ШАРАПОВА Валентина Михайловна,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный аграрный университет
e-mail: [email protected]
СТАХЕЕВА Любовь Михайловна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный аграрный университет,
e-mail: [email protected]
ГОРБУНОВА Олеся Сергеевна,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный аграрный университет,
e-mail: [email protected]
ЛЯЛИНА Татьяна Михайловна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный аграрный университет,
e-mail: [email protected]
ПЕТРЯКОВА Светлана Викторовна,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный аграрный университет,
e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация: Сельское хозяйство является основным источником продуктов питания для населения, а также сырья для промышленности. Поэтому рациональное использование и сохранение земель сельскохозяйственного назначения стоит на первом месте. Развитие сельского хозяйства невозможно без сохранения земельного фонда, т.к. в качестве главного средства производства используется земельный фонд, от которого зависят все успехи сельскохозяйственного производства. Однако хозяйственная деятельность человека создает угрозу окружающей среде, загрязняет не только города, но и сельскохозяйственные земли. Усугубляет ситуацию внесение минеральных удобрений и бесконтрольное применение пестицидов. В статье рассмотрено производство продукции растениеводства в фактических ценах и финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства на 2018 г. Проведен анализ динамики выручки крупнейших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Свердловской области на основании разработанной методики. Проведен анализ структуры распределения земельного фонда Свердловской области по категориям земель за 2013 и 2018 гг., анализ изменения структуры земель сельскохозяйственного назначения по видам собственности. После каждого анализа сделаны выводы.
В настоящее время основными мероприятиями являются введение в оборот неиспользуемых земельных участков (пашни) на землях сельскохозяйственного назначения и соблюдение законодательства земельного и экологического. На введенных землях необходимо предусмотреть меры борьбы кустарником и мелколесьем и запланировать в бюджете денежные средства для приобретения ядохимикатов для восстановления агроисто-щенных почв.
Так же на основании проведенных эмпирических исследований отмечается недостаточное предоставление субсидий. Стимулирование развития сельхозтоваропроизводите-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
УДК 338.431.2 ББК 65.32
лей позволило бы создать больше предложений на рынке продовольствия, увеличить прибыльность сельского населения. Изучение состояния земель и выработки рекомендаций для дальнейшего использования земель, а также внедрение новых технологий будут являться залогом успешного ведения предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: сельское хозяйство, растениеводство, продукция сельского хозяйства, субсидии, финансирование госпрограммы, рентабельность, участие в научных разработках, крестьянско-фермерские хозяйства, земли сельскохозяйственного назначения, агрохимикаты.
SHARAPOVA Valentina Mikhailovna,
Doctor of Economics, Professor, Department of Accounting and Auditing, Ural State Agrarian University
STAKHEEVA Lyubov Mikhailovna,
candidate of economic sciences, associate Professor, Department of Accounting and Auditing,
Ural State Agrarian University,
GORBUNOVA Olesya Sergeevna,
candidate of economic sciences, Senior Lecturer, Department of Accounting and Auditing,
Ural State Agrarian University,
LYALINA Tatyana Mikhailovna,
candidate of economic sciences, associate Professor, Department of Accounting and Auditing,
Ural State Agrarian University,
PETRYAKOVA Svetlana Viktorovna,
Senior Lecturer, Department of Accounting and Auditing,
Ural State Agrarian University,
MAIN PROBLEMS OF AGRICULTURE AND WAY OF THEIR DECISION
Annotation: Agriculture is the main source of food for the population, as well as raw materials for industry. Therefore, the rational use and conservation of agricultural land is in the first place. The development of agriculture is impossible without the preservation of the land Fund, as the main means of production is the land Fund, on which all the successes of agricultural production depend. However, human economic activity poses a threat to the environment, polluting not only cities, but also agricultural land. Aggravates the situation with the introduction of mineral fertilizers and uncontrolled use of pesticides. The article considers the production of crop products in actual prices and financing of the state program of agricultural development for 2018. The analysis of revenue dynamics of the largest agricultural and processing enterprises of the Sverdlovsk region on the basis of the developed methodology is carried out. The analysis of structure of distribution of the land Fund of Sverdlovsk region by categories of lands for 2013 and 2018 is carried out analysis of changes in the structure of agricultural land by type of ownership. after each analysis, conclusions are drawn.
Currently, the main activities are the introduction into circulation of unused land plots (arable land) on agricultural land and compliance with land and environmental legislation. On the entered lands it is necessary to provide measures of fight against a Bush and small woodland and to plan in the budget money for acquisition of toxic chemicals for restoration of agro-developed soils.
Also, on the basis of empirical studies, insufficient provision of subsidies is noted. Stimulating the development of agricultural producers would create more supply in the food market, increase the profitability of the rural population, Study the state of the land and make recommendations for further use of land, as well as the introduction of new technologies will be the key to successful business.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
Key words: agriculture, crop production, products of agriculture, subsidy, financing of the state program, profitability, participation in scientific developments, country farms, agricultural land, agro-chemicals.
Актуальность. Повышение эффективности сельского хозяйства, его устойчивый экономический рост, повышение качества жизни населения на селе, обеспечение продовольственной безопасности страны, являются глобальными проблемами российской экономики, решение которых, в первую очередь, возможно путем поддержки развития аграрного сектора, в т.ч. растениеводства и его земельного фонда.
Научная новизна данной работы заключается в том, что, опираясь на теорию и практику развития экономики, был проведен всесторонний анализ экономической ситуации и проблем развития растениеводства в Российской Федерации, в частности, в Свердловской области, даны рекомендации сельхозтоваропроизводителям и различным ведомствам.
Целью исследования является выявление проблем сельского хозяйства, в т.ч. развития отрасли растениеводства.
Задачи исследования:
- разработать методику отнесения в список крупнейших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Свердловской области;
- провести анализ динамики выручки крупнейших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Свердловской области;
- изучить и провести анализ структуры распределения земельного фонда Свердловской области по категориям земель за 2013 и 2018 гг.;
- изучить и провести анализ введенных и выведенных из сельскохозяйственного оборота (пашни) в 2018 г.;
- изучить и провести анализ изменения структуры земель сельскохозяйственного назначения по видам собственности;
- сделать заключение и выводы.
Методика исследования: использованы
общенаучные методы исследования такие, как метод обобщений, сравнения и группировки. Методологической основой работы, поставленных в ней проблем явились работы российских, в т.ч. уральских ученых в области экономики.
Теоретическая и практическая значимость работы: при исследовании разработана методика отнесения в список крупнейших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Свердловской области. Предложенные мероприятия стимулируют производство в отрасли растениеводства и смогут положительно влиять на развитие отрасли, позволяя в будущем расширить производство, для увеличения предложений на рынке продовольствия, а также спо-
собствовать повышению доходов сельского населения. Изучение состояния земель и выработки рекомендаций для дальнейшего использования земель, а также внедрение новых технологий будут являться залогом успешного ведения предпринимательской деятельности.
Основная часть
Сельское хозяйство - основной источник обеспечения продуктами питания населения и играет огромную роль в экономике России [5].
Сельское хозяйство отличается от других видов производства и имеет свои особенности, главным средством производства выступает земля, а результаты получения урожайности с 1 га зависят от ее качества и плодородия [8].
Несмотря на то что Россия входит в первую десятку производителей продовольствия в мире, но, по оценке экспертов, отстает от передовых стран [14]. По данным Федеральной службы государственной статистики, производство продукции сельского хозяйства по Российской Федерации в 2018 г. составило 5 111 771 млн руб. в фактических ценах, в т.ч. продукции растениеводства 2 601 014 млн руб. и продукции животноводства 2 510 757 млн руб.
Из них сельскохозяйственными организациями произведено продукции растениеводства и животноводства в фактических ценах 2 819 539 млн руб., в т.ч. хозяйствами населения 1 655 194 млн руб. и крестьянско-фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями 637 038 млн руб.
По Уральскому Федеральному округу произведено продукции сельского хозяйства на сумму 320 195.0 млн руб., в т.ч. сельскохозяйственными организациями произведено продукции растениеводства и животноводства в фактических ценах на 180 078.6 млн руб., хозяйствами населения на 109 214,9 млн руб. и крестьянско-фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями на сумму 30 901.5 млн руб. [5, 6].
Из них по Свердловской области произведено продукции растениеводства и животноводства в фактических ценах на сумму 79 133.6 млн руб., в т.ч. сельскохозяйственными организациями произведено продукции на 48 979.5 млн руб., хозяйствами населения на 25 465.9 млн руб. и крестьянско-фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями на 4 688.3 млн руб. [6, 7].
Свердловская область - крупнейший регион Урала, расположенный в центре России на границе ее европейской и азиатской частей. Сверд-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
ловская область занимает среднюю и захватывает северную части Уральских гор, а также западную окраину Западно-Сибирской равнины. Свердловская область является важным транспортным узлом — через неё проходят железнодорожные, автомобильные и воздушные трассы общероссийского значения.
Рассмотрим крупнейшие сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия Сверд-
ловской области, для чего разработать методику для отнесения в список крупнейших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Свердловской области.
Список крупнейших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Свердловской области составлялся на основании данных Рос-стата Свердловской области.
Таблица 1
Методика отнесения в список крупнейших сельскохозяйственных и перерабатывающих
предприятий Свердловской области
Сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Профиль деятельности Выручка за 2018 г., тыс. руб.
Перерабатывающие предприятия: - молочный завод; - молочные комбинаты Производство молока (кроме сырого) и молочной продукции От 1 000 000
Сельскохозяйственные предприятия: занимающиеся производством Разведение молочного КРС; Производство сырого молока; Производство овощей; От 500 000
Сельскохозяйственные предприятия: занимающиеся производством Разведение молочного КРС; Производство сырого молока; Производство овощей; От 400 000 при чистой прибыли свыше 150 000 руб.
Основной показатель — объем выручки от реализации продукции, работ и услуг, за вычетом обязательных налогов (НДС, АКЦИЗЫ) за 2018 г.
Дополнительные показатели — чистая прибыль в отчете о финансовых результатах за 2018 г.
На основании разработанной методики составлен список крупнейших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Свердловской области и проведен анализ динамики выручки.
Таблица 2
Анализ динамики выручки крупнейших сельскохозяйственных и перерабатывающих
предприятий Свердловской области
Место 2018 года Сельскохозяйственные предприятия Выручка за 2018 г., тыс. руб. Выручка за 2017 г., тыс. руб. Динамика 2018г. к 2017 г. % Чистая прибыль /убыток в 2018 г., тыс. руб. Активы на 01.01.2019г. тыс. руб. Профиль деятельность Город, район
Производ-
1 ОАО «Ирбитский 6 060 285 5 206487 116 200 146 2 381 715 ство г. Ирбит,
молочный завод» молочной
продукции
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
2 ОАО «Богдано-вичский городской молочный комбинат» (ГК «Молочный кит») 2 682 947 2468517 107 (39 750) 1 037 064 Производство питьевого молока и питьевых сливок г. Екатеринбург,
3 ОАО «Полевской молочный комбинат» (ГК «Молочный кит») 1 510 236 1 765828 86 3 241 1 249 864 Производство молочной продукции г. Полевской,
4 Верхнепышминский молочный завод (УГМК-Агро) 1 313 635 1 309553 100 (34 841) 3 529 314 Производство молока (кроме сырого) и молочной продукции г. Верхняя Пышма
5 СПК Килачевский 1 161 143 1 093793 106 205 416 1 839 062 Разведение молочного КРС, производство сырого молока Ирбитский р-н,
6 ЗАО АК «Белореченский» 980 648 978 390 100 42 610 723 174 Производство овощей Белоярский р-н
7 ПАО «Каменское» (АО Группа Синара) 914 892 748 706 122 88 812 1 568 886 Производство сырого коровьего молока
8 ООО «Агрофирма «Ирбитская» 516 842 383 462 135 87 385 975 050 Производство молока Ирбитский р-н,
9 ЗАО «Новопышмин-ское» 422 606 348 337 121 160 395 608 517 Разведение молочного КРС производство сырого молока Сухолож-ский р-н,
10 ООО «Некрасово-1» 422 107 311 729 135 215 862 664 735 Разведение молочного КРС производство сырого молока Белоярский р-н,
Для успешной работы любого предприятия важна положительная динамика выручки, с каждым годом она должна увеличиваться.
Проведя анализ динамики выручки крупнейших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Свердловской области, можно сделать следующие выводы.
В первую пятерку по выручке от реализации продукции, работ и услуг вошли: 1) ОАО «Ирбит-ский молочный завод»; 2) ОАО «Богдановичский городской молочный комбинат» (ГК «Молочный кит»); 3) ОАО «Полевской молочный комбинат» (ГК «Молочный кит»); 4) Верхнепышминский молочный завод (УГМК-Агро); 5) СПК Килачев-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
ский. При этом следует отметить, что ОАО «Полев-ской молочный комбинат» (ГК «Молочный кит») получило только 86% выручки в 2018 г. по отношению к 2017 г. При выручке 1 765 828 тыс. руб. в
2017 г., которая упала до 1 510 236 тыс. руб. в
2018 г.
Так же следует отметить последние три предприятия: 1) оОо «Агрофирма «Ирбитская»; 2) ЗАО «Новопышминское»; 3) ООО «Некра-сово-1» темп прироста выручки которых составляет от 122 до 135%.
В итоге можно сделать выводы, что сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям Свердловской области есть, у кого поучиться.
Таблица 3
Анализ структуры распределения земельного фонда Свердловской области по категориям земель за 2013 и 2018 гг.
Наименование категории земель 2013 г. 2017 г. 2018 г.
тыс. га % тыс. га % тыс. га. %
Земли сельскохозяйственного назначения 4084.00 21,01 4081,90 21,00 4077,40 20,98
в том числе: фонд перераспределения земель 1032,90 5,32 1273,30 6,55 1299,90 6,67
Земли населенных пунктов: в том числе: 738,10 3,80 741,20 3,82 744,10 3.83
городских населенных пунктов 425,50 2,19 426,00 2,19 428,00 2,20
сельских населенных пунктов 312,60 1,61 315,20 1,62 316,10 1,63
Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения 431,40 2,22 450,70 2,32 450,90 2.32
Земли особо охраняемых территорий и объектов 116,60 0,60 116,60 0,60 116,70 0,60
Земли лесного фонда 13651,00 70,26 13632,10 70,16 13633,90 70,17
Земли водного фонда 92,50 0,48 92,50 0,48 92,50 0,48
Земли запаса 317,10 1.63 315,70 1,62 315,20 1,62
Итого земель: 19430,70 100,00 19430,70 100,00 19430,70 100,00
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
Развитие сельского хозяйства невозможно без сохранения земельного фонда, т.к. в качестве главного средства производства используется земля, от которой зависят все успехи сельскохозяйственного производства.
Анализ структуры изменения площадей по категориям земель за период 2013 и 2018 гг. проведен нами на основании сведений, изложенных в Докладе о состоянии и использовании земель Свердловской области в 2013 и в 2018 г., подготовленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области [2].
Из данной таблицы видно, что общая площадь земель по Свердловской области за анализируемый период не изменилась и составила 19430.7 тыс. га, но в структуре распределения земельного фонда наблюдаются изменения. Самый большой удельный вес в структуре распределения земельного фонда по Свердловской области по категориям земель составляют земли лесного фонда в 2013 г. - 70.26%, в 2017 г. -70.16% и в 2018 г. - 70.17%. На втором месте земли сельскохозяйственного назначения: 21.01%, 21.00%, 20.98% соответственно. Третье место занимают земли населенных пунктов с тенденцией прироста из года в год: в 2013 г. - 3.80%, в 2017 г. - 3.82% и в 2018 г. - 3.83%. На четвертом месте земли промышленности и иного назначения: 2.22%, 2.32% и 2.32%, соответственно. Незначительные изменения произошли с землями запаса. Земли особо охраняемых территорий и объектов, а также земли водного фонда в структуре распределения земельного фонда Свердловской области по категориям земель не изменились.
Изменения в структуре распределения земельного фонда Свердловской области по категориям земель обусловлены с переводом земель из одной категории в другую, в соответствии с Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 02.08.2019 г.), Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и областным законом Свердловской области от 07.07.2004 г. № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», принятым Областной думой Законодательного собрания Свердловской области от 22 июня 2004 г. и одобренным Палатой представителей Законодательного собрания Свердловской области от 1 июля 2004 г..[1, 2, 3].
С учетом изменений в структуре распределения земельного фонда в 2018 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 4077.4 тыс. га, или 20.98% от общей площади земельного фонда Свердловской области.
Рассмотрим движение площади земли сельскохозяйственного назначения (пашни).
Таблица4
Анализ введенных и выведенных их сельскохозяйственного оборота земель (пашни)
в 2018 г.
Субъекты Переведено из залежей в сельскохозяйственный оборот тыс. га Выведено из сельскохозяйственного оборота в залежи тыс. га Выведено из сельскохозяйственного оборота для несельскохозяйственных нужд. тыс. га
Апапаевский район - 2,7 2,3
Белоярский район - - 0,6
Город Березовск - - 0.6
Камышловский район 1,8 - -
Талицкий район 1,3 - -
Тугулымский район 0,3 - -
Итого 3,4 2,7 3,5
Из анализа данной таблицы видно, что за счет введенной и выведенной сельскохозяйственного оборота пашни сокращение площади составило 2.8 тыс. га.
Далее проведем анализ изменения структуры земель сельскохозяйственного назначения по видам собственности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
Таблица 5
Анализ изменения структуры земель сельскохозяйственного назначения
по видам собственности
Виды собственности 2013 г. 2017 г. 2018 г. Отклонения (+/-) тыс. га
тыс. га % тыс. га % тыс. га % 2018 г. к 2013 г. 2018 г. к 2017 г.
В собственности граждан, из них: 1034,8 25,3 882,3 21,6 859,8 21,1 -175,0 -22,5
земельные доли граждан 812,6 19,9 604,4 14,8 579,3 14,2 -233,3 -25,1
В собственности юридических лиц 305,8 7,5 367,4 9,0 373,1 9,1 67,3 5,7
В государственной и муниципальной собственности 2743,4 67,2 2832,2 69,4 2844,5 69,8 101,1 12,3
Итого земель сельскохозяйственного назначения 4084,0 100,0 4081,9 100 4077,4 100,0 -6,6 -4,5
Всего использование земель производителями сельскохозяйственной продукции 3151,3 100,0 2923,4 100 2897,0 100,0 -254,3 -26,4
из них: Физические лица, владеющие земельной долей 888,8 28,2 945,6 32,3 930,7 32,1 41,9 -14,9
Юридические лица 2262,5 71,8 1977,8 67,7 1966,3 67,9 -296,2 -11,5
По данным анализа, изменения структуры земель сельскохозяйственного назначения по видам собственности видно, что большая доля земли сельскохозяйственного назначения находится в государственной и муниципальной собственности. В 2018 г. она составила 2844.5 тыс. га, что больше на 101.1 тыс. га по сравнению с 2013 г., доля ее составила 69.8% в структуре земель данной категории. В собственности граждан в 2018 г. находилось 859.8 тыс. га, что меньше на 175.0 тыс. га по сравнению с 2013 г., или 21.1% в структуре данной категории земель. Меньше 10%, а именно - 9.1% находится в собственности юридических лиц, в 2018 г. составила 373.1 тыс. га.
Всего сельскохозяйственными товаропроизводителями в 2018 г. использовалось 2897.0 тыс. га, земли, это на 254.3 тыс. га меньше, чем в 2013 г., и меньше на 26.4 тыс. га по сравнению с 2017 г.
Однако хозяйственная деятельность человека создает угрозу окружающей среде, загрязняет не только города, но и сельскохозяйственные
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
земли. Так же негативными процессами, приводящими к ухудшению земель, почвенного и растительного покрова являются зарастание сельскохозяйственных угодий мелколесьем и кустарником, загрязнение и захламление земель при строительных работах, разработке и переработке полезных ископаемых. Самым опасным видам ухудшения земель является водная эрозия.
Усугубляется ситуация внесением минеральных удобрений и бесконтрольного применения пестицидов.
В Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, по состоянию на 26.01.2019 г. внесены 1587 пестицидов, из них в 2018 г. зарегистрировано новых пестицидов: импортных - 143; отечественных - 59. За 2017 г. в Российскую Федерацию завезено 77 тыс. т. пестицидов [6].
По данным ФГБУ «Россельхозцентр», от производителя ООО «Сингента» поступили пести-
циды, не соответствующие фактическому составу по техническим требованиям, а также от производителя «Байер Кроп Сайенс», АГ Бетанал Эксперт ОФ [6]. Все это отрицательно сказывается на качестве земли и продукции в целом.
Как уже отмечалось в табл. 5, в собственности граждан находится 859.8 тыс. га и только 373.1 тыс. га - в распоряжении юридических лиц. Из-за отсутствия денежных средств работы по изучению состояния, использования земель и обследования не проводятся.
В настоящее время на территории Свердловской области площади пахотных угодий не обрабатываются, постепенно зарастают кустарником, превращаясь в залежи [10].
Еще одной проблемой растениеводства становится ежегодный рост цен на горюче-смазочные материалы во время посевных и уборочных работ. Подорожание бензина, дизельного топлива и мазута отражается на росте цен на все товары и услуги. В результате этого происходит непомерно высокая себестоимость единицы сельскохозяйственной продукции, и это приводит к тому, что более трети плодоовощной продукции просто гниет на складах. Ввиду долгого хранения объемы потерь и порчи достигают более 30% и все это приводит к низкой рентабельности сельхозпроиз-водства [13].
Сложное экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей и аграрной сферы в целом обусловливает необходимость поиска способов и методов организации производства, позволяющих обеспечить стабилизацию и последовательное повышение эффективности аграрного сектора [11].
Заключение и выводы
Правительству Свердловской области рассмотреть финансирование из областного бюджета или выйти на федеральный уровень о выделении финансирования для изучения состояния земель и проведения работ по обследованию для получения достаточной и достоверной информации о состоянии земель, проведения прогноза и выработки рекомендаций по их предупреждению и устранению для дальнейшего использования земель.
Роспотребнадзору, осуществляющему контроль над качеством товаров и государственный земельный надзор на сельскохозяйственных угодьях, следует особое внимание уделить лабораторным анализам, при этом необходимо фиксировать не только превышение, но и дефицит микроэлементов.
В мае 2018 г. в Министерстве сельского хозяйства был поставлен вопрос о компенсациях сельхозтоваропроизводителям, т.к. убытки аграриев из-за роста стоимости топлива в первом полугодии 2018 г. составили около 11.9 млрд руб. [4]. При этом правительство из резервного фонда
предусмотрело выделение денежных средств в размере 5 млрд руб. на компенсацию части затрат в связи с ростом цен на горюче-смазочные материалы [12].
Заключение
Предоставление субсидий правительством из резервного фонда на компенсацию части затрат в связи с ростом цен на горюче-смазочные материалы является эффективной мерой, однако не сможет в полной мере решить данный вопрос в долгосрочной перспективе, поэтому правительству предлагается ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо и мазут.
Стимулирование развития производства в сельскохозяйственных организациях повлияет положительно на увеличение предложений сельскохозяйственной продукции на рынке отечественных продовольственных товаров, позволит увеличить доходы работников аграрной сферы и сельского населения, а внедрение новых технологий есть залог успешного ведения предпринимательской деятельности [14].
Правительству необходимо разработать положение для малых предприятий для участия в научных разработках, которые позволят эффективнее вести деятельность.
Список литературы:
[1] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 02.08.2019 г.).
[2] Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
[3] Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"» // СПС «КонсультантПлюс».
[4] Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // СЗ РФ. - 2012. - № 32.
[5] Лесной план Свердловской области на 2019-2028 год утвержден Указом Губернатора Свердловской области от 18.09.2019 г. № 450-УГ «Об утверждении Лесного плана Свердловской области на 2019-2028 годы».
[6] Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, на 14 апреля 2017 г. Издание официальное. - Ч. I. Пестициды. -М., 2017.
[7] Артеменко А.П., Матушкина Е.В., Стахе-ева Л.М. Исследование качества картофеля //
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
Аграрное образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 1.
[8] Артеменко А.П., Стахеева Л.М. Методы и инструменты управления социальной защитой работников // Молодежь и наука. - 2016. - № 6. - С. 64.
[9] Воронин Б.А., Светлаков А.Г., Шарапова
B.М. Программно-целевой метод управления сельским хозяйством как фактор конкурентоспособности // Аграрный вестник Урала. - 2012. - № 5. - С. 91 - 94.
[10] Петрякова С.В., Радионова С.В., Горбунова О.С. Производительность труда как основа эффективности функционирования организации // Бизнес. Образование. Право. - 2018. - № 2 (43). -
C. 229-231.
[11] Пустуев А.Л., Горбунова О.С., Петрякова С.В. и др. Формирование агроэкономической системы региона // Аграрный вестник Урала. -2017.- № 5 (159). - С. 16.
[12] Семин А.Н., Шарапова В.М., Шарапова Н.В. Агропромышленный комплекс среднего Урала: проблемы функционирования и вектор развития // European Applied Sciences: challenges and solutions 1st International Scientific Conference. 2015. - С. 170 -173.
[13] Стахеев Д.Э., Стахеева Л.М., Шарапов Ю.В. Разработка антикризисных мероприятий на предприятиях АПК // Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе: сб. ст. по материалам III Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием / под общ. ред. С.Ф. Сухановой. -2019. - С. 437 - 440.
[14] Стахеева Л.М., Стахеев Д.Э., Стахеев Р.В. Эффективность, доступность государственной поддержки начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств // Тенденции развития гуманитарного и социально-экономического образования в высшей школе: сб. материалов Всеросс. (национальной) науч.-практ. конф. - 2018. - Т. 1. - С. 200205.
[15] Стахеева Л.М., Шарапов Ю.В., Лялин Д.В. Эффективность и доступность государственной поддержки для начинающих фермеров // Аграрное образование и наука. - 2019. - № 1. - С. 19.
Spisok literatury:
[1] Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 g. № 136-FZ (v red. ot 02.08.2019 g.).
[2] Federal'nyj zakon ot 21 dekabrya 2004 g. № 172-FZ «O perevode zemel' ili zemel'nyh uchastkov iz odnoj kategorii v druguyu».
[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 iyulya 2013 g. № 598 «O federal'noj celevoj programme "Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij na 2014-2017 gody i na period do 2020 goda"» // SPS «Konsul'tantPlyus».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
[4] Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 2012 g. № 717 // SZ RF.
- 2012. - № 32.
[5] Lesnoj plan Sverdlovskoj oblasti na 20192028 god utverzhden Ukazom Gubernatora Sverdlovskoj oblasti ot 18.09.2019 g. № 450-UG «Ob utverzhdenii Lesnogo plana Sverdlovskoj oblasti na 2019-2028 gody».
[6] Gosudarstvennyj katalog pesticidov i agrohimikatov, razreshennyh k primeneniyu na territorii Rossijskoj Federacii, na 14 aprelya 2017 g. Izdanie oficial'noe. - Ch. I. Pesticidy. - M., 2017.
[7] Artemenko A.P., Matushkina E.V., Staheeva L.M. Issledovanie kachestva kartofelya // Agrarnoe obrazovanie i nauka. - 2014. - № 3. - S. 1.
[8] Artemenko A.P., Staheeva L.M. Metody i instrumenty upravleniya social'noj zashchitoj rabotnikov // Molodezh' i nauka. - 2016. - № 6. - S. 64.
[9] Voronin B.A., Svetlakov A.G., Sharapova V.M. Programmno-celevoj metod upravleniya sel'skim hozyajstvom kak faktor konkurentosposobnosti // Agrarnyj vestnik Urala. - 2012. - № 5. - S. 91 - 94.
[10] Petryakova S.V., Radionova S.V., Gorbunova O.S. Proizvoditel'nost' truda kak osnova effektivnosti funkcionirovaniya organizacii // Biznes. Obrazovanie. Pravo. - 2018. - № 2 (43). - S. 229-231.
[11] Pustuev A.L., Gorbunova O.S., Petryakova S.V. i dr. Formirovanie agroekonomicheskoj sistemy regiona // Agrarnyj vestnik Urala. - 2017.- № 5 (159).
- S. 16.
[12] Semin A.N., Sharapova V.M., Sharapova N.V. Agropromyshlennyj kompleks srednego Urala: problemy funkcionirovaniya i vektor razvitiya // European Applied Sciences: challenges and solutions 1st International Scientific Conference. 2015. - S. 170 -173.
[13] Staheev D.E., Staheeva L.M., Sharapov Yu.V. Razrabotka antikrizisnyh meropriyatij na predpriyatiyah APK // Sovremennye problemy finansovogo regulirovaniya i ucheta v agropromyshlennom komplekse: sb. st. po materialam III Vseros. (nacional'noj) nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod obshch. red. S.F. Suhanovoj. - 2019. - S. 437 - 440.
[14] Staheeva L.M., Staheev D.E., Staheev R.V. Effektivnost', dostupnost' gosudarstvennoj podderzhki nachinayushchih krest'yanskih (fermerskih) hozyajstv // Tendencii razvitiya gumanitarnogo i social'no-ekonomicheskogo obrazovaniya v vysshej shkole: sb. materialov Vseross. (nacional'noj) nauch.-prakt. konf. - 2018. -T. 1. - S. 200-205.
[15] Staheeva L.M., Sharapov Yu.V., Lyalin D.V. Effektivnost' i dostupnost' gosudarstvennoj podderzhki dlya nachinayushchih fermerov // Agrarnoe obrazovanie i nauka. - 2019. - № 1. - S. 19