Научная статья на тему 'Основные проблемы реструктуризации предприятий пищевой промышленности Томской области и пути их преодоления'

Основные проблемы реструктуризации предприятий пищевой промышленности Томской области и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / PROFITABILITY / RE-STRUCTURING / FINANCIAL RESULT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оловянишников Александр Геннадьевич

Развитие предприятий пищевой промышленности в 90-е гг. не отличалось от общих негативных тенденций в российской экономике. Сегодня, в ходе восстановительного роста во многих перерабатывающих отраслях, в том числе в пищевой промышленности, назрела необходимость реструктуризации ее предприятий с целью сохранения продовольственной безопасности и обеспечения населения необходимым количеством качественных продуктов питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic problems of re-structuring the food-processing enterprises of the Tomsk region and way of their overcoming

Development of the enterprises of the food-processing industry in 90th did not differ from the general negative tendencies in the Russian economy. Today, during regenerative growth in many processing branches, including in the food-processing industry, has ripened necessity of re-structuring of its enterprises on purpose from food safety and population maintenance with necessary quantity of a qualitative foodstuff.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы реструктуризации предприятий пищевой промышленности Томской области и пути их преодоления»

2009 Экономика №1(5)

УДК 65.011.8

А.Г. Оловянишников

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ

ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Развитие предприятий пищевой промышленности в 90-е гг. не отличалось от общих негативных тенденций в российской экономике. Сегодня, в ходе восстановительного роста во многих перерабатывающих отраслях, в том числе в пищевой промышленности, назрела необходимость реструктуризации ее предприятий с целью сохранения продовольственной безопасности и обеспечения населения необходимым количеством качественных продуктов питания.

Ключевые слова: рентабельность, реструктуризация, финансовый результат

В Томской области пищевая промышленность представлена достаточно широко и демонстрирует высокие показатели развития, однако формирование ее структуры сопряжено с рядом проблем. Данные проблемы характеризуют две противоположные тенденции развития регионального пищевого комплекса.

Рис. 1. Совокупный прирост пищевой продукции в % к 2002 г.

С одной стороны, за прошедшие пять лет (2003-2007 гг.) совокупный объем производства пищевых продуктов на территории Томской области возрастает, по своим темпам превышая общероссийскую динамику (рис. 1).

Как следует из рис. 1, за период с 2003 по 2007 г. объем производства пищевых продуктов на территории Томской области увеличился в 2,2 раза, что значительно превышает общероссийскую динамику (прирост на 28 %). При этом среднегодовые темпы роста пищевой промышленности Томской области составили 17,5 %, что в 3,5 раза выше, чем в среднем по России (5,1 %) [3].

Доля пищевой промышленности Томской области в структуре выпуска обрабатывающих производств по итогам 2007 г. составляет 24,5 % [1], что на

0,8 процентных пункта больше, чем в 2006 г., и почти в 1,5 раза больше, чем в среднем по России (17,1 %).

В подотраслевом разрезе региональной пищевой промышленности наблюдается аналогичная ситуация. В течение 2007 г. продолжилось стабильнодинамичное развитие мясной отрасли, начатое в 2006 г. По отношению к 2006 г. производство мяса увеличилось на 45,6 %, колбасных изделий - на 11,3 %, мясных полуфабрикатов - на 1,8 %.

Значительного роста в течение 2007 г. удалось достичь в производстве водки и ликеро-водочных изделий. Объем их производства на территории Томской области составил 1125,3 тыс. дкл, или 123,1 % к уровню 2006 г.

Производство кондитерских изделий в 2007 г. составило 26,6 тыс.т, или 113,8 % к уровню прошлого года. Данный показатель существенно превосходит общероссийскую динамику (104,3 %) и был достигнут главным образом за счет успешной реализации стратегии развития ЗАО «КФ «Красная звезда». По итогам 2007 г. фабрикой было произведено на 25 % больше продукции, чем в 2006 г.

Вместе с тем сфера производства молочных продуктов в течение 2007 г. продемонстрировала разнонаправленное движение по основным видам товаров. Так, производство цельномолочной продукции сократилось на 17,5 % по сравнению с 2006 г. (в целом по России - рост на 0,2 %). Производство нежирной молочной продукции в Томской области увеличилось на 29,2 %, в то время как в целом по России зафиксировано снижение на 12,9 %.

Основные финансовые результаты деятельности крупных и средних пищевых предприятий Томской области

Показатели 2007 г. 2006 г. 2007 г. к 2006 г., %

Сальдированный финансовый результат, млн руб. 374,5 482,5 77,6

Число прибыльных организаций в % к общему числу 71,4 82,1 87,0

Сумма прибыли, млн руб. 460,8 571,1 80,7

Сумма убытков, млн руб. 86,3 88,6 97,4

С другой стороны, на фоне более или менее благополучной динамики объемов выпуска пищевой продукции предприятиями Томской области финансовая отдача от этого процесса неизменно ухудшается. Несмотря на то, что пищевая промышленность в 2006-2007 гг. показывает общие положительные финансовые результаты (до 2006 г. ее общее состояние характеризовалось отрицательным сальдированным финансовым результатом), размеры прибыли снижаются (таблица). Также сокращается доля прибыльных пищевых предприятий в регионе.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что за 2007 г. положительный сальдированный финансовый результат крупных и средних пищевых предприятий региона составил 374,5 млн руб., или 77,6 % к уровню 2006 г. При этом доля прибыльных пищевых предприятий от их общего количества снизилась до 71,4 % против 82,1 % в 2006 г. Общая прибыль рентабельных предприятий в 2007 г. составила 358 млн руб., или 75,5 % к уровню предыдущего года. Напротив, доля убыточных пищевых предприятий увеличилась с 17,8 % в 2006 г. до 28,6 % в 2007 г.

Настораживает и тот факт, что, несмотря на рост инвестиций в основной капитал пищевых предприятий Томской области на 51 % (в 2007 г. - 640,6 млн руб.) большая часть от их объема пришлась на два предприятия: ОАО «Томское пиво» и ЗАО «КФ «Красная звезда». Это означает, что остальные предприятия пищевой отрасли региона фактически не готовы к привлечению инвестиций, так как их производственная, финансовая, маркетинговосбытовая, управленческая структуры далеки от совершенства.

Следовательно, налицо затруднение в использовании томскими пищевыми предприятиями возможности повышения рентабельности на фоне увеличения объемов выпуска и сдерживание массового привлечения ими инвестиций. Во многом это связано с проблемами формирования их структуры, фактически доставшейся от дореформенных предприятий. В таких условиях общим для всех предприятий пищевой отрасли региона должен стать принцип построения структуры своей деятельности с целью удовлетворения запросов покупателей, а не максимального использования имеющихся мощностей. В связи с этим немаловажным фактором, определяющим устойчивое функционирование томских предприятий пищевой промышленности, является ассортимент производимой продукции. Непрерывные изменения в структуре платежеспособного спроса населения, возрастающая дифференциация населения по уровню доходов требуют периодического пересмотра и корректировки продуктовой стратегии предприятия. Увеличение номенклатуры выпускаемой продукции, т. е. продуктовая диверсификация, позволит нивелировать потери от продажи одного вида продукции за счет выпуска других продуктов, что повышает устойчивость предприятия

Необходимость реструктуризации пищевых предприятий Томской области обусловлена двумя группами факторов:

I. Общеэкономические, среди которых можно выделить: непродуманный механизм приватизации, несформированность государственной поддержки и защиты от иностранной конкуренции, рост цен на ресурсы и спросовые огра-

ничения на продовольственные товары со стороны населения, замедление поступлений инвестиций в отрасль.

II. Региональные, к которым можно отнести следующие:

- значительные затруднения в устойчивом рентабельном увеличении ассортимента и номенклатуры производимой продукции в рамках существующей финансовой, производственной и управленческой структуры предприятий. Отечественная и зарубежная практика показывают, что наименьшие удельные затраты на производство дополнительной традиционной или вновь осваиваемой продукции имеют предприятия, в наибольшей степени способные к перестройке структуры своего функционирования;

- необходимость эффективной конкуренции с производителями продовольственных товаров как соседних регионов (Новосибирской области, Алтайского и Красноярского краев, традиционно «сильных» на сибирском рынке продовольствия), так и с поставщиками ближнего и дальнего зарубежья. Для решения данной проблемы важно обеспечить ценовой конкурентный задел в виде снижения затрат на производство, технического перевооружения и выпуска новой, оригинальной и пользующейся широким спросом продукции. Как утверждает в своей статье Д. Колотовкин, удельные затраты на техническое перевооружение, как правило, тем ниже, чем выше при прочих равных условиях степень гибкости структуры перевооружаемого предприятия [2. С. 78];

- потребность в коренной перестройке маркетинговой деятельности, коренного изменения ее места в функциональной структуре пищевых предприятий региона. Сегодняшний конкурентный проигрыш местных продовольственных товаров продукции крупных российских фирм и зарубежных производителей есть следствие не только и не столько низкого качества первых (хотя это и имеет первостепенное значение), сколько результат ограниченного выбора и несущественной разницы в цене по сравнению с «привозными» аналогами, отличающимися лучшим дизайном и широтой ассортимента. Достижение же низкой себестоимости и цены продукции при условии быстрой сменяемости ее видов возможно лишь при наличии у предприятия высокой степени структурной гибкости к технологическим нововведениям и потребностям рынка;

- назревшая необходимость использовать применяемые во всем мире передовую технику и прогрессивные технологии производства экологически чистых пищевых продуктов, внедрение которых в действующее производство почти невозможно из-за необходимости не частичной, а почти полной замены всей системы основных производственных фондов;

- важность наращивания финансовых ресурсов, необходимых для приобретения новой техники и технологий и обеспечения непрерывного процесса подстраивания деятельности предприятий под требования рынка.

На основе данных факторов можно выделить главные направления реструктуризации предприятий пищевой промышленности Томской области, к числу которых относятся организационно-финансовые (создание эффективной системы расчетов, оптимальное привлечение и размещение инвестиций, совершенствование системы маркетинга, рационализация структуры управ-

ленческих и производственных подразделений и др.) и внутрипроизводственные, такие как обновление материально-технической базы, организация стабильного обеспечения сырьевыми ресурсами, определение и разработка необходимого ассортимента продукции и диверсификация каналов сбыта и др.

В итоге анализа регионально-отраслевых проблем реструктуризации пищевых предприятий можно сделать следующий вывод. В Томской области отмечается снижение рентабельности пищевого производства и назревание острой необходимости в реструктуризации его предприятий. Для успешной реструктуризации необходимо задействовать как организационно-финансовые, так и внутрипроизводственные резервы этого процесса.

Литература

1. Данные текущего архива Администрации Томской области за 1998-2008 гг.

2. Колотовкин Д. Затратная структура российской промышленности // Вестник Дальневосточного университета экономики и финансов. 2006. № 7.

3. Официальный сайт Госкомстата России, раздел «Готовые документы»: http:// www. gks.ru/scripts/free/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.