Научная статья на тему 'Основные сегменты потребителей гомеопaтических лекaрственных средств нa фaрмaцевтическом рынке волгогрaдского регионa и фaкторы, определяющие их поведение'

Основные сегменты потребителей гомеопaтических лекaрственных средств нa фaрмaцевтическом рынке волгогрaдского регионa и фaкторы, определяющие их поведение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
384
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОМЕОПAТИЧЕСКИЕ ЛЕКAРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВA / СЕГМЕНТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / HOMEOPATHIC MEDICINES / SEGMENTS OF CONSUMERS / CONSUMER BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криошинa Нaдеждa Aлексaндровнa, Гaничевa Людмила Михайловна

Состaвлен портрет современного потребителя гомеопaтических лекaрственных препaрaтов нa фaрмaцевтическом рынке Волгогрaдского регионa. Выявлены основные фaкторы, влияющие нa поведение потребителей гомеопaтических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криошинa Нaдеждa Aлексaндровнa, Гaничевa Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main segments of consumers of homeopathic medicines at the pharmaceutical market of Volgograd region and determining factors of their behavior

Composed a portrait of the modern consumer of homeopathic drugs on the pharmaceutical market of Volgograd region. Identified the main factors that influence the behavior of consumers of homeopathic remedies.

Текст научной работы на тему «Основные сегменты потребителей гомеопaтических лекaрственных средств нa фaрмaцевтическом рынке волгогрaдского регионa и фaкторы, определяющие их поведение»

УДК 614.27:615.015.32(470.45)

ОСНОВНЫЕ СЕГМЕНТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГОМЕОПАТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ ВОЛГОГРАДСКОГО РЕГИОНА И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИХ ПОВЕДЕНИЕ

Н.А. Криошина, Л.М. Ганичева,

ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»

Криошина Надежда Александровна - e-mail: nakrioshina@rambler.ru

Составлен портрет современного потребителя гомеопатических лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке Волгоградского региона. Выявлены основные факторы, влияющие на поведение потребителей гомеопатических средств.

Ключевые слова: гомеопатические лекарственные средства, сегменты потребителей,

потребительское поведение.

Composed а portrait of the modern consumer of ИотеораИс drugs on the рИагтасеи^са! market of Volgograd region. Identified the main factors that influence the behavior of consumers of homeopathic remedies.

Key words: homeopathic medicines, segments of consumers, consumer behavior.

Введение

Возросший в настоящее время потребительский интерес к гомеопатическим лекарственным средствам обусловлен в значительной степени растущей популярностью гомеопатического метода лечения. Сегодня, благодаря продолжительной практике, известны неоспоримые преимущества данного метода, такие как безвредность, хорошая переносимость, высокая эффективность, возможность применения у людей разных возрастных групп [1]. Традиционные фармпрепараты достаточно быстро устраняют симптомы заболеваний. В результате очень часто создается обманчивое впечатление, что болезнь отступила, тогда как на самом деле она «загоняется вглубь», порождая различные осложнения или принимая хроническую форму течения [2].

Практика показала, что совместное использование гомеопатических и аллопатических средств взаимно усиливает их действие. При этом не только повышается

активность аллопатических препаратов, но и благодаря тому, что гомеопатические лекарственные средства активизируют собственные защитные механизмы организма больного, снижается частота и тяжесть побочного действия традиционных лекарств [3]. Применение гомеопатических препаратов совместно с аллопатическими сокращает время излечения, снижает риск перехода заболевания в хроническую стадию, риск развития лекарственной зависимости и устраняет синдром отмены, а также сокращает сроки наступления ремиссии [4].

Формирование номенклатуры гомеопатических препаратов в аптеках должно осуществляться с обязательным изучением потребностей основных групп пациентов, использующих данный метод лечения [3, 4].

Поэтому целью данного исследования было выявить основные сегменты потребителей гомеопатических препаратов и факторы, влияющие на их поведение; с какой

целью они применяют гомеопатические средства, где предпочитают их покупать, чем руководствуются пациенты при выборе гомеопатического метода, т. е. составить портрет современного потребителя гомеопатических препаратов.

Мaтериaлы и методы

Исследование проводилось на базе 40 аптечных учреждений различных форм собственности, расположенных в Волгограде, крупных городах и районных центрах Волгоградской области (Волжском, Камышине и др.) по разработанной нами анкете. Было проанализировано 300 анкет покупателей гомеопатических лекарственных средств. Исследование проводилось с помощью социологических (анкетирование и интервьюирование) и математикостатистических методов.

Результаты и их обсуждение

Большую часть посетителей аптек составляют женщины.

Их среди опрошенных оказалось 72%. Что касается возрастных категорий, то наиболее постоянными потребителями гомеопатических препаратов являются женщины в возрасте от 30 до 50 лет и женщины старше 50 лет. Большинство опрошенных мужчин были в возрасте от 30 до 50 лет (рис. 1).

Женщины

37%

41%

38“/

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ менее 30 лет □ от 30 до 50 лет ■ более 50 лет

РИС. 1.

Основные сегменты потребителей гомеопaтических лекaрственных средств по возрaсту.

Что касается социального статуса, то большинство опрошенных оказались служащими или пенсионерами (таблица 1). При этом большинство респондентов имели высшее образование (таблица 2).

ТAБЛИЦA 1.

Основные сегменты по социaльному стaтусу респондентов

Пол Рaбочие Служaщие Пенсионеры Нерaботaющие Итого

Мужчины 9% 68% 23% 0% 100%

Женщины 11% 47% 42% 0% 100%

ТAБЛИЦA 2.

Основные сегменты по уровню образования респондентов

Пол Среднее Среднее специaльное Неполное высшее Высшее Итого

Мужчины 0% 18% 4% 78% 100%

Женщины 0% 33% 5% 62% 100%

Проанализировав эти данные, можно сделать вывод, что потребители гомеопатии - это, в основном, образованные люди, т. к. чтобы принять гомеопатический метод лечения необходимо, как минимум, изучить справочную литературу по данному вопросу, проконсультироваться со специалистами, понять, чем этот метод отличается от обычного метода лечения. А также нужно учитывать необходимость, как правило, длительного лечения и постоянного наблюдения у лечащего врача.

В ходе анкетирования было выявлено, что большинство опрошенных пришли к гомеопатическому методу лечения по совету родных, друзей или работников аптеки. При этом назначение врача и реклама оказывали влияние в меньшей степени (рис. 2).

100%

Мужчины Женщины

□ Родные, друзья в Работники аптеки □ Врач □ Реклама

РИС. 2.

Основные источники информaции о гомеопaтическом методе для потребителей.

Женщины

Мужчины

29%

22%

27%1

44%

0%

20%

31%

40%

60%

100%

□ Только традиционные

■ Только гомеопатические

□ Традиционные и гомеопатические

РИС. 3.

Применение лекaрственных препaрaтов респондентами.

Из рисунка 2 видно, что наиболее частым источником информации о гомеопатическом методе лечения для потребителей российского фармацевтического рынка являются родные и друзья. Возможно, это связано с тем, что современные врачи-аллопаты при всей своей осведомленности не имеют возможности длительного общения с пациентами, а значит не могут применить принцип строгого индивидуального подхода к больному, которого требует гомеопатическийметод.Услугиврачей,специализирующихся в области гомеопатии, как правило, платные. Поэтому люди предпочитают пользоваться опытом близких людей, применяющих гомеопатическое лечение. Для 18% мужчин и 26% женщин значительным фактором в получении информации являются советы работников аптеки. С учетом того, что основная масса гомеопатических лекарственных средств подлежит безрецептурному отпуску, квалифицированное мнение фармацевтических работников может оказать существенное влияние на поведение потребителей.

Фармспециалисты обычно считают одним из наиболее значимых факторов, влияющих на популярность метода гомеопатии, рекламу. Наш опрос показал, что сами пациенты другого мнения - реклама у них на последнем месте. Гораздо более ценным для них является грамотный совет работника аптеки. Выяснилось также, что мужчины одинаково часто покупают гомеопатические средства как для профилактики, так и для лечения заболеваний. При этом избегают приема аллопатических средств. Женщины чаще

всего покупают тот или иной гомеопатический препарат, чтобы проводить сочетанную терапию с применением гомеопатических и аллопатических средств, реже для профилактики заболевания. Еще реже они применяют только гомеопатические средства (рис. 3).

Из данных рисунка 3 видно, что 22% мужчин и 29% женщин, посетивших аптеку, гомеопатическими лекарственными средствами не пользуются, 47% и 27% соответственно используют только гомеопатические лекарственные препараты, а 31% и 44% - предпочитают сочетанное применение гомеопатических и аллопатических лекарственных средств.

В данном исследовании также были изучены цели приема гомеопатических препаратов. Как известно, гомеопатические препараты можно применять с целью оздоровления и профилактики, лечения различных заболеваний или для проведения сочетанной терапии аллопатических препаратов и гомеопатии (рис. 4).

100%

90%

80%

70%

50%

40%

30%

20%

10%

33% 34%

Д35%Д Д47%Д

32%

19%

Мужчины

Женщины

□ Лечение сезонных заболеваний

■ Лечение хронических заболеваний

□ Оздоровление и профилактика

РИС. 4.

Цели использования гомеопатических препаратов. ТAБЛИЦA 3.

Влияние источников информации на приобретение

Пол Инструкции по применению Совет фaрмспециaлистa Нaзнaчение врaчa Решaю сaмостоятельно Итого

Мужчины 18% 48% 29% 5% 100%

Женщины 35% 37% 11% 17% 100%

ТAБЛИЦA 4.

Оценка эффективности применения гомеопатического метода лечения

Эффективность методa Мужчины Женщины

Эффективен 43% 15%

Эффективен в отдельных случaях (эффект был, но зaболевaние не излечено полностью) 26% 8%

Эффективен при совместном нaзнaчении с трaдиционными легарс^ми 29% 67%

Не эффективен 2% 10%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 100% 100%

Обычно гомеопатические препараты подбираются, исходя из индивидуальных характеристик больного. В нашем исследовании было выявлено то, чем руководствуются пациенты, выбирая такие препараты. Для женщин основным решающими факторами являлись совет фармспециалиста и инструкции по применению, для мужчин - назначение врача и совет фармспециалиста (таблица 3).

Также было выявлено, что пациенты в основном оценивают гомеопатический метод лечения как эффективный (таблица 4).

Только 2% мужчин и 10% женщин отметили отсутствие эффекта при использовании гомеопатических лекарственных средств. По мнению многих респондентов, наиболее важными факторами при выборе препарата являются эффективность и цена (рис. 5).

Женщины

Мужчины

I 34% |

33%

| 22% |

Г

32% 1%

_1

Т 11% 3%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ Ценап Эффективность □ Безопасность^ Известность производителя

РИС. 5.

Решающие факторы, определяющие поведение потребителей при покупке гомеопатических лекарственных препаратов.

Однако, как следует из рисунка 5, безопасность также имеет большое значение: женщин, которых волнует данный

аспект, почти в три раза больше, чем мужчин. Также в ходе исследования выяснилось, что женщины предпочитают приобретать гомеопатические средства в гомеопатической аптеке (таблица 5), а мужчинам это по большей части безразлично.

ТAБЛИЦA 5.

Значение типа аптеки для покупателей гомеопатических препаратов.

Пол Гомеопaтическaя aптекa или гомеопaтический отдел Обычнaя aптекa Все рaвно Итого

Мужчины 9% 34% 57% 100%

Женщины 48% 37% 15% 100%

Выводы

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что

большая часть покупателей гомеопатических лекарственных средств - женщины в возрасте старше 30 лет. Большинство респондентов служащие или пенсионеры, имеют высшее или средне специальное образование. Источником получения информации о гомеопатическом методе для потребителей чаще всего являются родные и друзья, использующие данный метод лечения. Гомеопатические препараты применяются с целью оздоровления и профилактики лечения различных заболеваний или для проведения сочетанной терапии аллопатических препаратов и гомеопатии. При этом женщины больше доверяют информации, размещенной на упаковке, справочным изданиям и собственному опыту (72%). Мужчины (77%) же чаще склонны прислушиваться ксоветамспециалистов(фармацевтических работников и врачей). Большинство респондентов (98%) оценивают гомеопатический метод лечения как эффективный: в том числе 43% мужчин - при использовании только гомеопатических лекарственных средств, 26% - в отдельных случаях и 29% - в сочетании с аллопатическими лекарственными средствами. Соответственно, среди женщин, в основном, 67% считают эффективным применение

гомеопатических препаратов в сочетании с традиционными. Решающим фактором при покупке лекарственных препаратов у мужчин является эффективность (64%) и цена (22%). Для женщин наравне с эффективностью (33%) и ценой (34%) важным условием является безопасность (32%). Вид аптеки (гомеопатическая или обычная) для большинства респондентов, приобретающих гомеопатические препараты, особого значения не имеет, главное условие - профессиональная рекомендация фармацевтического работника, которая ценится превыше всего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Песонина С.П. Состояние и перспективы развития гомеопатической помощи в Российской Федерации. В сб.науч.тр.: Актуальные вопросы гомеопатии: место и возможности гомеопатического метода в практическом здравоохранении. СПб.,2007.-С.3-5.

2. Мифтахутдинов С.Г. Гомеопатия и аллопатия: от противопоставления к интеграции. Поликлиника. - 2006. - №4. - С.29-31.

3. Криошина Н.А. Анализ лекарственного обеспечения гомеопатическими средствами в Волгоградском регионе на современном этапе. XIV Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области: Тез. докл. -Волгоград: изд-во ВолгГМУ, 2011. - С.18-21.

4. Криошина Н.А. Сравнительный анализ российского и регионального рынка гомеопатических лекарственных средств (на примере г. Волгограда). Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины: материалы региональной науч.-практ конф. молодых исследователей Волгоградской области. - Волгоград: изд-во ВолгГМУ, 2010. - С.28-31.

03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.