Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЗДАНИЕ НОВОГО БИЗНЕСА / ПОКУПКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Екатерина Сергеевна

В статье раскрыты основные способы оформления малого бизнеса в России. Представлены особенности организации нового предприятия и покупки уже действующего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ»

УДК 334.012.64:658(470)

Матвеева Е. С.

Matveeva E.S.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ BASIC WAYS OF REGISTRATION OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

В статье раскрыты основные способы оформления малого бизнеса в России. Представлены особенности организации нового предприятия и покупки уже действующего.

The article describes the main ways of registration of small business in Russia. It is reported about the features of the organization of a new enterprise and buying of the existing business.

Ключевые слова: малое предпринимательство, создание нового бизнеса, покупка действующего предприятия, организационные проблемы.

Key words: small business, new business creation, purchase of existing businesses, organizational problems.

На современном этапе малый бизнес играет значимую роль в формировании российской экономики, в создании и реализации востребованных товаров и услуг. Предпринимательство - древнейшее определение деятельности, связанной не только непосредственно с жизнедеятельностью людей, но и с развитием человеческого общества и государства в целом. Опыт веков свидетельствует, что «промышленность отечественная и торговля внутренняя - суть главные источники богатства государственного» [2, с. 20]. Малое предпринимательство - это сектор экономики, деятельность которого включает в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия. Малый бизнес является фундаментом рыночной экономики, потому что он мобилен, создает конкуренцию, быстро реагирует на любые изменения ситуации, создает дополнительные рабочие места.

В малом бизнесе предприятия развиваются в условиях конкурентной борьбы. Так как на рынке присутствует много участников, предприятиям приходится постоянно следить за изменениями рынка, адаптироваться к ним. Предприниматель обязан вовремя замечать изменения, своевременно совершать действия, способные вывести его бизнес на новый уровень развития, соответствующий состоянию рынка, иначе он проиграет в битве конкурентов и дальнейшая борьба за прибыль будет для него закрыта. В условиях конкуренции активно и свободно развиваемого малого бизнеса небольшие предприятия способны создавать необходимую насыщенность рынка товарами и услугами, поддерживать устойчивый уровень цен. Главным отличием малого бизнеса является подвижная конкурентная среда, которой не хватает крупным монополистам, отчего страдает качество производимой продукции и отстает процесс внедрения новых технологий.

В ходе организации малого бизнеса в России предприниматели сталкиваются с рядом проблем, не решив которые, невозможно развиваться дальше. Но после их решения появляются другие, возникающие в процессе деятельности предприятия. Успешность такого вида бизнеса целиком зависит от руководства предприятия и принимаемых им решений. Создавая свое дело, бизнесмену необходимо обладать жизненным опытом, материальной базой, предпринимательскими способностями.

На современном этапе государство всемерно поддерживает малый бизнес, издавая нормативно-правовые акты, снижая налоговую нагрузку и ставки отчислений во внебюджетные фонды Российской Федерации, субсидируя предпринимателей.

Принимая решение о создании предприятия, бизнесмены сталкиваются с вопросом: начинать дело с нуля или купить уже действующее. Но нужно учитывать при выборе, что и у того, и другого есть свои особенности. Самое главное, о чем должны помнить предприниматели, - нужно знать все о направлении бизнеса, которым собираешься заниматься. Отсутствие знаний может создать дополнительные проблемы на всех стадиях функционирования предприятия.

Начиная бизнес с создания нового предприятия, предприниматель должен разработать концепцию дела, в которой важно оценить такие личные качества, как новаторство, ответственность, уровень образования, опыт работы и другие. Также необходимо проанализировать риск, возникающий в процессе предпринимательской деятельности. Далее предпринимателю следует оценить идею бизнеса: в какой мере она конкурентная, рентабельная, прибыльная; идея должна быть основана на личностных предпочтениях предпринимателя и отраслевых тенденциях рынка. После этого разрабатывается стратегия дела, в которой ставятся цели и задачи, также проводится финансовая оценка стратегии дела. На первоначальном этапе разработки концепции дела все действия носят теоретический характер: нужно изучить рынок выбранного товара или услуги, конкурентов и их продукцию, исследовать спрос на продукцию, выбрать местоположение предприятия, найти помещение, подобрать необходимое оборудование.

После того как разработана концепция дела, предприниматель приступает к организационным мероприятиям: осуществляет выбор способа ведения бизнеса (единоличный или коллективный) и организационно-правовой формы предприятия, определяет состав учредителей. На этом этапе происходит подбор кадров, выбираются методы управления (экономические, организационно-распорядительные, правовые, социально-психологические). Следующим мероприятием на этом этапе будет общее собрание совета управления, на котором разрабатываются и утверждаются учредительные документы для малого предприятия, назначается генеральный директор, председатель организационной комиссии, главный бухгалтер. После всех назначений оформляется первый протокол общего собрания, договор о создании. После оплаты государственной пошлины за регистрацию и уставного капитала (не менее 50 % от общей суммы) открывается временный (накопительный) счет в банке и регистрируется предпринимательская деятельность, при необходимости нужно провести лицензирование бизнеса. На этом заканчиваются организационные мероприятия, и бизнес начинает работать.

Создание нового бизнеса завершается формированием системы управления предпринимательской деятельностью. На этом этапе проводятся завершающие детальные маркетинговые исследования, тестирование рынка, демонстрация продукции, изучение каналов движения товаров, разработка рекламы и другое. Составляется бюджет и прогноз движения финансов, выявляются источники финансовой поддержки бизнеса. Управление предпринимательской деятельностью подразумевает управление хозяйственной, закупочной деятельностью, товарно-материальными запасами, доступом к сырью, установление связей с другими предприятиями, управление качеством и ценовой политикой, рисками и страхованием предпринимательской деятельности, финансовый мониторинг на разных этапах развития малого бизнеса.

Развитие малого бизнеса, открытого как новое предприятие, зависит от степени разработанности дела, грамотности организационных мероприятий, но больше всего дальнейшее развитие опирается на своевременное, правильное, предприимчивое управление предпринимательской деятельностью.

Предприниматель на современном этапе при наличии у него материальных, финансовых и других возможностей может купить действующее предприятие. При покупке готового бизнеса предпринимателю необходимо действовать по примерному плану, который включает в себя шесть этапов:

1) поиск подходящего предприятия;

2) оценка состава и стоимости продаваемого предприятия (или его части);

3) составление и подписание договора продажи предприятия;

4) письменное уведомление кредиторов продаваемого предприятия;

5) передача предприятия продавцом покупателю;

6) переход права собственности на предприятие.

На каждом этапе покупки готового бизнеса предпринимателю необходимо знать определенные особенности, с которыми он может столкнуться во время подготовки и реализации сделки по покупке предприятия. Так, на первоначальном этапе необходимо определиться с товарами или услугами, которые соответствовали бы способностям, желаниям, умениям и квалификации бизнесмена, покупающего предприятие. Анализ рынка продающихся предприятий в интересующей предпринимателя сфере поможет выбрать именно тот готовый бизнес, который соответствует его возможностям. При поиске подходящего предприятия на первоначальном этапе нужно выяснить у продавца причины продажи выбранного предприятия.

На этапе оценки состава и стоимости продаваемого предприятия главной особенностью является составление и рассмотрение продавцом и покупателем акта инвентаризации, бухгалтерского баланса, а также заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, перечня всех обязательств, включаемых в состав предприятия, с обязательным указанием кредиторов, характера, размера и срока их требований.

После оценки состава и стоимости предприятия составляется договор продажи, в котором указывается состав и стоимость продаваемого предприятия, к договору прикрепляется обязательное приложение, содержащее данные, полученные при оценке и составе продаваемого предприятия. Этот договор подлежит обязательной регистрации и считается заключенным с момента регистрации. Выявленные кредиторы должны быть письменно проинформированы о продаже предприятия, при этом они имеют право в течение трех месяцев со дня уведомления потребовать досрочного исполнения продавцом обязательств или признания договора продажи предприятия недействительным. Кредитор обязан в письменном виде сообщить продавцу и покупателю о согласии на перевод долга. Без этого согласия договор о продажи предприятия является недействительным.

Передача предприятия продавцом покупателю заключается в составлении продавцом и представлении на подписание передаточного акта, в котором указаны данные о составе передаваемого предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже, сведения о выявленных недостатках передаваемого имущества. Покупатель может потребовать уменьшения покупной цены предприятия, если эти сведения не были указаны в договоре продажи предприятия. Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. Заканчивается покупка бизнеса государственной регистрацией права собственности на предприятие непосредственно после передачи предприятия продавцом покупателю.

Различные способы открытия предпринимательской деятельности имеют свои преимущества и недостатки. Так, при покупке уже существующего предприятия преимуществами являются действующий способ ведения бизнеса, сформировавшаяся репутация предприятия, а недостатками - возможное наличие долгов у приобретаемого предприятия, несоответствие цены приобретаемого предприятия его реальной стоимости. При создании нового предприятия предприниматель имеет возможность реализовать собственные идеи, проявлять свободу и независимость в принятии решений, может

осуществлять контроль, создавать новые рабочие места, получать высокие доходы - все это преимущества данного способа. Недостатками являются следующие факторы: потребность в стартовом капитале (затраты выше, чем при других способах), неустойчивый доход, большой риск, большая загруженность предпринимателя на первоначальном этапе создания бизнеса.

Принимая решение о создании предприятия, предпринимателю необходимо учитывать не только особенности оформления бизнеса, но и собственные возможности. Простого желания стать бизнесменом недостаточно, нужно принимать во внимание финансовое состояние будущего бизнесмена, его предпринимательские навыки и личностные качества, оценить имеющиеся знания, способности к непрерывному обучению, жизненный опыт, который поможет ему в процессе организации бизнеса и его производственной деятельности. Целеустремленный и грамотный предприниматель, нацеленный на результат, способен организовать и достойно вести бизнес, получая стабильную прибыль в любых условиях.

Литература

1. Балашевич М. И., Быкова Т. П. Экономика и организация малого бизнеса. Мн. : БГЭУ, 2012. 334 с.

2. Зайцева Г. В. Исторические факты развития предпринимательства и налогообложения в России // Современное развитие малого бизнеса : материалы II Всерос. профессиональн. конф. с международ. участием. Челябинск : Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина, 2014. С. 20-26.

3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 08 июля 2001 г. № 129-ФЗ по состоянию на 24 сентября 2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Франовская Г. Н. Малый бизнес : учеб. пос. Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2007. 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.