ОСНОВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОМ ВОДЫ... ^ж
ОСНОВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В КР
(ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР)
М.К. Джолочиева - аспирант Научно-производственного объединения «Профилактическая медицина» г.Бишкек, Кыргызстан.
Кыргыз Республикасында иче турган суунун сапатын жана коопсуздук жагын жендеечу негизги
документтер
Джолочиева М.К.
Негизи сездер: ичYYгв жарактуу суунун сапаты, сууга байланыштуу оорулар, ичYYгв жарактуу суунун сапатын баалоо боюнча стандарттар.
Доступ к безопасной питьевой воде является основной потребностью человека, необходимой для здоровья, а также для достойной жизни.
На конференции ООН в Мар дель Плата 1977 году, было отмечено, что все человечество, независимо от уровня его развития как социального, так и экономического, имеет право на потребление питьевой воды необходимого качества и в достаточном количестве.
Проблема водных ресурсов тесно связана с проблемами здравоохранения, бедности и развития. Так, каждые восемь секунд от болезней, связанных с водой, гибнет ребенок, а 2,4 миллиарда людей не имеют адекватных санитарных условий. Более 80% болезней и смертельных исходов в развивающемся мире связаны с употреблением некачественной воды. По данным экспертов ООН, в 2050 году нехватку водных ресурсов будут ощущать на себе от 2 до 7 миллиардов жителей планеты.
В связи с имеющимися проблемами ЮНЕСКО создал институт по образованию в области водных ресурсов [4].
Анализ литературы, проведенный нами показывает, что в настоящее время роль воды в распространении ряда инфекционных заболеваний неоспорима. Микробное загрязнение питьевой воды нередко является причиной возникновения кишечных инфекций [3, 9].
Установлено, что через воду передаются: холера, брюшной тиф, паратифы А и В, бактериальная дизентерия, лептоспирозы, туляремия, полиомиелит, эпидемический гепатит, Ку-лихорадка и некоторые другие инфекционные заболевания. Помимо патогенных микробов, в организм человека с загрязненной водой могут проникать яйца аскарид и власоглава, цисты лямблий, личинки анкилостомы, церкарии печеночной двуустки и возбудители других глистных инвазий. Также заболеваниями, связанными с недостатком чистой воды являются чесотка, кожный сепсис и язва, невенерический сифилис, лепра, сыпной тиф, трахома, дизентерия, аскаридоз [1, 9].
К специфическим показателям, характеризиру-ющим качество воды, относятся отдельные химические вещества и патогенные микроорганизмы. Санитарно-показательные микроорганизмы, как известно, являются индикаторами присутствия в воде патогенной микрофлоры. По величине мутности и хлорпоглащаемости можно прогнозировать обеззараживающий эффект, оперативно регулировать процессы обеззараживания и оценивать опасность загрязнения воды возбудителями инфекционных заболеваний [5].
Также микробиологическое загрязнение может произойти за счет роста бактерий на негодных строительных материалах, контактирующих с водой используемые в водопроводных трубах и кранах [9].
В России за последние годы возрастает эпидемиологическая значимость санитарно-техно-логического состояния водопроводных сетей как вторичных источников загрязнения питьевой воды. Установлен риск возникновения кишечных инфекций в 3,6 раза выше при проживании в домах, в которых не проводили замену аварийных водопроводных труб, чем в домах, где своевременно осуществлена замена устаревших труб или проведена промывка и дезинфекция существующих водопроводных сетей [2].
В результате санитарно-вирусологического исследования воды различных источников, проведенного в России установлено, что водный путь распространения вирусного гепатита «А» является ведущим. В 2003 г. зарегистрирована вспышка брюшного тифа в Республике Дагестан. Высокие показатели заболеваемости обусловлены загрязнением водоемов неочищенными хозяйственно-бытовыми сточными водами и неудовлетворительной работой очистных сооружений для питьевого водоснабжения [3].
Шигеллезы относятся к числу широко распространенных инфекционных болезней, составляющих значительную часть острых кишечных инфекций во всем мире. По данным Управления
МЕДИЦИНА ежемесячный научно-практический медицинский журнал
Кыргызстана
по Пищевым Продуктам и Лекарствам, США (FDA US, Food & Drug Administration) ежегодно в мире от шигеллеза страдает до 140 миллионов человек. В основном болеют люди в слаборазвитых странах. В этих регионах преобладает дизентерия, вызываемая шигеллой Флекснера, что преимущественно связано с водным и бытовым путем передачи возбудителя в условиях крайне низкого уровня са-нитарно-коммунального благоустройства. В экономически развитых странах доминирует дизентерия Зонне, для которой характерен пищевой путь передачи в условиях высокого уровня централизации общественного питания и снабжения населения пищевыми продуктами. Уровень заболеваемости шигеллезом в развитых странах гораздо ниже, чем в слаборазвитых. Так в США заболеваемость шигеллезом не превышает 300 тысяч человек в год (около 10% от всех зарегистрированных кишечных заболеваний). В России в 1997 году число заболеваний шигеллезом не превысило 100 тыс. человек [16].
По данным Министерства здравоохранения в 2009 году в Кыргызской Республике было зарегистрировано всего 24756 случаев заболеваний общей группы кишечных инфекций (брюшной тиф - 135 случаев, паратифы - 21 случаев, сальмонеллез - 483 случаев, дизентерия - 1446 случаев, вирусный гепатит - 14177 случаев, из них 90% составлял вирусный гепатит А). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечается снижение заболеваемости брюшным тифом, общей группой кишечных инфекций, паратифом, но в то же время отмечается рост заболеваемости по вирусным гепатитам.
Кыргызская Республика относится к зонам повышенной заболеваемости населения вирусными гепатитами Е - водной инфекции, поражающей преимущественно беременных женщин, и обуславливающей высокую летальность в данной группе.
Основными причинами роста заболеваемости продолжает оставаться недостаточное обеспечение населения доброкачественной питьевой водой и неудовлетворительное санитарно-техническое состояние городских канализационных сооружений.
Водопроводной водой обеспечено 82,7% населения страны. Более 600 тыс. человек вынуждены использовать воду из оросительных каналов и рек для хозяйственно-питьевых нужд, что усугубляет санитарно-эпидемиологическую обстановку. До настоящего времени 19,1% водопроводов не соответствуют требованиям санитарных норм, не имеют достаточных зон санитарной охраны, комплексов водоочистных сооружений, обеззараживающих установок. В целом по республике более 5 тысяч водоразборных колонок находятся в неисправном состоянии. Почасовая подача воды, физический износ водопроводных сетей обуславливают аварийные ситуации и способствуют
загрязнению питьевой воды микробиологическими и химическими агентами [8, 10].
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики [6].
Нормирование качества водных ресурсов в Кыргызской Республике регулируется рядом законов, подзаконными нормативными правовыми актами.
Контроль качества питьевой воды в Кыргызской Республике осуществляется на основании Закона Кыргызской Республики «Об общественном здравоохранении» 2009 г. - статьи 16, Закона Кыргызской Республики «О питьевой воде» 1999 г., положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.12.2001г. №778, Государственного стандарта «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» ГОСТ 2761-84, Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и СанПиН 2.1.4.544-96 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГОСТ Р 512 32-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества», принят в качестве ГОСТ КР с 01.01.2001г. с досрочным введением (63 - стандартный приказ от 21.08.2000г.), ГОСТ 6709-72 «Вода дистиллированная. Технические условия», ГОСТ 18963-73 «Вода питьевая. Методы санитарно-бактериологического анализа», ГОСТ 27065-86 «Качество вод. Термины и определения», ГОСТ 30712-2001 «Продукт безалкогольной промышленности. Методы микробиологического анализа», Национальные стандарты Кыргызской Республики (КМС): КМС 943:2005 «Воды природные питьевые столовые. Общие технические условия» 01.01.2006-01.01.2011, КМС 895:2009 «Напитки безалкогольные. Общие технические условия» 01.12.2009 - 01.12.2014 [11, 12, 13, 14, 15].
Требования к качеству питьевой воды централизованного водоснабжения установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах СанПиН 2.1.4.002-03. Санитарные правила и нормы были переработаны Департаментом госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О санитарно- эпидемио-
ОСНОВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОМ ВОДЫ...
Таблица 1
Сравнительная характеристика нормируемых микробиологических и паразитологических показателей
качества питьевой воды
Показатели Единицы измерения ВОЗ ЕС СанПиН
Общее микробное число CF^^E) в 1мл 10 (при 22оС) 100 (при 37оС) Не более50
Общие колиформные бактерии Кол-во в 100мл Отсутствие Отсутствие Отсутствие
Термотолерантные колиформные бактерии Кол-во в 100мл Отсутствие Отсутствие Отсутствие
Фекальные стрептококки Кол-во в 100мл - Отсутствие -
Колифаги БОЕ** в 100мл - - Отсутствие
Споры клостридий в 20 мл - < 1 Отсутствие
Цисты лямблий в 50 мл - - Отсутствие
* Количество колонии образующих бактерий ** Бляшкообразующие единицы
логическом благополучии населения», «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», «Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Кыргызской Республики», утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 декабря 2001 г. № 778, с учетом СанПиН 2.1.4.1074-01, разработанных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Как известно, Кыргызская Республика с 1998 г. является членом Всемирной торговой организации, в связи, с чем возникла необходимость пересмотра существующей законодательно-нормативной базы и разработки ряда технических регламентов (ТР), в частности, ТР по питьевой воде и гармонизации с международными требованиями.
Жогорку Кенешом КР в 2009 г. в первом чтении был принят Общий Технический регламент «О безопасности питьевой воды», касающийся питьевой воды, предназначенной для пожизненного, безопасного употребления людьми и который регулирует принципы, ответственность, процедуры и организационные меры по обеспечению безопасности питьевой воды [17].
Водные отношения в сфере использования, охраны и развития водных ресурсов для гарантированного, достаточного и безопасного снабжения водой населения страны, охраны окружающей среды и обеспечения рационального развития водного фонда республики регулирует Водный кодекс Кыргызской Республики, принятый Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 9 декабря 2004 года [14].
В Европе используют стандарты, регулирующие качество питьевой воды в соответствии с Директивой ЕС: ISO 19458 «Качество воды - отбор проб для микробиологических анализов» [18]; ISO 9308-1 «Качество воды - Определение и подсчет E.coli и колиформных бактерий. Часть 1: Метод мембранной фильтрации» [19]; ISO 6461-2: 1993
«Качество воды - Определение и подсчет спор сульфитредуцирующих анаэробов (клостридии)
- Часть 2: Метод фильтрации через мембраны» [20]; ISO 12780 «Качество воды - Определение и подсчет Pseudomonas aeroginosa методом фильтрации через мембраны» [21]; ISO 7899-2 «Качество воды - подсчет и определение кишечных энтерококков. Часть 2: метод мембранной фильтрации» [22]; ISO 9308-3 «Качество воды
- Определение и подсчет E.coli и колиформных бактерий в поверхностных и сточных водах. Часть 3: Метод пластинок (Наиболее возможное число, просмотр в жидких средах)» [23].
В США ведущая роль по сохранению качества питьевой воды возложена на Агентство по охране окружающей среды США - Офис по Воде. Для определения качества питьевой воды они используют Метод 1600: Энтерококки в воде [7].
Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразито-логическим показателям, которые представлены в таблице 1.
Бактериологические и паразитологические показатели качества воды - общие колиморфные бактерии, согласно рекомендаций ВОЗ, не должны быть обнаружены в системах водоснабжения с подготовленной водой. Допустимо, лишь случайное попадание колиформных организмов в распределительную систему, но их количество должно быть не более 5% проб, которые были отобраны в течение любого 12-месячного периода при условии отсутствия Escherichia coli. Если обнаружено присутствие колиформных организмов в воде, то это является свидетельством недостаточной очистки, вторичном загрязнении или о наличии в воде избыточного количества питательных веществ [9].
Таким образом, анализ источников литературы свидетельствует о том, что некачественная
МЕДИЦИНА
Кыргызстана
питьевая вода может являться причиной вспышек болезней и может привести к одновременному заражению значительной части населения.
Следует отметить, что в Кыргызской Республике осуществляется процесс пересмотра регулятивных документов в области безопасности качества питьевой воды и разработки технических регламентов в соответствии с международными требованиями.
Применение надежных методов контроля качества воды в отношении санитарно-микробиологи-ческого загрязнения является одной из актуальных в системе предупредительного санитарно-эпидемиологического надзора.
Систематическая оценка качества воды водоисточников и анализ выявляемых тенденций позволяет грамотно управлять процессом водоподготовки и совершенствовать технологию водоочистки.
Список использованной литературы:
1. Румянцев Г. И., Вишневская Е. П., Козлова Т. А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1985. - 432 с.
2. Рахманин Ю. А., Новиков С. М., Румянцев Г.И. Пути совершенствования методологии оценки риска здоровью от воздействия факторов окружающей среды //Гигиена и санитария. - 2006. - №2. - С. 3-5.
3. Онищенко Г. Г. О состоянии питьевого водоснабжения в Российской федерации // Гигиена и санитария. - 2006. -№4. - С. 3-7.
4. http://www. un. org/russian/news/fullstorynews.asp Институт ЮНЕСКО
5. Красовский Г. Н., Плитман С. И., Роговец А. И. Тенденции
изменения показателей качества воды как сигнал опасности для здоровья населения // Гигиена и санитария - 2003. - №6. - С. 26.
6. СанПиН 2.1.4.002-03. Утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача Кыргызской Республики № 9 от 20.02.2004 г. Зарегистрированы Министерством юстиции Кыргызской Республики (рег. № 34-04 от 19.03.04г.).
7. Method 1600: Enterococci in Water by Membrane Filtration Using membrane-Enterococcus Indoxy^-D-Glucoside Agar
ежемесячный научно-практическии медицинскии журнал
(mEI); U.S. Environmental Protection Agency Office of Water (4303T), 1200 Pennsylvania Avenue, NW Washington, DC 20460 EPA-821-R-02. -14p.
8. Питьевая вода Кыргызстана. Сборник статей и материалов /сост. Чукулов Ж.Т., Баум Л.И. - Бишкек: Учкун, 2007 - 440 с.
9. Руководство по контролю качества питьевой воды //Всемирная организация здравоохранения, 1994. - Т.1. - 257 с.
10. Обзор инфекционной заболеваемости по республике за 12 месяцев 2009 г. // Санитарно-эпидемиологическая служба и здоровье населения. (СЭСиЗН). Информационный бюллетень. Департамент Государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ КР. - 2010. - № 1. - С. 1-28.
11. Государственный контроль качества воды. ИПК // М.: Издательство стандартов, 2001. - 688 с.
12. Национальные стандарты, указатель 2009. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии //М.: Стандартинформ, 2009. - Т.2.
13. Каталог документов по стандартизации 2010. Центр по стандартизации и метрологии при министерстве экономического регулирования КР //ЦСММЭР КР, 2010.
14. Водный кодекс Кыргызской Республики, 2004. - 41 с.
15. Закон Кыргызской Республики о питьевой воде, г. Бишкек от 25 марта 1999 года N 33
16. Ющук Н. Д Принципы диагностики и лечения острых кишечных инфекций //Лечащий врач. - 1999. - №7.
17. Проект. Общий технический регламент «О безопасности питьевой воды», 2009 г. - 23 с.
18. ISO 19458 International standard, First edition 2006-08-01. - 20 p.
19. NF EN ISO 9308-1 European standard (French standard), September 2000. - 18 p.
20. NF EN 26461-2 ISO 6461-2 Norme europeenne (norme francaise), Juillet 1993.- 7p.
21. NF EN 12780 European standard (French standard), August 2002. -16p.
22. NF EN 7899-2 European standard (French standard), August 2000. -15 p.
23. NF EN 9308-3 European standard (French standard), March 1999. - 26p.