Научная статья на тему 'Основные тематические блоки в структуре жанра автобиографии'

Основные тематические блоки в структуре жанра автобиографии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1004
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЯ / ЖАНРООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК / ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК / СТРУКТУРА / AUTOBIOGRAPHY / GENRE FEATURE / THEMATIC BLOC / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкашина Татьяна Юрьевна

Статья посвящена теоретическому изучению жанрообразующих признаков автобиографии как жанра литературы личных воспоминаний. Подчеркивается, что одним из таких признаков является наличие в структуре текста цельных либо дискретных общепринятых автобиографических тематических блоков, которые в совокупности воссоздают жизненный путь автобиографа и эволюцию его внутреннего и внешнего Я.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPAL THEMATIC BLOCS IN SRUCTURE OF THE AUTOBIOGRAPHY AS GENRE

The article is devoted to the theoretical study to the structural peculiarities of the autobiography as self-writing’s genre. The author of the article analyzed the integral and discrete obligatory autobiographical thematic blocs in the structure of autobiographical text. In totality these thematic blocs can identify the autobiography as genre and recreate autobiographer’s life, its interior and exterior evolution.

Текст научной работы на тему «Основные тематические блоки в структуре жанра автобиографии»

Черкашина Т.Ю.

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко E-mail: tati1009@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ В СТРУКТУРЕ ЖАНРА АВТОБИОГРАФИИ

Статья посвящена теоретическому изучению жанрообразующих признаков автобиографии как жанра литературы личных воспоминаний. Подчеркивается, что одним из таких признаков является наличие в структуре текста цельных либо дискретных общепринятых автобиографических тематических блоков, которые в совокупности воссоздают жизненный путь автобиографа и эволюцию его внутреннего и внешнего Я.

Ключевые слова: автобиография, жанрообразующий признак, тематический блок, структура.

Автобиография как жанр оформилась во Франции в конце XVIII века, однако и в наше время она остается одним из наиболее популярных жанров мемуарно-литературного творчества. Реконструкцию свого жизненного пути и свого внутреннего Я делают видные политические и общественные деятели, ученые, писатели, художники, музыканты, спортсмены и др. В американских и западноевропейских литературах все чаще автобиографами становятся простые, неизвестные широкой публике люди, жизненный путь которых, в силу различных причин, становится интересным большому количеству современных читателей.

За более чем двухсотлетнюю историю своего существования жанр автобиографии прошел значительный эволюционный путь, обретя на современном этапе много структурных и типологических разновидностей, научным изучением которых уже неоднократно занимались ученые всего мира. Так, жанрообразующие признаки автобиографии как жанра в разное время были предметом литературоведческих работ Ф. Лежена [1; 2], Дж. Олни [3], Ж.-П. Миро [4] и других. Типологические особенности жанра выделяли Ж. Гюсдорф [5], М. Бахтин [6], И. Шайтанов [7] , А. Златар [8], В. Безрогов [9] и другие. Поэтику автобиографических призведений изучали Н. Николина [10], А. Галич [11] и другие.

Однако и сегодня недостаточно иследован-ными остаются автодокументальные микрожанры в составе автобиографии; немало дискуссий вызывают метажанровые автобиографические произведения, которые синтезируют различные виды мемуарного письма, - автобиографику, собственно мемуаристику, диаристи-ку, эпистолярий, - и как следствие, возникают значительные трудности с видо-жанровым со-

отнесением этих произведений и тому подобное.

Целью нашей статьи мы избрали исследование внутренней структуры автобиографического текста, в частности основных тематических блоков, которые формируют автобиографию как жанр литературы личных воспоминаний.

Автобиографию по праву считают одним из наиболее парадоксальных и полемичных жанров. Один только ХХ век, по словам В. Безрого-ва, «породил много странных форм автобиографического дискурса, которые подчас точнее было бы называть псевдо-, квази- и даже антиавтобиографиями. <...> Есть «автобиографии», полностью выдуманные их составителями, а есть настоящие воспоминания, скрытые под неавтобиографическим названием. Есть «автобиографии в автобиографии», где автор делает предметом рассмотрения себя, пишущего автобиографию. Есть воспоминания, представляющие собой как бы «разрезанную» и перемешанную с другими текстами автобиографию» [9, с. 147]. Однако, несмотря на большое количество структурнотипологических разновидностей автобиографического письма, существуют обязательные и факультативные характеристики, которые и помогают идентифицировать автобиографию как жанр (хотя и существует мнение, что это невозможно сделать из-за многообразия форм и видов автобиографических текстов, о чем, к примеру, говорят Ж. Гюсдорф [5], Дж. Олни [3], И. Шайтанов [7], А. Златар [8] и другие исследователи этого жанра).

Так, по мнению большинства ученых, в обязательном порядке речь должна идти о совпадении образов автора, нарратора и главного действующего лица; основной сюжетной линией является действительно имевший место жизненный путь автора (как внутренний, так и вне-

шний); персонажами повествования являются реально существующие либо существовавшие люди и т. п.

Перечисленные жанрообразующие признаки дали возможность французскому ученому Ф. -Лежену еще в начале 1970-х годов сформулировать каноническое определение жанра, которое остается актуальным и в наше время: «Автобиография является текстом с ретроспективной установкой, посредством которого реальная личность рассказывает о собственном существовании, делая акцент на своей личной жизни, особенно на истории становления своей личности» [1, с. 14].

Исходя из того, что речь идет о реконструкции жизни реально существующей личности, воссозданной в литературном виде ею лично, то обязательными условиями автобиографического жизнеописания являются фактографич-ность, ретроспективность повествования, двойная перспектива видения (тогда - теперь).

Н. Николина подчеркивает также большую роль образа автора в жанре автобиографии. По ее мнению, жанрообразующими признаками, которые формируются этим образом, являются «его информированность об описываемых фактах, событиях и проявлениях не только внешней, но и внутренней жизни, максимальная заинтересованность в освещаемом, субъективность, своеобразная «презумпция правоты», связанная с утверждением справедливости именно своих оценок и суждений» [10, с. 11]. А. Галич в этом контексте говорит также о концептуальности как одном из основных признаков автобиографического жанра [11].

Многим автобиографическим текстам присуща также психологичность, самоаналитич-ность, саморефлексивность и другое.

На современном этапе мы можем говорить про существование классической автобиографики, в которой сохраняется большое количество обязательных структурно-композиционных черт конструирования автобиографического текста; и экспериментальных автобиографий, авторы которых занимаются не столько ретроспективным отображением своего действительного жизненного пути, сколько поиском новых форм автобиографического самовыражения, при этом чаще всего речь идет об экспериментах с формой автобиографического повествования, в то время как обязательные и факультативные структурные элементы сохраняются в полной мере.

Как верно отмечают многие исследователи этого жанра, автобиография - это «и замкнутый (композиционно) документ, и разомкнутый (хронологически и содержательно), поскольку не может представлять завершенный жизненный путь» [9, с. 152-153]. Как писал М. Бахтин: «В переживаемой мною изнутри жизни принципиально не могут быть пережиты события моего рождения и смерти» [6, с. 98], а следовательно, -автобиографический «самоотчет-исповедь принципиально не может быть завершен» [6, с. 132].

Традиционной схемой построения автобиографического текста является логически последовательное, хронологическое, прозаическое описание жизненного пути автобиографа от момента его рождения до определенного этапа его жизнедеятельности.

Типичными структурно-тематическими блоками, при этом, являются: «родословная», то есть небольшой экскурс в прошлое своей семьи; «детство», «отрочество», «юность», которые являются важными этапами становления и развития человеческого Я; тесно связанные с ними, «воспитание» и «образование», которые в значительной степени формируют личность автобиографа; «зрелая жизнь», с ее неизбежными составляющими «профессиональная жизнь», «общественная жизнь», «внутренне интеллектуальная жизнь», «повседневная жизнь», «семейная жизнь», «внутренне эмоциональная жизнь» и тому подобное.

Упомянутые структурно-тематические блоки, как правило, присущи большинству автобиографических текстов (как традиционных, так и экспериментальных), другое дело, что различной является полнота их освещения. Как отметил российский ученый В. Безрогов: «Соотношение частей текста, роль того или иного периода жизни для воссоздания общей картины «пути героя», определяется целями и мотивами фиксации обстоятельств жизни и трансформации их в цельный текст» [9, с. 152]. «Если «поиск себя» ведут исходя из начала, то большое значение придается детству и юности. Если нет, то детство не акцентируется. Если целью рассказа выступает персональная история, то вновь у периода детства есть шанс занять много страниц в тексте. Если же в центре внимания корпоративная история, то начальные разделы приобретают характер генеалогии либо семейной хроники, и рассказчик идентифицирует себя через принадлежность к роду. Если в центре внима-

ния профессиональное становление, то «отпадает» все иное, и т. д.» [9, с. 152], - подмечал ученый.

Согласно теории французского исследователя Ф. Лежена, обязательным структурным элементом любой автобиографии является «автобиографическое соглашение» (1е рас1е autobiographique), которое прямо указывает на автобиографические намерения автора. Автобиографическое соглашение, по мнению ученого, имплицитно либо эксплицитно присуще всем без исключения автобиографическим текстам, о чем он неоднократно писал в своих литературоведческих работах разных лет [1; 2]. Именно наличие этого вида соглашения помогает выделять автобиографии из общего потока автодокументальных и просто художественных текстов, написанных от первого лица.

В автобиографическом соглашении автор, как правило, декларирует идентичность трех текстовых инстанций - автора, нарратора и главного действующего лица. Автор обязуется говорить только правду о своей собственной жизни, хотя довольно часто и делаются авторские примечания о том, что у каждого человека своя правда, и в случае автобиографии речь идет больше о субъективном авторском понимании того, что есть правда; в ряде случаев прописывается обещание не лгать, по крайней мере, сознательно. «Истина здесь куда интереснее самого захватывающего вымысла» [12, с. 207], - объяснял в послесловии особенности своей автобиографии украинский академик Д. Затонский.

Автобиографическое соглашение далеко не всегда выступает цельным структурно-тематическим блоком. В большинстве случаев речь идет о дискретных сегментах, среди которых можно выделить как элементы паратекста (заглавия, жанровые индикаторы, преамбулы, послесловия, названия разделов и подразделов автобиографического текста, примечания), так и отдельные части основного авторского текста (его начальные позиции, автокомментарии по ходу текста), которые прямо либо косвенно указывают на автобиографические интенции автора.

Дискретными являются также тематические блоки «автопортрет», «автогеография» и «автокомментарий», которые присущи большинству автобиографий.

Под автопортретом мы подразумеваем совокупность вербализированных описаний автобиографом своих внешних (физических)

и внутренних (морально-психологических) характеристик.

Существует два вида автопортрета - про-зопографический, в котором автор представляет свой внешний физический портрет; и это-логический, который дает представление о характере, привычках, нравах и тому подобное автобиографа.

В обоих случаях речь идет не о статических, а о динамических автопортретах. Автобиограф, как правило, показывает себя в процессе развития, воссоздавая свой автопортрет от первых детских воспоминаний о себе до физических и морально-психологических автохарактеристик на момент создания автобиографии.

Особенностью автобиографических автопортретов является то, что чаще всего автобиографы в своих произведениях отображают свои этологические автопортреты, в то время как про-зопографические довольно редко упоминаются.

Одним из возможных вариантов объяснения этого феномена является то, что самому человеку довольно трудно, а иногда и вовсе невозможно, дать себе адекватную характеристику. Походка, манера держаться, смены выражения лица в тот или иной момент говорения, восприятия различной информации, внешняя экспрессия, - все это в большинстве случаев остается недоступным человеческому видению.

Как точно подметил М. Бахтин, «собрать себя в сколько-нибудь законченное внешнее целое сам человек не может, переживая жизнь в категории своего Я» [6, с. 37]. По мнению ученого, «дело здесь не в недостатке материала внешнего видения - хотя и недостаток чрезвычайно велик, - а в чисто принципиальном отсутствии единого ценностного подхода изнутри самого человека к его внешней выраженности; никакое зеркало, фотография, специальное наблюдение над собой здесь не помогут; в лучшем случае мы получим эстетически фальшивый продукт, корыстно созданный с позиции лишенного само-стояния возможного другого» [6, с. 37].

Поэтому, если автобиограф и составляет свой прозопографический автопортрет, то речь идет в основном о внешне осязаемых физических характеристиках, как например: рост, вес, цвет глаз, волос, другие внешние данные, которые можно проследить, благодаря созерцанию себя в зеркале, рассматриванию личных фотографий и тому подобное.

Значительно чаще автобиографы обращаются к своим этологическим автопортретам, поэтапно исследуя эволюцию своего характера, описывая свои привычки, типичные психические и психологические состояния. По мнению французского литературоведа Ж.-П. Миро, именно внутреннее содержание автобиографа и должно интересовать его в первую очередь, так как отображение своего внутреннего прогресса и мутации и есть основной задачей автобиографа и автобиографии как жанра [4, с. 45].

К разряду дискретных тематических блоков относится также «автогеография». Автогеография являет собою совокупность автогеоби-ографических просторов, которые прямо или косвенно связаны с жизнью автобиографа. Родные места, места учебы, работы, различных поездок, профессионального либо личного характера и тому подобное, в своей совокупности создают целостную картину автогеобиографичес-кого простора автобиографа.

Довольно часто мы имеем дело с непосредственным влиянием тех или иных локусов на жизненный путь автобиографа. Большие, многолюдные города, живущие по своим законам и не писаным правилам, также как и небольшие, ведущие размеренный образ жизни, населенные пункты, одинаковой мерой могут приводить к значительным трансформациям человеческого Я. Они могут коренным образом изменять человеческую судьбу, а, следовательно, и жизненный путь человека.

Тенденцией последних лет является выведение автогеографии из разряда дискретного тематического блока автобиографии в самостоятельный автодокументальный жанр автогеобиографию, со своими жанрообразующими признаками и собственной историей развития.

Характерным для большинства автобиографий является дискретный тематический блок «автокомментарий», который в данном контексте можно определить как совокупность авторских внутритекстовых комментариев.

Автокомментарии могут быть двух видов. В первом случае речь идет об автокомментировании своей профессиональной, творческой и т. п. деятельности. Некоторые современные исследователи применительно к этому виду ав-

токомментариев используют также термин «ав-тотематизм», введенный польским литературоведом Б. Бакулой.

Во втором случае мы говорим про непосредственно метатекстовые автокомментарии, которые комментируют сам текст, в процессе его написания. Тем самым автор перебирает на себя роль критика и обращает внимание читателей на важные, по его мнению, текстовые моменты, которые читатель может не знать, не заметить либо неправильно истолковать.

Также как и автопортрет, и автогеография, которые все чаще бытуют как самостоятельные автодокументальные жанры, автокомментарий может выходить за узкие границы тематического блока в составе автобиографии и существовать как отдельный автодокументаль-ный жанр.

Таким образом, автобиография как «воссоздание истории индивидуальной жизни, позволяющей, «создавая текст, создаваться самому» и преодолевать время (и более того -смерть), принципиально ретроспективной организацией повествования, идентичностью автора и повествователя или повествователя и главного героя» [10,с. 12-13]является своеобразным и постоянно эволюционизирую-щим жанром литературы личных воспоминаний. Несмотря на множество типологических форм и жанровых разновидностей, она имеет ряд общеобязательных структурных элементов, которые помогают идентифицировать ее как самостоятельное жанровое образование. И одним из таких устойчивых жанрообразующих элементов является наличие в тексте автобиографии общепринятых тематических блоков, как например: «родословная», «детство», «отрочество», «юность», «воспитание», «образование», «зрелая жизнь», «профессиональная жизнь», «общественная жизнь», «внутренне интеллектуальная жизнь», «повседневная жизнь», «семейная жизнь», «внутренне эмоциональная жизнь», «автопортрет», «автогеография» и «автокомментарий». Упомянутые блоки в своей совокупности воссоздают более-менее целостное представление о жизни автобиографа, об эволюции его внутреннего и внешнего Я.

25.11.2013

Список литературы:

1. Lejeune, Ph. Le pacte autobiographique [Texte] / Ph. Lejeune. - Paris: Seuil, 1975. - 355 p.

2. Lejeune, Ph. Signes de vie: le pacte autobiographique 2 ^exte] / Ph. Lejeune. - Paris: Seuil, 2005. - 278 p.

3. Olney, J. Memory and narrative: the weave of life writing ^exte] / J. Olney. - Chicago: University of Chicago Press, 1998. - 446 p.

4. Miraux, J.-P. L’autobiographie: Ecriture de soi et sincmitt ^exte] / J.-P. Miraux. - 3me td. - Paris: Armand Colin, 2009. - 128 p.

5. Gusdorf, G. Lignes de vie 2: auto-bio-graphie ^exte] / G. Gusdorf. - Paris: Odile Jacob, 1991. - 504 p.

6. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - 2е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

7. Шайтанов, И. О. Как было и как вспомнилось (современная автобиографическая и мемуарная проза) [Текст] / И.О. Шайтанов. - М.: Знание, 1981. - б4 с.

8. Златар, А. Автобиография глазами исследователей средневековья [Текст] / А. Златар // Автоинтерпретация: сборник статей / Под ред. А. Б. Муратова, Л. А. Иезуитовой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - С. 33-54.

9. Безрогов, В. Г. Автобиография и история [Текст] / В. Г. Безрогов // Хеннингсен, Ю. Автобиография и педагогика / Ю. Хеннингсен. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - С. 133 - 180.

10. Николина, Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы [Текст] / Н. А. Николина. - М.: Флинта, 2011. - 424 с.

11. Галич, О. А. Українська документалістика на зламі тисячоліть: специфіка, ґенеза, перспективи [Текст] / О. А. Галич. -Луганськ: Знання, 2001. - 24б с.

12. Затонский, Д. История одной судьбы / Д. Затонский. - К.: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2007. - 35б с.

Сведения об авторе:

Черкашина Татьяна Юрьевна, доцент кафедры романо-германской филологии Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, кандидат филологических наук, доцент 91011, Украина, г. Луганск, ул. Оборонная, 2, каб. 1-404, тел. 8 (0б42) 554491, e-mail: rgf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.