УДК 378
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Ю.Ю.Устькачкинцева
В статье рассматриваются основные результаты исследовательской работы по формированию личностных компетенций студентов юридических вузов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин; проверка эффективности выявленных организационно-педагогических условий формирования личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин.
Ключевые слова: личностные компетенции, уровень сформированности, критерии показателей качеств личности, педагогические технологии, учебно-методическое обеспечение; учебно-методический комплекс; учебный план; учебная программа; самостоятельная работа студентов.
Эффективность выявленных организационно-педагогических условий формирования личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы на базе Академии социального образования г.Казань. В эксперименте участвовали 244 студента очной формы обучения, 37 преподавателей и 28 работодателей. Программа и методика эксперимента строились в соответствии со следующими основными требованиями: предварительное целенаправленное изучение наблюдаемых явлений с целью определения исходных данных и рабочей гипотезы; создание условий для опытно-экспериментальной работы, подбору объектов для экспериментального воздействия; разработка технологии опытно-экспериментальной работы; систематическое наблюдение за ходом развития изучаемого явления (объекта) и точное описание фактов; проведение систематического мониторинга полученных данных различными средствами и способами с применением соответствующих тестов, анкет, психолого-педагогических характеристик; переход от эмпирического изучения к логическим обобщениям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение шести лет с сентября 2008 года по июнь 2013 года, в ходе которой апробировались и уточнялись организационно-педагогические условия эффективного формирования личностных компетенций студентов в процессе изучения предметов гражданско-правовых дисциплин.
Первый этап - констатирующий. Осуществлялось выявление и осмысление основных объективно возникающих противоречий и проблем в проектировании и осуществлении образовательного процесса, шел сбор информации об имеющемся уровне личностных компетенций студентов юридических вузов. Были проведены первые процедуры измерения основных показателей образовательного процесса, проанализированы причины возникающих затруднений, влияющие на различные характеристики образовательного процесса. В ходе данного этапа были получены первые эмпирические данные, разработаны и использованы в рамках исследования пакет диагностического инструментария для студентов, преподавателей, работодателей, ориентированных на выявление их представлений о личностных компетенциях будущего специалиста. Также на этом этапе были определены цель, задачи и методы исследования, сформулирована рабочая гипотеза, определена общая концепция исследовательской работы. Методами исследования на данном этапе были: анкетирование, наблюдение, беседы, ранжирование. Разрабатывалась методика формирования личностных компетенций в следующей последовательности:
на основе принятого понятийного аппарата осуществлялся детальный, поэлементный анализ каждой структурной составляющей ГОС ВПО по соответствующей направленности с целью выявления личностных компетенций;
анкетирование работодателей для выявления в их требованиях личностных компетенций;
корректировались и дополнялись дидактические цели используемых форм обучения в аспекте целенаправленного формирования всего спектра ключевых компетенций;
в каждый структурный элемент учебно-методического комплекса по общепрофессиональным дисциплинам вносились изменения, связанные с формированием общепрофессиональных и надпрофессиональных компетенций;
акцентировалось внимание на тех личностных компетенциях, которые в совокупности связаны с содержанием ГОС ВПО, требованиями работодателей, соответствующими организационными формами обучения, учебно-методическим комплексом [2; 5].
Разрабатывался план организационно-методических мероприятий, обеспечивающих формирование личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин и ряд условий, направленных на обеспечении подготовки преподавательского состава к реализации ФГОС третьего поколения, совершенствование механизмов продуктивного взаимодействия с работодателями по организации и управлению учебным процессом в высшем образовательном учреждении.
При отборе и формировании личностных компетенций студентов юридических вузов приходилось учитывать, что рассматриваемая категория компетенций не поддаются точному количественному измерению, в связи с этим разрабатывались уровни сформированности личностных компетенций с присвоением соответствующих баллов; велась карта и программа наблюдений, отслеживались этапы формирования личностных компетенций и последовательность разработки программы формирования личностных компетенций (Табл.1).
Таблица 1. Этапы разработки программы формирования личностных компетенций
студентов юридических вузов
№ Этапы Действия
1. Определение проблемы Анализ сформированности личностных компетенций, исходя из требований социального заказа общества к подготовке будущего юриста; определение уровня компетентности, которого должны достичь студенты и исходного уровня компетентности. Оценка необходимых ресурсов и
существующих
2. Определение цели Определение и формирование личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин
3. Выявление и реализация педагогических условий Разработка и внедрение программ, учебно-методических комплексов, диагностического инструментария
4. Структурирование содержания профессиональной подготовки Разработка модели формирования личностных компетенций студентов, определение содержания специальной подготовки студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин
5. Разработка, апробация диагностического инструментария, оценивание уровня сформированности личностных компетенций студентов Выбор средств оценивания, определение критериев оценки
Осуществлялось изучение состояния и потенциала учебно-воспитательного процесса в высшей профессиональной организации по формированию личностной компетентности будущего юриста [4].
Для проведения анализа показателей успеваемости студентов на начальном этапе эксперимента мы провели опрос студентов о причинах выбора профессии, которые приведены в таблице 2.
Таблица 2. Причины выбора профессии студентами (абсолютные частоты и % от _общего числа указанных причин) _
№ Причины выбора профессии студенты первого студенты последнего
курса курса
% Количество % количество
1. Престиж профессии 25,3 62 17 41
2. Оплата труда 10,9 26 24 58
3. Содержание труда 4,4 11 15 36
4. Получение диплома 21,5 53 18 43
5. Карьерные возможности 21,1 51 8 19
6. Возможности трудоустройства 6,8 17 18 43
7. Отсрочка от армии 2,3 6 0 0
8. Совет родственников, друзей и т.д. 1,3 2 0 0
9. Отсутствие выбора 2 5 0 0
10. Другое 4,4 11 0 0
Полученные данные показывают, что выделяются несколько причин выбора профессии: социальный престиж профессии, получение диплома о высшем профессиональном образовании, оплата труда, карьерные возможности. Вместе они объясняют почти 79% мотивов выбора профессии. Из
таблицы видно, что за несколько лет произошли определенные изменения. В частности, вычисления показали, что существуют статистически достоверные
л
(на уровне а < 0,001) различия по критерию % между студентами, обучающимися на разных курсах, в плане мотивов выбора ими профессии.
Более детальный анализ позволяет сделать следующий вывод: для студентов 1 курсов по мере их личностного, образовательного и, в определённой мере, профессионального самоопределения и развития, представления о будущей профессии, содержании труда трансформируются. К страшим курсам значение содержания труда и его оплаты для них заметно возрастает - в два и более раза. Полученные нами в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что более 61% студентов на начальном этапе обучения имеют низкий уровень самооценки, являющийся важным регулятором поведения. Тогда как от самооценки зависят взаимоотношения личности с окружающими его людьми, его критичностью, требовательностью к себе, отношением к успехам и неудачам. К концу обучения уровень адекватной самооценки повышается до 83%, что способствует успешному достижению поставленных целей студентами выпускных групп. В контрольной группе этот же показатель составил 71%. Было подтверждено, что психологические особенности студентов изменяются в положительной динамике по мере обучения на юридическом факультете.
Исследования также свидетельствуют о положительной динамике изменения личной тревожности студентов. Личная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Личностную тревожность мы рассматриваем как свойство личности, связанное с социальной средой (семья, вуз и др.), так и множество других переменных активности личности. Для студентов первого курса характерен высокий уровень тревожности (54%). В выпускных группах данный показатель наблюдается всего у 30%.
Анализируя данные таблицы, мы отмечаем положительную динамику развития мотивации достижения, которая является свойством личности к стремлению улучшения результатов, неудовлетворенность достигнутым. Настойчивость в достижении своих целей. Данное свойство личности является одним из значимых, так как оказывает влияние на всю человеческую жизнь. На завершающем этапе обучения для студентов экспериментальной группы характерны в основном средний и высший уровни мотивации достижения. Студенты, обладающие высоким уровнем мотивации, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели. В контрольной группе количество студентов со средним и высоким уровнем мотивации достижения меньше, чем в экспериментальной группе.
При анализе динамики профессиональной подготовки студентов в ходе изучения гражданско-правовых дисциплин по всей студенческой выборке связь между данными показателями обученности достаточно высока и составляет 0,66 (при уровне значимости 0,999).
Таблица 3. Показатели успешности профессионального обучения студентов __ юридических вузов___
Показатель 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Х Кв Х Кв Х Кв Х Кв Х Кв
Успеваемость 7,08 20,97 7,52 16,54 8,20 13,19 8,16 85,74 9,0 11,39
Специальные 7,21 17,79 7,30 22,79 8,33 10,04 6,71 12,67 7,78 11,01
способности
Уровень знаний 6,88 19,64 6,74 26,74 7,72 10,04 6,58 14,28 7,58 12,60
Прогноз 7,50 19,21 7,13 22,57 8,75 7,82 6,84 14,97 8,27 9,10
профуспешности
Практика - - - - - - 7,56 20,62 8,60 13,30
Среднее 7,34 24,65 7,37 26,3 8,50 13,57 7,20 53,35 8,41 13,87
Примечание. Здесь и далее: Х - среднее арифметическое, кв - коэффициент вариации.
Данные, характеризующие уровень сформированности специальных знаний у студентов 4-5-го курсов, показывают, что их оценка осуществлялась преподавателями на основе специально разработанного опросника с учетом результатов практики (на 1 -3-м курсах оценка не проводилась, поскольку, по
мнению экспертов, у студентов этих курсов специальные знания, а тем более профессиональные умения фактически отсутствуют).
Из таблицы и рисунка видно, что на 4-м курсе оценка специальных умений и знаний выше предметных и выше прогнозируемой оценки профессиональной успешности. На 5-м курсе эта оценка еще более возрастает одновременно с резким ростом оценки предметных знаний. Эти данные подтверждают предположение, что реально уровень специальной подготовки студентов 4-5-го курсов выше, чем у студентов младших курсов.
5 — 4,
4 3, 3 2, 2 1, 1 0, 0
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
5 курс
Рис. 1. Академическая успеваемость студентов в процессе изучения гражданско-
правовых дисциплин
Анализ показал, что уровень профессиональной подготовки студентов нельзя прогнозировать, опираясь лишь на их академические знания и умения. Наряду с другими факторами при этом необходимо учитывать и степень ориентированности предметных знаний и умений на решение профессиональных задач и сформированности компетенций. На снижение показателей специальных знаний также влияет неизменность критериев оценок преподавателей, которые на 4-м курсе ориентированы на оценку академического содержания знаний, не достаточно учитывают степень формирования профессиональных компетенций.
Происходит рост профессионального мастерства на 5-м курсе, который связан с активным освоением - и теоретическим, и практическим: 1) общий рост уровня знаний по связан тем, что на пятом курсе критерии оценки преподавателями специальных знаний более ориентированы на требования профессиональной деятельности; 2) заканчивается преобразование знаний из академических в профессиональные; происходит освоение будущей профессиональной деятельности, формируются профессиональные, личностные компетенции. Нами был проведен опрос работодателей об удовлетворенности ими уровнем сформированности личностных компетенций выпускников вузов, в ходе которого отметили:
высокий уровень сформированности таких личностных компетенций, как исполнительная дисциплина, ответственность за поручное дело, культура поведения, культура речи, умение работать в коллективе;
средний уровень сформированности таких личностных компетенций как уверенность в себе, проявление инициативы в работе, гуманность, стремление к самосовершенствованию, способность выбирать целевые установки, ведение здорового образа жизни;
низкий уровень сформированности таких личностных компетенций как самостоятельность в принятии решений, чувство долга, надежность.
С целью выявления исходного уровня сформированности личностных компетенций студентов 1 курса мы использовали анкету самооценки сформированности личностных компетенций. При заполнении карты наблюдений, модернизированной нами с учетом специфики юридической профессии и поставленных задач, преподаватели оценивали степень сформированности указанных компетенций студентов, разрабатывался диагностический инструментарий, уровни сформированности личностных компетенций у студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин.
Таблица 4. Среднее значение оценок значимости личностных компетенций студентов
№ Личностные компетенции Среднее значение Рейтинг
1. Толерантность 9,8 2
2. Способность пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека 3,0 12
3. Находить решение в нестандартных ситуациях 4,0 10,4
4. Патриотизм 5,2 8
5. Гражданственность 6,1 7
6. Флексибельность (способность к саморазвитию) 8,9 3
7. Самооценка 4,5 11
8. Мотивация достижения успеха 6,4 6
9. Умение работать в команде 7,1 4
10. Умение вести ЗОЖ 4,9 9
11. Профессиональная ответственность 11,2 1
12. Потребность в использовании средств массовой коммуникации 6,3 5
На этом этапе был выявлен комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин.
Следующий этап - опытно-экспериментальный. На этом этапе разрабатывалось учебно-методическое обеспечение предметов гражданско-правового содержания, корректировались учебные планы, уточнялись профессиональные, общекультурные компетенции, заложенные в стандарте, пересматривались формы и методы преподавания гражданско-правовых дисциплин. На основе компетентностного подхода проводилась система оценки качества сформированности личностных компетенций студентов, апробировались критерии и показатели эффективности формирования личностных компетенций студентов. Проводились опросы преподавателей и студентов, наблюдение за ходом учебно-воспитательного процесса использован комплекс методик по определению уровней сформированности личностных компетенций. Использовались методы моделирования формирования личностных компетенций, наблюдение, метод экспертной оценки, тестирование.
Разрабатывалось учебно-методические рекомендации для преподавателей вузов, проходящих повышение квалификации в области кураторской деятельности: Учебно-методическое обеспечение преподавателя курса гражданско-правовой специализации, включающие: диагностические средства (опросники и анкеты) для студентов, преподавателей и работодателей для
изучения совокупности ключевых и личностных компетенций будущего юриста; дидактические комплексы информационного обеспечения учебных дисциплин; электронные образовательные ресурсы по учебным дисциплинам; авторские учебно-методические комплексы [1; 2; 3]. Был разработан специальный курс «Профессиональная компетентность будущего юриста», предназначенный для формирования компетентности в области юриспруденции у студентов гражданско-правовой специализации.
На третьем - контрольном этапе исследования проводилась диагностика эффективности педагогических условий формирования личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин, обобщались эмпирические данные, формулировались выводы. Обработка результатов осуществлялась с помощью статистических методов (средний балл, дисперсия и стандартное отклонение, критерий %2 - Пирсона, разность процентных чисел). Все расчеты выполнены с помощью программы Excel. Уровень сформированности личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин нами оценивался: по отзывам руководителей практики, анализам текущей успеваемости, критериям оценки эффективности учебно-воспитательной работы преподавателей в вузе, по самооценке студентов.
Анализ полученных результатов показал, что формирование личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин в ходе учебно-воспитательной работы в вузе ведется на уровне «выше среднего». Оценка уровня сформированности компетенций осуществлялась по идентификаторам, которые обсуждались и утверждались преподавателями и представителями правоохранительных органов, в том числе Министерством внутренних дел, коллегией адвокатов, а затем принимались как основа для унификации в процедуре принятия решений. Далее устанавливались нормы оценивания степени овладения компетенцией. Такая предварительная работа способствовала повышению объективности в оценке и согласованности экспертных оценок. Все оценки на основе системы идентификаторов давались в
процентах к абсолютно правильному, рациональному и обоснованному. Результаты оценивания фиксируются в оценочной ведомости.
Для изучения сформированности личностных компетенций студентов использовалась нами разработанная комплексная методика определения уровней сформированности личностных компетенций. Тестирование проводилось дважды: до и после проведения эксперимента. После обработки данных анкетного опроса в соответствии с выбранными нами методиками студенты, принимавшие участие в эксперименте. Сравнительный анализ показал, что в начале эксперимента в экспериментальной группе и контрольной группе студенты имели низкий уровень сформированности личностных компетенций. В процессе изучения гражданско-правовых дисциплин студенты с низкого уровня переходили на средний уровень, а со среднего уровня на высокий уровень сформированности личностных компетенций. Таким образом, уровень сформированности личностных компетенций в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин повысился с 0,3 до 0,8. В контрольной группе повысился с 0,3 до 0,5. Анализ полученных данных, наглядно подтверждает общую тенденцию роста уровня сформированности личностных компетенций у студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин к концу их обучения. Число студентов, отнесенных к низкому уровню, постепенно снижается.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что у студентов в процессе изучения предметов гражданско-правовых дисциплин сформировались личностные компетенции и произошел переход части студентов из первого низкого, уровня сформированности личностных компетенций на более высокие: второй (средний) и третий (высокий) уровни. Положительная динамика изменений сформированности выделенных личностных компетенций наглядно прослеживается у всех студентов.
Данный факт мы связываем с тем, что учебные занятия по гражданско-правовым дисциплинам, включающие в себя тренинговые занятия, решение конфликтных ситуаций, ролевые игры способствуют развитию личности
студента. Наименьшие изменения прослеживаются среди таких качеств как работоспособность, упорство в доведении начатого дела до конца, стрессоустойчивость (нервно-психическая устойчивость), честность. Это может быть связано с тем, что воспитание данных качеств требует более длительного времени.
Наблюдаемый к концу эксперимента значительный абсолютный рост показателей у всех его участников свидетельствует об эффективности разработки и реализации педагогических условий формирования личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин, что отмечено как в наблюдениях экспертов, так и в проведенных опросах студентов на этапе контрольного эксперимента. Повысился количественный показатель среднего балла сформированности личностных компетенций с 3,28 до 4,38 баллов, т.е. на 1,1 балла. Проведенная опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогических условий по формированию личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин показала наличие тенденции к повышению количества студентов, проявляющих в своей деятельности второй и третий уровни сформированности личностных компетенций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данные, полученные в ходе проведения эксперимента, а также их количественный и качественный анализ позволили выявить и подтвердить эффективность педагогических условий формирования личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин.
Источники:
1. Албегова И.Ф Проблемы научно-исследовательской деятельности преподавателя высшей школы (Учебное пособие) / Албегова И.Ф., Гаранина М.Н., Ибрагимов Г.И., Казакова У.А., Кондратьев В.В., Кудрявцев Ю.М. и др. // Казань: Изд-во МО и Н РТ. 2012. 317 с.
2. Ибрагимов Г.И. Камашева Ю.Л. Оценка качества учебно-методического обеспечения образовательных программ в высшей профессиональной школе. Казань. Познание. 2010. 152 с.
3. Казакова У.А., Кудрявцев Ю.М. Развитие профессиональных умений и навыков у преподавателей технологических вузов в ходе переподготовки и повышения квалификации // Казанская наука. 2013. №3. С.11-16.
4. Кудрявцев Ю.М., Макарова О.Ю. Основные принципы и закономерности функционирования и развития воспитательной системы высшего учебного заведения // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 8. С.56-63.
5. Кудрявцев Ю.М., Угарова Н.М., Уткин В.Е. Теория и методика воспитания. Казань. КВВКУ. 2005. 220 с.
References:
1. Albegova I.F Problemy' nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti prepodavatelya vy'sshey shkoly' (Uchebnoe posobie) / Albegova I.F., Garanina M.N., Ibragimov G.I., Kazakova U.A., Kondrat'ev V.V., Kudryavcev YU.M. i dr. // Kazan': Izd-vo MO i N RT. 2012. 317 s.
2. Ibragimov G.I. Kamasheva YU.L. Ocenka kachestva uchebno-metodicheskogo obespecheniya obrazovatel'ny'h programm v vy'sshey professional'noy shkole. Kazan'. Poznanie. 2010. 152 s.
3. Kazakova U.A., Kudryavcev YU.M. Razvitie professional'ny'h umeniy i navy'kov u prepodavateley tehnologicheskih vuzov v hode perepodgotovki i povy'sheniya kvalifikacii // Kazanskaya nauka. 2013. №3. S.11-16.
4. Kudryavcev YU.M., Makarova O.YU. Osnovny'e principy' i zakonomernosti funkcionirovaniya i razvitiya vospitatel'noy sistemy' vy'sshego uchebnogo zavedeniya // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2012. T. 15. № 8. S.56-63.
5. Kudryavcev YU.M., Ugarova N.M., Utkin V.E. Teoriya i metodika vospitaniya. Kazan'. KVVKU. 2005. 220 s.
Зарегистрирована: 04.04.2014