Научная статья на тему 'Основные проблемы реализации теории жизненного цикла товара на международных рынках'

Основные проблемы реализации теории жизненного цикла товара на международных рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА (ЖЦТ) / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖЦТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК / МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусихина М. А., Нюренбергер Л. Б.

Жизненный цикл товара имеет большое значение. Во-первых, он ориентирует руководителей на проведение анализа деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций. Во-вто­рых, жизненный цикл товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции. В-треть­их, данная тема помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла, а также определить уровень конкурентоспособности своего товара по сравнению с товаром конкурентной фирмы. Изучение жизненного цикла товара является обязательной задачей предприятия в целях эффективной деятельности и продвижения товара на рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы реализации теории жизненного цикла товара на международных рынках»

- не получили четкого определения сроки и условия их действия;

- зонами объявляются не точечные образования;

- непрозрачность финансовых потоков и низкое качество менеджмента на территории зон;

- механический перенос мирового опыта создания зон без детального учета региональных особенностей.

Создание экономических зон позволяет увеличить открытость национальных экономик, обеспечить и сохранить экономическую безопасность. Это динамичный, постоянно совершенствующийся процесс в различных странах мира. Он набирает обороты и в восточноевропейских странах, и в странах СНГ.

С учетом специфических условий современной действительности особенно актуальным становится необходимость развития особых экономических зон как специфического инструмента регулирования как экономики в целом и выдвигается в число первоочередных общегосударственных задач [4].

В этих зонах находится в постоянной динамике процесс соглашения об устранении двойного налогообложения: договаривающиеся стороны достигают согласия, а через определенное время отменяют достигнутые соглашения до момента новой договоренности [5].

Создание СЭЗ должно служить достижению общей цели повышения жизненного уровня населения, проживающего на ее территории.

Список литературы:

1. www.zakon.kz.

2. Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан».

3. www.aitc.kz.

4. Данько Т.П.,Окрут З.М. Свободные экономические зоны. - М., 1998.

5. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - 2009.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКАХ

© Мусихина М.А.*, Нюренбергер Л.Б.

Новосибирский государственный институт экономики и управления,

г. Новосибирск

Жизненный цикл товара имеет большое значение. Во-первых, он ориентирует руководителей на проведение анализа деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций. Во-вто-

* Студент кафедры Сервиса и организации коммерческой деятельности.

рых, жизненный цикл товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции. В-третьих, данная тема помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла, а также определить уровень конкурентоспособности своего товара по сравнению с товаром конкурентной фирмы. Изучение жизненного цикла товара является обязательной задачей предприятия в целях эффективной деятельности и продвижения товара на рынок.

Ключевые слова жизненный цикл товара (ЖЦТ), этапы развития ЖЦТ, международный рынок, международный маркетинг, маркетинговые исследования, маркетинговая стратегия.

Если задаться вопросом происхождения слова «товар», то на это может уйти не один день и некоторые теории достаточно интересны, как например, китайское толкование. «Товар», по-китайски (хуо); иероглиф этого слова имеет широкий спектр значений, он может означать «ценность», «деньги», «монеты», а также «лентяй», «негодник», «болван». По Ф. Котлеру, товар -это всё, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Как известно, любой живой организм рождается, живет и умирает. То же происходит и с товаром на рынке, и в зависимости от того как за ним «ухаживать», «заботиться», он будет либо приносить прибыль и завоевывать новые рынки сбыта, либо, даже после красивого выхода на подиум, но при абсолютном неумении организовать процесс развития, товар не сможет долго противостоять конкурентам и исчезнет с рынка.

Концептуальной основой теории международного жизненного цикла выступает тезис о том, что рынки разных стран дифференцируются по степени развитости и емкости. Это означает, что различные товары находятся на разных стадиях кривой ЖЦ в разных странах. Этот факт нельзя не учитывать. Нахождение одного и того же товара на различных жизненных этапах используется международными компаниями для продления срока жизни товаров, хотя неизбежно приводит к устареванию по прошествии более длительного временного периода [1].

Согласно теории жизненного цикла товара (ЖЦТ) под циклом понимается период существования продукта на рынке с момента внедрения до момента ухода с него. ЖЦТ подразумевает от 4 до 6 этапов развития (маркетологи не пришли по этому вопросу к единому мнению): разработка, внедрение, рост, зрелость (насыщение), спад и этап ухода с рынка. Каждый этап обладает определенными преимуществами и недостатками, является отражение всех взлетов и падений покупательского интереса к продукту под влиянием различных факторов, таких как мода, вкусы, стиль, технический прогресс и пр. Рассмотрим каждый из этапов жизненного цикла подробнее.

Рождение нового товара, это ответственный момент для каждого предпринимателя, поэтому очень важно проверить концепцию нового товара на предмет коммерческой реализуемости. Задачами маркетинга на этапе разработки являются: комплексные маркетинговые исследования рынка, анализ потенциального спроса, планирование объема продаж, оценка производственных и технологических возможностей фирмы, прогнозирование реакции потребителя на товар. Эта стадия сопровождается рядом исследований, направленных в основном на тестирование продукта (внешний вид, вкус, запах, удобство в применении и т.д., в зависимости от типа продукта),при этом, безусловно, необходимо учитывать особенности исследуемого рынка каждой страны. Так, например, вряд ли стоит предлагать косметику мусульманским женщинам, или поставлять зонты на север.

Второй этап - внедрение. Тут все просто, покупатели еще не знают новый товар, и, следовательно, относятся к нему с недоверием, ни о каком росте продаж речь идти не может, прибыль отсутствует, риски высоки. Главное -это направить силы на максимальное привлечение внимания покупателей к новому товару, усилить рекламу, использовать монополистические преимущества и т.д.

Третий этап - рост. Здесь уже происходит быстрый прирост продаж, соответственно увеличение прибыли. Можно принимать поздравления, силы были потрачены не зря, но не стоит расслабляться, следует задуматься шаг в какую сторону будет уместен в будущем. На данном этапе у предприятия, как правило, появляются конкуренты. Маркетинговая стратегия направлена на создание приверженности к товару за счет агрессивной рекламы, личных продаж и расширения продуктовой линейки. Интенсивная дифференциация продукта направлена на удовлетворение потребностей целевого рынка и создание привилегий выбора.

В определенный момент жизни товара темпы роста его продаж начинают замедляться, что означает наступление стадии относительной зрелости. Происходит стабилизация издержек и объема продаж. Главная задача предприятия на данном этапе - сохранить, а по возможности расширить свою долю рынка и добиться устойчивого преимущества над прямыми конкурентами. На этапе зрелости используются три основные стратегии: модификация рынка, модификация продукта и модификация комплекса маркетинга.

Спад объема продаж товара неизбежен и происходит под влиянием ряда причин: научно-технического прогресса, изменения вкусов, обострения конкуренции и т.д. Данный этап характеризуется устойчивым снижением спроса, уменьшением доли рынка. У покупателей теряется интерес к товару, возникают излишки производственных мощностей, появляются товары - заменители, происходит снижение цен, имеет место сокращение производства товара. Цель фирмы на данном этапе - вернуть утраченные позиции на рынке, восстановить сбыт. Если все же «продлить жизнь» товара не удалось, стоит покинуть рынок [2].

В международном маркетинге теория ЖЦТ нередко подвергается критике, противники утверждают, что модели жизненных циклов имеют слишком большой разброс форм, а рассматриваемые периоды весьма различны по длительности. Кроме того, если неправильно определен этап, на котором находится товар, то возможны серьезные финансовые потери. Ряд специалистов утверждает, что ТЖЦ не курс, куда следует «двигаться кораблю», а всего лишь результат реализации маркетинговых исследований. На наш взгляд, теория жизненного цикла товара зарекомендовала свою жизнестойкость, а ее использование приносит немалые коммерческие выгоды производителям и продавцам как на национальных рынках, так и в международной торговле товарами и услугами [3].

Список литературы:

1. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Черенков В.И. Международный маркетинг: учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

2. Беляев В.И. Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник / В.И. Беляев. - Барнаул: Азбука, 2010.

3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

АНАЛИЗ «ФИСКАЛЬНОГО ОБРЫВА»

© Рубин К.Ю.*, Белалова И.А.*

Филиал Национального исследовательского университета «МЭИ»,

г. Смоленск

Представлена краткая историческая характеристика «фискального обрыва», а именно раскрыта этимология данного термина и описаны этапы переговоров правительства, пытавшегося избежать его наступления. Предложен анализ последствий «фискального обрыва» для американской экономики и некоторых европейских государств. Наряду с историей его развития до настоящего момента выявлены личности, которые повлияли на экономическую конъюнктуру Соединенных Штатов Америки и, тем самым, привели страну к «обрыву».

Ключевые слова «фискальный обрыв», проблемы американской экономики, экономика Европы, потолок государственного долга США, секвестр расходных статей бюджета США.

Такой термин как «фискальный обрыв» впервые появился в 2010 году. Его автором является Председатель Федеральной Резервной Системы (далее -

* Студент кафедры «Электроники и микропроцессорной техники».

* Доцент кафедры «Экономики, бухгалтерского учета и аудита», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.