Научная статья на тему 'Основные тенденции и факторы развития экспортоориентированного производства'

Основные тенденции и факторы развития экспортоориентированного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наркевич Л. В., Рубанова Н. В.

Статья раскрывает возможности применения аналитического инструментария для выявления тенденций и резервов роста выпуска экспортоориентированной продукции. Приведен пример использования приемов детерминированного факторного анализа в системе управления экспортом продукции булочно-кондитерской компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF EXPORT-ORIENTED PRODUCTION

The article reveals possibilities of using analytical tools to identify trends and reserves of growth in the output of export-oriented products. An example of the use of deterministic factor analysis techniques in the export management system for bakery products has been given.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и факторы развития экспортоориентированного производства»

УДК 339.9:658

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Л. В. НАРКЕВИЧ, кандидат экономических наук, доцент Н. В. РУБАНОВА, старший преподаватель ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

THE MAIN TRENDS AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF EXPORT-ORIENTED PRODUCTION

L. V. NARKEVICH, Candidate of economic sciences, N. V. RUBANOVA, Senior lecturer Belarusian-Russian University

Статья раскрывает возможности применения аналитического инструментария для выявления тенденций и резервов роста выпуска экспортоориентированной продукции. Приведен пример использования приемов детерминированного факторного анализа в системе управления экспортом продукции булоч-но-кондитерской компании.

The article reveals possibilities of using analytical tools to identify trends and reserves of growth in the output of export-oriented products. An example of the use of deterministic factor analysis techniques in the export management system for bakery products has been given.

Введение. В условиях активной Белорусско-Российской интеграции одним из приоритетных направлений деятельности предприятий выступает экспортная деятельность, которая в значительной мере поддерживается и стимулируется государством. В системе развития экспортного потенциала предприятия достойное место занимает аналитическая функция управления, реализация которой предусматривает формирование, мониторинг, контроллинг параметров, факторов и резервов выпуска экс-портоориентированной продукции. Развитие внешней торговли Республики Беларусь свидетельствует о постоянно растущем объеме внешнеторгового оборота и об уменьшении относитель-

ного значения отрицательного сальдо товарооборота. За годы перехода к рыночной экономике Республика Беларусь стала неотъемлемой частью мирового хозяйства. Поэтому важнейшей задачей коренных преобразований ее хозяйственной жизни является максимальное использование внешнеэкономических связей как средства преодоления экономического спада, осуществления структурной перестройки экономики и повышения ее эффективности для органичного включения страны в систему международного разделения труда.

Система национальных приоритетов, сформулированная в Национальной стратегии устойчивого социально -экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., предполагает рост и диверсификацию экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли. В соответствии с национальными приоритетами определены целевые приоритеты Программы развития экспорта: реконфигурация национальной системы поддержки и развития экспорта; сохранение и поиск дополнительных ниш на традиционных рынках, занятие новых ниш на перспективных рынках; развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС; повышение привлекательности работы субъектов хозяйствования на экспортном направлении; дальнейшая модернизация внешнеэкономических отношений в интересах роста благосостояния населения, укрепления экономических основ и независимости Республики Беларусь в условиях появления новых глобальных и региональных вызовов устойчивому развитию национальной экономики [2].

При характеристике развития экономики региона важное значение придается анализу экспортного потенциала. По итогам 2017 г. внешнеторговый оборот Могилевской области составил 3 248,0 млн долларов и по отношению к 2016 г. увеличился на 10,9 %: экспорт возрос на 13,5 %, импорт - на 6,8 %. При этом, на рост экспорта товаров в 2017 г. оказал влияние рост объемов поставок, как в страны ближнего зарубежья, так и дальнего. Основными торговыми партнерами области в 2017 г. являлись: Российская Федерация, Украина, Германия, Польша, Италия и Литва, Китай и Казахстан [3]. Лидирующим контрагентом по

экспорту традиционно остается Россия: доля российского рынка в объемах экспорта в рамках 2010-2017 гг. колебалась в диапазоне 68-75 %. Важным аспектом сотрудничества Могилевской области является развитие внешнеторговых отношений на региональном уровне. Экспорт продукции организациями области осуществлялся в восемь федеральных округов Российской Федерации; по сравнению с 2016 г. наблюдался рост по всем федеральным округам. Значительный объем товаров был отгружен в г. Москва и г. Санкт-Петербург, Московскую, Смоленскую, Ленинградскую, Нижегородскую, Ростовскую, Курскую, Воронежскую области и Краснодарский край. В структуре экспорта товаров в Россию преобладают продовольственные товары и сырье для их производства, на долю которых в 2017 г. приходилось 21,6 % общего его объема. Основную часть в этой товарной группе занимает молочная (57,3 %) и мясная (22,8 %) продукция. На долю хлеба и мучных кондитерских изделий приходится 0,1 % [3] экспорта Могилевской области в приграничные районы Российской Федерации.

Анализ источников. Проблема экспортоориентированного производства, факторов и перспектив развития в отдельных отраслях пищевой индустрии, в том числе хлебопекарной промышленности, мало изучена в литературе. Проблемы поддержки и стимулирования развития экспорта, формирования инструментов и механизмов повышения конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей на зарубежных рынках в рамках интеграции Республики Беларусь в мировое экономической пространство, в том числе за счет обеспечения инновационности экономики, исследованы в трудах известных ученых М. К. Жудро, Т. Н. Кокиной, Д. С. Лебедева, Р. А. Лизаковой, А. М. Петрова, Е. Е. Листопада, Т. Н. Кокина, Е. С. Русака, Е. И. Сапелкиной, В. И. Трунина, С. Е. Сарсембековой, А. Н. Сенько, Л. Э. Цатурова, Л. И. Шал-даевой и др. [1, 7, 8].

Методические аспекты оценки экспортного потенциала представлены в научных трудах С. С. Морозова, Л. А. Русакова,

Г. В. Савицкой, Д. Г. Сухих, В. М. Кац, М. С. Сычева, Т. Н. Фатеевой и др. [4-6].

Методы исследования. При проведении исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, аналогии, сравнения, аналитический методы.

Основная часть. Профиль перспектив развития экспортоориентированной продукции составлен для ОАО «Булочно-кондитерской компания «Домочай»», которое специализируется на производстве широкого ассортимента хлебобулочных и кондитерских изделий, в том числе диетической и обогащенной продукции. В отчетном периоде отмечен низкий уровень экспортных операций: удельный вес экспорта в общем объеме отгрузки хлебобулочных и кондитерских изделий соответственно в 2016 г. составил 2,01 и 5,20 %.

Анализ экспортного потенциала произведен по двум направлениям: товарное направление (результат ориентирован на выявление резервов повышения конкурентоспособности уже имеющихся в производстве хлебобулочных, кондитерских изделий, создания новых и расширения ассортимента экспорта); географическое направление (результат ориентирован на увеличение экспортного потенциала за счет завоевания новых рынков или увеличения сбыта продукции на уже освоенных рынках). Динамика экспорта продукции ОАО «БКК «Домочай»» представлена в табл.1.

Таблица 1. Динамики экспортных поставок ОАО «БКК «Домочай»» по географической сегментации

Экспорт по видам продукции и сегментам 2014 г. 2015 г. 2016 г. Темпы изменения, %

2015 2014 2016 2014 2016 2015

1 2 3 4 5 6 7

Хлебобулочные изделия

Экспорт всего, тыс. долл. 1 436,70 997,90 969,74 69,46 67,50 97,18

в том числе

Панама 54,20 78,50 65,69 144,83 121,20 83,68

1 2 3 4 5 6 7

Туркменистан 21,00 75,68 58,69 360,38 279,48 77,55

Российская Федерация 1 361,50 843,72 845,36 61,97 62,09 100,19

Кондитерские изделия

Экспорт всего, тыс. долларов 249,00 151,36 352,46 60,79 141,55 232,86

в том числе

Панама - - 12,73 - - -

Туркменистан 20,90 29,46 19,83 140,96 94,88 67,31

Российская Федерация 228,10 121,90 319,90 53,44 140,25 262,43

Прочие изделия

Экспорт всего, тыс. долларов 32,70 35,30 89,00 107,95 272,17 252,12

в том числе

Российская Федерация 32,70 35,30 89,00 107,95 272,17 252,12

Итого 1 718,40 1 184,56 1 411,20 68,93 82,12 119,13

География экспорта ОАО «БКК «Домочай»» охватывает регионы Российской Федерации, страны ближнего и дальнего зарубежья. В 2016 г. объем отгрузки на экспорт хлебобулочных изделий составил 953,1 тонн, в 2015 г. на экспорт было отгружено продукции 914,1 тонн. По хлебобулочным изделиям стоимость экспортных поставок в динамике снизилась: базисные темпы снижения составили 69,46 и 67,50 %; цепной темп снижения определен на уровне 97,18 %. В 2016 г. к 2015 г. незначительно на 0,19 % выросли объемы экспорта в Российскую Федерацию. По остальным географическим сегментам в 2016 г. установлено снижение экспортных поставок: в Панаму и Туркменистан соответственно на 16,32 и 22,45 %. Среднегодовой темп снижения объемов отгрузки на экспорт хлебобулочных изделий составил 82,16 %.

Анализ натуральных объемов экспорта хлебобулочных изделий позволил сделать следующие выводы. Отмечены базисные темпы снижения за 2015-2016 гг.: соответственно 89,97 и 93,81 %; уровень снижения отгрузки на экспорт в 2015 г. несколько ниже, чем в 2015г.). В 2016 г. относительно 2015 г. увеличился экспорт хлебобулочных изделий соответственно на 4,27 %. Данный прирост экспорта получен в результате увели-

чения поставок хлебобулочных изделий в Российскую Федерацию. В 2015-2016 гг. относительно базисного 2014 г. снизились объемы экспорта хлебобулочных изделий в Россию соответственно на 8,07 и 12,03 %; при этом в 2016 г. относительно

2015 г. получен прирост по объемам отгрузки на 7,38 %. Активный экспорт отмечен по кондитерским изделиям: в

2016 г. прирост объемов экспорта относительно 2014 г. составил 103,46 тыс. долларов или 41,55 %; относительно 2015 г. -соответственно на 201,10 тыс. долларов или 132,86 %. Среднегодовой темп роста определен в размере 118,97 %. Данная положительная динамика получена в результате роста поставок в Россию в 2016 г. относительно 2014-2015 гг. соответственно на 40,25 и 162,43 %. Объемы отгрузки кондитерских изделий в Туркменистан снизились в рассматриваемом временном интервале, на что указывают темпы снижения 2016 г.: соответственно 94,88 и 67,31 %.

Аналитическая информация экспорта кондитерских изделий в натуральном выражении показывает прирост объемов отгрузки в 2016 г.: относительно 2014 г. отмечен рост в 1,97 раза, относительно 2015 г. - в 3,27 раза. Увеличились поставки кондитерских изделий в Российском сегменте: в 2016 г. относительно

2014 г. прирост составил 85,44 %, относительно предыдущего года - рост в 4,08 раза. В Туркменистан наибольшие объемы экспорта по данной ассортиментной позиции отмечены в

2015 г.: рост относительно 2014 г. в 6,51 раза. В 2016 г. экспорт кондитерских изделий вырос по сравнению с 2014 г. в 5 раз и снизился к предыдущему году на 23,25 %. Кондитерские изделия представлены пряниками, печеньем овсяным, сахарным, сладостями мучными и сахарными, тортами, пирожными и т.д. География экспорта кондитерских изделий расширилась: в

2016 г. 5,45 тонн кондитерских изделий отгружено в Панаму. При изучении динамики экспорта в натуральном выражении

за 2014-2016 гг. определен среднегодовой темп снижения экспорта хлебобулочных изделий в размере 96,86 %; среднегодовой темп роста экспорта кондитерских изделий в размере 140,31 %.

Отдельной строкой выделена позиция прочих изделий, экспорт которых в Российскую Федерацию (это единственный географический сегмент по данной группе товаров) значительно вырос. В 2016 г. объемы поставок выросли в 2,72 раза относительно 2014 г. и в 2,52 раза относительно 2015 г.

Анализируя приведенные данные, установлены более высокие темпы роста объемов поставок на экспорт по отдельным географическим сегментам в разрезе основных групп изделий в натуральном выражении, чем темпы роста экспорта в стоимостном выражении (или темпов снижения), что показывает уменьшение средних цен реализации продукции на экспорт. Так, например, темп роста объемов экспорта хлебобулочных изделий в географическом сегменте Российской Федерации в натуральном выражении составил 107,38 %, а темп роста экспорта в стоимостном выражении - 100,19 % (табл. 2), что указывает на снижение среднереализационных цен под влиянием рыночных факторов, ассортиментных структурных сдвигов. В настоящий момент сложился устойчивый спрос на всех рассматриваемых рынках, количество заказов поступающих на предприятие в 2017 г. планируется увеличить в среднем не менее чем на 5 %. Значительная доля кондитерских изделий производится на линии гриссини. Инновационный проект, отработанный на линии, ориентирован на производство экспрортоориентированной продукции. Инновационная продукция, производимая на данной производственной площадке, пользуется спросом на внешнем и внутреннем рынке.

Отмечена высокая концентрация экспортных поставок на Российской Федерации: в 2016 г. удельный вес по хлебобулочным, кондитерским и прочим изделиям составил 59,90; 22,67 и 6,31 %; итого 88,88 % относительно общего объема экспорта. Положительная структурная динамика отчетного периода (2016 г.) в Российском географическом сегменте отмечена по кондитерским и прочим изделиям соответственно на 12,38 и 3,33 процентных пунктов; снижение доли приходится на хлебобулочные изделия: 11,32 процентных пунктов. Незначительный

удельный вес экспортных поставок приходится на Туркменистан и Панаму: в 2016 г. соответственно по 5,56 %.

Значительные поставки кондитерских изделий ОАО «БКК «Домочай»» на экспорт в 2016 г. производились в г. Калининград (Северо-Западный федеральный округ) и г. Краснодар (Южный федеральный округ). Темп роста в г. Калининград составил 291,49 %; в г. Краснодар продукции отгружено на 102,1 тыс. долларов (в 2015 г. отгрузка отсутствовала). Группа изделий «Сухари» экспортировалась в основном в Туркменистан (доля относительно общего объема экспорта по рассматриваемым ассортиментным позициям составила 12,23 %). Группа изделий «Кукурузные палочки» экспортировалась в Российскую Федерацию, в частности, в г. Калининград поставлено данной продукции на 1,71 тыс. долларов, что в 5,03 раза больше уровня 2015 г.

Изучены факторы производства экспортоориентированной продукции по ассортиментной структуре экспортных поставок и по географическим сегментам экспорта (табл. 2, 3).

Таблица 2. Параметры факторного анализа экспорта продукции по ассортименту

Вид продукции Объем реализации на экспорт, тонн Структура поставок на экспорт, % Средняя цена продукции, долл./т Стоимость отгрузки на экспорт, тыс. долларов

2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.

Хлебобулочные изделия 914,10 953,10 88,17 74,17 1 091,67 1 017,46 997,90 969,74

Кондитерские изделия 86,60 283,50 8,35 22,06 1 748,27 1 243,25 151,40 352,46

Прочие изделия 36,06 48,43 3,48 3,77 978,92 1 837,70 35,30 89,00

Итого 1036,76 1285,03 100,00 100,00 1142,60 1098,18 1184,60 1411,20

Установлено увеличение объема выпуска

экспортоориентированной продукции в 2016 г. как в натуральном, так и в стоимостном выражении: соответственно на 23,95 и на 19,13 %. Наибольший процент роста производства

приходится на кондитерские изделия (темп роста в объеме 327,37 %), прочие изделия (темп роста 134,30 %). Хлебобулочные изделия незначительно приросли к уровню поставок 2015 г. - на 4,27 %. Средние цены реализации за 1 тонну изделий в динамике снизились по всем укрупненным позициям экспортоориентированной продукции, что отрицательно повлияло на валовый доход экспорта. Структурные сдвиги произошли в пользу кондитерских изделий за счет уменьшения доли реализации хлебобулочных изделий. Выручка от реализации продукции на экспорт увеличилась на 226,60 тыс. долларов за счет изменения количества экспортной продукции, на 283,67 тыс. долларов; за счет изменения товарной структуры экспорта продукции на 115,25 тыс. долларов. Вследствие изменения средней цены в иностранной валюте на отдельные виды продукции произошло снижение экспортных поставок на 172,32 тыс. долларов. По всем рассматриваемым позициям отправляемой на экспорт продукции установлено увеличение натуральных объемов отгрузки, что в итоге обеспечило прирост экспорта на 283,67 тыс. долларов, при этом наибольшее положительное влияние фактора объема продаж приходится на хлебобулочные изделия: размер влияние определен в сумме 238,96 тыс. долларов.

Аналитические данные показывают перераспределение экспортоориентированной продукции в пользу дорогостоящих ее видов (кондитерских изделий, прочих видов продукции), о чем свидетельствует прирост экспорта продукции в результате влияния структурных сдвигов на 115,25 тыс. долларов. Положительные структурные сдвиги в пользу кондитерских изделий, прочих видов продукции обеспечили прирост экспорта в размере соответственно 307,98 и 8,45 тыс. долларов. Снижение доли хлебобулочной продукции отрицательно повлияло на выпуск экспортоориентированной продукции и соответствует снижению экспортных поставок на 196,39 тыс. долларов. Установлено снижение средних цен реализации экспортоориентированной продукции, что отрицательно повлияло на результаты экспортных операций и снизило

эффективность экспортного потенциала предприятия. Наибольшее уменьшение средней цены реализации приходится на кондитерские изделия (относительное снижение цены установлено в размере 28,89 %): количественное влияние фактора - 143,17 тыс. долларов.

Аналогичные расчеты произведены в рамках факторного анализа экспорта продукции ОАО «БКК «Домочай»» по рынкам сбыта. Для проведения анализа выбраны рассмотренные ранее географические сегменты экспорта продукции, выявлены наиболее выгодные рынки по ценовому фактору (табл. 3).

В Российском географическом сегменте отмечено увеличение доли экспортных поставок на 4,05 процентных пунктов за счет снижения удельного веса отгрузок Панаму и Туркменистан соответственно на 1,20 и 2,85 процентных пунктов. Средние цены реализации продукции ОАО «БКК «Домочай»» снизились в динамике на рынках Российской Федерации и Туркменистана: соответственно на 3,63 и 19,86 %. Средняя цена продаж в Панаму выросла на 1,47 %.

Таблица 3. Параметры факторного анализа экспорта продукции по рынкам сбыта

Рынок сбыта Объем реализации на экспорт, тонн Структура поставок на экспорт, % Средняя цена продукции, долл. / т Стоимость отгрузки на экспорт, тыс. долларов

2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.

Российская Федерация 857,04 1 114,36 82,67 86,72 1 167,93 1 125,54 1 000,96 1 254,26

Панама 60,70 59,76 5,85 4,65 1 293,25 1 312,25 78,50 78,42

Туркменистан 119,02 110,91 11,48 8,63 883,38 707,96 105,14 78,52

Итого 1 036,76 1 285,03 100,00 100,00 1 142,60 1 098,18 1 184,60 1 411,20

При этом выросли объемы реализации изделий в Российскую Федерацию и незначительно снизились в Панаму и Туркменистан. Выручка от реализации продукции на экспорт увеличилась на 226,60 тыс. долларов за счет роста натурального объема экспортной продукции, на 283,67 тыс. долларов; за счет изменения структуры продаж на экспорт на 8,48 тыс. долларов. Снижение средней цены по рынкам сбыта оказало

отрицательное влияние на результативный показатель: размер влияния фактора -65,55 тыс. долларов. Увеличение фактора натуральных объемов продаж продукции на экспорт определило прирост экспорта в стоимостном выражении соответственно на 239,70 (Российская Федерация); 18,80 (Панама); 25,18 (Туркменистан) тыс. долларов. Наибольшее положительное влияние фактора объема продаж отмечено по рынку России. Структурный фактор также положительно повлиял на отгрузки продукции ОАО «БКК «Домочай»» в Российскую Федерацию: размер влияния составил 60,83 тыс. долларов. Снижение удельного веса экспортных поставок на рынки Панамы и Туркменистана соответственно уменьшили пострановый экспорт соответственно на 20,01 и 32,34 тыс. долларов. Влияние ценового фактора на объемы экспорта отрицательное по ведущим рынкам Российской Федерации и Туркменистана: снижение средних цен уменьшило объемы экспорта на 47,23 и 19,46 тыс. долларов. Незначительный прирост получен по фактору роста цен реализации в Панаму (1,14 тыс. долларов.).

Заключение. Выявлен рост объемов экспорта продукции ОАО «БКК «Домочай»» в рассматриваемом временном интервале. При этом положительное влияние оказали факторы: увеличение объемов экспортных поставок в натуральном выражении в разрезе видов продукции и рынков сбыта; структурные сдвиги по ассортименту и рынкам сбыта. Отрицательное влияние просматривается в результате снижения цен по отдельным ассортиментным позициям и наиболее емким рынкам сбыта. В рамках ценообразования экспортируемой продукции, основанном на сбыте, ОАО «БКК «Домочай»» ориентировалось на высокий объем реализации продукции и увеличение своей доли продаж по сравнению с конкурентами. На определенных секторах рынка (приграничные районы Российской Федерации) компания стремится к быстрому получению первоначальной прибыли, поскольку предприятие испытывает дефицит собственных оборотных средств, определяющим является ценообразование, основанное на прибыли. В ходе анализа отмечена стратегия компании,

ориентированная на проникновение на рынок с использованием низких цен внедрение и увеличение неиспользованного экспортного потенциала. Правильное и гибкое приспособление ценовой политики, ее применение в сложных условиях конкуренции на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий, позволит предприятию надежно закрепиться на рынках Российской Федерации, дальнего зарубежья и успешно конкурировать с производителями аналогичной продукции.

Перспективы развития экспортного потенциала ОАО «БКК «Домочай»», увеличение объемов выпуска и реализации экспортоориентированной продукции зависят от состояния и эффективности реализации научно-технического потенциала; производственно-технологического потенциала; финансово-экономического потенциала; кадрового потенциала. В контексте сказанного рекомендовано рассмотреть производственные резервы роста выпуска экспортоориентированной группы литовских хлебов (хлеб «Литовский», «Бородинский» темных сортов), востребованных на рынках Германии, Прибалтийских стран, Грузии, Российской Федерации. Увеличение производственных мощностей на площадке выпуска хлебобулочной продукции рекомендовано предусмотреть за счет внедрения современного оборудования (тестомесильного оборудования, дежеопрокидывателей) с ориентацией на более высокую производительность, гибкость переналадки оборудования в условиях многономенклатурного производства (сокращение технологических простоев оборудования). К внешним факторам отнесены нормативно-законодательная база применительно к экспортным поставкам в отрасли, сертификации продукции.

Список литературы

1. Кокина, Т. Н. Анализ финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности / Т. Н. Кокина // Сборник научных трудов Sworld. - Одесса: С. В. Куприенко - 2014. - Выпуск 2. Том 26. - С. 81-85.

2. Национальная стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Одобрено протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г.

№10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy. gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf. - Дата доступа: 18.03.2018.

3. Официальный сайт Главного статистического управления Могилевской области [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: http://mogilev. belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/public_compilation/ index_8775/ -Дата доступа: 19.03.2018.

4. Сухих, Д. Г. Методики оценки экспортного потенциала предприятия. Российский опыт / Д. Г. Сухих, В. М. Кац // Вестник науки Сибири. - 2015. -№2. - С. 62-75.

5. Сычев, М. С. Концептуальный подход к анализу экспортного потенциала предприятия / М. С. Сычев // Вопросы экономики и права - 2012. - № 49. -С. 131-134.

6. Фатеева, Т. Н. Анализ экспорта продукции и его влияния на финансовые результаты / Т. Н. Фатеева, В. В. Видасова // Сборник научных трудов Sworld. - Том 19. - 2015. - № 1 (38). - С. 50-56.

7. Цатуров, Л. Э. Стимулирование экспортной деятельности российских компаний в условиях международной экономической интеграции / Л. Э. Цатуров // Проблемы экономики и менеджмента. - №9. - 2014. - С. 36-42.

8. Шалдаева, Л. И. Роль экспортного потенциала в социально-экономической системе / Л. И. Шалдаева // Сборник научных трудов ВНИИОК. - 2014. - №7. - С. 639-643.

Информация об авторах

Наркевич Лариса Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Государственного учреждения высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет». Информация для контактов: тел. раб. 8(0222)280990, E-mail: lora1166@yandex.by;

Рубанова Наталья Владимировна - старший преподаватель кафедры экономики и управления Государственного учреждения высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет». Информация для контактов: тел. 8 (0222) 25 22 29, E-mail: nata-ruban@mail.ru

Материал поступил в редакцию 26.04.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.