Научная статья на тему 'Основные различия специфики коммуникации в социальных сетях Facebook и «Вконтакте»'

Основные различия специфики коммуникации в социальных сетях Facebook и «Вконтакте» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1946
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / SMM / SOCIAL NETWORK / COMMUNICATION / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бурханова Линара Николаевна

В статье поднята проблема коммуникации пользователей в таком новом социальном поле, как социальные ресурсы Интернета. Основной вопрос, который рассматривается в статье, касается специфики коммуникации в социальных сетях Facebook и «Вконтакте». Описан прикладной характер применения изучения специфики коммуникации для SMM-продвижения ввиду активной коммерциализации социальных сетей. Дан краткий обзор места данных социальных сетей в новом коммуникативном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIFFERENCES OF COMMUNICATION SPECIFICITY IN FACEBOOK AND "VKONTAKTE"

The article raises the problem of user communication in such a new social field as the social resources of the Internet. The main issue that is discussed in the article concerns the specifics of communication in social networks Facebook and Vkontakte. The applied nature of the study of the specifics of communication for SMM-advancement is described in view of the active commercialization of social networks. A brief overview of the place of these social networks in a new communicative space is given.

Текст научной работы на тему «Основные различия специфики коммуникации в социальных сетях Facebook и «Вконтакте»»

УДК 748

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СПЕЦИФИКИ КОММУНИКАЦИИ

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ FACEBOOK И «ВКОНТАКТЕ»

Л.Н. Бурханова

Аннотация. В статье поднята проблема коммуникации пользователей в таком новом социальном поле, как социальные ресурсы Интернета. Основной вопрос, который рассматривается в статье, касается специфики коммуникации в социальных сетях Facebook и «Вконтакте». Описан прикладной характер применения изучения специфики коммуникации для SMM-продвижения ввиду активной коммерциализации социальных сетей. Дан краткий обзор места данных социальных сетей в новом коммуникативном пространстве.

Ключевые слова: социальная сеть, коммуникация, информационное общество, SMM.

MAIN DIFFERENCES OF COMMUNICATION

SPECIFICITY IN FACEBOOK AND "VKONTAKTE"

L. Burkhanova

Abstract. The article raises the problem of user communication in such a new social field as the social resources of the Internet. The main issue that is discussed in the article concerns the specifics of communication in social networks Facebook and Vkontakte. The applied nature of the study of the specifics of communication for SMM-advancement is described in view of the active commercialization of social networks. A brief overview of the place of these social networks in a new communicative space is given.

Keywords: social network, communication, information society, SMM.

Бурное развитие высоких технологий и сети Интернет начала двухтысячных годов дало новые возможности коммуникации, а именно показало принципиально новые способы взаимоотношения людей. В результате коммуникативная природа социальной реальности изменилась. Различные формы сетевой организации и самоорганизации стали повсеместно внедряться в социальную ткань современного общества. Сегодня все сферы человеческой деятельности тесно взаимосвязаны, чему активно способствует развитие социальных сетей. Социальные сети представляют собой глобальные точки сбора и распространения информации [3, с.249-251].

Все это является следствием глобализации -закономерным явлением в современном мире, которое фактически ознаменовало новую эру информационного общества, которое теоретически обосновал Д. Белл [2, с.658]. Центральную роль в информационном обществе он отводил интеллектуальным технологиям и умению ими пользоваться. Такую позицию поддерживали и другие исследователи, например, такие, как М. Маклюэн [1, с.210], который считал, что технология коммуникаций - это продолжение сознания человека, а электронные средства коммуникации - это нечто вроде поля одновременности событий, «глобальная деревня», жители которой осознают глобальную целостность общества. О. Тоффлер [6, с. 159] определил постиндустриальное общество как

третью волну эволюции цивилизации, несущей новый образ жизни. Согласно его теории, в информационном обществе возникнут «электронные коттеджи», жители которых будут управлять процессами производства с помощью индивидуальных электронных средств коммуникации, они станут не только потребителями, но и производителями информации. Позже М. Кастельс [4, с.327] разработал теорию о том, что передача и обработка информации станут основными источниками производительности, послужат основой для сетевого общества, культура которого будет зиждеться на коммуникационных процессах.

Реальным воплощением всех этих теорий в жизнь и являются социальные сети.

Под социальной сетью сегодня понимается платформа, с помощью которой люди конструируют свой публичный или полупубличный профиль. Основа социальной сети - это персональные анкеты пользователей, в которых содержится вся информация о поле, возрасте и другой личной информации, которые могут быть связаны между собой.

За последние несколько лет социальные сети объединили более ста миллионов пользователей по миру. С каждым годом увеличивается не только количество зарегистрированных пользователей, но и самих социальных сетей. В связи с этим у пользователя сегодня есть

возможность выбрать социальную сеть под свои запросы: от узконаправленных социальных сетей до гигантов из серии Facebook или «Вконтакте». Социальные сети конкурируют друг с другом за привлечение большего количества пользователей. Эта конкуренция заставляет разработчиков социальных сетей совершенствоваться и быстро адаптироваться под запросы пользователей. Так, за 14 прошедших лет социальная сеть из простой площадки для общения фанатов со своими кумирами превратилась в многофункциональный сервис с возможностью общения, обмена данными, в торговую площадку, в мощный PR-инструмент и просто стиль жизни.

Социальные сети сегодня активно развиваются по пути коммерциализации -большинство компаний сегодня пришли к тому, что социальные сети - это эффективная площадка для продвижения товаров и услуг. Появился рынок SMM (social media marketing), который в России пока еще находится на стадии становления. Кто-то успел взять этот инструмент на вооружение и добиться хороших результатов, кто-то еще учится реализовывать себя на этом рынке. В этой связи особый интерес представляет рассмотрение специфики коммуникации в наиболее популярных сегодня социальных сетях, таких как Facebook и «Вконтакте», изучение которой может помочь грамотно выстроить стратегию SMM-продвижения.

Социальная сеть Facebook появилась в 2004 году и главным ее отличием стала возможность связи друг с другом реальных знакомых. Таким образом, реальные отношения переносились в виртуальное пространство и, фактически, соединили мир реальный и иллюзорный. Это было что-то новое по сравнению с различными чатами, форумами, живыми журналами. Затем настоящим прорывом для Facebook стала разработка своего API, который дал возможность разработчикам по всему миру писать различные программы для социальной сети. Так достаточно быстро сеть обросла небольшими приложениями с огромным спросом у пользователей, начиная от различных информеров и заканчивая всевозможными играми. Facebook сегодня самая популярная сеть в мире, но в России она не столь актуальна благодаря аналогу - социальной сети «Вконтакте», появившейся двумя годами позже. Формально, содержание этой сети аналогично Facebook. Но это только на первый взгляд. На наш взгляд, главные различия этих социальных сетей - это количество пользователей и посыл, который несет в себе сеть. Если «Вконтакте» по определению считается молодежной сетью, поскольку ею пользуются преимущественно молодые люди (до 35 лет), то Facebook - это сеть

для взрослого поколения, преимущественно старше 35 лет. Facebook - это сеть для интеллектуалов; она интересна тем, кто уже получил образование, а это, в свою очередь, отражается на контенте сети - видеоматериалы и текст носят новостной и аналитический характер.

Так, по данным аналитической системы Brand Analytics [5], в Facebook количество говорящих авторов за май 2017 года составило 1,9 миллионов, количество сообщений - 53 миллионов. Авторы сети Facebook - оказались старше активных авторов «ВКонтакте». В превалирующей возрастной группе (25 - 34) на текущий момент 37% авторов; вторая по численности группа - 35 - 44, к ней относятся 30,6% авторов. Старше 45 лет - 23,5% авторов. В социальной сети «Вконтакте» основная возрастная группа - это авторы в возрасте 25 - 34 лет (37%). Вторая по численности группа - 18 - 24 лет (25,7%).

В соответствии с возрастной категорией социальной сети определяется ее контент. Весь контент в сети Facebook защищен авторскими правами. Напротив, контент в социальной сети «Вконтакте» - это, прежде всего, графика, анимация, аудиозаписи, которые носят больше развлекательный характер. Контент здесь не защищен авторскими правами, и это ключевой момент привлекательности социальной сети в Рунете. Соответственно, выбор сети зависит от того, как пользователь хочет себя позиционировать и какие цели он преследует. Если пред ним стоит не просто задача представить себя в образе интеллектуала, а найти нестандартно мыслящих единомышленников -это Facebook, а если задача просто создать какой-либо образ, развлечься - то это чаще всего «Вконтакте». Все это очень ярко отображается в интерфейсе социальных сетей.

«Вконтакте» пользователь занят больше конструированием своего образа, открывая страничку социальной сети, попадаешь на страницу профиля с аватаркой, альбомами с фотографиями, информацией о пользователе. В Facebook, открывая страничку, попадаешь на новостную ленту с сообщениями, а для того, чтобы найти информацию о пользователе, нужно провести ряд манипуляций. В свое время, Маршалл Маклюэн в книге «Понимание медиа» [1, с.210] разделил средства коммуникации на холодные и горячие. По его мнению, горячие средства характеризуются невысокой степенью участия аудитории, а холодные — высокой, или достраивания ею недостающего. Так вот согласно этой аналогии, социальные сети, которые, безусловно, являются средствами коммуникации, также можно разделить на холодные и горячие.

Так, «Вконтакте» будет являться холодной, поскольку она зациклена на профиле; эта сеть обеспечивает глубокую вовлеченность пользователей в достраивание образа, владелец профиля сам решает какую сторону образа своей личности он желает продемонстрировать другим пользователям. В Facebook, наоборот, люди больше общаются. Здесь пользователю важно содержание постов. Эти различия видны и в интерфейсе сетей. «ВКонтакте» интерфейс ориентирован на просмотр обновлений (это вкладки с «новостями», «ответами», «комментариями»), это, в свою очередь, способствует тому, чтобы пользователь самостоятельно исследовал профили других

людей и искал там обновления. В Facebook все обновления сосредоточены в одной информационной ленте, и именно она является залогом активного существования в социальной сети.

Такое понимание специфики коммуникации, позиционирования пользователей в социальной сети, на наш взгляд, позволит эффективно сформировать SMM - стратегию продвижения в социальных сетях. Особенно это актуально для верного определения площадок, на которых необходимо строить работу с каждым сегментом аудитории. Сегментация аудитории, в свою очередь, это залог проведения успешной рекламной кампании в интернете.

1. Архангельская И.Б. Герберт Маршалл Мак Люэн: от исследования литературы к теории массмедиа / И.Б. Архангельская. - Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 210 с.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М., "Academia", 2004. - 788 с.

3. Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого общества: тезисы / Е.П. Белинская // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. -М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 249-251.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С. 327.

5. Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: http://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-Y-rossii-leto-2017-tsify-i-trendy/

6. Тоффлер Э. Третья волна = The Third Wave, 1980. - М.: АСТ, 2010. - 784 с.

Сведения об авторе:

Бурханова Линара Николаевна (г. Казань, Россия), аспирант Казанского государственного института культуры, e-mail: [email protected]

Data about the author:

L. Burhanova (Kazan, Russia), graduate student of the Kazan State Institute of Culture, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.