Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / цифровые технологии / информация / профессорско-преподавательский состав / студенты / научно-технический прогресс / higher education / digital technologies / information / faculty / students / scientific and technological progress

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.В. Упоров

Уже несколько десятилетий (с начала 1990-х гг.) в российском вузовском образовании используются цифровые технологии. За прошедшие годы накопился определенный опыт, и уже начальный этап этого процесса, когда компьютеры выполняли роль хранителя, демонстрации и получения информации, уже позади, следующий этап связывается, в частности, с задачей систематизации огромных, всё нарастающих объемов учебно-научной информации, взаимодействии преподавателей и студентов во время аудиторных занятий в режиме он-лайн и т.п. Именно на этих аспектах акцентируется внимание в статье, при этом предмет исследования ограничивается гуманитарным профилем вузовских образований, учитывая, что применение цифровых технологий в отношении гуманитарных, естественных, инженерно-технических специальностей существенно отличается. Обосновываются пути дальнейшего развития электронных технологий в вузовском образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS AND WAYS OF FURTHER DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

Digital technologies have been used in Russian higher education for several decades (since the early 1990s). Over the past years, a certain amount of experience has been accumulated, and the initial stage of this process, when computers played the role of a keeper, demonstration and receipt of information, is already behind us, the next stage is associated, in particular, with the task of systematizing huge, ever-increasing volumes of educational and scientific information, interaction between teachers and students during classroom studies in online mode, etc. It is these aspects that are emphasized in the article, while the subject of the study is limited to the humanitarian profile of higher education institutions, given that the use of digital technologies in relation to the humanitarian, natural, engineering and technical specialties differs significantly. The ways of further development of electronic technologies in the university educational process are substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-8-236-240

Аннотация. Уже несколько десятилетий (с начала 1990-х гг.) в российском вузовском образовании используются цифровые технологии. За прошедшие годы накопился определенный опыт, и уже начальный этап этого процесса, когда компьютеры выполняли роль хранителя, демонстрации и получения информации, уже позади, следующий этап связывается, в частности, с задачей систематизации огромных, всё нарастающих объемов учебно-научной информации, взаимодействии преподавателей и студентов во время аудиторных занятий в режиме он-лайн и т.п. Именно на этих аспектах акцентируется внимание в статье, при этом предмет исследования ограничивается гуманитарным профилем вузовских образований, учитывая, что применение цифровых технологий в отношении гуманитарных, естественных, инженерно-технических специальностей существенно отличается. Обосновываются пути дальнейшего развития электронных технологий в вузовском образовательном процессе.

Ключевые слова: высшее образование, цифровые технологии, информация, профессорско-преподавательский состав, студенты, научно-технический прогресс.

В начале 2000-х гг. уже шла речь о дальнейшей направленности информационной революции, в частности, указывалось, что данная революция является результатом двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов - постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человеческого общества, и процесса развития и совершенствования технологий накопления и распространения информации» [1, с. 25]. В результате в начале ХХ в. как свершившийся факт можно расценивать формирование общепланетарной информационной системы, предполагающей наличие и необычайно быструю доступность множества сведений о всей территории Земли, странах, людях, товарах, услугах и т.д., возможность едва не мгновенной коммуникации людей, находящихся в любой точке мира как с целью общения, так и с цель, передачи необходимой информации. И такое мировое информационное пространство основывается на «на развитии глобальных информационно-телекоммуникационных систем, использовании унифици-

рованных международных протоколов информационного обмена и методов удаленного доступа к базам данных и знаний различного назначения» [2, с. 495].

Вероятно, с позиции вековой давности современные цифровые технологии могли бы быть расценены как фантастика. Однако, на наш взгляд, имеет место определенная закономерность: чем больше информации накапливает человеческая цивилизация (а процесс беспрерывно нарастающего накопления имеет очевидный вектор экспоненты), тем более совершеннее изобретаются и внедряются в людскую повседневность технические устройства, позволяющие человеку, с его ограничениями физиологического свойства, обрабатывать все большие и большие объемы информации в самых разных сферах жизни (в экономике, политике, индустрии услуг, быту и т.п.).

В переживаемую нами эпоху такие устройства как раз и основываются на цифровых технологиях. Вместе с тем одновременно возрастают квалификационные требования не только к специалистам, профессионально занимающимся генерированием, обработкой, хранением и пере-

дачей информационных потоков, но и к тем специалистам, которые должны эффективно использовать соответствующую информацию в сфере своей деятельности, а это означает, что цифровые технологии должны активно внедряться в образовательную среду. К настоящему времени указанный постулат уже является аксиомой, очевидно, во всем цивилизованном мире. Однако в российской реальности здесь имеется еще немало вопросов, требующих своего обсуждения и решения. В данном случае мы затронем методологический аспект, связанный с использованием цифровых технологий в учебном процессе на гуманитарных факультетах, где основными формами учебных занятий являются лекция и семинар (такая оговора необходима, учитывая, что по техническим и естественным специальностям имеется специфика, не позволяющая в данном контексте рассматривать их совокупно с гуманитарными специальностями). Прежде всего необходимо отметить, что в связи с применением цифровых технологий наблюдается противоречие между, с одной стороны, колоссальной информационной нагрузкой на студента, и, с другой стороны, недостаточностью навыков по ее обработке, на что справедливо обращается внимание в литературе [3; 4].

Такое противоречие следует учитывать при проведении учебных занятий, и его решение, как представляется, должно разрешаться комплексным инновационным использованием методических и технических средств. Так, в отличие от прежних времен, студент в своих гаджетах (под таковыми мы имеем в виду прежде всего ноутбуки и планшеты) может иметь не меньше учебной информации, чем преподаватель, учитывая, что по многим специальностям доступ к текстам учебной литературы в интернете и/или электронной вузовской библиотеке свободный, в том числе это касается курсов лекций, которые лектор читает студентам в аудиториях. У студентов возникает вполне закономерный вопрос: зачем им, например, конспектировать лекцию, а то и вообще слушать ее, если ее текст студенты могут в любой момент открыть на мониторе у себя в гадже-

те и прочитать? Не получится ли в аудиторном занятии неэффективного дублирования (озвучивания) лекционного материала? На наш взгляд, в этой связи требуется изменять методику проведения лекционного занятия.

Как представляется, в лекционной аудитории, по современным меркам, студенты должны находиться каждый со своим персональным гаджетом, предназначенным специально для учебных целей. У студентов перед глазами - монитор, где отображается подготовленный накануне учебный текст лекции. У лектора также свой монитор с тем же текстом, при этом он имеет возможность давать устные комментарии. Ключевая составляющая при этом - упомянутый учебный текст лекции, именно здесь могут возникнуть в образовательной практике наибольше сложности. Дело в том, что лектору необходимо не только систематизировать имеющиеся учебно-научные информационные потоки по изучаемой дисциплине, но и адаптировать текст лекций к измененной форме проведения лекционного занятия. Для этого целесообразно разбить текст лекции на смысловые блоки относительного краткого объема (одна-две-три стандартные страницы), которые студенты в реальном времени читают на своих мониторах. После этого лектор комментирует этот блок и предлагает студентам записать (здесь и далее имеется в виду запись исключительно на клавишах гаджета) итоговый постулат смыслового блока, для чего в рабочем формате лекции (word-doc) оставляется место; одновременно студенты могут делать и другие нужные для себя записи.

В конце занятия лектор в традиционной форме подводит итоги, отвечает на вопросы. В целом студенты во время лекции смотрят не столько на лектора, как раньше, сколько на свой монитор. Преимущество такого подхода заключаются, в частности, в следующем: а) лектору нет необходимости озвучивать текст, который уже имеют студенты; б) нет необходимости тратить время на список литературы, перечень вопросов занятия - это уже включено в рабочий текст лекции; в) студент «привязывается» к монитору своего га-

джета и все занятие находится в активной познавательной работе; г) для получения знаний используется в основном не слух, как раньше, а зрение, посредством которого, как известно, человек черпает не менее 90% знаний об окружающем мире. На семинарских занятиях также необходимо использовать возможности ИТ-технологий. Так, учитывая, что на одном занятии довольно сложно (чаще невозможно) оценить знания по изучаемой теме у всех студентов, то представляется вполне приемлемой такая форма, как оценка самостоятельной подготовки студента к знаниям, отображенная в его гаджете - преподаватель (или сам студент) пролистывает на мониторе использованные источники, тексты с выделением замечаний, сделанные студентом записи-комментарии, эссе, рефераты и т.д.

Обзор на гаджете проделанной студентом самостоятельной работы, как показывает опыт автора с использованием этой методики, дает возможность, задав уточняющие вопросы (дабы убедиться, что студент действительно работал с указанными источниками), поставить соответствующую оценку. На семинарском занятии студенты могут использовать также интернет для поиска и использования дополнительной информации в своих ответах и выступлениях. Кроме того, на занятиях по муниципальному праву автор проводил практические занятия, во время которых студенты в режиме онлайн связывались с представителями органов местного самоуправления своих муниципальных образований и в учебных целях вели диалог о проблемах своего города (района, села). Как видно, в любом случае перестраиваться - в контексте глобальных изменений оборота информационных потоков, в том числе учебно-научного характера - необходимо как преподавателям, так и студентам. В этой связи Б.И. Огорелков отмечает, что «новые парадигмы образования при отсутствии общепризнанных методик требуют от преподавателя осознания своего опыта, т. е. собственной методической компетентности. Осмысление опыта становится механизмом саморазвития. Только осознанный опыт имеет

смысл. Поэтому необходимы анализ своей педагогической деятельности, поиск и применение инноваций» [5, с. 5].

С таким суждением следует согласиться, так как в вузах имеется еще, на наш взгляд, недостаточно осознанная, проблема опережающего развития оценочных средств проверки качества подготовки обучающихся (степени формирования их компетенций) по сравнению с повышением квалификации самих преподавателей; требуют совершенствования и сама система оценочных средств, которая должна «максимально приближаться ситуации будущей профессиональной деятельности» [6, с. 8]. Важным и пока не имеющим оптимального решения остается вопрос, который ставит А.Н. Григорьев: «на каком уровне должна создаваться информационно-образовательная среда. Идет ли речь о создании единой информационной системы исключительно на уровне образовательной организации? Или же оправдано говорить о создании специализированных информационных систем в структурных подразделениях, прежде всего - кафедрах?» [7, с. 112].

Очевидно, ответ может быть дан только по результатам образовательной практики, поскольку, например, каждый лектор имеет свою позицию по изучаемому предмету, здесь не все однозначно и с точки зрения авторского права, и тогда какую информацию следует включать в общедоступную вузовскую (кафедральную) информационную базу? Четкого ответа пока нет. Следует в этой связи отметить, что внедрение цифровых технологий в образовательный процесс в вузах невозможен без развития у всех субъектов образовательной деятельности соответствующей информационной культуры как «специфической интеллектуально-функциональной системы жизнеобеспечения личности в информационном пространстве» [8, с. 44], а в ее рамках - ме-диакультуры как «совокупности информационно-коммуникативных средств ... обусловливающих формирование общественного сознания и социализацию личности [9, с. 38], при этом «основой информационной культуры могут стать знания об информационной среде, законах ее функ-

ционирования, умение ориентироваться в информационных потоках» [10, с. 14].

Такую информационную культуру нужно активно прививать студентам, и в этом смысле совершенно очевидно, что чем больше студенты во время обучения в вузе будут работать с цифровыми технологиями, тем более квалифицированными специалистами станут после окончания учебного заведения, учитывая, что в практике эти технологии внедряются очень быстрыми темпами, например, в настоящее время суды принимает как доказательство переписку по электронной почте [11], соответственно студенты-юристы должны нарабатывать соответствующие навыки по учету статуса электронных писем, их фиксации, заверению и т.д. В перспективе цифровые технологии позволят формировать для каждого студента «индивидуальную образовательную траекторию», что «поможет максимизировать эффект образования и конвертировать его в реальный жизненный успех» [12, с. 125]. Однако путь к этому отнюдь не так прост, как может показаться. И на этот счет имеются заслуживающие внимания публикации, в которых показываются проблемы в

данной сфере [13; 14; 15 и др.]. В частности, можно констатировать, что пока во многих еще вузах цифровые технологии используются в большинстве случаев как «информационная информация», то есть, как углубленная электронная доска объявлений (новости вуза, сведения о нем, устав, расписание, условия поступления, журналы успеваемости, чаты и т.п.). На это потребовалось, по нашим прикидкам, порядка 15 лет (начиная с внедрения цифровых технологий в образовательной среде). Следующий этап должен быть связан, на наш взгляд, с систематизацией учебно-научных информационных потоков на вузовском уровне в контексте использования при подготовке и проведении учебных аудиторных занятий. Вероятно, здесь потребуется методологическая помощь ведущих вузов России, а также финансовое подкрепление (в том числе, возможно, и для приобретения для студентов учебных ноутбуков-планшетов за счет вуза), но такие затраты, безусловно, себя окупят новыми поколениями высокопрофессиональных специалистов, без которых вывести страну на высший уровень мирового развития будет невозможно.

Библиографический список

1. Григорьев А.Н. Информационное общество и новая философия образования» // Вестник Балтийского фед. ун-та им. И.Канта. Серия: «Филология, педагогика, психология». - 2006. - № 11. - С. 24-29.

2. Калинкина Н.Н. Контуры формирования информационного общества в России: информатизация общества и развитие информационной инфраструктуры // Вестник Ниже-гор. гос. ун-та. - 2010. - № 3. - С. 494-499.

3. Еляков А. Информационные приоритеты // Высшее образование в России. - 2002. -№ 4. - С. 106-114.

4. Соколов Н.Н. Социолого-управленческие аспекты внедрения новых информационных технологий в систему высшего образования России: дисс. канд. соц. наук. М, 2000. -181 с.

5. Огорелков Б.И. О возможных способах реализации требований ФГОС, нормативных и распорядительных документов Минобрнауки России относительно результатов обучения, сформулированных в виде множества компетенций // Технологии оценивания компетенций: мат-лы межвуз. конф. - Омск: ОА МВД России, 2015. - С. 4-7.

6. Баташова С.М. Проблемы и достижения в разработке средств и методов оценки сформированности компетенций студентов вузов // Технологии оценивания компетенций: мат-лы межвуз. конф. - Омск: ОА МВД России, 2015. - С. 8-11.

7. Григорьев А.Н. К проблеме создания информационно-образовательной среды кафедры // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петерб. университета МВД России. -2018. - № 4. - С. 110-114.

8. Каширина Е.В. Информационная культура и ее роль в формировании новых качественных знаний специалиста образования // Наука и школа. - 2002. - № 4. - С. 43-49.

9. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. - М.: Академический проспект, 2005. - 400 с.

10. Сухина В.Ф. Человек в мире информатики. - М.: Радио и связь, 1992. - 111 с.

11. Цыгал М. Электронная переписка как доказательство в суде. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2019/10/29/elektronnaya_perepiska_kak_dokazatelstvo_v_sude7utm_referr er=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения: 20.01.2020 г.).

12. Кондратенко А.Б., Григорьев А.Н., Кондратенко Б.А. Построение образовательных траекторий в образовании современной России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 3. - С. 122-126.

13. Лощилова Т.Н., Носова Е.С. Использование цифровых технологий в преподавании дисциплины «История Средних веков» в педагогическом вузе // Преподаватель XXI век. -2023. - № 1. Часть 1. - С. 84-92.

14. Валькова, Ю. Е. Анализ отношения преподавателей вузов к используемым цифровым технологиям // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2023. - № 2 (64). - С. 42-52.

15. Шапошников А.В. Правовое регулирование применения цифровых технологий на выборах: перспективы усовершенствования образовательных программ вузов // Образва-ние и право. - 2023. - № 7. - С. 53-56.

MAIN TRENDS AND WAYS OF FURTHER DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. Digital technologies have been used in Russian higher education for several decades (since the early 1990s). Over the past years, a certain amount of experience has been accumulated, and the initial stage of this process, when computers played the role of a keeper, demonstration and receipt of information, is already behind us, the next stage is associated, in particular, with the task of systematizing huge, ever-increasing volumes of educational and scientific information, interaction between teachers and students during classroom studies in online mode, etc. It is these aspects that are emphasized in the article, while the subject of the study is limited to the humanitarian profile of higher education institutions, given that the use of digital technologies in relation to the humanitarian, natural, engineering and technical specialties differs significantly. The ways of further development of electronic technologies in the university educational process are substantiated.

Keywords: higher education, digital technologies, information, faculty, students, scientific and technological progress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.