Научная статья на тему 'Основные противоречия развития ведомственного образования'

Основные противоречия развития ведомственного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
990
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности и преимущества ведомственного образования / соотношение локальной и глобальной образовательной среды / целевое управление / ценностносмысловое управление / военизированная среда / компетентности / профессионал / посредственность / values and advantages of departmental education / correlation of local and global features of educational environment / aimed management / value management / military-related environment / competencies of a professional / mediocrity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаранов Юрий Александрович

В статье проблематизируется понятие «ведомственное образование», раскрываются преимущества и недостатки этой формы организации подготовки кадров, ставится проблема соотношения локального и глобального в управлении ведомственным образовательным пространством, определяются основные противоречия в реализации компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаранов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main contradictions of departmental education development

The article problematizes the concept of «departmental education», reveals advantages and disadvantages of this form of organizing personnel training, sets the problem of correlation between local and global features in managing departmental educational environment, defines the main contradictions in implementing competency-based approach.

Текст научной работы на тему «Основные противоречия развития ведомственного образования»

приглашаем к дискуссии

УДК159

I ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ I ВЕДОМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. А. Шаранов

В статье проблематизируется понятие «ведомственное образование», раскрываются преимущества и недостатки этой формы организации подготовки кадров, ставится проблема соотношения локального и глобального в управлении ведомственным образовательным пространством, определяются основные противоречия в реализации компетентност-ного подхода.

Ключевые слова: ценности и преимущества ведомственного образования, соотношение локальной и глобальной образовательной среды, целевое управление, ценностно-смысловое управление, военизированная среда, компетентности, профессионал, посредственность.

Основная проблема ведомственного образования в эпоху глобализации выражается в опасениях специалистов, что оно может войти в противоречие с изначальными целями и ценностями, ради которых и создавался этот институт. Прежде всего ведомственные образовательные организации обеспечивают реализацию государственного заказа, при этом сохраняют отечественные научно-педагогические школы и традиции в области профессиональной подготовки, развития и самореализации кадров. Концепция ведомственного образования в наукоемких, высокотехнологических отраслях экономики и управления остается во многом альтернативой известному болонскому процессу, не давая размывать профессиональную среду неквалифицированными специалистами. В эпоху конвергентных, синерге-тических процессов, когда в профессиях интегрируются достижения многих сфер научного и технологического знания, сохраняется опасность впасть в другую крайность — неконструктивный традиционализм, который скрывается под вывеской «формального модернизма». Особенно такая угроза актуальна в социономических профессиях, к которым относятся социальные работники, педагоги, психологи, социологи, философы, юристы и многие другие. Это хорошо видно и на примере подготовки кадров для органов внутренних дел.

За последние десять лет институты, академии и университеты МВД России пережили несколько ре-

формаций, связанных, во-первых, с тенденцией максимального удовлетворения потребностей практики органов внутренних дел в новых специальностях. Прежде всего были открыты специальности в области информационных технологий борьбы с преступностью и защиты информации, борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией, в сфере транспортной безопасности (профайлинг), профилактики проявлений терроризма и экстремизма, защиты свидетелей и некоторые другие. Во-вторых, необходимость приведения архитектуры высшего образования в соответствие с европейскими стандартами, а также в связи с конкуренцией на рынке образовательных услуг некоторые ведомственные организации открыли специальности, по которым уже работали государственные и коммерческие вузы. В-третьих, наблюдается тенденция к переконцептуализации подготовки некоторых традиционных для органов внутренних дел специалистов, в частности, для кадровых подразделений и подразделений по работе с личным составом.

Значительное расширение номенклатуры юридических и других специальностей влечет появление относительно самостоятельных образовательных ниш или сред в пространстве одного образовательного учреждения, так как усложняется решение задачи построения у обучающихся целостной картины юридической реальности. У представителя исполнительно-распорядительного правоприменения, судьи и законодателя, а также у следователя и оперативного сотрудника предмет и условия, средства и методы деятельности различаются, т. е. отличается и предмет познания. В результате чего констатируется наличие у данных субъектов юридической деятельности различающихся между собою типов мышления, образов-сущностей права, преследование ими неодинаковых целей и использование различных приемов правоосуществления, а также различия в познавательных позициях 1 . Вполне обоснованно и своевременно ДГСК МВД России было принято решение о приоритетном профиле подготовки кадров с учетом накопленного опыта в образовательных организациях системы органов внутренних дел 2.

Возрастание материально-технической оснащенности и научного потенциала, переход в подготовке кадров на федеральные государственные образовательные

стандарты последнего поколения привели к заметному изменению облика ведомственного образования. Оно постепенно приобретает атрибуты открытых сетевых образовательных пространств, характерных для подавляющего большинства отечественных и зарубежных университетов. Элементы сетевого общества продуцируют уже другие ценности и принципы отношений, расширяют возможности для утверждения индивидуализма и самовыражения личности.

Опасения специалистов, связанные с возможным отставанием относительно закрытого ведомственного образования от магистрального развития науки и технологии подготовки кадров в других государственных и коммерческих организациях, в целом не оправдались.

Появились признаки регрессии в самом главном, системообразующем во вневедомственном образовательном институте — изменения специфической профессиональной среды, обеспечивающей гарантированное формирование «психологии полицейского» и нравственное развитие личности будущего сотрудника полиции. Результаты психологических исследований свидетельствуют о низком уровне заинтересованности курсантов в получаемой профессии, о слабой активности в принятии и присвоении профессиональных ролей и в отсутствии навыков моделирования профессиональных планов 3.

Каждый второй выпускник факультета психологии университета занимает должность, не соответствующую диплому 4. Этим впоследствии обусловлена высокая текучесть кадров в органах внутренних дел. Не случайно около трети молодых специалистов — выпускников образовательных учреждений МВД России — увольняются из органов внутренних дел в течение первых трех лет службы 5.

Получение специальности в высшем учебном заведении является важным этапом процесса профессионального самоопределения личности, которое подразумевает приобретение не только соответствующих компетенций, но и профессионального опыта, эмоционально-личностную и ролевую вовлеченность, «вживание» в профессию. Образовательная среда (среды) специализированного учебного заведения органов внутренних дел, как правило, содержит множество объектов, прежде всего идеальной природы, которые сами себя воспроизводят и одновременно побуждают другие объекты к самокопированию или самопрограммированию. Так, некоторые профессиональные знания не отражены в книгах, а передаются в процессе общения обучающихся с ветеранами и героями органов внутренних дел. В трактовке очевидцев события истории не просто оживают, актуализируются в виде экзистенциальных образов и переживаний прошлого, они приобретают прежнюю силу и прежнюю власть, утверждая реальность прошлого в настоящем. Значение традиций органов внутренних дел не столько в том, чтобы спасать достояние прошлого, сколько нести сквозь время и сохранять в настоящем неизвестное и неизученное прошлое. Благодаря этому духовно-нравственная атмосфера ведомственных образовательных организаций обла-

дает особой коллективной памятью, привычками, образами и переживаниями, которые позволяют постоянно ощущать и воспринимать присутствие прошлого, вдохновлять курсантов героическими примерами истории.

Самореферентность (самообучаемость, самопознание) также является одним из основных механизмов функционирования институтов ведомственного образования. При этом существующая в них регулятивная система опирается на собственную аксиоматическую ценностную целостность в рамках определенного ментального типа культуры образовательной организации — как частного проявления закономерностей правовой системы или «юридической антропологии» российского общества 6. Любое некорректное заимствование принципов и ценностей, стандартов и стереотипов других типов профессиональной культуры угрожает потерей собственной специфики, мировоззренческого или нравственного суверенитета. Гарантированное усвоение базовой системы служебных и профессиональных ролей и отношений, профессионально-ролевая и ценностно-смысловая культура учебных заведений МВД России всегда выступала непременным атрибутом и привилегией именно ведомственного образования. В настоящее время традиционно-ценностная, профес сионально-смысловая направленность управления образовательным и воспитательным процессом постепенно сменяется целевым управлением, в котором доминирует функциональная, а не ценностно-смысловая, семантическая реальность. Другими словами, ценности и смыслы, которые включены в человекоразмерные контексты, явления принципиально спонтанные и качественные по своей природе 7, тогда как их пытаются выразить посредством пространственно-количественных оценок. В результате чего происходит такое некорректное слияние количества и качества, что утрачивается качественная определенность ценностно-смысловых, семантических и иных свойств, масштабов человекоразмерности. Надежда на то, что мы придем к созданию единого и целостного образовательного пространства, специфической профессиональной образовательной среды ведомственного вуза, где процессы профессионализации и социализации личности составляют органичное единство, пока не сбылась. И одним из основных источников, продуцирующих обучение и воспитание курсантов и слушателей по целевым критериям, является переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВО).

Специальных научных исследований, посвященных тому, как отражается в сознании субъектов образования предметный образ целей достижения различных компетенций, в чем состоит специфика такого образа (в отличие от ценностного образа), пока недостаточно. Хотя понятно, что противопоставление целевого и ценностного образа у субъектов управления может носить не абсолютный, а временный, переходный характер. Во всяком случае — до тех пор, пока компетентности специалиста не станут повсеместно аналогом четко артикулированной социальной нормы эффективной деятельности, а качество образования не будет раскрываться через фор-

мальное единство системно-структурных и ценностно-прагматических компонентов. «Очевидно, что процесс профессионализации, формирование соответствующих компетенций специалиста и личностный рост существуют на стыке, с одной стороны, технологической, а с другой — экзистенциально-смысловой, аксиологической» 8. Образовательная система в современной России противоречива, в том числе в связи с противоречиями между внутренними и внешними, между статическими и динамическими моментами качества образования, между качеством образования как результатом и как процессом. Тенденция, связанная со стремлением «оцифровать» содержание образования, является закономерным следствием формирования общества цифровых технологий.

Обращение к механизмам целевого управления, как правило, радикально меняет всю существующую систему отношений в профессиональной среде. Усложняется на порядок мониторинг параметров образовательной среды: 9 «дерево целей» деятельности запрашивает универсальные и эффективные измерительные процедуры, экспертные оценки и методы непрерывного контроля, систему стандартов и лучшие образцы, схемы и модели для сравнения и целеполагания, качественное планирование и управление процессами движения учебной информации на основе адекватной математической модели. Требуется специально подготовленный персонал, способный осуществлять не столько проектирование, сколько именно программирование различных образовательных сред. Попытки переложить некоторые функции целевого управления на профессорско-преподавательский состав встречают с их стороны сопротивление, так как существующие технологии реализации ФГОС не всегда доступны и понятны широкому кругу специалистов с разным уровнем профессиональной подготовки. Более того, целевое управление по причине его сложности далеко не всегда под силу даже крупным фирмам с хорошо развитой технологией производства машин и оборудования. Если целевое управление все же последовательно применяется в образовании, значит образование становится (или уже стало) одной из отраслей экономики, его эффективность измеряется максимумом влияния на социальный прогресс при минимуме издержек и всевозможных побочных негативных последствий.

Подчеркнем, что управляемость образовательного процесса в условиях целевого управления возрастает. Оно становится более технологичным, позволяющим осуществлять прогнозирование не только качества образования, формирование соответствующих компе-тентностей у курсантов как новообразований субъекта деятельности, но и гарантировать успешное решение выпускниками оперативно-служебных задач. Служба в правоохранительных органах — это не столько компетентное выполнение функций профессиональной деятельности, сколько служение, целостный образ жизни сотрудников вместе с их родными и близкими. Иными словами, на известные профессиональные стрессоры (ненормированный рабочий день, чрезмерная психическая перегрузка, дефицит времени, повышенные требо-

вания, риски для жизни и здоровья, повышенная ответственность и многие другие) накладываются стрессы, относящиеся, например, к проблемам семьи и родственников сотрудника. Имеются в виду конфликты между супругами, жизненные кризисы (возрастные, экзистенциальные и др.), финансовые проблемы, трудности с жильем и медицинским обслуживанием, транспортом, юридическим статусом, проблемы со здоровьем 10 и т. д. Широкий жизненный контекст (в отличие от локальной среды ведомственного вуза) порождает множество различных видов неопределенностей и случайностей, создает напряженность в отношениях человека с миром и одновременно с этим предлагает преодолевающие ее идеалы. Нормативно организованное пространство жизни курсантов, напротив, не допускает или снижает негативное воздействие различного рода случайностей (неконтролируемого самодвижения), необъяснимой спонтанности личности. Личное пространство курсантов имеет тенденцию к расширению, к открытости миру как проявление имманентного человеку трансличностного свойства. В этом смысле профессиональная модель компетентностей курсантов и слушателей является амбивалентной по внутренним интенциям развития и локальной по отношению к общей модели социализации личности, к тем вызовам, которые ожидают выпускника в широком социальном контексте его жизнедеятельности. Следует исходить из концептуального положения о необходимости формирования принципиально «новой генерации специалистов, способных служить в органах внутренних дел в сложных, переходных условиях», с учетом кардинальных изменений структуры собственности, власти, сознания, культуры в российском обществе и государстве 11.

Поэтому требует прояснения один из самых актуальных вопросов вузовской педагогики: как связана модель компетентности выпускника, которая формируется вузом, с той моделью компетентности, которая запрашивается и поддерживается реальной юридической практикой?

Компетенции, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте РФ, чаще всего выражаются словами «способность», «владение» и «умение».

Если взять те компетентности, которые называются общекультурными, то они носят, скорее всего, гуманистически обобщенный характер, раскрывают личность через ее способности «изучать», «искать», «думать», «сотрудничать», «приниматься за дело» и «адаптироваться к полноценной социальной и профессиональной деятельности».

Опыт взаимодействия со слушателями заочного факультета и курсов повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России, проведение с ними фокусированного интервью позволило составить предварительное мнение о списке требований к выпускникам, которые запрашиваются руководителями органов внутренних дел. Если эти требования проранжировать, то на первом месте окажется «опыт работы» и «высокая мотивация на достиже-

ние результата». Запрашиваются коммуникативные навыки, позитивные мышление и отношения, умение планировать работу, знание законодательства, активная жизненная позиция, высокая работоспособность. Не обошли респонденты вниманием и необходимость лидерских качеств, умение работать с документацией, знание и владение ПК на уровне пользователя (особенно у следователей и оперативных работников), высокий уровень ответственности и организаторских способностей, умение четко и самостоятельно выполнять задачи, принимать решения и т. д.

Анализ методики оценки профессиональных компетенций обучающихся в процессе сдачи экзаменов и зачетов представляет значительный материал для размышлений. В настоящее время повсеместно принята методика, позволяющая оценить не только объем знаний, но и профессиональные компетенции. Для этого в экзаменационные билеты включены (наряду со стандартными вопросами) ситуационные задачи, адаптированные к профессиональной специализации курсантов. Соотношение результатов ответов показывает, что выход за пределы теоретических вопросов и необходимость проявления профессиональных компетенций при решении практических ситуаций выявляет низкий уровень сфор-мированности последних. Это объясняется отсутствием у обучающихся методологических умений трансформировать опыт теоретического познания в метод решения реальных практических задач.

В одном из проведенных исследований было выявлено, что при высоком стремлении курсантов к служебному росту (94%), только 67% из них соответствуют занимаемой должности. Обращает на себя внимание относительно низкий уровень сформированности у курсантов теоретических знаний. Из числа протестированных более 50% курсантов обладают средними, а 11% — низкими знаниями по специальности. В некотором смысле это отражает основное противоречие всей современной системы образования — противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучающимися.

Вполне ожидаемые цифры были получены по итогам оценки личностных качеств и по результатам профессиональной деятельности респондентов: 67% курсантов имеют средний уровень организаторских способностей, 61% их демонстрируют средний уровень активности и самостоятельности, 61% — высокий уровень целеустремленности. Только у 28% курсантов обнаружены высокие результаты по службе *.

Даже такой неполный анализ позволяет сделать вывод, что на уровне «знать-уметь-владеть» система ведомственного образования вполне справляется с запросом практики. Как мы и предполагали, «выпадают» компетентности, которые захватывают глубинные личностные образования курсантов, их мотивы, ценности и смыслы, лидерские установки, способности и опыт работы в конфликтной атмосфере и неблагоприятных

морально-нравственных обстоятельствах продолжительное время и за невысокое вознаграждение.

Очевидно, что каждая служба и подразделение органов внутренних дел ожидают своего выпускника. Универсальные компетенции и компетентности личности служат только базой для успешной профессиональной деятельности. Понятно, что профессионал не формируется вне профессиональной среды и витагенного опыта оперативно-служебной деятельности. Наличие последнего означает, что умения и навыки, которые формируются в процессе обучения, составляют системное единство с жизнедеятельностью курсанта. Не абстрактное профессиональное будущее, не подготовка к профессиональной жизни, а погруженность в ее контексты уже сегодня и каждый день. Фрагментарность профессиональных контекстов, встречи с реальной практикой время от времени свидетельствуют о «неподлинности» образовательной среды с точки зрения приобретения курсантом опыта экзистенциальных переживаний. Но как такую «подлинную» среду создать в образовательной организации? Или хотя бы обеспечить систематическое попадание жизни ведомственного института в резонанс с реальной жизнью общества? Возникает проблема перевода с языка педагогики, языка обучения и воспитания профессиональных кадров на другой — язык социализации личности как свободного гражданина и субъекта собственной судьбы. Это важно подчеркнуть, поскольку образование утрачивает функцию ведущего «суперсубъекта», единственного источника и механизма социализации личности.

Профессорско-преподавательский состав ведомственного вуза в процессе реализации компетентност-ного подхода сталкивается с такими же трудностями, как и их коллеги из гражданских образовательных учреждений.

Это «профессиональная растерянность» 12 и «выученная беспомощность» 13 обучающихся, это мучительные поиски технологии, которая позволила бы в рамках нескольких учебных предметов формировать одну компетенцию, а также связать различные компетенции и компетентности с задачами развития личностных качеств курсантов. Без развития личности, особенно ее творческих способностей, невозможно полностью осуществить перенос образовательных компетентностей в профессиональную сферу. Тем более сложно это сделать в условиях противоречивого единства и конкуренции ведомственного образования с запросами и требованиями различных сред, государственными и общественными институтами: семьей, правом, политикой, религией и т. д. В этом смысле любая специфическая форма организации образования неизбежно бросает вызов универсальному характеру его содержания.

Безусловно, образовательные стандарты третьего поколения (плюс) требуют новых учебных программ, новых методов преподавания, смещения принципов организации познавательного процесса с заучивания инфор-

* Исследование проводилось начальником кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России, кандидатом психологических наук, доцентом, майором полиции Тагановой А. А.

мации на ее активный поиск и самостоятельное усвоение, развитие творческих начал и личной ответственности курсантов за конечный результат образовательной деятельности. Однако содержание знания и технологии его передачи коренным образом пока не изменились. Это оказалось самым сложным в методологии организации ведомственного образования. Не утратила свое значение и предметная направленность знания. Попытки организовать знание по ключевым проблемам, объединив его в проблемные модули, наталкиваются на существующее предметное разделение гуманитарных и социальных наук, на интересы кафедр и отдельных педагогов, привыкших работать с учетом содержания и структуры собственных учебных предметов. В проекте концепции кадровой политики МВД РФ в ОВД (до 2020 года) содержатся конструктивные идеи, которые могли бы (в случае их реализации) обеспечить решение текущих и перспективных задач в сфере кадрового обеспечения на основе комплексного учета потребностей обучающихся, профессорско-преподавательского состава учебного заведения и работодателя. В то же время разработчикам следует обратить более пристальное внимание на тот потенциал, который содержится в проектно-целевом подходе. Основная идея данного подхода состоит в использовании ресурсов становления единого образовательного и научного пространства в конкретном регионе на основе долгосрочных отношений с ведущими учреждениями профессионального сообщества. В проектно-це-левом подходе привлекает ориентация на принцип сетевой трансдисциплинарной организации профессионального образования и возможности создания многопрофильных образовательных кластеров в регионе.

Одной из специфических характеристик ведомственного образования системы МВД выступает военизированный характер повседневной жизни обучающихся. Укажем на тот противоречивый мультиэффект, который она создает. С одной стороны, такая организация играет положительную роль, поскольку быстро формирует у курсантов способность к самоорганизации и коллективному поведению, единомыслию и беспрекословному подчинению. С другой стороны, привычка во всем полагаться на руководителя и на коллективные формы взаимодействия создает риск утраты (или инфляции) субъектности. Содержание деятельности учебных подразделений курсантов заключает для этого множество соответствующих условий. В процессе решения учебно-познавательных задач часто можно наблюдать ситуацию, когда на предложение преподавателя задать вопросы на понимание, курсанты все дружно отвечают, что вопросов ни у кого нет. Если раньше профессорско-преподавательский состав, руководство вузов были озабочены ростом количества посредственных оценок у курсантов и слушателей, то в настоящее время педагоги и воспитатели все больше размышляют об угрозе посредственности как о социальном явлении. Имеется в виду тенденция последних лет, которая выражается в стремлении упростить процесс познания и сформировать точно такую же простую модель, не обремененную рефлексией и нравственными переживаниями личности исполнителя, готовую к подчинению власти.

Вовлеченность курсантов в коллективные формы саморегуляции, действительно, формирует у них готовность подчинять свою волю единой организации, единому центру легитимной власти. При этом чем выше уровень непосредственной внутренней готовности курсантов следовать единым нормам поведения и действий, тем меньше объем непосредственного принуждения и выше объем обобщенного, символического опосредования сложных форм их межличностных отношений. Привычка следовать требованиям законной власти формирует специфический когнитивный образ, объединяющий семантическое пространство или запас следов переживаний, рефлексии, опыта различных деятельностей и поведения, всякий раз разворачивающихся в юридически релевантных ситуациях принятия решения. При этом субъект самостоятельно структурирует пространство актуального состояния, придает ему персонифицированную форму и качество, произвольно изменяет его в сторону непрерывного усложнения и большей вариативности. Тем самым говорить о бездумном, слепом подчинении сотрудника приказам начальников и нормативным требованиям среды нельзя, так как выбор всегда остается за субъектом. В противном случае следует признать абсолютное господство формального социального порядка — закона, права — и упустить из виду содержательную сторону механизма регуляции отношений между субъектами ведомственной образовательной организации.

Формирование законопослушного поведения выступает следствием сквозной процедуры воспитания курсантов и слушателей, начиная с первого курса, каждый день на занятиях по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, в процессе несения службы по охране общественного порядка, личным примером каждого педагога и служащего без исключения. И это, пожалуй, один из немногих механизмов профессионализации курсантов, который эффективно функционирует до сих пор.

Уважение всякой законной власти в структуре компетентности выпускника переносится в профессиональную сферу и является его несомненным конкурентным преимуществом.

Понятие «посредственность» подразумевает не один смысл 14. В ходе занятий все чаще курсанты обращаются с просьбой не говорить сложным и заумным языком, не «угнетать» обучающихся своей эрудицией и не требовать слишком многого, уважать «простого» человека. «Простой человек», надо понимать, — это курсант, который не удосужился прочитать и осмыслить самостоятельно ни одной страницы базового учебника. Эта типичная картина, по всей видимости, характерна не только для ведомственного, но и в целом для всего отечественного образования. Попытки педагога оставить за собой право и роскошь говорить с аудиторией на языке современной психологической или философской науки приводит к снижению рейтинга преподавателя по результатам оценки курсантов и слушателей. Естественно, в обществе, в котором господствует популизм, ориентация на «клиповое мышление» и сниженный куль-

турный уровень «простого человека», сформирован запрос на компиляцию, на неконструктивную эклектику и редукционизм в познавательном процессе. На все то, благодаря чему содержание гуманитарных и социальных дисциплин вполне укладывается в прокрустово ложе тестовых методик и формальные процедуры контроля компетенций у обучаемых.

К чему это ведет, понятно. Бедность познавательных ресурсов, как правило, не только упрощает когнитивные модели личности, но и снижает ее мотивационный потенциал, который во многом поддерживает ее уникальность. Заниженные возможности людей уменьшают количество психотипов и делают их менее психоразнообразными, чем они могли бы быть. Тогда как профессиональная жизнедеятельность, наоборот, характеризуется все возрастающим разнообразием, а отличить, где добро, а где зло, в либеральном обществе не так-то просто и для мыслящего, чувствующего человека. В сложных жизненных ситуациях выбор и принятие решения для «простых» людей эвристически является сравнительно более трудной задачей. Такие типы людей склонны следовать за авторитетами, поддаваться внушению, легко соблазняться возможностью безответственности и свободы от личной вины, свободы от «комплекса неполноценности» перед всем, что превышает скромные интеллектуальные возможности и опыт «простого» человека. Как правило, такой тип граждан является удобным населением в хорошо контролируемых обществах 15, а также основным источником пополнения рядов маргиналов, «недовольных жизнью», экстремистов и террористов. Однако опасность заключается не только в этом. Получив власть, посредственность может превратиться в тираническую силу, имеющую право требовать от всех и каждого, чтобы угождали ее невежеству и лени.

Таким образом, перед ведомственным образованием стоит непростая задача: пройти между Сциллой и Харибдой образования и социализации, профессии и специальности, между компетентностным подходом и экзистенциальными интенциями личности как субъекта правоохранительной деятельности.

Вопросы, связанные с соотношением глобального и локального в подготовке кадров, могут представлять интерес в связи с ограничением доступа к некоторым ресурсам развития и неоднозначностью результатов проводимых реформ, появлением новых рисков и угроз в области безопасности, поиском новых возможностей в подготовке кадров современной генерации. Ведомственное образование формирует способность профессионала к целесообразному социальному действию, основанному на ценностях той социальной окружающей среды, в которой он готовится работать. В этом смысле ведомственное образование всегда привязано к локальному контексту и претерпевает неизбежные модификации под воздействием ближайшей социокультурной среды. Если некоторые компетентности выпускника все же имеют шансы получить универсальное выражение, то большинство из них сталкиваются с ограничениями локальной среды, которые не позволяют им в полной мере выйти на глобальный уровень.

Безусловно, подход к образованию как к формированию готовности выпускника не столько к решению профессиональных задач, сколько к служению, к образу жизни усложняет проблему подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел за счет обращения к ресурсам различных социальных контекстов. Процесс сокращения трудовых ресурсов будет неизбежно сопровождаться тенденцией к удлинению жизненного цикла работника. Это ставит под сомнение существующий подход к закреплению кадров в профессии. Уже явно недостаточно рассчитывать на то, что молодой сотрудник будет служить, скажем, от пяти до десяти лет 16. Для этого надо предлагать ему сквозные стимулы, планировать его карьеру и на поздних этапах профессиональной деятельности. Тогда профессионала можно будет связать со службой в органах внутренних дел на всю жизнь. Для этого уже недостаточно осуществлять прогнозирование развития профессии и самой личности профессионала, следует задумываться о динамике качества его жизни в целом.

Не лишним будет провести ревизию существующих критериев оценки уровня развития компетентностей обучающихся. В настоящее время уже никого не могут удовлетворить посредственные оценки и пассивность в личностном и профессиональном саморазвитии. Надо внедрять в образование цифровые технологии, технологии опережающего обучения, принципы акмеологично-сти, исключающие «средние показатели» и определяющие только самый высокий качественный уровень самореализации личности, ее готовность планировать карьеру и непрерывно обучаться.

Отсюда объективная необходимость обращения к социально ориентированной модели, в отличие от локальной, соединяющей образование и социализацию обучающихся посредством формирования у них витального опыта сквозного и непрерывного экзистенциального самоопределения, самоорганизации, самовоспитания и саморазвития на всех этапах профессиональной самореализации сотрудника правоохранительных органов. При этом жизнестойкость и патриотическое служение выпускника обществу является гарантией сохранения социальных ценностей и идеалов, системных атрибутов и преимуществ образовательной среды ведомственной учебной организации.

1 Зыков Д. В. Виды юридического мышления: методологическое и теоретико-правовое обоснование : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 88.

2 О внесении изменений в приказ МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России» : приказ МВД РФ от 02 августа 2013 г. № 591.

3 Вербицкая Н. О. Компетенции: педагогические проблемы восприятия // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 5. С. 19-22.

4 Гусева Н. В. Профессионально-ролевое самоопределение курсантов вузов МВД России : дис. . канд. психол. наук. СПб., 2007. 257 с.

5 Пашечко Е. Б. Оценки и прогноз социально-психологической адаптации выпускников вузов МВД России : дис. . канд. психол. наук. СПб., 2006. С. 3.

6 Рулан Н. Юридическая антропология : учебник для вузов / отв. ред. и автор предисл. В. С. Нерсесянц; пер. с фр. А. И. Ковлер. М., 1999. С. 12.

7 Налимов В. В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989. С. 135.

8 Шаранов Ю. А. Идеал профессиогенеза в контексте ценностно-смыслового регулирования правоохранительной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3(63). С. 222.

9 Гривенная Е. Н. Методологические основы оценки деятельности высших учебных заведений с использованием рейтинговых технологий. Краснодар, 2012. С. 36.

10 О внесении изменений в приказ МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России» : приказ МВД РФ от 02.08.2013 № 591.

11 Пашин В. М., Кобозев А. А. Проблемы кадровой доктрины в системе МВД России // Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 11.

12 Корчемный П. А. Компетенции: психологические проблемы восприятия, принятия и реализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2013. № 2. С. 44-57.

13 Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подход в образовании: проблемы интеграции. М., 2014. С. 10.

14 Седакова О. А. Посредственность как социальная опасность. Стенограмма лекции, прочитанной 2 декабря 2004 года в клубе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру». URL: http:// do.gendocs.ru/docs/index-304002.html (дата обращения 07.08.2015).

15 Тиллих П. Мужество быть / перевод Т. И. Вевюрко // Тиллих П. Избранное. М., 1995. С. 7-131.

16 Сандрюкова Е. А. Организационно-экономические условия формирования госзаказа на организацию образовательных услуг для подготовки специалистов ОВД РФ : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.