Научная статья на тему 'Основные результаты реализации годового этапа проекта mite в Архангельской области'

Основные результаты реализации годового этапа проекта mite в Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arctic Environmental Research
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанова Мария Валерьевна, Овчинникова Раиса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные результаты реализации годового этапа проекта mite в Архангельской области»

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОДОВОГО ЭТАПА ПРОЕКТА MITE В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект «М1ТЕ» (Методики и информационные технологии в образовании) был начат в 2005 году по инициативе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» и Института математики и информатики Болгарской академии наук. В рамках проекта сегодня реализуются 4 основных направления работы:

1. Разработка технологии обучения геометрии с использованием интерактивных геометрических сред GeoNext и GeoGebra.

2. Создание системы общественного контроля за качеством общего математического образования (конкурс «Математический портфолио» для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ).

3. Разработка технологии развития исследовательской компетентности учащихся с использованием интерактивных геометрических сред GeoNext и GeoGebra и иных программных продуктов (конкурс «Математика и проектирование» для учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования).

4. Повышение квалификации и создание условий обмена опытом работы учителей математики в области организации проектной и исследовательской деятельности учащихся (фестиваль методических разработок, курсы повышения квалификации).

В 2010 году к участию в этом проекте подключился и Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Для реализации первого направления проекта были созданы 12 «пилотных» площадок (из них 7 - в школах г. Архангельска и 5 - в школах Архангельской области). На базе математического факультета под руководством специалистов кафедры методики преподавания математики было организовано проведение годичных курсов повышения квалификации для учителей-экспериментаторов, разработана система мониторинга качества экспериментального обучения. Все работы проводились в соответствии с программой, утвержденной На-

© Шабанова М.В., Овчинников Р.П., 2011

учно-методическим Советом по математике Министерства образования и науки РФ и одобренной областным и городским экспертными советами. Ход и результаты реализации этого направления работы систематически освещались на странице проекта, размещенной на сайте математического факультета http://maths.pomorsu.ru/mite. Основными результатами апробации методического комплекта «Наглядная планиметрия» на «пилотных» площадках г. Архангельска и Архангельской области стало получение следующих данных:

1. О положительном влиянии апробируемой технологии на развитие учебной мотивации и творческой активности учащихся (см. рис 1 и 2).

2. О наиболее типичном распределении учебного времени между уроками без компьютерной поддержки, с компьютерной поддержкой в демонстрационном режиме и с компьютерной поддержкой в режиме индивидуального использования ПК (в среднем) следующим образом (см. рис. 3).

3. О методических приемах использования средств обучения, входящих в содержание методического комплекта «Наглядная планиметрия».

Все собранные данные использованы для кон -кретизации теоретических положений, составляющих основу технологии обучения геометрии на основе динамического моделирования объектов в интерактивной геометрической среде, а также расширение области ее приложений. Так творческими коллективами преподавателей, аспирантов и студентов математического факультета разработаны: методика обучения доказательствам, методика обучения решению геометрических задач с параметрами, методика обучения решению многовариантных геометрических задач, методика формирования геометрических понятий модельной природы, а также выявлены дополнительные методические возможности GeoNext и GeoGebra в создании динамических чертежей, новых инструментов, анимаций, создания баз данных компьютерного эксперимента и др.

Остальные направления проекта были реализованы в школах Архангельской области не менее

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

успешно. Усилиями студентов, аспирантов и преподавателей математического факультета было организовано проведение заочного регионального тура конкурса «Математика и проектирование». Его участниками стали 36 человек из 12 школ г. Архангельска и Архангельской области. По итогам заочного тура 11 учащихся и 3 учителей математики были приглашены в Москву для участия в очном международном туре конкурса. Команда из Архангельской области выступила успешно: призерами конкурса стали 5 учащихся и 2 учителей. Паршева Валентина Васильевна, учительница математики МОУ СОШ № 24 г. Северодвинска стала абсолютным победителем фестиваля методических разработок. В конкурсе «Математический портфолио» приняли участие учащиеся из 7 школ г. Архангельска и Архангельской области. Повы-

шение квалификации на курсах «Информационно-коммуникационные технологии как инновационный ресурс образования» в Болгарии прошли 3 преподавателя математического факультета. Участие в работе курсов нашей делегации позволило наметить планы развития проекта MITE в Архангельской области.

В числе ближайших мероприятий: заключение трехстороннего договора о сотрудничестве между САФУ имени М.В. Ломоносова, ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» и Институтом математики и информатики Болгарской академии наук; проведение международной кон -ференции в Архангельске по тематике проекта, организация совместного научно-методического семинара для учителей - экспериментаторов Архангельской и Московской областей.

Рис. 1. Данные о влиянии технологии на развитие учебной мотивации школьников

7 класс 8 класс

Рис. 2. Доля учащихся, проявивших творчесую активность

КР1 КР2 КРЗ КР4 КР5

Рис. 3. Использование возможностей ИГС на уроках

ШАБАНОВА Мария Валерьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, координатор проекта MITE по Архангельской области ОВЧИННИКОВА Раиса Петровна, доцент кафедры методики преподавания математики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, руководитель проекта «Технология облучения геометрии с использованием ИГС»

Контактная информация: e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.