Научная статья на тему 'Основные противоречия учебной деятельности студентов гуманитарных направлений вуза в контексте компьютерной культуры (обучающихся по направлению юриспруденция)'

Основные противоречия учебной деятельности студентов гуманитарных направлений вуза в контексте компьютерной культуры (обучающихся по направлению юриспруденция) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОТИВОРЕЧИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРНЫХ ЗНАНИЙ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / COMPUTER CULTURE / CONTRADICTIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY / SYSTEM COMPUTER KNOWLEDGE / HUMANIZATION OF EDUCATION / HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апанасенко О. Н., Малюков С. Г.

Статья посвящена актуальной проблеме основных противоречий учебной деятельности студентов гуманитарных направлений вузов в контексте компьютерной культуры. Предлагается широкое определение компьютерной культуры личности. Авторы акцентируют свое внимание на особенности процесса компьютеризации системы высшего образования, порождающие ряд противоречий, которые условно разделены на социально-педагогические, профессионально-инструментальные и личностно-инструментальные. Особое внимание в работе уделено причинам данных групп противоречий. Авторы приходят к выводу, что из сопоставления выделенных противоречий следует, что разрешение части из них в большей степени зависит от психологического настроя, профессиональных умений и навыков, уровня сформированности компьютерной культуры преподавателей вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апанасенко О. Н., Малюков С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC CONTRADICTIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS STUDYING THE HUMANITIES IN THE CONTEXT OF COMPUTER CULTURE (STUDYING A COURSE IN LAW)

The paper has a task to study a topical problem of the basic contradictions of educational activity of students of the Humanities in universities in the context of computer culture. The researchers give a broad definition of computer culture of an individual. The authors focus on the features of the process of computerization of the system of higher education, generating a number of contradictions, which are divided into socio-pedagogical, professional-instrumental and personal-instrumental types. Special attention will be given to the reasons for these contradictions. The authors conclude that in the comparison of highlighted contradictions it becomes clear that the solution of some of them in a greater degree depends on the mental attitude, professional skills, level of development of computer culture of university teachers.

Текст научной работы на тему «Основные противоречия учебной деятельности студентов гуманитарных направлений вуза в контексте компьютерной культуры (обучающихся по направлению юриспруденция)»

ние педагога на осознание необходимости постоянного профессионального развития.

С позиции новых подходов современная общеобразовательная организация рассматривается как сложная динамическая система, управление которой предполагает четкое разграничение разных функций управления, разных организационных структур и разных организационных механизмов в зависимости от объекта управления, в качестве которого может выступать либо функционирование, либо развитие организации. Эти два «вектора» в деятельности организации взаимосвязаны, однако по своей сущности во многом альтернативны, поскольку один (функционирование) направлен на стабилизацию организационных процессов, а другой (развитие) - на их изменение, а значит, деструкцию, дестабилизацию.

Как отмечают исследователи, осуществление инновационной деятельности в современной общеобразовательной организации - это один из аспектов ее работы в режиме развития. Соответственно, управление развитием предполагает выработку решений, направленных на качественные изменения в содержании, технологии, организации учебно-воспитательного процесса и его обеспечение. Именно по этому признаку и можно определить то, что в управлении делается для развития, от того, что делается для поддержания стабильного функционирования [2, с. 21-22].

В целом изучение работ по данной проблематике позволяет сделать вывод, что перевод общеобразовательной организации в режим развития является важнейшим фактором ее обновления, позволяющим «создать условия для массового творчества, для перерастания отдельных зон прорыва в целостное инновационное пространство с новыми технологиями, средствами, типами педагогической деятельности» [3, с. 5].

Анализируя вышеизложенное можно сделать следующие концептуально значимые обобщения:

> Реальная потребность в профессиональном развитии педагога возникает в общеобразовательной организации, которая осуществляет свою деятельность в режиме развития. В этом случае отслеживание новых тенденций в развитии образования

Библиографический список

и общества, оперативное и адекватное реагирование - в рамках своей компетенции - на возникающие противоречия и проблемы в деятельности общеобразовательной организации, освоение разнообразных инноваций, новых подходов к обучению и новых технологий, которые требуют постоянной реализации внутренних и внешних профессионально-личностных ресурсов, становятся неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности педагога, во многом определяющей успешность и перспективы деятельности общеобразовательной организации. В общеобразовательной организации, ограничивающей свою деятельность режимом функционирования, от педагога требуется прежде всего соблюдение установленных нормативов и параметров профессиональной деятельности, необходимого уровня профессиональной компетентности и периодического повышения квалификации в рамках изменений, касающихся нормативных требований.

> В непрерывном образовании педагога должен существенно увеличиться удельный вес форм повышения квалификации, обучения, по своим целям и содержанию максимально приближенных к его практической профессиональной деятельности. Наиболее оптимальный по своим ресурсным затратам путь решения этой проблемы - организация «внутрифирменного», т.е. внутришкольного обучения педагога, программа которого должна выступать разделом программы развития школы, а сам процесс обучения должен стать не дополнением к профессиональной деятельности педагога, а ее неотъемлемым компонентом, одним из средств, «инструментов» практической педагогической деятельности.

> В общеобразовательной организации должен быть создан особый климат, особая профессионально-педагогическая среда, обеспечивающая возможности для развития субъектно-сти педагога, востребованность и активизацию его потенциальных профессиональных возможностей, мотивацию к непрерывному профессионально-личностному самосовершенствованию, выбор индивидуальной траектории личностного развития и самореализации; способствующая формированию творческой направленности личности.

1. Коптелов, А.В. Профессиональное развитие педагогов в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А.В. Коптелов, А.В. Машуков // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6

2. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 2000.

3. Киприянова, Е.В. Организация инновационной образовательно-профессиональной среды в муниципальном лицее: автореф. дис. ... д-ра пед, наук. - Челябинск, 2009.

Bibliography

1. Koptelov, A.V. Professionaljnoe razvitie pedagogov v usloviyakh vvedeniya Federaljnihkh gosudarstvennihkh obrazovateljnihkh standartov obthego obrazovaniya / A.V. Koptelov, A.V. Mashukov // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 6

2. Slobodchikov, V.I. Osnovih psikhologicheskoyj antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: Razvitie subjhektivnoyj realjnosti v ontogeneze: uchebnoe posobie dlya vuzov / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - M., 2000.

3. Kipriyanova, E.V. Organizaciya innovacionnoyj obrazovateljno-professionaljnoyj sredih v municipaljnom licee: avtoref. dis. ... d-ra ped, nauk. - Chelyabinsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 29.11.14

УДК 37.378

Apanasenko O.N., Malyukov S.G. THE BASIC CONTRADICTIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS STUDYING THE HUMANITIES IN THE CONTEXT OF COMPUTER CULTURE (STUDYING A COURSE IN LAW). The paper has a task to study a topical problem of the basic contradictions of educational activity of students of the Humanities in universities in the context of computer culture. The researchers give a broad definition of computer culture of an individual. The authors focus on the features of the process of computerization of the system of higher education, generating a number of contradictions, which are divided into socio-pedagogical, professional-instrumental and personal-instrumental types. Special attention will be given to the reasons for these contradictions. The authors conclude that in the comparison of highlighted contradictions it becomes clear that the solution of some of them in a greater degree depends on the mental attitude, professional skills, level of development of computer culture of university teachers.

Key words: computer culture, contradictions of educational activity, system computer knowledge, human-ization of education, Humanities.

О.Н. Апанасенко, канд. пед. наук, доц. ЛГУ им. А.С. Пушкина (Алтайский филиал), г. Барнаул, E-mail: oapanasenko@bk.ru; С.Г. Малюков, канд. юрид. наук, доц., ЛГУ им. А.С. Пушкина (Алтайский филиал), г. Барнаул, E-mail: elektron999@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ГУМАНИТАРНЫХНАПРАВЛЕНИЙ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ

КОМПЬЮТЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ (обучающихся по направлению юриспруденция)

Статья посвящена актуальной проблеме основных противоречий учебной деятельности студентов гуманитарных направлений вузов в контексте компьютерной культуры. Предлагается широкое определение компьютерной культуры личности. Авторы акцентируют свое внимание на особенности процесса компьютеризации системы высшего образования, порождающие ряд противоречий, которые условно разделены на социально-педагогические, профессионально-инструментальные и личностно-инструментальные. Особое внимание в работе уделено причинам данных групп противоречий. Авторы приходят к выводу, что из сопоставления выделенных противоречий следует, что разрешение части из них в большей степени зависит от психологического настроя, профессиональных умений и навыков, уровня сформированности компьютерной культуры преподавателей вуза.

Ключевые слова: компьютерная культура, противоречия учебной деятельности, система компьютерных знаний, гуманитаризация образования, гуманитарные специальности.

Анализ качеств личности, особенностей ее развития, специфики учебной деятельности студентов гуманитарных направлений, в частности юристов, в контексте компьютерной культуры (под компьютерной культурой личности мы понимаем динамическую характеристику личности, отличительными чертами которой является: владение определенной системой компьютерных знаний, умений и навыков, обладание чувством ответственности за использование компьютерных технологий при решении профессиональных и личностных задач и направленность на реализацию творческого подхода в компьютерной деятельности) [1], а также особенностей процесса компьютеризации системы высшего образования порождают ряд противоречий, которые мы условно разделили на социально-педагогические, профессионально-инструментальные и личностно-инструментальные. Такое разделение базируется на особенностях взаимосвязи следующих явлений и процессов: основных тенденций, сложившихся в обществе, и возможностей педагогики, методики профессионального образования; модернизация компьютерных технологий и методических разработок, касающихся компьютерной подготовки будущих специалистов; специфики компьютера и компьютерных коммуникаций и качествами личности, особенностями ее развития.

В качестве наиболее существенного противоречия группы социально-педагогических противоречий следует выделить несоответствие между теми требованиями, которые предъявляются современным обществом к уровню компьютерной подготовки специалистов по юридическим направлениям, и реально существующими, зачастую негативными условиями, созданными самим обществом в системе высшего профессионального образования. Следует остановиться на нескольких таких негативных моментах, и наиболее актуальный из них - недостаточная обеспеченность вузов современной компьютерной техникой и средствами компьютерной коммуникации, причем из-за недофинансирования федеральным бюджетом оказывается в ограничении и качество, и количество ПК в вузах страны. По материальным причинам смена оборудования в компьютерных классах осуществляется с некоторым отставанием от реального уровня развития компьютерных технологий, поэтому весьма вероятна следующая ситуация. Предположим, что выпускник-«гуманитарий» попадает в организацию, где его рабочее место оборудовано по последнему слову техники, в этом случае молодой специалист оказывается совершенно неподготовленным, так как существующая система компьютерной подготовки будущих юристов (экономистов, менеджеров и др.) не отвечает современным требованиям (студентов зачастую учат работать на старой технике).

В настоящее время в России отмечается установка на активизацию процессов гуманизации общества, повышается значимость личности, меняются ценностные доминанты российского образования за счет расширения перечня гуманитарных дисциплин, интеграции гуманитарного знания в техническую сферу, т.е. наблюдается гуманитаризация высшего профессионального образования. Несмотря на это, общественное мнение о гуманитарных профессиях, фактическое отношение значительной части социума к специалистам-«гуманитариям» оставляет желать лучшего. Налицо не только разделение технической и гуманитарной сфер деятельности, мышления и образования, но и их негласное противопоставление, своего рода градация на

престижное и непрестижное, «второсортное». В этом случае, студент-«гуманитарий» зачастую воспринимает получение будущей специальности как некую необходимость, а не осознанное желание освоить любимую профессию, реализовать в ней себя, свои лучшие качества; такая точка зрения сказывается на отношении к процессу обучения в вузе, к получению знаний, в том числе и на освоении компьютерных технологий. В качестве одной из возможностей, способствующей разрешению данного противоречия, может выступить изменение существующего мнения по данному вопросу самих студентов, которое должно осуществляться уже на начальном этапе профессионального самоопределения (т.е. в старших классах средней школы) и продолжено в процессе получения высшего образования [2].

Возникновение второй группы противоречий - профессионально-инструментальных - продиктовано несоответствием между уровнем развития компьютерных технологий и используемыми на данный момент психолого-педагогическими, методическими разработками. В качестве одного из противоречий этой группы выделим несоответствие, оказывающее особое влияние на мотивационную сферу студентов: несмотря на широкий спектр предоставляемых компьютером возможностей, у студентов-«гуманитариев» нет ни интереса, ни необходимости в изучении такого рода дисциплин. Во-первых, редко кто из преподавателей «некомпьютерных» дисциплин на своих занятиях использует возможности компьютерных технологий. Причиной тому могут быть несколько факторов, среди которых можно выделить два основных: либо отсутствие желания их использовать (уходит лишнее время на подготовку, «ломается» отработанный годами ход занятий и т.д.), либо боязнь (отсутствие или низкий уровень владения компьютерными ЗУН самих преподавателей). Во-вторых, немногие преподаватели дисциплин компьютерного цикла раскрывают перед студентами все преимущества использования компьютерной техники и компьютерных коммуникаций для решения различных профессиональных и личностных задач, влияют на мотивационную сферу студентов (из-за ограничения во времени, средствах, отсутствия заинтересованности в этом самого преподавателя). В результате этого, у студентов не формируется интерес к изучаемому; занятия по предметам компьютерного цикла понимаются как отдельная дисциплина; овладение компьютерными ЗУН воспринимается в качестве самоцели, так как полученная совокупность знаний не имеет связи с жизнью; решение задач нередко носит механический характер, а сами задачи зачастую не имеют прикладного характера.

Выделение следующего противоречия данной группы продиктовано ситуацией, сложившейся на компьютерном рынке образовательных услуг. В настоящее время в соответствии с компьютеризацией всех сфер человеческой жизнедеятельности большая часть программистов занимаются разработкой различного программного обеспечения, предназначенного для экономистов, юристов, менеджеров, системных администраторов и т.д. Однако, несмотря на значительные объемы подобного рода продукции, специализированное программное обеспечение, предназначенное исключительно для высшего образования, зачастую отсутствует или же его качество не соответствует этическим, эргономическим нормам, не отвечает основным дидактическим принципам. Кроме того, нечасто к работе программистов привлекаются специалисты из области психологии,

физиологии, редко учитывается опыт работы методистов-инфор-матиков, педагогов-предметников. В результате этого получаем профессионально-инструментальное противоречие, фактически подразумевающее под собой нарушение одного из трех основных законов диалектики: количество не переходит в качество [3].

Следующее противоречие профессионально-инструментальной группы характерно не только для высшей школы, но и для компьютерной подготовки на любом возрастном этапе. Сущность данного противоречия касается содержания таких дисциплин, как «Информатика», «Информационные технологии» и т.д., а также времени, отводимого на изучение дисциплин информационного цикла. В этом случае стоит остановиться на трех моментах.

Первый аспект данной проблемы - достаточно ли отводимого учебным планом времени на рассмотрение всех тем, указанных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Например, из Госстандарта по гуманитарным направлениям «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», «Налоги и налогообложение» следует, что на изучение дисциплин информационно-компьютерного блока выделяется небольшое количество часов, из них половина отведенного времени приходится на самостоятельную работу, а половина аудиторных часов - на лекционные занятия. Очевидно, что этого времени недостаточно для изучения обязательного минимума компьютерной подготовки будущего специалиста, поэтому преподаватель вынужден либо поверхностно рассматривать все темы, либо подробно разбирать со студентами часть из них, поступаясь остальными.

Вторая, не менее спорная тема, касающаяся данного противоречия - следует ли объединять рассмотрение информационных и компьютерных технологий в одной дисциплине. Так, при изучении информатики, кроме общей характеристики информационных процессов, рассматриваются алгоритмизация и программирование, языки программирования высокого уровня, технологии программирования. Поэтому в результате отсутствия четкого разделения предметом изучения информационных дисциплин становится исключительно компьютер и компьютерные технологии, а не технологии работы с информацией, которые, на наш взгляд, в большей степени знакомы библиотекарю, библиографу и т.п.

Третьим предметом обсуждения является вопрос - следует ли вообще изучать студентам-«гуманитариям» языки программирования, технологии программирования и подобные вопросы. Основным аргументом, склоняющим в пользу отрицательного ответа на поставленный вопрос, является тот факт, что на сегодняшний день написание компьютерных программ стало задачей отдельной профессии, а знаний по вопросам программирования, явно недостаточно для написания сложных программ; кроме того, существуют разнообразные прикладные программные средства, предназначенные специально для юристов, экономистов, журналистов, музыкантов и т.д., поэтому, по нашему мнению, изу-

Библиографический список

чение вышеупомянутых вопросов студентами-«гуманитариями» нецелесообразно. Подводя итог анализу данного противоречия, можно сказать, что студенты-«гуманитарии» на должном уровне не знают ни компьютерную технику и основы ее использования, ни правила и технологию работы с информацией.

Группа личностно-инструментальных противоречий связана со спецификой функционирования компьютера и компьютерных коммуникаций и особенностями личности студента-«гуманита-рия». Следует отметить, что все противоречия данной группы тесно связаны между собой, а причина возникновения данных противоречий объясняется влиянием функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга [4].

Анализ специфики деятельности студентов-«гуманитариев» при изучении компьютерных технологий и их использовании при решении учебных, и не связанных с учебной деятельностью задач, позволил выделить следующие личностно-инструменталь-ные противоречия.

Исходя из того, что компьютерная техника и компьютерные коммуникации предназначены для обработки больших объемов графической, текстовой, звуковой информации, можно сделать предположение, что именно будущим специалистам гуманитарного профиля для повышения производительности труда необходимо владеть компьютерными технологиями на высоком уровне, хотя «общение» с компьютером и средствами компьютерной связи вызывает у них значительные затруднения. В этом случае важно использовать методики, учитывающие условное разделение аудитории на «гуманитариев» и «техников», принимающие во внимание особенности мышления обучающихся (преобладание словесно-логического или образного мышления), хотя такое разделение не должно быть слишком категоричным. Необходимо так строить воспитание и обучение, чтобы оба нужных человеку типа мышления развивалось гармонично; в противном случае вероятно возникновение следующего противоречия лич-ностно-инструментальной группы.

Основы формирования компьютерной культуры, на наш взгляд, должны закладываться еще в школе, продолжаясь затем в высших учебных заведениях. Тем не менее, у абитуриентов-«-гуманитариев» зачастую наблюдается отсутствие всякого представления о функционировании и возможностях компьютерной техники и технологий. Это связано с тем, что в старших классах средних общеобразовательных школ идет преимущественно профильное обучение, при котором большое внимание уделяется изучению профильных предметов (литература, история, иностранный язык и т.д.) в ущерб остальным, точным наукам (математика, информатика, физика, химия).

Таким образом, из сопоставления выделенных противоречий (и прежде всего, профессионально-инструментальной группы) следует, что разрешение части из них в большей степени зависит от психологического настроя, профессиональных умений и навыков, а также уровня сформированности компьютерной культуры преподавателей вуза, анализ которой является дальнейшей задачей нашего исследования.

1. Анисимова, И.В. Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004.

2. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. - 2002. - № 1.

3. Чередниченко, В.А. Информатизация общества и молодежи // Компьютерная революция и информатизация общества. М.Б.И., 1990.

4. Степанцева, О.А. Игровые компьютерные технологии в образовательном процессе // Личность. Общество. Образование в современной социокультурной ситуации: межвузовский сборник науч. трудов. - СПб., 2007.

Bibliography

1. Anisimova, I.V. Osobennosti kompjyuternoyj kuljturih uchatheyjsya molodezhi v sovremennoyj Rossii: sociologicheskiyj analiz: dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2004.

2. Gavrilyuk, V.V. Dinamika cennostnihkh orientaciyj v period socialjnoyj transformacii (pokolennihyj podkhod) // Sociologicheskie issledovaniya. - 2002. - № 1.

3. Cherednichenko, V.A. Informatizaciya obthestva i molodezhi // Kompjyuternaya revolyuciya i informatizaciya obthestva. M.B.I., 1990.

4. Stepanceva, O.A. Igrovihe kompjyuternihe tekhnologii v obrazovateljnom processe // Lichnostj. Obthestvo. Obrazovanie v sovremennoyj sociokuljturnoyj situacii: mezhvuzovskiyj sbornik nauch. trudov. - SPb., 2007.

Статья поступила в редакцию 29.11.14

УДК 629.735.067:37.015

Novoselsky A.V., Anoshkin A.Yu. CULTURE OF FLIGHT SAFETY IN THE STATE AVIATION: NECESSARY REALITY. The article analyses the existing approaches for providing flight safety in the state aviation taking into account the influence of human factor on the functioning of an aviation system on the whole. The authors give the exact defi-

nition of the category "culture of flight safety in the state aviation". This phenomenon is examined from the position of military aviation by means of the analysis of a number of its specific features. The technology of formation of cadets' flight safety culture in the military aviation institute and officers' flight safety culture in the system of combat preparation in the aviation unit is suggested. The authors also pay attention to the contents of the technology on particular stages of the whole cycle of the professional development of a pilot. Psycho-pedagogical conditions, contributing to the adoption and functioning of the elaborated technology by means of investigation of formation of flight safety culture components in the military aircraft organization are mentioned.

Key words/aviation system, flight safety, state aviation, culture of flight safety, technology of formation of flight safety culture, conditions of formation of flight safety culture.

А.В. Новосельский, канд. пед. наук, доц. каф.боевой подготовки и безопасности полетов 6 авиационного факультета (г. Балашов) филиала Военного учебно-научного центра (г. Краснодар), Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия», г. Воронеж, E-mail: novoselskiy-bal@mail.ru; А.Ю. Аношкин, канд. пед. наук, ст. преподаватель каф.конструкции и эксплуатации авиационной техники 6 авиационного факультета (г. Балашов) филиала Военного учебно-научного центра (г. Краснодар), Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия», г. Воронеж. E-mail: anoshcin_an124@mail.ru

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ: НЕОБХОДИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В статье анализируются имеющиеся подходы обеспечения безопасности полетов в государственной авиации с учетом влияния человеческого фактора на функционирование авиационной системы в целом. Авторами дается четкое определение категории«культура безопасности полетов в государственной авиации». В работе рассматривается данный феномен с позиции военной авиации по средством исследования ряда ее особенностей. Предлагается технология формирования культуры безопасности полетов курсантов военного авиационного вуза и офицеров в системе боевой подготовки. Значительное внимание уделяется содержанию авторской технологии на выделенных этапах всего цикла профессионального развития летчика. Указываются психолого-педагогические условия, способствующие внедрению и функционированию разработанной технологии, посредством исследования сформированности компонентов культуры безопасности полетов в военной авиационной организации.

Ключевые слова: авиационная система, безопасность полетов, государственная авиация, культура безопасности полетов, технология формирования культуры безопасности полетов, условия формирования культуры безопасности полетов.

Конвенциальные взгляды по обеспечению безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации в целом, и военной - в частности, существенно отстают от современной мировой концепции в данной области. Именно последняя акцентирована не на ожидание негативного события, а на выявление имеющихся опасных и потенциально возможных факторов, способных в будущем проявиться и повлиять на состояние авиационной системы. Ключевая роль в этой ситуации принадлежит культуре безопасности полетов авиаторов и приоритету ее ценностей в системе координат авиационных коллективов. В действительности же культуре безопасности полетов отводится второстепенное место, если не сказать. Так, в «Руководстве по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации», утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 года № 390, указывается единственное положение по интересующей проблеме без его практического сопро-вождения:«... воспитание чувства высокой ответственности у личного состава ...» [1, с. 4]. В этой связи актуализируется формирование культуры безопасности полетов на всем протяжении становления военного летчика, начиная с курсантов в военном вузе и заканчивая постоянным составом в системе боевой подготовки, которая должна быть сконцентрирована на обучении и воспитании специалистов в сфере рассматриваемого вопроса.

Раскрывая тему статьи, в первую очередь, следует определить само понятие «культура безопасности полетов» в контексте государственной авиации. В общем смысле категория «культура», являясь полифункциональным феноменом, не имеет однозначного толкования. Она понимается как норма, система, отношения, результат, процесс, деятельность, способ. В рамках интерпретируемого материала работы необходимо применить деятельностный подход к пониманию культуры, который представляет ее в качестве«технологии» человеческого творчества. Выбранное направление анализа предполагает толкование совместной деятельности авиационных специалистов всех уровней как схемы общего поведения, а также личностного отношения в пределах существующего механизма функционирования авиационной системы. Параллельно сле-

дует заметить, что культура характеризуется одновременно в качестве изменяющегося явления, которое «воплощает в себе непрерывное движение от неупорядоченных, нерегулируемых взаимодействий к определенности и упорядоченности», [2, с. 8] и как «постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации» [3, с. 18]. Представленные утверждения позволяют заключить, что культура представляет собой трансформирующееся и, в тоже время, постоянное во взаимодействии и связи сочетание различных практик человеческой активности. В данном контексте человеческое творчество рассматривается как деятельность социальных образований различного уровня, в нашем случае - авиационной организации. Соответственно, культура безопасности полетов государственной авиации есть подвижное во времени и пространстве и сравнительно статическое во взаимодействии и связи сочетание репрезентативных летных практик авиационных формирований, направленных на предупреждение авиационных происшествий.

В связи с тем, что основное предназначение государственной авиации - выполнение стоящей перед ней задачи, а она может быть и боевой, то обстоятельства и условия её реализации оказываются вторичными в общей схеме функционирования авиационной системы. В указанной ситуации достижение цели имеет приоритетное значение, в отличие от гражданской авиации, где, в первую очередь, акцент направлен на управление безопасностью полетов посредством различных мероприятий, например, таких, как формирование культуры безопасности полетов авиационного коллектива [4]. Поэтому при обеспечении безопасности полетов военной авиации внимание к профилактическим мероприятиям по предупреждению негативных авиационных событий снижается. Это, в свою очередь, вызывает необходимость искать баланс в таких позициях, как «безопасность и эффективность», «безопасность и результативность» боевого полета.

В любом авиационном подразделении (части) реализация авиаторами своего предназначения и факторы риска безопасности полетов взаимосвязаны. По мере усложнения стоящих задач повышаются и факторы риска. Принятие решения командира на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.