I || 11|| III III II III 1111
t 2 3
ili 1111111111111111111
основные результаты всероссийских проверочных работ по обществознанию для 6-х классов
Лискова
Татьяна Евгеньевна
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ»,
руководитель Федеральной комиссии
по разработке КИМ для ГИА по обществознанию,
kim@fipi.ru
Ключевые слова: всероссийские проверочные работы, национальные исследования качества образования, подходы к отбору содержания, модели заданий, оценка образовательных результатов.
В текущем учебном году будет проводиться Всероссийская проверочная работа (ВПР) по обществознанию для 6 классов. В ситуации внедрения ФГОС общего образования актуальным является анализ моделей различных типов заданий ВПР по обществознанию, поскольку эти модели отражают современные тенденции в области оценки образовательных результатов по обществознанию.
Начиная с сентября 2015 г., учащиеся 5-х классов во всех школах России учатся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), которые ориентированы на результат и развитие действий и устанавливают требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
Напомним, что ФГОС не содержит реального абриса содержания курса и конкретных требований к уровню подготовки выпускников. Умения, которыми должен овладеть выпускник основной школы, описаны в Примерной основной образовательной программе (далее ПООП)1. По обществознанию на уровне основного общего образования умения распределены по следующим содержательным блокам курса: «Человек. Деятельность человека», «Общество», «Социальные нормы», «Сфера духовной культуры», «Социальная сфера», «Политическая сфера жизни общества», «Гражданин и государство», «Основы российского законодательства», «Экономика».
Чрезмерное дробление и непосредственная «привязка» планируемых результатов освоения к конкретному элементу содержания при отсутствии во ФГОС общей рамки содержания и конкретных требований к результатам освоения основной образовательной программы осложняет возможности как проверки их достижения учителями, так и разработки соответствующих материалов для мониторинга, промежуточной аттестации, всероссийских проверочных работ и государ-
1 Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Раздел 1.2.5.6. Обществознание //URL: http://fgosreestr.m/wp-content/uploads/2015/06/primemaja-osnovnaja-ote^ovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obraгovanija.pdf. 1.2.5.6.
ственной итоговой аттестации. В то же время анализ перечня планируемых результатов обучения позволяет констатировать, что могут быть сформулированы несколько укрупненных групп умений, которые основываются на знаниях соответствующих содержательных блоков курса. Например, одним из планируемых результатов на уровне основной школы может стать «Осуществление поиска и анализа социальной информации, представленной в различных источниках», операционализи-руемый в следующих умениях:
■ находить и извлекать нужную информацию по заданной тематике в адаптированных источниках различного типа;
■ анализировать информацию, применяя изученные обществоведческие термины и понятия;
■ переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
■ обобщать, систематизировать и конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;
■ давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
Отметим, что ПООП не определяет последовательности изучения содержательных блоков курса. Для получения объективной картины при подготовке описания ВПР осуществлен анализ содержания четырех учебно-методических комплектов по обществознанию, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017/2018 уч. год.2
Анализ содержания и последовательности раскрытия тематики курса «Обществознания» в учебниках для 5-6 класса из Федерально-
го перечня позволяет говорить об отсутствии единства в распределении материала по классам, что может крайне затруднить централизованную разработку всероссийских проверочных работ и материалов для иных централизованных общероссийских процедур оценки качества образования.
Поскольку при организации изучения об-ществознания в основной школе приоритетны задачи развития личности и принятия обучающимися позитивных социальных ценностей, основной акцент в работе сделан на заданиях, позволяющих выявить у обучающихся сформированность: личностных основ российской гражданской идентичности; социальной ответственности; правосознания; понимания ценностей, закреплённых в Конституции РФ; теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире при решении задач в области социальных отношений.
Задания проверочной работы по общест-вознанию для 6 класса в совокупности охватывают различные аспекты содержания базовых социальных ролей (гражданина, потребителя, труженика (работника), члена семьи), а также основы межличностных отношений и особенности поведения человека в современной информационной среде.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформирован-ности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями3.
Достаточно сложным был не только процесс отбора содержания, но и процесс разработки структуры ВПР, который осуществлялся с опорой на результаты Национального исследования качества образования по общест-вознанию в 6 классе (далее НИКО). В апреле 2016 г. в исследовании по обществознанию приняли участие 13 351 ученик 6 классов из 50 субъектов РФ4.
2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 31
марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, средне-
го общего образования» (с изменениями и дополнениями)
8 июня, 28 декабря 2015 г., 26 января, 21 апреля, 29 декабря 2016 г., 8, 20 июня, 5 июля 2017 г.// иКЬ:Сйр://Ьазе.рагап1 ги/70649798Мхгг53сЬ3ту
3 Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта проверочной работы /Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году диагностической работы по обществознанию 6 класс п. 3/ Ьйр8://ург. statgrad.org/media/custom/2017/12/2 8/ярг_оЬ_6_ opisanie_2018.pdf.
4 Аналитические материалы по результатам проведения Национального исследования качества образования по истории и обществознанию в 6 и 8 классах. Часть 3. (Далее Аналитические материалы). https://docs.wixstatic.com/ ирН/1а0110_Ь42е8сс93НаН4НН0а24а7Н6872сПЬ2©.рНП
50
Анализ распределения первичных баллов позволил констатировать, что сложность предложенных заданий в НИКО адекватна познавательным возможностям обучающихся в 6 классе и полноценно дифференцирует их по уровню обществоведческой подготовки в рамках исследования. Более 75% обучающихся в целом справились с предложенными заданиями. Как показал анализ полученных данных, ученики в среднем успевали выполнить 6—7 заданий, именно поэтому количество заданий было сокращено с 9 (в НИКО) до 6 (в ВПР). На основе данных о выполнении заданий диагностической работы НИКО по проверяемым видам деятельности5 было решено использовать задания, опирающиеся на широкий спектр источников социальной информации: текстовых, визуальных, условно-графических, статистических.
Работа состоит из 6 заданий, каждое из которых предполагает развернутый ответ. Выполнение каждого из заданий 1—6 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Задание 16 нацелено на проверку умения анализировать и оценивать собственную деятельность и ее результаты (см. пример 1).
Пример 1
В нашей стране все дети, достигшие возраста 6лет и 6месяцев, принимаются в школу.
1. Как Вы думаете, почему наше государство заботится о том, чтобы все дети могли учиться ?
2. Составьте рассказ о своей учёбе, используя план.
1) Какие школьные предметы вызывают у Вас интерес?Почему?
2) Какие предметы являются трудными для Вас?В чём Вы видите причины трудностей?
Задание предполагает систему вопросов об одном из видов деятельности с опорой на личный социальный опыт обучающегося. Целесообразность введения этого задания объясняется тем, что вопросы, связанные с различными формами (видами деятельности): трудом,
5 Там же. Таблица 1. с.5-6
6 Проверочная работа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
6 класс Образец. Задание 1 /https://vpr.statgrad.org/media/ сшЭот/2017/12/28/ярг_оЬ_6_Нето_2018.рНП
учебой, игрой, общением, — в той или иной мере рассматриваются во всех УМК из Федерального перечня. Кроме того, именно такое задание позволит проверить ряд метапредмет-ных умений, в том числе осуществить рефлексию способов и условий собственных действия; контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности.
Рекомендуем учителям обратить внимание не только на эффективность работы обучающихся с текстом учебника, но и на потенциал использования личного социального опыта обучающихся в их учебной и игровой деятельности, домашнего труда и общения.
Задание 27 построено на основе графического представления статистической информации в виде таблицы или диаграммы (гистограммы, круговой диаграммы, линейчатой диаграммы). Пример задания приведен ниже.
Пример 2
Фонд «Общественное мнение» в январе 2016 г. провёл опрос совершеннолетних россиян о том, сколько примерно времени в день они проводят в Интернете.
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
,1 3 5
I | менее получаса
КЙЯ от получаса до часа
от 1 до 3 часов
от 3 до 6 часов
от 6 до 9 часов
|_| от 9 до 15 часов
| | 15 и более часов
[ | затрудняюсв ответитв 47
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
2. Много или мало времени наибольшая доля опрошенных проводит в Интернете? Выскажите свою позицию по этому вопросу. Объясните свой ответ.
3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе?
Задание нацелено на проверку умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
Там же. Задание 2.
7
системах (диаграмма) и состоит из двух частей. В первой части обучающемуся требуется проанализировать предложенную информацию, определить наиболее/наименее популярное мнение по заданной тематике и высказать предположение о причинах соответствующего выбора опрошенных. Во второй части задания нужно дать собственный ответ на поставленный в ходе социологического исследования вопрос.
Ответ на вопрос должен быть дан непосредственно на основе данных гистограммы. Средний процент выполнения задания в диагностической работе НИКО составил 52,4%. При этом в среднем 18,5% шестиклассников не дали ответ на вопрос, т.е. не смогли извлечь информацию, представленную в таблице/диаграмме в явном виде8.
Вероятно, неспособность извлечь информацию, в явном виде представленную на диаграмме, связана с несформированностью общематематических представлений о числе, долях, частях (с непониманием слова «большинство») или с проблемами в качестве чтения и понимания текста задания.
Учитывая важность умения анализировать статистическую информацию для успешной адаптации в современном обществе, рекомендуем учителям привлекать в соответствии с тематикой урока результаты социологических опросов, проводимых крупнейшими в нашей стране службами изучения общественного мнения (например, с сайта Фонда «Общественное мнение»: fom.ru). Необходимо развивать у обучающихся умение анализировать статистическую информацию в виде диаграмм (развивать умение читать легенду диаграммы, анализировать числовые данные по каждой группе опрошенных, соотносить ответы разных групп опрошенных и объяснять возможные причины выявленных различи/сходств в ответах), а также высказывать и обосновывать своё собственное мнение по проблематике опросов.
Задание 39 направлено на анализ социальной ситуации, описанной в форме цитаты известного писателя, ученого, общественного деятеля и т.п. (см. пример 3).
Пример 3
Известному писателю Марку Твену принадлежит следующее высказывание: «Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».
1. Как Вы понимаете смысл слова «доброта»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек был добрым?
Задание включает в себя систему вопросов, проверяющих знание/понимание социальных свойств человека, особенностей его взаимодействия с другими людьми, а также умение объяснять элементарные взаимосвязи изученных социальных объектов. Обучающийся должен сначала объяснить значения отдельных слов, словосочетаний, а затем — смысл всего высказывания.
Результаты выполнения заданий данного типа в НИКО во многом зависели от сферы, по которой предложена ситуация. Так, наиболее успешно шестиклассники анализировали ситуации межличностных отношений, оценивали поведение с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. 70,7% участников исследования объяснили, как правильно вести себя в гостях; 66,3% отметили важность уважения чужого мнения для того, чтобы общение с другими людьми было нормальным. К сожалению, только 38,6% объяснили смысл высказывания «Кто себе друзей не ищет, самому себе тот враг» (Ш. Руставели); 29,3% - «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу» (Д.С. Лихачёв). 10
Советуем учителям акцентировать внимание на разъяснении и обсуждении таких социальных ценностей, как «семья», «дружба», «любовь к Родине», при изучении тем «Семья и семейные отношения», «Человек в малой группе», «Общение», «Межличностные отношения» и др. При изучении темы «Наше государство — Российская Федерация» рекомендуем обратить особое внимание на нравственный аспект гражданства.
8 Аналитические материалы... С. 7 https://docs. Wixstatic.com/ugd/1a0110b42e8cc93dad4dd0a24a7d6872cf b2f9.pdf
9 Там же. Задание 3.
10 Аналитические материалы... С. 9 https://docs. Wixstatic.com/ugd/1a0110b42e8cc93dad4dd0a24a7d6872cf b2f9.pdf
51
Лискова Т.Е.
основные результаты всероссийских проверочных работ по обществознанию для 6-х классов
Ряд педагогов в повседневной практике активно использует метод рефлексии, когда ученики в конце урока осознают, чему они научились, как эти знания могут им пригодиться. Возможно, использование такого педагогического приема поможет школьникам лучше осознавать не только личностную значимость учебы в школе, но и нравственное значение базовых общественных ценностей.
Задания 4 (см. пример 4) и 611 предполагают анализ визуального изображения социальных объектов, социальных ситуаций.
Пример 4
Многие магазины предлагают покупать товары в кредит (см. фотографию).
1. В чём, по Вашему мнению, преимущество и в чём опасность покупки товаров в кредит?
2. Чем, по Вашему мнению, следует руководствоваться тому, кто собирается оформить кредит на покупку товара?
Шестиклассник должен осуществить поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (фотоизображение) и выполнить задания, связанные с соответствующей фотографией. Отметим, что задания на анализ сюжетов, изображенных на фотографии, не получили широкого распространения в УМК по обществознанию. Но, по сути, это «классические» компетентностные задания, в которых изображение выступает стимулом, позволяет ввести ребенка в контекст ситуации. Несмотря на новизну формы задания, шестиклассники в НИКО выполнили зада-
11 Проверочная работа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 класс Образец. Задания 4 и 6 /https://vpr.statgrad.org/media/ сшЭот/2017/12/28/ярг_оЬ_6_Нето_2018.рНП
ние, аналогичное заданию 4 лучше всех других заданий в диагностической работе. Средний процент выполнения — 61,6. При этом 23,2% участников получили максимальный балл12. Так, в различных вариантах диагностической работы обучающимся предлагались изображения, связанные с реализацией различных социальных ролей: семьянина, гражданина, потребителя. Отметим, что наивысшие результаты отмечены при выполнении заданий, выходящих на экономически рациональное поведение потребителя. Задание, аналогичное заданию 6, предполагало умение создавать обобщение на основе анализа визуального изображения социальных объектов, социальных ситуаций. Шестиклассникам предлагалось нехарактерное для действующих УМК и различных пособий для обучающихся, рабочих тетрадей задание — рассмотреть три изображения и объяснить связь между ними. Задание вызвало больше затруднений, чем задание с одним изображением, средний процент выполнения этого задания составил 47,5 %.
Использование новых по форме заданий в диагностической работе НИКО показало их значительный потенциал для усиления практической составляющей обществоведческого курса, его актуализации, а также для успешного решения задачи социализации школьников, что обусловило использование заданий на основе анализа фотографии (рисунка) в ВПР. Предлагаем в практике преподавания общест-вознания подбирать к урокам фотографии / рисунки, которые позволяют конкретизировать основные идеи соответствующего учебного материала. Результаты выполнения задания зависят от тематики изображения: наивысшие результаты отмечены при выполнении заданий, выходящих на экономически рациональное поведение потребителя. Выполняя задание, связанное с семейными отношениями, только 3% участников исследования высказали предположение о том, почему важно, чтобы вся семья проводила свободное время вместе, и привели два объяснения стремления многих семей к активному отдыху; 38% участников высказали предположение и дали одно объяснение.13
12 Аналитические материалы... С. 11 https://doсs. Wixstatiс.сom/ugd/1a0110_b42e8сс93dad4dd0a24a7d6872сf b2f1.pdf
13 Аналитические материалы... С. 13 https://doсs. Wixstatiс.сom/ugd/1a0110_b42e8сс93dad4dd0a24a7d6872сf b2f9.pdf
Поэтому рекомендуем обратить внимание на вопросы семьи и семейных отношений, межличностных отношений.
Задание 5 направлено на проверку умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме на заданную тему (составление краткого сообщения о нашей стране / регионе проживания) с использованием шести предложенных понятий (см. пример 5). Задания такого формата ранее не использовались ни в диагностических, ни в экзаменационных работах.
Пример 5
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5—7предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведённые ниже понятия: Российская Федерация, Конституция РФ, Президент РФ, исполнительная власть, законодательная власть, государственные символы.
Таким образом, шестикласснику необходимо составить краткое сообщение на заданную тему (о нашей стране), причём изначально задаётся не только объем сообщения (5-7 предложений), но и его содержание (перечень понятий). Несмотря на «новизну» данного задания, его требование не относится к числу
тех, что учитель и ученики не выполняют в процессе изучения курса.
Рекомендуем обратить внимание обучающихся на то, что указанное количество предложений в задании является ориентировочным; составленные предложения должны представлять собой связанное сообщение о нашей стране с использованием заданных понятий. При этом если вдруг возникают трудности с использованием всех приведённых понятий, то можно составить предложения только с теми двумя или более из них, смысл которых ясен.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 3, 4 и 6 оценивается 3 баллами; заданий 1 и 2 — 4 баллами, задание 5 — 5 баллами. Максимальный балл за выполнение работы — 22. Шестиклассник, набравший 8 и более баллов, считается выполнившим работу.
Необходимость реализации целей обществоведческой подготовки требует изменения характера преподавания обществознания, особенно в основной школе, и переходом от умозрительного рассмотрения идей и теоретических положений различных общественных наук к проецированию теории на общественные реалии и личный социальный опыт обучающихся, активное привлечение различных источников визуальной информации, т.е. придание изучаемому материалу практической направленности.