Научная статья на тему 'Основные проблемы развития рынка структурированных продуктов в российском законодательстве и некоторые рекомендации по их решению'

Основные проблемы развития рынка структурированных продуктов в российском законодательстве и некоторые рекомендации по их решению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРИРОВАННЫЙ ПРОДУКТ / СРОЧНЫЙ РЫНОК / ПРОИЗВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ СРОЧНОЙ СДЕЛКИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СРОЧНЫХ СДЕЛОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данзюрюн Б.Д.

В статье выделены основные проблемы в российском законодательстве, препятствующие развитию рынка структурированных продуктов, и рассмотрены базовые понятия рынка производных финансовых инструментов, являющихся неотъемлемой частью структурированных продуктов. Анализ правовых нормативов показал, что существующие понятия не дают однозначных определений, необходимых для разрешения наиболее актуальных проблем. Внимание уделено и наиболее значимым недостаткам налогового законодательства, поскольку оно также является одним из факторов, ограничивающих развитие срочного рынка, а значит и рынка структурированных продуктов. В заключении приведены некоторые рекомендации, направленные на улучшение положения на рынке производных финансовых инструментов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы развития рынка структурированных продуктов в российском законодательстве и некоторые рекомендации по их решению»

основные проблемы развития рынка структурированных продуктов в российском законодательстве и некоторые рекомендации по их решению

Б. Д. ДАНЗЮРЮН, аспирант Институт экономики РАН

90 000.00 80 000.00 70 000.00 60 000.00 50 000.00 40 000.00 30 000.00 20 000.00 10 000.00 0.00

В россии структурированные продукты начали появляться во второй половине 1990-х гг., в 1998 г. развитие рынка структурированных продуктов было остановлено из-за финансового кризиса и возобновлено лишь в 2002 — 2003 гг. В виду того, что структурированные продукты опираются на производные финансовые инструменты, для развития рынка структурированных продуктов крайне важным является состояние срочного рынка.

российский срочный рынок появился почти 15 лет назад и первым организатором торговли на нем стала российская товарно-сырьевая биржа, организовавшая в 1993 г. торговлю с расчетным фьючерсом на доллар сША. современный российский срочный рынок далек от совершенства, а его бурное развитие повлекло за собой возникновение острых проблем, волнующих участников данного сегмента рынка. Объемы торгов срочного рынка FORTS с 2001 г. по апрель 2009 г. (см. рисунок)1 наглядно показывают бурное развитие срочного рынка в россии за последние 2-3 года.

Основными проблемами данного рынка являются несовершенство законодательства в данной области и неразвитость инструментария и инфраструктуры этого рынка. неразвитость инфраструктуры всего финансового рынка повышает транзакционные издержки, что в совокупности с пробелами в законодательстве приводит к тому, что большая часть сделок осуществляется на зару-

к

hts 1

■1111

^Mllllll

■ШВшй^^Ш И)

, , , ■1«

1 источник: URL: http://www. rts. ru

ОбъемторговРОЮБ, млн руб.

бежных биржах, а значит, ограничивает развитие срочного рынка и рынка структурированных продуктов в россии.

Основным событием, обнажившим несовершенство российского законодательства в сфере срочного рынка, стал дефолт по государственным краткосрочным облигациям (ГкО) в 1998 г. к тому моменту были открыты позиции на форвардные контракты на доллар сША в размере более 1 млрд долл., к тому же основная доля гарантийного обеспечения вносилась в виде государственных краткосрочных обязательств. После объявления дефолта по государственным обязательствам курс долл. /руб. значительно повысился, а обязательства по валютным форвардам не были выполнены. В связи с отсутствием в законодательстве четких определений понятий срочного рынка, суды в соответствии со ст. 1062 Гражданского кодекса рФ (Гк рФ) рассматривали форвардные контракты

финансы и кредит

47

как сделки пари и отказывали в судебной защите. Это повлекло за собой колоссальные убытки участников этих сделок и привело к снижению доверия инвесторов российскому срочному рынку.

Необходимо отметить, что принятие в январе 2007 г. дополнения в ст. 1062 ГК РФ позволило избежать отделения понятия срочных сделок от сделок пари и массового неисполнения обязательств, как это случилось в 1998 г. Согласно этим поправкам требования «...в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции или от значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, либо от наступления иного обстоятельства, которое предусмотрено законом и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.», «...подлежат судебной защите, если хотя бы одной из сторон сделки является юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление банковских операций или лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, либо хотя бы одной из сторон сделки, заключенной на бирже, является юридическое лицо, получившее лицензию, на основании которой возможно заключение сделок на бирже. Требования, связанные с участием граждан в указанных в настоящем пункте сделках, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже». Очевидно, что в силу большой доли внебиржевых сделок срочного рынка, требование заключения сделок на бирже лишает граждан права на судебную защиту. Это в свою очередь значительно ограничивает развитие срочного рынка в целом и внебиржевого срочного рынка в частности. Внесенные поправки не решили законодательных проблем, однако существенно повысили доверие к срочному рынку, что обусловило появление многих международных инвестиционных банков на срочном рынке и дало толчок развитию срочного рынка россии.

В российском законодательстве отсутствуют четкие определения всего инструментария срочного рынка, нет и отдельного закона, регулирующего срочный рынок. Можно найти косвенные определения понятия инструментария срочного рынка в Федеральных законах «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об инвестиционных фондах» и в Налоговом кодексе РФ (НК РФ).

В ст. 301 НК РФ понятие финансовых инструментов срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения)

определяется как «.соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставки базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки.» Понятие финансового инструмента срочных сделок раскрыто в статье односторонне и в контексте использования исключительно в целях налогообложения.

В ст. 8. Закона РФ от 20.02.1992 №2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» определены понятия «форвардные сделки», «фьючерсные сделки», «опционные сделки».

«Статья 8. Виды биржевых сделок. В целях настоящего Закона участниками биржевой торговли в ходе биржевых торгов могут совершаться сделки, связанные с:

взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);

а также другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли».

Указанные дефиниции приведены в отношении биржевого товара, определенного ст. 6 как «...не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.», и являющихся недостаточными, поскольку понятие объекта приведенных сделок гораздо шире. Из данной статьи видно, насколько несовершенны эти определения базовых понятий срочного рынка.

Также существуют описания сделок с производными ценными бумагами в п. 2 ст. 40 Федерального Закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»: «...совершать сделки, предусматривающие:

1) обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции или от значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, либо от наступления иного обстоятельства, которое предусмотрено законом и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, в том числе сделки, предусматривающие также обязанность одной из сторон передать другой стороне товары, ценные бумаги или валюту;

2) обязанность одной стороны в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товары, ценные бумаги или валюту на условиях, определенных при совершении такой сделки».

В ст. 13 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» отмечено требование утверждения спецификации производных ценных бумаг в соответствии с нормативными актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг:

«...фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на ценные бумаги (фондовых индексов), в том числе сделок, предусматривающих исключительно обязанность сторон уплачивать (уплатить) денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений фондовых индексов, обязана также утвердить соответствующие требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг спецификации таких сделок».

таким образом, в российском законодательстве практически отсутствует линейка четких понятий, которые внесли бы ясность в судебную практику. При возникновении неблагоприятных событий на рынке возможно появление множества отказов от исполнения обязательств по производным ценным бумагам.

наиболее значительным недостатком действующей системы регулирования производных финансовых инструментов и срочного рынка остается несовершенство налогового законодательства российской Федерации.

В целях налогообложения сделок срочного рынка в 2002 г. в нк рФ введено понятие «финансовый инструмент срочных сделок» (Фисс) и определено ст. 301 как «... соглашение участников срочных сделок

(сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки. Под базисным активом финансовых инструментов срочных сделок понимается предмет срочной сделки (в том числе иностранная валюта, ценные бумаги и иное имущество и имущественные права, процентные ставки, кредитные ресурсы, индексы цен или процентных ставок, другие финансовые инструменты срочных сделок)».

Финансовые инструменты срочных сделок в целях определения порядка налогообложения подразделяются на инструменты, обращающиеся на бирже, и инструменты, не обращающиеся на бирже. согласно нк рФ профессиональный участник рынка может учитывать убытки по операциям с Фисс, обращающихся на бирже, вместе с основной налогооблагаемой базой. а убытки по не обращающимся на бирже Фисс могут только уменьшить налогооблагаемую базу по таким же Фисс. Ввиду популярности сделок на внебиржевом срочном рынке данное ограничение представляется не вполне оправданным.

также в нк рФ не определены даты признания финансового результата для налогообложения по опционным контрактам. При более продолжительном сроке опционных контрактов (более одного налогового периода) требования и обязательства по отношению к базовому активу должны быть переоценены на отчетную дату в связи с изменением цены или иного количественного показателя базового актива. данное требование производить переоценку опционных контрактов на отчетную дату не всегда является с экономической точки зрения правильным.

существует неясность в отношении порядка признания для целей налогообложения фактической цены сделки Фисс, не обращающихся на бирже, рыночной ценой. По правилам ст. 305 нк рФ, фактическая цена сделки признается рыночной ценой, «.. если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичному (однородному) финансовому инструменту срочных сделок, зарегистриро-

финансы и кредит

49

ванному организатором торговли на торгах в дату заключения такой сделки или на ближайших торгах, состоявшихся до указанной даты;

2) цена соответствующей сделки находится в пределах 20 процентов в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичного (однородного) финансового инструмента срочной сделки, рассчитанной организатором торговли в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов в дату заключения такой сделки или по итогам ближайших торгов, состоявшихся до указанной даты». Принимая во внимание разнообразность внебиржевых ФИСС, возможны ситуации, когда затруднительно найти аналогичный инструмент на бирже. В случае отсутствия аналогичного инструмента на бирже «...фактическая цена сделки признается для целей налогообложения рыночной ценой, если фактическая цена сделки отличается не более чем на 20 % от расчетной цены этого финансового инструмента срочных сделок, которая в свою очередь может быть определена на дату заключения срочной сделки с учетом конкретных условий заключенной срочной сдел -ки, особенностей обращения и цены базисного актива, уровня процентных ставок на денежные средства в соответствующей валюте и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета». По данному способу рыночную цену не обращающихся на бирже ФИСС сложно определить однозначно, соответственно она может быть оспорена налоговым органом.

В условиях финансового кризиса повышается необходимость в операциях хеджирования финансовых рисков. Согласно п. 6 ст. 214 НК РФ по операциям с ФИСС, заключаемых в целях снижения рисков, изменения цены ценной бумаги, доходы, полученные от операций с финансовыми инструментами срочных сделок (включая полученные премии по сделкам с опционами), увеличивают, а убытки уменьшают налоговую базу по операциям с базисным активом. Для подтверждения операций хеджирования налогоплательщикам необходимо составить ряд документов, доказывающих, что операции ФИСС совершены в целях хеджирования от определенных финансовых рисков. При этом в налоговом законодательстве отсутствует свод четких правил расчета данных и составления документов, из-за чего налогоплательщики часто допускают ошибки. Это повышает вероятность того, что расчет, приведенный налогоплательщиком, может быть оспорен налоговым органом, и это также добавляет дополнительную неопределенность участникам рынка.

Рынок производных финансовых инструментов играет важную роль не только на рынке структурированных продуктов, но и на финансовых рынках в целом. Поэтому крайне необходимо формирование в законодательстве четких понятий рынка производных финансовых инструментов, и регулирование данного рынка отдельным законом, а не определение этих понятий косвенным образом в различных нормативных актах.

В настоящее время регулированием рынка ценных бумаг в целом и срочного рынка в частности занимаются три организации: Комиссия по товарным биржам при Министерстве по антимонопольной политике РФ, которая лицензирует биржевую и брокерскую деятельность на рынке стандартных контрактов, в том числе производных на товарные активы; Федеральная служба по финансовым рынкам России, осуществляющая регулирование профессиональной деятельности и инфраструктуры рынка производных финансовых инструментов на ценные бумаги и фондовые индексы; Центральный банк РФ, отвечающий за решение вопросов, связанных с расчетами на организованном рынке, с обращением срочных контрактов на иностранную валюту, регулированием банковской деятельности на срочном рынке. Ввиду бурного развития срочного рынка в России необходимо создание новой структуры — независимого регулятора срочного рынка, которому будет не только легче контролировать и регулировать рынок в целом, но и проводить мониторинг всего рынка в целях выявления и предотвращения неблагоприятных ситуаций.

список литературы

1. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 09.02.2009). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (в ред. от 26.12.2005). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3.Федеральный закон от29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (в ред. от 15.04.2006). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 30.12.2008). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.