Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология
2016. Вып. 4 (43). С. 91-102
Колпакова Марианна Юрьевна канд. психол. наук, Психологический институт РАО [email protected]
Основные современные подходы в психологии морального развития
М. Ю. Колпакова
Статья посвящена анализу современных подходов к моральному развитию (moral development). Рассматриваются основные современные психологические подходы к моральному развитию: когнитивный, психоаналитический, социального научения, просо-циального развития, личностные подходы.
Выделена основная проблема в области моральной психологии — проблема мотивации морального поведения — и проанализированы предлагаемые пути ее решения. Теории морального развития долгое время фокусировались на изучении роли морального мышления и эмоций в моральном развитии, в настоящее время развиваются более интегра-тивные подходы. Несмотря на существование множества различных подходов, понимание того, как мораль становится частью структуры личности, до сих пор не выработано. Представления о способах решения проблемы моральной мотивации определяются метатеоретическими основаниями различных подходов. на основании анализа мета-теоретических оснований теорий морального развития сделано заключение о том, что в основании большинства современных подходов лежит представление о человеке как лишенном духа. Раскрываются основные положения подхода к морально-нравственному развитию в рамках диалогической психологии Т. А. Флоренской.
Психология морального развития является актуальной и интенсивно развивающейся в настоящее время областью психологии и в нашей стране (нравственная психология1), и за рубежом (moral psychology2).
В зарубежной психологии слова «моральный» и «нравственный» используются как синонимы, и в моральной психологии (moral psychology) речь идет о морально-нравственном развитии личности. В английском языке слово «moral» означает нравственность, мораль, нравоучение, этика, нравы, моральное состояние; моральный, этический, нравственный, духовный, добродетельный, внутренний. Моральные нормы понимаются как имеющие всеобщий характер. Мораль включает в себя и систему запретов, и систему позитивных требований — сочувствие, помощь, поддержка другого человека.
1 Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / М. И. Во-ловикова, отв. ред. М., 2011.
2 Moral Development and Behavior / T. Lickona, ed. N. Y., 1976; Morality, Moral Behavior and Moral Development / Kurtines W., Gewirtz J., eds. N.Y., 1984; Moral development: self and identity / Lapsley D., Narvaez D., eds. Mahwah, NJ, 2004 и др.
В отечественной психологии мораль чаще рассматривается как имеющая частный характер, представляющая собой некий свод частных правил, и моральное развитие рассматривается как усвоение, интериоризация норм группы (мораль может быть преступной, автономной) или усвоение преходящих социо-культурных норм. В отличие от морали, нравственность понимается как имеющая всеобщий, универсальный и безусловный характер3. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность.
Анализ проблемного поля моральной психологии позволил сделать заключение о том, что основная проблема психологии морального развития — проблема моральной мотивации, приобретения моральными нормами мотивирующей функции, понимаемая как проблема формирования личностных нравственных ценностей, т. е. ценностей в соответствии с которыми человек поступает, ценностей, имеющих мотивирующую функцию. В различных подходах предлагаются различные решения данной проблемы.
Понимание морального развития в когнитивной психологии, теориях социального научения и фрейдизме
В когнитивных направлениях моральное развитие рассматривается как развитие моральных суждений, формирование когнитивных представлений о должном и недолжном и развитие на их основе способности оценивать поведение, соотносить поведение и поступки человека с усвоенными представлениями. Мораль рассматривается как система правил, следование которым является основанием нравственности. Всякая мораль, по словам Ж. Пиаже, состоит из системы правил и сущность всякой нравственности следует искать в уважении, которое индивидуум испытал по отношению к этим правилам. Подход Ж. Пиаже был пересмотрен Л. Кольбергом, но в обеих моделях стадии морального развития зависят от более общего уровня когнитивного развития. Когнитивное развитие, безусловно, важно для морального развития, однако высокий уровень когнитивного развития не гарантирует нравственное развитие, напротив, когнитивные способности могут использоваться для легитимизации и осуществления действий и поведения, противоположного нравственным нормам.
В когнитивных направлениях большое внимание уделяется вопросам морального мышления и практически не исследуется проблема мотивации, проблема развития субъекта морального действия. Знание доброго полагается необходимым и достаточным для продуцирования морального действия. Однако основная проблема заключается в понимании того, каким образом происходит присвоение моральных норм, при которых знание приобретает и мотивирующую функцию.
В теориях социального научения моральное поведение приобретается через давление взрослого, оказываемое на ребенка при нарушении им социальных
3 См.: Купрейченко А. Б. Предмет и перспективы психологических исследований нравственности // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России.
правил, и подкрепление, поддержание взрослым поведения, согласующегося с социальными правилами4. Ребенок постепенно научается переживать страх, дискомфорт, чувство вины не только при реальном, но и при предполагаемом нарушении правила. Теоретики социального научения подчеркивают, что кроме когнитивной компетентности, обеспечивающей понимание социальных правил, необходимо развитие самоконтроля, обеспечивающего подчинение этим правилам. Усвоение социальных правил поведения рассматривается как основание развития совести. Необходимо отметить, что в рамках теорий социального научения необъяснимо поведение индивидов, придерживающихся ценностей, норм, противоречащих доминирующим в сообществе, несмотря на возможное жесткое пресечение такого поведения.
В психоанализе, как и в теориях социального научения, признается роль эмоций в моральном развитии. Эмоции рассматриваются как способствующие интернализации моральных, социокультурных норм и ценностей. В качестве механизма приобретения моральных ценностей в психоаналитических подходах рассматривается идентификация, Подчеркивается ее центральное значение как средства приобретения интернализованных моральных стандартов. В психоаналитических подходах защитная идентификация (идентификация под влиянием страха) рассматривается как играющая главную роль в формировании супер-эго, по сравнению с идентификацией, связанной с привязанностью. Чувства страха, вины и тревоги рассматриваются как базовые мотивы для следования моральным правилам. Утверждается, что у мальчиков развивается более сильное и интегрированное суперэго в силу большей выраженности эдипова комплекса. Однако такие представления не получили подтверждения: защитная идентификация, возникающая в отношениях с превалированием страха физического давления, связана не с усилением, а, напротив, с ослаблением морального развития. В то же время у детей, выросших в более гармоничных отношениях, в любящей семье, обнаруживается более высокий уровень интернализации моральных стандартов5. Наличие указанных гендерных различий в моральном развитии также не подтверждено: уровень интеграции моральных стандартов у мальчиков не выше, чем у девочек; напротив, девочки более последовательны в своих моральных установках и поведении, чем мальчики6. Разрешение эдипова комплекса через идентификацию с родителем не играет главной роли в моральном развитии. Тем не менее в качестве механизма интроекции моральных ценностей в этих подходах рассматривается идентификация, а чувства страха, вины и тревоги рассматриваются как условия присвоения моральных правил, норм.
В когнитивном, психоаналитическом и социального научения подходах основная функция морали понимается как осуществление социального контроля над интересами, нуждами, желаниями, стремлениями, импульсами ин-
4 Cm.: Aronfreed J. The origins of self-criticism // Psychological Review. 1964. Vol. 71. P. 193218; Bandura A., McDonald F. Influence of social reinforcement and the behavior of models in shaping children's moral judgements // Journal of Abnornal and Social Psychology. 1963. Vol. 67. P. 274-281.
5 Hoffman M. L. Conscience, personality, and socialization technigues // Human Development. 1970. Vol. 13. No. 2. P. 90-126.
6 Maccoby E. E., Jaskin C. H. The psychology of sex differences. Stanford, California, 1974.
дивидуальности. Моральное развитие понимается как присвоение человеком моральных норм, формирование системы моральных взглядов, убеждений, в соответствии с которыми он функционирует. Рассмотренные концепции различаются по пониманию механизмов нравственного развития, но в метатеорети-ческих основаниях немало общего, духовный аспект бытия человека игнорируется, личность сводится к «self» («наличному я»), и развитие личности понимается как приспособление человека к миру, социальная адаптация. Понимание процесса развития как натуралистического, как процесса приспособления к миру характерно для фрейдизма, бихевиоризма, когнитивного направления и развивающихся в их рамках концепций морального развития. Объединяет выделенные концепции представление об отсутствии абсолютной этики. В основании этих направлений при всех различиях лежит представление о человеке как социокультурном существе, лишенном каких-либо начал нравственности.
Понимание морального развития в просоциальных и личностных подходах
В другой группе подходов акцентируется роль положительных эмоций, и моральное развитие рассматривается, скорее, как процесс развития позитивных моральных чувств: симпатии, эмпатии. Предметом изучения являются моральные эмоции, их дифференциация, развитие, анализируются условия развития, исследуется влияние различных факторов на развитие моральных эмоций7. С другой стороны, исследуется влияние самих моральных чувств на просоциаль-ное поведение8.
Во множестве исследований подтверждено положение о центральной роли моральных чувств в просоциальном поведении детей9. Во многих исследованиях подтверждено, что дети ведут себя более альтруистично по отношению к людям, к которым они испытывают симпатию10. Однако моральное развитие не может
7 См.: Mussen P., Eisenberg N. Roots of caring, sharing and helping. San Francisco, 1977; Eisenberg N. Altruistic emotion, cognition, and behavior. Hillsdale, NJ, 1986; Miller P., Eisenberg N. The relation of empathy to aggression and externalizing/antisocial behavior // Psychological Bulletin. 1988. Vol. 103. P. 324—344; Eisenberg N., Spinrad T., Sadovsky A. Empathy-Related Responding in Children // Handbook of moral development / M. Killen, J. Smetana, eds. Mahwah, 2006. P. 517— 550; Hoffman M. L. Empathy and moral development: implications for caring and justice. Cambridge, UK, 2000.
8 См.: Eisenberg N., Fabes R. Prosocial development // Handbook of child psychology / W. Damon, ed. Vol. 3. N. Y, 1998. P. 701-778; Brown M, Tappan M., College C, Gilligan C. Listening to a Different Voices // Moral development: an introduction / W. Kurtines, J. Gewirtz, eds. Boston, 1995. P. 311-336.
9 См.: Feshbach N. D. The relationship of child-rearing factors to children's aggression, empathy, and related positive and negative behaviors // Determinants and origins of aggressive behavior / J. DeWit, W. Hartup, eds. Mouton, 1975. P. 426-436; Hoffman. Empathy and moral...; Eisenberg N. Altruistic emotion, cognition, and behavior. Hillsdale, NJ, 1986.
10 См.: Batson C. D., Coke J. S. Empathy: A source of altruistic motivation for helping? // Altruism and helping behavior / J. P. Rushton, R. M. Sorrentino, eds. Hillsdale, NJ, 1981. P. 167-187; Hoffman M. L. Developmental synthesis of affect and cognition and its implications for altruistic motivation. Developmental Psychology. 1975. Vol. 11(5). P. 607-622; Mussen, Eisenberg. Op. cit.; StaubЕ. Positive social behavior and morality: Socialization and development. N. Y., 1979.
быть ограничено просоциальным поведением по отношению к кругу симпатичных человеку лиц. Проблема в том, что побуждает человека к такому поведению в отношении людей, к которым он не испытывает симпатии. Многими авторами развитие эмпатии рассматривается как играющее важную роль или даже как основа морально-нравственного развития11. Эмпатия является одной из центральных характеристик, определяющих эмоциональное отношение к другому. Однако нравственность и нравственное развитие не могут основываться на чувствах, сочувствие и содействие к одному могут прийти в противоречие с сочувствием и содействием к другому человеку, спровоцировать безнравственные поступки в его адрес. Развитие способности к эмпатии является лишь одним из важнейших компонентов нравственного развития. Как указывают сами авторы, в просоциальном поведении и действиях, основанных на моральных чувствах, человек руководствуется и моральными представлениями, знаниями. По мере развития представления о тесной взаимосвязи морального понимания с мотивами и эмоциями, наблюдаются попытки создания более интегративных подходов к моральному развитию.
Решение проблемы моральной мотивации, поставленной как проблема взаимосвязи между уровнем морального понимания и степенью интеграции морали в личность, предлагается известным исследователем в области морального развития А. Блази12. В подходе Блази речь идет о том, что для успешного морального развития не столь важно знание норм и моральные представления, более значимым является моральный образ себя (моральное я, моральная идентичность). Именно «моральное Я» (образ себя как морального) — определяет регулятивную функцию моральных норм, поскольку человек стремится к поддержанию этого образа.
Он понимает мораль как инстанцию, включающую внутреннее желание добра, внутреннее стремление к доброму. Однако такое желание может оказаться слабым и неэффективным. Решение, предлагаемое А. Блази, включает в себя два взаимосвязанных процесса: усиление моральной мотивации через усиление воли и постепенное конструирование чувства «морального я», формирование моральной идентичности. Воля понимается им как присвоение определенных стремлений, идентификация с ними. При формировании моральной идентичности появляется новый мотив: поддержание своего единства и внутренней согласованности ценностей, норм с моральными нормами. По мысли А. Блази, если мораль становится основанием развития идентичности, то человек ведет себя морально не только потому, что моральные нормы, идеалы хороши для че-
11 См.: Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатиии детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 107—114; Gilligan C., Wiggins G. The origins of morality in early childhood relationship // The emergence of morality in young children / J. Kagan, S. Lambs, eds. Chicago, 1990. P. 277—305; Eisenberg N., Guthrie I. K., Cumberland A., Murphy B. C., Shepard S., Zhou Q., Carlo G. Prosocial development in early adulthood // Journal of Personality and social psychology. 2002. Vol. 82. P. 993-1006.
12 См.: Blasi A. Moral Understanding and the Moral Personality: the Process of Moral Integration // Moral development / W. Kurtines, J. Gewirtz, eds. Boston, 1995. P. 229-255; Blasi A. Moral Functioning: Moral understanding and personality. In: Moral development, self and identity / D. Lapsley, D. Narvaez, eds. Mahwah, 2004. P. 335-348.
ловека и желаемы им, но и потому, что действие против сердцевинных убеждений означает для него саморазрушение.
В современной психологии морального развития в качестве решения проблемы интеграции морального знания и мотивационной сферы личности предлагается формирование моральной идентичности. Нерешенным остается вопрос об условиях и основаниях процесса интеграции моральных норм в личностные структуры и формирования моральной идентичности. Каковы источники мотивации формирования моральной идентичности, что побуждает человека к формированию моральной идентичности, к интеграции моральных норм в чувство Я?
Необходимо отметить, несмотря на сформированность «морального я», человек может не рассматривать конкретную жизненную ситуацию в морально-нравственной перспективе. Эмоциональный образ ситуации, когнитивные представления о ней могут не учитывать морально-нравственного контекста, тогда действия, идущие вразрез с «моральным я», не будут восприниматься человеком как саморазрушение. В таком случае осуществление действий, идущих вразрез с моральной идентичностью, не затрагивает моральную идентичность и не становится угрозой для ее разрушения. Представление о себе как о моральном сохраняется, несмотря на то что оно не соответствует поведению человека, возникает ложное «моральное я». Поддержание «морального я» может осуществляться не только посредством выполнения моральных норм, но и путем игнорирования рассогласования между действиями и морально-нравственными нормами. Такое поддержание может реализовываться посредством рассмотрения ситуации в иной перспективе, игнорирования морально-нравственной перспективы. Условия того, что человек рассматривает ситуацию в этической перспективе и действует в согласии со своим «моральным я», остаются неясными. В рассмотренных подходах основания нравственности и нравственного развития усматриваются в природе человека, духовный аспект бытия человека игнорируется, личность сводится к «self» («наличному я»).
Проблема нравственных ценностей, проблема интеграции морально-нравственных норм и мотивации остается нерешенной. Понимание того, как мораль становится частью структуры личности до сих пор остается основным вызовом психологии морального развития, несмотря на существование большого числа различных подходов к проблеме. Интеграция различных подходов: когнитивных, личностных, просоциальных, социально-психологических, конструктивистских и др. — нередко рассматривается как открывающая перспективы лучшего понимания морального развития и решения основной проблемы моральной психологии. Разработка подлинно интегративных подходов не эклектического стиля возможна при наличии общих метатеоретических оснований. В метатеоретических основаниях различных подходов, как показывает анализ, действительно немало общего, однако эта общность не открывает перспективы лучшего понимания взаимосвязи между моральным знанием и моральным поведением. Результаты анализа метатеоретических оснований теорий морального развития послужили исходным моментом для подведения следующих итогов. Причина неразрешимости основной проблемы моральной психологии за-
ключается, на наш взгляд, в метатеоретических предпосылках моральной психологии. Во всех выше рассмотренных направлениях человек рассматривается исключительно как природно-социальное существо, и нравственное развитие понимается как приобретение человеком изначально внешних по отношению к нему норм. Возникает проблема, каким образом нечто изначально внешнее становится внутренним, личным, как формируются личностные ценности на основе внешнего по отношению к человеку. Предпринимаются попытки объяснить этот процесс через развитие эмпатии, просоциальных чувств или таких моральных чувств как стыд и чувство вины, то есть природная способность к эмпатии, симпатии, стыду рассматривается как основание нравственного развития.
В различных теориях морального развития можно выделить два типа моделей такого развития. В одном из них акцентируется приобретение моральных ценностей в процессе интериоризации социо-культурных норм и отрицается наличие какой-либо внутренней основы для такого развития. В самом процессе присвоения может акцентироваться в разных вариантах сочетаний роль отношений со взрослым, сверстниками, роль совместной деятельности, сюжетно-ролевой игры, роль когнитивного развития, эмоционального развития, роль собственного психологического опыта ребенка, роль моральных повествований, историй, роль я-концепции. В моделях другого типа признается наличие некоего начала как внутренней основы морально-нравственного развития. Это начало усматривается в естественной природе человека, нравственность обосновывается с помощью чувства, выводится из природных качеств человека. Представление о том, что моральные чувства (эмпатия, симпатия) являются основанием нравственности и, собственно, развитие этих чувств и есть нравственное развитие, основано на понимании естественной природы человека как благой и совершенной. Здесь основания нравственности усматриваются в эмоциональной связи между людьми. В основании различных вариантов этого типа лежат натуралистические этические концепции, отрицающие существование абсолютной нравственности и смысла.
Диалогический подход к нравственному развитию
Само существование стремления к добру, красоте, истине, поиск человеком смысла жизни за пределами наличной ситуации, минутных забот, свидетельствуют о «двумирности» человека и наличии такого смысла. Смысл, по словам преподобного Серафима Саровского, и состоит в стяжании даров Духа, даров воли, любви и разума. К идеям о заложенном в человеке стремлении к высшим ценностям, к поиску человеком смысла обращались очень многие и зарубежные и отечественные психологи. Если мы основываемся на абсолютной этике, признаем наличие объективного значения нравственных ценностей, наличие духовных оснований нравственности и наличие духовного начала в человеке, то необходимо меняется сама постановка основной проблемы моральной психологии. Она заключается не в том, как нечто изначально внешнее становится внутренним, становится личной ценностью человека, а в том, какое отношение к источнику нравственного развития необходимо и каковы условия развития
такого отношения. В отечественной психологии направление, основанное на православном понимании человека, разработано Т. А. Флоренской13. Теория морально-нравственного развития, которую можно построить, основываясь на научном наследии Т. А. Флоренской, включает в себя следующие положения.
1. Положение о «Духовном Я» (образ Божий) как основании нравственного развития. Духовное начало в человеке названо Т. А. Флоренской «духовное Я», такое именование подчеркивает его онтологический статус. Духовное Я относится не к области наших представлений и категорий, а к реальности бытия. Духовное Я даруется человеку, оно имманентно ему, но это имманентность трансцендентного. Нравственность является одним из проявлений духовности. Основанием нравственности, источником нравственного развития человека является его «духовное Я» (совесть).
2. Второе положение о том, что внутренний диалог с «духовным Я», то есть следование голосу «духовного Я», является необходимым условием нравственного развития человека. Внутренний диалог делает возможным межличностный диалог, диалогическое (совестное) отношение к другому, в котором другой человек воспринимается как личность, как «образ Божий». Нарушение внутреннего диалога приводит к развитию «доминанты на себе». Доминанта на себе определяет характер восприятия другого (в свете своих нужд и потребностей) и монологичное отношение к другому (отчужденное, враждебное, инструментальное, манипулятивное, безразличное), формирование ложного «морального я» (ложной идентичности). При нарушении внутреннего диалога человек утрачивает способность к межличностному диалогу с другим.
3. При нарушении внутреннего диалога формируются эгоцентрические установки. Сопоставление исследований невротического развития в разных психологических направлениях позволило выделить эгоцентризм как центральное звено аномального личностного развития14. Эгоцентризм, доминанта на «наличном я», ведет к нарушению единства с другими и к разрушению личности. Нравственное развитие связано с преодолением негативных нравственных установок, фиксированности на себе.
4. Духовно-нравственное развитие заключается не только в усвоении нравственных норм, знаний, в формировании способности моральных суждений, в развитии моральной я-концепции, но представляет собой процесс активного самоопределения человека, его нравственного выбора, его волеизъявления перед лицом добра и зла. Нарушение внутреннего диалога с «духовным Я» (с совестью) приводит к нарушению ценностного самоопределения15. Для осуществления ценностного самоопределения необходимо разрешение внутреннего конфликта
13 См.: Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991; Она же. Диалогическое общение как путь самораскрытия сущности человека // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 143—164; Она же. Диалоги о воспитании и здоровье: Духовно-ориентированная психотерапия. М., 2001; Она же. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2006.
14 См.: Флоренская Т. А. Социологизация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г. С. Салливана // Вопросы психологии. 1974. № 3. С. 161—167.
15 См.: Колпакова М. Ю. К проблеме ценностного самоопределения // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 53-65.
с «духовным Я». Восстановление внутреннего диалога приводит к обнаружению безусловных нравственных ценностно-смысловых ориентиров как оснований процесса оценки и согласования, упорядочивания, оформления несогласованных ценностных структур.
5. Следующее положение касается взаимосвязи внутреннего и межличностного диалогов. Для развития внутреннего диалога необходим межличностный диалог с ребенком, предполагающий диалогическое отношение к нему. Т. А. Флоренская выделила принципы диалогического отношения к другому, необходимые для установления диалогических отношений с ним.
6. Шестое положение связано с обоснованием исследования нравственного развития. Исследования нравственного развития человека требуют поиска новых подходов, в которых изучались бы не только представления человека о ценностях, нравственном выборе и его последствиях, но и реальный процесс выбора и ценностного самоопределения. Такое исследование не может реализовываться в рамках отстраненного наблюдения за внутренней борьбой человека, ее измерения, исчисления. Т. А. Флоренская разработала такой подход, при котором исследователь из отчужденной позиции соглядатая выходит в событийную позицию собеседника, соучастника во внутренней борьбе человека. Межличностный диалог не является средством познания, знание не является самоцелью. Диалогическая психология не направлена на изучение душевной жизни человека как объекта, она направлена на помощь в самораскрытии и самообнаружении человеком «духовного Я» в решении трудных в основе своей духовно-нравственных проблем своей жизни.
7. Следующее положение касается взаимосвязи нравственного развития и психологического здоровья человека. Осуществляя свой нравственный выбор, человек соприкасается с духовным по мере своего усилия, по мере своего положительного волеизъявления перед лицом добра, красоты и истины, открывается действию духовного, и происходят душевные изменения. У психологии остается возможность изучения внутреннего опыта обнаружения, открытия духовного, отношений с «духовным Я», влияния этих отношений на душевное состояние и развитие; то есть изучение внутреннего диалога, несводимого к многоголосию душевной жизни, межличностного диалога, взаимосвязи и динамики развития. Речь не идет о глубоком духовном опыте, который невыразим на языке психологии. Речь идет о простых вещах, когда мы идем против духовного в себе, мы осуществляем негативный нравственный выбор, и нам становится тягостно жить, возникают состояния пустоты, тоски, уныния, депрессии. Восстановление отношений с духовным приводит к изменению душевного состояния, к душевному равновесию16. В человеке связаны дух, душа, тело, и если человек отторгает духовное, то душа и тело страдают от нарушения порядка.
8. В нравственном воспитании важно и усвоение нравственных норм, развитие мышления, развитие моральных чувств, развитие способности встать на точку зрения другого, но все эти способности относятся к средствам, которые
16 См.: Флоренская. Социологизация фрейдизма...; Колпакова М. Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта матерей, отказывающихся от новорожденного // Психологический журнал. Т. 20. № 6. С. 81—88.
человек может использовать в различных целях. Например, способность к де-центрации может использоваться с целью более успешного манипулирования человеком. Способность к эмпатии — к безудержному потворству и оправданию таких отношений. Когнитивные способности в сочетании со знанием норм могут способствовать утонченному самооправданию и легитимации безнравственных поступков. Одна из главных задач нравственного воспитания — развитие такого отношения к другому и к себе, при котором человек реализует выделенные выше способности и реализует их не в прагматических, корыстных целях. Необходима разработка стратегии воспитания такого отношения, направленного на поддержание внутреннего диалога с «духовным Я», основания сопричастности, со-бытия с другим17.
Ключевые слова: моральное развитие, моральное понимание, моральная идентичность, личность, диалог.
Moral Development: Contemporary Approaches
M. Kolpakova
Some theoretical perspectives of moral psychology are considered: psychoanalytical, cognitive developmental perspective, leaning perspective, prosocial development, personality perspective. Psychoanalytical, cognitive developmental perspective, leaning perspective are «justice-based» moral development approach. Theories of prosocial development and personality perspective are based on «ethics of care». Moral motivation problem is a fundamental problem of moral psychology. This article addresses the question of how morality comes to be an integral part of the structure of our personality from perspective that draws on personality, prosocial development, cognitive developmental, psychoanalytical, leaning perspective traditions. Theory of moral development for decades has focused on the roles of moral reasoning and moral emotions. A new personality approach in moral psychology that positions moral identity as an important source of moral development is considered. Several key questions about moral identity are considered. Different approaches of moral psychology are based upon a theories of personality which are rooted in a different ethic's traditions. Integrative thinking in moral psychology is required metatheoretical analyses ofdifferent approaches. The ethic-oriented dialogical approach is considered.
17 См.: Колпакова М. Ю. Диалог в психологической работе с ребенком // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 111-119; Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108-120.
Keywords: moral development, moral understanding, moral identity, personality,
dialogue.
Список литературы
1. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатиии детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 107—114.
2. Колпакова М. Ю. Диалог в психологической работе с ребенком // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 111-119.
3. Колпакова М. Ю. К проблеме ценностного самоопределения // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 53-65.
4. Колпакова М. Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта матерей, отказывающихся от новорожденного // Психологический журнал. Т. 20. № 6. С. 81-88.
5. Купрейченко А. Б. Предмет и перспективы психологических исследований нравственности // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / Воловикова М. И., отв. ред. М., 2011.
6. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / М. И. Во-ловикова, отв. ред. М., 2011.
7. Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108-120.
8. Флоренская Т. А. Социологизация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г. С. Сал-ливана // Вопросы психологии. 1974. № 3. С. 161-167.
9. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
10. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье: Духовно-ориентированная психотерапия. М., 2001.
11. Флоренская Т. А. Диалогическое общение как путь самораскрытия сущности человека // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 143-164.
12. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2006.
13. Aronfreed J. The origins of self-criticism // Psychological Review. 1964. Vol. 71. P. 193-218.
14. Bandura A., McDonald F. Influence of social reinforcement and the behavior of models in shaping children's moral judgements // Journal of Abnornal and Social Psychology. 1963. Vol. 67. P. 274-281.
15. Batson C. D., Coke J. S. Empathy: A source of altruistic motivation for helping? // Altruism and helping behavior / J. P. Rushton, R. M. Sorrentino, eds. Hillsdale, NJ, 1981. P. 167187.
16. Blasi A. Moral Functioning: Moral understanding and personality // Moral development, self and identity / D. Lapsley, D. Narvaez, eds. Mahwah, 2004. P. 335-348.
17. Blasi A. Moral Understanding and the Moral Personality: the Process of Moral Integration // Moral development / W. Kurtines, J. Gewirtz, eds. Boston, 1995. P. 229-255.
18. Brown M., Tappan M., College C., Gilligan C. Listening to a Different Voices // Moral development: an introduction / W. Kurtines, J. Gewirtz, eds. Boston, 1995. P. 311-336.
19. Eisenberg N. Altruistic emotion, cognition, and behavior. Hillsdale, NJ, 1986.
20. EisenbergN., Fabes R. Prosocial development // Handbook of child psychology / W. Damon, ed. Vol. 3. N. Y., 1998. P. 701-778.
21. Eisenberg N., Guthrie I. K., Cumberland A., Murphy B. C., Shepard S., Zhou Q., Carlo G. Prosocial development in early adulthood // Journal of personality and social psychology. 2002. Vol. 82. P. 993-1006.
22. EisenbergN., Spinrad T., Sadovsky A. Empathy-Related Responding in Children // Handbook of moral development / M. Killen, J. Smetana, eds. Mahwah, 2006. P. 517-550.
23. Feshbach N. D. The relationship of child-rearing factors to children's aggression, empathy, and related positive and negative behaviors // Determinants and origins of aggressive behavior / J. DeWit, W. Hartup, eds. Mouton, 1975. P. 426-436.
24. Gilligan C., Wiggins G. The origins ofmorality in early childhood relationship // The emergence of morality in young children / J. Kagan, S. Lambs, eds. Chicago, 1990. P. 277-305.
25. Hoffman M. L. Conscience, personality, and socialization technigues // Human Development. 1970. Vol. 13. №. 2. P. 90-126.
26. Hoffman M. L. Developmental synthesis of affect and cognition and its implications for altruistic motivation // Developmental Psychology. 1975. Vol. 11(5). P. 607-622.
27. Hoffman M. L. Empathy and moral development: implications for caring and justice. Cambridge, 2000.
28. Maccoby E. E., Jaskin C. H. The psychology of sex differences. Stanford, California, 1974.
29. Miller P., Eisenberg N. The relation of empathy to aggression and externalizing/antisocial behavior // Psychological Bulletin. 1988. Vol. 103. P. 324-344.
30. Moral Development and Behavior // T. Lickona, ed. N. Y. , 1976.
31. Moral Development: self and identity // Lapsley D., Narvaez D., eds. Mahwah, N. J., 2004.
32. Morality, Moral Behavior and Moral Development // Kurtines W., Gewirtz J., eds. N. Y., 1984.
33. Mussen P., Eisenberg N. Roots of caring, sharing and helping. San Francisco, 1977.
34. Staub Е. Positive social behavior and morality: Socialization and development. N. Y., 1979.