С. 208-215.

8. Магидов А. М. Дагестанский педагогический. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981. 210 с.

9. Тотоев М. С. Октябрьская революция и культура северной Осетии в 1917-1920 гг. // Ученые записки СОГПИ. 1968. Т.28. Вып.2. С. 184-211.

10. Цориева И. Т. Культура и власть в Северной Осетии (середина 40-х-середина 60-х гг. XX в.). Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008. 360 с.

11. Цуциев Б. А. Экономика и культура Северной Осетии. Орджоникидзе: Кн. Изд-во управления печати СМ СОАССР, 1967. 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.