2. Кей, Джек. Роль СМИ и общественного мнения в гражданском обществе / Джек Кей // http://www.nscs.ru/docs/biblio/Jack_Key.pdf.
3. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса [Текст] / Л. Фестингер. - СПб., 1999.
4. Katz, E. Communication Research and the Image of Society [Текст] / E. Katz // American Journal of Sociology. - 1960. - Vol. 65.
5. Katz, E. Mass Communication Research and the Study of Culture [Текст] / E. Katz // Studies in Public Communication. - 1959. - Vol. 2.
6. Katz, E. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communications [Текст] / E. Katz, P. F. Lazarsfeld. - Glencoe, 1955.
7. McCombs, M The Agenda-Setting Function of Mass-Media [Текст] / M. McCombs, D. Shaw // Public Opinion Quarterly. - 1972. - Vol. 36. - № 3.
8. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение: Открытие спирали молчания [Текст] / Э. Ноэль-Нойман ; пер. с нем. - М., 1996.
9. Дьякова, Е. Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу [Текст] / Е. Г. Дьякова // Полис. - 2003. - № 3.
10. Media Agenda-Setting in the Presidential Election [Текст] / M. McCombs, Ch. Eyal, D. Graber, D. Weaver. - N.Y., 1981.
11. Политическая имиджелогия [Текст] / под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной [и др.]. -М., 2006.
12. Lazarsfeld, P. The People’s Choice [Текст] / P. Lazarsfeld, B. Berelson, H. Gaudet. - N.Y., 1944.
Ya.M. Bahaeva
Basic Strategies of Ethnic
Immigrants Adaptation
and Integration into the Accepting
Modern Russian Society
The article considers of the basic strategies of ethnic immigrants adaptation and integration into a new society. The author shows that the strategies are not ideal, and in practice are used by various immigrants in various combinations at different stages of their life.
Key words and word-combinations: adaptation; integration strategy; ethnic migrants; segregation; receiving society.
Статья посвящена рассмотрению основных стратегий адаптации и интеграции этнических иммигрантов в новое общество. Показывается, что стратегии не являются идеальными, а используются в реальной практике различными иммигрантами в тех или иных сочетаниях на разных этапах их жизни.
Ключевые слова и словосочетания: этнические мигранты; принимающее общество; стратегии интеграции; адаптация; сегрегация.
УДК 3/6.347-054.72(470+571 )
ББК 60.54(2Рос)
Я.М. Бахаева
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ ИММИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРИНИМАЮЩЕМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Российскому обществу в настоящее время присуще увеличение этнической мозаичности. Первая причина заключена в типе воспроизводства: для современных славянских народов характерна низкая рождаемость, в то время как у народов, традиционно относимых к мусульманской и буддийской культурам, наблюдается иная тенденция. Вторую причину можно увидеть в достаточно высо-
ком притоке на территорию России в поисках работы населения из республик Средней Азии и Казахстана, Китая, Вьетнама и Кореи. Российская Федерация является центром притяжения преимущественно населения из стран СНГ (в разной степени), в которых проживает 25 млн этнических русских, интересы которых Россия должна учитывать в своей внешней политике.
Легальная иммиграция в Россию сегодня практически стабилизировалась: ежегодная численность приезжающих составляет примерно 300 тыс. чел. Основной людской поток (почти две трети) идет из Средней Азии (большая часть из Казахстана). Каждый пятый приезжий - из Украины. Некоторые территории, например Волгоградская, Оренбургская области, превращаются в зону повышенного притока мигрантов. В связи с этим можно констатировать наличие определенной угрозы для принимающего российского общества. В частности, больше всего рабочих-нелегалов (по оценкам экспертов МВД - около 5 млн чел., по другим - до 10 млн) приезжает из стран СНГ, с которыми Россия установила безвизовый режим. На их долю ежегодно приходится около 35 тыс. преступлений. Большая часть приезжих (до 90%) считают, что их материально притесняют, недоплачивая за труд, вследствие чего они проживают «в бедности».
В результате распада Советского Союза большинство крупных городов России оказались в эпицентре миграционных процессов, которые представляют собой социальное взаимодействие населения отпускающего общества, собственно мигрантов и населения принимающего общества. В течение последнего десятилетия в Россию идет поток малообразованных мигрантов, привносящих элементы своей культуры в принимающее общество и в то же время размывающих культуру собственного традиционного общества.
На формирование среды для потенциальных этнических конфликтов влияет наличие социальной или политической заинтересованности в обострении межэтнических отношений. Предположительно, на возникновение напряженной обстановки в обществе определенное воздействие оказывает не столько само изменение в этническом составе населения, сколько его внешние проявления. В ряде случаев отмечается сознательное провоцирование властями и средствами массовой информации различного рода этнофобий.
Очевиден слишком быстрый темп изменений этнического состава населения, что тоже добавляет напряженности в рассматриваемой сфере. В большинстве регионов России со стороны как принимающего общества, так и мигрантов отчетливо прослеживается завышенная самооценка, проявляющаяся у первых в предвзятом отношении к представителям иной культуры, а у вторых - в сформировавшейся в их сознании отрицательной установке к интеграции в местное сообщество. Это способствует возникновению повышенной конфликтности и приводит к понижению толерантности в обществе. Большая часть проблем в области политики, экономики и социальной сферы сводится к поиску причин, лежащих в сфере этничности и межнациональных отношений. Практически на все аспекты социальных контактов накладывается определенный отпечаток -этничность, которая в первую очередь затрагивает этнических иммигрантов.
По данным опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады в июле 2000 г. (репрезентативная выборка по России - 2107 чел.), этническая
принадлежность играет определяющую роль в характеристике отношений «свой -чужой». У россиян наблюдается относительно устойчивое нейтральное отношение к украинцам, молдаванам, однако в отношении других иммигрантских этнических групп доминируют раздражение, неприязнь, недоверие и страх: к выходцам из Закавказья - у 51% респондентов, к приезжим из Средней Азии - у 48%, к китайцам - у 45% опрошенных. Доля относящихся с симпатией, интересом к представителям названных этнических групп варьировалось в пределах 2-3% [1].
Факторы роста этно- и мигрантофобий не могут быть объяснены однозначно. Как и все фобии, они, по существу, производны от страхов утраты «ресурсов» и «собственной идентичности». Причины антимигрантских настроений заключаются, во-первых, в том, что приезжие способствуют возникновению конкуренции на рынке труда и жилья; во-вторых, среди мигрантов встречаются и преступники, в том числе наркоторговцы, и лица, преследующие иные асоциальные цели; в-третьих, отличительной чертой большинства приезжих выступает их клановость, закрытость, вытекающая из иных культурных и национальных традиций, норм поведения, не сообразующихся с нормами и традициями принимающего общества.
Важным условием формирования этнокультурных (этносоциальных) барьеров между иммигрантами и принимающим обществом является отторжение прибывшего населения. Особую роль играет также и готовность иммигрантов преодолевать эти барьеры, приспосабливаясь к новому социуму. Такого рода установки со стороны мигрантов предопределяют следующие факторы.
Прежде всего, доступность важнейших составляющих социальной среды (рынки занятости, жилья, образования, социального, культурного обслуживания); социокультурная дистанция между принимающим и посылающим обществом; этнокультурные особенности групповой самоорганизации, производные от специфики социальной организации и традиций посылающего общества; различия в установках на адаптацию различных групп мигрантов, определяемые соотношением в миграционном потоке временных трудовых мигрантов и мигрантов, ориентированных на постоянное проживание в данном конкретном месте; исторически сложившийся групповой опыт выживания в инокуль-турной среде, особенно городской; развитость и доступность для мигрантов формальных и неформальных сетей взаимодействия.
Для приезжих - представителей мусульманской культуры создаются достаточно благоприятные условия, выражающиеся в том, что осуществляется постройка мечетей, появляются специализированные магазины, где мусульмане могут купить «разрешенную Аллахом еду» - халяль, открываются специальные родильные дома и другие медицинские учреждения для мусульман.
Т.Н. Юдина предложила некоторые стратегии интеграции [2].
Включение представляет собой взаимное признание и обоюдную адаптацию как со стороны принимающего общества, так и мигрантов. Результатом данного процесса выступает общая культура с небольшим разнообразием. Если культуры первоначально не рассматриваются как паритетные друг относительно друга, это приводит к ассимиляции, маргинализации или сегрегации.
Стратегия плюрализма требует взаимного признания при принятии и создании культурного разнообразия. Различные культурные группы, как и в первом
случае, являются паритетными друг относительно друга, что дает возможность равного доступа в достижении социального статуса. Однако из-за того что различные культурные группы продолжают существовать, риск появления иерархической зависимости велик. Это может привести к сегрегации.
Сегрегация требует, чтобы общество приема имело максимум толерантности и уважения к иммигрантам и таким образом подтверждало их право на культурную автономию, формирование культурных групп, но это в свою очередь ведет к социальному неравенству.
Трудности ассимиляции для иммигрантов связаны с требованием односторонней утраты ими своей культуры и принятия норм и правил местного населения. В случае значительной дифференциации власти и негативного отношения местного населения к иммигрантам может иметь место принудительная ассимиляция. Это означает, что принимающее общество не признает право иммигрантов на какие-либо культурные отличия. При этом, если даже культурная однородность и достигается, иммигранты продолжают пребывать в более низких стратах общества в течение жизни не одного поколения.
Апартеид разрешает культурное разнообразие в большей, чем принудительная ассимиляция, степени, но обусловливает социальное неравенство. Местное население и иммигранты отделены друг от друга во всех системах общества.
Наиболее сильное и радикальное непринятие групп иммигрантов проявляется в этнической чистке (вплоть до физической ликвидации). В случае этнической чистки не признаются никакие права иммигрантов.
Маргинализация лишает иммигрантов возможности формировать отличительную культурную группу, так как данная культура рассматривается как второстепенная. Одновременно в отношении иммигрантов создаются барьеры для равного доступа к достижению социальных статусов. Но еще более важно, что иммигранты не принимаются как члены нового общества, так как оно предполагает, что иммигранты не могут отойти от своей культуры, но и не могут стать представителями новой.
Стратегия индивидуализма состоит в том, чтобы подтвердить разнообразие индивидов. Иммигрант рассматривается как потенциально независимый от культурной группы индивид, поэтому он свободен в выборе норм и правил поведения.
Все упомянутые стратегии интеграции, за исключением принудительной ассимиляции, апартеида и этнической чистки, уместны при определении стратегий интеграции самих иммигрантов. При этом, с одной стороны, необходимо оценивать, действительно ли сами иммигранты хотят достигнуть равного положения и культурного признания через коллективные или индивидуальные стратегии интеграции. С другой - необходимо дифференцировать стратегии по отношению к ним общества приема. Когда принимающее общество не признает равного объединения или культурного признания, иммигрантские стратегии будут вести к сегрегации или маргинализации, которые не являются стратегиями интеграции в прямом смысле. Однако некоторые иммигранты могли бы предпочесть сегрегацию индивидуальным моделям интеграции из-за опасения потерять свою идентичность и привлекательность этнических сообществ. Маргинализация является наименее желательной стратегией интеграции, которая
не выбирается сознательно, но часто возникает как результат несовместимых ожиданий иммигрантов и местного населения [2, с. 63-66].
Названные шесть стратегий интеграции самих иммигрантов в новое общество не являются идеальными типами, а используются в реальной практике иммигрантами в различных сочетаниях на разных этапах их жизни.
Добровольная сегрегация общин этнических мигрантов, или, по терминологии М. Саввы, «капсулирование», чаще всего является осознанной стратегией адаптации к принимающему обществу, обусловленной низким уровнем готовности миг-рантской общины к интеграции с местным сообществом [3, с. 148]. Как отмечает Н. Маликова, «для отдельных этнических меньшинств мигрантов характерно это состояние принципиальной аномии, когда они - чужаки в обществе, объект ксенофобии со стороны представителей этнического большинства. Это не только их положение в обществе, но и групповое мировоззрение, обособляющее их в изолированную либо слабо адаптированную этническую общину. Полноценная межэтническая интеграция в общество для них недосягаема вследствие известных нормативно-правовых ограничений или этнодискриминационной правоприменительной практики» [4, с. 6]. Вероятно, роль группового мировоззрения в данном случае не менее важна, чем давление внешней среды, институциализирующей существование «группы париев». Разумеется, это выбор части мигрантов. Во всякой общине этнических мигрантов имеются и те, кто осознанно стремятся интегрироваться в принимающее общество и дистанцируются от соотечественников.
Как показывают некоторые исследования, стратегия на интеграцию / сегрегацию обусловлена не только этнической принадлежностью мигрантов. Важную роль играет, например, гендерная принадлежность: женщины-мигранты быстрее и проще мужчин встраиваются в новую социокультурную реальность, заботясь о семье, а не о собственном статусе [5, с. 336]. Решающее значение при этом играет тип миграционного поведения - ориентация на постоянное проживание или заработки (временная трудовая миграция).
Сегрегация этнических иммигрантов, тем более добровольная, предполагает для них создание «буферной зоны», воспроизводящей социальные связи и сети, традиционную культурную среду, что наиболее характерно для тех этнических общин, традиции, культура, сложившиеся нормы поведения которых существенно отличаются от бытующих у местного населения. Классический пример -китайцы, во всех мегаполисах мира замыкающиеся в своей общине.
Для большинства этнических культур Северного Кавказа и Закавказья, а также Средней Азии и ряда культур Юго-Восточной Азии характерна значимая роль этнической общины в формировании социальных связей, иерархии и самооценки отдельных представителей этой общины. Важно и то, что в ряде культур посылающих обществ миграция осуществляется вследствие решения семьи, рода. Интеграционная буферная среда этих этнических групп воспроизводит традиционные, привычные системы общинных связей. Без них иммигрант чувствует себя как бы вне социума [2, с. 67].
Утверждающаяся сегрегация выступает, с одной стороны, стратегией общины, с другой - результатом политики принимающего общества. И здесь дело не только в нескладывающихся отношениях, а в действенности социальных,
М.А. Подсумковэ
экономических, культурных институтов, призванных обеспечивать социализацию и последующую интеграцию населения.
Социальное взаимодействие в системе «этнические мигранты - население принимающего общества» происходит на межличностном и на социальногрупповом уровнях. В связи с этим требуется разработка и применение определенных способов и форм пребывания и поведения мигрантов в принимающем обществе, заключающихся в изменении самоидентификации, ценностных ориентаций, ролевого поведения мигранта, а также принятие местным населением роли активного партнера и субъекта, который, несмотря на взаимодействие с мигрантами на основе своих правил, в то же самое время чутко реагирует на то, чем и как воздействуют на него мигранты.
Библиографический список
1. Левада, Ю. А. От мнений к пониманию: социологические очерки 1993-2000 [Текст] / Ю. А. Левада. - М., 2000.
2. Юдина, Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления [Текст] / Т. Н. Юдина. - М., 2003.
3. Савва, М. В. Пресса, власть и этнический конфликт (взаимосвязь на примере Краснодарского края) [Текст] / М. В. Савва, Е. В. Савва. - Краснодар, 2002.
4. Маликова, Н. Этносоциальные проблемы конфликтогенности миграции в современной России: Научный доклад [Текст] / Н. Маликова. - М., 2004.
5. Бритвина, И. Жизнь мигрантки в моногороде [Текст] / И. Бритвина, М. Киблицкая. - М., 2004.
M.A. Podsumkova Territorial Public Self-Government Bodies Activity Efficiency Assessment
The article analyses the main problems of TPS bodies' activity. Special attention is given to the assessment of the degree of the citizens' awareness about TPS bodies.
Key words and word-combinations: territorial public self-government; TPS bodies; activity efficiency; questionnaire design.
Анализируются проблемы оценки деятельности органов территориального общественного самоуправления. Особое внимание уделяется определению степени осведомленности жителей об органах территориального общественного самоуправления.
Ключевые слова и словосочетания: территориальное общественное самоуправление; органы территориального общественного самоуправления; эффективность деятельности; анкетирование.
УДК 352 ББК 67.401
М.А. Подсумкова
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Те
ерриториальное общественное самоуправление (ТОС) является одним из составных элементов местного самоуправления, которое осуществляется на части территории муниципального образования. Это наиболее доступная форма участия населения в осу-