УДК 070
Воронежский государственный технический университет
канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации
Скуридина С.А.
Россия, г. Воронеж, тел. + 7(920)404-04-48 e-mail: saskuridina@ya.ru
Воронежский государственный технический университет студент Сорокин И.В.
Россия, г. Воронеж, тел. +79518743501 e-mail: iwiUrunaround@yandex.ru
С.А. Скуридина, И.В. Сорокин
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
В статье рассматриваются особенности развития региональных СМИ и телевещания, проблемы в деятельности местных телеканалов. Исследование региональных СМИ и тенденций их развития требуют подробного рассмотрения работы редакций и профессионалов, проблем, с которыми сталкивается региональная журналистика. В данной статье содержится описание темы, ведущей к пониманию форм взаимоотношений телекомпаний с учредителями и выявлению способов повышения качества работы системы региональных СМИ. В статье также рассматривается подход к изучению взаимодействия профессиональных журналистов регионального телеканала с непосредственными потребителями информации. Речь пойдет о причинах, тормозящих развитие регионального вещания, о его значении. Данный вопрос является актуальным сегодня, ведь телевидение - активный участник всех явлений регионального масштаба, говорящий о том, что не попадает в новости федеральных каналов. Но по мере роста популярности и спроса на программы растут и требования аудитории. Важной является задача исследовать вопрос удовлетворения различных запросов местного населения, а также дать полное описание вещательной сетки, типологии передач, осмыслить все возможные пути повышения эффективности регионального телеканала. В материале содержатся рассуждения на тему зависимости регионального журналиста от местной власти, деформации образа профессионализма и под влиянием социального и культурного факторов. Это рождает еще одну тенденцию: установление коммерциализации как главной направленности развития современного регионального телевидения, не обладающего иными способами поддержания своего существования. Привлечение рекламодателей - одна из основных составляющих сегодняшней действительности для местных телеканалов.
Ключевые слова: журналистика, региональное телевещание.
S.A. Skuridina, I.V. Sorokin
THE MAIN TRENDS AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF REGIONAL TELEVISION
The article deals with the peculiarities of the development of regional media and television broadcasting, problems in the activities of local TV channels. The study of regional media and trends in their development
Voronezh State Technical University The chair of Russian language and intercultural
communication PhD, associate professor Skuridina S.A.
Russia, Voronezh, +7(920)404-04-48 e-mail: saskuridina@ya.ru
Voronezh state technical University
Student
Sorokin I. V.
Russia, Voronezh, +79518743501 e-mail: iwillrunaround@yandex.ru
© Скуридина С.А., Сорокин И.В., 2018
require detailed consideration of the work of editors and professionals, the problems faced by regional journalism. This article describes the topic leading to the understanding of the forms of relations between TV companies and founders and to the identification of ways to improve the quality of the regional media system. The article also considers the approach to the study of interaction of professional journalists of the regional TV channel with direct consumers of information. We will discuss the reasons hindering the development of regional broadcasting and its importance. This issue is relevant today, because television is an active participant in all regional events, saying that it does not fall into the news of Federal channels. But as the popularity and demand for programs grows, so do the demands of the audience. An important task is to investigate the issue of meeting the various demands of the local population, as well as to give a full description of the broadcasting network, the typology of programs, to reflect on all possible ways to improve the efficiency of the regional TV channel. The article contains considerations on the dependence of the regional journalist on local authorities, deformation of the image of professionalism and under the influence of social and cultural factors. This creates another trend: the establishment of commercialization as the main focus of the development of modern regional television, which does not have other ways to maintain its existence. Attracting advertisers is one of the main components of today's reality for local TV channels.
Key words: journalism, regional broadcasting.
Сегодняшний день мы по праву относим ко времени информационной эпохи. Информация - это главная ценность, а поиск необходимых данных и их распространение - важнейшая задача, которую выполняют средства массовой информации. Их роль в общественной жизни невозможно переоценить. Сложно представить человечество без информационных отношений, также как и нельзя отменить большую роль СМИ в формировании мнений людей.
Мы можем с уверенностью заявлять о том, что отдельный богатый мир, который мы называем информационное общество, является для человека особо ценным, так как удовлетворяет его потребность в новых сведениях и знаниях как в высшей форме информации. В данной трактовке информация является важнейшей частью жизни, характеризуя ее природу В.Г.Афанасьев полагает, что информация, которой оперируют СМИ «представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех ее других формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлечены в орбиту общественной жизни» [1, с. 200]. Данный тезис лишь подтверждает тот факт, что обсуждение роли СМИ в обществе является актуальным и будет таким в последующее время.
Средства массовой информации являются одной из самых изменяющихся сфер общественной жизни в России. По мнению А.Е.Черных, процесс так называемой медиатизации всего мира формирует новую роль СМИ как одного из главных социальных институтов, формирующих общественное сознание [2, с. 59, 60]. Основные исследования на тему этих преобразований, как правило, затрагивают исключительно центральные СМИ. Однако нынешний этап развития журналистики предполагает основательные преобразования в работе региональных редакций. Бесспорно, образование региональной системы средств массовой информации стало новой возможностью для исследований работы журналистов, редакций, телекомпаний, помимо этого, открыв новый взгляд на изучение технологий влияния на общественное мнение.
Для исчерпывающего понимания будущего региональных СМИ, нам необходимо ответить на несколько существенных вопросов. Можем ли мы свести деятельность регионального телеканала только к информированию населения, или он несет на себе широкий спектр задач? Насколько велика роль региональных СМИ в формировании общественного мнения? Какое будущее ждет региональные СМИ?
Немаловажным мы считаем изучение процесса производства регионального телеканала. Оно дает возможность проанализировать целую группу свойств и явлений, которые присущи работе журналиста и позволяют в лучшую сторону скорректировать понимание и, если требуется, навыки работы в данной сфере. Исследование этой темы ведет и к пониманию
форм взаимоотношений телекомпаний с учредителями, к выявлению методов, способных повысить эффективность работы региональных СМИ, раскрывая системные закономерности.
На данный момент мы не можем говорить о конкурентной борьбе за аудиторию между центральными и региональными телекомпаниями. Региональное телевидение имеет собственную специфику, которая обыгрывается темой более близкого соприкосновения со зрителем. Однако процесс регионализации, который по мнению В.А.Дергачева «выступает неоспоримым процессом» [3, с. 57], говорит о приоритетности местного источника информации. Возможность вещать для «своего» зрителя - реальное превосходство, которое требует разработки наиболее эффективных путей реализации в ближайшем будущем.
Говоря о проблемах регионального телевидения, мы не можем выделить основные направления недочетов, которые требуют эффективной корректировки. Среди условий, так или иначе мешающих развитию регионального телевидения, можно выделить: усиление конкуренции за аудиторию между различными видами местных СМИ; популярность и доступность Интернет-СМИ; более активная и оперативная работа Интернет-СМИ с информацией, касающейся региона. Особенно данный пункт распространяется на новостное производство региональных телеканалов. Интернет в несколько раз оперативнее и интерактивнее освещает информацию, поэтому актуальные новости для регионального телеканала продюсеры зачастую находят именно там. Это можно рассматривать как проявление второстепен-ности местного телеканала относительно Интернет-СМИ; низкий уровень качества материалов и подачи информации относительно федеральных каналов. В вопросе качества производства для федеральных и региональных каналов по сути стоит одинаковая задача: производить качественный контент, который захочет смотреть аудитория. Только у федерального крупного телеканала есть все необходимые для этого ресурсы. Подобным качеством местные каналы никак не могут похвастать; отсутствие грамотной и корректной телеизмерительной информации. Невозможность постоянного привлечения крупных рекламодателей, и как следствие, нехватка финансирования для производства качественного контента. Отсутствие телеизмерений в регионе влечет невозможность привлекать рекламодателей под ту или иную часть аудитории. При этом нужно иметь в виду, что большую часть зрителей регионального телеканала составляют жители некрупных населенных пунктов области. Однако это не учитывается при рекламных продажах, причиной чего является отсутствие широкого рекламного рынка. Данный аспект мешает широкой реализации рекламной продукции. Региональным телеканалам остается работать со средним рекламным сегментом, ввиду нарастающей конкуренции со стороны Интернет СМИ и рекламных агенств, которых предпочитают крупные рекламодатели; переход на цифровое эфирное вещание. Создание в нашей стране цифрового эфирного телевещания может существенно ударить по перспективам развития региональных телеканалов.
Особо важным является вопрос функций, которые выполняет региональное телевидение. Ни для кого не секрет, что существование местной тележурналистики имеет множество социальных, культурных, рекреационных функции. Одной из главных нам видится удовлетворение определенных жизненных интересов человека, которые связаны с конкретным местом, в котором он живет. Местное телевидение дает наиболее цельную и точную информацию о политической ситуации в регионе, убедительно описывает факты и явления из жизни края или области.
Деятельность журналистов местного телеканала может помочь нам адекватно оценить условия выполнения множества функции на конкретно взятом примере. Работа профессионалов находит свое проявление в сообщении людям знаний, которые могут натолкнуть их на формирование корректных выводов о работе политических субъектов, упорядочивание всех сведений, которыми оперирует СМИ. Данная особенность играет немаловажную роль в аспекте ориентирования человека в противоречивом потоке информации. Насущным является вопрос зависимости регионального журналиста от местной власти. По мнению М.В.Симкачевой, экономический фактор объясняет влияние со стороны местной власти на
региональные СМИ и их журналистов: «Средства массовой информации, не получающие дотаций из госбюджета, вынуждены выживать, «подкармливая» аудиторию сенсациями, сплетнями, скандалами, а дотируемые имеют такой самоконтроль, что даже цензура не требуется. Деформируется образ профессионализма и под влиянием социального и культурного факторов» [4]. Это рождает еще одну тенденцию: установление коммерциализации как многозначащей направленности развития современного регионального телевидения, не обладающего иными способами поддержания своего существования. Привлечение рекламодателей - одна из основных составляющих сегодняшней действительности для местных телеканалов. Как отмечает в своей исследовательской работе Е.Е. Корнилова: « Реклама является необходимой составляющей телевещания, которое обеспечивает продуктивное развитие современного информационного рынка» [5, с. 78].
Важным аспектом деятельности регионального телевидения является рассмотрение вопроса его значимости в сфере влияния на общественное мнение. Существует ряд особенностей, которые выражаются в политическом влиянии на социальную среду. В числе таких особенностей, формирующих методологию работы с информацией, выделяется высокий уровень непосредственной близости региональной редакции к ее аудитории, авторитет редакции, доверие к определенным журналистам. Вышеупомянутая близость рождает кредит доверия со стороны зрителя, устанавливает особую личную дистанцию. Все это наталкивает нас на вывод о наличии широких возможностей в формировании мнений общественных масс, которыми обладает местные СМИ. Мы отмечаем, что региональное телевидение развивается параллельно с технологиями цифрового вещания, призванного в том числе сегментировать аудиторию, объединить зрителя вокруг определенного продукта. В связи с этим рождается предположение о дальнейшем изменении ранка рынка маркетинга, который обязан реагировать на имеющиеся тенденции.
Все вышесказанное рассматривается сегодня через призму потенциальных изменений, которые может претерпеть местное телевидение в будущем. Предсказать основные тенденции развития региональной тележурналистики, понять их свойства, динамику и вектор этих возможных преобразований вполне возможно. Однако, не стоит забывать, что средства массовой информации - это значительный механизм, требующий глубокого изучения. На некоторые из вопросов об устройстве региональных телеканалов, их методов работы с информацией, функциях и иных особенностях еще предстоит ответить в обозримом будущем.
Библиографический список
1. Афанасьев В.Г., Социальная информация. М.: Наука, 1994. 200 с.
2. Черных А.Е., Мир современных медиа. Москва, 2007. с.59, 60.
3. Дергачев В.А., Вардомский Л.Б., Регионоведение. Москва, 2012. с.57
4. Симкачева М.В., Региональные СМИ: проблематика, тенденции развития/ под науч. ред. Казань: Казан. гос. ун-т, 2011. 344с.
5. Корнилова Е.Е., Современные тенденции развития российского телевидения. Ростов, Ростовский гос. ун-т, 2007. с.78.
References
1. Afanasiev V. G. the Social information. Moscow: Science, 1994. 200 p.
2. Chernykh A. E., the World of modern media. Moscow, 2007. p. 59, 60.
4. Dergachev V. A., Vardomsky L. B., Regional Studies. Moscow, 2012. p. 57
5. Simkacheva M. V., Regional mass media: problems, trends. Kazan: Kazan. state UN-t, 2011. 344c.
6. Kornilova E. E., Modern trends in the development of Russian television/ under the scientific. ed. - Rostov state UN-t, 2007. p. 78