Научная статья на тему 'Основные проблемы отечественного автопрома в период кризиса'

Основные проблемы отечественного автопрома в период кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ / ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гранкина В. Л., Маслова А. Н.

В данной статье рассмотрены существующие на данный момент проблемы в развитии автомобилестроительной отрасли, как в сфере технологий и производства, так и в сфере реализации и конкуренции. Проанализировано состояние автомобильной промышленности в период кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы отечественного автопрома в период кризиса»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА В ПЕРИОД КРИЗИСА

© Гранкина В.Л.*, Маслова А.Н.

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ),

г. Москва

В данной статье рассмотрены существующие на данный момент проблемы в развитии автомобилестроительной отрасли, как в сфере технологий и производства, так и в сфере реализации и конкуренции. Проанализировано состояние автомобильной промышленности в период кризиса.

Ключевые слова: автомобильная промышленность России, производство автомобилей, мировой финансовый кризис.

Автомобильная промышленность в России является ведущей отраслью машиностроения, которая имеет значительное влияние на развитие экономики страны. Положение автомобильной промышленности в России больше характеризуется, как неоднозначное. С одной стороны происходит рост продаж на рынке, который вызван покупательской способностью, а с другой постоянно сокращается доля российских автомобилей на рынке. Отечественная автомобильная техника в значительной мере отстает от современных требований по надежности, комфорту, безопасности, техническому уровню и экологии.

Единственным конкурентным преимуществом отечественных автомобилей оставалась цена, но, к сожалению, на сегодняшний день и этот фактор изжил себя, так как стоимость известного отечественного автомобиля ВАЗ 2110, например, сравнялась с ценой корейских автомобилей. Поскольку существует много претензий от потребителей в сторону качества продукции отечественного автопрома, то автомобильную промышленность можно смело отнести к числу проблемных отраслей российской экономики.

Многие полагают, что существующая автомобильная промышленность, с существующим на данный момент качеством производства и уровнем обслуживания, элементарно не нужна в Российской Федерации. К сожалению такой позиции, придерживается наибольшая часть населения нашей страны.

Существует большое количество проблем на данный момент в развитии автомобилестроительной отрасли, как в сфере технологий, качества, производства, реализации и конкуренции. Это касается производства, как и легковых автомобилей, так и автобусов, грузовиков, и запасных частей (комплектующих). Отставание автомобильной промышленности в России огромное,

* Старший преподаватель кафедры «Менеджмент».

оно составляет десятки лет. Проблема не в том существовать российской автомобильной промышленности или не существовать, а в том, как сделать её не просто конкурентоспособной на внутреннем рынке, а способной занять лидирующие сегменты мирового рынка автомобилей.

Одной из основных проблем, которые сдерживают дальнейшее развитие отечественной автомобильной промышленности, является недостаточное инвестирование потенциальных инвесторов из зарубежных автомобильных компаний. Именно это, значительно определяет отставание российской автомобильной промышленности от требований по техническому уровню.

Для того что бы развивать автомобилестроительную отрасль нужно реально осознать текущие проблемы и здраво видеть перспективы развития этой отрасли. Для того что бы представить развитое «будущее» экономики нашей страны, нужно углубиться в «настоящее» зарубежных стран которые находятся на ступень выше в экономическом развитии.

Так же проблемы развития отечественного автопрома глубоко связаны с качеством продукции, с низким уровнем обновления капитала, низкой производительностью труда, и как итог низким качеством отечественных автомобилей. Ослабление конкурентной позиции российских автомобилей выражается в снижении цен с ценами на иностранные аналоги автомобилей.

Автомобильная промышленность в очень не простом положении находится в настоящее время, она находится на перепутье, так как решения, принимаемые сейчас, могут изменить сущность автомобилестроительной промышленности на десятки лет вперед. Необходимо анализировать текущее состояние отрасли, спрогнозировать последствия всевозможных угроз для отечественной промышленности. Не менее важно, следует, тщательно определись роль автомобильной отрасли не только на сегодняшний момент, но и на будущее развитие экономики России.

Только на основе перечисленных факторов прогноза можно формировать обоснованную позицию государства и разрабатывать долгосрочную стратегию развития автомобильной промышленности в России. Автомобилестроение находится на такой стадии, где существует острая нехватка модернизации, по результатам научных исследований показан недостаток прямых инвестиций, и наличие слабой базы для рыночного апгрейда российской экономики.

Автопром занимает особое место в экономике России. Автопром - тот самый мультипликатор промышленности, который тянет за собой развитие электротехники, электроники, металлургии, химии, нефтехимии, текстильной отрасли и так далее - всего более 40 смежных отраслей. Более 1/3 всего металла, производимого в России, потребляется именно отечественными автостроителями.

По мнению ряда отечественных специалистов, чтобы производство современных автомобилей в России стало предпочтительней импорта, следует изменить базовые ставки пошлин, причем не обязательно на готовую продукцию.

Одна из основных проблем российского автопрома - низкое качество автомобилей. По мнению специалистов, отставание отечественных технологий по отдельным узлам и агрегатам от мирового уровня достигает 8-12 лет, поэтому необходимы серьезные решения в области модернизации отрасли автомобильных компонентов. Главными потребителями российских авто компонентов остаются «АвтоВАЗ», «Иж-Авто», «ГАЗ» и «УАЗ».

Уровень локализации производства автомобилей с иностранными брэндами еще очень низок. Например, на «Автоторе» и «ТАГАЗе» доля российских комплектующих не более 5 %. На сборочном предприятии Ford Motor Company она составляет 25 %, однако у российских производителей закупаются самые простые детали, не способные серьезно повлиять на себестоимость автомобиля.

В целом же российские автопроизводители осознают, что для достижения реальной конкурентоспособности им необходимо, прежде всего, повысить качество автомобильных компонентов и сборки. В частности, планы более широкого использования импортных комплектующих, а также увеличение уровня локализации производства автомобилей с иностранными брендами, несомненно, будут способствовать сближению автомобилей и выпущенных в России иномарок по цене и качеству.

Российская автомобильная промышленность пережила тяжелые времена в период кризиса, на то время существовала острая нехватка оборотных средств.

Наибольшая часть мировых автоконцернов попали в тяжелое положение, и изменить это могло только государство. Государство предпринимает многочисленные меры для поддержки отечественного автопрома, такие как субсидии, повышение квот и обеспечение субсидиями перевозок автомобилей, создание программы авто утилизации. Существует мнение, что для поддержки автопрома, государство обременяет автомобилистов увеличением транспортного налога, втройне увеличивает пошлину за регистрацию автомобиля. Ко всему этому цена на отечественные автомобили существенно возрастает.

Мировой кризис показал все изъяны и недостатки, присутствующие в отечественном автопроме. Мировой автомобильный рынок насыщен конкурентами. Сильнейшую конкуренцию отечественному АвтоВАЗу может составить американский GM, немецкие концерны, азиатская Toyota. Тем более в условиях кризиса составлять им конкуренцию стало ещё сложнее. В связи с кризисом продажи автомобилей «ВАЗа» мгновенно упали.

У российских граждан, и так было недоверие к российскому автопрому, и покупали отечественные автомобили либо патриоты, либо люди с невысоким достатком.

Российская автомобильная промышленность представлена в производстве легковых автомобилей, легковых коммерческих автомобилей, грузовых и автобусов и др. Всего в автомобильной отрасли действует 400 предприятий.

В настоящее время автомобильная промышленность РФ создаёт 1 % валового внутреннего продукта (ВВП), обеспечивая 400 тыс. рабочих мест.

Таблица 1

Оценка текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России

Параметры 2008 2009 оценка 2020 прогноз Источник данных

Макроэкономические:

1 ВВП (с учетом индекса дефляции), млрд. руб. 33274 38743 63 366 Минэкономразвития России

2 Численность населения, млн. чел 142,0 141,9 134,17 Росстат

3 Численность трудоспособного населения, млн. чел 68,5 66,4 67,9 Минэкономразвития России

4 Доля автомобильной промышленности в ВВП, % 0,98 % 0,57 % 2,38 % Минэкономразвития России

5 Количество занятых в автомобильной промышленности от общего числа трудоспособного населения, % 0,7 % 0,6 % 0,6 % Минэкономразвития России

Рынок и производство:

Объем внутреннего рынка, тыс. шт.

6 В целом 3202,3 1557,4 4166,6 Минпромторг России

7 Легковые автомобили 2801 1400 3600 Минпромторг России

8 Легкие коммерческие автомобили 210 102 350 Минпромторг России

9 Грузовые а/м 171 44 190 Минпромторг России

10 Автобусы 20,3 11,4 26,6 Минпромторг России

Внутреннее производство, тыс. шт.

11 В целом 1793,6 723,6 3745

12 Легковые автомобили 1469,4 596.9 3150 Минпромторг России, Росстат

13 Легкие коммерческие автомобили 196,5 75,0 280 Минпромторг России

14 Грузовые а/м 103,7 40,1 280 Минпромторг России

15 Автобусы 24,0 11,6 35 Минпромторг России

В России на 2008 год, максимальный возможный выпуск продукции составил 2603 тыс. шт. в год. Наибольшее увеличение произошло в производстве автобусов.

Приведённая статистика свидетельствует, что с одной стороны имеющиеся мощности не могут полноценно обеспечить потребности внутреннего рынка, а с другой остаются не дозагруженными.

Изменение производственных мощностей в автомобильной промышленности приведены в табл. 2.

Важнейшая отрасль экономики автомобильной промышленности пострадала больше всех в период кризиса. В 2009 году производство легковых автомобилей сократилось на 60 % по сравнению с 2008 годом. Изготовление отечественных легковых автомобилей на период 2009 года составило 317 тыс. штук, иностранных автомобилей на 2009 год 280 тыс. штук, а выпуск предприятиями в режиме промышленной сборки составил 192 тыс. штук.

Таблица 2

Изменение производственных мощностей в автомобильной промышленности

Наименование производства Мощность на начало 2010 г ода Мощность на начало 2011 года % изменения мощности в 2010 г Среднегодовая мощность, действовавшая в 2008 году Выпуск продукции в 2010 году Использование среднегодовой мощности в 2010 году, %

Автомобили гру-

зовые (включая 435,7 517,7 118,8 % 480,8 262 4,7

шасси), тыс. шт.

Автобусы (включая шасси), тыс. шт. 55,7 80,2 143,9 % 72,7 40,3 55,5

Автомоб. легковые, тыс. шт. 1837,99 1979,6 107,7 % 1957,9 1437,97 73,4

Объем выпускаемой продукции легкового автомобиля на 2009 год составил 91 тыс. шт., грузовых иностранных автомобилей 7,5 тыс. шт., это составляет 8 % от общего производства грузовых автомобилей. Общий объем продукции 79,6 млрд. руб.

Объем выпускаемой продукции автобусов составлял 35 тыс. шт., на 2009 год, иностранных марок 4,5 тыс. штук. Общий объем продукции по автобусам 12,6 млрд. рублей.

Общий объем отгрузки автомобильной продукции собственного производства в 2009 году составил 489,5 млрд. руб.

Список литературы:

1. Автомобильный рынок России 2009. Ежегодное справочное издание / Автостат. - М., 2009.

2. Брызгалов А.И. Автомобильная промышленность России: Проблемы и перспективы развития. - М.: Мир, 2004. - 114 с.

3. Удалов C.B. Локализация сборки легковых иномарок в России - итоги и перспективы / Аналитическое Агентство АВТОСТАТ. Материалы «РОС-АВТОФОРУМ 2009». - М.: ГУ ВШЭ, 2009.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

© Заврачева А.М.*

Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск

В данной статье рассматривается понятие финансовой устойчивости, а также методы и основные подходы к оценке финансовой устойчивости организации.

* Магистрант кафедры Финансов, бухгалтерского учета и управления экономическими системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.